Где принимает старец. О духовнике и старцах

  1. 5 января 2016 г.
    Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога» (+ВИДЕО) / Православие.Ru


    Илием (Ноздриным) .



    смирение ?

    домик, где с минуты на минуты .







    <<...>>
    (Окончание следует.)

    добавлено: 6 янв 2016


    ВИДЕОФИЛЬМ


    Цитата.
    О прощении и милосердии




  2. Цитата.
    О прощении и милосердии

    «Отпустить ближнему его прегрешения – есть великая добродетель. Как бы ни было тебе тяжело, как бы тяжко не согрешил пред тобой ближний твой, но если испросил он у тебя прощения – от всея души в тот же миг прости ему, изгладь его проступок в своей памяти.

    Прощай ближнему твоему без остатка, и познаешь милость Божию к самому себе. Кто скоро и чисто прощает – тому и Бог скоро отпускает грехи. Ибо не ложен, Давший нам сию молитву: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

    Часто приходится слышать: «Я простил брату моему, но сделал заметку, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки». Лукавое мудрование и злопамятство, скрытые личиной рассуждения. Прощайте ближним вашим в простоте, и Бог не помянет прегрешений и грехопадений ваших. Всяк человек – ложь: кается пред Богом, и вновь согрешает и падает. Но Бог милует нас, если мы каемся и снова просим прощения, и прощает, к Себе призывая. Так и мы должны поступать, чтобы быть подобными Отцу нашему Небесному»....






    Нажмите, чтобы раскрыть...

    если это фото в сто лет - хорошо выглядит

  3. 100-летний афонский старец Иеремия впервые дал интервью для телевидения(+ВИДЕО) / Православие.Ru
    100-летний афонский старец Иеремия впервые дал интервью для телевидения(+ВИДЕО)
    Святая Гора Афон, 28 октября 2015 г.
    Портал «Русский Афон» опубликовал видеосюжет, в котором 100-летний афонский старец Иеремия впервые дает интервью для телевидения.

  4. 22 марта 2016 г.
    Раскол – мрачное наследие прошлого / Православие.Ru

    У старца Зосимы/
    И все же было утешение. В Почаевской Лавре нам удалось попасть в келью 86-летнего старца Зосимы. Схимонах по нездоровью уже долгое время не покидает жилище и принял нас в качестве исключения лишь по ходатайству наместника Лавры митрополита Владимира.

    Схимонах Зосима (Росоловский)

    Старец лежал на постели, но принял нас с улыбкой. Рассказал, как прислуживал в свое время известному почаевскому подвижнику о. Прохору, который сподобился быть духовным чадом прп. Ионы Киевского, а тот, в свою очередь, благословлялся у прп. Серафима Саровского. Вот такая духовная преемственность.

    Чтобы не отнимать время у старца, мы задали лишь несколько вопросов, кратко рассказав о своих впечатлениях от посещений сел, где воинствуют раскольники. И не только там, но по всей Украине.

    – Что делать, как быть, батюшка?

    Не унывать, дорогие мои! – ответил старец, приподнявшись на подушке.
    – Нужно молиться ежедневно, всем пребывать в храмах Божьих, верить в помощь Господа. И раскольники эти рассеются, как облака, гонимые ветром, как опавшие листья… Были времена пострашнее нынешних. Но с нами Бог, с нами Христос, который сказал: «Се Я с вами во все дни, до скончания века».
    .............
    Здесь Почаевское чудо – святая вода… и целебный песок / Православие.Ru
    5 апреля 2016 г.
    большая статья о Почаевских святынях и немного о старце Зосиме.
    Цитата.
    Как старец Зосима на колодец преподобного Иова указал.
    Если поклониться Божией Матери и испить из Стопы ее в силе каждый паломник, то попасть к колодцу преподобного Иова, из которого берется целебная вода, может не каждый. Нам, можно сказать, повезло, а точнее – промыслительно «повезло».

    Готовя публикацию о разгуле раскольников в регионе, разбойных нападениях на православные храмы, мы попросили наместника Почаевской Лавры встречи с известным старцем – 86-летним схимонахом Зосимой (Росоловским), духовно окормлявшимся в свое время у почаевского старца Прохора, который в свою очередь был руководим прп. Ионой Киевским. Хотелось услышать совет многолетнего лаврского подвижника по поводу нынешних времен, которые переживает Церковь Христова в Украине и вообще в мире. Пообщавшись и получив утешительные советы, мы собрались уходить.

    Но отец Зосима подозвал своего келейника, послушника Димитрия, приведшего нас в келью старца и присутствовавшего при нашей беседе.

    – Ты им водицы святой дай и просфор, – велел старец. – И колодец преподобного покажи.

    Чуть позже мы поняли, почему он дал такое распоряжение. Брат Дмитрий, 28-летний послушник из Белоруссии, несет послушание «колодезного». То есть является хранителем и ответственным за обслуживание святого колодца преподобного Иова...
    Опубликовано: пн, 04/04/2016
    Почаевское чудо – святая вода… и целебный песок | Православная Жизнь

  5. А у меня опыт общения со старцами был только благодатный, но к этим людям никто толпами такими не ходят и поклоны им не бьёт. Они себе сидят тихо и кому очень надо, тот их находит. А то что видео снимают - это дурь.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Подскажите а где Вы нашли этих старцев.

  6. «С Богом я ничего не боялся» / Православие.Ru
    25 ноября 2016 г.
    «С БОГОМ Я НИЧЕГО НЕ БОЯЛСЯ»
    Беседа с протоиереем Иоанном Мироновым к 90-летию батюшки
    Диакон Владимир Василик

    25 ноября 2016 года старейшему из служащих священников Санкт-Петербургской митрополии – настоятелю храма «Неупиваемая Чаша» при заводе АТИ, почитаемому пастырю отцу Иоанну Миронову – исполняется 90 лет.
    Мы поздравляем батюшку с юбилеем и желаем ему многая лета!

    В беседе с диаконом Владимиром Василиком батюшка поделился воспоминаниями о войне, о старце Серафиме Вырицком, церковной жизни прошлых лет.
    Цитата.
    Господь судил мне общаться и с отцом Иоанном (Крестьянкиным) . Я ездил к нему в Летово под Рязань, а затем в Псково-Печерский монастырь.

    Московская область, станция Переделкино.
    Здесь, как правило, всегда много народу. С раннего утра сюда стекаются люди со всей России. Чтобы взять благословение, спросить совета, пообщаться, или просто постоять рядом со старцем Илием (Ноздриным) .
    О его молитвенной помощи в народе ходят целые истории. Кто-то оказался в трудной ситуации, кто-то ради интереса занимает очередь и ждет своего часа. Многие не дожидаются...

    Еще в машине мы с оператором Вячеславом увидели Георгия Богомолова. Это помощник старца Илия. Иногда мне кажется, что за многие годы он научился сканировать людей. Только Георгий может в присутствии батюшки громко и в тоже время с любовью сказать:
    – Мать! Ты же уже была! Ну подумай о других!
    Подобные сцены я видел ни один раз. Хорошо, если такая женщина примет к сведению замечание Георгия и спокойно отойдет в сторону. Хуже, когда человек начинает спорить и задираться. Может быть это и есть проверка на смирение ?
    Мы с оператором Вячеславом здороваемся с Георгием и выгружаем технику: свет, камеры, удлинители и квадрокоптер, сумки и рюкзаки. Все это для того, чтобы передать настроение и атмосферу, которая царит в одном из самых посещаемых уголков нашей страны.

