Антитеза и ее роль в названии романа л. н

В своем видении истории Толстой в значительной мере зависел от многовековых традиций русской литературы в изображении нашествия врагов, войн, подвигов полководцев и простых ратников.

Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман « », в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний мир, душевное богатство.

Роман-эпопея «Война и мир» был написан в 1869 году, работа над ним продол-жалась в течение шести лет. Л. Н. Толстой рассказывает о начале века, о войне с Наполеоном Бонапартом, о храбрости русских людей, а также о том, что война, разрушая жизни и судьбы людей, не способна заставить их изменить свой образ жизни и образ мыслей. Главное, на чем построена вся композиция романа, - это прием антитезы, противопоставление добра злу, справедливости - лжи, живого - мертвому. Пожалуй, самыми «полярными» героями здесь являются две великие исторические личности - Наполеон Бонапарт и Михаил Илларионович .

Стоит заметить, что в «Войне и мир» не точно изображены оба полководца, в их портретах (не столько внешних, сколько психологических) видна пристрастность суждений автора. Еще в самом начале явно прослеживается недоброжелательное отношение Толстого к Наполеону и симпатия к российскому главнокомандующему. В течение всего романа Толстбй возмущается ролью, отведенной аналитиками тех лет Наполеону. Бонапарта считают великим полководцем, а между тем, пишет Толстой, всему причиной стечения многочисленных обстоятельств, а не воля одного человека. Иначе как могла французская армия, руководимая «великим» Бонапартом, пройти через всю Европу и, войдя в Россию и захватив Москву, проиграть войну? Как Кутузов, потерявший половину войска и отдавший неприятелю Москву, в конечном итоге одержал победу? На эти вопросы есть еще один ответ, помимо стечения обстоятельств: отношения полководцев к этой войне.

Мечта Наполеона захватить Россию роднит его в «Войне и мире» с завоевателями русских воинских повестей, а заодно и лубочными картинками. Завоеватель мечтает легко захватить город, страну, богатую добычу. Но для победы, считает Толстой, нужна моральная правота.

Для Наполеона вся эта кампания была просто игрой, «игрой в солдатики». Он, важная, влиятельная особа, только отдавал распоряжения, он просто «играл». Перед Бородинским сражением Толстой иронично замечает: «шахматы расставлены, игра началась».

Совсем иначе все обстоит с Кутузовым. Он «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего…, а та неуловимая сила, называемая духом войска»; «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов - умудренный опытом полководец, и мудрость его сводилась к простой аксиоме, выведенной Толстым: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». У Наполеона была своя правда, верная для него, а у - правда всего русского народа.

За эту близость к народу Кутузова любили солдаты. И фельдмаршал любил этих людей, был с ними прост и по-стариковски нежен. Французские солдаты, возможно, боготворили Наполеона, но не потому, что он был им «отцом» или «братом», а потому, что был создан культ личности Наполеона.

Лучше всего отношение к армии обоих полководцев можно определить во время Бородинского сражения. Старик Кутузов, несмотря на то, что слаб, находится близко к самым горячим точкам сражения. Наполеон же наблюдает издалека в подзорную трубу за ходом сражения. Он победил, но справедливо заметил: «Еще одна такая победа, и я останусь без армии». Но победил он только численно; нравственная победа осталась за русскими: наполовину «растаявшее» войско еще не сдавало свои позиции. Однако Кутузов принял решение оставить Москву: он знал, что солдаты будут драться до последнего, но это было бы напрасной жертвой, потому что с потерей армии Россия была обречена. Почти все приближенные Кутузова были против этого, но властью главнокомандующего было принято окончательное решение, не угодное свету и людям высших чинов, но спасительное для России, народа.

По Лихачеву, исторические воззрения писателя зиждутся на моральном оптимизме; в Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, ибо нравственная правда сильнее любой грубой силы.

Именно эта философия лежит и в основе исторического изображения событий нашествия Наполеона и, в конечном счете, его изгнания. Ее не было и не могло быть ни в одной из работ по философии истории, которые читал Толстой, где законы истории едины для всех - нападающих и обороняющихся.

