Имя тургенева в литературе. Иван Сергеевич Тургенев: краткая биография

Родился 9 ноября 1818 года в Орле. Отец - Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), военный. Мать - Варвара Петровна Лутовинова (1787-1850), дворянка. В 1836 году окончил философский факультет Петербургского университета. С 1836 по 1839 годы жил и учился в Германии. В 1852 году на два года был сослан в ссылку в свою деревню. В 1863 году переехал в Германию.­ В 1879 году получил звание почётного доктора Оксфордского университета. Не был женат. Имел внебрачную дочь. Увлекался охотой. Умер 3 сентября 1883 года в возрасте 64 лет в Париже. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Основные произведения : «Отцы и дети», «Муму», «Дворянское гнездо», «Рудин», «Ася», «Накануне» и другие.

Краткая биография (подробно)

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.

В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретёр», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

https://сайт/interesnye-fakty-o-berline/Иван Тургенев является известным русским писателем, поэтом, публицистом и переводчиком. Он создал собственную художественную систему, оказавшую влияние на поэтику романа второй половины 19-го века.

Краткая биография Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в Орле. Он воспитывался в старинной дворянской семье и был вторым сыном у родителей.

Его отец, Сергей Николаевич, служил в армии и вышел в отставку в чине полковника кирасирского полка. Мать, Варвара Петровна, происходила из состоятельной дворянской семьи.

Стоит заметить, что этот брак не был счастливым, поскольку отец Тургенева женился по расчету, а не по любви.

Детство и юность

Когда Ивану исполнилось 12 лет, отец решил уйти из семьи, бросив жену и троих детей. К тому времени от эпилепсии умер младший сын Сережа.

Иван Тургенев в юности, 1838 год

В результате, воспитание обеих мальчиков, Николая и Ивана, легло на плечи матери. По своей натуре она была чрезмерно строгой женщиной со скверным характером.

Во многом это объясняется тем, что в детстве с ней жестоко обращались, причем как мать, так и отчим, который нередко ее избивал. В результате, девушке пришлось сбежать из дома к своему дяде.

Вскоре мать Тургенева второй раз вышла замуж. Несмотря на то, что она строго относилась к сыновьям, ей удалось привить им хорошие качества и манеры.

Она была грамотной женщиной и разговаривала со всеми членами семьи исключительно на французском языке.

Также она поддерживала дружеские отношения с писателями и Михаилом Загоскиным. Не удивительно, что ей хотелось дать своим сыновьям хорошее образование.

С обоими мальчиками занимались одни из лучших преподавателей Европы, на которых она не жалела средств.

Образование Тургенева

Во время зимних каникул он отправился в Италию, которая очаровала будущего писателя красотой и неповторимой архитектурой.

Возвратившись в Россию в 1841 г., Иван Сергеевич успешно сдал экзамены и получил степень магистра философии в Петербургском университете.

Через 2 года ему доверили должность в Министерстве внутренних дел, что могло полностью изменить его биографию.

Однако интерес к писательскому делу взял верх над выгодами чиновничьего положения.

Творческая биография Тургенева

Когда ее прочитал известный критик Виссарион Белинский, он по достоинству оценил талант начинающего писателя и даже захотел встретиться с ним. В результате, они стали хорошими друзьями.

Позже Иван Сергеевич имел честь познакомиться с Николаем Некрасовым (см. ), с которым у него также сложились хорошие отношения.

Следующими произведениями Тургенева стали «Андрей Колосов», «Три портрета» и «Бретер».

Он утверждал, что его имя не достойно упоминания в обществе, а также обзывал его «лакейским писателем». Мусин-Пушкин сразу же написал донесение царю Николаю 1, во всех подробностях описав инцидент.

Из-за частых поездок за рубеж, Тургенев находился под подозрением, поскольку там он общался с опальными Белинским и . А теперь из-за некролога, его положение ухудшилось еще больше.

Именно тогда в биографии Тургенева начинаются проблемы. Его задержали и посадили в тюрьму на месяц, после чего он еще 3 года находился под домашним арестом без права выезда за границу.

Произведения Тургенева

По окончании заключения он опубликовал книгу «Записки охотника», в которой были такие рассказы, как «Бежин луг», «Бирюк» и «Певцы». Цензура усмотрела в произведениях крепостного права, однако ни к каким серьезным последствиям это не привело.

Тургенев писал как для взрослых, так и для детей. Однажды пробыв какое-то время в деревне, он сочинил знаменитый рассказ «Муму», получивший широкую популярность в обществе.

Там же, из-под его пера вышли такие романы, как «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети». Последнее произведение вызвало настоящий фурор в обществе, поскольку Иван Сергеевич сумел мастерски передать проблему взаимоотношений отцов и детей.

В конце 50-х годов он посетил несколько европейских стран, в которых продолжал писательскую деятельность. В 1857 г. им была написана известная повесть «Ася», которую впоследствии перевели на многие языки.

По мнению некоторых биографов, прототипом главной героини стала его внебрачная дочь Полина Брюэр.

Образ жизни Тургенева вызывал критику у многих его коллег. Они осуждали его за то, что большую часть своего времени он проводил за границей, при этом считая себя патриотом России.


Сотрудники журнала «Современник». Верхний ряд Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд , И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, . Фото С. Л. Левицкого, 15 февраля 1856 года

Так, например, он был в серьезной конфронтации с , и . Несмотря на это, талант Ивана Сергеевича, как романиста, был признан многими известными писателями.

Среди них были братья Гонкуры, Эмиль Золя и Гюстав Флобер, который стал впоследствии его близким другом.

В 1879 г. 61-летний Тургенев приехал в Санкт-Петербург. Он был очень тепло принят молодым поколением, хотя власть по-прежнему относилась к нему с подозрением.

В том же году прозаик отправился в Британию, где получил звание почетного доктора Оксфордского университета.

Когда Иван Сергеевич узнал, что в Москве состоится открытие памятника Александру Пушкину, он тоже посетил это торжественное мероприятие.

Личная жизнь

Единственной любовью в биографии Тургенева была певица Полина Виардо. Девушка не обладала красотой, а скорее наоборот, вызывала отвращение у многих мужчин.

Она была сутулой и имела грубые черты лица. Ее рот был непропорционально большим, а глаза вываливались из орбит. Генрих Гейне даже сравнивал ее с пейзажем, который был «одновременно чудовищным и экзотическим».


Тургенев и Виардо

Но когда Виардо начинала петь, она сразу же очаровала слушателей. Именно в таком образе Тургенев увидел Полину, и сразу же влюбился в нее. Все девушки, с которыми он имел близкие отношения до встречи с певицей, сразу же перестали его интересовать.

Однако тут была проблема – возлюбленная писателя была замужем. Тем не менее, Тургенев не отступал от цели и делал все возможное, чтобы чаще видеться с Виардо.

В результате ему удалось поселиться в доме, в котором жила Полина и ее супруг Луи. Муж певицы сквозь пальцы смотрел на отношения «гостя» с женой.

Ряд биографов считают, что причиной этому были немалые суммы, которые русский барин оставлял в доме любовницы. Также некоторые исследователи считают, что настоящим отцом Поля, ребенком Полины и Луи, является Иван Тургенев.

Мать писателя была против отношений сына с Виардо. Она надеялась на то, что Иван бросит ее и наконец-то найдет себе подходящую пару.

Интересно, что в молодости у Тургенева был мимолетный роман с белошвейкой Авдотьей. В результате их взаимоотношений на свет появилась дочь Пелагея, которую он признал лишь 15 лет спустя.

Варвара Петровна (мать Тургенева) очень холодно относилась к внучке из-за ее крестьянского происхождения. Но сам Иван Сергеевич очень любил девочку, и даже согласился взять ее в свой дом, после совместной жизни с Виардо.