    Мы не знали, состоится ли это интервью.
    – В пятницу батюшка Первому каналу отказал. Как пойдет, посмотрим, – сказал Георгий.

    Пока мы настраивали квадрокоптер Георгия уже окружила толка народу. Он что-то рассказывал женщине, которая дала обет Богу. И видимо очень переживала из-за того, что обет не выполнит.
    – У нас ничего невозможно, а Богу все возможно, – обращается Георгий к этой самой женщине. – Просто мы, выросшие в коммунистическую пятилетку привыкли так: вот сказали, должны построить и все. Город на ушах, все нервничают.

    Квадрокоптер взлетает. На экране мы видим то, что могут увидеть только птицы: цветные купола, огромные кресты, лес, который раскинулся за храмовым комплексом.

    Храм Спаса Преображения в Переделкине. Фото: Православие.Ru

    День еще в самом разгаре, но мы перемещаемся в домик, где с минуты на минуты отец Илий в свои 83 года начнет принимать народ .
    Здание располагается во дворе великолепной церкви Преображения Господня. Кстати, Спасо-Преображенский храм оставался одним из немногих действующих в Московской области в годы советской власти.
    Летом домик, где принимает батюшка, от солнца отчасти защищают могучие деревья. Сейчас вся территория просматривается на десятки метров вперед.
    За большим столом собрались гости: женщины и несколько девушек. Все сосредоточенно дожидаются момента, когда один на один можно будет пообщаться со старцем.
    – Про Бородино, про Куликовскую битву отдаем. Как на исповеди. Проблема и имя, – обращается к собравшимся людям Георгий. – И все. Некоторые и тридцать могут записать! Не думая, что при этом человек другой к батюшке не попал. То есть всегда помните о других. Бог воздаст, поверьте мне!

    Отец Илий разговаривает с очередным посетителем. Вячеслав набирает картинку. Георгий контролирует ситуацию. Я пью чай.
    – Завтра с часу до трех я вас жду. Люблю, обнимаю, целую! - обращается Георгий с кем-то у входа.
    Так шли часы. Потом батюшка в сопровождении Георгия и помощника Дмитрия отправились в другой корпус. Мы продолжили набирать материал. Все без лишней суеты. Уже поздно вечером отец Илий вернулся к народу.
    – Отец Илий может и до позднего-позднего вечера принимать, – рассказала помощница на кухне.
    Разговорились с отцом Рафаилом (Романовым) - келейником старца Илия. Он автор и исполнитель знаменитой песни «Кто пчелок уважает». Наш разговор длится минут двадцать.

    В комнату, где мы беседуем, заходит отец Илий (Ноздрин).

    <<...>>
    (Окончание следует.)

    добавлено: 6 янв 2016
    http://www.pravoslavie.ru/89437.html
    СТАРЦЫ. АРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ (ПАВЛОВ)
    ВИДЕОФИЛЬМ

    В преддверии Рождества Христова предлагаем нашим читателям документальный сериал «Старцы», рассказывающий о замечательных подвижниках XX века. Сериал снят студией «Неофит» и телеканалом «Культура». Показанные весной 2015 года по телеканалу «Культура», эти фильмы вызвали огромный интерес и многочисленные отклики телезрителей, что и не удивительно, ведь они не только рассказывают о святых людях – наших почти что современниках, но позволяют увидеть их, услышать их, благодаря редким кадрам киносъемки.
    Сегодня мы предлагаем посмотреть фильм, посвященный старцу архимандриту Кириллу (Павлову). Он прошел всю Великую Отечественную войну сержантом пехоты. Неся караульную службу в разрушенном Сталинграде, среди развалин дома нашел Евангелие - и больше уже не расставался с ним никогда. В 1953 году, заканчивая Московскую духовную семинарию, Иван Павлов принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с именем Кирилл.

    ТК "Культура"
    6 января 2016 г.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    В ноябре 2003 года я ездил к старцу Илии в Оптину пустынь,он мне дал благословение переехать жить в Почаев и умереть там.Я несколько раз ездил в Почаев,но так и не смог переехать,жилье там очень дорогое.Я не могу понять почему мне не помогло благословение Старца Илии?Может он ошибся?

  7. Вы сами попросили у него благословение на жизнь в Почаеве? Если сами, то зачем, Вам плохо там, где Вы сейчас живете?

    В чем оно должно было помочь?

  8. Нет не просил у него благословение на переезд в Почаев.У меня даже в мыслях не было куда либо переежать.Он своим благословением шокировал.
    А насчет помочь...я думал будет какое-то чудесное событие или чудесная встреча с нужным человеком,которая поможет мне переехать в Почаев.
    добавлено: 9 дек 2016

    Представьте, Вы приезжаете в Оптину,за ходите в храм,а на встречу загадочный старец-схимник и словно дубинкой по голове,говорит:Переежай в Почаев.Для меня это был шок!

  9. Странный случай. Лично я бы к "старцу", который советует что-то менять в своей жизни, кроме греховных привычек, тянуть в деревню, в монастырь, срочно жениться, а то и еще хуже не жениться вообще бы путь забыл.

    Извините, но это как-то не похоже на серьезное духовничество.

    добавлено: 9 дек 2016
    Нуууу, Вы про прелесть что-то слышали?
    добавлено: 9 дек 2016
    Стандартный случай по версии Осипова))))
  10. Нет не просил у него благословение на переезд в Почаев.У меня даже в мыслях не было куда либо переежать.Он своим благословением шокировал.
    А насчет помочь...я думал будет какое-то чудесное событие или чудесная встреча с нужным человеком,которая поможет мне переехать в Почаев.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    в Почаев можно переехать и в Почаевскую Лавру: трудником=> послушником=> иноком=> монахом.

Старцы нашего времени живущие сейчас 2019 – стоит ли верить их рекомендациям, могут ли они помочь в сложной жизненной ситуации?


Два самых главных старца России, которых считают наиболее прозорливыми и сильными молитвенниками (вплоть до якобы исцеления от СПИДа) по "странному стечению обстоятельств" (а может по промыслу Божию?) агитируют за Путлера в пользу антиукраинской и антиамериканской политики. Кому интересно, тот может найти в Интернете интервью отца Власия и изречения старца Илии. Ну а архимандрит Ефрем, тому вообще пора икону Вовы писать в полный рост.

Конечно, взгляды у всех разные, но Путин ведь давеча и крестился неправильно, и жену бросил, и вообще он личность – крайне спорная, а его партия "Единая Россия" не единожды обличалась в казнокрадстве. Христу ведь все равно, какой человек партии, и в какой стране он родился. Стало быть, ошибаются эти старцы, коль поддерживают президента. А раз ошибаются так глобально, то и в мелочах им верить нельзя.

Юмора прибавляет то, что другой афонский старец иеросхимонах Афанасий предал Путина анафеме.

