Бичевание христа пьеро. Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа (Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески) - крупнейший художник и теоретик эпохи Раннего Возрождения (1420-1492). Родился в семье красильщика и торговца шерстью в Умбрии, в маленьком городке Борго-Сан-Сеполькро рядом с Ареццо. Назван был по имени матери, т.к. отец его умер до его рождения. О жизни художника дошло мало достоверных сведений. Первое упоминание относится к 1431 году, когда Пьеро работает над первым заказом - расписывает церковные свечи. < >
Учился он у Доменико Венециано во Флоренции, под руководством которого работал в 1439 г. над украшением флорентийского собора Сан Эджедио (однако фрески не дошли до нашего времени. Работал в Римини, Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме. 1450-1462 г. в родном городе, где был городским советником, была написана алтарная картина "Мадонна Милосердия". Художник нашел необычайно выразительные приемы при создании образа Мадонны. Похожая на статую, фигура юной Марии превосходит размерами фигуры приподающих к ее ногам. Она распрастерла тяжелый плащ над ними, каждый может найти защиту и прибежище.

Мадонна Милосердия. («Мадонна Мизерикордия»), центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1445-1450-е гг.

Одновременно с «Мадонна Миилосердия» Пьеро делла Франческа написал знаменитое «Крещение», предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро.


«Крещение» (Национальная Галерея, Лондон, 1445-1450 гг.

Фрески в алтаре церкви Сан-Сансеполькро Франческо в Ареццо (1452-1466) - самое замечательное создание мастера. На них изображена история Животворящего Креста, на котором распяли Христа, согласно "Золотой легенде", рассказанной монахом 13 века Якопо де Вораджине. . Франческа выбрал основные моменты из многих. Вначале - "Смерть Адама", когда на могиле Адама вырастает священное дерево, в конце -возращение реликвии в Иерусалим византийским императором Ираклием. В размещении сцен Франческа не следовал повествованию, а создал фресковый ансамбль, который рассчитан на единовременное обозрение. Сочетание объемности и в то же время плоскостности в изображении - одна из удивительных особенностей Пьеро делла Франческа, который соблюдая законы перспективы, не создавал иллюзии глубины пространства. Даже здания на фресках изображены в фаз, а не под углом.

История Адама (Смерть Адама). Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

Открытие дерева Креста Христова: встреча царя Соломона и царицы Савской. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

На фасаде дворца царя Соломона очень высокие колонны настолько быстро уменьшаются по мере их удаления от зрителя, что видна в сущности только первая из них, разделяющая фреску на две части. На фреске господствует спокойный свет, краски лучезарны.

Сновидение Константина. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

Франческо тонко передал эффект искусственного освещения в луче света, исходящего от ангела, из темноты выступает шатер полководца. Это не имеет аналогий в итальянской живописи ХV века.

Пьеро делла Франческа часто посещал Урбино, выполнял поручения герцога Урбинского и был, вероятно, его другом. Двор Монтефельтро в Урбино был одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Для Урбинского дворца было написано «Бичевание Христа» в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника Это одна из прекраснейших и самых загадачных картин художника. Сама сцена «Бичевания» расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах.


Бичевание Христа. Национальная Галерея, Урбино. 1455-1460 гг.

К 1460-м гг. относятся фрески «Мадонна дель парто» в погребальной капелле Монтерки (Ареццо); «Воскресение Христа» в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. В «Мадонне дель парто» художник избрал тему, редкую для итальянской живописи и достаточно распространенную во Франции и Испании — Богоматерь, носящая во чреве младенца.

«Мадонна дель парто». Ареццо. 1460-е.

В 1470- х годах для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба — Галерея Уффици, Флоренция). В портретах правителей Урбино ярко проявились две составляющие искусства художника: нидерландская и итальянская. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога — глубокие морщины и крупные родинки; итальянская — в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. На оборотах обеих досок изображены триумфы герцога и его жены: Баттиста восседает на кресле, поставленном на колесницу, запряженной двумя единорогами — символами целомудрия, с раскрытой книгой в руках в окружении Добродетелей; Федерико стоит на колеснице, запряженной бигой белых лошадей, с жезлом в правой руке, увенчанный победным лавром.

Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. около 1465 г.

Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффица, Флоренция.около 1465 г.

К поздним шедеврам принадлежит поэтичное серебристо-голубоватое воздушное "Рождес тво"

Рождество. Национальная галерея, Лондон.около 1470 г

Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа «Мадонна Монтефельтро», или «Сакра коверсационе» (Sacra Conversatione — Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. (Пинакотека Брера, Милан). Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью — яйцо, подвешенное
над головой Богоматери.

