Экстраверсия и интроверсия в соционике. Экстраверты, интроверты и прочая соционика

Наверняка все слышали о том, что люди делятся на экстравертов и интровертов . В психологии экстравертами называют общительных, открытых людей, а интровертами — более замкнутых, стеснительных. Однако соционика дает нам несколько иной взгляд на эти понятия. Дело в том, что Юнг, описывая экстравертов и интровертов, имел в виду не столько черты характера, сколько направленность внимания. Поэтому в психологическом определении есть доля правды, однако с некоторыми оговорками.

По моим наблюдениям, интроверт способен вполне успешно общаться с людьми, однако потребность в самом общении и в проявлении инициативы у него несколько снижена, чем у экстраверта. Это в основном касается незнакомых или малознакомых людей, с которыми интроверт предпочитает держаться на некоторой дистанции. Однако, если процесс общения уже запустился, и интроверт заинтересован в нем лично, то он может участвовать в этом процессе не менее активно и не менее продуктивно, чем экстраверт.

Предлагаю кратко рассмотреть отличия экстравертов от интровертов.

Экстраверты

Экстраверт видит себя как часть этого мира. Мир – огромный и разнообразный, а экстраверт в нем-одна из многочисленных маленьких частичек. Внимание экстраверта обращено вовне, на людей, вещи,факты, события. Ему интересно все, что происходит во внешнем мире. Интересны объекты этого мира, как таковые, даже если они не имеют к экстраверту непосредственного отношения. Он всегда в курсе внешней ситуации и обычно приносит самые свежие новости. Экстраверт ориентирован на мнение окружающих. Это не значит, что он не имеет собственного, однако общественное мнение для него важно.

Экстраверт восстанавливает энергию, когда общается, взаимодействует с внешним миром. Он гораздо лучше разбирается в других людях, чем в себе самом. Собственные чувства или потребности понимает хуже, чем потребности окружающих его людей. Ему не сложно встать на чужую точку зрения, посмотреть на ситуацию и на себя со стороны.

Интроверты

Интроверт видит себя как некий центр, который окружен людьми, событиями. Ему интересно то, что его непосредственно касается. Для интроверта важны не объекты, как таковые, а то, как он к ним относится, и то, в каких отношениях эти объекты состоят между собой. Это могут быть отношения между людьми или связи между различными фактами. Интроверт склонен доверять собственному мнению, и его сложно переубедить в чем-либо. Мнение окружающих для него не так значимо, как для экстраверта. Это не означает, что интроверт совсем не учитывает мнения других людей, однако он менее зависим от него, чем экстраверт.

Интроверт восстанавливает энергию, находясь наедине с собой. Он хорошо разбирается в своих собственных мыслях, чувствах, ощущениях. Других людей ему понять сложнее, чем себя. Ему сложнее, чем экстраверту, встать на точку зрения другого человека и посмотреть на ситуацию «другими глазами».

Резюме

Экстраверты:

  • Любопытны, интересуются всем, что происходит в мире.
  • Не склонны углубляться в детали, продумывать мелочи.
  • Более «легки на подъем» в общении с новыми, незнакомыми людьми. Командные игроки.
  • Для них важно мнение окружающих, с интересом слушают, когда им рассказывают про них самих.
  • Энергию черпают из внешнего мира.
  • Им требуется совершить некоторое усилие, чтобы осознать свои внутренние потребности.
  • Хорошо понимают нужды и потребности окружающих.
  • Жесты экстравертов более широкие, размашистые, «от плеча». Позы – открытые.
  • Взгляд выдает присутствие во внешнем мире, направлен вовне, переключается с объекта на объект.

Интроверты:

  • Интересуются только тем, что имеет к ним непосредственное отношение.
  • Склонны углубляться в детали.
  • Сложнее вступают в контакт при общении с незнакомцами. Эффективнее работают в одиночку.
  • Мнение людей для них не так важно, как собственная точка зрения. Не слишком интересуются тем, что думают о них окружающие.
  • Энергию черпают изнутри.
  • Хорошо осознают свои внутренние потребности.
  • Им требуется совершить некоторое усилие, чтобы осознать потребности окружающих.
  • Жесты интровертов имеют небольшую амплитуду, «от локтя». Позы – закрытые.
  • Взгляд направлен как бы внутрь себя, либо зафиксирован на одном объекте.

