Анализ рассказов андреева л н. Анализ рассказа Л.Андреева "Город"

«Жизнь человека» Андреева Л.Н.

«Хочу реформировать драму», — писал Андреев А. Серафимовичу в ноябре 1906 года после окончания работы над пьесой «Жизнь человека». В письме Г. Чуйкову Андреев также отмечал новаторство своего замысла: «Дело в том, что я взял для пьесы совершенно новую форму — ни реалистическую, ни символистскую, ни романтическую, — что не знаю...» В работе над пьесой писатель испытал немалые трудности. «Скажу откровенно, — признавался он Вл. Немировичу-Данченко, — сам я недоволен «Жизнью человека». Приходилось положительно идти ощупью, мысль упрямо сбивалась на старое, привычное, и минутами не было никакой возможности разобраться, хорошо ли ты делаешь или дурно. В самом процессе работы развивалась и выяснялась форма, и только оканчивая пьесу, понял я сам ее сущность... Пусть это будет первым опытом».

По замыслу автора, «Жизнь человека» должна была быть первой в цикле философских пьес, «связанных односторонностью формы и неразрывным единством основной идеи». «За «Жизнью человека» идет «жизнь человеческая», которая будет изображена в четырех пьесах: «Царь-Голод», «Война», «Революция» и «Бог, дьявол и человек», — писал Андреев Немировичу-Данченко в мае 1907 года. — Таким образом, «Жизнь человека» является необходимым вступлением как по форме, так и по содержанию, в этот цикл, которому я смею придавать весьма большое значение». И хотя этот замысел в своем первоначальном варианте не был осуществлен (из названных была написана лишь пьеса «Царь-Голод»), само по себе намерение Андреева создать цикл драматических произведений, в котором судьбы отдельных людей должны были быть увязаны с судьбами человечества, четко соотносилось с острейшими философскими запросами времени и по-своему отражало потребность в новом уровне философско-исторической и художественной мысли.

Тематика и проблематика пьесы. В прологе к пьесе сразу же декларирована ее главная тема — вневременная трагедия человека, зависимого от воли рока. Некто в сером, именуемый Он, — условный персонаж, олицетворяющий все то, что препятствует свободе человека, — фиксирует орбиту человеческой жизни: «Неудержимо влекомый временем, он непреложно пройдет все ступени человеческой жизни, от низу к верху, от верху к низу. Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени, на которую уже не поднимется нетвердая нога его; ограниченный знанием, он никогда не будет знать, что несет ему грядущий день, грядущий час — минута. И в слепом неведении своем, томимый предчувствиями, он покорно совершит круг железного предначертания». Все пять картин пьесы («Рождение Человека и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастье Человека», «Смерть Человека»), демонстрирующие соответственно пять этапов жизни человека с рождения до смерти — «от низу к верху, от верху к низу», — иллюстрируют этот тезис.

Акцент в драматическом действии ставится на перипетиях столкновения человека с «непреложным». А трагический исход конфликта обусловливается тем, что потуги человека разорвать этот «круг железного предначертания» оказываются тщетными, неизменно наталкиваются на каменное равнодушие Некоего в сером с горящей свечой в руках, монотонно повторяющего: «Ho убывает воск, съедаемый огнем. — Ho убывает воск».

Ho, признавая власть фатально неодолимых сил над человеком, писатель не смирялся с действительностью, не отказывался от попыток — пусть обреченных на неудачу — противостоять ударам судьбы. Во второй картине пьесы Человек, показанный молодым, энергичным, верящим в силу разума, бросает вызов самой судьбе, когда она становится на его пути. Обращаясь к стоящему в углу комнаты Некоему, Человек возглашает: «Эй, ты, как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь, я бросаю тебе перчатку, зову тебя на бой!.. Поблестим мечами, позвеним щитами, обрушим на головы удары, от которых задрожит земля! Эй, выходи на бой!» Александр Блок, буквально «потрясенный», по его признанию, «Жизнью человека» (в феврале 1907 года ему довелось увидеть спектакль Be. Мейерхольда на сцене Петербургского театра В. Ф. Комиссаржевской), ощутил истинное величие и трагизм именно в том, что андреевский человек не сдается, а борется до конца. Блоку в то время были близки выразившиеся в «Жизни человека» настроения «последнего отчаяния», яростной, хотя и бесплодной, ненависти художника к окружающему «страшному миру», и в этом аспекте он осмыслял бунтарство человека, вызвавшего на бой «неумолимую, квадратную, проклятую Судьбу». В андреевской драме Блок увидел «яркое доказательство того, что Человек есть человек, не кукла, не жалкое существо, обреченное тлению, но чудесный феникс, преодолевающий «ледяной ветер безграничных пространств». «Тает воск, но не убывает жизнь», — заключал он свою мысль.

Особенности драматургической формы. Масштабное философское содержание «Жизни человека» воплощено в новаторской драматургической форме. «Если в Чехове... сцена должна дать жизнь, — указывал Андреев в одном из писем К. С. Станиславскому, — то здесь — в этом представлении — сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать, что он стоит перед картиною, что он находится в театре и перед ним актеры, изображающие то-то и то-то». В противоположность традиционному театру непосредственного эмоционального переживания Андреев создает свой театр «представления», театр философской мысли, отказываясь от жизнеподобия и прибегая к условно-обобщенным образам. «С внешней стороны — это стилизация, — разъяснял Андреев замысел «Жизни человека» в письме к Вл. И. Немировичу-Данченко. — Характеры, положения и обстановка должны быть приведены к основным своим идеям, упрощены и в то же время углублены благодаря отсутствию мелочей и второстепенного».

В образной системе «Жизни человека» представлены несколько типов персонажей. Есть персонажи единичные, но предельно отдаленные от индивидуального, конкретного, лишенные имени (Человек, Жена Человека, Доктор, Старуха). Есть образы «хоровые», воплощающие собирательную — нравственную или социальную — сущность большой группы людей (Родственники, Соседи, Гости на балу). Функции этих образов — комментирование событий, обстановки сценического действия, внушение зрителям определенного настроения, необходимого по авторскому замыслу. Например, во второй картине, рисующей молодость, бедность, красоту Человека, реплики Соседей исполнены трогательного внимания и любви, содержат множество добрых пожеланий. Напротив, диалоги Пьяниц и зловещих Старух в 5-й картине предвещают мрак небытия, в который вот-вот должен погрузиться умирающий Человек. Есть, наконец, и персонаж, несущий в себе отвлеченный символический смысл (Некто в сером).