«Мадонна Монтефельтро»(«Сакра коверсационе»), Пинакотека Брера, Милан, 1472-1474 гг

В старости Пьеро делла Франческа оставил живопись из-за ухудшения зрения, и обратился к математике, создал свои знаменитые трактаты: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах" по стереометрии. Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492. Искусство Пьеро делла Франческа ощутимо повлияло на итальянское искусство в целом и особенно на художников Северной Италии. Учениками художника были Мелоццо да Форли (1438-1494) и Лука Синьорелли (ок.1445-1523), талантливые художники кватроченто.

http://www.artprojekt.ru/gallery/francesca/index.html http://ru.wikipedia.org/wiki http://artwwworld.org.ua/hudozhniki/Francheska/
Энциклопедия для детей. Искусство, т. 7, часть 1, Из-во "Аванта+", 1997 г. <

Пьеро делла Франческа Пье́ро де́лла Франче́ска

(Piero della Francesca) (около 1420 - 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Произведения отличаются величественной торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций, разумной ясностью перспективных построений, исполненной света мягкой народной красочной гаммой («Крещение Христа», 1450-55; фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66). Автор трактатов «О перспективе в живописи», «Книжица о пяти правильных телах».

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА

ПЬЕ́РО ДЕ́ЛЛА ФРАНЧЕ́СКА (Piero della Francesca) (ок. 1420-92), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная ясность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма («Крещение Христа», 1450-55; фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66). Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», «Книжица о пяти правильных телах».
* * *
ПЬЕ́РО ДЕ́ЛЛА ФРАНЧЕ́СКА (Piero di Benedetto di Pietro della Francesca (1415/1420, Борго Сансеполькро, близ Флоренции – 11/12 октября 1492, там же), итальянский художник Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) , автор нескольких трактатов по теории живописи.
Сын красильщика и торговца шерстью. Родился в местечке Борго Сансеполькро, расположенном в долине Тибра, между Тосканой и Умбрией. Долгое время имя его было малоизвестно и только благодаря Джорджо Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо) , опубликовавшему в 1550 «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», в 19 веке на художника обратили внимание. В творчестве Пьеро делла Франческа счастливо сочетались поиски итальянских живописцев, увлеченных перспективными построениями и сложными пространственными эффектами, с опытом нидерландской живописи, ее интересом к свету, эмалевым цветам, любовью к точной детали. Монументальные, величественные герои Пьеро делла Франческа обладают внутренней уравновешенностью, бесстрастны и рациональны.
Ранние работы
Достоверных сведений о первых двадцати годах жизни художника нет. Вероятно, уже в 1435 он обучался в мастерской Доменико Венециано (см. ДОМЕНИКО ВЕНЕЦИАНО) . Не исключено, что вместе с ним молодой художник ездил в Марше и Умбрию. В 1439 имя Пьеро делла Франческа впервые зафиксировано в документах: вместе с Доменико Венециано он получил плату за роспись церкви св. Эгидия (Сан Еджидио) (росписи не сохранились).
Сансеполькро
В 1442 Пьеро делла Франческа вернулся в Сансеполькро, где был зарегистрирован в качестве городского советника. В 1445 получил заказ от братства Мизерикордия на исполнение триптиха. В договоре особенно оговаривались условия и сроки работы - художнику предписывалось использовать лучшие дорогие краски и не жалеть золота для фона, триптих должен был быть готов через три года. Однако алтарь был закончен только в 1460 и в окончательном варианте состоял из 23 частей. Главная тема алтаря - идея заступничества Богоматери выражена буквально: Мадонна как балдахином укрывает коленопреклоненных жителей Сансеполькро своим плащом («Мадонна Мизерикордия», центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1460-е гг.). Его форма и пространственный объем подобны архитектурной нише с раковиной наверху. Правые боковые панели с фигурами святых Себастьяна и Иоанна Крестителя, пять сцен пределлы со «Страстями Христа» написаны в 1440-е гг. и обнаруживают черты раннего стиля художника, еще тяготеющего к образам Мазаччо (см. МАЗАЧЧО) . В отличие от них фигуры Св. Бернарда и Св. Андрея более тяжеловесны и устойчивы.
Одновременно с ранними панелями алтаря «Мадонна Мизерикордия» (ок. 1445-1450) Пьеро делла Франческа написал знаменитое «Крещение» (Национальная Галерея, Лондон), предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро. Композиция «Крещения», ясная и устойчивая, изображена на фоне холмистого пейзажа; ее центральная ось проходит через фигуру Христа и голубя Святого Духа. Прозрачный утренний воздух, зеркальная поверхность иорданских вод, чистая лазурь небес с четко очерченными облаками,- все говорит о том, что Пьеро делла Франческа свободно владел венецианской техникой живописи.
Романья, Умбрия, Марше