В соционике выделяют два глобальных типа личности: экстраверт и интроверт. Экстраверт в своем поведении, мыслях преимущественно ориентируется на внешний мир, а интроверт – на внутренний. Экстравертированные типы в соционике условно называются «черными», а интровертированные – «белыми».

Интуиты, сенсорики, этики и логики в соционике

Типы экстраверт и интроверт в соционике подразделяются – каждый – еще на 4 типа:

  1. Интуит
  2. Сенсорик
  3. Логик

Интуиты ориентируются на мир идей, на мир нематериальных сущностей, сенсорики – напротив – предпочитают взаимодействовать с миром вещей, материальным миром. Логикам легче обрабатывать информацию, а этикам – общаться с другими людьми, взаимодействовать, поддерживать контакт.

Экстравертированные и интровертированные типы личности в соционике

В итоге получаем четыре экстравертированных типа и четыре интровертированных:

  1. Экстравертированный интуит,
  2. Экстравертированный сенсорик,
  3. Экстравертированный логик,
  4. Экстравертированный этик,
  5. Интровертированный интуит,
  6. Интровертированный сенсорик,
  7. Интровертированный логик,
  8. Интровертированный этик.

Экстравертированные интуиты ориентированы на идеи, описывающие законы жизни окружающего мира, интровертированные интуиты обращаю внимание на свой внутренний мир, на образы, состояния, переживания, населяющие его.

Экстравертированные сенсорики комфортно чувствуют себя во всех сферах, связанных с активным освоением физического пространства. Интровертированные сенсорики прекрасно ориентируются в мире собственных телесных ощущений.

Экстравертированные логики любят факты, списки, алгоритмы. Интровертированные логики заинтересованы, в первую очередь, в поиске внутренних взаимосвязей между фактами.

Экстравертированные этики – эксперты в сфере влияния на большие массы людей, умеют привлечь к себе внимание, с помощью эмоций выражают свое отношение к происходящему. Интровертированные этики отлично разбираются в отношениях между людьми, у них развиты эмпатические способности, они умеют подстраиваться под собеседника.

16 типов личности в соционике

Однако соционический тип строится таким образом, что в его структуре из восьми обозначенных позиций ведущие – всегда две. Но при этом лидировать может либо одна, либо вторая.

  • При этом одна из ведущих позиций в соционическом типе всегда экстравертированная, а вторая - интровертированная.
  • Сочетаться между собой в паре ведущих позиций могут интуиция с логикой или этикой, сенсорика с логикой или этикой.
  • Слово "экстраверт" или "интроверт" в названии соционического типа личности всегда относится к первой позиции. Например, если тип называется "Интуитивно-логический экстраверт", это значит, что первая позиция в этом типе - экстравертированная интуиция, а вторая - интровертированная логика.

В итоге мы получаем 16 возможных типов личности в соционике:

  1. Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот)
  2. Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
  3. Сенсорно-этический интроверт (Дюма)
  4. Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)
  5. Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)
  6. Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)
  7. Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)
  8. Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)
  9. Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)
  10. Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)
  11. Сенсорно-логический интроверт (Габен)
  12. Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)
  13. Интуитивно-этический интроверт (Есенин)
  14. Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)
  15. Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)
  16. Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Каждый из 16 соционических типов личности имеет свои специфические особенности, благодаря уникальному строению соционического типа.

Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять других ему легче, чем самого себя. Интроверт как бы отделен от "прозрачной стеной". Себя ему понять легче, чем других. Для экстраверта вопрос самосовершенствования является большой проблемой, он обычно стремится изменить окружающих. Интроверт же "в чужой монастырь со своим уставом не ходит" и скорее сам постарается приспособиться. Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои шансы, поступает опрометчиво. Интроверт наоборот, нуждается в активизации со стороны, всегда экономен в расходовании сил. Ошибочным является мнение, что "экстраверт это общительный весельчак", а "интроверт угрюмый отшельник". В спорных случаях следует понаблюдать, в какой степени человек выделяется на фоне окружающих. Экстраверт не боится открыто противопоставить себя обществу (например, он может демонстративно обособляться). Интроверт же предпочтет не выделяться в компании ни в ту, ни в другую сторону.

Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но рассматривает ее поверхностно. Интроверт думает медленнее, но прорабатывает информацию детально. В обществе экстраверт всегда заметнее интроверта. Экстравертный руководитель видит своей целью расширение производства, увеличение выпуска продукции. Организация его смело участвует в конкуренции, захватывает новые территории, открывает филиалы. Интересы коллектива подчиняются цели, поставленной руководителем. Это сфера крупного бизнеса. Установка оправдана при необходимости быстрого развития отрасли.