В связи с общей идеей театра «представления» находится и другой художественный принцип, использованный в «Жизни человека». «В связи с тем, что здесь не жизнь, а только отражение жизни, рассказ о жизни, представление, как живут, — в известных местах должны быть подчеркивания, преувеличения, доведение определенного типа, свойства до крайнего его развития, — отмечал Андреев в письме К. С. Станиславскому. — Нет положительной, спокойной степени, а только превосходная... Резкие контрасты». Само состояние мира, изображаемого в «Жизни человека», побуждало автора вместо «тихих, нежных, тонких настроений» обратиться к «резким, отчетливым, гневным звукам трубы».

В пьесе Андреева действительно нет места «спокойной степени»: либо использован сатирический гротеск (3-я картина «Бал у Человека»), либо нагнетается безысходный ужас (5-я картина «Смерть Человека»), либо передается возвышенно светлый строй чувств и мыслей (2-я картина «Любовь и бедность»). Преувеличение, гротеск, контрасты нужны писателю для того, чтобы нейтрализовать возможность эмоционального сопереживания, с предельной наглядностью выразить чисто интеллектуальное философское содержание.

С той же целью Андреев широко использует в «Жизни человека» средства смежных родов искусства — живописи, музыки, элементов пластики. В приемах обрисовки стилизованных персонажей, эмоционального сценического «фона» сказалось увлечение Л. Н. Андреева искусством великого испанского художника Франсиско Гойи, особенно сериями офортов «Капричос» и «Бедствия войны». Такие свойства графического письма Гойи, как гротеск, гиперболизация, безудержность фантастики, контрастная «игра» светлых и темных красок, отсутствие частностей, «теней», стремление к обнажению противоречий в наивысшей степени, — оригинально претворились в андреевской подборке «оживших картин», представляющих жизнь человека. Цветовая палитра в пьесе весьма подвижна: каждой картине, пронизанной определенным настроением и воссоздающей определенный этап в жизни человека, соответствует своя гамма красок. Так, во 2-й картине тему молодости Человека и его жены усиливают «яркий, теплый свет», «совершенно гладкие светло-розовые стены», «яркие, веселые платья», «прекрасный букет полевых цветов». Наоборот, в 5-й картине теме смерти как бы аккомпанируют «неопределенный, колеблющийся, мигающий сумрачный свет», «гладкие грязные стены», «бесконечное разнообразие отвратительного и ужасного».

Столь же существенна в «Жизни человека» символика музыки. Коротенькая, в две музыкальных фразы, крикливая «полька с подрагивающими, веселыми и чрезвычайно пустыми звуками», под которую старательно танцуют «девушки и молодые люди», выразительно подчеркивает полнейшую обезличенность собравшихся на балу Гостей — марионеток, охваченных выражением «самодовольства, чванности и тупого почтения перед богатством Человека». А геометрически правильное помещение, в котором происходит действие и в окна которого всегда смотрит ночь, углубляет мысль об удручающем однообразии бытия: навеки заданной форме мира — клетки.

Каждая картина предваряется специальной экспозицией, уясняющей связь всех частей пьесы. Эти экспозиции, вводящие в атмосферу происходящего на сцене, построены либо в форме диалогов второстепенных персонажей (например, разговор Старух в 1-й картине, разговор Соседей во 2-й), либо монолога какого-нибудь действующего лица (например, в 4-й картине, где служанка рассказывает о том, что «снова впал в бедность Человек»). Единство сюжетной линии в пьесе достигается лишь прологом, идею которого последовательно раскрывают все картины, и фигурой Некоего в сером, неизменно присутствующего на сцене со свечой, воск которой постепенно тает, как бы отмечая этапы жизненного пути.

Многие особенности диалога в «Жизни человека» также объясняются установкой автора на предельную обобщенность в изображении персонажей и сценической обстановки. В пределах каждого тематического раздела диалог построен по заданной схеме и обычно поясняет отношение персонажей к тому или иному высказыванию, событию, происходящему, как правило, за сценой. Таковы, в частности, реплики гостей на балу: «Как богато! Как пышно! Как светло! Как богато!» — произносимые монотонно и вяло. Таковы же по большей части и авторские ремарки. Например, Некто в сером говорит «твердым, холодным голосом, лишенным волнения и страсти»; Гости на балу разговаривают «не перешептываясь, не смеясь, почти не глядя друг на друга... отрывисто произнося, точно обрубая... слова»; прислуга Человека говорит «ровным голосом, обращаясь к воображаемому собеседнику».

Художественные особенности пьесы подчинены одной задаче — раскрыть в отношениях Человека и рока трагедию всего человечества. С этой основной идеей пьесы связан отказ от напряженной динамики сюжетного действия, от раскрытия внутренних переживаний героев. Для автора не может иметь интереса та или иная комбинация конкретных жизненных положений — перед вечностью все ничтожно и заранее предопределено, поэтому в «Жизни человека» отсутствуют психологические или иные «реальные» мотивировки сюжетных событий. Поступки героев, ситуации в их жизни представляются им случайными: случайно Человек богатеет, случайно убивают его сына, случайно он вновь становится бедным. Все события в жизни героя мотивируются только стихийными, «слепыми» законами судьбы. Человек в пьесе Андреева не терзается, не мучается, не испытывает радости или отчаяния — он делает лишь отметки, знаки своих эмоций, докладывает зрителям о том, что он испытывает в данную минуту. Однако случайность сюжетных ситуаций — внешняя: она обосновывается в прологе тем, что Человек «покорно совершает» определенный ему судьбой «Круг железного предначертания». Чтобы показать «слепое неведение» Человека, Андреев устраняет реалистические мотивировки, обезличивает персонажей, развивает сценическое действие исключительно как выражение основной авторской идеи. Вот почему андреевский человек не наделен мотивом трагической вины — обреченность, страдания, смерть являются результатом не внутренней душевной борьбы, а внешнего непреоборимого рока.

В «Жизни человека» (как и в некоторых последующих пьесах) Андрееву удалось предвосхитить характерные особенности экспрессионистской драматургии, наиболее сильно развившейся в немецкой литературе 1910—1920-х годов (в пьесах Г. Кайзера, Э. Толлера и других писателей). Как и немецкие экспрессионисты, он обостренно воспринимал трагизм существования отчужденного человеческого «я», беспомощного перед властью рока. Выдвигая на первый план не отражение событий, а эмоциональное, субъективное отношение к ним, Андреев создавал «искусство переживания», в котором картины реальной действительности деформировались под напором бурных, смятенных переживаний художника, тревожно реагировавшего на вопиющие диссонансы истории.

