Фома гордеев по главам. Cочинение «Критика повести М

На Волге на одной из барж богача купца Заева служил водоливом Игнат Гордеев.

Сильный, красивый, неглупый, он обладал огромным запасом энергии. Он шел к цели, не разбирая средств, и в сорок лет от роду сам стал собственником трех пароходов и десятка барж. На Волге его прозвали — Шалый. В теле Игната словно жили три души.

Одна — жадная до работы и до денег.

Другая душа — буйная, развратная, пьяная. Она обычно просыпалась весной.

Третья душа — лирическая и покаянная.

Зоркий, как опытный хищник, тонкий знаток всего, что касалось дела, страстно желает Игнат иметь сына. За девять лет супружества жена родила ему четырех дочерей, но все они умерли. Жену он бил, о смерти ее не пожалел, даже на панихиду не приехал.

Новую его жену звали Натальей. Она была высокая, стройная, с длинной русой косой. Казачка, она была странно задумчива и строга. Когда муж собрался побить ее, дала ему суровый отпор.

Наталья родила сына и умерла на вторые сутки после родов. Мальчика окрестили Фомой. На воспитание мальчика отдали в благочестивую семью Маякиных, где как раз родилась дочь Люба.

В семье много и сытно ели, по вечерам читали Библию вслух.

Мальчик рос не по годам серьезным. В семь лет отец забрал его к себе под присмотр ласковой старухи Анфисы, сестры Игната. Та покорила душу мальчика, рассказывая сказки. Иногда приходила Люба Маяки-на — и вместе с теткой дети играли в прятки и жмурки.

«Солнце ласково и радостно светило ветхому, изношенному телу, сохранившему в себе юную душу старой жизни", украшавшей, по мере сил и уменья, жизненный путь детям...»

Весной отец взял Фому с собой на пароход.

Волга казалась мальчику серебряной тропой в те чудесные царства, где живут чародеи и богатыри из сказок.

Матросы охотно играли с мальчиком — до одного случая, когда Фома донес отцу, что его ругают за жадность. Отец уволил тех, кто посмел осудить его, а команда стала сторониться хозяйского сынка.

И тогда ему захотелось что-нибудь крикнуть матросам — что-нибудь грозное и хозяйское, так, как отец кричит на них. Игнат не только кричит на матросов — он и бьет их за непокорность.

Учит купец сына:

— Жалеть людей надо... это ты хорошо делаешь! Только — нужно с разумом жалеть... Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него может быть польза? И, ежели видишь — сильный, способный к делу человек — пожалей, помоги ему. А ежели который слабый, к делу не склонен — плюнь на него, пройди мимо».

Отец рассказывает о том, как из простого работника он сделался хозяином большого дела. Все ближе становятся друг к другу отец и сын.

Отдали Фому в школу.

Он подружился с двумя способными учениками: шустрым худеньким Ежовым, сыном бедного сторожа, и полноватым рыжим Африка-ном Смолиным, сыном богатого купца.

За то, что Ежов помогает ему решать задачки, Фома подкармливает его вкусной домашней выпечкой.

— Эх вы, чемоданчики с пирожками!.. — поддразнивает Смолина и Гордеева сын сторожа.

— А ты — попрошайка, нищий! — взрывается Фома.

Ежов отказывается объяснять и подсказывать — и три дня Фома получает двойки.

Втроем мальчишки гоняют голубей Африкана. А еще — лазят в чужие сады за яблоками. Причем Фома озорничает так, словно хочет быть пойманным. Один раз Фому действительно поймал хозяин сада, пригрозил свести в полицию, но, когда узнал, что это Фома Гордеев, заявил, что пошутил.

— Вы сами боитесь моего отца! — презрительно заявил Фома.

«Просидев в уездном училище пять лет, Фома с грехом пополам окончил четыре класса и вышел из него бравым, черноволосым парнем, со смуглым лицом, густыми бровями и темным пухом над верхней губой. Большие, темные глаза его смотрели задумчиво и наивно, и губы были по-детски полуоткрыты; но, когда он встречал противоречие своему желанию или что-нибудь другое раздражало его, — зрачки расширялись, губы складывались плотно, и все лицо принимало выражение упрямое, решительное...»

В науках и беседах Фома остается «бревном», как однажды назвал его Ежов, а вот в купеческих делах проявляет сметку.

— Расцветает наш репей алым маком!.. — усмехался Маякин, подмигивая Игнату.

Маякин лелеет планы выдать за Фому свою дочь Любу, но она больше водит дружбу с краснобаями-гимназистами и очень ценит Ежова, который по окончании гимназии собирается поступать в университет.

Обеспокоенный наивностью и какой-то заторможенностью сына, Игнат отправил его с двумя баржами хлеба на Каму.

При разгрузке Фома совершает ошибку: на естественные потери списывает аж триста пудов зерна, хотя хватило бы и пятидесяти.

Ефим сводит невинного еще Фому с тридцатилетней черноглазой Пелагеей.

Знаток «женского полу», он говорит, что достаточно бутылки водки, пары пива, простого угощения и двугривенного, чтобы дело сладилось.

Однако Фоме пришлась по душе ласковая и чувствительная бабенка — и он берет ее к себе на пароход. Прикипел Фома к Пелагее, даже хотел жениться на ней. Но она, добрая и бескорыстная, сходит с парохода в Казани, не желая пользоваться наивностью парня.

Неожиданно Фому вызывают телеграммой в родной город.

— Отец совсем с ума сошел! — говорит Маякин. — Семьдесят пять тысяч на благотворительность отдал: на строительство ночлежного дома. Это архитекторова жена постаралась.

При встрече жена архитектора поразила Фому. «Ее детская фигура, окутанная в какую-то темную ткань, почти сливалась с малиновой материей кресла, отчего волнистые золотые волосы и бледное лицо точно светились на темном фоне. Сидя там, в углу, под зелеными листьями, она была похожа и на цветок, и на икону».