Интровертный руководитель стремится к усовершенствованию системы отношений в коллективе, повышению качества труда. Он не любит конкуренции, мало интересуется чужими сферами влияния. Это сфера малого бизнеса. Установка способствует стабилизации жизни общества. Обычно изобретателем качественно нового товара является интроверт, а организатором его производства экстраверт.

Экстраверт стремится к ответственности, но не любит обязанностей. Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность как насилие. У интроверта все наоборот он с удовольствием выполняет свои обязанности и всячески старается уйти от того, что называется ответственностью.

В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их "расшевелить", рассмешить, иначе ему скучно. Интроверт стремится привлечь внимание к себе, а если не замечают ему становится неинтересно.

Экстраверт это вдохновитель и организатор. Интроверт прикрывает его тылы. Первый стремится добиться цели, изменить мир. Второй (даже если очень деятелен) скорее избегает неприятностей и неудач. Экстраверт постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то, а интроверт что проявил "излишнюю активность". Критику за избыточную деятельность первый расценит как комплимент. Для второго же любая неосторожная реплика о том, что он перестарался, может надолго отбить желание действовать. Более устойчивые отношения бывают в браках, где один из партнеров экстраверт, а другой интроверт. Таким образом:

Экстраверт:

  • ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящим событиям;
  • активен, инициативен, склонен к риску;
  • открыто высказывает свое мнение;
  • контактен, легко знакомится и также легко расстается с людьми;
  • соотносит свои взгляды с мнением окружающих;
  • хорошо работает в коллективе.

Интроверт:

  • ориентирован на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних факторов;
  • часто с трудом входит в новые контакты, поэтому имеет узкий круг друзей;
  • стремится к тишине, старается защититься от обилия новой информации;
  • внешне спокоен, выглядит задумчивым, как правило, молчалив;
  • обычно не любит неожиданностей;
  • хорошо работает в одиночку.

С дихотомией интроверсия/экстраверсия в соционике на данный момент больше всего путаницы. С одной стороны, это связано с тем, что эта дихотомия по смысловому наполнению более всего отличается от юнговской типологии, от которой произошла соционика. Если исходить из представления о социотипе как о некотором «информационном фильтре», который позволяет отбирать определенные виды информации из общего потока, то получим следующее: экстраверсия («черный» аспект в базовой функции) - ориентированность на восприятие информации о самих объектах (предметах, людях, ощущениях, событиях), в то время как интроверсия («белый» аспект в базовой) - это ориентированность на восприятие информации о соотношении между объектами (структурные связи, отношения между людьми, различия в ощущениях, взаимосвязь между событиями). В типологии Юнга (которая классифицирует людей не по восприятию информации, а по поведению) же экстраверсия - это ориентированность на внешний мир, а интроверсия - ориентированность на мир внутренний. На первый взгляд, общего почти ничего нет, но тем не менее, для четко выраженных ТИМов соционическая и юнговская экстраверсия совпадают.

Объясняется это может следующим образом. Соционический интроверт, получив определенную дозу информации о соотношении тех или иных объектов, начинает ее обрабатывать, мысленно комбинируя различные варианты соотношений и взаимосвязей. На это он может потратить достаточно большое количество времени и в тот период, пока он этим занят, интроверт не испытывает потребности в новой внешней информации. Экстраверт, же наоборот, восприняв и переработав информацию об объектах, сразу же начинает испытывать потребность в новой информации и зачастую для ее получения предпринимает какие-либо активные действия во внешнем мире. Именно поэтому соционические экстраверты гораздо тяжелее интровертов переносят ситуации, когда поступление новой информации ограничено.

Если сформулировать то же самое более кратко, то получаем следующее:

  1. экстраверты интенсивнее потребляют информацию, чем интроверты;
  2. экстраверты при недостатке информации совершают активные действия по ее поиску во внешнем мире (и тут проявляется экстраверсия по Юнгу);
  3. интроверты при недостатке информации занимаются рассмотрением различных комбинаций и дополнительной переработкой уже накопленной информации, уходя в себя (интроверсия по Юнгу).

Но тут возникает вопрос: почему же это верно только для сильно выраженных ТИМов? Ответ достаточно прост: обладатели сильно выраженных ТИМов большую часть информации получают через блок Эго, который у них используется активнее других блоков, тогда как обладатели слабовыраженных ТИМов активнее пользуются другими блоками (как горизонтальными, так и вертикальными), иными словами, проводят больше времени в других состояниях модели X .