На свете миллион таких городишек. И в каждом так же темно, так же одиноко, каждый так же от всего отрешен, в каждом - свои ужасы и свои тайны.

Рэй Брэдбери. «Вино из одуванчиков»

Л.Андреев не относится к числу писателей, у которых многоцветная игра тонов создает впечатление живой жизни. Он предпочитает контраст черного и белого. Этот контраст мы видим и в рассказе «Город». Читая описание города, складывается впечатление, что город пропитан холодом и мраком, серостью. Мы также замечаем, что город не просто большой, а «огромный» («Город был громаден и многолюден, и было в этом многолюдии и громадности что-то упорное, непобедимое и равнодушно-жестокое»). А при детальном и внимательном прочтении город предстает нам как некое «живое» существо: мы видим его физиологические особенности «(тяжестью своих каменных раздутых домов он давил землю», « высокие и низкие, то краснеющие холодной и жидкой кровью свежего кирпича» ), можем проследить состояние его души (« упорное, непобедимое и равнодушно-жестоко» ), видим даже его отношение и влияние на жителей (« человеку становилось страшно, равнодушно встречали и провожали» ). Поэтому, можно сделать вывод, что город предстает некой живой субстанцией мертвой внутри.

Что касается времени в произведении, то оно «сжато» событиями, такое чувство, что Андрееву скучно в текущем времени, его притягивает вечность. И та вечность пропитывает этот город, жизнь этого города.

В рассказе «Город» говорится о маленьком чиновнике подавленном и бытом, и бытием, протекающем в каменном мешке города («Но всего ужаснее было то, что во всех домах жили люди. Их было множество, и все они были незнакомые и чужие, и все они жили своей собственной, скрытой для глаз жизнью »). Казалось бы, он окружен сотней тысяч людей, но он задыхается от одиночества, от бессмысленного существования, против которого протестует в жалкой комической форме. На мой взгляд, здесь Андреев продолжает тему «маленького человека» заданную еще Н.В.Гоголем, однако, писатель меняет трактовку этой темы: у Гоголя «маленький человек» подавлен богатством и властью «большого человека», а у Андреева материальной положение и чин не играют важней роли, у него преобладает одиночество («с идел у себя в номере один», «чувствовать себя таким беспредельно одиноким среди множества чужих людей», «когда он заговорил о своем одиночестве, то заплакал…»).

Мотив одиночества, выросший из равнодушия города и его жителей по отношению друг к другу, порождает еще один мотив – мотив отчуждения. Город словно гора песка, каждый житель песчинка, но не имея взаимодействия друг с другом, это всего лишь гора или «кучка» ненужного песка. Трагедию автор видит в том, что индивидуальности не составляют сообщества, общества, одного целого.

Нельзя не обратить внимания на некоторые детали, которые мы встречаем уже в самом начале, а именно имена героев. Петров и «тот другой». Почему тот другой? Но далее мы видим диалог:

- За ваше здоровье!- сказал он приветливо и протянул рюмку.
- За ваше здоровье!- ответил, улыбаясь, тот и протянул свою рюмку.

Возникает ощущения эха. Словно один в пустой комнате герой говорит сам с собой, и если посмотреть дальше остальные диалоги, которых не так уж и много, складывается впечатление, что разговор не просто с самим собой, а самим с собой в зеркале. Эта зеркальная функция указывает на одинаковость каждого из жителей: их речь, их образ жизни, их сама жизнь («…делались похожи один на другой - и идущему человеку становилось страшно» )… Но есть ли жизнь в этом городе? Есть ли жизнь в рассказе? Автор говорит, что за толщей каменных домов, есть широкое поле, которое герой почувствовал при прогулке, и ему невыносимо захотелось бежать туда, где есть солнце, свободная земля, есть жизнь. Но вот только город настолько безжалостен к своим жителям, что этот «кусочек свободы» становится все меньше. Город разрастается с каждым днем, и одиноких и равнодушных людей становится больше. Возможно, не только жители города видят свое зеркальное отражение в других, но и сам город смотрит в свое зеркало и разрастается, разрастается….

Драматургия Л.Н. Андреева. Анализ одного из произведений по выбору.doc

Л.Н. Андреев пришел в драматургию, будучи известным писателем -

прозаиком. Постоянный "дух исканий", стремление оторваться от быта и

проникнуть в область "коренных вопросов духа", непримиримость ко всякому

угнетению и глубокое сочувствие к людям одиноким и бесприютным в этом

странном мире собственничества, - все это привлекало А.М. Горького в

творчестве того, кого он спустя много лет назвал "единственным другом среди

литераторов".

Рассказы Л.Н. Андреева уже давно волновали русское общество. Его

вступление в литературу в конце 90-х годов 19 века было с живым интересом и

вниманием отмечено крупными писателями, современниками Андреева. Уже первый

рассказ "Баргамот и Гараська" обратил на себя внимание М. Горького.

В своих ранних произведениях Андреев выступает с критикой бездушие и

несправедливости господствующего строя. Ложь и несправедливость в жизни, в

организации общества, в отношениях между людьми, вызывающие страдания

простого, маленького человека - вот главная тема многих рассказов Л.

Андреева. ("Петька на даче", "Первый гонорар" и др.) однако уже в

произведениях раннего периода у Андреева проскальзывают пессимистические

нотки. Чаще всего герой его произведений оказывается не в состоянии

справиться с той страшной силой, с которой он столкнулся и которая явно

враждебна всему светлому.

А.М. Горький писал по этому поводу в 1902 г. Андрееву: "Но - друг!" - будь

злым, будь мрачным, но - не будь пессимистичным. Пессимизм - философия

объевшихся... Не будь пессимистом, клятвенно умоляю... Девизом нашим должно

быть - не - вперед только, а вперед и выше".

Очень показательна так же судьба драматических произведений

Андреева. До революции их ставили на своих сценах лучшие театры России.

Особенно бурный успех выпал на долю спектакля "Жизнь человека".

В ночь после битвы.
Революция шла на убыль. Начался период жесточайшей реакции.