Игнат расспрашивает сына о тратах. Тот признается, что слишком много зерна списал на потери при погрузке.

— Убытка тут нету, —не осуждает его отец, — потому как слава добрая есть, а это, брат, самая лучшая вывеска для торговли...

Рассказал Фома отцу и о связи с Пелагеей. Но главный разговор был о том, что отец хочет оставить свое дело Фоме и быть уверенным в нем. Не объединить ли капиталы с Маякиным путем женитьбы на Любе? Фома отказывается наотрез: слишком умная Люба будет смеяться над ним.

Умер Игнат воскресным утром в саду за чаепитием под звон колоколов — как и предчувствовал. Сокрушался, что Фома еще слишком молод, чтобы остаться без отца.

На похоронах отца Фома искренне горюет, его оскорбляет, что гости на поминках с большим аппетитом выпивают и закусывают. Он говорит об этом Маякину слишком громко — многие услышали и обиделись.

Странная дружба устанавливается между Фомой и Любой. Между ними нет ничего общего, кроме воспоминаний детства, но они все-таки часто встречаются. Люба жалуется, как ей тоскливо, одиноко, как хочется осмысленной яркой жизни. А ей одна дорога — замуж за купца. Учиться отец не отпустит. Он и так зовет ее «ученой дурой».

Крестный учит Фому премудростям жизни — тому, что купечество — главная сила, не должно купцам поступаться дворянству. И не стоит ни откровенно стесняться, ни откровенно выражать осуждение: лучше на всякий случай быть со всеми вежливым и высказывать свое почтение.

С восхищением и обожанием относится юноша к архитекторше Медынской, а она играет с ним, как кошка с мышью.

«Ей, должно быть, нравилась власть над здоровым, сильным парнем, нравилось будить и укрощать в нем зверя только голосом и взглядом, и она наслаждалась игрой с ним, уверенная в силе своей власти».

Крестный, как всегда, народными шутками-прибаутками объясняет Фоме, что не стоит увиваться вокруг Медынской:

— Чего тут говорить? Дело ясное: девки — сливки, бабы — молоко; бабы — близко, девки — далеко... стало быть, иди к Соньке, ежели без этого не можешь.

— Сердце, сердце есть у человека!.. — тихо сказал юноша.

Маякин прищурил глаза и ответил:

— Ума, значит, нет...

Однако Фома, хоть и решился, не смог сделать архитекторшу своей любовницей.

Старик Ананий приезжает требовать с Фомы долг. Темный и развратный, уморивший двух жен, этот старик, всем известный как фальшивомонетчик и убийца, учит Фому христианской покорности и покаянию.

Однако не упускает случая попытаться обобрать молодого купца, пообещав ему отсрочку векселей под грабительские проценты. Впрочем, Фома на это не поддается.

В клубе Гордеев слышит неприятную для него новость: Медынская собирается уезжать из города. Какой-то человек довольно похохатывает: «Одной кокоткой в городе станет меньше!» Кокотка — это не кокетка, это — продажная женщина. За это оскорбление Фома схватил незнакомца за волосы и вывозил его по полу. А ведь пошляк и сплетник этот — зять губернатора.

Некто Ухтищев заинтересовался Фомой, его поступком и увлечением женой архитектора. В качестве лекарства он предлагает хороший кутеж и знакомство с новыми женщинами.

Очнулся Фома от двухдневного кутежа на плоту, что был привязан к далеко выдавшемуся в реку деревянному мосту.

Рядом с ним Ухтищев, еще двое мужчин и четыре женщины. Пара Фомы — высокая черноглазая женщина с высокомерным выражением лица, ее зовут Шура. Она прекрасно поет тоскливые народные песни. Проходящий мимо мужик останавливается послушать барыню — и они с Шурой поют нечто настолько прекрасное, что душа Фомы преисполняется восторгом. Его же собутыльники относятся к этому «дикому пению» с презрением, что страшно раздражает Фому. Он берет топорик, подрубает опоры плота — и тот отплывает по реке. Стоящие на плоту могут погибнуть. Шура бросается с плота прямо в одежде и плывет к Фоме, он обнимает ее — мокрую и трепещущую.

Безобразия Фомы расписал в газете бойкий журналист — тот самый Ежов, с которым Гордеев учился в гимназии.

Крестного эти «писаки» возмущают — нестоящий народ, только воду мутят. В связи с Ежовым в разговоре с дочкой Любой вспоминает он и своего сына Тараса, которого давно уже изгнал из семьи за «нигилизм ». Нет в нигилистах строительного начала — ну и ни к чему они.

А тут еще приходит капитан баржи Ефим и рассказывает, что пьяный Фома связал капитана, бросил в трюм, взялся сам командовать судном — и из-за хмельного озорства разбил баржу, покалечил одного человека и утопил другого.

Несколько месяцев погубил Фома в ударе пьяного кутежа. Страшная тоска терзает его: «Как жить? Зачем жить?» Мужики поднимают разбитую баржу, Фома не может удержаться и работает вместе с ними, испытывая восторг общего труда. Но вот работа окончена и опять все то же: «Как жить? Зачем жить?» Плохо Фоме среди людей, поговорить не с кем, все — сволочи.

Певица Саша говорит ему, что он пропадет — такие люди пропадают. Уйдет она от него...

Маякин пытается образумить Фому, но только озлобляет его. Фома принимается кутить с новой силой. «В дорогих, шикарных ресторанах его окружали какие-то проходимцы, куплетисты, фокусники, актеры, разорившиеся на кутежах помещики. Эти люди сначала относились к нему покровительственно, хвастаясь перед ним тонкими вкусами, знанием вин и кушаний, потом подлизывались к нему, занимали деньги, которые он уже занимал под векселя.

