Мое отношение к герою повести портрет. Сочинение на тему: Два художника в повести Портрет, Гоголь

ученицы 10 «б» класса Лавреновой Татьяны

учитель Г.К.Кривошеева

Н.В.Гоголь однажды сказал: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». А мне в свою очередь, хочется добавить: читать плоды его творчества – тоже наслаждение. Сколько души, сколько правды, сколько сил, сколько эмоций вложил в свои произведения этот человек! Оттого они и вызывают огромный интерес.

В своём творчестве Н.В.Гоголь раскрыл множество проблем, очень важных и актуальных, положительных и отрицательных. Перед нами предстаёт обман, казнокрадство, взяточничество; мы сталкиваемся с жизненными трудностями; узнаём судьбу маленьких людей; понимаем, что может случится, если мечта не сойдётся с реальностью; видим, как творческие люди взаимодействуют с обществом. Но огромное внимание писатель уделяет человеческим порокам и их высмеиванию.

В повести «Портрет» мы знакомимся с юным художником, который отличается своеобразием, самобытностью, оригинальностью и ценит настоящее искусство. Н.В.Гоголь даёт нам понять, что творчество занимало в жизни молодого художника ещё больше места, чем повседневность: «Чартков вступил в свою переднюю, нестерпимо холодную, как всегда бывает у художников, чего впрочем, они не замечают». Он жил искусством, воплощая в своих картинах смелые, необычные идеи, не ставил цели заработать на этом, хоть и жил очень бедно. Пока ещё в судьбе Чарткова нет ничего порочного, автор уважает огромное стремление художника творить создавать новые, глубокие и осмысленные произведения. Но дальше случается то, чего никто не пожелал бы талантливому творцу. Мы видим, как меняется судьба Чарткова после появления в его жизни портрета странного ростовщика. Ключевую роль здесь сыграл мотив дьявольского соблазна. И тут-то и проявляются в нашем художнике один из главных человеческих пороков – стремление бесконечно богатеть и желание прославиться. Проблема богатых, мечтающих стать ещё состоятельнее, и бедных. Мечтающих о богатстве, вечна. Да и прославиться люди мечтают не первый век. Произвести впечатление, привлечь внимание, чувствовать себя выше и лучше других – это есть цели людей, стремящихся к известности. Главный герой, конечно же, богатеет, но ценой богатства и славы становится талант, утерянный безвозвратно. Чартков догадывается об этом очень поздно, и до самого конца жизнь его – сплошное несчастье.

Творчество Н.В.Гоголя – неотъемлемая часть литературы, огромная и незаменимая. Его произведения наполнены глубоким смыслом, их интересно читать, но не легко. Почему не легко? Из-за большого количества мыслей, требующих внимания и понимания. Н.В.Гоголь очень ярко, смело, подробно показывает нам разные типы людей, общественных взаимоотношений, отношений к делу. Читая его произведения, убеждаешься в том, что творчество было поистине высшим для него наслаждением.

Николай Васильевич любил в своих повестях пофантазировать, создать мистический сюжет, что видно из его известных рассказов «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но если здесь читателю предстоит окунуться в вымышленный мир фольклорного характера, то Гоголя «Портрет» показывает, что автор хотел фантастику перенести и на социальные явления. В этом Николай Васильевич напоминает многих зарубежных литераторов, у которых «сверхъестественное» захватывает мир. В нашем случае злом выступают деньги.

Внутреннее противостояние богатства и таланта

В начале повести перед читателем предстает молодой, подающий большие надежды художник Чартков. Он беден, поэтому завидует судьбе живописцев, которым стоит нарисовать несколько картин, чтобы купаться в роскоши. Молодой человек ропщет на свою судьбу, ведь ему приходится жить в безызвестности и бедности. И тут создает нетипичную и совершенно фантастическую ситуацию Гоголь. Анализ произведения «Портрет» показывает постепенное превращение Чарткова из талантливого художника в завистливого и жадного человека, погубившего свой талант.

В лавочке на Щукином дворе художник находит таинственный портрет, который в результате становится источником его обогащения. В картине заключена частица дьявольской души ростовщика Петромихали. Сначала Чартков на полученные деньги покупает гравюры и манекены, чтобы серьезно заняться искусством, но потом поддается искушению, приобретая совершенно бесполезные и ненужные ему вещи. Доходит до того, что молодой человек скупает талантливые картины других живописцев и дома их уничтожает.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что желание иметь все и сразу может убить талант. Чартков красиво рисовал, но даже его учитель заметил, что тот нетерпелив и присматривается к модным веяниям. Преподаватель наставляет молодого художника, чтобы тот не тратил свой талант на рисование портретов за деньги. Но Чарткову хочется мгновенной славы и денег. Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что за все нужно платить, живописец получил богатство, но его кисть приобрела бесцветность, он потерял свой дар.