"Позорнейшее десятилетие в жизни русской интеллигенции" породило

специфическую литературу и критику. "Они носили яркий отпечаток

утомленности и издерганной нервной системы, - писал В. Воровский, - погони

за сильными потрясающими впечатлениями, которые уравновесили бы и заглушили

не затертые еще впечатления недавнего времени. В противовес общественности

эта литература выдвинула на первый план личность. В противовес благу всех -

индивидуальное счастье".

Реакционная литература отражала настроения буржуа, перепуганных

революцией. Многие бывшие попутчики революции из рядов буржуазной

интеллигенции отпевали революционное движение. Л. Андреева нельзя отнести к

этим ренегатам. Он искренне и глубоко переживал крушение революции:

"Революция тем и хороша, что она срывает маски, - говорил он в 1906

году, - и те рожи, что выступили теперь на свет, внушают омерзение".

Но говоря так, он в то же время создает ряд произведений" ("Тьма",

"Царь-Голод"), в которых ощущается растерянность писателя.

А.В. Луначарский в статье "Л. Андреев "Социальная характеристика"

отмечает: "В лучшие времена революции Л. Андреев прислушивался, после

падения то оплакивал, то почти готов был надругаться над нею. Это

своеобразное отношение Андреева к революции дало ему возможность служить

очень музыкальным и порою величественным эхом для ее громов. Это дало ему

возможность иногда слезами плакать над ее жертвами, но это же определило

его глубочайшее непонимание сил революции. Это же не дало возможности заре

революции разогнать в его душе тьму исконного и безнадежного пессимизма,

это же вызвало заключительную мрачную и ужасную катастрофу Андреева".

Писатель искренне страдает от сознания неустроенности мира. В одном

из писем он говорит: "И моя вся суть в том, что я не принимаю мира, каким

мне дали его наставники и учителя, а беспокойнейшим образом ставлю ему

вопросы, расковыриваю, раскапываю, перелицовываю".

Л. Андреев был способен на бунт, на возмущение темными сторонами

жизни, но бунтарство его было индивидуалистическим. Писатель отнюдь не

случайно любил подчеркнуть, что только "убеждение в своей исключительности

должно и может служить источником творческой силы". В эти годы Андреевым

овладели чувства отчаяния, безысходности, неверия в светлые начала

человеческой жизни. Это объясняется узостью идейных позиций Андреева,

который в своем творчестве с большой художественной силой выразил смятение,

страх широких слоев оппозиционной демократической интеллигенции перед

капитализмом в эпоху его распада. Понять противоречие капитализма они не

могли, преодолеть их окончательным и бесповоротным разрывом со старым

миром, переходом на позиции пролетариата - были не в состоянии.

В годы реакции окончательно складывается своеобразная художественная

манера писателя - угловатая, резкая, "не знающая полутонов и светотени".

Контрастами сгущенных красок, нагромождением образов, нередко написанных

смелой, размашистой кистью, подбором предложений, взаимоусиливающих одно

другое, Андреев добивается исключительной выразительности, доводит свой

пафос до высшей степени напряжения, предельно обостряет эмоциональность.

Отбрасывая детали, оставляя только схемы, контуры, художник приходит

к созданию гиперболических образов, т.к. примитивное плакатное искусство

нуждается в грандиозных масштабах. Иных средств воздействия оно не имеет.

Так у Андреева возникает словно высеченный из гранитной глыбы "Некто в

сером", "Анатэма".

Отвергая шекспировскую живость действия, его бурную конфликтность,

писатель возводит в основной принцип драматургии и театра статику и

отвлеченный интеллектуализм. Полагая, что современная жизнь " стала

психологичнее", он убеждал, что понизилась драматическая ценность "событий,

живой и действенной борьбы с оружием в руках". Андреев отрицал

необходимость для театра действия в форме поступков и уважения и призывал

человеческой сущности.

Большинство пьес той поры ("Жизнь Человека", "Анатэма", "Царь-

"Голод") представляют собой драматургию отвлеченных идей. Неверие в

человека, в силу и мощь его разума и воли, страх перед жизнью, перед

судьбой и роком запечатлелись в этих его пьесах.

Для М. Горького этот "новый курс" Андреева был решительно неприемлем.

Он отрицал андреевскую пессимистическую концепцию человека. В очерке

"Леонид Андреев" писал: "Для меня человек всегда победитель, даже и

смертельно раненный, умирающий... Андрееву человек представляется духовно

нищим, сплетенный из непримиримых противоречий инстинкта и интеллекта, он

навсегда лишен возможности достичь какой-либо внутренней гармонии. Все дела

его - "суета сует", тлен и самообман. А главное, он - раб смерти и всю

жизнь ходит на цепи ее".

Эти слова во многом объясняют отношение Горького к драме Л.Андреева

"Жизнь человека", написанной в 1906 году. Он видел в ней мотивы протеста

против буржуазных отношений, гневного отрицания затхлого буржуазного бытия,

но андреевскую пессимистическую концепцию человека он отрицал самым

решительным образом.

"Жизнью Человека" начинается новый этап в творчестве писателя. Если

до сих пор Андреев шел за Горьким, то теперь с каждым последующим

реализма.

"Мне не важно, - писал Андреев в письме к Чуковскому в 1902 году, -

кто он, герой моих произведений. Мне важно только одно - что он человек и

как таковой несет одни и те же тяготы жизни".

Исходя из этого принципа, писатель в совей драме задается целью

показать жизнь Человека вообще, жизнь всякого человека, лишенную примет

эпохи, страны, социальной среды. Андреевский человек-схема, обще человек,

во всем подобен другим людям, с неотвратимой непреложностью покорно

совершающим одинаковый для всех круг железного предначертания.

"Некто в сером, именуемый он, проходит через всю пьесу, держа в руках

зажженную свечу - символ быстротечной жизни Человека:

"Вот он - счастливый юноша, смотрите, как ярко пылает свеча! Вот он -

счастливый муж и отец. Но посмотрите, как тускло и странно мерцает свеча:

точно морщится желтеющее пламя...

Вот он - старик, больной и слабый. Уже кончились ступени жизни, и

черный провал на месте их, - но все еще тянется вперед дрожащая нога.

Пригибаясь к земле, бессильно стелется синеющее пламя, дрожит и падает,

дрожит и падает - и гаснет тихо".

Жизнь Человека протекает, освещенная символическим серым цветом. Все

в ней серое, серые стены, серый потолок, серый пол, свет тоже сер и

однообразен.