В дешевых трактирах около него вились ястребами парикмахеры, маркеры, какие-то чиновники, певчие; среди этих людей он чувствовал себя лучше, свободнее, — они были менее развратны, проще понимались им, порою они проявляли здоровые, сильные чувства, и всегда в них было больше чего-то человеческого. Но, как и «чистая публика», — эти тоже были жадны до денег и нахально обирали его, а он видел это и грубо издевался над ними.

Разумеется, были женщины. Физически здоровый, Фома покупал их, дорогих и дешевых, красивых и дурных, дарил им большие деньги, менял их чуть не каждую неделю и, в общем — относился к ним лучше, чем к мужчинам. Он смеялся над ними, говорил им зазорные и обидные слова, но никогда, даже полупьяный, не мог избавиться от какого-то стеснения пред ними. Все они — самые нахальные и бесстыдные — казалась ему беззащитными, как малые дети».

«Порой ему казалось, что он сходит с ума от пьянства, — вот почему лезет ему в голову это страшное. Усилием воли он гасил эту картину, но, лишь только оставался один и был не очень пьян, — снова наполнялся бредом, вновь изнемогал под тяжестью его. Желание свободы все росло и крепло в нем. Но вырваться из пут своего богатства он не мог».

Яков Тарасович, отец Любы, разрешает ей написать отлученному от семьи брату Тарасу — раз уж Фома вразнос пошел. Любу сватают за Смолина — бывшего однокашника Фомы. «Люба смотрела на отца виноватыми глазами, смущенно улыбалась, и в сердце ее росло уважение к живому и стойкому в своих желаниях старику...»

Однажды Фома очнулся в каморке, заваленной бумагами и хламом, — у газетчика Ежова. Ежов выглядит ужасно — лет на пятьдесят, все время суетится, вертится. Несладко и ему живется — пока выучился, утратил самоуважение.

— Все, что мог, — я уже совершил... достиг степени увеселителя публики и — больше ничего не могу! Расстрелял я весь заряд души по три копейки за выстрел...

На вопрос Фомы о смысле жизни Ежов отвечает:

— Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе... Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху...

Старик Маякин пригласил к себе в гости Смолина. Тот стал довольно статным, отрастил себе усы, держится уверенно, говорит умно, думает об экономическом будущем государства. Затевает большое производство изделий из кожи, высчитав процент прибыли до копейки.

Любе неожиданно понравился Смолин, она захотела убедить его, что она «понимает значение его слов, она — не простая купеческая дочь, тряпичница и плясунья... Первый раз она видела купца, который долго жил за границей, рассуждает так внушительно, прилично держится, ловко одет и спорит с ее отцом — первым умником в городе — снисходительным тоном взрослого с малолетним».

Приходит Фома к Маякину — и как раз так совпало, что после семнадцати лет отсутствия решил навестить отца его сын Тарас. Он переболел уже нигилизмом, стал обыкновенным сибирским промышленником, женился, овдовел, состоит у тестя на содовом заводе.

Брат, сестра и их отец рады встрече. Фома же ощущает странное разочарование: нет в Тарасе ничего необыкновенного — побывал он в ссылке, сдался и стал такой, как все.

Фома подслушивает, что говорит о нем Люба своему брату Тарасу:

— Он тут все кутил... Безобразничал — ужасно! Вдруг как-то началось у него... Сначала избил в клубе зятя вице-губернатора. Папаша возился, возился, чтоб загасить скандал. Хорошо еще, что избитый оказался человеком дурной репутации... Однако с лишком две тысячи стоило это отцу...

А пока отец хлопотал по поводу одного скандала, Фома чуть не утопил целую компанию на Волге.

— Вот чудовище! И занимается исследованиями о смысле жизни...

— Другой раз ехал на пароходе с компанией таких же, как сам, кутил и вдруг говорит им: «Молитесь Богу! Всех вас сейчас пошвыряю в воду!» Он страшно сильный... Те — кричать... А он: «Хочу послужить отечеству, хочу очистить землю от дрянных людей...»

А ведь доверенность на ведение всех дел Фомы принадлежит Маякину. И дело доброе — если бы им управлять по-хорошему. Это соображает Тарас.

При спуске на воду нового корабля звучит речь во славу купечества:

«Чьи лучшие дома в городе? Купеческие! Кто больше всех о бедном печется? Купец! По грошику-копеечке собирает, сотни тысяч жертвует. Кто храмы воздвиг? Мы! Кто государству больше всех денег дает? Купцы!.. Господа! Только нам дело дорого ради самого дела, ради любви нашей к устройству жизни, только мы и любим порядок и жизнь!»

Это говорит Маякин.

Фома же Гордеев, который пришел с крестным на пароход, произносит возмутившую всех речь:

— Не жизнь вы сделали — тюрьму... Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали... Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!.. Душегубы вы... Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?

Фома обличает всех присутствующих — за каждым водится что-то скверное: воровство, убийство, совращение малолетних.

На Фому налетели скопом, избили, связали. Фома попросил водки — налили рюмку, другую. Выпил и заплакал.

Отправили Фому в сумасшедший дом, а капитал его остался под опекой Маякина.

Года через два Маякин умер в полном сознании, благословив сына, дочь и зятя на труды праведные.

Ежова за что-то выслали из города вскоре после происшествия на пароходе.

В городе возник новый крупный торговый дом под фирмой «Тарас Маякин и Африкан Смолин».

После выхода из больницы Фомы Маякин отправил его куда-то на Урал к родственникам матери. Недавно Фома вновь явился на улицах города. «Он какой-то истертый, измятый и полоумный. Почти всегда выпивши, он появляется — то мрачный, с нахмуренными бровями и с опущенной на грудь головой, то улыбающийся жалкой и грустной улыбкой блаженненького. Иногда он буянит, но это редко случается. Живет он у сестры на дворе, во флигельке...»