Список действующих старцев на 2019 год:

Имя и звание

Место

Отец Наум

Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра

Отец Кирилл Павлов

Архимандрит Герман

Отец Власий

Боровский монастырь, Калужская область

Отец Илий

Оптина Пустынь

Отец Паисий

Дмитровская область, село Очево

Архимандрит Петр

Нижегородская область, село Лукино, Покровский монастырь

Архимандрит Амвросий

Город Иваново, Введенский монастырь

Протоиерей Валериан

Село Акулово, Одинцовский район

Архимандрит Дионисий

Храм св. Николая Мирликийского, Покровское, Москва

Отец Иероним

Успенский монастырь, Чувашия

Отец Илларион

Мордовия, Ключевская пустынь

Схиархимандрит Иоанн

Саранс, Иоанновский монастырь

Отец Николай

Покрово-Эннатский монастырь, Башкирия

Отец Адриан

Псково-Печерский монастырь

Возможно, кто-то из современных старцев действительно помог людям. Все люди грешные, может и монах в прелести пребывать, да вот поможет через него Господь человеку. Другое дело, что наш наивный народ отстаивать многодневные очереди за советом...который не факт, что пойдет его душе на пользу.

Человеку Богом дана свобода. Не в том плане, конечно, что пьянствовать и грешить, а в том, что ряд вопросов должен решать сам человек. Вот, к примеру, какой резон спрашивать у старца про работу? Или про интимные отношения с мужем? Неужели люди настолько тупые, что сами не могут решить, что им может навредить, а что нет?

Совет старца – дело беспроигрышное. Человек, последовав совету, ведь не может прокрутить время назад, и прожить жизнь по второму или третьему варианту. И вокруг совершенно обычных пожилых монахов и батюшек создается целый культ личности. А они склонны ошибаться.

Вот Вася из Москвы, программист. Денег полно, приезжает, спрашивает – уехать ему в деревню заняться фермерством, или остаться в городе. Старец говорит, езжай в деревню. Едет Вася в деревню, сил у него не хватает, через 5 лет вконец разоренный бросает это дело. Программирование забыто, 5 лет потрачены зря. Он, конечно, воспринимает это как промысел Божий, как испытание, и благодарит старца за то, что помог ему понять свою гордыню и самонадеянность.

Другой вариант – Васю ехать в деревню не благословили, остался он в Москве. Зарабатывает все больше, купил дорогую машину, влюбился в другую, едва не развелся. И снова спасибо старцу за то, что открыл слабость, подверженность искушениям, сильную похоть.

Так что старцам нашего времени, которые живут сегодня, не стоит так уж доверять. В 2019 году уже не осталось таких молитвенников, как раньше, плюс кураторство КГБ за 70 лет безбожия даром не прошло.

«Новый афонский патерик» — так называется книга о современных православных старцах, в подготовке которой участвовал иеромонах Пантелеимон (Королев). Мы говорим с ним о том, почему старец не фокусник, чудеса не всегда полезны, а приход в монастырь — это путь «не к стенам, а к духовнику».

Старец без послушника — не старец

— Отец Пантелеимон, кто такие старцы? Чем они отличаются от духовных учителей или просто от мудрых людей?

— Определяющим здесь, в первую очередь, являются взаимоотношения старца и послушника, потому что как не может быть сын без отца, отец без ребенка, так и не может быть старец без послушника. Это очень тесные и абсолютно доверительные отношения, когда послушник готов ради Христа всю свою волю предать в руки старца, готов учиться у него монашеской жизни. Старца, в отличие от отца, выбирают, но когда выбрал — пути назад нет. Неважно, какой твой старец, вспыльчивый, не вспыльчивый, мягкий или строгий — тебя это уже не волнует, ты любишь его как родного отца. И другого для тебя быть не может. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: до того, как ты выбрал себе духовного отца, ты имеешь право рассматривать черты его характера. Если ты уже стал его чадом, то, рассматривая его критическим взором, ты страшным образом разрушаешь ваши взаимоотношения.

— Наверное, как и в супружестве: выбрали друг друга, вышла замуж или женился — не разженишься.

— Да, действительно. Вступил в брак, и вдруг обнаружил, что у второй половинки характер немно-жечко другой, чем казалось сначала, но у вас уже очень тесные взаимоотношения и отступаться от них будет катастрофой.

Иногда послушники, зная особенности своего характера, умышленно выбирали себе старцев очень суровых. Например, в нашей книге есть повествование о старце Ефреме Катунакском, у которого был очень строгий наставник: он почти не давал никаких монашеских наставлений, но по бытовым вопросам был всегда очень жестким. И для отца Ефрема это оказалось невероятно полезно! Он своего старца любил от всего сердца, о нем заботился. И вот когда его наставник, отец Никифор, умирал, то неоднократно просил прощения у своего ученика и окружающим говорил: «Это не человек, это ангел!»

В таких взаимоотношениях послушника и старца наибольшим образом и раскрывается понятие старчества. Сложно описать любовь отца к сыну. И та любовь, которой старец любит послушника — хотя она может никогда не проявляться в этих взаимоотношениях, старец может быть строг и суров к послушнику, — та любовь, которую дает Господь, очень сильна. На Афоне старчество и послушание старцу воспринимается как таинство, и, соответственно, обоими участниками этого таинства руководит Господь. Во взаимоотношениях со старцем послушник научается слышать и слушаться Бога.

— То есть он воспринимает волю старца как волю Бога?

— Именно. Древний патерик сохранил такие слова аввы Пимена: «Воля человека — это медная стена, которая стоит между ним и Богом». И послушник потихонечку, кусочек за кусочком разбирает эту медную стену, слушаясь своего старца, хотя его указания могут быть зачастую непонятными или даже меняющимися каждую минуту. Но если с любовью к Богу, с любовью к старцу послушник старается эти указания выполнить, то в его душе происходит особая работа, он чувствует веяние Святого Духа. Зачастую и Господь от нас ждет тех вещей, которые мы не хотели бы — по лени, по недоверию Богу: мы хотим, чтобы нам вначале объяснили, почему так надо делать, а уж потом мы сделаем. А старец послушнику не обязан ничего объяснять.

Бывают разные взаимоотношения. Если есть послушник, который со всей искренностью оказывает старцу послушание, то старец получает от Бога вразумление, как его правильней вести в Царствие Небесное. Если же послушник оказывается очень строптивым и своевольным, то старцу остается проявлять снисхождение и милосердие, которое проявляет к нам Бог, терпя наше непослушание и своеволие. Например, про одного из старцев — отца Кирилла Карейского — говорится, что он очень любил молиться ночью, совершал, в полном смысле, всенощные бдения, а послушник его за это ругал. И вот старец старался свои подвиги от него скрывать, терпел укоризну.

Старчество младшего

— Можно сказать, что монашество — это такой авангард христианства, а старчество — авангард монашества? Люди «на передовой», которые передают свой опыт дальше?

— В общем-то, да. Есть даже такой живописующий это пример. Старец Иосиф Исихаст, известный в России, в юности обладал очень горячим характером и свою горячность сохранил до старости; однажды ему было видение, что он на передовой в битве с демонами. И он не испугался, не прятался за чужими спинами, а, наоборот, рвался в бой! Действительно, есть такие пламенные бойцы, и в каких-то исключительных случаях они вырастают почти без духовного руководства.
Собственно, отец Иосиф был из тех, кто искал по всему Афону и не мог найти себе духовного руководителя. Его сподвижник, отец Арсений, хотя и был старше отца Иосифа по возрасту и по монашескому подвигу на десять лет, не взял на себя бремя духовного руководства, а сказал младшему собрату: «Прошу, будь старцем ты, а я обещаю, что пребуду у тебя в послушании до смерти». Здесь не столь важно, кто старше по возрасту! Огромную роль играет духовный опыт: человек должен учить исходя из собственного опыта, а не быть «торговцем чужой мудростью». Только говоря от своего опыта, отцы понимали, что их слово действенно.
Эти взаимоотношения старца и его послушника, которые каждый день с утра до вечера находятся рядом, лишь в некоторой мере могут быть перенесены на взаимоотношения духовно опытного человека и мирян, но здесь тоже огромную роль играют доверие и послушание.