Искупление грехов и служение искусству

Н.В. Гоголь «Портрет» написал, чтобы противопоставить совершенно разные характеры людей и их взгляды на искусство. Автором дьявольского портрета был отец рассказчика. Этот человек, как только понял, какую силу имеет картина, и какой он грех совершил, сразу же пошел в монастырь, замаливать свои грехи. Писатель не видит ничего плохого в том, что с помощью искусства изображено зло, но человек должен в этом раскаяться и не губить свой талант.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что иконописец, который в молитвах провел не один год, смог нарисовать картину рождества Иисуса такой, что все ее герои кажутся живыми. Даже настоятель был поражен святостью фигур, сказав, что кистью живописца водила высшая сила. Николай Васильевич на примере двух людей показал отношение к искусству. Чартков прошел путь от таланта к гибели, а иконописец - от совершения греха к добру.


Любой талант, какой бы силы он ни был, можно развить, а можно и погубить. Это справедливо для любой сферы искусства и науки, но ярче всего это можно проследить на примере жизни художника.

В повести «Портрет» Н.В. Гоголя мы видим резкое противопоставление двух художников - Чарткова и того, кто создал портрет ростовщика. Талант Чарткова идёт по крутой убывающей лестнице.

Пока он был ещё крайне беден, он жил только искусством, и можно было надеяться, что из него выйдет хороший художник. Но в нём всегда теплилась надежда разбогатеть, выйти в свет, пожить в своё удовольствие. И едва только у него появились деньги, как художник дал волю своим желаниям. Сначала он ещё хотел поработать, искусство не утратило для него своей святости, однако вскоре оно стало для Чарткова лишь предметом прибыли, и талант, так и не развернувшись, угас совершенно.

Другой художник, напротив, вознёсся на самую вершину своего искусства и даже превзошёл его. Поняв, что портрет старца-азиата обладает дьявольской силой, и почувствовав, что наказан за его создание, он удалился в монастырь, избрав путь очищения души через пост и молитву. И лишь удостоверившись в том, что заслужил прощение, он принялся за главную картину в своей жизни, которая поразила всех необыкновенной святостью фигур.

Получается, что человек сам выбирает свой путь, и развитие таланта зависит от него самого, а значит, главное в жизни - сделать правильный выбор и не упасть с огромной лестницы в бездну безнравственности.

Обновлено: 2017-07-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Главная тема повести «Портрет» - тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только

тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел...

Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, - это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна». Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником. И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:

Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.

В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти. Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений. Чартков слепо копировал природу, этот же человек - творец.

И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.

И, наконец, третий, высший тип художника - художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность. Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека. Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.

В картине..., точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.

Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника. И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:

Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.

Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.

Повесть «Портрет» - это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество - дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.

Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести « » является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.

В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.

Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично. Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете. Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.

Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись «1000 червонных». Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами. Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя. Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.

Когда-то бедный художник становится модным художником. С его мнением начинают считаться, его приглашают оценить работы других мастеров. Чартков меняется и внутренне. Теперь он не боится критиковать других, считает художников, которые пишут картины месяцами бездарными.

В один из дней его приглашают оценить картину одного молодого художника. Чартков, взглянув на работу, понимает, как она великолепна. Теперь он понимает, что продал свой талант. Чартков начинает скупать работы великих художников и уничтожать их. В конечном итоге, он, сойдя с ума, умирает.

Далее мы оказываемся на аукционе, где выставлен портрет старика. Когда торги были в самом разгаре, один художник заявил права на эту картину. Присутствующим он рассказал историю про человека, изображенного на портрете. Этот человек был очень богат, любой мог занять у него денег. Но все, кто прикасался к деньгам старика, трагически заканчивали свою жизнь. В один из дней этот старик попросил отца рассказчика нарисовать его портрет. Работа очень утомляла мастера. В конечном итоге, он ее бросил. А жизнь художника наполнилась злостью и завистью. Тогда он решил уйти в монастырь, где написал икону Рождение Иисуса Христа. Эта икона позволила исцелить душу художника. А своему сыну он завещал найти и уничтожить портрет старика.

В образах двух художников Гоголь показал нам, как может быть губительна жажда денег и славы и то, что искусство должно быть истинным.