Во второй половине 1440-х гг. Пьеро делла Франческа много путешествует, работает в Умбрии, Марше и Романье по заказу местных правителей. В 1451 он находился в Римини, куда, вероятно, по рекомендации архитектора Л. Б. Альберти (см. АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста) , был приглашен для росписи Темпио Малатестиано (Храма Малатесты), в котором написал фреску с портретом Сиджизмондо Пандольфо Малатесты перед своим небесным патроном - св. Сигизмундом (Сиджизмондо). Архитектурный фон фрески обнаруживает знакомство художника с инженерными идеями Л. Б. Альберти, архитектора Храма Малатесты. Профильное изображение правителя Римини художник впоследствии повторил в станковом портрете Сиджизмондо Малатесты (Лувр, Париж). Портрет написан в смешанной технике темперной живописи с добавление масляных красок, что дало возможность передать тончайшие нюансы цвета и рефлексы света на поверхности кожи.
В 1452 Пьеро делла Франческа был приглашен в Ареццо могущественной семьей Ваччи для завершения работы в хоре церкви Сан Франческо, прерванной смертью Виччи ди Лоренцо, флорентийского художника. Сюжетная основа фресок «История Истинного Креста» - «Золотая Легенда» Иакова Ворагинского (см. ИАКОВ из Варацце) (13 в.), повествующая об истории Крестного древа и изобилующая чудесами и повествовательными подробностями, получившая особенное распространение в простонародной среде, среди горожан, во францисканских монастырях. Сцены, расположенные в три регистра, начинаются с «Произрастания древа из головы Адама» и заканчиваются на противоположной стороне «Прославлением Креста». Пространственные композиции фрески математически выверены; обладающий особенной кристаллической ясностью и прозрачностью колорит кажется пронизанным светом. Во фреске «Сон Константина» Пьеро делла Франческа впервые в истории ренессансной живописи пытался передать эффект ночного освещения с глубокими тенями и слабым источником света.
В 1458-1459 Пьеро делла Франческа расписывал фресками Ватиканские Станцы (ныне утраченные).
«Бичевание Христа» (Урбино, Палаццо Дукале)
«Бичевание Христа» написано в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника. Сама сцена «Бичевания» расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах. Справа, на переднем плане - три фигуры, возможно, портреты членов семьи Монтефельтро в платьях из роскошных тканей. В последнее время возникла гипотеза, связывающая идею создания картины с драматическими событиями завоевания Константинополя (1453), последующим Крестовым походом (1455) и Собором в Мантуе в 1459.
К 1460-м гг. относятся фрески «Мадонна дель парто» в погребальной капелле Монтерки (Ареццо); «Воскресение Христа» в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. В «Мадонне дель парто» художник избрал тему, редкую для итальянской живописи и достаточно распространенную во Франции и Испании - Богоматерь, носящая во чреве младенца. Два ангела справа и слева симметрично отдергивают завесу балдахина. Фигура торжествующего над смертью Спасителя в «Воскресении» полна жизненной силы и энергии. В ней радость жизни и света Воскресения противопоставлена тишине и мраку смерти в спящих воинах. В одном из них, положившем голову на край саркофага, узнают автопортрет Пьеро делла Франческа.
Последние работы
В 1470-е гг. Пьеро делла Франческа, должно быть, поддерживал тесные отношения с двором Монтефельтро в Урбино, одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба - Галерея Уффици, Флоренция). В портретах правителей Урбино ярко проявились две составляющие искусства художника: нидерландская и итальянская. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога - глубокие морщины и крупные родинки; итальянская - в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. На оборотах обеих досок изображены триумфы герцога и его жены: Баттиста восседает на кресле, поставленном на колесницу, запряженной двумя единорогами - символами целомудрия, с раскрытой книгой в руках в окружении Добродетелей; Федерико стоит на колеснице, запряженной бигой белых лошадей, с жезлом в правой руке, увенчанный победным лавром.
Из церкви Санта Мария экстра Моения ди Синегаллия происходит «Мадонна ди Синегаллия» (ок. 1470, Национальная галерея Марше, Урбино). Ее поверхность словно соткана из солнечного света, широкие потоки которого проникают в комнату через открытое окно слева, проходят сквозь тончайший плат Богоматери, отражаются в перламутровых крыльях ангелов, жемчужной нити правого ангела и коралловом ожерелье младенца Христа.
Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа «Мадонна Монтефельтро», или «Сакра коверсационе» (Sacra Conversatione - Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. (Пинакотека Брера, Милан). Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью - яйцо, подвешенное над головой Богоматери. «Мадонна Монтефельтро» стала последним шедевром мастера из Борго - в последние годы зрение стало покидать художника. Возможно, именно в эти годы Пьеро делла Франческа написал два научных трактата: «О перспективе, применяемой в живописи» - своеобразный учебник по перспективе, в котором впервые это явление было научно математически обосновано, и «Книгу о пяти правильных телах», содержащую практические решения вопросов стереометрии. После долгого пребывания при дворе Монтефельтро Пьеро делла Франческа вернулся домой, где скончался 11 или 12 октября 1492.
Искусство Пьеро делла Франческа ощутимо повлияло на итальянское искусство в целом и особенно на художников Северной Италии. Учениками художника были Мелоццо да Форли (1438-1494) и Лука Синьорелли (см. СИНЬОРЕЛЛИ Лука) (ок.1445-1523), талантливые художники кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО) .