— Это должно быть абсолютное послушание? Разве оно возможно для мирянина?

— Нет, абсолютного послушания в таком случае никто не требует. Но если человек приходит с конкретным вопросом и старец ему отвечает, вразумляемый Богом, то, каким бы ни был странным этот ответ, вопрошающему следует поступить по сказанному. Иначе получается, что он пришел вопрошать Бога и воротит нос: «Господи, Ты что-то такое странное говоришь, я все-таки сделаю по-своему».

Наличие веры, искреннего доверия и готовность выполнить тот совет, который может казаться странным, очень важны. Зачастую, если этой веры нет, Господь старцу и не открывает ничего о конкретном человеке — отсутствие ответа будет полезней, чем ответ, который не будет принят. «Бог отнял у старцев благодать слова, — говорится в „Достопамятных сказаниях“, — и они не находят, что говорить, оттого что нет исполняющего слова их».

— А многие ли вообще готовы к такому послушанию? Или большинство из нас все-таки слушает волю Божию по принципу «Если мне не понравится, я как будто бы не слышал ничего»?

— Всегда есть люди, которые готовы с чистым сердцем воспринять то, что они слышат. А бывает и так, что кто-то с большой гордостью берет на себя непосильный подвиг абсолютного послушания и одно-временно взваливает неподъемную ношу на другого, ведь для старца нести бремя своих послушников — тоже тяжелый подвиг, старец должен быть действительно крепким молитвенником. Послушанию невозможно научиться за пять минут. Это долгий путь, на котором будет немало падений. Здесь важен и опыт старших, и трезвый взгляд на самого себя — «сын ошибок трудных». Осознание своей немощи — один из ключевых моментов православной аскетики. Но ведь и человека, который только-только встает на горные лыжи, прежде всего учат падать правильно — так, чтобы он не покалечился, а смог встать и двигаться дальше. Так и в духовной жизни: под присмотром старших мы научаемся и падать не насмерть, и вставать с юношеской ревностью.

— Кто такие младостарцы и как уберечься от попадания в ложное послушание к ним?

— Только Господь Бог наш воистину свят, все же люди, даже святые, имеют те или иные человеческие немощи и недостатки. Какие-то несовершенства имеют и те священники, которые поставлены Церковью нести духовническое послушание, направлять духовную жизнь людей. Их задача — пасти церковное стадо, не давая овечкам срываться в погибельные бездны ересей, колдовства, богоотступничества и прочего зла, но и не лишая их внутренней свободы. Во многих вопросах даже апостол Павел давал лишь советы, а не навязывал свое решение — так и добрый пастырь не выдает свои человеческие рассуждения за Божественное откровение. Послушание — это дело любви и доверия, а не армейской дисциплины. Но бывает, что священник из-за примешавшейся гордости считает свое мнение единственно верным и силой пытается затолкнуть чадо в Царствие Небесное: делает за него жизненно важный выбор или указывает в мелочах, не получив на то никакого Божественного просвещения.

Духовника надо искать «не глазами, а слезами», просить у Господа, чтобы Он сам вручил нас доброму пастырю. Научимся сначала быть прос-тыми овечками стада Христова, полюбим храм, будем следить за своим языком и поступками, проявим уважение к нашему приходскому священнику — и если Господь сочтет это полезным для нас, то обязательно устроит и встречу со старцем.

Чудо полезно не всем

— Говорят, на старцах, на их молитве держится мир. Это правда или, скорее, такое клише?

— В русской поговорке говорится, что не стоит город без святого, а селение без праведника. Даже в быту это бывает видно: есть человек, на котором держится школа, — и не обязательно это директор; есть человек, на котором приход, — и не обязательно это настоятель. И там и там это может быть тетя Маша, уборщица, которая просто всех ласково встречает и обо всех тихонечко молится.

Вместе с тем очень ясно ощущается, насколько в нашей жизни все шатко и хрупко, в один момент может все разрушиться. И Господь хранит мир Своей милостью по молитве Своих угодников: кто-то из них уже на Небе, а кто-то еще живет на земле и совершает свой путь восхождения.

— Откуда же тогда мнение, что старцев в наше время нет?

— Отчасти оттого, что человеку хочется видеть в старце некоего, грубо говоря, фокусника, который мановением волшебной палочки решит все его проблемы. И, не найдя такого, люди говорят: «Нет, не буду слушаться того, кто мне говорит что-то делать, трудиться, мне нужен прозорливец, чудотворец! Нет нынче таких…»

Надо понимать, что не всем полезно чудо — чаще всего нам надо рукава закатать и самим решать проблемы. Если у тебя зарос огород, а нет в этом селении тракторов, которые его расчистили бы, придется взять лопату и тяпку и самому работать. А если всю работу за тебя будет делать чудо-трактор, то ты сам обленишься, жизнь твоя станет простой, но нехорошей.
В каких-то случаях действительно надо, чтобы было явлено чудо. Чтобы безнадежно больной ребенок вдруг вскочил и радостно побежал, и у всех, благодаря этому, укрепилась вера. Но это не означает, что при всяком чихе ребенка нужно бежать к старцу и просить об исцелении. Поиск старцев, которые решили бы наши проблемы за нас, психологически вполне понятен.

— Зачастую старцы были людьми без образования, простыми, и это смущает приходящих…

— Господь может сделать старцем и не очень образованного человека — он и через ослицу объявил Свою волю. Просто надо открыть свои уши, открыть свое сердце, чтобы услышать.

— У Паисия Святогорца, кажется, было всего несколько классов школы за спиной, а к нему очередь выстраивалась за советом!

— Преподобный Паисий — это человек с удивительной остротой ума, внимательностью и к себе, и к окружающим, и к природе. Огромное богатство его души изливалось на всех, и благодаря таланту облекать наставления в такую остроумную, наглядную форму, его слова легко запоминались. Он приводил массу примеров из обычной жизни, очень яркие сравнения с природой, очень доступно говорил. Примерно к этому стилю относится и устная традиция, которая лежит в основе патериков. Допустим, жил такой-то старец, его жизнь была сокрыта от людских глаз, но иногда он что-то яркое говорил или делал, чтобы научить людей. Например, брал корзину, насыпал в нее песок, приходил в обитель, где братия укоряли друг друга, и ходил по двору. Его спрашивали: «Что ты делаешь, авва?» Он отвечал: «Я свои грехи повесил за спину, о них не забочусь, вот хожу, смотрю на чужие». Такие краткие поучительные истории, еще и с долей юмора, хорошо запоминаются и зачастую приходят на ум в нужный момент. Например, тяжеловато пересказать житие преподобного Амвросия Оптинского, а вот те короткие присказки, которые он часто использовал, легко запоминаются и могут вовремя приободрить человека и подсказать ему, как действовать.

Послушание архондаричного монаха

— Старцы очень разные, они не укладываются в один типаж. Вот старец Паисий был человек очень простой и с юмором, старец Иосиф — очень горячий, необыкновенный подвижник. А еще какие-то примеры Вы можете привести?

