Мировоззрение и типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения

Возникновение религии является логическим следствием эволюции и формирования мировоззренческого сознания человека, которая уже не удовлетворяется наблюдением того, что его непосредственно окружает - земным миром. Она стремится познать глубинную сущность вещей, отыскать "начало всех начал", субстанции (лат. substantia - сущность), способную образовать все. С мифологических времен такое стремление обусловливает удвоение мира на земной, естественный (посейбічний) и неземной, сверхъестественный (потусторонний). Именно в сверхъестественном, "нагорном" мировые, согласно религиозным представлениям, посвященные наиболее существенные загадки мира - его создания, источники развития в самых разнообразных формах, смысл человеческого существования и т.д. Основные постулаты религиозного мировоззрения - идея божественного першотворення, всесилие высшего начала.

Важным источником формирования религии был поиск человеком ответов на вопросы жизни и смерти. Человек не мог смириться с мыслью о своей конечности, лелеяла надежду на жизнь после смерти, мечтала о спасении. Религия провозгласила человеку возможность такого спасения, указала путь к нему. Хотя в разных исторических типах религии (христианство, буддизм, ислам) этот путь толкуется по-разному, суть его неизменна - послушание относительно установок высшего порядка, послушание, подчиненность воле Божьей.

Религиозная форма мировоззрения, истоки которой коренятся в более ранних формах мировосприятия и миропонимания, отражает не просто веру в существование сверхъестественной сферы, которая определяет все сущее. Такая вера характерна для первых, незрелых форм религиозного мировоззрения. Развитая его форма отражает стремление человека к непосредственной связи с Абсолютом - Богом. А термин "религия" означает не только благочестие, набожность, а и связь, взаимоотношения человека с Богом через почитание и поклонение ему, а также между-человеческое единение на основе божественных указаний.

Религия (лаг. religio -- набожность) - духовный феномен, который выражает веру человека в существование сверхъестественного начала и является для него средством общения с ним, вхождение в него.

Религия как особый тип мировоззрения возникает с усилением в человеческой жизни внимания к духовным проблемам: счастья, добра и зла, справедливости, совести и т.д. Размышляя о них, люди естественно искали их источники в "высших материях ". Так, согласно Библии, законы человеческой духовно освященной поведения продиктованы Моисею Богом и записаны на скрижалях (Ветхий Завет) или произнесенные Иисусом в своей Нагорной речи (Новый Завет). В священной книге мусульман Коране содержатся наставления Аллаха об ответственности каждого человека перед Богом, что должно обеспечить праведную жизнь и преодоление существующей в обществе несправедливости.

В философской доктрине, этике, системе обрядов религия объясняет значение главной ценности - смысла жизни; формулирует надлежащие нормы поведения; дает основания для сопротивления всему неправедному; способствует облагородженню поведения личности. Религиозное мировоззрение осуществляет космізацію, человеческого бытия - выход человека за рамки узко-земного, социально интегрированного существования в сферу единой "духовной родины".

Религиозное мировоззрение - форма общественного сознания, согласно которой мир является порождением высшего понадприродного творца - Бога.

Центральная проблема религиозного мировосприятия - судьба человека, возможность ее "спасение", существования в системе "земной (чувственный) мир - мир небесный, нагорный (по-сверхъестественный)".

Религиозное мировоззрение опирается не на знания и логические научные аргументы, хоть в современных религиозных учениях, в частности в неотомізмі, это широко используется ("принцип гармонии науки и религии"), а на веру, сверхъестественное (трансцендентное), что обосновывается религиозной догматикой. Это обеспечивает устойчивость религиозно-мировоззренческих установок и убеждений, которые имеют тысячелетнюю историю. Способствует религия и солидарности верующих: священные идеалы, которые воспроизводятся постоянными обрядами, обеспечивают определенную соборность индивидов. Выполняя компенсативную терапевтическую (морально -"лекарство"), коммуникативную функции, религия способствует бесконфликтном связи, определенной согласии, солидарности конфессиональных групп, этносов. ее ритуалы существенно обогащают палитру человеческого искусства (живопись, музыка, скульптура, архитектура, литература и т.д.).

Серьезной научной проблемой является соотношение мифологического и религиозного мировоззрений. В поисках ответа на этот вопрос некоторые ученые, в частности американец Эдуард-Бернетт Тейлор (1832-1917), утверждают, что основой мифологии есть примитивное анимистическое мировоззрение, из которого религия черпает свое содержание, а потому без мифологии сущность ее происхождение не понять. Другой американский ученый К. Бринтон, считает, что не религия происходит из мифологии, а мифология порождается религией. Еще одна точка зрения (культуролог Ф. Жевонс) заключается в том, что миф вообще нельзя считать источником религии, поскольку он - "первобытная философия, наука, а частично - художественный вымысел". Различая мифологию и религию немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) писал, что религия существует только там, где есть вера в богов, а мифология, кроме этого, охватывает веру в духов, демонов, души людей и животных. Согласно с этой точкой зрения длительное время сознание людей не была религиозной.