Существует так же понятие экстраверсии/интроверсии по Айзенку. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Если рассмотреть эти качества с точки зрения соционики, то получим, что экстраверсия по Айзенку - это сочетание иррациональности, социончиеской и юнгианской экстраверсии и этики, а интроверсия - сочетание рациональности, социончиеской и юнгианской интрораверсии и логики. Т.е. условно предельным Айзенковским экстравертом является ИЭЭ-«Гексли», а предельным интровертом - ЛСИ-«Максим Горький». Но не следует забывать, что айзенковские экстра/интро рассматриваются на уровне поведения, а не информационного метаболизма, поэтому эти соотношения с социотипами весьма условны.

Еще одним заблуждением, тесно связанным с описанной выше разницей понятий экстраверсии/интроверсии в соционике и психологии, являются попытки установить жесткую и однозначную связь между соционическими типами и темпераментами. Теория темпераментов, используемая в современной психологиии, основывается на понимании экстраверсии/интроверсии по Айзенку, а следовательно, связь с соционической экстраверсией/интроверсией имеет в лучшем случае характер корреляции. Поэтому делать однозначный вывод о принадлежности человека к одной из четырех групп ТИМов только на основе его темперамента (как это делают некоторые типировщики) некорректно, так как в случае несовпадения у типируемого соционической и айзенковской экстраверсии/интроверсии типирование будет неверным.

Понятия «экстраверсии» и «интроверсии» в форме соответствующих установок субъекта по отношению к объекту ввел в научный оборот К. Г. Юнг в книге «Психологические типы»:

В своей практической врачебной работе с нервными больными я уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий. Прежде всего выделяются два различных типа, которые я назвал типом интровертным и типом экстравертным .

Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом…

Несмотря на различие формулировок, мы постоянно видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы… субъект является и остается центром всех интересов .

В психологии встречаются иные толкования терминов «экстраверсия» и «интроверсия» (например, подход Г. Ю. Айзенка ). В соционике смысл этих понятий близок к юнговскому с тем уточнением, что

Такое уточнение интровертной установки мог бы сделать и сам К. Г. Юнг - во всяком случае, через пятнадцать лет после выхода в свет «Психологических типов», в своих тевистокских лекциях и дискуссиях 1935 года он уже привёл достаточно информации для этого .

Таким образом, «две обширные группы психологических личностей» - экстраверты и интроверты во взаимодействии с окружающим миром различаются исходной и результирующей установками в блоке Эго:

  • экстраверт - понимание сущности ⇒ творение результата в отношениях ;
  • интроверт - понимание отношений ⇒ творение результата в сущностях .

Во взаимодействии с окружающим миром, в общении реальные люди с экстравертной и интровертной установками отличаются друг от друга, в основном, вербально. Хотя у хорошо реализованного экстраверта (напомним - ориентированного, т. е. действующего, творящего в отношениях ) часто бывает внешность, про которую говорят «открытый человек» или «у него открытое лицо». Это, конечно, не никак не значит, что интроверт - это внешне замкнутый, сосредоточенный человек, погружённый в свой внутренний мир (хотя в психологии, некритично восприняв К. Г. Юнга , интроверта, судя по литературе, часто изображают именно так). Вербальные и невербальные признаки экстравертов и интровертов, конечно, можно использовать в процессе идентификации ТИМ психики для выбора гипотезы ТИМ психики конкретного человека, соблюдая известную осторожность во избежание ошибок.

Таким образом, оказывается, что и шкала «экстраверсия–интроверсия» в приложении к ТИМ психики является вторичной и так же, как шкала «рациональность–иррациональность», определяется расположением психических функций в модели и блоках. Степень проявленности экстраверсии или интроверсии реального человека также определяется наполненностью соответствующих психических функций модели ТИМ психики реальной, жизненной информацией . При этом, совершенно очевидно, что экстраверт при любом наполнении психических функций никак не может стать интровертом - структура модели ТИМ психики остаётся неизменной.

Литература

  1. Юнг К. Г. Психологические типы. - СПб.: «Ювента», М.: «Прогресс-Универс», 1995.
  2. Юнг К. Г. Тевистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / Составл., предисл. и перевод с англ. В. Менжулина . - Киев: СИНТО, 1995.