Толстой был убежден, что историю творит не отдельная личность, а миллионы людей. По Толстому, истинное величие человека - в близости к народу, простоте, добре и правде, что он и показал на примере Кутузова.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Антитеза в «Войне и мире». Моральный оптимизм Толстого .

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип «Войны и мира» и «Преступления и наказания», заложенный уже в их заглавиях. Он проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разный метод. Истоки этого различия в их
взглядах на человека.
В самих произведениях Толстого и Достоевского содержится проблема: заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово «война» означает в «Войне и мире» не только военные действия, не только события, происходящие на поле сражения; война может происходить в повседневной жизни людей (вспомним такую войну из-за наследства графа Безухова) и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении является слово «мир»: миръ как антитеза войне и «кпръ» как общность людей, Заглавием окончательной редакции романа JI. Н. Толстого стало «Война и миръ», то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеблясь. Само сочетание «война и мир» мы можем встретить у Пушкина в «Борисе Годунове»:
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса.
Уже в пушкинском контексте сочетание «война и мир» становится ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория универсальная, это жизнь, это вселенная.
С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле. «Преступление и наказание» - это произведение, ставящее глубинные философские и нравственные проблемы.
Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени». Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала «живой жизни» и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной.
Через весь роман проходит антитеза «правильность - неправильность», «внешняя красота - живое очарование». Для Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем античная красота Элен, жизнерадостный (пусть не к месту) смех Наташи в тысячу раз милее «неизменной» улыбки Элен. В поведении героев автор также противопоставляет стихийное разумному, естественное театральному. Для Толстого «ошибки» Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони.
Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов. Он является истинным выразителем духа нации.
«Мысль семейная» противопоставляет семью Ростовых «клану» Курагиных.
Антитеза «ложное - истинное» используется Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удачного разрешения, а требует «скорее начинать» и усиленно заряжает свой пистолет.
В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не изображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание «Преступления и наказания» составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести.
Приемы, которые Достоевский использует в создании, образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных глазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи.
Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, для Толстого и Достоевского.

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип романов Л. Н. Толстого «Война и мир» и Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание», заложенный уже в их названиях. Он проявляется на всех уровнях художественного воплощения: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в самом использовании антитезы Толстой и часто демонстрируют различные методы. Истоки этого различия в их взглядах на человека. Произведениям Толстого и Достоевского свойственна одна общая особенность: их названия неоднозначны, полисемантичны. Слово «война», означает в «Войне и мире» не только военные действия, не только события, происходящие на поле сражения; война может происходить в повседневной жизни людей (вспомним такую войну из-за наследства графа Безухова) и даже в их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении является слово «мир»: мир как антитеза войне и «миръ» как общность людей.

Названием окончательной редакции романа Л. Н. Толстого стало «Война и миръ», то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстого есть разные варианты написания этого слова. Само сочетание «война и мир» мы можем встретить у А. С. Пушкина в «Борисе Годунове»; Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса, В пушкинском контексте сочетание «война и мир» становится ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория универсальная, это жизнь, это вселенная.

С другой стороны, совершенно ясно, что понятия «преступление» и «наказание» интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле. «Преступление и наказание» - это произведение, ставящее глубинные философские и нравственные проблемы.

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, ведущие к их разобщению. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени». Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала «живой жизни» и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет эти персонажи. Так, салон Анны Павловны Шерер писатель не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной. Через весь роман проходит антитеза «правильность - неправильность», «внешняя красота - живое очарование». Для Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем античная красота Элен, жизнерадостный (пусть не к месту) смех Наташи в тысячу раз милее «неизменной» улыбки Элен. В поведении героев автор также противопоставляет стихийное разумному, естественное театральному л Для Толстого «ошибки» Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони. «Мысль семейная» противопоставляет семью Ростовых «клану» Курагиных,

Законченным воплощением войны в романе стал Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов, истинный выразитель духа нации.

Антитеза «ложное - истинное» используется Толстым и при изображении душевных движений персонажей. Так, Пьер на , чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удачного разрешения, а требует «скорее начинать» и усиленно заряжает свой пистолет.