В жизни Человек сталкивается с величественной фигурой "Некоего в

сером". Еще в "Жизни Василия Фивейского" (1903 год) можно встретиться с

этим образом. Правда ему Андреев дает другое имя. Василий Фивейский Слепо

углу поповского дома все время стоял "Некто в сером". Рассказ начинается

словами "Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный

рок". В "Елезаре" тоже присутствует эта фигура: "Люди чувствуют себя

покорными рабами требовательной жизни и безответными слугами грозно

молчащего, Ничто. Этот "Ничто" - "Некто в сером".

Л. Андреев так описывает эту фантастическую фигуру, которую он

неизменно обозначает с большой буквы:

"На нем широкий, бесформенный серый балахон, смутно обрисовывающий

контуры большого тела; на голове. Его такое же серое покрывало, густою

тенью кроющее верхнюю часть лица. Глаз Его не видно. То, что видимо: скулы,

нос, крутой подбородок - крупно и тяжело, точно высечено из серого

Андреев делает свой Рок безликим. Он, словно, знает все, он "чтец, с

суровым безразличием читающий книгу судеб". Он - не злая воля. Он - судьба.

Он - весь причина, целей у него нет. Но Человек хочет относиться к Нему,

как к великой Воле. Ему Молятся. Его стараются умилосердить, стараются

разгадать Его психологию. Человек в минуту упоения юной силой бросает Ему

гордый вызов, называя его:

"Эй, ты, как тебя там зовут: рок, дьявол, или жизнь, я бросаю тебе

перчатку, зову тебя на бой! Малодушные люди преклоняются перед твоею

загадочной властью. Твое каменное лицо внушает им ужас, в твоем молчании

они слышат зарождение бед и грозное падение их. А я смел и силен, и зову

тебя на бой. Поблестим мечами, позвеним щитами, обрушим на головы удары, от

которых задрожит земля! Эй выходи на бой!"

Но сломленный скорбью Человек, готов признать в Нем свое божество. И

молитва отца в 4 картине - гордое смирение, стон сердца к богу, в которого

хочет, безумно хочет верить.

Но "Некто в сером" остается равнодушным к вызовам, мольбам,

проклятиям.

От былой отваги Человека не остается и следа. Раньше он не боялся

неодолимой силы и уповал на победу, не страшился поражения и смерти.

И вот страшный психологический момент, момент нравственной гибели

Человека, после которой уже сама смерть является облегчающим финалом.

Любимый сын Человека - юный, благородный - ранен в голову камнем из-

за угла и лежит при смерти. А силы Человека уже ослабели, длинный ряд

несчастий обрушился на его поседевшую голову, опять вернулась нищета. И вот

теперь грозным призраком встала самая страшная из горестей - смерть сына.

По настоянию отчаявшейся матери Человек тоже молится тому, кого

вызвал на бой:

" Теперь прошу на коленях, в прахе, целую землю, - верни жизнь моему

сыну. Целую землю твою".

Когда человек кончает свою молитву, жена (та самая, которая когда-то

горячо шептала ему: "Смелей, мой рыцарь" (замечает: "Я боюсь, что не

совсем смиренна была твоя молитва. В ней как будто звучала гордость".

Силы Рока обошли Человека. Предназначенный путь пройден. Черными

Смерть восторжествовала. Единственное, что допускает драматург - это

бессильный протест против смерти (причем, подчеркивается не сам протест, а

бессилие его. Так, Человек в жалком гневе обращается к Нему, с отчаянным

Где мой оруженосец? - Где мой меч? - Где мой щит? Я - обезоружен! -

скорее ко мне! - Скорее! - Будь прокля..."

Вопрос о смысле бытия постоянно волновал писателя. Субъективный смысл

человека драматург сводит к нулю уже в первом же монологе, который

произносит "Некто в сером",

"Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени,

на которую уже поднимается нетвердая нога его, ограниченный знанием, он

никогда не будет знать, что несет ему грядущий день, грядущий час-минута. И

в слепом неведении своем, томимый предчувствиями, волнуемый надеждами и

страхом, он покорно совершит круг железного предначертания".

Человек Андреева слишком пассивен, слишком придавлен социальным

роком, чтобы его судьба была подлинно трагичной. Он тащится по жизни,

"влекомый роком", и счастье, и горе обрушиваются на него из-за угла,

внезапно, необъяснимо, Пока Человек мечтает о счастье и гордо шлет вызов

судьбе-счастье уже стучится к ним в дверь, в жизни все случайно, - и

счастье и не счастье, и богатство, и бедность. Счастье ведь зависит не от

талантов человека, не от его готовности трудиться, а от воли Рока.

В пьесе дается две точки зрения на человека и смысл его жизни:

объективная бессмысленность этой жизни ярко противопоставляется ее

субъективной осмысленности.

Казалось бы, победа Рока предрешена еще задолго до рождения

Человека.("Придя из ночи, он возвратится к ночи и сгинет бесследно в

безграничности времен, не мыслимый, не чувствуемый, не знаемый никем".

Для Его жизнь Человека есть сплошная, несознаваемая им бессмыслица.

"А зачем они рожают? Это так больно. А зачем они умирают? Это еще

больнее. Да. Рожают и умирают. И вновь рожают".

Старухи смеются. Смеется и Он. Бесследно погибает в безграничности

времени Человек, в его светлом и богатом доме выбиты рамы, ветер ходит по

всему дому и шуршит сором, а в детской кроватке "крысы завели свое гнездо и

выводят детей". Итак, сомнений нет: победил "Некто в сером" и рабы его

празднуют победу.

Так ли это. Вспомним вызов Человека:

"Року, Дьяволу или жизни". Здесь другая крайность. Слишком быстро празднует

Человек свою победу. Но не прав ли Человек? Ведь он впоследствии исполнил

все, как сказал, прибавив только свое проклятие бессмысленной судьбе. Но

вот приходит к человеку смерть. Она находит его в грязном кабаке, куда

Человек ходит, чтобы спастись от гнетущего одиночества. И Человек умирает с

проклятием на устах, умирает, до последнего дыхания не признавая власти

Рока. На первый взгляд может показаться, что в пьесе два победителя и ни

одного побежденного. Но всем ходом пьесы Андреев говорит о бесполезности

жизни Человека вверху и внизу лестницы человеческого существования.