Любовная идиллия с Полиной продлилась недолго. Во многом это объяснялось трехлетним домашним арестом Тургенева, из-за которого влюбленные не могли видеться друг с другом.

После расставания, писатель стал встречаться с юной Ольгой, которая была младше его на 18 лет. Однако Виардо по-прежнему не выходила из его сердца.

Не желая портить жизнь молодой девушке, он признался ей в том, что до сих пор любит только Полину.

Портрет Тургенева в исполнении

Следующим увлечением Ивана Сергеевича стала 30-летняя актриса Мария Савина. На тот момент Тургеневу исполнился 61 год.

Когда пара отправилась в , Савина увидела в доме писателя большое количество вещей Виардо и догадалась, что она никогда не сможет добиться к себе такой же любви.

В результате, они так и не поженились, хотя сохраняли дружеские отношения до самой смерти писателя.

Смерть

В 1882 г. Тургенев серьезно заболел. После обследования врачи диагностировали у него рак костей позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело и сопровождалась постоянными болями.

В 1883 г. он перенес операцию в Париже, но это не дало никаких результатов. Единственной радостью для него стало то, что в последние дни жизни рядом с ним была любимая женщина – Виардо.

После его кончины она унаследовала все имущество Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев умер 22 августа 1883 г. в возрасте 64 лет. Его тело было доставлено из Парижа в Петербург, где было похоронено на Волковом кладбище.

Если вам понравилась биография Тургенева – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Иван Сергеевич Тургенев (28 октября (9 ноября) 1818, Орёл, Российская империя — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, Франция) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879).

Созданная им художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым в русской литературе начал изучать личность «нового человека» — шестидесятника, его нравственные качества и психологические особенности, благодаря ему в русском языке стал широко использоваться термин «нигилист». Являлся пропагандистом русской литературы и драматургии на Западе.

Изучение произведений И. С. Тургенева является обязательной частью общеобразовательных школьных программ России. Наиболее известные произведения — цикл рассказов «Записки охотника», рассказ «Муму», повесть «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

И.С.Тургенев в возрвсте 20 лет.

Художник К.Горбунов. 1838-1839гг. Акварель

Происхождение и ранние годы

Семья Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. В памятной книжке мать будущего писателя записала: «1818 года 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра. Крестили 4-го числа ноября, Феодор Семенович Уваров с сестрою Федосьей Николаевной Тепловой».

Отец Ивана Сергей Николаевич Тургенев (1793—1834) служил в то время в кавалергардском полку. Беспечный образ жизни красавца-кавалергарда расстроил его финансы, и для поправки своего положения он вступил в 1816 годув брак по расчёту с немолодой, непривлекательной, но весьма состоятельной Варварой Петровной Лутовиновой (1787—1850). В 1821 году в звании полковника кирасирского полка отец вышел в отставку. Иван был вторым сыном в семье. Мать будущего писателя, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи. Её брак с Сергеем Николаевичем не был счастливым. Отец умер в 1834 году, оставив троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея. Мать была властной и деспотичной женщиной. Она сама рано лишилась отца, страдала от жестокого отношения своей матери (которую внук позднее изобразил в образе старухи в очерке «Смерть»), и от буйного, пьющего отчима, который нередко её бил. Из-за постоянных побоев и унижений она позже переехала к своему дяде, после смерти которого стала владелицей великолепного имения и 5000 душ.

Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя

Варвара Петровна Лутовинова, мать писателя

Варвара Петровна была непростой женщиной. Крепостнические привычки уживались в ней с начитанностью и образованностью, заботу о воспитании детей она сочетала с семейным деспотизмом. Подвергался материнским побоям и Иван, несмотря на то что считался любимым её сыном. Грамоте мальчика обучали часто сменявшиеся французские и немецкие гувернёры. В семье Варвары Петровны все говорили между собой исключительно по-французски, даже молитвы в доме произносились по-французски. Она много путешествовала и была просвещённой женщиной, много читала, но также преимущественно на французском. Но и родной язык и литература были ей не чужды: она и сама обладала прекрасной образной русской речью, а Сергей Николаевич требовал от детей, чтобы во время отцовских отлучек они писали ему письма по-русски. Семья Тургеневых поддерживала связи с В. А. Жуковским и М. Н. Загоскиным. Варвара Петровна следила за новинками литературы, была хорошо осведомлена о творчестве Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, которых в письмах к сыну охотно цитировала.

И.С.Тургенев в возрасте 7 лет.

Неизвестный художник. 1825г. Акварель

И.С.Тургенев в возрасте 12 лет.

Художник И.Пиркс. 1830г. Акварель

Любовь к русской литературе юному Тургеневу привил также один из крепостных камердинеров (который позже стал прототипом Пунина в рассказе «Пунин и Бабурин»). До девяти лет Иван Тургенев жил в наследственном матушкином имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1822 году семья Тургеневых совершила путешествие в Европу, во время которого четырёхлетний Иван чуть было не погиб в Берне, сорвавшись с перил рва с медведями (Беренграбен); его спас отец, поймав за ногу. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, купив дом на Самотёке. Учился будущий писатель вначале в пансионе Вейденгаммера, затем стал пансионером у директора Лазаревского института И. Ф. Краузе

Спасское-Лутовиново,Художник Николай Бодаревский

Спасское-Лутовиново

Спасское Лутовиново - Сорокина Ольга Александровна

Образование. Начало литературной деятельности

Иван Сергеевич Тургенев

В 1833 году в возрасте 15 лет Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. В то же время здесь обучались А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Год спустя, после того как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет. В университете его другом стал Т. Н. Грановский, будущий знаменитый учёный-историк западнической школы.


Тимофей Грановский (1813-1855), русский историк

Петр Захаров-чеченец

Вначале Тургенев хотел стать поэтом. В 1834 году, будучи студентом третьего курса, он написал пятистопным ямбом драматическую поэму «Сте́но». Молодой автор показал эти пробы пера своему преподавателю, профессору российской словесности П. А. Плетнёву. Во время одной из лекций Плетнёв довольно строго разобрал эту поэму, не раскрывая её авторства, но при этом также признал, что в сочинителе «что-то есть». Эти слова побудили юного поэта к написанию ещё ряда стихотворений, два из которых Плетнёв в 1838 году напечатал в журнале «Современник», редактором которого он был. Опубликованы они были за подписью «…..въ». Дебютными стихотворениями стали «Вечер» и «К Венере Медицейской».

Портрет Петра Плетнева (1836). Пушкинский музей в Санкт-Петербурге.

Алексей Тыранов

Первая публикация Тургенева появилась в 1836 году — в «Журнале Министерства народного просвещения» он опубликовал обстоятельную рецензию «О путешествии ко святым местам» А. Н. Муравьёва. К 1837 году им было написано уже около ста небольших стихотворений и несколько поэм (неоконченная «Повесть старика», «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь», «Сон»)

Андрей Николаевич Муравьёв-камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Почётный член Императорской академии наук (1836).

П.З.Захарова-Чеченца, 1838 год

После окончания университета. Заграница

В 1836 году Тургенев окончил университет со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата. В 1838 году отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу В Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Знание древних языков позволило ему свободно читать античных классиков. Во время учёбы он подружился с русским литератором и мыслителем Н. В. Станкевичем, который оказал на него заметное влияние. Тургенев посещал лекции гегельянцев, заинтересовался немецким идеализмом с его учением о мировом развитии, об «абсолютном духе» и о высоком призвании философа и поэта. Вообще весь уклад западноевропейской жизни произвёл на Тургенева сильное впечатление. Молодой студент пришёл к выводу, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она погружена. В этом смысле он стал убеждённым «западником».