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • пьеза
  • Пьеро ди Козимо

Смотреть что такое "Пьеро делла Франческа" в других словарях:

    Пьеро делла Франческа - (Piero della Francesca) (около 1420 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре,… … Художественная энциклопедия

    Пьеро делла Франческа - Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. 1450—1455. Национальная галерея. Лондон. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 — 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико… … Художественная энциклопедия

    ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА - (Piero della Francesca) (ок. 1420 92) итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная… …

    ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА - (Piero della Francesca) (1406/1420 1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне северо восточная часть Тосканы). Отсутствие каких… … Энциклопедия Кольера

    Пьеро делла Франческа - (Piero della Francesca) (р. около 1420, Сан Сеполькро, Тоскана, похоронен 12.10.1492, там же), итальянский живописец. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано. Испытал влияния Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского… … Большая советская энциклопедия

    Пьеро делла Франческа - (Piero della Francesca) Ок. 1415 1420, Борго Сан Сеполькро 1492, Борго Сан Сеполькро (ныне город Сансеполькро). Итальянский живописец и теоретик искусства. Мастер тосканской школы. Работал в Борго Сан Сеполькро, Ареццо, Риме, Ферраре, Флоренции.… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Пьеро делла Франческа - «Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция … Википедия

    Пьеро делла Франческа - (ок. 1420 1492) ит. живописец. Крупнейший из живописцев и теоретиков искусства Раннего Возрождения. Родился в небольшом городке Борго Сан Сеполькро в Умбрии, недалеко от Арец цо, в семье ремесленника. Учился в мастерской Доменико Венециано во… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Пьеро делла Франческа - ПЬÉРО ДÉЛЛА ФРАНЧÉСКА (Piero della Francesca) (ок. 1420–92), итал. живописец эпохи Раннего Возрождения. Произв. отличаются величеств. торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций … Биографический словарь

    Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) - (около 1420 — 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Произведения отличаются величественной торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций, разумной ясностью… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Пьеро делла Франческа , Милюгина Е.Г. , Живописец, математик, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения, Пьеро делла Франческа обладал оригинальным дарованием и уникальной трудоспособностью. Это позволило ему заложить основы… Категория:

Пьеро делла Франческа, "О животворящем древе Креста", Ок. 1453-1464, Ареццо, базилика ди Сан-Франческо, главная капелла, фрески.

В 1452—66 гг. Пьеро делла Франческа создает самую знаменитую свою работу — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо. Фрески посвящены истории креста, на котором был распят Христос, рассказанной в популярной в то время «Золотой легенде» Якопо де Вораджине (Иосифа Ворагинского) , итальянского монаха XIII в.

Обобщая объёмы фигур, развёртывая строгие, пронизанные величавым ритмом композиции параллельно плоскости стены на фоне гармонически ясной, словно утренней природы, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветлённой торжественности.

Адам, будучи на смертном одре, посылает своего сына Сифа к Архангелу Михаилу, и тот дает Сифу семена дерева первородного греха с тем, чтобы семена положили в рот Адама в момент смерти («Смерть Адама»).



Смерть Адама . 1452—66. Фрагмент. Фреска. 390 x 747 см

Дерево, которое выросло на могиле Адама, было срублено Соломоном и переброшено в качестве мостика через водный поток. Царица Савская на своем пути к царю Соломону чудесным образом узнает, что на лежащем поперек реки дереве будет распят Спаситель. В священном поклонении царица преклоняет перед деревом колена («Поклонение священному дереву и встреча царя Соломона и царицы Савской»).


. 1452—66. Левая часть


Поклонение священному древу и встреча царя Соломона и царицы Савской . 1452—66. Правая часть
Фреска. 336 х 747 см

Когда царь Соломон узнает о чудесном послании, полученном царицей, он приказывает зарыть в землю дерево, которое приведет к концу царствования иудеев. Однако дерево находят и, после второго божественного послания, дерево становится инструментом страстей господних. Три столетия спустя, как раз перед сражением против императора Максенция, византийскому императору Константину во сне было откровение, что он победит врага, если будет сражаться во имя Креста Господня («Сновидение Константина»).


Сновидение Константина . 1452—66. Фреска. 329 x 190 см

Ожесточенная борьба за власть двух императоров — Константина и Максенция — закончилась в 312 г. Известны драматические подробности сражения, проигранного Максенцием, — он утонул в Тибре во время бегства с поля боя через обрушившийся Мульвиев мост.

Победа Константина над Максенцием . 1452—66. Фреска. 329 x 747 см. Церковь Сан-Франческо, Ареццо

В сияющем свете дня конница императора Константина замерла на берегу Тибра: белые кони перемежаются с темными, к голубому весеннему небу поднимаются копья и разноцветные древки знамен, реет императорское желто-оранжевое знамя с вышитым на нем черным орлом, развеваются плюмажи на причудливых шлемах, поблескивают серебристо-серые латы. Константин изображен в профиль, он восседает на белом коне впереди своего войска. Император держит в руке священную реликвию — легкий белый крест. Правая часть фрески сильно повреждена, но все же видно, как Максенций верхом на коне тонет в реке. В сравнении с «Битвой при Сан-Романо » Паоло Уччелло, написанной двадцатью годами ранее, полотно Пьеро делла Франческа представляет скорее великолепный парад, нежели изображение военных действий между враждующими сторонами. Застывшие с поднятыми копытами лошади, всадники, знамена, облака, пейзажный фон — композиция целиком и полностью построена в соответствии с законами линейной перспективы. Благодаря мастерскому владению колоритом художнику удалось в мельчайших деталях отразить живую реальность, подчас ускользающую и эфемерную, — начиная от отраженного света на доспехах воинов и кончая тенью, отбрасываемой копытом лошади.