В отличие от Толстого Достоевский никогда не изображает своих героев однозначно: человек у него всегда противоречив, непознаваем до конца. Его персонажи сочетают в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из них есть два идеала: идеал Мадонны и идеал содомский. Главный стержень «Преступления и наказания» - суд над Раскольнико-вым, внутренний суд, суд совести. Приемы, которые Достоевский использует в создании образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных глазах. Но преступление не только запятнало его душу, а оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи.

Антитеза (противопоставление) - один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов. Одним из наиболее ярких произведений, построенных на приеме противопоставления, является роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем антитеза является основным приемом, заложена в фундамент построения системы образов.

Всех персонажей романа-эпопеи можно довольно однозначно разделить на два лагеря, или два мира - «живой» и «мертвый». Действие в романе разворачивается в двух параллельных плоскостях - плоскость «мира» и плоскость «войны». Для каждой из плоскостей автор выбирает определенные дифференциации героев, определяется принадлежность к «мертвому» или «живому» началу.

При описании мира доминирующим критерием, на основе которого происходит противопоставление персонажей, является отношение к семье, к детям. В «мертвом» мире, где все подчинено единственной цели, состоящей в увеличении собственного состояния любыми способами, заключение брака выступает лишь как одно из возможных средств. Ни для кого из принадлежащих к данному лагерю не составляет трудностей перешагнуть через семью, равно как и через прочие моральные устои. В этом отношении наиболее ярким является образ Элен. Единственной целью, с которой она вступила в брак с Пьером Безуховым - наследником всего состояния графа Безухова, было получение части наследства. Разрыв с мужем и получение большей половины его богатства является логическим завершением построенной ею интриги.

В качестве примера абсолютной незначимости моральных устоев для представителей «мертвого» мира можно привести сцену «схватки» за мозаиковый портфель умирающего графа Безухова.«Сражение» разворачивается фактически перед глазами умирающего, но данное обстоятельство не имеет никакого значения ни для князя Василия, ни для княгини Друбецкой, в равной мере стремящихся выиграть «бой» любыми средствами.

Совершенно противоположное отношение к моральным ценностям царит в мире «живом». Для его представителей семья, дети являют собой высший идеал, становятся истинной целью человеческой жизни. Наиболее показательна в данном отношении семья Ростовых, атмосфера в которой - любовь и полное взаимопонимание - прямо противоположна интригам, зависти и злости в семье Курагиных. Дом Ростовых открыт для каждого, и любой пришедший к ним будет принят с должной добротой и радушием. Не случайно после возвращения с фронта Николай Ростов направляется именно в родительский дом. Характерно также различие между отношением к детям в семьях Курагиных и Ростовых. Единственное желание князя Василия - поскорее избавиться от «спокойного дурака» Ипполита и «беспокойного дурака» Анатоля, при этом еще и приумножив свое состояние. Напротив, для Ростовых дети представляют важную ценность и никакой ребенок не может быть нелюбимым.

Но кроме плоскости мира в романе существует плоскость войны, где герои предстают в совершенно иной ипостаси. Основным критерием в данной плоскости, по которому происходит разделение людей по «лагерям», Толстой выбирает отношение к Родине, проявление патриотизма.

Мир «живой» - это мир истинных патриотов, чувства которых по отношению к Родине совершенно искренны и неподдельны. Андрей Болконский не руководствуется никакими иными соображениями, кроме мыслей о защите Отечества, когда пытается противостоять всеобщей панике и отступлению под Аустерлицем. Князь Андрей не задумывается ни о повышении, ни о наградах, он подчиняется лишь собственному чувству долга. Полной противоположностью Андрею Болконскому является Борис Друбецкой. Основной своей задачей он видит не защиту Отечества, а продвижение по службе, причем не заслугами на поле боя, а лестью, лицемерием, подхалимством по отношению к начальству. Для него ничего не значит судьба людей, он готов ими пожертвовать ради собственного повышения и представления к награде.

В несколько иной форме проявляют патриотизм Ростовы. Николай не может убить человека вне зависимости от того, на чьей стороне он находится, но при отступлении из Москвы Ростовы жертвуют собственным имуществом ради спасения раненых. Совершенно по-иному ведет себя Берг. Пользуясь всеобщим бедствием и смятением, ему удается приобрести «шифоньерку» за ничтожно малую цену, причем эта «сделка» становится предметом его гордости.

Истинный патриотизм также демонстрируют герои, не принадлежащие ни к одному из миров и действующие только в плоскости войны, но также противопоставленные «мертвому» лагерю. Наиболее показателен в этом отношении подвиг капитана Тушина, и особенно его восприятие своего героизма. Тушин даже не задумывался о героической сути своего поступка - напротив, он пытается оправдаться и просит помощи у Андрея Болконского. По мысли Толстого, истинный патриот даже не замечает того факта, что он совершает подвиг, - для него это лишь долг перед Родиной, лишенный всякого героического флера. Под это определение подходит подвиг и батареи Тушина, и батареи Раевского, совершенный самыми обыкновенными, ничем не примечательными людьми.

Таким образом, прием антитезы является базовым для построения системы образов романа и характеристики основных персонажей.

Фактически антитеза, противопоставление двух миров - «мертвого» и «живого» - составляет основу произведения, определяет его структуру. И, строя роман по принципу антитезы, Л. Н. Толстой развенчивает «мертвый» мир, показывает его несостоятельность и утверждает человеческие и христианские идеалы, которыми руководствуется мир «живой».

Принцип антитезы можно определить как важнейший художественный принцип романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Он является одним из способов воплощения философии истории, описание которой было наиболее значимой задачей для автора. При определении жанра романа как исторического, Толстому, тем не менее, было важно раскрыть в нем философскую подоплеку исторического действия, исторического процесса, у которого два состояния: либо война, либо мир. Эти два понятия четко определены и противопоставлены Толстым. Война представлена им как "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие", а мир – как жизнь людей без войны под мирным небом и без пролития невинной крови. Для автора очень важен переход от состояния мира к состоянию войны, так как здесь у него появляется возможность противопоставить поведение тех или иных героев его романа в данной героической ситуации. Такие герои произведения, как Наташа Ростова, Долохов или купец Ферапонтов остро чувствуют и понимают ответственность и опасность сложившейся ситуации. В романе им принадлежит роль героев-камертонов, то есть персонажей, совершающих тот или иной поступок в соответствии с тем жизненным моментом, в котором они находятся. Так, например, и купец Ферапонтов в сцене оставления Смоленска, и Наташа, выезжающая из Москвы, забывают о своих личностных целях. Помыслы и действия этих героев подчинены общей цели – победе над врагом. Таким образом, Толстой показывает, что в ситуации войны люди сплачиваются и действуют сообща. Причем схожие мысли возникают у них не по чьему-либо намеку и не по какой-то установке. Они естественным образом появляются у всех думающих и нравственно развитых персонажей романа "Война и мир".

Однако не все герои Толстого способны, осознав значимость ситуации, сплотиться с другими и образовать единство. Им автор противопоставляет героев, оказавшихся вне этого единого целого. Одним из таких героев является Берг, который даже в ситуации войны не оставляет своих корыстных целей. Он озабочен покупкой "шифоньерочки" и просит у Ростовых по своей необходимости одного из их мужиков. Но Ростовы, не вняв несвоевременной просьбе Берга, выгнали его со двора. С этой же точки зрения можно осудить императора Александра I, который, не уловив настроения народа, не понимает их желаний и надежд. Все, чем государь может приободрить свой народ, это кидание в толпу с балкона бисквитов.