Николай Владимирович Станкевич (1813—1840), общественный деятель, философ, литератор

Гумбольдт-университет в Берлине, 19 век

В 1830—1850-х годах сформировался обширный круг литературных знакомств писателя. Ещё в 1837 году произошли мимолётные встречи с А. С. Пушкиным. Тогда же Тургенев познакомился с В. А. Жуковским, А. В. Никитенко, А. В. Кольцовым, чуть позже — с М. Ю. Лермонтовым. С Лермонтовым у Тургенева было всего несколько встреч, которые не привели к тесному знакомству, но творчество Лермонтова оказало на него определённое влияние. Он постарался усвоить ритм и строфику, стилистику и синтаксические особенности поэзии Лермонтова. Так, стихотворение «Старый помещик» (1841) местами по форме близко к «Завещанию» Лермонтова, в «Балладе» (1841) чувствуется воздействие «Песни про купца Калашникова». Но наиболее ощутима связь с творчеством Лермонтова в стихотворении «Исповедь» (1845), обличительный пафос которого сближает его с лермонтовским стихотворением «Дума».


Александр Сергеевич Пушкин

Орест Адамович Кипренский


Михаил Юрьевич Лермонтов

Заболотский, Пётр Ефимович

В мае 1839 года старый дом в Спасском сгорел, и Тургенев вернулся на родину, но уже в 1840 году вновь уехал за границу, посетив Германию, Италию и Австрию. Под впечатлением от встречи с девушкой во Франкфурте-на-Майне Тургенев позднее написал повесть «Вешние воды» В 1841 году Иван вернулся в Лутовиново.

"Вешние воды"

В начале 1842 года он подал в Московский университет просьбу о допуске к экзамену на степень магистра философии, однако в то время штатного профессора философии в университете не было, и его просьбу отклонили. Не устроившись в Москве, Тургенев удовлетворительно выдержал экзамен на степень магистра по греческой и латинской филологии на латинском языке в Петербургском университете и написал диссертацию для словесного факультета. Но к этому времени тяга к научной деятельности остыла, всё более стало привлекать литературное творчество. Отказавшись от защиты диссертации, он прослужил до 1844 года в чине коллежского секретаря в Министерстве внутренних дел.

Иван Сергеевич Тургенев

Эжен Луи Лами (1800-1890)

В 1843 году Тургенев написал поэму «Параша». Не очень надеясь на положительный отзыв, он всё же отнёс экземпляр В. Г. Белинскому. Белинский высоко оценил «Парашу», через два месяца опубликовав свой отзыв в «Отечественных записках». С этого времени началось их знакомство, которое в дальнейшем переросло в крепкую дружбу; Тургенев был даже крёстным у сына Белинского, Владимира. Поэма вышла весной 1843 года отдельной книгой под инициалами «Т. Л.» (Тургенев-Лутовинов). В 1840-х годах, помимо Плетнёва и Белинского, Тургенев встречался с А. А. Фетом.

Виссарион Белинский

В ноябре 1843 года Тургенев создал стихотворение «Утро туманное», положенное в разные годы на музыку несколькими композиторами, в том числе А. Ф. Гедике и Г. Л. Катуаром. Наиболее известна однако романсовая версия, публиковавшаяся первоначально за подписью «Музыка Абаза»; принадлежность её В. В. Абазе, Э. А. Абазе или Ю. Ф. Абаза окончательно не установлена. После публикации стихотворение было воспринято как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, с которой он встретился в это время.

Портрет певицы Полины Виардо

Карл Брюллов

В 1844 году была написана поэма «Поп», которую сам писатель характеризовал скорее как забаву, лишённую каких-либо «глубоких и значительных идей». Тем не менее поэма привлекла общественный интерес своей антиклерикальной направленностью. Поэма была урезана российской цензурой, зато целиком печаталась за границей.

В 1846 году вышли повести «Бретёр» и «Три портрета». В «Бретёре», ставшем второй повестью Тургенева, писатель попытался представить борьбу между лермонтовским влиянием и стремлением дискредитировать позёрство. Сюжет для его третьей повести, «Три портрета», был почерпнут из семейной хроники Лутовиновых.

Расцвет творчества

С 1847 года Иван Тургенев участвовал в преобразованном «Современнике», где сблизился с Н. А. Некрасовым и П. В. Анненковым.


Николай Алексеевич Некрасов


Павел Васильевич Анненков

В журнале был опубликован его первый фельетон «Современные заметки», начали публиковать первые главы «Записок охотника». В первом же номере «Современника» вышел рассказ «Хорь и Калиныч», открывший бесчисленные издания знаменитой книги. Подзаголовок «Из записок охотника» прибавил редактор И. И. Панаев, чтобы привлечь к рассказу внимание читателей. Успех рассказа оказался огромным, и это навело Тургенева на мысль написать ряд других таких же. По словам Тургенева, «Записки охотника» были выполнением его Аннибаловой клятвы бороться до конца с врагом, которого он возненавидел с детства. «Враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право». Для осуществления своего намерения Тургенев решил уехать из России. «Я не мог, — писал Тургенев, — дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел <…> Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него».

«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883


Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Льгов» (из цикла «Записки охотника»).

Петр Петрович Соколов


Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Лебедянь» (из цикла «Записки охотника»).

Петр Петрович Соколов


Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Пётр Петрович Каратаев» (из цикла «Записки охотника»).

Петр Петрович Соколов


Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Контора» (из цикла «Записки охотника»).

Петр Петрович Соколов

В 1847 году Тургенев с Белинским уехал за границу и в 1848 году жил в Париже, где стал свидетелем революционных событий. Будучи очевидцем убийства заложников, множества атак, строительства и падения баррикад февральской французской революции, он навсегда вынес глубокое отвращение к революциям вообще. Чуть позже он сблизился с А. И. Герценом, влюбился в жену Огарёва Н. А. Тучкову.

Александр Иванович Герцен

Драматургия

Конец 1840-х — начало 1850-х годов стали временем наиболее интенсивной деятельности Тургенева в области драматургии и временем размышлений над вопросами истории и теории драмы. В 1848 году он написал такие пьесы, как «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник», в 1849-м — «Завтрак у предводителя» и «Холостяк», в 1850-м — «Месяц в деревне», в 1851-м — «Провинциалка». Из них «Нахлебник», «Холостяк», «Провинциалка» и «Месяц в деревне» пользовались успехом благодаря прекрасным постановкам на сцене. Особенно ему был дорог успех «Холостяка», ставший возможным во многом благодаря исполнительскому мастерству А. Е. Мартынова, сыгравшего в четырёх его пьесах. Свои взгляды на положение русского театра и задачи драматургии Тургенев сформулировал ещё в 1846 году. Он считал, что кризис театрального репертуара, наблюдавшийся в то время, мог быть преодолён усилиями писателей, приверженных гоголевскому драматургизму. К последователям Гоголя-драматурга Тургенев причислял и себя.

"В ложе. 1909", Кустодиев

Для освоения литературных приёмов драматургии писатель работал также над переводами Байрона и Шекспира. При этом он не пытался копировать драматургические приёмы Шекспира, он лишь интерпретировал его образы, а все попытки его современников-драматургов использовать творчество Шекспира в качестве образца для подражания, заимствовать его театральные приёмы вызывали у Тургенева лишь раздражение. В 1847 году он писал: «Тень Шекспира тяготеет над всеми драматическими писателями, они не могут отделаться от воспоминаний; слишком много эти несчастные читали и слишком мало жили»

1850-е годы

В 1850 году Тургенев вернулся в Россию, однако с матерью, умершей в том же году, он так и не увиделся. Вместе с братом Николаем он разделил крупное состояние матери и, по возможности, постарался облегчить тяготы доставшихся ему крестьян.

Николай Сергеевич Тургенев, брат писателя

В 1850—1852 годах жил то в России, то за границей, виделся с Н. В. Гоголем. После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, который петербургская цензура не пропустила. Причиной её недовольства стало то, что, как выразился председатель Петербургского цензурного комитета М. Н. Мусин-Пушкин, «о таком писателе преступно отзываться столь восторженно». Тогда Иван Сергеевич отослал статью в Москву, В. П. Боткину, который напечатал её в «Московских ведомостях». Власти усмотрели в тексте бунт, и автора водворили на съезжую, где он провёл месяц. 18 мая Тургенева выслали в его родную деревню, и только благодаря хлопотам графа А. К. Толстого через два года писатель вновь получил право жить в столицах.

