Горе от ума бал в доме фамусовых. "Он не в своем уме", или как случайно опрокинутая фраза сделала Чацкого изгоем общества

Комедия «Ревизор» - одно из лучших произведе­ний Н. В. Гоголя. Сюжет комедии был подсказан ему А. С. Пушкиным. Благодарный Пушкину, Гоголь ут­верждал, что его комедия будет «смешнее черта». Смех, действительно, пронизывает каждый эпизод, каждую сцену комедии. Однако это особый смех, смех сквозь слезы, смех обличающий. Гоголь выводит дей­ствие комедии за рамки анекдотического случая. В комедии «Ревизор» он создал галерею невероятно смешных персонажей. При этом все они оказались легко узнаваемыми типами людей. Это подтвердил даже царь Николай. После одной встречи с провинци­альными чиновниками он сказал губернскому предводителю дворянства: «Я их знаю...», - а потом доба­вил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».

Гоголь действительно нарисовал не просто чинов­ников отдельно взятого уездного города. Он создал со­бирательные, типичные образы.

Итак, возглавляет город Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий нечист на руку, без зазрения совести обирает купцов, потворствует безза­конию, не выполняет свои служебные обязанности, мошенничает, растрачивает казенные деньги. Город под руководством Антона Антоновича погряз не толь­ко в беззаконии, но и в грязи. Кругом мусор, пьянст­во, безнравственность. Городничий оказывается в ду­раках, когда узнает, что Хлестаков вовсе не ревизор, а сам он - не будущий тесть высокопоставленного пе­тербургского чиновника. Антон Антонович смешон. Гоголь беспощадно бичует казнокрадство, корруп­цию, злоупотребление служебным положением. В лице жены и дочери Сквозник-Дмухановского автор высмеивает пустое кокетство и глупость.

О судье Ляпкине-Тяпкине писатель уже в «Замеча­ниях для господ актеров» иронично замечает, что тот прочел «пять или шесть книг», а Хлестаков в своем письме называет судью человеком дурного тона. По роду службы Ляпкин-Тяпкин призван вершить пра­восудие. Но вместо этого он сам нарушает закон - бе­рет взятки, о чем говорит открыто. Ляпкин-Тяпкин закрывает глаза на многие судебные беспорядки. На­пример, на гусей с гусятами, разведенных в передней. Ему просто некогда этим заниматься. Судья не выпол­няет свои служебные обязанности, он предпочитает «ездить за зайцами» да навещать жену Добчинского. Попечитель богоугодных заведений Земляника - большой «проныра и плут»; он очень услужлив и сует­лив. С необычайной расторопностью Земляника предлагает Хлестакову свой донос на недавних приятелей изложить на бумаге. Думается, взамен он надеется получить прощение собственных грешков, а их у попечителя Богоугодных заведений немало: больные ходят в грязных колпаках, вместо габерсупа везде и всегда на обед капуста, лекарств дорогих нигде не употребляется. Отведенные на богоугодные цели деньги прямиком плывут в карман Земляники.

Почтмейстер Шпекин «простодушный до наивности». Это авторское определение полно сарказма. Шпекин обожает читать чужие письма, а понравившиеся и вовсе оставляет себе на память, чтобы потом почитать на досуге вслух своим знакомым.

В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю назвал «Ревизора» «корпорацией разных служебных воров и грабителей», и эта оценка очень справедлива. Персонажи комедии прекрасно осознают свои грехи и оказываются настолько перепуганными вестью о приезде ревизора и о возможном разоблачении, что принимают за проверяющего из столицы обычного мелкого чиновника.

Хлестаков – молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и «без царя в голове». Уже в этом описании звучит едкая авторская насмешка. Хлестаков – обычный вертопрах, гуляка, фанфарон. Он пускает по ветру отцовские деньги, думает только об удовольствиях и нарядах. Кроме того, это неутомимый врун. Он на дружеской ноге с «самим» начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором, он живет в бельэтаже. Уже эта ложь заставляет присутствующих оцепенеть, а Хлестаков входит в настоящий азарт и просто захлебывается от своих феерических фантазий: он близко знаком с Пушкиным, сам пишет; его перу принадлежат известные произведения, его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы… Не задумываясь о последствиях, Хлестаков начинает откровенно приставать к жене и дочери городничего и даже обеим обещает жениться. Он не задумывается ни над своими словами, ни над своими поступками.

Действие комедии происходит в обычном уездном городе. Гоголь не дает ему названия, подчеркивая этим, что он нарисовал Россию в миниатюре, что по­добные нравы распространены по всей стороне рос­сийской. Везде, по утверждению писателя, воруют, мошенничают, бездельничают, берут и дают взятки, и это особенно горько. Гоголь не смешит, а жестоко вы­смеивает, бичует пороки современного ему общества. Но мог ли он знать, что в строках его комедии чита­тель двадцать первого века с болью будет узнавать и современную Россию, где правят балом сквозник-дмухановские, ляпкины-тяпкины, земляники?..

Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-интрига по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе

«К нам едет ревизор».

Тема: Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического.

Оборудование: портрет писателя, компьютерная презентация, эпиграф (на доске).

Ход урока.

  1. Слово учителя: сообщение типа и темы урока. Обращение к лексическому значению слова «интрига» (выписано на доске),

«интрига» - 1)происки, затаённые действия

2) способ построения сюжета произведения

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России…, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех читатель услышал грусть»

2.Беседа с учащимися (проверка знания текста: 1 действие)

Кто приносит известие о том, что ревизор уже в городе?

Откуда Бобчинский узнал о приезде ревизора, ведь он не присутствовал при чтении письма?

Со слов Бобчинского Пётр Иванович Добчинский узнал об этом от ключницы Авдотьи. Откуда Авдотья узнала о приезде ревизора?

Слово учителя : Известие, которое приносят Бобчинский и Добчинский, приходит на подготовленную почву.

3. Актуализация домашнего задания. Беседа по вопросам:

Почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного городка?

В чём смысл советов городничего и намерений каждого чиновника?

О какой шубе и шали, принадлежащей супруге городничего, упоминает судья? Каково их происхождение?

Какие грешки водятся за городскими чиновниками? В каком состоянии их дела? (индивидуально о каждом) (комментируем «говорящие» фамилии как способ сатирического изображения)

4. Обобщающее слово учителя (проверка знания текста 1 действия):

Чиновник- это человек, состоящий на государственной службе. Значит, он должен служить государству, народу, живущему в этом государстве. Чиновники, изображённые Гоголем, руководят самыми важными государственными учреждениями: больницей, школой, судом (обращение к

эпиграфу).

Справляются ли они со своей службой? (Нет)

Чего они боятся? (Разоблачения)

Ощущение близящейся неотвратимой опасности, невольный страх распространяется на всех присутствующих.

Две недели, как ревизор в городе! Батюшки, сватушки! – в ужасе восклицает городничий, хватаясь за голову. - В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!

С этого момента события начинают очень быстро разворачиваться. Почему городничий обеспокоен больше всех?

Какой способ знакомства с приехавшим ревизором он избирает и почему? (Д.1 Явл.3) (Посмотреть, не терпят ли проезжающие неприятностей в гостинице. Якобы проявляет заботу, служебное рвение)

5. Актуализация литературоведческих понятий:

Чем является с точки зрения композиции инсценированное 1 явление 1 действия? Докажите. (Вспоминают классическую композицию. Уже в экспозиции автор интригует читателя, беспокойство чиновников передаётся нам).

Как называется с точки зрения композиции быстрое развитие событий? (Завязка)

6. Работа с текстом 2 действия.

А) Беседа опережающего характера:

Итак, городничий отправляется в гостиницу на встречу с ревизором.

Что мы узнаём о приехавшем из Петербурга чиновнике Иване Александровиче

Хлестакове из монолога его слуги Осипа? (монологический ответ)

Из диалогов Хлестакова и Осипа? Хлестакова и трактирного слуги? Из монолога Хлестакова?

Б) Слово учителя: Вот так ревизор! На какой-то момент возникает вопрос: а какое отношение имеет этот Хлестаков к завязавшемуся раньше действию? (Реплика Хлестакова: «…в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели сёмгу и ещё много кой-чего» - проясняет ситуацию, и мы понимаем, что городские сплетники Бобчинский и Добчинский приняли этого беспечного, глупого, тщеславного, трусливого и пустого человека за «государственного человека», за ревизора). Выходит, ревизор мнимый. Но городничий этого не знает. Посмотрим, как они встретятся. Читая комедию, обращаем внимание на авторские ремарки, они передают внутреннее состояние героев.

В) Чтение по ролям сцены встречи городничего и Хлестакова (8 явление 2 действия. (действующие лица: городничий и Хлестаков)

Г) Беседа по вопросам:

Чего боится Хлестаков?

Чего боится городничий?

Какие отношения между ними? Что нам подсказывают ремарки автора?

Слово учителя : Вот так встреча! Содержание диалога и авторские ремарки говорят о том, что между ними непонимание. На непонимании, несоответствии и строится юмор.

С какого момента городничий начинает внутренне успокаиваться: « и инкогнито сохранено, и благородство проявлено»? (Когда Хлестаков берёт у него деньги)

Слово учителя : Это привычная ситуация для чиновника: давать и брать взятки.

В современной России подобное положение в ведении государственных дел, увы, не изжито. Комедия, написанная в 19 веке, остаётся злободневной, актуальной и в веке 21-ом. Пороки чиновничества, сатирически высмеянные Гоголем, имеют место быть. (обращение к эпиграфу)

9. Домашнее задание: «Познакомимся поближе с петербургским чиновником».

Читаем 2 и 3 действия.

Рассказ о Хлестакове по плану (записан на обратной стороне доски):

1.Что нам известно о прошлом Хлестакова?

2. Каковы жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются?

3. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

10. Обобщение по уроку:

А) Рефлексия

Б) Оценки за урок.