Роман «Фома Гордеев», изданный в 1899 году, считается первым масштабным сочинением . Произведение повествует о молодом человеке, которому в наследство достались состояние отца и фамильное дело. В попытках продолжить деятельность и увеличить капитал, который принесли труды его отца, Фома, бунтарь и мечтатель, предполагает, что счастье измеряется не в деньгах. Поиск собственного места в жизни дается главному герою нелегко. Утешением для него становятся пьянство, загулы и нелепые выходки.

История создания персонажа

Книга Горького представляет собой жанровый симбиоз. Это роман, описывающий биографию молодого человека, находящегося в конфликте с родной для него средой. В нем просматривается история современного поколения – представителей молодежи, встающей в оппозицию буржуазии или подчиняющейся ей. Роман о воспитании совмещается с романом о поколениях. Такую формулировку использовал сам автор.

Характеристики героев, используемые Горьким, дают представление о типичных буржуа, чье поведение соответствует тем или иным периодам строительства капитализма. Писатель рисует образы купцов старой закалки и людей новой формации, предоставляя полноценную картину социума и его противоречий. Трактовка главного героя произведения позволяет выделить его из описываемой среды. Он выступает противником всему классу, к которому принадлежит по статусу.

Поступки Фомы Гордеева автор оправдывает не воспитанием или условиями его существования, а индивидуальностью его характера и природой личности. Все в нем восстает против социальной несправедливости. Герой мечтает о всеобщем благе. Свое имя Фома Гордеев получил неспроста. Ученик – Фома носил прозвище Неверующий. А фамилия Гордеев свидетельствует о чрезмерной гордости ее обладателя.

Роман «Фома Гордеев»

В литературоведении образ Фомы Гордеева ассоциируется с образом бунтаря, выступающего против купечества и изжившего себя уклада жизни, принятого в царской России. Отец и крестный Фомы были жизнелюбивы и вкладывались в собственное дело. Их потомок, напротив, отличается суетностью и желанием противостоять привычным нормам. Жизнь представляется ему котлом, в котором кипят живые люди. Это порождает в нем размышления о смысле жизни.

На протяжении всего романа героя сопровождают символы. Одним из них становится сова, трактуемая как образ мудрости. Горький приводит в пример ситуацию из детства персонажа, когда Фома с друзьями загонял сову и вынудил ее спрятаться. В таком же положении находится герой в момент встречи с читателем.


Роман "Фома Гордеев"

Мужчине свойственна черта, присущая героям русской литературы: полусонность сознания. Она сочетается с объяснимым желанием молодости рубить с плеча, обращать на себя внимание и руководить. Так Фома сам приводит себя к внутриличностному конфликту. Он пытается самоутвердиться и не может сделать этого, так как не находит путей для самореализации

Стеснительный и робкий, Фома не способен вникнуть в суть ситуации и ее проблематику. Житейское нутро семейного дела оказывается не по душе герою. Возвышенный и порядочный, он не терпит фальши и не готов идти на ухищрения ради прибыли. Фома – эстет. Он видит красоту природы, людей, поведения и труда. Любуется работой кудрявого парня при подъеме баржи.

Команда работников завораживает молодого человека и одновременно порождает в нем раздражение. Ему хочется, чтобы крах настиг общее дело, и это происходит. Когда работа была окончена, гнев Гордеева перешел с коллектива тружеников на саму баржу, потерявшую товарный вид.


Иллюстрация к книге Горького "Фома Гордеев"

Фома не приспособлен к существованию в окружающем его мире. Он не готов слушать чужие наставления. Отец, крестный, Люба – все пытаются научить его жизни. Но все тщетно. Герой обречен на страдания и поиски самого себя. Поначалу все дают ему уроки и наказы, а затем покидают героя, избегая его тоски и необходимости сопереживать.

Фома не стал полезен людям и не сделал ни для кого доброго дела. Сын богача прокутил состояние, не задумавшись о том, что деньги надо использовать во благо. Не уповающий на Бога, молодой человек до смерти верит, что всем движет не перст Господень, а его личное желание.

Самовлюбленность и ощущение собственного превосходства управляют им. Фоме не хватает смирения и покаяния. Над ним властвует сильнейший грех – гордыня. Финал произведения демонстрирует поражение героя и победу справедливости. Он утратил здравый смысл и бродил по городу в полубессознательном состоянии. Люди, которых герой высмеивал, теперь смеются над ним. Смерть персонажа – это освобождение мира от его существования, кара его легкомысленности и недостатков.

Экранизации

В 1959 году по роману Горького сняли фильм. Режиссером выступил Марк Донской. Главную роль исполнил актер . Содержание киноленты совпадает с сюжетом книги.

В семье купца рождается сын Фома. Мать умирает при родах, поэтому ребенка определяют на воспитание в семью крестного. К 6 годам мальчика забирает к себе отец, желающий воспитывать Фому будущим купцом, жестким и непреклонным продолжателем семейного дела.


Герой не находит себя в жизни. После смерти отца он проматывает состояние, не получая удовольствия от кутежей и бессмысленных трат. Люди его круга становятся чужими, и между Фомой и социумом возникает непримиримый конфликт. В финале истории Гордеев признан невменяемым. Он заканчивает дни на обочине жизни, стоя в очереди за похлебкой в доме призрения, финансированном его отцом.

  • Малый Театр СССР выпустил телепостановку по мотивам произведения Горького «Фома Гордеев». Фото сценографии и актеров в образах выложены в интернете. Режиссер постановки – Борис Львов-Анохин. В главной роли выступил актер .