Боткин Василий Петрович


Портрет писателя Алексея Константиновича Толстого

Илья Репин

Существует мнение, что истинной причиной ссылки был не некролог Гоголю, а чрезмерный радикализм взглядов Тургенева, проявившийся в симпатиях к Белинскому, подозрительно частых поездках за границу, сочувственных рассказах о крепостных крестьянах, хвалебный отзыв эмигранта-Герцена о Тургеневе. К тому же необходимо учитывать предупреждение В. П. Боткина Тургеневу в письме 10 марта, чтобы он был осторожен в своих письмах, ссылаясь на сторонних передатчиков совета быть осмотрительнее (указанное письмо Тургенева полностью неизвестно, но его выдержка — по копии в деле III Отделения — содержит резкий отзыв о М. Н. Мусине-Пушкине). Восторженный тон статьи о Гоголе лишь переполнил чашу жандармского терпения, став внешним поводом для наказания, смысл которого обдумывался властями заранее. Тургенев опасался, что его арест и ссылка станут помехой выходу в свет первого издания «Записок охотника», но его опасения не оправдались — в августе 1852 года книга прошла цензуру и вышла в свет.

Иван Сергеевич Тургенев

Однако цензор В. В. Львов, пропустивший в печать «Записки охотника», был по личному распоряжению Николая I уволен со службы с лишением пенсии («Высочайшее прощение» последовало 6 декабря 1853 года). Российская цензура наложила запрет также на повторное издание «Записок охотника», объясняя этот шаг тем, что Тургенев, с одной стороны, опоэтизировал крепостных крестьян, а с другой стороны, изобразил, «что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики ведут себя неприлично и противозаконно… наконец, что крестьянину жить на свободе привольнее»


Франц Крюгер

Во время ссылки в Спасском Тургенев ездил на охоту, читал книги, писал повести, играл в шахматы, слушал бетховенского «Кориолана» в исполнении А. П. Тютчевой с сестрой, проживавших в то время в Спасском, и время от времени подвергался наездам станового пристава.

В 1852 году, ещё находясь в ссылке в Спасском-Лутовинове, написал ставший хрестоматийным рассказ «Муму». Большая часть «Записок охотника» создана писателем в Германии. «Записки охотника» в 1854 году были выпущены в Париже отдельным изданием, хотя в начале Крымской войны эта публикация носила характер антирусской пропаганды, и Тургенев вынужден был публично выразить свой протест против недоброкачественного французского перевода Эрнеста Шаррьера. После смерти Николая I одно за другим были опубликованы четыре из наиболее значительных произведений писателя: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Первые два были опубликованы в некрасовском «Современнике», два других — в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.

Иллюстрации к рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Рудаков Константин Иванович - иллюстрации к ронаму И.С. Тургенева "Дворянское гнездо"

Иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Сотрудники «Современника» И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, М. Н. Лонгинов, В. П. Гаевский, Д. В. Григорович собирались иногда в кружке «чернокнижников», организованном А. В. Дружининым. Юмористические импровизации «чернокнижников» порой выходили за рамки цензуры, так что издавать их приходилось за границей. Позднее Тургенев принял участие в деятельности «Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным» (Литературный фонд), основанного по инициативе того же А. В. Дружинина. С конца 1856 года писатель сотрудничал с журналом «Библиотека для чтения», выходившим под редакцией А. В. Дружинина. Но его редакторство не принесло ожидаемого успеха изданию, и Тургенев, надеявшийся в 1856 году на близкий журнальный успех, в 1861 году называл «Библиотеку», редактируемую к тому времени А. Ф. Писемским, «глухой дырой».

Осенью 1855 года круг друзей Тургенева пополнился Львом Толстым. В сентябре того же года в «Современнике» был опубликован рассказ Толстого «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.

Сотрудники журнала «Современник». Верхний ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. Фото С. Л. Левицкого, 15 февраля 1856 года

Тургенев принял горячее участие в обсуждении готовившейся Крестьянской реформы, участвовал в разработке различных коллективных писем, проектов адресов на имя государя Александра II, протестов и прочее. С первых месяцев издания герценовского «Колокола» Тургенев был его деятельным сотрудником. Сам он в «Колоколе» не писал, но помогал в сборе материалов и их подготовке к печати. Не менее важная роль Тургенева состояла в посредничестве между А. И. Герценом и теми корреспондентами из России, кто по различным причинам не хотел быть в прямых отношениях с опальным лондонским эмигрантом. Кроме того, Тургенев направлял Герцену подробные обзорные письма, информация из которых без подписи автора также публиковалась в «Колоколе». При этом Тургенев всякий раз выступал против резкого тона герценовских материалов и излишней критики правительственных решений: «Не брани, пожалуйста, Александра Николаевича, — а то его и без того жестоко бранят в Петербурге все реаки, — за что же его эдак с двух сторон тузить, — эдак он, пожалуй, и дух потеряет».


Портрет Императора Александра II. 1874. ГИМ

Алексей Харламов

В 1860 году в «Современнике» вышла статья Н. А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», в которой критик весьма лестно отозвался о новом романе «Накануне» и творчестве Тургенева вообще. Тем не менее Тургенева не устроили далеко идущие выводы Добролюбова, сделанные им по прочтении романа. Добролюбов поставил в связь замысел тургеневского произведения с событиями приближавшегося революционного преобразования России, с чем либерал Тургенев примириться никак не мог. Добролюбов писал: «Тогда и в литературе явится полный, резко и живо очерченный, образ русского Инсарова. И не долго нам ждать его: за это ручается то лихорадочное мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни. <…> Придёт же он, наконец, этот день! И, во всяком случае, канун недалёк от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их!…» Писатель поставил Н. А. Некрасову ультиматум: или он, Тургенев, или Добролюбов. Некрасов предпочёл Добролюбова. После этого Тургенев ушёл из «Современника» и перестал общаться с Некрасовым, а впоследствии Добролюбов стал одним из прототипов образа Базарова в романе «Отцы и дети».

Иван Сергеевич Тургенев

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников, исповедовавших принципы «чистого искусства», противостоявшего тенденциозному творчеству революционеров-разночинцев: П. В. Анненкова, В. П. Боткина, Д. В. Григоровича, А. В. Дружинина. Недолгое время к этому кругу примыкал и Лев Толстой. Некоторое время Толстой жил на квартире Тургенева. После женитьбы Толстого на С. А. Берс Тургенев обрёл в Толстом близкого родственника, однако ещё до свадьбы, в мае 1861 года, когда оба прозаика находились в гостях у А. А. Фета в имении Степаново, между ними произошла серьёзная ссора, едва не закончившаяся дуэлью и испортившая отношения между писателями на долгие 17 лет. Какое-то время сложные отношения складывались у писателя и с самим Фетом, а также и с некоторыми другими современниками — Ф. М. Достоевским, И. А. Гончаровым

Лев Николаевич Толстой

Дми́трий Васи́льевич Григоро́вич

Иван Николаевич Крамской


«Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета.»

Илья Ефимович Репин


Фёдор Михайлович Достоевский

Василий Перов.


Иван Александрович Гончаров

В 1862 году начали осложняться хорошие отношения с былыми друзьями молодости Тургенева — А. И. Герценом и М. А. Бакуниным. С 1 июля 1862 года по 15 февраля 1863 года герценовский «Колокол» опубликовал цикл статей «Концы и начала» из восьми писем. Не называя адресата писем Тургенева, Герцен отстаивал своё понимание исторического развития России, которая, по его мысли, должна двигаться по пути крестьянского социализма. Герцен противопоставлял крестьянскую Россию буржуазной Западной Европе, чей революционный потенциал он считал уже исчерпанным. Тургенев возражал Герцену в частных письмах, настаивая на общности исторического развития для разных государств и народов.