— Например, у нас в патерике есть рассказ об одном старце, который был архондаричным, то есть ответственным за прием паломников. Но при этом был страшным молчуном! То есть по должности этот старец обязан со всеми беседовать… будучи сам человеком очень тихим, очень скромным. Люди, которые приезжали в монастырь святого Павла, этому сильно удивлялись. А потом… присылали поздравительные открытки монахам: «Поздравляем Вас с вашим архондаричным!» Потому что, хоть он и молчал, и, казалось бы, был нелюдим, но от него исходила любовь, которую все чувствовали.

Есть и юродивые старцы, которых люди принимали за сумасшедших, но которых иногда могли застать, допустим, стоящими посреди улицы, в рванье, босиком, по памяти совершающими богослужение сегодняшнего дня от начала до конца!

Были игумены, которые с материнской заботливостью выполняли все послушания и за все свое игуменство не сделали никому ни одного замечания! Сами выполняли те работы, которые необходимо было сделать другим монахам, и молились, чтобы Господь их вразумил. Своим примером они оказывали на послушников еще большее воздействие, чем если бы кричали и топали ногами.
Есть повествования об удивительно трудолюбивых монахах, у которых были золотые руки: у них на огороде вырастали такие помидоры, что надо было подниматься на лесенку, чтобы их собрать!
Есть и такие истории. Один человек до прихода на Афон занимался спиритизмом. И когда он принял решение уходить на Святую гору и пошел на последний сеанс спиритизма, духи долго не являлись и сказали, в конце концов, кому-то из присутствовавших: «Не явимся, пока вот этот человек не переменит своего решения идти на Афон». И он, придя на Афон, стал писать о том страшном вреде, который приносит спиритизм.

Вот такие разные люди жили на Афоне — настоящий цветник характеров и дарований!

— Древние жития зачастую рисуют идеальный образ подвижников. Вы пишете о современных старцах без идеализации?

— Конечно, есть примеры падений и восстаний, в патерике говорится и об опасностях, которые могут подстерегать на пути чрезмерного подвига. Например, в нашей книге есть рассказ об одном монахе, который жил отшельником и был очень строгим постником: он вкушал пищу раз в два дня или даже реже. От такой суровости к себе он, в конце концов, несколько повредился. Когда его забрали в монастырь, чтобы за ним ухаживать, этот подвижник был очень раздражителен, никому не хотел доброго слова сказать, он не мог молиться, все в нем кипело — и для него самого такое состояние, практически богооставленность, было очень мучительным. Там он пробыл несколько месяцев, понял свое состояние, примирился со всеми, молитва к нему вернулась, и он почил в мире.
Есть повествование о монахе, который жил на Афоне и командовал рабочими. Со временем он погрузился в житейскую суету, растолстел и забросил свое монашеское правило. Вернулся он к своей прежней юношеской горячности в вере после одного страшного видéния, и прожил очень достойную монашескую жизнь.

Это рассказы о живых, не идеализированных, людях, и этим они ценны! Это не книжки-раскрас-ки про суперменов. Бывало, что и разбойники становились святыми, и монахи после тяжких падений возвращались к монашеской жизни и даже получали дар чудотворений.
Поэтому истории из жизни старцев дают достаточно богатый материал для принятия решений в наших житейских передрягах.

«Я понял, что я дома»

— Отец Пантелеимон, откуда сегодня в России такое внимание к Афону?

— Дело в том, что на Афоне не прерывалась монашеская традиция. В России она восстанавливалась преимущественно по книгам, а там традиция живет много веков. И, на самом деле, на Афон всегда ориентировалась русская Церковь. Если взять такую фундаментальную книгу, как Типикон, который определяет устав нашей богослужебной жизни, то можно увидеть, что по его правилам живут скорее на Афоне, чем в наших приходских храмах: например, там утреню совершают на восходе солнца, а у нас — ближе к закату, и во множестве других моментов монашеская жизнь там намного ближе многовековой традиции.

— Вам приходилось встречаться с людьми, которых можно было бы назвать старцами?

— Я чуть-чуть общался с архимандритом Парфением (Мурелатосом), настоятелем монастыря святого Павла на Афоне. Это человек-гора, во всех смыслах. От него исходит ощущение очень глубокой основательности — это человек, о которого разбиваются мирские волны. При этом он очень простой и мудрый, любящий, рядом с ним чувствуешь себя как маленький мальчик рядом с большим, любящим тебя дедушкой, испытываешь огромное уважение и трепет. Тебе немножко страшно — ты понимаешь, что он про тебя уже все знает, — но в то же время тебя не покидает ощущение безопасности рядом с ним.

Совершенно другой по характеру — схиархимандрит Гавриил (Бунге) из Швейцарии, у которого мне довелось пожить неделю. Это человек широчайшей эрудиции, прекрасно владеющий многими языками, читающий святых отцов в оригинале, человек немецкой аккуратности. Рядом с ним быть и радостно, и очень интересно, и при этом опасаешься, как бы своей нечуткостью не создать неудобства или не вызвать диссонанса. Как раз стремление быть «на одной волне» со старцем и должно быть характерно для послушника — он учится с полуслова старца понимать и торопится его волю исполнить.

— А как Вы сами пришли в монашество?

— Все было как-то удивительно плавно и безболезненно. Если кто-то может рассказать о приходе к вере через скорби и сложности, то мне, скорее, было непонятно, как отблагодарить Бога за то обилие всего, что Он мне дает! Наверное, отсчет можно начать с моего крещения, в 11 лет. Правда, с него не началось воцерковление. Однако от самого Таинства осталось удивительно светлое, ясное чувство начала новой жизни — оно сохранилось навсегда.

— Креститься Вы решили сами?

— Нет, меня привела мама. Потом была хорошая школа, поступление в университет, замечательные друзья — никаких сложностей я не помню. Однажды знакомые привели меня на Пасхальную службу в храм, и стоя там, в этой тесноте, я вдруг понял, что я здесь дома. Что я там, где мне и надо быть, и это место абсолютно для меня родное и радостное. И потом потихонечку началось осмыс-ленное воцерковление: читал святоотеческую литературу запоем, начал помогать в храме — как раз тогда закончилось мое обучение в университете. Как-то очень естественно, таким «мягким образом» я поступил в семинарию, потом в академию*. И жизнь под покровом преподобного Сергия, в Троице-Сергиевой Лавре, оказывала на меня большое влияние. Там я нашел своего духовника, который однажды спросил: «Если появится маленький монастырь, пойдешь?» Я говорю: «Пойду». Потом действительно появился маленький монастырь, и я пошел, закончив Академию. Такой путь был, как мне кажется, просто устланный коврами!

— Без всяких сомнений?

— Переживания были. Но они как-то из памяти выветриваются, а нежная, любящая рука, которою Господь тебя вел, — ее ощущение остается. Переживания большей частью связаны с какими-то глупыми попытками в сторону свернуть, когда и понятно было, что они уводят не туда. Были резкие и неверные движения…

— Есть такая присказка: если ты на 99 процентов уверен в выборе монашества, а на 1 процент сомневаешься, то, когда наденешь мантию, 99 процентов уверенности обратятся в 99 процентов сомнений. Это действительно так?