После победы Константина («Победа Константина над Максенцием») он и его мать Елена принимают христианство; Елена едет в Иерусалим, чтобы найти чудесное древо креста. Однако о его местонахождении не знает никто, кроме иудея Иуды. Иуду пытают в колодце и тот признается, что знает храм, в котором спрятаны три креста Голгофы. По приказу Елены храм разрушают и кресты находят; животворящий крест определяют по тому, что он чудесным образом воскрешает умершего юношу («Обретение и испытание животворящего креста»).


Обретение и испытание животворящего креста . 1452—66. Фреска. 356 x 747 см

В 615 г. персидский царь Хосрой крадет крест и устанавливает его для священного поклонения. Император Ираклий развязывает против персидского царя войну и, разбив персов, возвращает крест в Иерусалим. Ираклий входит в Иерусалим без всякой торжественности и помпы, напротив, несет крест, на манер Христа, с кротостью и смирением.


Битва между Ираклием и Хосроем . 1452—66. Фреска. 329 x 747 см

Фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов и свидетельствуют об исключительном колористическом даровании художника. Обобщая объемы фигур и развертывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мира.

Пье́ро Де́лла Франче́ска (Piero Della Francesca) (ок. 1420, Борго Сан-Сеполькро, близ Флоренции - 1492, там же), итальянский живописец и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Родился в семье ремесленника. В кон. 1430-х гг. работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции.
Испытал влияние Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал преимущественно в родном городе, где неизменно пользовался почётом и занимал важные государственные должности, а также в Ферраре (ок. 1448—50 гг.), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466 г.).
Автор двух научных трактатов («О перспективе в живописи», до 1482 г., в котором впервые дано математическое обоснование перспективы; «Книга о пяти правильных телах», ок. 1490 г., - исследование о совершенных пропорциях).

Биографические сведения о Пьеро делла Франческа довольно скудны. Уроженец маленького тосканского города Борго Сан Сеполькро, он, видимо, учился во Флоренции у Доменико Венециано (в одном из документов 1439 года упоминается как его помощник). В 1442 году он уже вернулся на родину, где в 1445 году получил первый большой заказ. Впоследствии Пьеро делла Франческа работал в Ареццо и других городах, входивших в состав владений Флорентийской республики, а с начала 1450-х годов и по заказам правителей маленьких итальянских княжеств - Сиджизмондо Малатеста (Римини), Лионелло д’Эсте (Феррара), Федериго да Монтефельтро (Урбино). Эти прекрасно образованные и крайне амбициозные правители покровительствовали наукам и искусству, приглашали для осуществления своих обширных архитектурных замыслов ведущих зодчих Италии, при дворах этих князей существовали гуманистические кружки, объединявшие блестяще образованных людей, знатоков античности, философии, искусства. Видимо, Пьеро делла Франческа был вхож в эту среду, здесь мог пробудиться его интерес к теоретическим проблемам и математике, здесь он мог существенно пополнить свое образование; в частности, он свободно владел латынью, что было большой редкостью в художественной среде. Его перу принадлежат два теоретических трактата, написанных на латыни: "De prospettiva pingendi" (О перспективе в живописи) и "Libellus de quinque corporibus regolaribus" (Книга о пяти правильных телах).

Творческий путь Пьеро делла Франческа, видимо, начался в первой половине 1440-х годов, хотя первый заказ, зафиксированный в документах, относится к 1445 году; последние работы датируются серединой 1470-х годов, во второй половине этого десятилетия художник утратил зрение. Таким образом, он работал около трех десятилетий. Список работ, созданных Пьеро делла Франческа на протяжении этого тридцатилетия и дошедших до наших дней, очень невелик: он включает два больших многостворчатых алтаря, сравнительно небольшой фресковый цикл в церкви Сан Франческо в Ареццо, около десятка алтарей меньшего размера и два портрета. Правда, список работ художника, который приводит в своих "Жизнеописаниях" Джорджо Вазари примерно вдвое больше: значительная часть работ художника не сохранилась. Но и он несоразмерно мал для столь продолжительного творческого пути. Видимо, Пьеро делла Франческа работал очень медленно, и в этом, вероятно, кроется один из секретов того совершенства, безупречной гармонии ритма, форм, цвета, той законченности и ясности творческого замысла, которые отличают его немногочисленные работы.

Пьеро делла Франческа - один из величайших и наиболее самобытных мастеров итальянского Раннего Возрождения. Величественный облик его персонажей, лаконизм изобразительного языка, ярко выраженное монументальное начало роднят его с такими флорентийскими мастерами, как Мазаччо. В то же время созданный им мир не находит аналогий в творчестве других мастеров Раннего Возрождения. Облик этого мира определяют законы неких совершенных форм, в наиболее чистом виде воплощенные в архитектуре - очертаниях арок, стройности колонн, согласованности, гармонии и равновесии всех элементов сложных построек.