Михаил Александрович Бакунин

В конце 1862 года Тургенев был привлечён к процессу 32-х по делу о «лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами». После предписания властей о незамедлительной явке в сенат Тургенев решил написать письмо к государю, постаравшись убедить его в лояльности своих убеждений, «вполне независимых, но добросовестных». Допросные пункты он попросил выслать ему в Париж. В конце концов он вынужден был выехать в 1864 году в Россию на сенатский допрос, где сумел отвести от себя все подозрения. Сенат признал его невиновным. Обращение Тургенева лично к императору Александру II вызвало жёлчную реакцию Герцена в «Колоколе». Много позднее этот момент в отношениях двух писателей использовал В. И. Ленин для иллюстрации различия либеральных колебаний Тургенева и Герцена: «Когда либерал Тургенев написал частное письмо Александру II с уверением в своих верноподданнических чувствах и пожертвовал два золотых на солдат, раненных при усмирении польского восстания, „Колокол“ писал о „седовласой Магдалине (мужеского рода), писавшей государю, что она не знает сна, мучась, что государь не знает о постигнувшем её раскаянии“. И Тургенев сразу узнал себя». Но колебания Тургенева между царизмом и революционной демократией проявляли себя и иначе

Иван Сергеевич Тургенев

В 1863 году Тургенев поселился в Баден-Бадене. Писатель активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, устанавливая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. В числе его знакомых или корреспондентов были Фридрих Боденштедт, Уильям Теккерей, Чарльз Диккенс, Генри Джеймс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Шарль Сен-Бёв, Ипполит Тэн, Проспер Мериме, Эрнест Ренан, Теофиль Готье, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюстав Флобер.

И. С. Тургенев на даче братьев Милютиных в Баден-Бадене, 1867 год

Несмотря на жизнь за границей, все мысли Тургенева по-прежнему были связаны с Россией. Он написал роман «Дым» (1867), вызвавший много споров в русском обществе. По словам автора, роман ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку — особенно сбоку.

В 1868 году Тургенев стал постоянным сотрудником либерального журнала «Вестник Европы» и разорвал связи с М. Н. Катковым. Разрыв не прошёл легко — писателя стали преследовать в «Русском вестнике» и в «Московских ведомостях». Нападки особенно ужесточились в конце 1870-х годов, когда по поводу оваций, выпавших на долю Тургенева, катковская газета уверяла, что писатель «кувыркается» перед прогрессивной молодёжь

С 1874 года в парижских ресторанах Риша или Пелле проходили знаменитые холостяцкие «обеды пяти» — Флобера, Эдмона Гонкура, Доде, Золя и Тургенева. Идея принадлежала Флоберу, но Тургеневу на них отводилась главная роль. Обеды проходили раз в месяц. На них поднимали разные темы — об особенностях литературы, о структуре французского языка, рассказывали байки и просто наслаждались вкусной пищей. Обеды проходили не только у парижских рестораторов, но и дома у самих писателей.

Застолье классиков. А. Доде, Г. Флобер, Э. Золя, И. С. Тургенев

И. С. Тургенев выступал как консультант и редактор зарубежных переводчиков русских писателей, писал предисловия и примечания к переводам русских писателей на европейские языки, а также к русским переводам произведений известных европейских писателей. Он переводил западных писателей на русский язык и русских писателей и поэтов на французский и немецкий языки. Так появились переводы произведений Флобера «Иродиада» и «Повесть о св. Юлиане Милостивом» для русских читателей и произведений Пушкина для французских читателей. На какое-то время Тургенев стал самым известным и самым читаемым русским автором в Европе, где критика причислила его к первым писателям века. В 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель был избран вице-президентом. 18 июня 1879 года его удостоили звания почётного доктора Оксфордского университета, при том что до него университет не оказывал такой чести ни одному беллетристу.


Фотография И.С. Тургенева (из собрания А.Ф. Онегина в Париже). Снято в Баден-Бадене, в 1871 году. Снимок впервые опубликован в печати 25 августа 1913 года.

Плодом размышлений писателя 1870-х годов стал самый крупный по объёму из его романов — «Новь» (1877), который также подвергся критике. Так, например, М. Е. Салтыков-Щедрин расценивал этот роман как услугу самодержавию.

Тургенев дружил с министром просвещения А. В. Головниным, с братьями Милютиными (товарищем министра внутренних дел и военным министром), Н. И. Тургеневым, был близко знаком с министром финансов М. Х. Рейтерном. В конце 1870-х годов Тургенев теснее сошёлся с деятелями революционной эмиграции из России, в круг его знакомых входили П. Л. Лавров, П. А. Кропоткин, Г. А. Лопатин и многие другие. Среди прочих революционеров Германа Лопатина он ставил выше всех, преклоняясь перед его умом, отвагой и нравственной силой.

Иван Сергеевич Тургенев,1872 г

Василий Перов

В апреле 1878 года Лев Толстой предложил Тургеневу забыть все бывшие между ними недоразумения, на что Тургенев с радостью согласился. Дружеские отношения и переписка возобновились. Тургенев объяснял значение современной русской литературы, в том числе творчества Толстого, западному читателю. В целом Иван Тургенев сыграл большую роль в пропаганде русской литературы за рубежом.

Однако, Достоевский в романе «Бесы» изобразил Тургенева в виде «великого писателя Кармазинова» — крикливого, мелкого, исписавшегося и практически бездарного литератора, считающего себя гением и отсиживающегося за границей. Подобное отношение к Тургеневу вечно нуждавшегося Достоевского было вызвано в том числе обеспеченным положением Тургенева в его дворянском быту и самыми по тем временам высокими литературными гонорарами: «Тургеневу за его „Дворянское гнездо“ (я наконец прочёл. Чрезвычайно хорошо) сам Катков (у которого я прошу 100 руб. с листа) давал 4000 рублей, то есть по 400 рублей с листа. Друг мой! Я очень хорошо знаю, что я пишу хуже Тургенева, но ведь не слишком же хуже, и наконец, я надеюсь написать совсем не хуже. За что же я-то, с моими нуждами, беру только 100 руб., а Тургенев, у которого 2000 душ, по 400?»

Николай Дмитриев-Оренбургский

Его приезды в Россию в 1878—1881 годах стали настоящими триумфами. Тем тревожнее в 1882 году были вести о тяжёлом обострении его обычных подагрических болей. Весной 1882 года обнаружились и первые признаки заболевания, вскоре оказавшегося для Тургенева смертельным. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Иван Сергеевич Тургенев,1879 г

Илья Репин

Парижские врачи Шарко и Жакко поставили писателю диагноз — грудная жаба; вскоре к ней присоединилась межрёберная невралгия. Последний раз Тургенев был в Спасском-Лутовинове летом 1881 года. Зимы больной писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль в имение Виардо.

К январю 1883 года боли усилились настолько, что он не мог спать без морфия. Ему сделали операцию по удалению невромы в нижней части брюшной полости, но операция помогла незначительно, поскольку никак не облегчала болей в грудной области позвоночника. Болезнь развивалась, март и апрель писатель так мучился, что окружающие начали замечать минутные помутнения рассудка, вызванные отчасти приёмами морфия. Писатель полностью осознавал свою близкую кончину и смирился с последствиями болезни, которая лишила его возможности ходить или просто стоять.

Иван Сергеевич Тургенев

Илья Репин

Смерть и похороны

Противостояние между «невообразимо мучительным недугом и невообразимо сильным организмом» (П. В. Анненков) завершилось 22 августа (3 сентября) 1883 год в Буживале под Парижем. Иван Сергеевич Тургенев скончался от миксосаркомы (злокачественной опухоли костей позвоночника). Врач С. П. Боткин свидетельствовал, что истинная причина смерти была выяснена лишь после вскрытия, во время которого учёными-физиологами был также взвешен его мозг. Как оказалось, среди тех, чей мозг был взвешен, Иван Сергеевич Тургенев обладал самым большим мозгом (2012 граммов, что почти на 600 граммов больше среднего веса).


Смерть Тургенева стала большим потрясением для его почитателей, выразившимся в весьма внушительных похоронах. Похоронам предшествовали траурные торжества в Париже, в которых приняли участие свыше четырёхсот человек. Среди них было не менее ста французов: Эдмон Абу, Жюль Симон, Эмиль Ожье, Эмиль Золя, Альфонс Додэ, Жюльетта Адан, артист Альфред Дьедонэ (фр.)русск., композитор Жюль Массне. К провожавшим обратился с прочувствованной речью Эрнест Ренан. В соответствии с волей покойного 27 сентября его тело было привезено в Петербург


Иван Тургенев на смертном одре. Рисунок, набросанный в Буживале, в день кончины великого писателя, художником Е. Липгардтом

Ещё от приграничной станции Вержболово на остановках служили панихиды. На перроне петербургского Варшавского вокзала произошла торжественная встреча гроба с телом писателя. Сенатор А. Ф. Кони так вспоминал о похоронах на Волковском кладбище:

Приём гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляли необычные зрелища по своей красоте, величавому характеру и полнейшему, добровольному и единодушному соблюдению порядка. Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, учёных, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько вёрст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, — несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями. Так, был венок «Автору „М уму“» от общества покровительства животным… венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов…

— А. Ф. Кони, «Похороны Тургенева», Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. М., Юридическая литература, 1968. Стр. 385—386.

Не обошлось и без недоразумений. На следующий день после отпевания тела Тургенева в соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже 19 сентября известный народник-эмигрант П. Л. Лавров в парижской газете «Justice» (фр.)русск., редактируемой будущим премьер-министром социалистом Жоржем Клемансо, опубликовал письмо, в котором сообщал, что И. С. Тургенев по своей инициативе перечислял Лаврову ежегодно в течение трёх лет по 500 франков для содействия изданию революционной эмигрантской газеты «Вперёд».

Российские либералы были возмущены этой новостью, посчитав её провокацией. Консервативная печать в лице М. Н. Каткова, наоборот, воспользовалась сообщением Лаврова для посмертной травли Тургенева в «Русском вестнике» и «Московских ведомостях» с целью воспрепятствовать чествованию в России умершего писателя, чьё тело «без всякой огласки, с особой осмотрительностью» должно было прибыть в столицу из Парижа для погребения. Следование праха Тургенева очень беспокоило министра внутренних дел Д. А. Толстого, опасавшегося стихийных митингов. По словам редактора «Вестника Европы» М. М. Стасюлевича, сопровождавшего тело Тургенева, меры предосторожности, предпринятые чиновниками, были столь неуместны, как если бы он сопровождал Соловья-разбойника, а не тело великого писателя

Надгробный бюст Тургенева на Волковском кладбище

Памятник И. С. Тургеневу

Бюст И. С. Тургенева

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тургенев,_Иван_Сергеевич

В 1827 году семья переехала в Москву. Иван Тургенев учился в частных пансионах, в 1833 году поступил на словесное отделение Московского университета (ныне МГУ имени М. В. Ломоносова), в 1834 году перешел на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1837 году . В 1838 году отправился в Берлин, слушал лекции в университете, в Германии сблизился с Николаем Станкевичем и Михаилом Бакуниным. Вернулся в Россию в 1841 году, поселился в Москве . В 1842 году сдал экзамены на степень магистра философии в Петербургском университете, но, увлекшись литературной деятельностью, прервал свою научную карьеру. В 1843 году поступил на службу в Министерство внутренних дел, в 1845 году вышел в отставку.

В 1843 году была опубликована поэма "Параша", высоко оцененная Виссарионом Белинским. В этот период Иван Тургенев от романтизма обратился к иронико-нравоописательной поэме ("Помещик", "Андрей", обе 1845) и прозе, близкой принципам "натуральной школы" ("Андрей Колосов", 1844; "Три портрета", 1846; "Бретер", 1847).

С начала 1847 года по июнь 1850 года жил за границей (в Германии, Франции): общался с Павлом Анненковым, Александром Герценом, познакомился с Жорж Санд, Проспером Мериме, Альфредом де Мюссе, Фредериком Шопеном, Шарлем Гуно. Были написаны повести "Петушков" (1848), "Дневник лишнего человека" (1850), комедии "Холостяк" (1849), "Где тонко, там и рвется", "Провинциалка" (обе 1851), психологическая драма "Месяц в деревне" (1855).

В 1847 году в журнале "Современник" вышел рассказ Тургенева "Хорь и Калиныч", с которого начался цикл лирических очерков и рассказов "Записки охотника". Отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852 году, позднее добавлены рассказы "Конец Чертопханова" (1872), "Живые мощи", "Стучит" (1874).

В феврале 1852 года Тургенев написал некрологическую заметку о смерти Гоголя, что послужило предлогом для ареста и ссылки писателя под надзор полиции в село Спасское на полтора года. В этот период Тургенев написал повести "Муму" (1854) и "Постоялый двор" (1855), по своему антикрепостническому содержанию примыкающие к "Запискам охотника".

По возвращении из ссылки до июля 1856 года Тургенев жил в России, состоялись его знакомства с Иваном Гончаровым, Львом Толстым и Александром Островским. Были опубликованы повести "Затишье" (1854), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка" (1856).

В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя — "Рудин". Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. В последующие годы Тургенев опубликовал повести "Фауст" (1856) и "Ася" (1858), "Первая любовь" (1860) и роман "Дворянское гнездо" (1859).

После "Отцов и детей" для писателя наступил период сомнений и разочарований: были опубликованы повести "Призраки" (1864), "Довольно" (1865) и роман "Дым" (1867).

После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Входил в кружок крупнейших французских писателей — Гюстава Флобера, Эмиля Золя, Альфонса Доде, братьев Гонкур, где пользовался репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном.

Тургенев поддерживал контакты с русскими революционерами Петром Лавровым и Германом Лопатиным.

В позднем творчестве Тургенева появились и возросли мистические мотивы: рассказы и повести "Собака" (1865), "История лейтенанта Ергунова" (1868), "Сон", "Рассказ отца Алексея" (оба 1877), "Песнь торжествующей любви" (1881), "После смерти (Клара Милич)" (1883).

Наряду с рассказами о прошлом ("Степной король Лир", 1870; "Пунин и Бабурин", 1874), в последние годы жизни Тургенев обратился к мемуаристике ("Литературные и житейские воспоминания", 1869-1880) и "Стихотворениям в прозе" (1877-1882).

Иван Сергеевич Тургенев - известный русский писатель, поэт, переводчик, член Петербургской Академии наук (1860).

Город Орёл

Литография. 1850-е г.г.

«1818 г. 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра» - такую запись сделала в своей памятной книжке Варвара Петровна Тургенева.
Иван Сергеевич был ее вторым сыном. Первый - Николай - родился двумя годами раньше, а в 1821 году в семье Тургеневых появился еще один мальчик - Сергей.

Родители
Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.
Мать - Варвара Петровна, урожденная Лутовинова,- женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.
Варваре Петровне было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым. Он происходил из старинного дворянского рода, который, однако, к тому времени уже оскудел. От былого богатства осталось лишь небольшое имение. Сергей Николаевич был красив, изящен, умен. И не удивительно, что на Варвару Петровну он произвел неотразимое впе¬чатление, и она дала понять, что если Сергей Николаевич посватается, то отказа не последует.
Молодой офицер раздумывал недолго. И хотя невеста была на шесть лет старше его и привлекательностью не отличалась, однако громадные угодья и тысячи крепостных душ, которыми она владела, определили решение Сергея Николаевича.
В начале 1816 года состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле.
Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ни в чем не ограничивала. Сергей Николаевич жил так, как ему хотелось, не обременяя себя заботами о семье и хозяйстве. В 1821 году он вышел в отставку и вместе с семьей переехал в имение жены Спасское-Лутовиново, в семидесяти верстах от Орла.

Детство будущего писателя прошло в Спасском-Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии. С этим родовым имением его матери Варвары Петровны, суровой и властной женщины, связано многое в творчестве Тургенева. В описанных им поместьях и усадьбах неизменно проглядывают черты его родимого «гнезда». Тургенев считал себя многим обязанным Орловщине, её природе и жителям.

Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали полукруглые галереи, был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками.

Годы учения
Воспитанием детей в раннем возрасте занималась преимущественно Варвара Петровна. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины. «Мне нечем помянуть моего детства,- говорил много лет спустя Тургенев.- Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута».
В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. В огромных шкафах хранились произведения античных писателей и поэтов, сочинения французских энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Монтескье, романы В. Скотта, де Сталь, Шатобриана; произведения русских литераторов: Ломоносова, Сумарокова, Карамзина, Дмитриева, Жуковского, а также книги по истории, естествознанию, ботанике. Вскоре библиотека стала для Тургенева самым любимым местом в доме, где он порой проводил целые дни. В немалой степени интерес к литературе у мальчика поддерживала мать, которая довольно много читала и хорошо знала французскую литературу и русскую поэзию конца XVIII - начала XIX века.
В начале 1827 года семья Тургеневых переехала в Москву: пора было готовить детей к поступлению в учебные заведения. Сначала Николая и Ивана поместили в частный пансион Винтеркеллера, а затем в пансион Краузе, названный позднее Лазаревским институтом восточных языков. Здесь братья проучились недолго - всего несколько месяцев.
Дальнейшее их образование было поручено домашним учителям. С ними они изучали русскую словесность, историю, географию, математику, иностранные языки - немецкий, французский, английский, - рисование. Русскую историю преподавал поэт И. П. Клюшников, а русскому языку учил Д. Н. Дубенский, известный исследователь «Слова о полку Игореве».

Университетские годы. 1833-1837.
Тургеневу не было еще и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета.
Московский университет в то время был основным центром передовой русской мысли. Среди молодых людей, пришедших в университет в конце 1820-х и в начале 1830-х годов, свято хранилась память о декабристах, с оружием в руках выступивших против самодержавия. Студенты внимательно следили за событиями, происходившими тогда в России и в Европе. Тургенев позднее говорил, что именно в эти годы у него стали складываться «весьма свободные, чуть не республиканские убеждения».
Конечно, цельного и последовательного мировоззрения Тургенев в те годы еще не выработал. Ему едва минуло шестнадцать лет. Это был период роста, период поисков и сомнений.
В Московском университете Тургенев проучился всего один год. После того как его старший брат Николай поступил в гвардейскую артиллерию, расквартированную в Петербурге, отец решил, что братьям не следует разлучаться, и поэтому летом 1834 года Тургенев подал прошение о переводе на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.
Не успела семья Тургеневых обосноваться в столице, как неожиданно умер Сергей Николаевич. Смерть отца глубоко потрясла Тургенева и заставила его впервые серьезно задуматься о жизни и смерти, о месте человека в вечном движении природы. Мысли и переживания юноши нашли свое отражение в целом ряде лирических стихотворений, а также в драматической поэме «Стено» (1834). Первые литературные опыты Тургенева создавались под сильнейшим воздействием господствовавшего тогда в литературе романтизма, и прежде всего поэзии Байрона. Герой Тургенева - пылкий, страстный, полный восторженных стремлений человек, который не желает мириться с окружающим его миром зла, но и не может найти применения своим силам и в конце концов трагически погибает. Позднее Тургенев весьма скептически отзывался об этой поэме, называя ее «нелепым произведением, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».
Однако нельзя не отметить, что в поэме «Стено» нашли свое отражение размышления юного поэта о смысле жизни и о назначении в ней человека, то есть вопросы, разрешить которые пытались многие великие поэты того времени: Гете, Шиллер, Байрон.
После Московского столичный университет показался Тургеневу бесцветным. Здесь все было по-другому: не было той атмосферы дружбы и товарищества, к которой он привык, не чувствовалось стремления к живому общению и спорам, мало кто интересовался вопросами общественной жизни. Да и состав студентов был иной. Среди них было много юношей из аристократических семей, которые мало интересовались наукой.
Преподавание в Петербургском университете велось по довольно широкой программе. Но серьезных знаний студенты не получали. Интересных преподавателей не было. Ближе других оказался Тургеневу лишь профессор русской литературы Петр Александрович Плетнев.
В период учебы в университете у Тургенева проявился глубокий интерес к музыке и театру. Он часто бывал на концертах, в оперном и драматическом театрах.
Окончив университет, Тургенев решил продолжить свое образование и в мае 1838 года отправился в Берлин.

Учеба за границей. 1838-1940.
После Петербурга Берлин показался Тургеневу городом чопорным и немного скучным. «Что прикажете сказать о городе,- писал он,- где встают в шесть часов утра, обедают в два и ложатся спать раньше куриц, о городе, где в десять часов вечера одни меланхолические и нагруженные пивом сторожа скитаются по пустынным улицам...»
Но в университетских аудиториях Берлинского университета было всегда многолюдно. На лекции собирались не только студенты, но и вольнослушатели - офицеры, чиновники, стремившиеся приобщиться к науке.
Уже первые занятия в Берлинском университете обнаружили у Тургенева пробелы в его образовании. Позднее он писал: «Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля..., а на дому принужден был зубрить латинскую грамматику и греческую, которые знал плохо. И я был не из худших кандидатов».
Тургенев усердно постигал премудрости немецкой философии, а в свободное время посещал театры и концерты. Музыка и театр стали для него истинной потребностью. Он слушал оперы Моцарта и Глюка, симфонии Бетховена, смотрел драмы Шекспира и Шиллера.
Живя за границей, Тургенев не переставал думать о своей родине, о своем народе, о его настоящем и будущем.
Уже тогда, в 1840 году, Тургенев верил в великое предназначение своего народа, в его силу и стойкость.
Наконец слушание курса лекций в Берлинском университете закончилось, и в мае 1841 года Тургенев вернулся в Россию и самым серьезным образом стал готовить себя к научной деятельности. Он мечтал стать профессором философии.

Возвращение в Россию. Служба.
Увлечение философскими науками - одна из характерных черт общественного движения в России конца 1830-х и начала 1840-х годов. Передовые люди того времени пытались с помощью абстрактных философских категорий объяснить окружающий мир и противоречия русской действительности, найти ответы на волновавшие их злободневные вопросы современности.
Однако планы Тургенева изменились. Он разочаровался в идеалистической философии и оставил надежду с ее помощью разрешить волновавшие его вопросы. К тому же Тургенев пришел к выводу, что наука - не его призвание.
В начале 1842 года Иван Сергеевич подал прошение на имя министра внутренних дел о зачислении его на службу и вскоре был принят чиновником особых поручений в канцелярию под начальство В. И. Даля, известного писателя и этнографа. Однако служил Тургенев не долго и в мае 1845 года вышел в отставку.
Пребывание на государственной службе дало ему возможность собрать большой жизненный материал, связанный в первую очередь с трагическим положением крестьян и с губительной властью крепостного права, поскольку в канцелярии, где служил Тургенев, часто рассматривались дела о наказаниях крепостных, о всякого рода злоупотреблениях чиновников и т. п. Именно в это время у Тургенева выработалось резко отрицательное отношение к бюрократическим порядкам, господствующим в государственных учреждениях, к черствости и эгоизму петербургских чиновников. И вообще петербургская жизнь произвела на Тургенева гнетущее впечатление.