— Смотря что ты вообразил себе о монастыре. Если у тебя есть какие-то ожидания, то несоответствие этим ожиданиям, которое вполне естественным образом может возникнуть, приведет к разочарованию. Естественным образом — потому что можно представлять себе некую картину монастыря, подсматривая в замочную скважину, а потом заходишь — и там все по-другому! А если ты ничего особенно не ожидаешь — опять-таки, как во взаимоотношениях супругов, не ждешь, что невеста тебе всегда будет вкусно готовить, содержать в идеальном состоянии дом и всегда пребывать в хорошем настроении, — то твои иллюзии и не разобьются о реальность, ты не разочаруешься. Когда ты женишься, для тебя важен человек такой, какой он есть, вне зависимости от всяких внешних обстоятельств. Так и в отношении монастыря: ты приходишь не к стенам, не к укладу жизни, ты приходишь в первую очередь к своему духовнику. То есть вверяешь себя ему. И становишься такой мягкой глиной: вот я пришел, лепите из меня, что хотите, я вам полностью доверяю. А если ты жесткий, как камень, а из тебя пытаются что-то лепить, возникают болезненные ощущения.

— Доверие Богу проявляется через доверие духовнику или старцу?

— Доверие Богу и доверие человеку — понятия близкие. Ты доверяешь Богу в первую очередь, значит, Господь тебя убережет, не даст в обиду и сподобит тебя Царствия Небесного. Непросто жить, доверяя, но еще мучительнее жить, постоянно ожидая подвоха, всего опасаясь. Да, можно существовать, как премудрый пескарь, выдолбив себе маленькую норку и никуда оттуда не высовываясь, но это сложно назвать жизнью! А жизнь с доверием — это жизнь, которая бьет ключом! Ты всякий день готов к чему-то новому. И при таком доверии меньше ценишь то, что в твоих руках зажато, и меньше огорчаешься из-за своих ошибок и падений.

У меня возникает такая ассоциация. Перед тобой поставлена задача принести воды в стакане с одного конца поля на другой. И ты, радостный и уверенный в себе, берешь этот полный стакан и идешь! Но вот чуть-чуть воды пролилось — начинаешь нервничать. Еще чуть пролилось — еще больше начинаешь нервничать, у тебя начинает трястись рука, ты совсем выходишь из себя и уже готов этот стакан бросить оземь и сесть, расплакаться. Такое отношение бывает, когда ты не на то смотришь. Тебе сказано: хоть сколько-то воды донеси на другой конец поля. Это твоя финальная цель, а остальное — мелочи. И не важно, какой ты придешь — ты можешь весь измазаться в грязи, не важно, сколько ты воды прольешь — может быть, в стакане останется лишь капля на донышке, но ты должен выполнить задачу. Есть Тот, кто поручил тебе ее. И чем меньше внимания обращаешь на себя, а больше — на то, чего от тебя ожидают, тем лучше. А тщеславие выпирает, тебе хочется стакан полным донести. Забудь о падениях, помни о финальной цели. Важен не ты и не твои падения или успехи, важны твои взаимоотношения с Богом, твое доверие Ему. Вот такой подход, мне кажется, верный. Твое недоверие тебя останавливает, замыкает на себе и стакане, а цели не видно, и ты можешь сесть и прожить всю свою жизнь на этом конце поля, стакан будет стоять перед тобой, а ты будешь бояться его взять и понести.

— Все, о чем Вы сегодня говорили — и о старчестве, и о послушании — все это объединяет какая-то радость. Напоследок скажите, пожалуйста, какое место в жизни монахов, старцев, да и в обычной христианской жизни занимает именно радость?

— Есть известная такая фраза: если бы люди знали, какой радостью полно монашество, все бы побежали в монахи; но если бы люди знали, какие их там ожидают скорби, то никто в монашество не пошел бы. А если делать отсылку к знакомым светским текстам, то вспоминается такая песня: «Она идет по жизни смеясь, встречаясь и прощаясь, не огорчаясь… но не замечают, как плачет ночами та, что идет по жизни смеясь». Поэтому, когда идет интенсивная внутренняя жизнь, работа, превозмогание своей лени и нежелания, — за все это Господь воздает и радостью. И людей удивительных посылает навстречу. Господь не обманывает то доверие, которое ты Ему оказываешь. Это не означает, что идут какие-то взаиморасчеты с Богом или со старцем. Просто появляется тот опыт, который тебя утверждает в выбранном тобой намерении. А зачем нам быть «буками» и заниматься самокопанием, если Христос воскрес и двери рая для нас открыты? Сидим, унываем, дуемся, а двери-то открыты и через них светит солнышко…

Иногда человек чувствует себя буквально загнанным в угол, не знает, как жить дальше. На помощь ему может прийти духовно опытный старец, наделенный от Бога даром прозорливости

Кто они?

Старцы – это обычные люди, такие же, как мы. Только в силу своих подвигов ради Господа получившие от Него различные дары – чудотворения, прозорливости, исцеления. Старцы. Именно так их называют православные. Они могут видеть будущее как настоящее, к ним можно обратиться за советом в трудной ситуации.

Само определение старчества многозначно. Так можно обозначить все духовенство Церкви, поскольку с греческого «пресвитер» (священник) переводится как «старец», «старейшина». Старец – лицо, обладающее духовной властью, человек, получивший от Бога дар особого духовного руководства христианами.

Среди чудотворцев последних дней, наших современников, особо выделяются отец Иоанн (Крестьянкин) и отец Николай (Гурьянов).

Отец Иоанн

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был духовником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Родившийся в 1910 году в семье орловских мещан, он с детства прислуживал в храме. После школы получил профессиональное образование на бухгалтерских курсах. Работал по специальности сначала в Орле, потом в Москве, посещая при этом храм.

В 1945 году в безбрачии рукоположен в сан диакона, затем во иерея. За свой дар проповеди и отцовскую заботу пользовался любовью прихожан. Его кандидатская работа (по окончании Московской Духовной Семинарии и Академии) о святом Серафиме Саровском так и осталась недописанной – в 1950 году его арестовали на семь лет за «антисоветскую агитацию» и отправили в КаргопольЛаг Архангельской области. Его солагерники вспоминали: «Когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором».

После освобождения в 1955 году отец Иоанн продолжал свое служение в разных храмах Псковской и Рязанской областей, а затем в Псково-Печерском монастыре. Практически сразу с поселением отца Иоанна в обители молва о нем распространилась по всему Советскому Союзу. За советом и благословением к нему приезжали тысячи людей.

Скорый поезд со всеми остановками

В обители отца Иоанна порой шутливо называли «скорый поезд со всеми остановками». Он не ходил, а скользил, как светлый луч, неуловимо, плавно и быстро. Если торопился по каким-либо послушаниям, то пробегал мимо протянутых к нему за благословением рук. Но, пробежав, частенько так же быстро возвращался и скороговоркой спрашивал: «Ну, что у тебя там?» И моментально начинал отвечать на еще незаданный вопрос, выдавая свое сокровенное ведение о жизни человека. Архимандрит Тихон (Шевкунов) вспоминает, что однажды, будучи еще послушником в Печорах, он был свидетелем такой картины: отец Иоанн в окружении богомольцев спешил по монастырскому двору к храму. Вдруг к нему бросилась заплаканная женщина с ребенком лет трех на руках: «Батюшка, благословите на операцию, врачи требуют срочно, в Москве». Отец Иоанн остановился и твердо сказал женщине: «Ни в коем случае. Он умрет на операционном столе. Молись, лечи его, но операцию не делай ни в коем случае. Он выздоровеет». И перекрестил младенца.