Видимо, не случайно, что в «Мадонне делла Мизерекордиа» - центральной части многостворчатого алтаря, написанного для Братства Милосердия 1460-1462, Сансеполькро, Пинакотека), - плащ широко раскинувшей руки Мадонны, под сенью которого укрылись жители города, подобен алтарной нише, а сама Мадонна, стоящая очень прямо, увенчанная плоским диском нимба, подобна величественной колонне.

В фреске «Мария Магдалина» (1462-1464, Ареццо, Собор) статная фигура святой, чье одеяние сияет розово-красными, фисташково-зелеными, серебристо-белыми тонами, идеально вписывается в очертания иллюзорной, написанной кистью Пьеро делла Франческа, арки.

В одной из самых замечательных поздних работ художника - «Мадонна с Младенцем, святыми и заказчиком Федериго да Монтефельтро» (1472-1474, Милан, Пинакотека Брера), колоссальная алтарная ниша, на фоне которой предстают молитвенно сложившая руки Мадонна с спящим на ее коленях Младенцем, полукругом обступившие ее святые, коленопреклоненный урбинский герцог Федериго да Монтефельтро, наделена гораздо большей степенью иллюзорности, чем человеческие фигуры.

Идеальная стройность и чистота архитектурных форм, их совершенство и многообразие, гармония их пропорций нашли воплощение в облике изображенного художником «Идеального города» (ок. 1470, Урбино, Национальная галерея области Марке).

Мир Пьеро делла Франческа полон гармонического равновесия и спокойствия; персонажи художника - высокие статные женщины, величественные мужчины столь сдержанно проявляют свои эмоции, что кажутся бесстрастными. Они пребывают в неком особом, неизменном мире, где отсутствует категория быстротекущего времени, любое, даже резкое движение как бы останавливается, застывает, длится вечно. В этом одна из причин некоторой «закрытости» ряда работ Пьеро делла Франческа для современного зрителя, невозможности найти их убедительную интерпретацию. К их числу принадлежит и одна из его лучших станковых работ «Бичевание Христа» (1452, Урбино, Национальная галерея области Марке). Эта композиция - одна из самых сложных по своей структуре у Пьеро делла Франческа. Два мира и два различных по структуре пространства - отодвинутый в глубину мраморный зал дворца Пилата, где разыгрывается сцена Бичевания и реальный мир итальянского города времен Пьеро делла Франческа с уходящими в глубину зданиями и вплотную придвинутыми к зрителю, изображенными крупным планом босоногим юношей, мужчиной средних лет и тучным лысым стариком, предстают у Пьеро делла Франческа как нечто единое (весь первый план объединяет замостка темно-красным камнем, разделенная белыми полосами), и одновременно находятся в различных пространственных и временных пластах, где течение времени замедленно, остановлено. Бесконечная длительность момента господствует и в «Воскресении Христа» (1455-1458, Сансеполькро, Пинакотека), где Христос не восстает из гроба, а спокойно стоит, опершись ногой на крышку саркофага.

Величественный, бесстрастный мир Пьеро делла Франческа в то же время гармоничен и прекрасен, сияет весенней свежестью своих красок. Колористическое дарование художника сформировалось под влиянием его учителя Доменико Венециано, чья палитра была основана на светлых, холодных тонах; несомненное влияние на Пьеро делла Франческа оказала и живопись нидерландских мастеров. И в то же время его колористическое дарование уникально. В его картинах, написанных маслом, и во фресковых росписях господствует изысканная гамма светлых, холодных тонов - бледно-розовых, серо-голубых, жемчужно-белых, фисташково-зеленых, золотистых, лимонно-желтых, гармонично сочетающихся с более интенсивными карминно-красными, сине-голубыми, фиолетовыми. В этой палитре есть нечто от свежих и чистых красок утренней природы, объединенных холодной серебристой тональностью. Особенно изысканная красочная палитра отличает композиции, где действие разыгрывается на фоне природы. Таково «Крещение» (1440, Лондон, Национальная галерея), где серебристая голубизна неба, светлые, охристые тона земли, темная зелень древесных крон, белые, бледно-розовые, розово- и рубиново-красные, синие тона одеяний ангелов и Иоанна Крестителя образуют изысканный красочный аккорд.

Самой значительной работой Пьеро делла Франческа является фресковый цикл «История Животворящего Креста» (1452-1458, Ареццо, церковь Сан Франческо). Этот цикл, украсивший алтарную часть церкви, состоит из шести больших композиций, расположенных в три регистра, одна над другой, на длинных боковых стенах капеллы; ее торцовую стену украшают четыре значительно меньших композиции, расположенные по две в нижнем и среднем регистре; в верхнем регистре изображены фигуры двух пророков.

Сюжет "Истории Животворящего Креста" был заимствован Пьеро делла Франческа в одном из самых популярных в художественной среде эпохи Возрождения литературных источников - Золотой Легенде Якопо да Вораджине (середина XIII века). Как повествует автор этой книги, дерево, из которого был сделан крест, ставший орудием казни Христа, выросло из семени, врученного ангелом сыновьям Адама и положенного под язык праотцу человечества. Позднее дерево было срублено и использовалось как мостик через небольшой водоем перед порогом дворца царя Соломона. Посетившая Соломона царица Савская преклонила перед ним колени и возвестила его судьбу стать орудием казни Спасителя. Чтобы избежать этого, Соломон приказал закопать его в землю, но впоследствии его местонахождение было указано предателем-иудеем, и из найденного дерева сделали крест для распятия Христа. Крест был также закопан в землю, но в начале IV века н. э. был обретен первой византийской императрицей-христианкой Еленой, матерью императора Константина, которому во сне, накануне решающей битвы с его соперником язычником Максенцием, явился ангел и возвестил о грядущей победе Константина. Двумя веками позже другой христианский император - Ираклий, после победы над своим противником Хосроем, торжественно вернул Святой Крест в Иерусалим.