Цитаты

«Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, денег зашибить, дом выстроить, детей народить и - умереть?»
«Человек ценен по сопротивлению своему силе жизни, - ежели не она его, а он её на свой лад крутит, - моё ему почтение!»
«Мало ли кто чей сын... Не по отцу почет, а по уму...»

В канун 1900 г. Горький выступил с романом «Фома Гордеев». В «Анне Карениной» Толстого говорилось, что все переворотилось, но еще не уложилось в пореформенное время. В «Фоме Гордееве» изображено начавшееся «укладывание».

Будучи участником народнических кружков 80-х гг., Горький критически отнесся к учению народников, но отзвуки его воздействия все же можно найти в ранних произведениях писателя; таковы, например, мотивы жертвенности в легенде о Данко и в «Песне о Соколе». Роман «Фома Гордеев» свидетельствовал об изжитости подобных увлечений. Это крупнейшее антинародническое произведение, не оставлявшее сомнения в том, что Горький начал овладевать марксистским познанием общественного развития.

После появления «Фомы Гордеева» читатели и критики стали говорить о нем как о писателе-марксисте. Так, будущий нарком иностранных дел Г. В. Чичерин писал товарищу в 1901 г.: «Вместо миросозерцания эпохи натурального хозяйства, выступает совершенно новое миросозерцание городского пролетариата <...> Марксизм и Горький — вот главные явления у нас за последние годы. (И в «Фоме Гордееве» — большое влияние марксизма)».

Свои большие вещи (от «Фомы Гордеева» до «Жизни Клима Самгина») Горький строил как романы-хроники, что позволяло ему показывать не только развитие жизни человека во времени, как это делал в своих хрониках Н. Лесков, но и движение самого времени как исторической категории.

Герои оказывались соотнесенными с исторической поступью России. Одни из них становились активными деятелями, другие убеждали в том, что человек и «его время» — не всегда совпадающие величины. Тяготение к такому соотнесению отчетливо проявилось уже в первом романе, герой которого не услышал истинных зовов своего времени.

Наибольшее внимание в романе уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания — Якову Маякину и отщепенцу своего класса, становящемуся «боком» к нему, — Фоме Гордееву. В 90-е гг. капитализм занял прочные позиции в стране.

Образ «чумазого», столь выразительно запечатленныйв творчестве Щедрина, Успенского и Островского, уходил в прошлое, уступая место денежным воротилам и фабрикантам. Предшественники Горького в создании образа наступательного буржуа (П. Боборыкин — «Василий Теркин», Вас. Немирович-Данченко — «Волчья сыть» и др.) отметили появление нового типа купца, «который начинает сознавать свою силу», но не создали типической фигуры его.

Яков Маякин — социальный тип, воплотивший потенциальную силу буржуазии конца века. Классовое, хозяйское сознание пронизывает всю жизнедеятельность преуспевающего купца, все его нравственные устои. Это купец, думающий не только о себе, но и о судьбе своего сословия.

Капитализм начал проникать во все области общественной и экономической деятельности, и оказалось, что Маякину уже мало господства только в области экономики. Он рвется к власти в более широком масштабе. Примечателен отзыв волжского миллионера Бугрова, который сказал Горькому, что не встречал на своем пути Маякиных, но чувствует: «таков человек должен быть!».

Автор «Фомы Гордеева» учился у классиков всеобъемлющему постижению людских характеров и детерминированности их родною средою и обществом в целом. Но, все глубже проникая как художник в классовую структуру общества, он вносил нечто новое в свое изучение человека.

В его произведениях была усилена социальная доминанта мировосприятия героев, а в связи с этим более ощутимой становилась классовая окраска их внутреннего мира. Органическая слитность классового со своеобычным позволила Горькому создать большую галерею родственных, но тем не менее таких непохожих друг на друга героев.

Современная критика уловила характерную особенность Горького-психолога. Критик Л. Оболенский писал, имея в виду Якова Маякина, что Горький «схватывает» наряду с индивидуальными чертами героя также черты «семейные, наследственные, сложившиеся под влиянием профессии (класса), и усиливает эти последние до такой яркости, что перед нами встает уже не обыденная фигура, которую в жизни мы бы и не заметили, а полуреальное, полуидеальное, почти символическое изваяние, монумент целого сословия в его типичных чертах».

Наряду с купцом, ведущим свою родословную с XVIII в., в «Фоме Гордееве» показан также один из первых накопителей капитала в пореформенную эпоху. При всей ограниченности реформы 1861 г. она дала возможность проявиться дремлющей энергии и смекалке народа. Отсюда огромный интерес Горького к капиталистам, вышедшим из народной среды и еще не до конца порвавшим связи с нею. Игнат Гордеев, Савелий Кожемякин,Егор Булычев — все это богачи, наделенные не только стремлением к деньгам, но и «дерзостью сердца», которая мешает им слиться полностью с миром хозяев.

Горьковский роман говорил о развитии капитализма в России и вместе с тем о неустойчивости нового уклада жизни. Свидетельства тому — зарождение протеста в рабочей среде, а также появление не согласных с буржуазной практикой и моралью в рядах самой буржуазии.

Вначале Горький хотел создать роман о блудном сыне капитализма. Разрыв со своею средою, выламывание из нее становилось все более примечательным жизненным явлением, привлекавшим внимание и других литераторов. На пороге такого выламывания стоит герой чеховской повести «Три года». Однако в процессе творческой работы Горький пришел к выводу, что Фома «не типичен как купец, как представитель класса» и, чтобы не нарушить «правду жизни», надо поставить рядом с ним другую, более типичную фигуру.

Так возник равновеликий образ второго центрального героя. Это персонажи, взаимно обусловившие друг друга. Опасаясь, что типический образ купца, рвущегося не только к экономической, но и к политической власти, вызовет запрет цензуры, и стремясь сохранить эту новую в русской литературе фигуру, Горький, по его словам, «загородил» ее фигурой Фомы («Фомой я загородил Маякина, и цензура не тронула его»).

Маякин и Фома — противоборствующие герои. У одного из них все подчинено стремлению богатеть и властвовать. В основе его идеала лежит экономический принцип. Ему он подчиняет все, в том числе и жизнь близких ему людей. У другого отношение к жизни связано с социально-нравственным познанием ее. Хозяйское начало не раз проявится в поведении и сознании Фомы (он сын своей среды), но не оно главенствует в его внутреннем мире.

И если «блудный сын» буржуазии Тарас Маякин, быстро забыв свою былую оппозиционность, возвращается в отчий дом с целью приумножить добытое отцом, то Фома, наделенный чистым нравственным чувством и неуснувшей совестью, выступает как обличитель хозяев жизни, — возврат в отчий дом для него невозможен.

Роман пронизан мыслью о необходимости пробудить сознание народа. Мысль эта, проявленная в обрисовке характера ведущего героя, в спорах персонажей романа, в авторских раздумьях о судьбе родины, скрепляет воедино разнородный жизненный материал. В раннем творчестве Горький показал себя мастером яркого южного пейзажа. В «Фоме Гордееве» даны столь же впечатляющие картины волжской природы, напоминающие о величиии тягостной дремоте русского народа.

«На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; все — и природа, и люди — живет неуклюже, лениво, — но кажется, что за ленью притаилась огромная сила, — сила необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей... И отсутствие сознания в этой полусонной жизни кладет на весь красивый простор ее тени грусти». Отсутствие ясного сознания характерно и для молодого Гордеева. Фома обладает горячим сердцем. Он не приемлет житейских заповедей Маякина, его волнует унижение и нищета одних и неправое могущество других.

Но, подобно ранним героям Горького, он не понимает причин социального неравенства. Как и босяцкие бунтари, он социально слеп, и это делает его гнев мало действенным. Радикально настроенный журналист Ежов, который наблюдает за нарастанием стихийного возмущения Гордеева против имущих власть, говорит ему: «Брось! Ничего ты не можешь! Таких, как ты, — не надо... Ваша пора, — пора сильных, но неумных, прошла, брат! Опоздал ты...».

Стихийное, «нутренное» бунтарство Фомы окрашено в романтические тона, и это дало повод ряду литературоведов утверждать, что Горький создал романтический образ. Но Горький ставил перед собой задачу не утвердить, а развенчать романтика подобного типа. Он уже был анахронизмом. Фома выше своей среды в мире нравственных ценностей, но интеллект его невысок, а мечты хаотичны.

Исступленное сердце молодого Гордеева жаждет ниспровергнуть социальное зло, но он неспособен на социальные обобщения. Ум его спит, и Горький многократно подчеркивает это в романе. Разоблачительная речь на пароходе — высшее выражение гневного мятежа блудного сына буржуазии и вместе с тем свидетельство архаичности его бунта.

Свободолюбивый по натуре герой терпит поражение не только потому, что против него ополчились разоблачаемые, но прежде всего потому, что он сам еще не созрел для действенного социального протеста. Роман Горького был последним романом столетия об одиноком герое-романтике как герое, не соответствующем требованиям нового времени.

Признание бесплодности стихийного бунтарства сочетается у Горького с поисками носителей действенного социального протеста. Он находит их в пролетарской среде. Рабочие, изображенные в романе «Фома Гордеев», не вступили еще на путь революционной борьбы, но спор журналиста Ежова с рабочим Краснощековым о «стихийном» и «сознательном» начале в рабочем движении свидетельствовал о тяге рабочих к такой борьбе.

Более отчетливо об этом будет сказано в повести о трех товарищах, ищущих свою жизненную дорогу («Трое», 1900). Один из них погибает, избрав путь непротивления. Гибнет и второй, пытавшийся не изменить, а лишь несколько смягчить неприглядность собственнического мира. И только третий, рабочий Грачев, найдет истинную дорогу, сблизившись с революционным кружком.

Горький не мог еще создать полнокровный образ героя-рабочего, — этот герой только начал проявлять себя в жизни, но им был уловлен все более углублявшийся революционный настрой общественных устремлений. Романтический призыв к подвигу, которому всегда есть место в жизни, прозвучал в «Старухе Изергиль». К подвигу призывала «Песня о Соколе». В 1899 г. автор усилит ее революционное звучание, создав новую концовку со знаменитым лозунгом:

Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни!

В «Фоме Гордееве» Ежов говорит о приближающейся буре. Вскоре предчувствием бури будут охвачены уже многие герои русской литературы. Чеховский Тузенбах («Три сестры») скажет: «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку».

В стихотворении в прозе «Огоньки» В. Короленко напомнит, что, как бы ни темна была жизнь, «все-таки впереди огни!..». Пьеса Чехова таит в себе предчувствие близящихся перемен, в «Огоньках» проявляется надежда на эти перемены. То был отклик на животрепещущие проблемы дня, но оба художника не ощущают еще непосредственного дыхания грозной бури.

Дыхание это воплощено в знаменитой «Песне о Буревестнике» (1901), в которой слышался не только призыв к революции, но и уверенность в том, что она победит. Песня эта приобрела еще большую популярность, чем воспевшая революционный подвиг «Песня о Соколе».

Образ бури, к которой призывал Буревестник, восходил одновременно к двум литературным источникам: к традиции вольнолюбивой поэзии (Языков, Некрасов и др.) и к социалистической публицистике рубежа веков. Новую песню широко использовали в революционной пропаганде, ее читали на студенческих вечеринках, распространяли в виде листовок.