Тогда они, послушники, были в ужасе от размышлений, предполагая: а вдруг отец Иоанн ошибся? Что если ребенок умрет? Что сделает с ним мать, если такое случится? Заподозрить старца в вульгарном противлении медицине нельзя: известно много случаев, когда отец Иоанн и благословлял, и настаивал на операции. Среди его духовных детей было немало врачей. Что же будет дальше? Явится ли в монастырь убитая горем мать и устроит чудовищный скандал или ничего подобного не произойдет, ребенок выздоровеет, как предсказал отец Иоанн?

Но отец Иоанн по-прежнему продолжал «курсировать» между храмом и своей кельей в окружении исполненных надежд и благодарности паломников, что говорило о положительном исходе дела.

Отец Иоанн не любил, когда его называли старцем. Он говорил: «Не надо путать старца и старика. И старички есть разные, кому 80 лет, кому 70, как мне, кому 60, есть старики и молодые. Но старцы – это Божие благословение людям. И у нас нет старцев больше. Бегает по монастырю старик, а мы за ним». Смирение было одним из многих его духовных качеств.

Скончался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в возрасте 95 лет. Похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря.

«Водку любишь, а Бога не любишь»

Старец, если он действительно от Бога, никогда не будет навязывать своего мнения, требуя беспрекословного исполнения всех предписаний и поклонения себе. Протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит, скрывая свой духоносный дар, так при жизни и говорил: «Обращайтесь прежде всего не ко мне, а к Господу!» Отец Николай отличался простотой в разговоре, частенько пел что-нибудь народное, любил пословицы: «Живи просто – доживешь до ста». Приезжает какой-нибудь регент хора, а отец Николай ему с порога: «Си-соль-ре-соль» и улыбается. Батюшка чаще всего был радостен. Всем буквально раздавал любовь. Легко разъяснял сложные, как клубок запутанных ниток, жизненные ситуации. Причем делал это не только словами, но и поступками. Для вразумления некоторых говорил иносказательно. О себе всегда просил только молитв.

Как-то раз один неверующий человек приехал утром на остров по своим делам. Имея свободное время, заглянул в храм, где на него обратил внимание отец Николай – вдруг быстро подошел к нему и произнес: «Водку любишь, а Бога не любишь». Затем ушел в алтарь. Человек этот, любивший и в самом деле выпить, был озадачен таким провидением незнакомого священника и отстоял всю Литургию. После богослужения к нему вновь подошел отец Николай. Но при этом уже сказал: «Ну вот, теперь ты Бога любишь, а водку не любишь». С этого времени тот человек полностью бросил пить.

Одна из духовных чад отца Николая писала, что в декабре 1999 года они с будущим мужем поехали к батюшке просить благословения на брак. Ситуация была нелегкая, поскольку оба перед вступлением в брак были тяжело больны. Старец тогда практически не принимал. На калитке висело объявление: «Отца Николая не беспокоить!» Решили передать письмо через келейницу. Безуспешно – келейница на страже здоровья и покоя старца! Ушли. Тяжело и грустно на душе. И вдруг совершенно неожиданно выбегает келейница с иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и говорит: «Вас батюшка благословляет на брак». А ведь они даже не излагали старцу своей просьбы!

Духовные дары отца Николая Гурьянова проявлялись во многом: он помогал изменить жизнь людям, потерявшим надежду, мог назвать незнакомых людей по имени, предупреждал о возможной опасности, вымаливал тяжелобольных. В то же время, невзирая на чины и звания, мог по какому-то своему духовному видению отправить гостей восвояси. За этим стояло не желание обидеть человека, но стремление дать возможность осмыслить свою прошлую жизнь и вернуться с покаянными чувствами обратно.

Любушка блаженная

Старица Любовь Ивановна Лазарева родилась 17 сентября 1912 года в деревне Колодези Калужской губернии. Ее семья была очень религиозна: отец был старостой сельского храма, мама растила детей. Оставшись сиротой, девочка была взята на воспитание близкой родственницей. В 18 лет Любушка уехала в Ленинград к брату, который помог ей устроиться на фабрику «Красный треугольник». Но вскоре Любушка решила стать странницей. Она побывала во многих монастырях, однако самым дорогим для нее местом стала Вырица, где она часами молилась у могилы своего духовного отца иеромонаха Серафима. Небольшого роста, сухая старушка всегда выделялась своей кротостью и молитвенностью. Многие люди отмечали ее прозорливость и дар чудотворения.

Духовная дочь блаженной, Валентина, вспоминала: «Однажды заболел мой внук Георгий: сочится гной, стафилококк… Я к Любушке: “Георгий умирает!” Она помолилась и сказала: “Будет жить”. И все обошлось. Потом дочь заболела краснухой, и опять по молитвам Любушки болезнь прошла».

Старица была известна и тем, что «ставила храмы», то есть вымаливала у Господа появление новых или возрождение разрушенных церквей. Одним из них стал храм Христа Спасителя.

Такими были истинные старцы, которые и после своей смерти помогают людям. Хорошо тем, кто имел в духовном руководстве таких наставников, скажете вы. Но что же делать, если рядом нет старца?

Благочестивые паломники, готовясь посетить тот или иной монастырь, стараются разузнать, есть ли там духовно опытные наставники, которым можно открыть свое сердце, обратиться за советом. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Псково-Печерский монастырь всегда были кладезем истинной мудрости, передаваемой от одного старца к другому, и именно поэтому туда устремляются люди, ищущие духовного руководства и помощи.

На этот раз мы говорим с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином о старцах и старчестве. Все мы в своей христианской жизни нуждаемся в помощи духовно опытных людей. Как эту помощь можно получить? Обязательно ли для этого искать «настоящего старца»? Вообще, старцы — кто они, существуют ли они сегодня? И какая опасность может скрываться за желанием общаться только со старцами, не обращая внимания на те возможности, которые дает наша церковная жизнь, посещение приходского храма?

— Владыка, что же такое старчество?

— Старчество — это особое явление, которое возникло в монашестве и относилось прежде только к монастырской жизни. Но в России в XIX веке старчество вышло за ворота монастырей — или, точнее, мир пришел в монастырь к старцам.

Вообще, старец — это духовник братии или сестер монастыря. Дело в том, что жительство в монастыре подразумевает духовное руководство, открытие послушником своих помыслов старцу ― духовнику, игумену. Только так можно научиться науке из наук — духовному деланию. Вообще, монашество — это то, чему учатся друг у друга. И хотя существует много замечательных книг о монашестве, сохраняющих его дух, все равно они не могут заменить живое общение и передачу личного опыта борьбы со своими страстями. Собственно, эта борьба и является целью и основанием монашеского подвига. Вот почему в монашестве так важна традиция, которая передается «другдругоприимательно» (есть такое славянское слово): от старших — к младшим, от тех, кто уже долго живет в монастыре, — к новоначальным.

Старчество предполагает, что старец полностью руководит новоначальным в духовной жизни. В идеале человек не должен иметь никаких скрытых от духовного наставника помыслов, пожеланий. Все свои поступки он должен поверять старцу, и всё, что делает, делать только по благословению. В таком самоотречении, послушании и передается монашеская традиция.

В XIX веке благодаря деятельности учеников замечательного подвижника ― преподобного Паисия Величковского — монашество расцвело в России, и одним из центров возрождения монашеского делания стала Оптина пустынь — впоследствии известный на всю Россию монастырь. В современной Румынии есть Нямецкий монастырь, который тоже стал известным благодаря трудам старца Паисия и его сподвижников. И до сегодняшнего дня в румынском языке существует слово «старец», оно не переводится. Старец — это игумен монастыря, старица — игумения, дом, в котором живет игумен или игумения,― стариция.