В росписях капеллы Святого Креста Пьеро делла Франческа не следует хронологической последовательности событий; как и в его алтарях и станковых картинах, реальное течение исторического времени не является для него определяющим. Отдельные эпизоды Золотой легенды чередуются, следуя иной логике - цельности общего решения, композиционного и ритмического равновесия, символической связи отдельных сцен. Первый эпизод - «Смерть Адама» - изображен в люнете правой стены. Ниже, в среднем регистре - «Встреча царя Соломона с царицей Савской». Затем действие переходит на алтарную стену, где в верхнем регистре изображены две фигуры пророков, под ними справа в среднем регистре - «Перенесение Священного Древа». Повествование продолжается в двух сценах нижнего регистра - «Благовещении» и «Сновидении императора Константина», затем возвращается на правую боковую стену, где под «Встречей царя Соломона с царицей Савской» располагается «Битва императора Константина с Максенцием». Следующий эпизод - «Наказание иудея, не захотевшего открыть императрице Елене местонахождение креста, на котором был распят Христос», вновь возвращает действие на алтарную стену. Оно продолжается на левой стене в сцене «Обретения и испытания Животворящего Креста императрицей Еленой». В нижнем регистре той же стены - один из последних эпизодов истории: «Битва императора Ираклия с Хосроем», а в верхнем регистре, над сценой обретения креста Еленой - «Воздвижение Креста Господня» (святыня была возвращена в Иерусалим императором Ираклием).

Столь сложная программа, построенная на символическом соответствии разновременных событий, глубинной связи между ними, не вносит во фресковый цикл Пьеро делла Франческа какого бы то ни было отвлеченного начала. Эти росписи - высшее достижение художника; присущая его творчеству величавая торжественность, поразительный дар колориста соединяются в них с непревзойденным другими мастерами XV века искусством гармонической компоновки сложнейших многофигурных композиций. Одна из лучших - «Встреча царя Соломона с царицей Савской». В этой большой композиции как единое целое предстают два эпизода - царица Савская в сопровождении своей свиты, преклоняющая колени перед переброшенным через маленький водоем мостом у входа в дворец Соломона, и собственно встреча могущественного царя и пророчицы в величественном дворцовом портике. Величественная пейзажная панорама с плавными очертаниями высоких холмов и кронами двух больших деревьев, на фоне которой предстает процессия придворных дам, сопровождающих царицу и сама царица Савская, преклонившая колени перед деревянным мостом, органично соседствует с нарядностью и стройностью дворцового портика, где царица Савская в сопровождении тех же дам, склоняется перед царем Соломоном. Неторопливая торжественность ритма сочетается с редкой даже у Пьеро делла Франческа изысканностью цветового решения, гармонией сияющих своей чистотой рубиново- и розово-красных, фисташковых, густо-синих, голубых, серебристо-белых тонов. Эти красочные аккорды иногда основаны на смелых и неожиданных сочетаниях красочных тонов. Так, в одежде стоящего к нам спиной пажа, держащего под уздцы белую лошадь, художник находит гармонический аккорд бледно-сиреневого цвета камзола, ярко-голубого тона шейного платка и карминно-красного тона чулок.

Замечателен своим колористическим решением и «Сон императора Константина», где Пьеро делла Франческа с необычной для его времени живописной утонченностью передал эффект ночного освещения.

Персонажам Пьеро делла Франческа в гораздо большей мере, чем у кого-либо из художников XV века свойственно некое имперсональное начало. В то же время именно он был автором одного из самых ярких и выразительных портретов XV века - портрета урбинского герцога Федериго да Монтефельтро (ок. 1465, Флоренция, Галерея Уффици). Этот небольшой портрет является парным к портрету супруги герцога Баттисты Сфорца. Оба портрета, написанные на дереве, двусторонние - на оборотной стороне изображены их аллегорические триумфы. Урбинский герцог был личностью во всех отношениях незаурядной. Правитель карликового княжества с населением около восьми тысяч человек, он превратил свою столицу - маленький городок Урбино - в один из блистательных центров итальянской культуры. Здесь находили гостеприимство видные гуманисты, зодчие, художники. По приказу Федериго в его маленькой столице один из выдающихся архитекторов Италии Лучано Лаурана воздвиг колоссальный дворец - «город в виде дворца», как писали о нем современники. В комплекс личных покоев герцога входили Зал Муз и Студиоло (кабинет для ученых занятий), украшенный изображениями знаменитых людей работы нидерландского живописца Йоса ван Гента. Этот высокообразованный человек, любитель наук и искусств, был и профессиональным военным, в качестве наемного полководца (кондотьера) командовал войсками римского Папы. Во время одного из сражений он был ранен в лицо, утратил правый глаз, ударом меча была перерублена переносица. Поэтому, хотя в Италии XV века профильный портрет постепенно уступал место трехчетвертному, герцога изображали только в профиль.