Между мифологией и религией существует тесная связь, но их источники разные. Корни мифологии - элементарная потребность человеческого разума в понимании и объяснении окружающей действительности. Однако міфотворча деятельность человеческого ума может быть полностью лишено религиозности, о чем свидетельствуют мифы аборигенов Австралии, жителей Океании, примитивных народов Африки и Америки. Самые элементарные из них отвечают на простые естественные вопросы: почему ворон черный, почему летучая мышь плохо видит днем, почему медведь лишен хвоста и т.д. И когда средствами мифов начали объяснять явления духовной и социальной жизни, обычаи, нормы поведения, родоплеменные отношения, в них начали много внимания уделять вере в богов, сакрализации (освящения) установленных социальных норм, предписаний, запретов. Фантастические образы, в которых на первых порах виделось воплощение таинственных сил природы, со временем стали дополнять предположениями о существовании сверхъестественных высших сил. Это дает основания для выводов, что мифы, которые, хоть и поставляют материал для религиозных верований, не является непосредственным элементом религии. Они являются произведениями народной фантазии, которые возникают на ранних стадиях развития человечества и наивно объясняют факты реального мира. Рождаются они из его природного любопытства, на основе трудового опыта, с расширением и обогащением которого, с развитием материального и духовного производства расширяется сфера, усложняется содержание мифологической фантазии.

Несмотря на разные корни, мифология и религия имеют общий стержень - обобщающие представления, фантазию. Мифы удивление живучи, у некоторых народов, особенно в Древней Греции, развитие мифологической фантазии привел к тому, что немало философских, даже атеистических идей приобрело мифологических признаков. Однако некоторые религии, например конфуцианство, совсем лишены мифологической основы. Религиозное мировоззрение, как и любой другой, не является однородным, ведь существуют эгоцентричны, социо центрические и космо центрические религиозные системы (зависят от того, где усматривается центр утечки религиозных взглядов - в индивиде, обществе или Космосе). Отдельные религиозные школы (буддизм) не признают существование Бога, учат, что человек непосредственно связана с космическими первоисточниками. Социально-духовные наставления религии и веры нередко воплощаются в сознание и поведение людей вне церквей и конфессий (протестантизм). Религиозное мировоззрение влияет на людей неоднозначно: он способен их объединять или разъединять (религиозные войны и конфликты), может способствовать формированию гуманных моральных норм поведения, и, приобретя фанатичных форм, время от времени порождает религиозный экстремизм.

до сих Пор сохранили свою актуальность дискуссии о соотношении знания, науки, веры и религии. В частности, вновь на повестке дня встала тезис о возможности рационального обоснования религиозных догматов. По этому поводу едва ли не самым радикальным является высказывание известного физика С. Хокинга: "Вера в правоту теории Вселенной, которая расширяется, и "Большого Взрыва" не противоречит вере в Бога-творца, но указывает пределы времени, в течение которого он должен был справиться со своей задачей". Российский ученый В. Казютинський замечает, что та целесообразность, которая проявляет себя в природе, может быть интерпретирована как проявление "разумного замысла", подчиненного определенным трансцендентальним сознательным целям.

Итак, на протяжении тысячелетий возникали, взаимодействовали, сменяли друг друга различные виды дофілософського мировоззрения - магический, мифологический, религиозный. Они развивались вместе с эволюцией человечества, усложнялись и видоизменялись одновременно с аналогичными процессами в человеческих сообществах, отражали развитие сознания человека, накопление знаний, прежде всего научных, об окружающем мире.

Развитие мировоззренческого сознания нашел свое естественное завершение и оформление в философском мировоззрении.

Понятие мировоззрения, его структура и исторический характер. Виды мировоззрения.

Религиозное мировоззрение, его основные характеристики. Виды религиозного мировоззрения. Представление о добре и зле, идея бога.

Мировоззрение – система идей о мире, человеке и их взаимоотношениях. Основным стержневым элементом мировоззрения является идеал , который выражает конечные цели нашей деятельности, общие требования личности, класса либо какого-то сообщества. Идеал выражает должное и желаемое в сфере экономической, социальной и политической жизни общества. По своей природе мировоззрение является социально-классовым феноменом или явлением, которое объединяет людей в некоторую группу, класс определяет их содержание и направление их развития. Поэтому существует классовый подход к пониманию природы мировоззрения. Оно является научным, а не идеологическим. Исходя из классовой теории мировоззрения в социальной науке, выделяют исторические формы мировоззрения, или исторические формы общественного сознания, которые направлены на адекватное отображение общественного бытия или социальной жизни человека:

− мифологическое сознание

− религиозное сознание

− философское сознание.