Тщетной оказывается надежда найти смысл жизни, перенеся свой упования

на жизнь в памяти потомков.

Разговор постаревшего Человека и его жены как бы говорит об обратном:

"Ты говорила, что я гениален".

"Я и теперь, мой друг, скажу то же".

"Нет, ты не права. Создания гения переживают эту дрянную старую

ветошку, называему телом. Я же еще жив..."

Но жена напоминает о лучшем из построенных им домов и спрашивает:

"Разве во всем городе есть здание более красивое, более глубокое?".

На что Человек отвечает:

"Меня огорчает только одно: зачем так скоро забыли меня люди? Они

могли бы помнить несколько дольше".

И узнав, что какой-то художник интересуется его зданием, восклицает:

"Это очень важно. Это значит, что моя мысль передается другим людям,

и пусть меня забудут, она будет жить".

Но этой тусклой надежде пожить несколько дольше в памяти людей не

удается быть осуществленной. Потомство это в лице сына гибнет от пустой

случайности.

"Андреев для своего героя взял средние условия, он выбрал его среди

интеллигентного пролетариата... Такая жизнь включает в себя как раз

наибольшее количество обдуманных элементов жизни", - пишет А.В. Луначарский

в "Критических этюдах". Богатство и бедность Человека относительны. В

молодости Человек был беден, но это все же была пора счастья.

В зрелом возрасте Человек был богат. Но Андреев сатирически описывает

это богатство. Человек и его жена кажутся потускневшими, одеревеневшими,

словно деньги и вещи оттиснули Человека в его доме куда-то на задний план.

Если человек несчастен, впав снова в бедность, то причина этого

несчастья не бедность, а болезнь и смерть сына. Богатство не меняет ничего

в ходе драмы жизни, говорит Андреев. В действительности богатство не

таково, каким оно кажется в мечтах. Дом богатого совсем не похож на

Норвежский замой, о котором ему грезилось:

"Внизу фиорд, а вверху на острой горе, замок". Но вот богатство

пришло: "Лучшая зала в обширном доме Человека. Это высокая, большая,

комната. Есть какая-то неправильность в соотношении частей... Зала

производит впечатление странное, несколько раздражающее".

Богатство - Это что-то пришедшее извне. "Как богато", но нет красоты

и уюта, а они были в розовой комнате.

Драматург потерпел поражение в своем основном намерении - показать

жизнь Человека вообще. Андрееву удалось высушить своего Человека до такой

степени, что он потерял конкретные, индивидуальные черты, но абстрагировать

до предела, создать обобщенный образ человека вне классов, вне времени

драматург не смог.

"В лице человека, - писал В.Воровский, - обобщена здесь жизнь

среднего буржуазного интеллигента нашего времени. Андреев, рисуя жизнь

человека просто-напросто отбросил всю громадную жизнь трудящихся слоев-

крестьян, рабочих, мелких мещан. Не удивительно, что равнодействующая

человека прошла по линии зажиточного интеллигента. Трагедия жизни есть

трагедия интеллигента, отставшего от передовых, демократических классов

общества, упорно не желающего пойти на службу хозяевам жизни".

Стремясь говорить о человеке вообще, живущим вне времени, автор в то

же время говорит об автомобиле, электричестве, т.е. дает реальное

определение времени.

Человек вообще должен говорить неким языком вообще. Но Андреев Часто

сбивается с этого, невыразительного, схематичного языка, насыщая его

эмоциями. От этого получается весьма пестрая картина.

Итак, то, что только намечалось в произведениях Л.Андреева периода

революции 1905 года, в "Жизни человека" нашло свое полное выражение. Уже в

ней намечается схема многих последующих драм, где действуют только два

героя: Человек и Рок. В единоборстве этих героев неизменно побеждает Рок.

Человеческая жизнь фатально обречена, путь ее предрешен роком, "Жизнь

Человека" - типичная драма идей, в которой персонажи превращены в

марионеток.

Характеризуя действующих лиц в ней, драматург пишет

"Лица похожи на маски с непомерно увеличенными или уменьшенными

частями: носатые и совсем безносые, глаза дико вытаращенные, почти вылезшие

из орбит и сузившиеся до едва видимых щелей и точек; кадыки и крохотные

подбородки".

В условных картинах нет живых, реальных людей. Действуют абстрактные

фигуры - Человек, его Жена, безликие Гости, Родственники, зловещие старухи.

Все друзья Человека одинаковы:

"Благородные лица, открытые высокие лбы, честные глаза, выступают они

гордо, выпячивая грудь. У всех в петлице белые розы".

Так же одинаковы и враги Человека:

"У всех у них коварные, подлые лица, длинные обезьяньи руки Идут они

беспокойно прячась друг от друга. В петлицах желтые розы".

Все эти ходячие манекены произносят одинаково бесцветные, утомительно

однообразные слова, потерявшие свою первозданную прелесть.

Критика дала отрицательную характеристику драме.

А. М. Горький видел в пьесе мотивы протеста против буржуазных

отношений, гневного отрицания затхлого буржуазного бытия, но андреевскую

пессимистическую концепцию человека он отрицал самым решительным образом.

жизни, а то, что есть - слишком условно, не реально. Человек поэтому вышел

очень незначителен, ниже и слабее, чем он есть в действительности, мало

интересен. Вообще ты слишком оголил твоего человека, отдалив его от

действительности, и тем лишил его трагизма, плоти, крови, Человек, который

так великолепно говорит с Ним, не может жить такой пустой жизнью, как он

живет у тебя, - его существование трагичнее, количество драм в его жизни

Крик боли и отчаяния, безысходности и смертной тоски звучал в произведениях

Андреева тех лет. Былой призыв: "К звездам" в рассказе "Тьма" (1907 г.)

уступает место другому призыву:

" Погасим огни и все полезем в тьму! Зрячие, выколем свои глаза". Это

была трагедия большого художника, далекого от революционного пролетариата и

потому сбившегося во мраке ночи, наступившей после битв 1905 года.

Заключение
Л. Андреев был фигурой глубоко трагичной, он стремился широко ставить

острые социально-философские темы, волновавшие общество. Но на эти больные

и острые вопросы он не мог найти верных ответов.

Мыслью о смерти пронизана вся пьеса Андреева "Жизнь Человека".

Человек Андреева находится в вечных поисках каких-либо иллюзий, которые

оправдали бы его жизнь. Он хочет увидеть то, чего не хватает ему в жизни и

без чего кругом так пусто, точно вокруг нет никого. Но иллюзии - только

иллюзии. Рушится вера Человека в бессмертие, т.к. не только он сам, но и

сын его гибнут.

И вся пьеса пронизана идеей бессмысленности человеческого

существования. И хотя Андреев не стоял настоящим, последовательным критиком

буржуазного мира, тем не менее своей пьесой он нанес ему немало ран как

критик многих его уродств и безобразий.

Прекрасный рассказ Л.Н.Андреева под названием “Ангелочек”. Впервые представлен был и прочтён читателями в Московской газете под названием “Курьер” в 1899 году. Направление ежедневных изданий было ближе всего направленно на демократичную политику, чем этот рассказ им полностью подходил. Главная идея в зарисовке написанным автором, не только соответствовала действительности из неприглядных всех проявлений, а в большей степени выражения эмоционального общего состояния всех героев. Такой особенностью автор и отличался при описании русской жизни, проявляя в большой мере эстетику русского экспрессионизма, благодаря чему и стал зачинателем в литературе этого направления.

В центре событий этого рассказа, оказывается 13 летний мальчик Сашка. Жизнь у него как в ежовых перчатках, потому что родители у него были алкоголиками и которые перебивались с трудом кое-как изо дня в день. Сашка уже привык к серым будням своей жизни, но хотел что-то изменить и смириться со всем этим не хотел.

Мальчик поступил в гимназию и при конфликте со своими товарищами, которые проявляли свою неприязнь и кого вообще призирал, сразу же грубил, рисовал разные карикатуры и рвал им учебники. Приходя домой за всё это, его избивала мать. Наступали такие моменты, когда ему вообще не хотелось в такие моменты жить, при отсутствии в его жизни положительных моментов и эмоций.

Случилось всё на Рождество. Мальчика исключили из гимназии, но его пригласили на ёлку. Где к своему удивлению Сашка и прикоснулся к чуду. Он там встретил девушку, за которой раньше присматривал и работал на неё отец Сашки. Она хотела прекратить дурной настрой мальчика по отношению к жизни и пыталась образумить его.

Всех позвали в зал, где стояла елка, которую сразу же он хотел завалить на пол. Он подошел к ней поближе, и увидел между ветвей качающеюся маленькую восковую игрушку в виде ангелочка. Она остудила в один миг весь напор мальчишки по поводу ёлки и каким-то как будто магическим способом преобразила Сашкину душу. Ему показалось, будто ангелочек живой и он хочет улететь, от чего малыш будто попал в сказку, а это именно то, что так не хватало мальчику.

Сашка долго упрашивал хозяев этого праздника, чтобы ему разрешили её взять к себе домой, где он её показал отцу. Ангелочек своей силой тоже подействовал на отца. Два человека от этой неизвестной силы извне получили огромную душевную терапию – один уставший от жизни, а другой видящий только негатив в этой жизни.

Их души радовались, сердца бились от радости. Пока они не уснули. Ангелочка они повесили возле печки, который к утру растаял, а их души наполненные силой из высшего мира, заполнившие их мысли не остались напрасными и бесцельными.

Несколько интересных сочинений

    Каждый человек в своей жизни ищет свой путь. Ту жизненную дорогу, которая ведёт к цели всей его жизни. У кого то - она ровная, без серьёзных жизненных лабиринтов, а у кого-то - закручена в такой сложный узел, что иногда не хватает сил его распутать

  • Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс (описание)

    Это очень красивая, солнечная картина. Высокие сосны, густой лес, вода как настоящая! Чувствуется тепло… Ещё мне очень нравится название картины. «Корабельная роща», наверняка, означает, что из этих сосен делали настоящие суда.

  • Сочинение Пословицы и поговорки - зерна народной мудрости рассуждение

    Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

  • Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе Толстого Война и мир

    В произведении Льва Толстого «Война и мир» значительное место занимает образ девушки Марии Болконской. Писатель не рисует ее образ столь детально и тщательно, как Наташи Ростовой

  • Анализ рассказа Чехова Каштанка сочинение

    Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой

“Рассказ о семи повешенных” Л. Андреева – произведение глубокое, психологически тонкое, самобытное. Это повествование о семи людях, ждущих повешения и в итоге казненных. Пятеро из них – политические преступники, террористы. Один – вор и неудавшийся насильник, а седьмой – просто разбойник.
Писатель прослеживает “путь” этих, таких разных, преступников от суда до казни. Андреева интересует не столько их внешняя жизнь, сколько внутренняя: осознание этими людьми того, что они скоро умрут, что их ожидает смерть, их поведение,

Их мысли. Все это перерастает в философское размышление автора о смерти вообще, ее сущности, проявлениях, о ее глубокой связи с жизнью.
Один из повешенных, Сергей Головин, принадлежал к пятерке террористов. Это был еще совсем молодой человек. Его основное качество, которое подчеркивает автор, была молодость, молодость и здоровье. Этот юноша любил жизнь во всех ее проявлениях: он радовался солнцу, свету, вкусной еде, своему сильному и ловкому телу, ощущению, что впереди у него целая жизнь, которую можно посвятить чему-то высокому и прекрасному.
Головин был сыном отставного полковника, сам в прошлом офицер. И он, дававший присягу на верность государю, теперь избрал для себя другое поприще – бороться с царским режимом. Но мне кажется, что его привела к этому не убежденность в правильности идей терроризма, а просто желание чего-то романтического, возвышенного, достойного. И теперь Головин расплачивается за свои поступки – его приговорили к повешению.
На суде этот герой вел себя спокойно и даже как-то отрешенно. Он смотрел на по-весеннему синее небо, на солнце, пробивающееся в окно суда, и думал о чем-то. Головин думал сосредоточенно и напряженно, как будто не желая слышать того, что происходит в суде, отгораживаясь от этого. И только мгновениями он терял контроль и возвращался к реальным событиям. Тогда “проступила землистая, мертвенная синева; и пушистый волос, с болью выдираясь из гнезда, сжался, как в тисках, в побелевших на кончике пальцах”. Но любовь к жизни и радость молодости тут же побеждала. И вновь взгляд Головина становился радостным.
Интересно, что даже судьи чувствовали чистоту и прекрасную жизнерадостность этого героя. Автор пишет, что они “жалели” Головина. На приговор Сергей отреагировал спокойно, но с какой-то наивной досадой, как будто не ожидал его: “Чтобы черт их побрал, ведь повесили-таки”.
Головину предстояло пережить множество тяжелых испытаний в ожидании смерти. Едва ли не самым сложным было для него пережить свидание с родными. Сергей очень любил своих родителей, уважал и жалел. Он не мог себе представить, как он в последний раз увидит отца и мать, как они переживут эту боль. У Головина просто разрывалось сердце. На свидании отец Сергея крепился, старался облегчить страдания сына, поддержать его. Поэтому он останавливал мать героя, когда та не выдерживала и начинала срываться на слезы или причитания. Но и сам Николай Сергеевич не смог до конца вынести эту пытку: он разрыдался на плече у сына, прощаясь с ним и благословляя на смерть.
Головин тоже держался и крепился из всех сил. И только когда родители ушли, он лег на кровать и долго плакал, пока не уснул.
Далее автор описывает момент ожидания героем смерти в камере, моменты ожидания и размышления. Головин никогда не задумывался о смерти, он весь был погружен в жизнь. Его любили товарищи за его чистоту, наивность, романтичность, силу. Да и сам он строил большие планы. И вдруг – смертный приговор, неумолимо приближающаяся смерть. Сначала героя спасала мысль о том, что наступил другой этап его жизни, цель которого – “хорошо умереть”. На какое-то время это отвлекло Сергея от тягостных мыслей. Он занимался тем, что тренировался, двигался, то есть заглушал страх смерти жизнью. Но постепенно этого становилось недостаточно.
Страх смерти начал преследовать героя. Сначала это были короткие моменты, “постепенно и как-то толчками”. Затем страх начал разрастаться до огромных масштабов. Тело, молодое здоровое тело героя не хотело умирать. И тогда Сергей решил ослаблять его, чтобы оно не подавало таких сильных сигналов о своем желании жить. Но и это помогло лишь на время. Головина стали посещать такие мысли, о которых он даже не задумывался раньше. Юноша начал думать о ценности жизни, о ее невыносимой прекрасности.
Когда до казни оставалось лишь несколько часов, Сергей впал в странное состояние – это еще не была смерть, но уже и не жизнь. Состояние пустоты и отстраненности от мысли, что сейчас он, Сергей Головин, есть, а через некоторое время его не будет. И от этого начиналось ощущение, что сходишь с ума, что твое тело – это не твое тело и так далее. Андреев пишет, что Головин достиг состояния какого-то прозрения – он прикоснулся в своем страхе к чему-то непостижимому, к самому Богу. И после этого у героя наступило какое-то успокоение, он вновь стал жизнерадостен, вернулся к упражнениям, как будто открыл для себя какую-то тайну.
До самого конца, до самой смерти Головин оставался верен себе: спокоен, по-детски наивен, чист душой и жизнерадостен. Он радовался хорошей погоде, весеннему дню, единению, пусть и последнему, со своими товарищами.
Герой уходит на смерть первым, молча, с достоинством, поддерживая своего товарища Василия Каширина.
Финал рассказа страшен и лиричен одновременно. Жизнь продолжалась – над морем вставало солнце, а в это время вывозили трупы повешенных героев. Обезображенные тела этих людей увозили по той же дороге, по которой их привезли живыми. И ничего не изменилось в природе. Только жизнь уже течет без этих людей, и им никогда не насладиться больше ее прелестью.
Пронзительно печальной становится такая деталь, как потерянная калоша Сергея Головина. Лишь она печально провожала страшную процессию в последний путь.
Мне думается, в этом рассказе Андреев выступает как гуманист и философ. Он показывает, что смерть – самое страшное и непонятное, что может быть в человеческой жизни, самое трудное для человеческого сознания. Зачем и почему люди стремятся к ней, и так неминуемо приближающуюся?
Писатель ставит своих героев в критическую ситуацию и наблюдает, как они ведут себя в ней. Не все достойно встречают свою смерть. Я думаю, что Сергей Головин именно в числе “достойных”. Пережив кризис, он что-то для себя решил, что-то понял и принял смерть достойно.
Любопытно, что казнимых именно семеро. Это число несет большую смысловую нагрузку в православии, например. Это мистическое число, и именно его Андреев выбирает для своего наблюдения над людьми, человеческой природой. Мне кажется, сам писатель делает такой вывод: испытание смертью выдерживают далеко не все. Его проходят лишь те, у кого есть какая-то опора, идея, ради которой он готов умереть. И эта идея – жизнь и смерть ради люди, блага человечества.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. В период реакции Андреев создал ряд произведений, в той или иной мере относящихся к теме революции 1905 года. Среди них проникнутые романтикой баррикадных боев “Из рассказа, который никогда не будет окончен” (1907) и “Иван Иванович” (1908). Во втором рассказе писатель Read More ......
  2. Рассказ о семи повешенных Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает свое тело, прислушивается к своим чувствам, силится и не может вполне осилить мыслей в своей голове: “Дураки! Read More ......
  3. Вопрос жизни и смерти занимал очень многих русских писателей. Особенно ярко он выражен в произведениях Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, позднее будет волновать Булгакова. У Достоевского мне запомнился рассказ князя Мышкина о состоянии человека перед казнью. (Толстой посвятил Read More ......
  4. Моим любимым рассказом Андреева является “Баргамот и Гараська”. Это первый рассказ писателя, который принес ему признание читателей и который отметил Максим Горький. Но это и самый совершенный рассказ Леонида Андреева, в котором он выразился как подлинный русский реалист и в Read More ......
  5. Леонид Андреев – замечательный писатель, автор многих рассказов, близких детям по теме. Например: “Петька на даче”, “Гостинец”, “Кусака” и другие. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, – бережное отношение к животным. Андреев подчеркивает Read More ......
  6. Основные мотивы рассказа Рассказ содержит три основные темы – женщина, смерть, “чума”: “Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая чума, убила все живое и досками заколотила Read More ......
  7. Герой рассказа Л. Андреева “Ангелочек” – человек с непокорной душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, Read More ......
  8. “Психология предательства” – основная тема повести Л. Андреева “Иуда Искариот”-. Образы и мотивы Нового Завета, идеал и действительность, герой и толпа, истинная и лицемерная любовь – вот основные мотивы этой повести. Андреев использует евангельский сюжет о предательстве Иисуса Христа его Read More ......
Анализ произведения Л. Андреева “Рассказ о семи повешенных” (Сергей Головин)