Пьеро делла Франческа великолепно использует специфические возможности портрета. Фигура герцога почти целиком заполняет поле портрета, чеканным абрисом вырисовываясь на фоне серебристо-голубого неба и далекой, как бы увиденной с высоты птичьего полета мирной пейзажной панорамы с полями, гладью вод, невысокими холмами. На этом фоне, написанном в светлой серебристой гамме, фигура герцога приобретает грандиозные масштабы, героическую значительность, а рубиново-красный цвет одеяния и головного убора-капуччо звучит особенно торжественно. Небольшой по размерам портрет превращается в подобие величественного памятника.

Пьеро делла Франческа оказал большое влияние на искусство Италии XV века. работая в маленьких городах Средней и Северной Италии, еще мало затронутых новыми веяниями, он способствовал утверждению здесь новых художественных принципов, формированию ренессансных живописных школ.

Ирина Смирнова

Написанная около 1455-1460 годов. Названная одним из критиков «маленькой загадочной картиной», отличается сложной и необычной иконографической композицией, ставшей предметом самых разнообразных теорий. Искусствоведы отмечают мастерское использование линейной перспективы в изображении места действия, выполненного с высокой реалистичностью, геометрический порядок композиции и общую атмосферу безмолвия, переданную художником. Портрет бородатого мужчины на переднем плане рассматривается, как необычайно выразительный для живописи времён Пьеро делла Франческа. Искусствовед Кеннет Кларк назвал её «величайшей маленькой картиной в мире». Фредерик Хартт описал картину, как «почти совершенное достижение Пьеро, абсолютное воплощение идеалов Раннего Возрождения».

Темой картины является бичевание Иисуса Христа римлянами - канонический эпизод Страстей Христовых. Новозаветное событие происходит в открытой галерее, на среднем плане картины. На переднем плане справа стоят три фигуры, явно безразличные к происходящему. Картина подписана латинской надписью на пьедестале под сидящим персонажем: OPVS PETRI DE BVRGO SC[T]I SEPVLCRI - «работа Пьеро из Борго-Сансеполькро» (родной город художника).

Основная часть научных дебатов вокруг картины сводится к идентификации трёх фигур на переднем плане или их смысловой значимости. Различные теории рассматривают их либо как современников художника, либо как персонажей Нового завета, либо как не имеющих однозначной идентификации (например, сидящий человек, очевидно символизирующий Понтия Пилата, по ряду признаков идентифицируется с византийским императором Иоанном VIII Палеологом). Немаловажное значение имеет также тот факт, что освещение обеих половин, на которые разделена картина, отличается. Сцена бичевания освещается справа, а, предположительно, «современный» для художника пейзаж - слева. Установлено, что изначально на раме картины была начертана латинская фраза «Convenerunt in Unum», взятая из Псалма 2 Псалтири: «и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его». Эта же фраза цитируется в Деяниях апостолов (4:26) по отношению к Пилату, Ироду и иудеям.

Согласно традиционной трактовке, общепринятой в Урбино, загадочная троица изображает Оддантонио да Монтефельтро, первого герцога Урбино, стоящего между двух своих советников - Манфредо дей Пио и Томмазо ди Гвидо дель Аньело. Все трое были убиты 22 июля 1444 года. Ответственность за смерть Оддантонио возлагалась на советников, так как именно их непопулярное в народе правление привело к роковому заговору. С этой точки зрения, картина, которая могла быть заказана Федерико да Монтефельтро, братом Оддантонио, наследовавшим титул герцога Урбино после его смерти, проводит аналогию между гибелью безвинного Оддантонио и судьбой Христа. По другой версии, на картине изображены не советники, а предполагаемые убийцы Оддантонио, граждане Урбино Серафини и Риччарелли. Против этих двух версий свидетельствует тот факт, что Оддантонио был похоронен без почестей в безымянной могиле, а между Федерико и гражданами Урбино был заключён письменный договор, в котором он обязуется предать забвению преступление против Оддантонио и даже гарантирует защиту лицам, имеющим к нему отношение. Картина, реабилитирующая первого герцога Урбино или написанная в его память, стала бы нарушением этого договора и предательством граждан Урбино.

По другой традиционной трактовке, картина, заказанная Федерико да Монтефельтро, просто изображает его предков или родственников. Это мнение подкрепляется описью кафедрального собора Урбино XVIII века, где хранилась картина, внесённая в список, как «Бичевание Господа нашего Иисуса Христа, с портретами герцога Гвидобальдо и Оддо Антонио». Несмотря на то, что в названии содержится ошибка (герцог Гвидобальдо, сын Федерико, родился только в 1472 году), запись свидетельствует о превалирующем в то время убеждении, что на картине изображены родственники Федерико. По династической версии правая фигура может изображать Гвидантонио, отца Оддантонио и Федерико.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →