Линейные крейсера типа "конго". Линейные крейсера типа "конго" Возможно вам будет интересно

Победа в войне с Россией дала мощный толчок развитию японского военно-морского флота. Как и в прежние годы, японские специалисты ориентировались на британский опыт и достижения в этой области.

Разработка в Великобритании концепции линейного крейсера — корабля, вооруженного на уровне дредноута, но более быстроходного и слабее защищенного — вызвала интерес и в Стране восходящего солнца. Линейные крейсера должны были выполнять функции вооруженной разведки, поддерживать легкие корабли и выступать в роли авангарда главных сил флота. К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 году. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвинсибл». Первоначально проект предусматривал постройку корабля с водоизмещением 18 650 т, скоростью 25 узлов и главным калибром из четырех 305-мм и восьми 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект изменили. Теперь японский линейный крейсер должен был иметь водоизмещение 18 750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из десяти 305-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Но британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер «Лайон», существенно превышавший указанные характеристики. Стремясь не отстать, японцы в 1910 году обратились к британской фирме «Виккерс» с предложением разработать новый проект и построить головной корабль в Англии.

КОНСТРУКЦИЯ

Исходным пунктом для проектирования будущего «Конго» был проект линейного крейсера «Лайон», подвергшийся существенным улучшениям. Главным конструктором проекта являлся сэр Джордж Терстон. Прежде всего он изменил общую компоновку корабля. На «Лайоне» третья (из четырех) башня главного калибра находилась в средней части корабля, между дымовыми трубами, что существенно ограничивало углы обстрела. В японском проекте эта башня была смещена к корме. Теперь все четыре башни главного калибра располагались по линейно-возвышенной схеме, ставшей впоследствии классической. Вместо применявшихся на «Лайоне» 343-мм орудий главного калибра для «Конго» выбрали новые 356-мм пушки разработки концерна «Виккерс». В свою очередь, это позволило уменьшить толщину броневого пояса с 229 до 203 мм — считалось, что благодаря новой артиллерии «Конго» сможет вести бой на больших дистанциях, что снижало его уязвимость. Вместо 102-мм орудий среднего калибра на «Конго» применили 152-мм пушки. С двух до восьми увеличили количество торпедных аппаратов. Паротурбинная силовая установка мощностью 64 000 л. с. осталась такой же, как на «Лайоне».

Итогом усилий Терстона стал проект лучшего в мире (для своего времени) линейного крейсера. Это вызвало даже оживленную полемику в английской прессе — зачем, мол, Великобритания строит на экспорт корабли, превосходящие собственные.

ПОСТРОЙКА

В соответствии с контрактом, постройкой головного корабля занялась фирма «Виккерс». «Конго» был заложен на верфи в Бирмингеме 17 января 1911 года, спущен на воду 18 мая следующего года и вошел в строй 16 августа 1913-го. Вскоре после закладки «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключен контракт, предусматривавший передачу основных технологий. Это позволило 4 ноября 1911 года на военно-морской верфи в Йокосуке заложить второй корабль, получивший название «Хиэй». Он был спущен на воду 21 ноября 1912-го и вошел в строй 4 августа 1914 года. Около 30 % материалов и комплектующих для «Хиэй» были импортированы из Великобритании. А вот следующая пара линейных крейсеров — «Кирисима» и «Харуна» — строились целиком из отечественных материалов. Постройку их поручили частным верфям — соответственно, «Мицубиси» в Нагасаки и «Кавасаки» в Кобэ — велась она практически синхронно. «Кирисима» и «Харуна» были заложены 17 и 16 марта 1912 года, спущены на воду 1 -го и 14 декабря 1913-го и вошли в строй в один день — 19 апреля 1915 года.

МОДЕРНИЗАЦИИ

В 1920-е годы на линейных крейсерах производились доработки, связанные с усилением зенитной артиллерии и увеличением дальности стрельбы орудий главного калибра. В 1927-1931 годах три корабля (кроме «Хиэй», перестроенного в учебный артиллерийский корабль) прошли модернизацию, в ходе которой была увеличена толщина броневой палубы, усилена противоторпедная защита, 36 старых котлов заменены на 10 новых. Корабли получили авиационное вооружение: катапульту и три гидросамолета-разведчика. В 1933-1940 годах все четыре корабля прошли еще одну модернизацию. Корабли получили новые паровые турбины (мощность силовой установки возросла вдвое — до 136 000 л. с), снова была увеличена дальность стрельбы главным калибром (до 35 450 м), усилена зенитная артиллерия. А уже в ходе войны количество зениток на кораблях вновь пришлось увеличить.

БОЕВАЯ СУДЬБА ЛИНКОРОВ ТИПА «КОНГО»

Межвоенное десятилетие было для кораблей типа «Конго» (переклассифицированных в начале 1930-х годов из линейных крейсеров в линкоры) достаточно мирным. В настоящий бой они пошли только после вступления Японии во Вторую мировую войну.

К декабрю 1941 года все корабли типа «Конго» входили в состав 3-го дивизиона линкоров, но их военные судьбы сложились совершенно по-разному. «Конго» в начале войны был выделен в состав сил, обеспечивавших высадку японских войск в Малайе. В феврале 1942 года он сопровождал авианосное соединение Императорского флота во время действий против Голландской Ост-Индии, а в марте-апреле — в рейде к Цейлону. В июне «Конго» обеспечивал высадку на Алеутских островах, а затем участвовал в боях у острова Гуадалканал. На рубеже 1943-1944 годов линкор прошел модернизацию с усиление зенитного вооружения. В июне 1944 года в составе главных сил адмирала Одзавы «Конго» принимает участие в первом сражении в Филиппинском море, а в октябре — в битве в заливе Лейте (втором сражении в Филиппинском море). 21 октября 1944 года, следуя в сопровождении эсминца «Урадзуки», «Конго» северо-западнее о. Тайвань был торпедирован американской подлодкой «Силайон». Корабль, получивший попадания двух или трех торпед, быстро затонул, а с ним погибло около 1200 моряков. «Хиэй» сопровождал авианосцы адмирала Нагумо в рейде к Перл-Харбору. Первое полугодие 1942-го для корабля также было связано с эскортированием авианосцев; сначала к Дарвину (Австралия), затем к Цейлону и Мидуэю. После короткого ремонта «Хиэй» был направлен к Гуадалканалу. В ночь с 12 на 13 ноября 1942 года линкор участвовал в артиллерийском бою с американскими кораблями. Повредив два вражеских тяжелых крейсера, «Хиэй» сам получил около 85 попаданий с малой дистанции (в том числе 50 203-мм снарядами). Ни один из снарядов не пробил броневой пояс, но попадания вызвали многочисленные пожары в надстройках и потерю управляемости. Неспособный маневрировать, корабль днем 13 ноября подвергся налету американской авиации, получив попадания четырех бомб и четырех торпед. Поскольку эвакуировать корабль не было возможности, «Хиэй» пришлось добить торпедами японских эсминцев.

Боевой путь «Кирисимы» практически повторял карьеру «Хиэй»: он эскортировал авианосцы к Перл-Харбору, Дарвину, Цейлону и Мидуэю. Вместе с «Хиэй» «Кирисиму» направили к Гуадалканалу, где пережить напарника «Кирисиме» удалось только на один день: в ночь с 14 на 15 ноября он был тяжело поврежден артиллерийским огнем линкора «Вашингтон» (9 попаданий 406-мм снарядов и около 40 — 127-мм).

Вследствие полученных повреждений «Кирисима» затонул днем 15 ноября. «Харуна» в начале войны обеспечивал высадку японских войск в Малайе, затем действовал в южной части Тихого океана. В июне 1942 года он принимал участие в сражении у Мидуэя, затем действовал у Гуадалканала и сопровождал авианосцы у Соломоновых островов. В июне 1944-го в составе главных сил адмирала Одзавы «Харуна» принимает участие в первом сражении в Филиппинском море, а в октябре — в битве в заливе Лейте. «Харуна» оказался единственным из кораблей типа «Конго», пережившим 1944 год. В 1945 году в море он уже не выходил, оставаясь на военно-морской базе Курэ. Там же он и был потоплен в результате налета американской палубной авиации 28 июля 1945 года.

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

До 1916 года японские адмиралы могли с гордостью взирать на свои линейные крейсера, считавшиеся лучшими в мире. Однако результаты Ютландского боя поставили крест на дальнейшем развитии класса. Немногие оставшиеся линейные крейсера подвергались многочисленным модернизациям, направленным прежде всего на устранение их главного недостатка — слабого бронирования. Не избежали этого и корабли типа «Конго». Двукратная модернизация повысила их боевые качества, но вертикальное бронирование оставалось слишком слабым, чтобы дать серьезные шансы в бою с линкорами, что и подтвердилось в единственном столкновении кораблей этого типа с линейными кораблями американского флота, когда «Кирисима» был потоплен огнем линкора «Вашингтон».

Японское командование сознавало слабость своих линейных крейсеров и использовало их в качестве расходного материала. Фактически именно линейные крейсера вплоть до 1944 года были единственной действительно активной частью линейных сил императорского флота.

Следует признать, что до появления на Тихом океане современных американских линкоров они вполне справлялись со своими задачами, главной из которых было прикрытие быстроходных авианосцев. Гибель «Хиэй» объяснялась крайне неблагоприятной тактической обстановкой, но не недостатками самого корабля. Тем не менее на втором этапе войны японское командование предпочитало держать уцелевшие линейные крейсера подальше от возможного столкновения с американскими линкорами.

Явные недостатки типа «Конго» привели к парадоксальной ситуации. Самые слабые крупные корабли японского флота сделали куда более яркую карьеру, чем линкоры, почти всю войну простоявшие в резерве. Как ни странно, но по критерию стоимость/эффективность линейные крейсера оказались самыми полезными из крупных артиллерийских кораблей Японии.

Возможно вам будет интересно:


Уже в процессе строительства первых дредноутов типа «Kawachi» командование японского флота поняло, что они не смогут составить конкуренцию новейшим сверхдредноутам британского и американского флотов, вооруженным орудиями калибра 343- 356 мм. Требовалось срочно создать нечто аналогичное. У японцев, не обладавших сколько-нибудь значительным опытом кораблестроения, не было иного выхода кроме как в очередной раз обратиться к своим главным друзьям и наставникам - англичанам. Поскольку доктрина японского флота предусматривала иметь в его составе равное количество линейных кораблей и «больших» крейсеров (броненосных или линейных), было решено, что следующие двакорабля станут именно линейными крейсерами.

Фирма «Виккерс» разрабатывала проект с учетом всех новейших технических решений, известных в то время в Великобритании. В результате «Kongo» оказался к моменту вступления в строй более мощным боевым кораблем, чем британский линейный крейсер «Lion», на основе которого он создавался. Подобная ситуация вполне устраивала японских адмиралов, но вызвала ряд депутатских запросов в британском парламенте. Парламентарии не желали понять, почему иностранная держава, пусть даже дружественная, должна получить от английской промышленности более мощный корабль, чем ее отечественный прототип.

Главным достоинством проекта стали орудия. Впервые в мире на борту дредноута установили 14-дюймовые пушки, дальность стрельбы из которых ограничивала только линия горизонта.

В момент спуска на воду (май 1912 г.) «Kongo» являлся не только обладателем самых мощных корабельных орудий в мире, но и самым большим военным кораблем: его полное водоизмещение превысило 31 тысячу тонн (так, британские линкоры типа «Iron Duke», вооруженные 10-34З-мм орудиями, имели полное водоизмещение 30380 тонн; американские линкоры типа «New York» с 10-356-мм пушками обладали полным водоизмещением 28400 тонн).

Япония не хотела все время зависеть от милости своих покровителей. Великобритании и США, которые постепенно превращались в ее соперников в борьбе за влияние на Дальнем Востоке. Поэтому только первый корабль серии строился в Англии. Однотипный с ним линейный крейсер «Hiei» заложили на стапеле морского арсенала в Ёкосука. Его строили по английским чертежам японские инженеры.

Огромный крейсер-сверхдредноут произвел сильнейшее впечатление на миниатюрных японских адмиралов и чиновников. Было принято решение о постройке еще двух кораблей того же типа. Но все стапели государственных верфей, способные строить столь крупные военные корабли, оказались занятыми, и тогда японское военно-морское командование впервые доверило постройку частным концернам (дзайба-цу) «Кавасаки» и «Мицубиси».

И государственная верфь в Ёкосука, и частные предприятия хорошо справились с ответственным заказом правительства: общий срок постройки столь больших единиц составил 37 месяцев, всего на 4-5 месяцев больше, чем у самых передовых в то время заводов Виккерса.

Эти три корабля вступили в строй в 1914-15 гг. В это время в Европе уже бушевала война. В самом ее начале «Kongo» безуспешно участвовал в охоте за эскадрой адмирала графа Шпее. B дальнейшем англичане неоднократно просили японцев отправить эти линейные крейсеры в Европу и даже предлагали купить их, либо взять в аренду, но японцы ответили категорическим отказом.

В течение всей войны корабли данного типа несли службу в Тихом океане. Тем не менее, летом 1917 г. линейный крейсер «Haruna» получил довольно серьезные повреждения, подорвавшись на мине, выставленной немецким вспомогательным крейсером «Wolf». Но потивоминная защита не подвела, корабль остался на плаву и даже не потерял ход.

Что касается броневой защиты, то после Ютландской битвы стало ясно, что у всех линейных крейсеров «британского типа» она совершенно недостаточна. Поэтому никто не думал, что «Kongo» и его «братья» останутся в составе японского флота на 30 лет и примут активное участие во Второй мировой войне.

После того, как Япония подписала в 1922 г. Вашингтонское соглашение, ей пришлось отказаться от программы «8 + 8», согласно которой было намечено строительство 8 огромных линкоров и 8 линейных крейсеров. Японцы были вынуждены надолго ограничить свои честолюбивые планы создания «великого флота великого океана» модернизацией уже имевшихся кораблей.

Иного пути не оставалось. В составе флота находились четыре недостаточно бронированных линейных крейсера типа «Kongo» и четыре линкора типов «Ise» и «Fuso», сильно вооруженные, но тоже неважно защищенные. Поэтому все старые дредноуты в течение последующих 15 лет прошли две-три большие модернизации, не считая многочисленных мелких переделок.

Линейные крейсеры типа«Копдо» прошли поэтапную модернизацию, после чего их стали считать «быстроходными линкорами». Правда, существенно усилить их явно слабое бронировние оказалось практически невозможным. Зато все остальные недостатки японские инженеры ликвидировали вполне успешно.

Японии удалось даже сохранить линейный крейсер «Hiei», не вмещавшийся в отведенный ей тоннаж линейных кораблей и крейсеров. Формально японцы в 1929-32 гг. переоборудовали его в учебный корабль. С него сняли кормовую башню ГК, всю среднюю артиллерию, больше половины котлов и даже бортовую броню. «Калека» имел скорость всего 18 узлов, и казалось, что у него одно будущее - дорога на разделку. Однако корабль включили в план радикальной модернизации, намеченной на 1936 год.

К тому времени однотипные с ним «Haruna» (в 1927-28 гг.), «Kirishima» (в 1927-30 гг.) и «Kongo» (в 1929-31 гг.) уже прошли первую перестройку. Они получили бортовые були, дополнительную палубную броню (общая толщина броневых палуб составила 140 мм), гидросамолеты и катапульты. Был увеличен угол возвышения орудий ГК, появились новые приборы центральной наводки, усилилось зенитное вооружение, Вес брони вырос с 6606 до 10478 тонн.

Вместо 36 старых котлов Ярроу корабли имели теперь 16 вполне современных Миябара; однако смешанное угольно-нефтяное отопление все еще оставалось. Окончательное решение проблем, связанных с усовершенствованием силовой установки, отложили до второй перестройки.

Они прошли ее в следующие сроки: «Haruna» в 1933-34 гг., «Kirishima» в 1935-36 гг., «Kongo» в 1936-37 гг.. «Hiei» в 1936-40 гг. В этот раз были установлены новые турбины типа Канпон, число котлов сократилось до 8 («Haruna» - 11) и они стали полностью нефтяными. Скорость превысила 30 узлов.

Значительные изменения претерпело вооружение. Исчезли торпедные аппараты, появились восемь 127-мм зениток. В годы войны зенитная артиллерия постоянно усиливалась, в основном, за счет 25-мм автоматов (количество последних достигло в 1944 г. на «Haruna» и «Kongo» 118).

«Hiei» и «Kirishima» погибли в ноябре 1942 г. в ходе боев за остров Гуадалканал. В «Hiei» попали свыше 100 восьмидюймовых снарядов американских крейсеров «Portland» и «San Francisco», а также 2 торпеды эсминцев и еще 2 с самолетов-торпедоносцев. Но ветеран показал удивительную живучесть: чтобы окончательно вывести его из строя, понадобились атаки «летающих крепостей»; лишь после этого команда сама открыла кингстоны. Корабль затонул 13 ноября 1942 г.

«Kirishima» 14 ноября вступил в бой с новейшими линкорами США «Washington» и «Sauth Dacota». В него попали девять 406-мм снарядов и много снарядов меньшего калибра. Линейный крейсер получил тяжелые повреждения, утром 15 ноября его тоже затопил собственный экипаж.

«Kongo» и «Haruna» в октябре 1944 г. принимали участие в проигранном японцами сражении в заливе Лейте. Вскоре после этого (21 ноября) «Kongo» потопила американская подводная лодка «Sea Lion».

Единственный уцелевший линейный крейсер «Haruna» стоял в своих портах до тех пор, пока 19 марта 1945 г. американская авиация не превратила его в груду металлолома в порту Курэ. В 1945-48 гг. его разобрали на металл прямо на месте гибели.

Японский линкор "Kongo" - головной корабль своего типа. Модель корабля собиралась мною осенью 2010 года.

Об историческом прототипе

Строительство и классификация.

Линкор строился на верфи "Викерса" в Барроу (Англия). Название получил в честь горы в центральной части о. Хонсю. Сдан японскому флоту 16 августа 1913 года как линейный крейсер и 5 ноября 1913 года прибыл в Йокосуку. С 30 мая 1931 года - линкор. С 8 января 1937 года - после второй модернизации классифицируется как быстроходный линкор.

Деятельность и модернизации.

До начала войны и во время нее корабль многократно модернизировался.
В ходе войны принимал активное участие в боевых действиях на всем тихоокеанском театре, многократно открывая огонь по целям всеми имеющимися средствами.
Ремонты и модернизации линкор проходил на верфях флота в Куре, Сасебо и Йокосуке.

Перед сборкой

Имеем:

А) модель линкора "Kongo" в комплекте с небольшим набором фототравления ;
Б) набор лееров от Fujimi для линкора "Kongo" (1944);
В) черные нейлоновые нитки;
Г) краски Revell и Tamiya ;
Д) вспомогательные средства.

Рабочая литература.

А) Рубанов О.А. Линейные крейсера Японии.
Б) Иллюстрированная энциклопедия "Линкоры Второй Мировой".
В) Википедия.

Сборка

Использовавшаяся краска и места ее применения.

1) Revell эмаль №8 - верхние части грот-мачты и дымовых труб;
2) Revell эмаль №37 - полетная палуба;
3) Revell эмаль №90 - всё остекление;
4) Revell эмаль №94 - винты;
5) Revell эмаль №314 - тенты катеров, внутренняя часть шлюпок, основания орудий в казематах и основания орудий ГК;
6) Revell эмаль №331 - зона от ватерлинии и ниже;
7) Revell эмаль №363 - гидросамолеты E13A1 и F1M2 ;
8) Tamiya акрил XF-56 - 25-мм автоматы, рельсы, якорные цепи, якоря и радары;
9) Tamiya акрил XF-77 - всё, что серое;
10) Tamiya акрил XF-78 - палуба.

Корабль.

Особых проблем при сборке не было.
Корпус корабля собирается по шпангоутной системе.
Весь корабль окрашивал преимущественно аэрографом Tamiya с небольшим объемом работы кистью. Цвет пластика почти совпадал с цветом краски. Различать не окрашенные места с окрашенными было достаточно сложно. Различие лишь в том, что пластик давал небольшой отблеск, а краска сугубо матовая.
В основания барбетов башен ГК вставляются полиэтиленовые втулки, внутрь которых в свою очередь вставляются башни ГК. Сами башни ГК имеют внутри перекладину, за которую цепляются захватами орудия ГК. Башни и орудия ГК остаются подвижными. Все орудия ГК поднимаются и опускаются независимо друг от друга.
Вспомогательная артиллерия и катапульты у некоторых производителей моделей тоже снабжаются втулками, но здесь этого нет. Они зафиксированы.
Специальных отверстий в палубах для одноствольных 25-мм автоматов почему-то не было. Они установлены просто в нужных зонах.
Уже во время сборки замечено отсутствие отверстий в палубе для боковых стоек (детали D3 и D4) кормовой надстройки п. 36 ч. 2. Судя по чертежу, выемки с обратной стороны палубы для этого есть п. 9 (деталь В2), но отверстия на том месте сверлить не надо, хотя в п. 36 эти два не просверленных отверстия есть. С кораблем идет листок с замеченными ошибками в инструкции, но данной ошибки там не было. Стойки установил по факту, срезав палубные захваты.

Доработки

Леера.
Они были предназначены для такого же корабля и этого же периода, но другого производителя. На мое счастье они отлично подошли.

Стойки на башнях ГК №№ 2, 3 и 4.
Для башни ГК №2 стойку взял от фототравления Eduard для "Bismarck" от Tamiya.
Для башен ГК №3 и №4 стойки изготовил из пластиковых лееров

Строго говоря, на этом месте должна была быть статья, посвященная британскому линейному крейсеру «Тайгер», но в связи с тем, что на его создание оказал большое влияние строившийся на верфи Виккерса «Конго», то имеет смысл уделить ему отдельную статью.

Японских линейных крейсеров берет свое начало в битве при Ялу, в ходе которой быстроходное крыло крейсеров сыграло значительную, если не сказать – решающую роль. Однако по результатам анализа этого сражения японцы пришли к выводу, что их малые бронепалубные крейсера не слишком-то отвечают задачам эскадренного сражения с броненосцами, и что для этого им нужны совершенно другие корабли. Вне всякого сомнения, новые крейсера должны были стать быстроходными, вооружаться скорострельной артиллерией по 8 дюймов включительно, но при этом их также следовало защитить броней, способной противостоять снарядам того же калибра. В результате этого решения японский флот получил шесть весьма мощных броненосных крейсеров, а затем, накануне войны с Россией, смог по самой сходной цене прикупить еще и два итальянских корабля, получивших в Объединенном флоте наименования «Ниссин» и «Касуга».


Как известно, морская мощь Российской империи в войне 1904-1905 гг. была сокрушена. Японцы остались весьма довольны действиями своих броненосных крейсеров, и все их последующие кораблестроительные программы в обязательном порядке предусматривали наличие подобных кораблей в составе флота.

Честно говоря, данное решение японцев является, по меньшей мере, спорным. Ведь если вдуматься, то чего уж такого добились их броненосные крейсера? Вне всякого сомнения, комендорам «Асамы», пребывающим под защитой весьма неплохой брони, было несложно расстрелять бронепалубный крейсер «Варяг», даже в том случае, если бы русские артиллеристы смогли бы вбить в броненосный крейсер японцев несколько своих снарядов.

Но «Варяг» в любом случае был обречен, вне зависимости от того, была у Чемульпо «Асама» или нет – превосходство в численности у японцев было колоссальным. В бою 27 января броненосные крейсера Японии себя ничем не проявили. В сражении в Желтом море участвовало четыре броненосных крейсера японцев, но как? «Ниссин» и «Касуга» были поставлены в одну колонну с броненосцами, то есть японцы сознательно отказались от выгод, которые давало им использование броненосных крейсеров как быстроходного крыла. Вместо этого «Ниссин» и «Кассуга» вынуждены были изображать классические броненосцы, но они были слишком плохо бронированы и вооружены для этой роли. И только плохая стрельба русских комендоров спасла эти крейсера от тяжелых повреждений.

Что же до двух других броненосных крейсеров, то они также не снискали никаких лавров – «быстроходная» «Асама» так и не смогла присоединиться к броненосцам Того и в сражении главных сил участия не приняла, а «Якумо» это все же удалось, но лишь во второй половине боя. Сколько-то серьезных достижений за ним не числится, а единственный попавший в него 305-мм русский снаряд причинил «Якумо» существенные повреждения, чем подтвердил опасность использования крейсеров данного типа в бою против полноценных эскадренных броненосцев. В Цусиме «Ниссин» и «Кассуга» опять вынуждены были изображать из себя «линейные корабли», а отряд Камимуры, хотя и имел определенную самостоятельность, также не выступил в роли «быстроходного крыла», а действовал просто как еще один отряд броненосцев. Что же до боя в Корейском проливе, то здесь японцев постигло настоящее фиаско – после того, как удачное попадание выбило «Рюрик» из строя, четыре броненосных крейсера Камимуры, имея перед собой вдвое уступающего по численности противника («Громобой» и «Россия»), в ходе многочасового боя не смогли ни уничтожить, ни даже подбить хотя бы один из этих кораблей, и это при том, что противостоявшие им русские броненосные крейсера никогда не предполагалось использовать в эскадренном сражении.

Вне всякого сомнения, любой броненосный крейсер японцев стоил ощутимо дешевле полноценного броненосца в 15 000 тонн, и можно предположить, что два броненосца типа «Асахи» или «Микаса» стоили примерно, как три броненосных крейсера. Однако не приходится сомневаться также и в том, что будь у японцев в начале войны 4 броненосца вместо 6 броненосных крейсеров, то их флот смог бы добиться большего успеха. В общем, по мнению автора настоящей статьи, броненосные крейсера Объединенного флота как класс боевых кораблей совершенно себя не оправдали, но у японцев, очевидно, было иное мнение по этому вопросу.

Тем не менее, кое-какие выводы японские адмиралы сделали, а именно – они поняли абсолютную недостаточность 203-мм пушек для эскадренного сражения. Все броненосцы и броненосные крейсера Того и Камимуры были построены за границей, а после русско-японской войны в состав Объединенного флота вошли еще два броненосца, построенных в Англии: «Касима» и «Катори» (оба были заложены в 1904 г). Однако впоследствии Япония прекратила данную практику, и приступила к строительству тяжелых боевых кораблей на собственных верфях. И первые же японские броненосные крейсера собственной постройки (тип «Цукуба») получили на вооружение 305-мм артсистемы – такие же, как у броненосцев. И корабли типа «Цукуба», и последовавшие за ними «Ибуки» и «Курама» представляли собой корабли с главным калибром, как у броненосцев, при этом более высокая скорость хода (21,5 уз против 18,25 уз) достигалась за счет ослабления среднего калибра (с 254-мм до 203 мм) и бронирования (с 229 мм до 178 мм). Таким образом, японцы первыми в мире пришли к осознанию необходимости вооружать большие крейсера тем же главным калибром, как и линкор, и их «Цукубы» и «Ибуки» рядом с «Касимами» и «Сацумой» смотрелись весьма органично.

Но затем англичане потрясли мир своим «Инвинсиблом» и японцы задумались над ответом – они хотели иметь корабль, ни в чем не уступающий английскому. Все бы ничего, но в Японии не знали точных тактико-технических характеристик «Инвинсибла», а потому был создан проект броненосного крейсера водоизмещением 18 650 т с вооружением из 4 305-мм, 8 254-мм, 10 120-мм и 8 малокалиберных пушек, а также 5 торпедных аппаратов. Бронирование оставалось на прежнем уровне (178 мм бронепояс и 50 мм палуба), но скорость должна была составить 25 узлов, для чего мощность энергетической установки следовало довести до 44 000 л.с.

Японцы были уже готовы заложить новый броненосный крейсер, но в это время, наконец, появились достоверные данные о главном калибре «Инвинсиблов». Адмиралы Микадо схватились за голову – спроектированный корабль явно устарел еще до закладки, и конструкторы немедленно приступили к работе. Водоизмещение броненосного крейсера увеличилось на 100 т, мощность энергетической установки и бронирование остались теми же, но корабль получил на вооружение десять 305-мм/50 орудий, столько же шестидюймовок, четыре 120-мм пушки и пять торпедных аппаратов. Видимо, японцы как следует «поколдовали» над обводами корабля, потому что при той же мощности теперь рассчитывали получить 25,5 узлов максимальной скорости.

Японцы составили несколько проектов нового корабля – в первом из них артиллерия главного калибра располагалась подобно германскому «Мольтке», в последующих же пять башен размещались в диаметральной плоскости, по две в оконечностях и одна – в середине корпуса. В 1909 г проект первого линейного крейсера Японии был закончен и утвержден, все необходимые чертежи и спецификации для начала его строительства были разработаны, а средства для строительства – выделены бюджетом. Но в этот самый момент из Англии пришли сообщения о закладке линейного крейсера «Лайон»… И полностью готовый проект устарел повторно.

Японцы поняли, что прогресс в создании морских вооружений пока еще слишком быстр для них, и что, пытаясь повторить проекты Англии, им не удается создать современный корабль – пока они воспроизводят то, что построила Великобритания (пусть даже и с некоторыми улучшениями), английские инженеры создают что-то совершенно новое. Поэтому при разработке следующего проекта японцы широко воспользовались английской помощью.

Фирма «Виккерс» предложила создать линейный крейсер по усовершенствованному проекту «Лайон», «Армстронг» - совершенно новый проект, но после определенных колебаний японцы склонились к предложению «Виккерс». Контракт был подписан 17 октября 1912 г. При этом японцы, разумеется, рассчитывали не просто на помощь в проектировании, но на получение новейших английских технологий производства энергетических установок, артиллерии и прочего корабельного оборудования.

Теперь линейный крейсер для Объединенного флота создавался как улучшенный «Лайон», и его водоизмещение быстро «доросло» до 27 000 т., и это, конечно, исключало возможность строительства этого корабля на японских верфях. Что же до калибра орудий, то после длительных дискуссий о пользе увеличения калибра, японцы все еще были уверены в том, что наилучшим выбором для их корабля будут 305-мм/50 пушки. Тогда британцы устроили «слив» информации - японский военно-морскому атташе попали совершенно секретные данные сравнительных испытаний, в ходе которых выяснилось, что 343-мм артсистемы, устанавливающиеся на новейшие британские линейные крейсера, по скорострельности и живучести значительно превосходят 305-мм/50 пушки англичан.

Ознакомившись с результатами испытаний, японцы кардинально поменяли свой подход к главному калибру будущего корабля – теперь их не устраивали даже 343-мм пушки, и они пожелали 356-мм артсистему. Разумеется, к вящей радости «Виккерса», которому было поручено разработать новое 356-мм орудие для японского линейного крейсера.

Артиллерия

Надо сказать, что главный калибр линейных крейсеров типа «Конго» не менее загадочен, чем 343-мм пушки англичан. Как мы уже говорили ранее, артиллерия «Лайона» и дредноутов типа «Орион» получила 567 кг снаряды, последующие британские корабли с 13,5-дюймовыми пушками получили более тяжелые боеприпасы массой 635 кг. По поводу начальной скорости точных данных нет – по мнению автора, наиболее реалистичны цифры В.Б. Муженикова, дающего 788 и 760 м/сек для «легкого» и «тяжелого» снарядов соответственно.

А вот что известно о 356-мм/45 пушке японского флота? Очевидно, что она создавалась на основе британской артсистемы, при этом ее конструкция (проволочная) повторяла конструкцию тяжелых британских пушек. Но вот о снарядах для них практически ничего не известно: мы знаем лишь то, что англичане, вне всякого сомнения, поставили Японии некоторое количество бронебойных и фугасных 356-мм снарядов, однако впоследствии японцы освоили их производство на отечественных предприятиях.

Какая-то ясность имеется лишь с послевоенными боеприпасами – японский бронебойный снаряд Type 91 имел массу 673,5 кг и начальную скорость 770-775 м/сек. С фугасным уже сложнее – предполагается, что Type 0 имел 625 кг при начальной скорости 805 м/сек., но в некоторых публикациях указывается, что его масса была выше и составляла 652 кг. Однако, хотелось бы отметить, что на фоне 673,5 кг и 775 м/сек бронебойного снаряда, 625 кг и 805 м/сек фугасного выглядят вполне органично, а вот 852 кг и 805 м/сек – нет, что заставляет нас заподозрить банальную опечатку (вместо 625 кг – 652 кг).

Таким образом, мы можем предположить, что изначально 356-мм/45 орудия линейных крейсеров типа «Конго» получили равный по массе 343-мм британскому 635 кг снаряд, который это орудие отправляло в полет с начальной скоростью примерно 790-800 м/сек или около того. Кстати, подобные характеристики очень хорошо «перекликаются» и с американскими 356-мм/45 орудиями, установленными на линкоры типов «Нью-Йорк», «Невада» и «Пенсильвания» - те стреляли 635 кг снарядом с начальной скоростью 792 м/сек. К сожалению, данные о наполнении ВВ снарядов, поставленных Англией, отсутствуют, но можно предположить, что содержание взрывчатых веществ не превосходило таковое у аналогичных 343-мм снарядов англичан, то есть 20,2 кг для бронебойного и 80,1 кг для фугасного, но это только догадки.

Вне всякого сомнения, японцы получили отличное орудие, которое по своим баллистическим качествам не уступало американскому, при этом несколько превосходило 343-мм пушки англичан, а кроме того, располагало большим ресурсом – если британские орудия были рассчитаны на 200 выстрелов 635 кг снарядами, то японские – на 250-280 выстрелов. Пожалуй, единственно, что им можно поставить в упрек, так это британские бронебойные снаряды, которые оказались весьма некачественными (что показало Ютландское сражение), но впоследствии японцы устранили этот недостаток.

Надо сказать, что японцы заказали англичанам 356-мм орудия «Конго» еще до того, как узнали о переходе флота США на 14-дюймовый калибр. Поэтому известие о 356-мм калибре на «Нью-Йорке» было воспринято японскими адмиралами с удовлетворением – наконец-то им удалось верно предугадать направление развития тяжелых артиллерийских кораблей, Объединенный флот не стал аутсайдером.

Кроме превосходства самих артсистем, «Конго» получил преимущество в расположении артиллерии. Как известно, третья башня линейных крейсеров типа «Лайон» располагалась между котельными отделениями, то есть между дымовых труб, что ограничивало углы ее обстрела. В то же время третья башня «Конго» была размещена между машинными и котельными отделениями, что позволило разместить все три трубы линейного крейсера на пространстве между второй и третьей башнями, отчего «ретирадный» огонь корабля ничем не уступал «погонному». В то же время разнесение третьей и четвертой башен не позволяло вывести их обеих одним попаданием, чего опасались немцы и как это фактически произошло с «Зейдлицем» в бою у Доггер-Банки. Вероятно, все же расположение башни между машинными и котельными отделениями имело свои недостатки (да хотя бы необходимость тянуть паропроводы рядом с артиллерийскими погребами), но ведь и на «Лайоне» было то же самое, так что в целом, конечно, расположение главного калибра «Конго» было заметно прогрессивнее принятого на британских линейных крейсерах. Дальность стрельбы 356-мм пушек для японского флота, по всей видимости, также превосходила британские корабли – здесь возможна путаница, поскольку башни линейных крейсеров типа «Конго» неоднократно модернизировались, но предположительно, их максимальный угол вертикального наведения уже при создании достигал 25 град.

Что до средней артиллерии «Конго», то и здесь есть свои странности. В самих артсистемах никакой загадки нет – первый линейный крейсер Японии получил на вооружение 16 152-мм/50 пушек, разработанных все тем же «Виккерсом». Данные орудия были вполне на уровне, лучших мировых аналогов, отправляя в полет 45,36 кг снаряды с начальной скоростью 850-855 м/сек.

Обычно источники указывают на то, что японцы не одобрили идей Фишера о минимальном противоминном калибре, поскольку очень хорошо знали по опыту русско-японской войны, что для надежного поражения атакующих миноносцев нужны более тяжелые орудия, нежели 76-102 мм артсистемы, устанавливавшиеся на британских линкорах и линейных крейсерах. Но в эту, вроде бы совершенно логичную точку зрения, категорически не укладывается наличие на линейных крейсерах Японии второго противоминного калибра – шестнадцати 76-мм/40 установок, расположенных частично на крышах башен главного калибра, а частично – в средней части корабля. Все это позволяет заподозрить японцев в чисто немецком подходе, ведь в Германии не видели ни одной причины, по которой концепция «только большие пушки» должна исключить наличие среднего калибра. В результате германские дредноуты и линейные крейсера вооружались как средним (15-см), так и противоминным (8,8-см) калибрами, и нечто схожее мы видим на линейных крейсерах типа «Конго».

Торпедное вооружение японских кораблей также получило усиление – вместо двух 533-мм торпедных аппаратов «Лайона», «Конго» получили восемь.

Бронирование

К сожалению, сведения о первоначальном бронировании линейных крейсеров типа «Конго» весьма противоречивы. Пожалуй, единственным элементом защиты корабля, по которому источники пришли к единому мнению, является его главный бронепояс. Японцам совершенно не пришлась по нраву британская «мозаичная» система защиты, при которой машинные и котельные отделения линейных крейсеров типа «Лайон» защищались 229-мм, но районы артиллерийских погребов носовых и кормовой башен – всего лишь 102-152-мм броней. Поэтому японцы пошли иным путем – они уменьшили толщину цитадели до 203 мм, но при этом она защищала борт, включая районы башен главного калибра. Точнее, бронепояс немного не доходил до обращенного в корму края барбета четвертой башни, но от него шел наклонный (от края бронепояса через корпус к барбету) траверз толщиной 152-203 мм. В носовой части цитадель закрывал траверз такой же толщины, но расположенный перпендикулярно борту.

Итак, уступая 229 мм защите «Лайона» по толщине, главный бронепояс «Конго» имел большую длину, а также и высоту, которая составляла 3,8 м против 3,5 м у «Лайона». При нормальном водоизмещении 203-мм бронеплиты «Конго» погружались в воду примерно наполовину, что также выгодно отличало защиту японского корабля от его английских «предшественников» (229 мм бронепояс «Лайона» углублялся на 0,91 м). При этом ниже 203 мм бронепояса по всей длине от носовой до кормовой башен включительно, подводную часть корпуса защищала еще и узкая (65 см высоты) полоса 76 мм брони.

Вне цитадели борт защищала 76 мм броня, имевшая в нос ту же высоту, что и 203-мм бронепояс, а вот в корму высота 76-м бронеплит была существенно меньше. Оконечности «Конго» были бронированы почти на всем протяжении, защита лишь немного не доходила до форштевня и ахтерштевня. Выше главного бронепояса борт защищался 152 мм броней вплоть до верхней палубы, включая и расположенные в корпусе корабля казематы 152-мм орудий.

Горизонтальная защита «Конго» служит предметом многочисленных споров, и, увы, достоверно о ней ничего не известно. О.А. Рубанов в своей монографии, посвященной линейным крейсерам типа «Конго», пишет:

«Так, например, "Jane"s", "Brassey" и "Watts" указывают толщину главной палубы в 2,75 дм (60 мм), а "Вгеуег" говорит о 2 дм (51 мм). Сейчас, основываясь на сравнении "Конго" с "Лайоном" и "Тайгером", многие зарубежные специалисты считают, что вышеприведенные данные наиболее вероятны.»

Хотелось бы сразу отметить опечатку – 2,75 дюйма составляют примерно 69,9 мм, но крайне сомнительно, чтобы бронепалуба имела подобную, или сходную толщину. Просто нужно помнить, что «Лайон» имел несколько палуб, некоторые из которых (главная палуба, палуба полубака) имели увеличенную толщину. Так, например, толщина броневой палубы «Лайона» и в горизонтальной части, и на скосах составляла 25,4 мм (то есть – один дюйм), но при этом верхняя палуба в пределах цитадели была утолщена также до 25,4 мм, так что теоретически есть основания заявлять о 50 мм вертикальной защите «Лайона». А на протяжении небольшого участка палуба полубака в районе дымоходов имела 38 мм толщины – и это опять же можно «засчитать» дополнительно к ранее исчисленным 50 мм. Но даже не прибегая к подобного рода подтасовкам, легко вспомнить, что в носу и корме, вне пределов цитадели, бронепалубы «Лайона» достигали 64,5 мм толщины.

Иными словами, мы видим, что бронирование «Лайона» совершенно невозможно охарактеризовать, назвав одну какую-то толщину, потому что не будет ясно, что туда входит. Вполне возможно, например, что бронепалуба «Конго» действительно достигала 70 мм – вне пределов цитадели, там, где «Лайон» имел 64,5 мм броню, но что это нам может сказать о горизонтальной защите «Конго» в целом? Ничего.

Все же автор склоняется к мысли, что в пределах цитадели «Конго» был защищен 50 мм броней, поскольку эта толщина вполне соответствует защите, которую японцы предусматривали в предварительных проектах линейных крейсеров. Кроме того, Объединенный флот предполагал, что его будущие сражения будут проходить на больших дистанциях и было бы разумно, если его требования к горизонтальному бронированию превосходили таковые у англичан. В то же время 50 мм бронепалуба не выглядит чрезмерно тяжелой для линейного крейсера габаритов «Конго». Но, конечно, нельзя исключать и того, что линейный крейсер, как и его английские «коллеги», имел 25 мм броневую палубу и 25 мм верхнюю палубу.

О защите башен, увы, также нет полных данных, указывается, что башни и барбеты защищала 229 мм броня (хотя ряд источников указывает 254-мм), но очевидно, что барбеты могли иметь такую защиту только над верхней палубой – ниже, напротив бортов, защищенных сначала 152 мм, а затем, возможно, 203 мм броней (к сожалению, совершенно неизвестно на какой высоте от ватерлинии находилась бронепалуба) барбеты, очевидно, должны были бы иметь меньшую толщину.

Энергетическая установка

Номинальная мощность машин «Конго», состоявших из 4 турбин Парсонса и 36 котлов Ярроу, составляла 64 000 л.с., что было даже несколько меньше, чем у «Лайона» с его 70 000 л.с. При этом «Конго» был тяжелее, его нормальное водоизмещение составляло 27 500 т против 26 350 т британского линейного крейсера, но все же главный конструктор Д. Тэрстон полагал, что японский корабль достигнет 27,5 уз., то есть на пол узла выше контрактной скорости «Лайона». Максимальный запас топлива достигал 4 200 т угля и 1 000 т мазута, с этим запасом дальность хода «Конго» должна была составить 8 000 миль при скорости 14 узлов.

В целом же можно констатировать, что «Конго» стал линейным крейсером в традиционном британском стиле – мало брони и много скорости при самых больших пушках. Но при всем при этом он превосходил корабли типа «Лайон» и «Куин Мэри» - его артиллерия была более мощна, а защита – более рациональна. Соответственно, сложилась забавная ситуация - на британских верфях для азиатской державы строится более совершенный корабль, чем для флота Его Величества. Разумеется, это было неприемлемо, и четвертый линейный крейсер Великобритании, несущий 343-мм орудия, который изначально предполагалось строить копией «Куин Мэри», создавался по новому, усовершенствованному проекту.

Продолжение следует...

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Проект Корабли (4) (16) (1) (1)

Уже при постройке линкоров типа Кавачи стало ясно, что такие корабли не смогут стать основой флота на ближайшие 15-20 лет. Требовалось радикальное решение. Неудивительно, что не имевшим должного кораблестроительного опыта японцам пришлось в очередной раз обратиться к своим главным друзьям и наставникам - англичанам. Поскольку доктрина японского флота предусматривала иметь равное количество линкоров и линейных крейсеров, следующая пара предполагалась именно в качестве наследников крейсеров Камимуры. Проект разрабатывался известнейшей фирмой "Виккерс" с учетом всех новейших технических решений, имевшихся в то время в британском флоте. В результате "Конго" - так назывался первый из четырех "горных вершин" - оказался к моменту вступления в строй более мощной боевой единицей, чем английский линейный крейсер "Лайон", на основе которого он и создавался. Подобное состояние дел вполне устраивало японских адмиралов, но вызвало небольшую бурю в британском парламенте, члены которого упорно не желали понять, почему иностранная держава, пусть даже и дружественная, должна иметь более качественные корабли, чем сама "владычица морей".

Главным "гвоздем" проекта стали орудия. Впервые в мире на борту дредноута установили 14-дюймовые пушки, дальность стрельбы которых ограничивалась лишь видимостью горизонта. Японцы быстро "приспособили" британский подарок, приняв его в качестве главного калибра для последующих своих линкоров. "Конго" оказался не только обладателем самых больших орудий, но и крупнейшим кораблем в мире.

Но Япония не желала все время пользоваться милостью своих покровителей, которые медленно, но неуклонно становились соперниками в борьбе за влияние на Дальнем Востоке. Поэтому лишь первый корабль серии - "Конго" - строился на верфях Виккерса. Второй линейный крейсер, заложили на стапеле арсенала в Йокосуке. Он строился хотя и по английским чертежам, но японскими инженерами.

Проект огромного крейсера-дредноута произвел сильное впечатление, и было принято решение о постройке еще двух кораблей того же типа. Но все стапели государственных верфей, готовые к постройке столь крупных судов, оказались занятыми, и японские военно-морские круги впервые доверили постройку главных сил флота частным фирмам "Кавасаки" и "Мицубиси".

И государственная верфь, и "частники" оправдали надежды: срок постройки столь больших единиц не превысил 3 лет - всего на 4-5 месяцев больше, чем на самых передовых в то время заводах Виккерса. Корабли вступили в строй в 1914-1915 годах. В это время в Европе бушевала мировая война, побуждавшая к жизни новые проекты. Спустя год при Ютланде станет ясно, что защита спроектированных в Англии линейных крейсеров явно недостаточна. Поэтому вряд ли кто мог предположить, что эти корабли задержатся в составе японского флота на целых тридцать лет, активно участвуя в боях второй мировой войны.

Конго1913 /1944

"Конго" торпедирован американской подводной лодкой «Sealion» 21 ноябре 1944 года. Погибло 1250 человек.

Кирисима1913 /1942

Спущенный в 1913 году как линейный крейсер в 1927-30 годах "Кирисима" прошел модернизацию и вместе с другими кораблями этого типа был переквалифицирован в линкоры. Дальнейшие переделки 1934-36 годов полностью изменили корму, добавили более 400 тонн брони и увеличили зенитное вооружение. В декабре 1941 года линкор входил в состав эскортных сил авианосного соединения, атаковавшего Перл-Харбор . После этого "Кирисима" прикрывал японскую высадку на Рабаул в Голландской Ост-Индии, потопив 1 марта 1942 года к югу от Явы американский эсминец «Эдсолл». Во время второго боя у Гуадалканала в ноябре 1942 года линкор пал жертвой точного огня американских линкоров Вашингтон и Южная Дакота , орудия которых наводились при помощи радара. Ночью на дистанции 7700 метров "Кирисима" получил девять 406-мм и около сорока 127-мм снарядов и затонул.

Хиеи1914 /1942

"Хиеи" погиб в боях за Гуадалканал. В него попало 50 снарядов и одна бомба с бомбардировщика В-17, а также две торпеды, сброшенные с самолетов из авиагруппы авианосца Энтерпрайз .

Харуна1915 /1945

В 1927-28 годах "Харуна" прошел полную модернизацию и был переклассифицирован в линейный корабль. Его передняя труба была снята, а вторая увеличена и надстроена. Были установлены шестнадцать новых котлов, були и дополнительное бронирование. Полное водоизмещение корабля возросло с 27800 тонн до 36600 тонн. В декабре 1941 года "Харуна" входил в состав сил дальнего прикрытия высадки японских войск в Малайе и на Филиппинах, а затем участвовал почти во всех главных битвах Тихоокеанской кампании. В июле 1945 года линкор был потоплен американской авиацией. В 1946 году он был поднят и разрезан на металл.

11 Kb
22 Kb
23 Kb 29 Kb 31 Kb 34 Kb 51 Kb 54 Kb