Горького начали воспринимать как певца революции, как писателя, призывающего к активному революционному сопротивлению. Революционный романтизм, которым овеяна «Песняо Буревестнике», явился выражением нового идеала, новой исторической перспективы.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Знаменитый пролетарский писатель Максим Горький в своей повести «Фома Гордеев» продолжил тему разоблачения нечеловеческой тяги к наживе и обогащению любой ценой, начатую классиками русской литературы Салтыковым-Щедриным и Островским. Во время своей работы над повестью писатель обозначил ее, как «новую форму бытия в литературе». Прочитав «Фому Гордеева» известный американский писатель Джек Лондон дал ей характеристику в качестве «большой» и «целительной» книги «утверждающей добро».

В своем произведении Максим Горький со всей резкостью и прямотой осуждает зарождающийся новый класс беспринципных «дельцов» в России, которые ради собственной наживы готовы пожертвовать жизнями миллионов людей, обрекая их на голодную смерть и попирая элементарные человеческие нормы взаимопонимания и помощи. Писатель показал, как в среде новоявленных нуворишей рождаются настоящие «хищники» готовые к уничтожению конкурентов.

В повести Горький концентрирует внимание читателей на главных человеческих пороках, которые изнутри подрывают новоиспеченных «хозяев жизни». Их общество обречено, но всеми силами пытается удержать свою власть любыми доступными способами. Почему «новая буржуазия» стала на путь вырождения? Это прекрасно описано Горьким на примере семьи Гордеевых.

Отцом рода является Игнат Гордеев, на котором держится весь семейный бизнес. Этот человек прошел путь от водолива до владельца пароходов. Игнат очень сильный и властный мужчина, внутри которого бушуют нешуточные страсти. В нем одновременно живут три личности – опытный, расчетливый бизнесмен, безудержный пропойца и истовый христианин. У него не дрогнет сердце при потоплении своих барж в результате ледохода. Игнат может выделить огромную сумму денег на возведение приюта для бездомных, но, в это же время, прогулять состояние с друзьями и собутыльниками. Старший Гордеев не жалеет заработанного капитала и считает, что деньги, как пришли так и уйдут.

Сын Игната Фома вырос одиноким и нелюдимым молодым человеком. Его отец понимает, что наследник совсем не годится для продолжения семейного дела. Гордеев младший растет ленивым и необразованным юношей, а после смерти Игната не знает, как ему дальше жить.

У Фомы есть крестный по фамилии Маякин, который очень любит деньги и пытается внушить крестнику, что настоящее счастье в богатстве. Из-за этого Фому терзают еще большие сомнения. Он не видит в крестном единомышленника, так как относится к деньгам пренебрежительно. Для него – это бесполезный мусор.

Со временем Фома становится бунтарем, протестующим против окружающих его нуворишей и стяжателей. Он часто затевает драки, уничтожает нажитое отцом имущество и даже является причиной гибели людей, которые работают на семейных предприятиях.

Через образ Фомы Гордеева писатель пытался показать бессмысленность бунта, не имеющего под собой идеологической основы. В повести Горькому удалось довольно объемно показать типичные образы капиталистов того времени.

Ананий Щуров – это предприниматель старой закалки, который относится к деньгам с трепетом, но терпеть не может ничего нового. В свое время он стал богатым в результате совершенных им преступных деяний. Горький рисует его образ в самых негативных тонах, в качестве злобного пережитка из прошлого.

Намного более неоднозначен владелец заводов Яков Маякин, который пользуется большим авторитетом у купечества. Его ценят за ум и рассудительность. Маякин время от времени любит похвалиться своей старинной родословной. Это типичный представитель зарождающейся буржуазии, которой не чужда политическая деятельность. Для него все люди делятся на две категории – господа и рабы. К первым он относит именно буржуазию. Богатые люди, в случае общей опасности, умеют сплотиться, чтобы защитить свои капиталы.

Методы идеологического влияния

В результате долгих бесед с Фомой Гордеевым он доводит молодого человека до полного безумия. Маякин внушает наследнику капиталов ценности, которые тому абсолютно чужды. В итоге Фома становится чужаком в «волчьей стае властителей мира».

Главная идея книги

Произведение Максима Горького «Фома Гордеев» стало продолжением традиций русского реализма в литературе конца XIX века. Главной идеей повести является показ внутреннего разложения российской буржуазии и обреченность капиталистического строя. Горький со всей жестокой откровенностью показал новых «хозяев жизни», среди которых было много представителей зарождающегося класса капиталистов.
В книге основным выразителем их идей выступает Яков Маякин. Но, все же, главным героем повести стал Фома Гордеев. Краткое содержание этого произведения доказывает, что здоровый и энергичный молодой человек, который не может найти применения своим идеям и мыслям, обречен на трагическую судьбу. Жизнь будет его больно бить, пока не забьет до смерти. Фома чувствует себя чужим, как среди представителей зарождающейся буржуазии, так и в обществе простых людей. Горький показал весь трагизм этого персонажа, но не со злобой, а с сочувствием к нему.

Тему, начатую в «Фоме Гордееве» писатель продолжил в своих знаковых произведениях «Васса Железнова», «Дело Артамоновых» и «Очерки об Америке».

Анализ произведения

Формально главный герой повести относится к буржуазии, но в отличие от типичных представителей этого нового для России класса, не стал «хищником», а обладает многими положительными человеческими качествами. Чем больше Фома Гордеев общается с новыми «хозяевами жизни», тем более чувствует к ним отвращение. Со временем это чувство превращается в протест.

На празднике у Кононова главный герой откровенно высказывает все свои мысли прямо в глаза купцам и заводчикам. Он говорит им о том, что благодаря их «усилиям» народ голодает и бедствует, в то время, когда богачи пухнут от переедания и пьянства. Фома упрекает их в бессовестности и безбожие по отношению к своим работникам. В результате его же крестный Маякин называет Гордеева тронутым умом.