Специфика мифологического мировоззрения

Мифологическое сознание является первой формой существования и развития общественного и индивидуального сознания человека. Каждый человек начинает свое сознание с мифологического, т. к. это специфическая форма обыденного сознания (всегда основывается на обыденной жизнедеятельности человека). Мифология возникла как результат выделения человека из мира природы и является результатом или формой существования нашего внутреннего мира. В основе лежит фундаментальное противоречие между добром и злом. Зло – это первая историческая форма осознания взаимоотношения человека с окружающим миром. Чтобы понять специфику мифологического мировоззрения, надо определить понятия добра и зла, которые являются краеугольными факторами мифологии. Зло – весь окружающий мир, который противостоит человеку или коллективу, на который направлена деятельность человека. Добро – первичный коллектив, состоящий из предков, потомков и живущих в данное время людей. Эти люди связаны абсолютным принципом («родственник родственнику принципиально не может нанести зла» - основной принцип мифологического мировоззрения).



Фундаментальные характеристики мифологического сознания .

1. Мифологическое сознание по своей природе антагонистично, раскалывает мир на 2 противоположности (мы и они) и служит средством для поиска «козлов отпущения».

2. Мифологическое мировоззрение по своей природе является несистемным, оно никогда не выделяет времени, и мифологическое действие всегда происходит только в пространстве.

3. Мифологическое мировоззрение по своей природе синкретично. Оно не разделяет мир на сферы бытия: божественный, человеческий и природный мир.

4. Миф не знает содержания, он полностью отождествляется со знаком, т. е. считается, что всё что присутствует в мифе реально. Мифология всегда удваивает мир (из действительности делает виртуальность).

5. Мифологическое сознание не требует веры и в этом заключается главный недостаток, порок мифологии.

6. Мифология не отвечает на вопрос «почему?», она не исследует причин. Главный мифологический вопрос: «Как относится к данному событию? Что делать с ним?»

7. Мифология – идеология человека-победителя. Она знает один тип человека – герой.

Функции мифологии в жизни человека и общества .

1. Объединительная: мифология определяет нашего общего предка.

2. Определяет цель развития данного коллектива, общности. Дает идеал, к которому все должны стремиться.

3. Дает примеры поведения.

4. Самое главное: мифология создала субъективный мир: любая мифология углубляет окружающий мир, она вносит в него элементы духовного начала.

5. Остановила время и тем самым сформировала внутреннюю жизнь человека, положив основы понимания семьи, рода, нации.

Специфика религиозного мировоззрения

Марк Тейлор пишет: «религиозное сознание возникает из разлагающейся мифологии, когда разрушаются принципы: родственник не может нанести вред родственнику, разрушается община, человек может быть уверен только в себе самом. Основным противоречием религиозного сознания является противостояние между добром и злом. Под добром понимается сам индивид, который противостоит всеобщему мировому злу. Жан Поль Стюар: «Как может выжить человек во всеобщем океане зла?». Ответ один: нужно заручится поддержкой некого мирового начала, которое может нейтрализовать зло. Мировое начало – бог, природа которого - делать добро. В религиозном мировоззрении человек выступает в единстве с мировым началом – богом. Истинная человеческая деятельность – деятельность по воссозданию связей или соотношений с богом.

Религиозное мировоззрение – деятельность человека или общества, стремящаяся восстановить некую духовную связь с абсолютом, для продолжения и определения своей жизни.

Фундаментальные характеристики религиозного мировоззрения :

1. Религиозное мировоззрение всегда индивидуально. Именно религия определяет и формирует нашу индивидуальность, потому что областью деятельности человека является его внутренний мир, а не окружающая действительность.

2. Рел.мировоззрение знает лишь один тип мировоззрения; тип страдающего индивида, деятельность которого полностью подчинена очищению внутреннего мира через страдание.

3. Рел.мировоззрение отрицает мифологическое в том, что вводит сферы бытия, возводит непреодолимые границы.

4. Религия впервые вводит в действие фактор времени. Она признает только внешнее время.

5. Рел.мировоззрение существует и развивается на основе принципа гилозоизма – перенесение индивидуальных качеств человека на природные и сверхприродные объекты.

6. В отличие от мифологии религия может существовать через акт веры.

7. Религиозное мировоззрение всегда догматично в своей основе и по своей природе интуитивно.

8. Религиозное знание иллюзорно, так как основным предметом деятельности человека является не воздействие на окружающий мир, а воздействие на мировое начало – бога.

В зависимости от того, что понимается под мировым абсолютом: бог/свое сущностное «я»/личность/нация/класс/вещь в виде священной реликвии, все религиозное мировоззрение подразделяется на 3 формы:

− эгоцентрическое сознание

− социоцентрическое сознание

− космоцентрическое

Эгоцентрическое – стремление индивида восстановить утраченную связь со своим сущностным «я», со своей внутренней системой ценностей, человек всегда живет по принципу: внутри я лучше, чем говорят другие. Человек всегда знает, когда он делает зло, а когда добро. При созидании зла у нас возникает внутренний стресс, в основе которого возникает вопрос о ценности своего сознания. Эгоцентрическое сознание – это внутренняя деятельность человека, в основе которой лежит стремление утвердить свою индивидуальность, это работа нашей самооценки, которая не допускает девальвации нашей личности.

«Самооценка- это последний бастион нашей личности. Разрушив самооценку, мы уничтожаем нашу личность». Эгоцентрическое мировоззрение – это всеобщее мировоззрение, это форма нашего индивидуального спасения.

Социоцентрическая модель – стремление человека или части общества создать или восстановить духовную связь с неким социальным абсолютом, в основе которого лежит стремление дополнять до некой целостности свои недостающие силы, ресурсы.

Социоцентризм – культ личности, стремление человека подражать социальным идолам. Это форма не всеобщего, а индивидуального самосознания.

Космоцентрическое мировоззрение – стремление человека и общества восстановить утраченную связь с мировым абсолютом, творцом вселенной. В зависимости от того, что понимается под богом, есть три типа:

· Теоцентрическое сознание – бог-творец вселенной (христианство, иудаизм,и т.д

· Панте…. – бог «размывается» в природе (буддизм)

· Атеистическое – вместо бога мы ставим человека

· Религия направлена на развитие духовного мира, но в нашем мире оно многозначно и проявляется в трех формах, описанных выше.

Особенность религиозного сознания, прежде всего, в том, что оно направлено на формирование вида, конкретного индивида. Религиозное мировоззрение знает только один тип личности – страдающая личность, главная значимость бытия которого – собственное духовное развитие через страдания, сопереживания.

В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

  • познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т.п.;
  • предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
  • практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т.п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

  • как возник мир;
  • как он развивается;
  • что такое жизнь;
  • что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Основные исторические виды и сущность мировоззрения

Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

— мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое миродействие и миропонимание.

По , религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

  • через воспитание в условиях религиозной семьи;
  • обучение в школе;
  • опыт жизни;
  • силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

Мифологическое мировоззрение

С момента «обнаружения» человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова сущность и природа окружающего мира, какова сущность и природа самого человека, что общего между человеком и окружающей его действительностью и что их разделяет, как следует вести себя в этом мире? Подобные вопросы относят к разряду мировоззренческих.

Сама постановка такого рода вопросов стала свидетельством определенной зрелости человека, развития его мировосприятия. В ходе своих наблюдений человек стал подмечать в окружающих его явлениях и процессах закономерности, связи. Некоторые из них были восприняты как результаты внутренней активности, относительно скрытой, но целенаправленной деятельности. Последовал вывод о том, что не только человек познает и осваивает мир, но и сам он является объектом исследования, наблюдения и воздействия.

Не только животные и растения, но и реки, горы, степи, огонь, воздух, земля, вода, небесные светила оказались в понимании человека одушевленными. Каждая из актуализированных таким образом сущностей обрела личностное начало, а вместе с ним — волю, устремления, интересы, пристрастия. Каждая подобная сущность, конечно же, была наделена именем. Кроме того, в человеческом сознании сформировалось представление о существах, невиданных в обычной практике, но якобы играющих существенную роль в процессах бытия, способных оказать большое влияние на жизнь человека. Различные культурно-этнические системы отличаются совокупностью своих мифологических существ. Неотъемлемые персонажи античных мифов — боги-олимпийцы, кентавры, грифоны, циклопы, сирены; в русской традиции — это Ярило, лешие, птица-феникс и т.д.

Рис. Мировоззрение и его типы.

Некоторые из людей оказались талантливыми организаторами своих соплеменников, мужественными и умелыми воинами. Другие — мудрецами, повлиявшим на сознание и образ жизни многих людей. Третьи проявили себя как искусные художники или ремесленники. Все они остались в человеческой памяти и в представлении следующих поколений приобрели статус героев, наделенных сверхчеловеческими способностями, полубогов. Им приписывали невероятные подвиги, они смело вступали в борьбу со стихией, в партнерство или противоборство со сверхъестественными сущностями, часто выходили победителями в сложных и опасных ситуациях. В рассказах, легендах о них переплетались реальный опыт, народная мудрость, образность, выдумка, приобретшая фантастические формы.

Так возникла мифология. Она считается первым типом мировоззрения и представляет собой относительно стройную систему мифов, а также представление о мире и отношение к нему, основанное на критериях, вытекающих из содержания мифов.

Миф в современном понимании — это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности.

В мифах отражается представление людей древних обществ о происхождении мира и человека, о характере его функционирования, системы духовных, этических, эстетических ценностей и норм. Миф отличает простота сюжета, согласно которому человек вступает во взаимодействие с очеловеченной природой и фантастическими существами. Все, что было изложено в мифах, не могло подвергаться критике, принималось за факты действительности, являлось образцом мировосприятия, поведения.

Другими словами, миф — это проявление мировосприятия древнего человека, содержащее определенные ориентиры и некоторые предписания его повседневной практики.

Древний человек, осознав свою автономность в природе, еще не в полной мере выделил себя из нее. Он себе представлялся неотъемлемым, естественным и, по всей видимости, достаточно уязвимым элементом окружающего мира и полагался больше на чувства, чем на разум. Следует заметить, что элементы мифологическою восприятия мира существуют и сегодня, по в глубокой древности мифология была единственной формой мировосприятия. Мифологическое сознание отличается восприятием никогда не наблюдаемых в реальности, идеальных картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве «неопровержимых фактов бытия». Оно стирает грани между естественным и сверхъестественным, объективным и субъективным, подменяет причинно-следственные связи аналогиями и поверхностными объяснениями.

Итак, мифология (от греч. mythos — сказание и logos — слово, понятие, мысль, разум) — тип мировоззрения, которому свойственно чувственно-образное некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием мифов; их содержание принимается как священное, а сформулированные в них нормы — как требующие неукоснительного исполнения.

В ходе развития мифологического мировоззрения и мифологии как системы мифов в человеческом сознании крепла убежденность в реальности и могуществе сверхъестественных сил. волей которых детерминированы процессы действительности и жизнь самого человека. Возник и стал выделяться в отдельные нормативно-ценностные регулятивные системы элемент поклонения этим силам.

Первоначально в качестве предмета поклонения выступали тотемы (как правило, животные или растения, считающиеся покровителями той или иной группы людей — рода) и фетишы (неодушевленные предметы, наделенные в представлениях верующих сверхъестественными свойствами). Однако их сакральные свойства в определенный момент развития человеческого сознания девальвировались, их место заняли сверхъестественные нематериальные (часто в представлении людей — человекоподобные) всесильные сущности. Как правило, они не были непосредственно связаны с природой, но сами выступали ее творцами.

Между этими существами возникала определенная иерархия. Люди искренне верили в способность этих существ контролировать компоненты природы, причем как реально существующие (например, океан), так и вымышленные («подземное царство»). Различные сверхъестественные сущности могли «заведовать» той или иной сферой деятельности людей или распространять свое покровительство на крупные области, на которых люди проживали. Таким образом, весь окружающий человека мир был поделен между совокупностью божеств , которые в зависимости от их статуса обладали большими или меньшими сверхъестественными полномочиями. Приблизительно так выглядел политеизм.

Но возникали представления и о единственном могущественном боге, способном единолично определять абсолютно все происходящие в природе и обществе процессы. Люди безраздельно доверяли ему, наделяли непререкаемым авторитетом. Такая система называется монотеизмом.

Так сформировался еще один тип мировосприятия — религиозный , в котором, как и в мифологическом, чувственный аспект в отношениях к действительности преобладал над рациональным.

Религиозное мировоззрение

Главным отличием религии является безграничная вера в сверхъестественное идеальное начало — Бога, в его всесильность и вездесущность. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости от Бога и безоговорочное поклонение ему.

Надо отметить, что феномен поклонения священным предметам, животным возник примерно водно время с формированием системы мифов, во многих случаях это был один и тот же процесс. Элементы религиозного мировосприятия присутствовали и в мифологическом сознании. Но окончательное формирование развитых религиозных верований обычно связывают с монотеизмом, когда религиозное мировоззрение стало преобладать над мифологическим. Среди ранних монотеистических религий наиболее известны , , сложившиеся до нашей эры, в начале первого тысячелетия сформировалось христианство , а в середине — ислам.

(лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемые верой в существование сверхъестественной сущности — божества, влияющего на окружающей мир и жизнь человека.

Круг проблем, решаемый религиозным мировоззрением, существенно не отличается от проблем, решаемых мифологией. Однако характер их решения в рамках религии более строг и однозначен. Религиозные системы (прежде всего мировые религии) органичнее мифологических и совершеннее их в структурном плане. Они более строго и детально регламентируют жизнь человека. Помимо онтологической, идеологической, воспитательной функций, свойственных и мифологии, религии реализуют оценочную, консолидирующую, утешительную и некоторые другие функции.

Однако и религиозное мировоззрение было в немалой степени противоречиво. Это естественно. Мировосприятие даже отдельного человека нередко оказывается сложнее, чем самая совершенная религиозная система. Развивающемуся общественному сознанию еще более проблематично не выйти за рамки религиозного сознания. Это обусловлено неповторимостью индивидуального сознания, сложностью коллективного, многофакторностью и динамизмом общественного сознания. Процесс освоения окружающего мира связан с разносторонним практическим опытом, необходимостью углубления самых различных прикладных знаний, важностью обладания точными данными и закономерностями процессов доступного наблюдению бытия.

В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов о мире, обществе, познании человек уже в древности опирался не только на мифологические традиции, религиозные ценности и нормы, но и на рациональное знание. Это было обусловлено совершенствованием производства материальных и духовных ценностей. Развитию рациональных знаний способствовало появление все новых типов специализированной деятельности — животноводства, земледелия, медицины, возведение крупных инженерных сооружений. Важную роль играло развитие искусств и ремесел. Немалое значение имела социально-территориальная экспансия, реализованная в экономических, политических, культурно-информационных отношениях с соседними и дальними странами. Она принимала различные формы — от путешествий и торговых экспедиций до войн. Дальние морские и сухопутные походы, военное противоборство требовали организации производства различных технических устройств, транспортных средств, строительства коммуникаций и т.д. При решении этих задач возникали многие вопросы, которые невозможно было разрешить в рамках мифологии и религии. Одновременно эти процессы вскрывали противоречия некритического мировоззрения.

В результате все более очевидной становилась необходимость формирования рационального осмысления действительности. Процесс возникновения и развития такого подхода к действительности происходил параллельно с развитием «некритичных» по своей сути видов мировоззрения — мифологического и религиозного. Однако поначалу рациональное знание распространялось исключительно в области практик и, как правило, не выходило за рамки решения бытовых вопросов. Оно носило в большей степени вспомогательный характер. Мифология и религия, тем временем, обрели форму идеологических систем.

Новые знания оказывали существенное влияние на социальную практику, на сознание. Они стали первыми элементами науки и, помимо прочего, требовали обобщения, систематизации. Постепенно сформировалось осознанное стремление целостного восприятия мира на основании именно этих знаний. Мировосприятие все больше основывалось на понимании сущности окружающих человека процессов и явлений, на более логичных теоретических выводах, все чаше подтвержденных эмпирическим опытом. Так складывался еще один тип мировоззрения — философский.

Философское мировоззрение

Отличает критическая позиция в отношении окружающего мира, в отношении самого человека, а также в отношении процесса познания человеком действительности. Философское мировоззрение основывается на логически непротиворечивых выводах по поводу предмета исследования. Не требующая доказательств вера, традиционные для мифологии взгляды в философии были потеснены стремлением разобраться в сущности вещей.

Постепенно философия стала занимать все более прочные мировоззренческие позиции, но не отменила окончательно ни мифологии, ни тем более религии. Следует также отметить, что по своей сущности и значению в жизни общества все виды мировоззрения во многом схожи между собой. Это позволяет определить сущность мировоззрения.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, ценностные ориентации, идеалы, жизненная позиция, убеждения, которые лежат в основе отношения человека (отдельного человека, группы людей, сообщества) к себе и к миру, его повседневного поведения и устремлений.

В мировоззрении обычно выделяются два уровня: образно-эмоциональный и понятийно-категориальный. Мифологический и религиозный типы мировоззрения в большей степени носят эмоционально-образный характер. В отличие от этою философский тип мировоззрения основан прежде всего на рациональном мышлении. он представляет собой логически обоснованные системы взглядов и оценок действительности, отношений к ней.

Наконец, философия оказалась более динамичной, емкой и разнообразной формой мировоззрения. Она глубже проникает в сущность вещей и процессов, позволяет иметь о них более емкое и разностороннее представление.

В мифологии и религии все это либо отсутствует, либо не имеет такой же, как в философии, строгости.

Элементы философского мировоззрения существовали всегда с тех пор, когда человек впервые задумался о том, что его окружает, как этот окружающий мир устроен, как возник тот или иной его элемент, кто он сам в этом мире. Мифология и религия также содержат в себе в качестве компонентов фрагменты философского знания, так как в них присутствуют определенные обобщения. С другой стороны, мифологию и религию в какой-то степени можно считать вариантами философского подхода к реальности.

Так, для мифологии окружающий мир — это некоторая данность, само собой разумеющееся вместилище явлений и процессов, в той или иной мере понятных человеку, арена драматичных взаимоотношений сверхъестественных сущностей, на которой нашлось место и самому человеку, хотя отведенная ему роль и скромна. При этом ни прошлое, ни будущее в мифе зачастую существенно не отличаются от настоящего, мир цикличен в своем развитии, субъект исследования этим ничуть не обеспокоен, эволюция для него носит достаточно ограниченный, а порой лишь бытовой характер.

Большинство известных религий трактуют мир как творение Бога, запрещая задумываться о том, существует ли (существовало ли) что-нибудь вне этого «товарного» (т.е. сотворенного) мира. Человек — всего лишь один из элементов, всецело зависящий от творца реальности, но в то же время самое важное и совершенное творение, призванное осознанно, в доступной ему форме и в дозволенных свыше пределах реализовывать божественную волю в этом мире.

Философия не удовлетворяется простотой и статичностью мифологической картины мира, заданностью и предопределенностью религиозной трактовки бытия. Философы выдвигают различные, порой противоречащие друг другу идеи субстанционального характера или рационально обосновывают онтологические (например космологические) идеи мифов. Так, некоторые ранние философские системы выступали с позиций гилозоизма (предполагающего одушевленность всех материальных тел, природы космоса).

Даже в рамках религиозного мировоззрения философия стремится к более полному пониманию бытия, к более адекватному его отражению, к познавательной разноплановости. Помимо политеизма (многобожия, язычества) и монотеизма (религия, в основе которой вера в единого Бога) философская мысль, проявляясь в религии, в разнос время выдвигала концепции деизма, пантеизма. Позиция деизма заключается в представлении о том, что Бог создал мир и после этого не вмешивался в его развитие, давая человеку возможность самому жить по разумным законам, полученным вместе с актом творения. Пантеизм отождествляет Бога с природой.

Однако философия выходит далеко за рамки религии.

Философия стремится учесть все значительные сведения о реальности. Она критически исследует вновь возникшие концепции, но подвергает сомнению и представления о природе, сложившиеся ранее. Суммируя весь критический опыт и последние достижения науки, философия формирует современное представление о мире. В это представление включены все вопросы, которые возникли как в самом начале развития человеческой цивилизации, так и в ходе всей ее истории. Эти вопросы называют философскими — о вечном и временном, о беспредельном и конечном, о единичном и неисчислимом, о возвышенном и низменном, об истине и заблуждении, о справедливости и обмане, о совершенстве и примитивности. Философию в равной мере интересует и вся Вселенная, и отдельный человек. Философы вновь и вновь рассуждают о том, что такое наш мир. как он возник и в каком направлении развивается; о красоте, любви, добре, счастье.

Реальность в различных философских системах, учениях, школах представляется неодинаково, но каждая новая концепция, как правило, не отвергает прежнюю (во всяком случае не отвергает абсолютно). Очередная концепция, скорее, добавляет новые штрихи в создаваемую веками картину мира. В результате взаимодействия подобных систем и представлений философское знание стремится более глубоко проникнуть в сущность известных ранее явлений и процессов, составляющих наш мир.

Философия ставит целью сформулировать универсальные подходы, позволяющие полно и глубоко осознать общие закономерности бытия или сущность его важных фрагментов — окружающего нас материального мира, общества, человека. При этом философия пытается обеспечить наибольшую объективность содержащегося в ней знания. Однако в любую концепцию неизбежно включается значительный субъективным компонент, обусловленный личностью ее автора. И как нет одинаковых людей, так и нет двух одинаковых философских концепций. Впрочем, это не мешает большим группам философов и разделяющим их позиции представителям общества придерживаться каких-либо общих принципов, наиболее фундаментальных положений, центральных, особо значимых идей.

Религиозное мировоззрение

На смену мифологии пришла религия. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.

Философское мировоззрение

Качественно новым типом мировоззрения является философское мировоззрение. Термин философия (в пер. с древнегреч. «phileo» - люблю, «sophia» - мудрость) - означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философия стала новым явлением в VI веке до н.э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. В этих регионах зародились самые развитые цивилизации с производящей экономикой и товарно-денежными отношениями, с первыми государствами и классовой структурой. Зрелая социальная основа вызвала к жизни древнюю науку и философию.

Философия - особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей бытия, совершенствования познавательного аппарата появилась необходимость возникновения новой формы освоения мировоззренческих проблем.

Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира и другие, а также весь объем позитивного (положительного, полезного) знания, которое на протяжении тысячелетий накапливало человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры или вымысла.

Появление философии - это появление вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся разнообразных форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии (лат. «reflexio» - обращение назад) и тем самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска через частное и общее обнаружить всеобщее. Это равнозначно тому, что философия выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление трансцендентно (лат. «transcendens» - перешагивающий, выходящий за пределы), так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир - человек».

Таким образом, предмет философии образуют всеобщие сущности мира и его основных фрагментов. Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры наиболее общие представления о мире и человеке, которые носят название универсалий культуры. Универсалии культуры - это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия. Универсалии культуры, прежде всего, это формы мышления, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах, это квинтэссенция накопленного человеческого опыта, опираясь на который каждое новое поколение познает и преобразует мир. Кроме того, они определяют и эмоциональное переживание человеком мира, его оценку явлений и событий окружающей действительности. Категории возникают, развиваются и функционируют в культуре как целостная система, где все элементы так или иначе связаны друг с другом. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, которая транслируется в культуре и усваивается индивидами в процессе социализации. В системе универсалий культуры можно выделить так называемые базисные (универсальные) категории, в которых обнаруживаются необходимые, существенные свойства и характеристики объектов, явлений мира. Эти свойства выявляются практикой в предметном мире, а затем переносятся в идеальный план сознания, фиксируясь в форме категорий пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.п. Эти категории универсальны, поскольку в любых объектах обнаруживаются соответствующие характеристики и свойства. Кроме базисных категорий в системе универсалий культуры можно выделить категории, посредством которых выражены характеристики и свойства субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся категории: человек, общество, я, другие, труд, сознание, добро, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и т.п. Эти категории уже не имеют статуса всеобщих и универсальных категорий бытия, а применимы только для сферы социальных отношений. Однако в жизнедеятельности человека они играют не меньшую роль, чем базисные категории. Они фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемого опыта включения индивидов в систему социальных отношений и коммуникаций.

Итак, система категорий, лежащая в основании культуры, выступает в качестве ее фундаментальных мировоззренческих структур. Она выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления о природе, обществе, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни, ценностях человеческого мира и т.д. В каждом типе культур присутствует специфический для них категориальный строй сознания, который выражает особенности культуры определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, принятую в нем шкалу ценностей. Категориальные структуры обнаруживают себя во всех проявлениях духовной и материальной культуры общества того или иного исторического типа (в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, художественном освоении мира и т.п.). Они выражают мировоззрение данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира, что позволяет рассматривать их в качестве оснований культуры соответствующей эпохи.

Для человека, сформированного соответствующей культурой, смысл ее универсалий чаще всего выступает как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он организует свою деятельность и строит свою жизнь.

В процессе философской рефлексии над универсалиями культуры формируется язык философии, представляющий собой систему предельно обобщенных категориальных форм. Таким образом, результатом философского исследования и рационально-логической рефлексии являются философские категории, выступающие как своего рода теоретическая рационализация универсалий культуры, которые не всегда выражаются в логически стройной форме и могут быть зафиксированы в форме образов, иносказаний, притч и т.д. В них преодолевается чувственно-эмоциональная конкретность, образность, символизм, метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения. Философские категории представляют собой формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности. Специфика философских категорий заключается в том, что они носят универсальный характер, т.е. приложим не к какой-то одной области явлений, а к явлениям, существующим в различных областях действительности.

Специфика философской рефлексии над основаниями культуры заключается в том, что с ее помощью осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом. Поэтому мы можем сказать, что философия выступает как самосознание культуры. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме -- это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф -- это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера -- наиболее полном собрании древнегреческих мифов -- процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса -- весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля -- Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь -- Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак -- Эреба и темную Ночь -- Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет -- Эфир и радостный светлый День -- Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо -- Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с раком Земли и Урана -- Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии -- Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта -- диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития.

Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов? Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие -- «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, радиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно- нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности. На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы. Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как - бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти. В массовом сознании философия нередко представляется чем - то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего».

Философствование в таком понимании - это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» - философ, даже если он и не подозревает об этом.

Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия вне исторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями.

При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно - умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания - духовно-практический. Именно он выражает смысло жизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией, однако, они не были нераздельны. Религия имеет свою специфику, которая заключается не в особого типа мировоззрении. Специфика религии обуславливается тем, что основным элементом религии является культовая система, то есть система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Что придает мировоззрению особый духовно-практический характер. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви. Доброты, терпимости, долга и т.п., связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически-изменчивые, переходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характер абсолютного, неизменного.

Таким образом, религия придает смысл и значение, а значит и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.

Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями). Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности. Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

  • 1. Символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхъестественным и естественным мирами;
  • 2. Носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом);
  • 3. Время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова);
  • 4. Откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.

Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

Первым историческим типом мировоззрения было мифологическое, вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности. Прежде всего, религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную.

Неотъемлемой чертой религиозных мифов и представлений является их догматизм. Возникнув, религия сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков.

Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.

Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Последний вскрывает смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Эта особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом.

Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее.

Следующая особенность религиозно-мировоззренческого способа освоения действительности - универсализация духовно-волевой связи, представление о которой постепенно вытесняет мифологические представления о всеобщей родственной связи. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.

Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Отношение к действительности, определяемое религиозным мировоззрением, существенно отличается от иллюзорно-праксеологического способа действий, связанных с мифологическим мировоззрением. Это пассивное отношение к действительности. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и другие действия).

Таким образом, религиозное мировоззрение -- это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и мировых) форм.

Возникновение религиозного мировоззрения было шагом вперед на пути развития человеческого самосознания. В религии постигалось единство между разными родами и племенами, на основе которых создавались новые общности -- народности и нации. Мировые религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей.

Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны.

Нельзя однозначно оценить и культурное значение религии. С одной стороны, она, несомненно, способствовала распространению образования и культуры.