Творчество И. С. Тургенева.
Первым произведением И. С. Тургенева можно считать драматическую поэму «Стено» (1834), которую он написал пятистопным ямбом, будучи студентом, а в 1836 году показал своему университетскому преподавателю П. А. Плетневу.
Первой публикацией в печати стала небольшая рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836). Много лет спустя Тургенев так объяснял появление этого своего первого печатного произведения: «Мне тогда только что минуло семнадцать лет, я был студентом С.-Петербургского университета; родственники мои, ввиду обеспечения моей будущей карьеры, отрекомендовали меня Сербиновичу, тогдашнему издателю «Журнала Министерства просвещения». Сербинович, которого я видел всего один раз, желая, вероятно, испытать мои способности, вручил мне... книгу Муравьева с тем, чтобы я разобрал ее; я написал нечто по ее поводу - и вот теперь, чуть не через сорок лет, я узнаю, что это «нечто» удостоилось тиснения».
Первые его произведения были поэтическими. Его стихотворения, начиная с конца 1830-х годов, стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В них отчетливо слышались мотивы господствовавшего тогда романтического направления, отзвуки поэзии Жуковского, Козлова, Бенедиктова. Большинство стихов - это элегические раздумья о любви, о бесцельно прожитой молодости. Они, как правило, были пронизаны мотивами грусти, печали, тоски. Сам Тургенев позднее весьма скептически относился к своим стихотворениям и поэмам, написанным в это время, и никогда не включал их в собрания сочинений. «Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к своим стихотворениям...- писал он в 1874 году,- дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете».
Тургенев был несправедлив, столь сурово отозвавшись о своих поэтических опытах. Среди них можно найти немало талантливо написанных стихотворений, многие из которых получили высокую оценку читателей и критики: «Баллада», «Опять один, один...», «Весенний вечер», «Утро туманное, утро седое...» и другие. Некоторые из них позднее были положены на музыку и стали популярными романсами.
Началом своей литературной деятельности Тургенев считал 1843 год, когда в печати появилась его поэма «Параша», открывшая собой целый ряд произведений, посвященных развенчанию романтического героя. «Параша» встретила весьма сочувственный отзыв Белинского, увидевшего в молодом авторе «необыкновенный поэтический талант», «верную наблюдательность, глубокую мысль», «сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его».
Первое прозаическое произведение И. С. Тургенева – очерк «Хорь и Калиныч» (1847), опубликованный в журнале «Современник» и открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника» (1847-1852). «Записки охотника» создавались Тургеневым на рубеже сороковых и начала пятидесятых годов и появлялись в печати в виде отдельных рассказов и очерков. В 1852 году они были объединены писателем в книгу, ставшую крупным событием в русской общественной и литературной жизни. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
«Записки охотника» - это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Как живые встают со страниц «Записок охотника» образы крестьян, отличающихся острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир, способные чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе до Тургенева никто не изображал. И не случайно, прочитав первый очерк из «Записок охотника - «Хорь и Калиныч», «Белинский заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил».
Большую часть «Записок охотника» Тургенев написал во Франции.

Произведения И. С. Тургенева
Рассказы: сборник рассказов «Записки охотника» (1847-1852), «Муму» (1852), «Рассказ отца Алексея» (1877) и др.;
Повести: «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872) и др.;
Романы: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877);
Пьесы: «Завтрак у предводителя» (1846), «Где тонко, там и рвется» (1847), «Холостяк» (1849), «Провинциалка» (1850), «Месяц в деревне» (1854) и др.;
Поэзия: драматическая поэма «Стено» (1834), стихотворения (1834-1849), поэма «Параша» (1843) и др., литературно-философские «Стихотворения в прозе» (1882);
Переводы Байрона Д., Гёте И., Уитмена У., Флобера Г.
А также критика, публицистика, мемуары и переписка.

Любовь через всю жизнь
Со знаменитой французской певицей Полиной Виардо Тургенев познакомился еще в 1843 году, в Петербурге, куда она приехала с гастролями. Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртавенеле, в имении Полины.
Любовь к Полине Виардо оставалась и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи. но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель, по сути, превратился в члена семьи Виардо. Мужа Полины (человека, судя по всему, ангельского терпения), Луи Виардо, он пережил всего на три месяца.

Журнал «Современник»
Белинский и его единомышленники давно мечтали иметь свой печатный орган. Эта мечта осуществилась только в 1846 году, когда Некрасову и Панаеву удалось приобрести в аренду журнал «Современник», основанный в свое время А. С. Пушкиным и после его смерти издававшийся П. А. Плетневым. Тургенев принял самое непосредственное участие в организации нового журнала. По словам П. В. Анненкова, Тургенев был «душой всего плана, устроителем его... Некрасов советовался с ним каждодневно; журнал наполнялся его трудами».
В январе 1847 года первый номер обновленного «Современника» вышел в свет. Тургенев опубликовал в нем несколько произведений: цикл стихотворений, рецензию на трагедию Н. В. Кукольника «Генерал-поручик Паткуль...», «Современные заметки» (совместно с Некрасовым). Но подлинным украшением первой книжки журнала явился очерк «Хорь и Калиныч», открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника».

Признание на Западе
Начиная с 60-х годов имя Тургенева становится широко известным на Западе. Со многими западноевропейскими писателями Тургенев поддерживал тесные дружеские отношения. Он хорошо был знаком с П. Мериме, Ж. Санд, Г. Флобером, Э. Золя, А. Додэ, Ги де Мопассаном, близко знал многих деятелей английской и немецкой культуры. Все они считали Тургенева выдающимся художником-реалистом и не только высоко ценили его произведения, но и учились у него. Обращаясь к Тургеневу, Ж. Санд говорила: «Учитель! - Все мы должны пройти вашу школу!»
Почти всю жизнь Тургенев провёл в Европе, лишь наездами бывая в России. Он был заметной фигурой в литературной жизни Запада. Тесно общался со многими французскими писателями, а в 1878 г. даже председательствовал (совместно с Виктором Гюго) на Международном литературном конгрессе в Париже. Не случайно именно с Тургенева началось всемирное признание русской литературы.
Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. Об этой стороне своей деятельности Тургенев не без гордости говорил: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отечество к восприятию европейской публики».

Связь с Россией
Почти ежегодно весной или летом Тургенев при­езжал в Россию. Каж­дый его приезд становился целым событием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступать на всякого рода литературных и благотворитель­ных вечерах, на дружеских встречах.
Вместе с тем Иван Сергеевич до конца жизни сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. В лучших страницах его прозы много от тишины усадебного быта помещичьей России. Едва ли у кого из писателей - современников Тургенева так чист и правилен русский язык, способный, как говаривал он сам, «совершать чудеса в умелых руках». Тургенев нередко писал свои романы «на злобу дня».
Последний раз Тургенев побывал на родине в мае 1881 года. Друзьям он неоднократно «высказывал свою решимость вернуться в Россию и там поселиться». Однако эта мечта не осуществилась. В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел, и о переезде уже не могло быть речи. Но все его мысли были на родине, в России. О ней думал он, прикованный к постели тяжелым недугом, о ее будущем, о славе русской литературы.
Не­задолго до смерти он высказал пожелание быть похоронен­ным в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белин­ским.
Последняя воля писателя была выполнена

«Стихотворения в прозе».
«Стихотворения в прозе» справедливо считаются за­ключительным аккордом литературной деятельности писа­теля. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.
Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасю-левич заменил его другим, оставшимся навсегда,- «Сти­хотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычность жанра. Пи­сатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в зо­лотой фонд нашей литературы. Недаром «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли» назвал их П. В. Анненков, выразив общее мнение читающей публики.
«Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав по­эзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами... старика». Но «вздохи» эти донесли до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.

Памятники И. С. Тургеневу