С помощью главного героя Горький пытается вскрыть все проблемы, существующие в буржуазном обществе. Одно из важных мест в книге занимает зарождающийся пролетариат, в среде которого появляются свои искренние и честные лидеры, готовые повести за собой народ не просто на бессмысленный бунт, а на смену существующего уклада жизни.

Характер Фомы очень сложен. Судьба его трагична и глубоко поучительна. К изображению капиталистического мира, его морали подошел с такой стороны, с какой до него еще никто не подходил, и это, прежде всего благодаря образу Фомы Гордеева.

Сам писатель дал ключ к пониманию характера и судьбы Фомы. В письме к издателю С. Дороватовскому от 2(24) февраля 1899 года Горький писал, что в романе он стремится показать картину современности, на фоне которой «должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии». Писатель избрал человека, на первый взгляд, совершенно необычного: в центре романа - купец, какого читатель не мог встретить даже в богатейшей галерее А. Островского, какого и в жизни не просто было разглядеть. В том же письме к Дороватовскому Горький заметил: «Фома - не типичен как купец, как представитель класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках современности».

Итак, перед нами «нетипичный» купец . Значит ли это, что образ Фомы разрушает наши представления о принципах реалистического изображения? Нет, конечно. Горький раскрыл еще одну богатую возможность реалистического искусства. Бунт Фомы - явление типичное в том смысле, что в нем отражен сложный, глубинный процесс, происходящий в среде купечества. В Фоме больше подчеркнуто человеческое, чем купеческое,- но человеческое, рождающееся в недрах купеческого. Судьба Фомы оказалась трагической, ибо не так просто человеческому пробиться в этой среде. Произведение Горького можно назвать рассказом о том, как купец хотел стать человеком и как ему не позволили этого сделать. Но именно потому так поучительна судьба Фомы, потому и гибель его справедливо считают пророческой: в нем умер купец. Но и как человек он не оказался столь сильным, чтоб на том этапе победить. В этом суровая правда жизни и сложность характера, в этом и типичность образа Фомы Гордеева.

Перед Фомой был вначале пример его отца - Игната Гордеева, человека полного неукротимой энергии, уверенного в успехе своего дела, горевшего страстью к работе, которая, однако, сводилась теперь лишь к тому, чтобы «хватать всюду сотни и тысячи рублей». Это утверждало Фому в мысли, что отец, а стало быть, и он - наследник его богатства и его энергии - законно пользуются благами жизни. Если отец был суров и безжалостен к людям, то и себя не щадил (правда, Фому неприятно удивило то, что отец в кровь избил матроса). Вот почему на первых порах для Фомы не было различия между купцом и человеком: были просто люди - богатые и бедные, но все - труженики. Потому-то ему поначалу нравилось, что и он - «хозяин», богатый, имеющий власть над людьми. Однако чем больше он сталкивался с жизнью, тем больше замечал, что устроена она несправедливо: «Одни работают, другие только командуют и потеют… А получают за это больше… Это зачем же так? а?»

Многое понял Фома из поучений своего крестного - Якова Маякина. В постоянной полемике с Маякиным все глубже раскрывалась здоровая натура Фомы. На первых порах неуверенные, с полувопросительными интонациями возражения крестному сменяются решительным несогласием, а затем перерастают в бунт. Афоризмы Маякина привели к результатам, прямо противоположным тому, что преследовал этот «теоретик», надеявшийся вышколить очередного купчика,- «Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож… Когда верх возьмешь, тогда и хорошо… Жизнь, брат Фома, очень просто построена: или всех грызи, иль лежи в грязи». Принципами этого волчьего закона руководствуется сам Маякин и патриархальный накопитель Шуров, европеизированный буржуа Африкан Смолин и «оступившийся» было, а затем вернувшийся на тропу отцов своих Тарас Маякин. Но именно эта мораль претила здоровым человеческим устремлениям Фомы.

Богатство, деньги - то, чему молились окружающие, для Фомы стало камнем на шее. Он жаждет быть «совершенно свободным человеком, … идти, куда хочется, делать, что угодно». Но когда он попытался отказаться от богатства в пользу Маякина, тот счел его сумасшедшим, грозился посадить в дом для умалишенных (гордеевские деньги он надеялся прибрать к рукам «честным путем», женив Фому на своей дочери). Маякин искренне уверен, что Фома - сумасшедший. Он, Маякин, поучал юного купца: «Торговля - все равно, что война… Тут бьются за суму, а в суме - душа…» Но Фома отказывается от богатства - от души. По логике собственника, такой человек - душевнобольной. Чувствам любви, сострадания здесь нет места. Маякину смешны взволнованные слова Фомы о том, что «сердце есть у человека».- «Ума, значит, нет»,- поучающее замечает он. Фому Гордеева объявили сумасшедшим лишь потому, что его суждения противоречили купеческим представлениям о жизни (ситуация, знакомая нам по «Горю от ума», «Идиоту» и др.

Фома потерпел поражение, ибо в бунте своем был одинок. Он сломлен силой того класса, из которого вышел. Однако роман пронизан верой автора в неизбежность гибели этого класса.

В романе много внимания уделено русской природе, великой реке Волге, которая воплощает в себе могучие, хотя еще дремлющие силы страны, народа. Вот одна из картин, приобретающая символическое значение: «Всюду блеск, простор и свобода, весело зелены луга, ласково ясно голубое небо; в спокойном движении воды чуется сдержанная сила, в небе над нею сияет щедрое солнце мая, воздух напоен сладким запахом хвойных деревьев и свежей листвы. А берега все идут навстречу, лаская глаза и душу своей красотой, и все новые картины открываются на них. На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; все - и природа и люди - живет неуклюже, лениво,- но кажется, что за ленью притаилась огромная сила,- сила необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей…»