В XIX веке в России получилось так, что к духовникам Оптиной пустыни стали приезжать на исповедь или ради совета по житейским вопросам богомольцы-миряне, начиная от простых крестьян и заканчивая известными образованными людьми. Это и братья Киреевские, и тот кружок, который сложился впоследствии вокруг оптинского старца Макария и занимался переводами святоотеческой литературы на русский язык. Это и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой… Хоть Лев Николаевич и был величайшим путаником и хулителем Православной Церкви, тем не менее, он тянулся к старцам. Ведь его знаменитый уход из Ясной Поляны был не просто уходом на станцию Остапово. Там его задержали родственники и почитатели, потому что не хотели, чтобы он дошел до своей конечной цели. А шел он именно в Оптину пустынь… Само это перечисление имен очень известных людей, оставивших глубокий след в истории русской культуры, литературы, философии, говорит о том, что явление старчества интересовало самый широкий круг общества.

И в других Поместных Церквах старчество развивалось похожим образом. Мне приходилось в начале 1990-х годов посещать известного на всю Румынию духовника старца Клеопу (Илие) — человека необыкновенно глубокого, удивительного для нашего времени подвижника. Он пережил тюремное заключение, в 1940-50-е годы долгое время жил в лесу, скрываясь от властей во время гонений на Церковь в коммунистической Румынии. К 1990-м годам он почитался всей страной как один из величайших старцев.

Я пришел в Троице-Сергиеву Лавру, когда еще был в силах всем известный архимандрит Кирилл (Павлов) — замечательный духовник, самый настоящий старец. Благодаря книге владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» стал известен без преувеличения всей России отец Иоанн (Крестьянкин) — но и до этого его знала вся Церковь. Эти старцы были людьми необыкновенно любвеобильными, терпеливыми, мягкими в общении с приходящими — и очень требовательными к себе. Это очень важный критерий.

И сегодня есть много людей (как правило, это монастырские духовники), которые не только исполняют свое монашеское послушание, но и помогают людям, приходящим к ним из мира. В акафисте преподобному Сергию есть поэтическое сравнение: «сосуд, благодати полный и преизливающийся». Так можно, наверное, охарактеризовать каждого старца.

— Это очень красивая характеристика. Но в обывательском сознании старец — это прежде всего прозорливый человек. Вот сейчас Вы рассказывали о встрече с удивительным румынским старцем Клеопой, и очень захотелось Вас спросить: «А он Вам что-то открыл?».

—Вы знаете, да. Нас было трое. И когда ему сообщили, что пришли три иеромонаха ― студенты из России, он сказал: «О, митрополиты идут, пропустите». И двое из нас действительно уже митрополиты, третий ― архиепископ…

Но я, конечно, шучу. Думаю, и с его стороны это была просто шутка. А если говорить серьезно, то самое ненужное в христианской жизни ― это поиск прозорливости. Ни в коем случае не надо к этому стремиться. Этим «требованием чуда», причем чуда на потоке (если к «старцу» едут автобусами), мы профанируем всё ― профанируем веру, старчество как явление и вообще само христианство.

Старец — это именно духовный наставник. А любой духовник все-таки должен знать человека, какое-то время быть рядом с ним. Замечательный пример старца нашего времени — это, конечно, преподобный Паисий Святогорец, который духовно окормлял женский монастырь в Суроти, ныне один из лучших, самых благоустроенных монастырей в Греции.

Поэтому когда к старцу — настоящему или просто прослывшему таковым ― приезжает кто-то со стороны и требует немедленного чуда и прозрений: «Ну-ка, расскажи мне всю мою жизнь, и что мне делать дальше»,― это на самом деле кощунство. Ни один духовно опытный человек не поддастся на такие просьбы, претензии и, скорее всего, тихо-мирно отпустит такого посетителя восвояси, сказав ему несколько слов утешения. Там же, где начинается подыгрывание подобным настроениям, подлинной духовной жизни, подлинного старчества нет и не бывало.

― А есть ли вообще старцы в наши дни?

― Думаю, да. Есть и в наши дни духовно опытные люди и в монастырях, и на приходах. Без них Церкви было бы очень тяжело. Но здесь нужно быть очень осторожными, все делать внимательно и с рассуждением. И надо очень беречься от распространенного сейчас типа отношений, в том числе и с Богом, который выражается словами: «Ты ― мне, я ― Тебе».

― Тем не менее, многие ищут старцев именно для того, чтобы получить какой-то особый совет, наставление…

― В «Душеполезных поучениях аввы Дорофея» есть прекрасное место. Авва Дорофей приводит слова Писания: «Спасение во многом совете»,― но подчеркивает: не в «совете с многими», а «во многом совете» с опытным человеком. А у нас, к сожалению, любят делать так: «Вот, была я у такого-то старца, поедем теперь к другому старцу, потом еще к одному». Это, конечно, совершенно неправильно. Если мы увидели духовно опытного человека, смогли побыть около него, это иногда важнее длинных речей. Из жизнеописания многих святых мы знаем, что люди, даже просто понаблюдав за ними издалека, назидались этим больше, чем словами. Такие случаи есть в житии преподобных Сергия Радонежского, Иоанна Рыльского, многих других святых. Потому что человек, исполнивший заповеди Божии и сподобившийся Божией благодати, настолько отличается от окружающих, что сам по себе служит назиданием. Но, повторю, специально сегодня, в наши дни, ехать и искать старца мне кажется неправильным. В лучшем случае, это не принесет никакой пользы. И, конечно, совершенно чудовищная практика ― когда собирают автобусы на «поездку к старцу». Это просто бизнес.

― Как правило, такие поездки все-таки совершаются без благословения…

― Никто не может никому ничего запретить. Мы свободные люди, живем в свободной стране ― сел и поехал, куда хочешь. Поэтому мы ― архиереи, духовенство ― не то чтобы «запрещаем» или «не благословляем», но пытаемся объяснять, что духовная жизнь не заключается в поездках от одного старца к другому.

Знаете, иногда у некоторых людей появляется пренебрежительное отношение к обычным священникам, типа: «Вот была я у старца — это да! А в нашем храме — какие это батюшки? У них жена, дети, да и вообще они еще мальчишки…». Такое пренебрежение ― по сути хула на Духа Святого, который изливается на каждого священника в момент хиротонии и дает ему власть «вязать и решать».

― Владыка, Вы напомнили о старце Паисии Святогорце. Думаю, что он и до сих пор окормляет людей ― через свои книги. Может быть, современному человеку следует именно так искать духовного наставления?

― Я думаю, современному человеку нужно ходить в храм, участвовать в таинствах, читать духовную литературу, в том числе, книги тех людей, которые были духовно опытными и пользовались при жизни расположением своей паствы. И Господь пошлет в свое время всё, что необходимо,— хорошего духовника, добрую церковную общину. А если это для человека будет нужно, приведет его и в какой-то монастырь. И там он встретит монаха, может быть, не прославленного, не из тех, к кому «духовные туристы» ездят целыми автобусами, но того, кто сможет дать совет — который нужен именно этому человеку, и именно в это время. И если человек этот совет услышит, исполнит — он получит самую большую пользу, которую только можно получить.

Газета «Православная вера» № 12 (608)