Одним из наиболее значимых противопоставлений является противопоставление двух основных героев романа "Война и мир" – Наполеона и Кутузова. Эти герои как бы олицетворяют собой два разных полюса, между которыми формируется своеобразное магнитное поле, в котором размещаются все герои произведения, каждый в зависимости от своей душевной и нравственной развитости тяготеет к тому или другому полюсу. Кутузов воплощает собой то самое единство, целостность, а Наполеон – эгоистический произвол. Это – основные антиподы романа. Наполеону безразлична судьба его армии и солдат в отдельности, так как они являются только орудием в достижении им своих целей. Кутузов же относится к своим солдатам как к родным детям и готов рисовать своей жизнью ради спасения своих подопечных. В отличие от Наполеона Кутузов равнодушен к славе. Главное для него – победа русской армии и изгнание неприятеля с родной земли, причем с наименьшими потерями. Русский полководец не думает о почестях или о возможном попадании на скрижали истории. Он с честью выполняет свой военный долг, и лучшей наградой для него является уважение и преданность ему его армии. Наполеон, напротив, мнит себя величайшим героем истории. Толстой тем самым демонстрируя свое личное отношение к французскому императору, показывает несоответствие между фантазиями Наполеона и достоверными фактами, переводя описание этого героя в сферу комического. Наполеон представляется Толстому подобным "ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит". Даже такие проявления болезненности его организма, как насморк и дрожание левой икры, французский полководец способен принять за признаки его величественности и тем самым заявить претензию на исключительную роль в театре жизни.

Кутузов также описан Толстым не как герой: он стар, время от времени проявляет свою старческую слабость и импульсивность. Но подобная характеристика никоим образом не может быть отнесена в сферу комического. Напротив, Толстой так показал естественность Кутузова, а значит, и всю свою авторскую симпатию и восхищение этим великим русским полководцем. Поэтому одним из самых значимых недостатков Наполеона является отсутствие в его образе естественности и способности к проявлению обычных человеческих чувств и эмоций. Когда французский император смотрит на портрет сына, то для того, чтобы окружающие заметили на его лице трепетное отцовское чувство, императору приходится делать усилие: "Со свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности". Толстой, не принимая таких неестественных проявлений чувств, переводит всю, как казалось Наполеону, пафосность ситуации в комизм: "Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история". Воображая себя героем, Наполеон в своем сознании настолько превозносится над окружающими его людьми, что не замечает их, и в его глазах все происходящие вокруг него события происходят как-то сами собой.

В этих двух образах полководцев Толстой воплотил не только два разных принципа отношения к жизни. Автор изобразил в них идею войны и мира. Поэтому героям, тяготеющим к полюсу Наполеона, можно приписать некоторые наполеоновские черты – умение способствовать возникновению войн, разногласий между людьми. Таковы Анна Павловна Шерер, Курагины и другие. Герои же, близкие Кутузову, проповедуют идею мира и добра. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, некоторые военные – капитан Тушин, Денисов. Что же касается центральных героев романа – Андрея Болконского и Пьера Безухова, то эти персонажи проходят путь от Наполеона к Кутузову, тем самым отказываясь от ложных ценностей и приобретая истинные идеалы.

На принципе антитезы также вводятся в общую структуру произведения и образы двух городов – Москвы и Петербурга. Именно в Москве происходят основные значимые события романа. В этом городе живут любимые и наиболее дорогие Толстому герои: Ростовы, Безухов. Москва представлена в произведении душевным городом, близким, родным. В сложившейся героической ситуации Москва находится как бы на грани между войной и миром: если ее захватит Наполеон, то победит эгоистический произвол, а если отстоит Кутузов, то принцип единства, родового начала.

Петербург же выступает в роли неестественного, чужого города, его можно вынести за пределы "роевого" единства, образуемого жителями Москвы и самим городом. Война не затрагивает Петербург, но даже узнавая страшные новости из Москвы, жители города на Неве не делают никаких попыток помочь людям, оказавшимся в беде, и находятся вне героической ситуации.

Также выделению Петербурга из родового целого способствует один из существующих мифов о его основании – о том, что он построен по прихоти царя, а не по нуждам людей, и стоит на костях. Толстой не симпатизирует этому городу, а соответственно и тем героям, которые по желанию автор оказываются его жителями – постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен.

В романе "Война и мир", как можно уверенно утверждать, антитеза важна и как композиционный прием, и как один из способов изображения характеров, и как средство создания исторического пространства. И, очевидно, именно этот принцип обеспечивает целостность произведения, несмотря на колоссальное количество героев, широкие временные рамки и его идейную насыщенность.