Музыкальное искусство 30 е годы. Музыкальное искусство

Массовая песня, зародившаяся в 20-е годы, получила стимул к развитию в 30-е, поскольку отображала культурные запросы трудящихся. Композиторы внимательно прислушивались к музыкальному быту, переосмысливали творчество предыдущих лет и создавали яркие новые сочинения. Именно в это время появляются заметные произведения композиторов-классиков - Покрассов, М. Блантера, В. Захарова, И. Дунаевского. Популяризовались тексты М. Светлова, В. Гусева, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача.

Песни о труде

Народ-борец, воспевавшийся в 20-е годы, в мирное время становится народом-тружеником. Тот подъем и пафос, который звучал в песнях о борьбе, стал сопровождать первые пятилетки. Был создан образ народа-творца, созидателя, строителя новой жизни. Коллективный герой – молодой, сильный, уверенный в себе труженик. Впервые в массовой песне его он появляется с «Песней о встречном» и активно популяризуется. Его главные черты – воля, твердое намерение построить мирную счастливую жизнь. Произведение имеет общие черты с оптимистичными французскими песенками и призывными мелодиями гимнов.

«Песня о встречном» во многом стала знаковой. Именно она стала предвестницей появления главного вида массовой песни – молодежного марша, также во многом повлияла на песню в кино. Кроме нее, известными стали произведения Дунаевского «Марш энтузиастов» на стихи Д"Актиля, Захарова «Зелеными просторами», «Спят курганы темные» (музыка Богословского, текст Ласкина). В особо торжественные моменты исполнялись трудовые песни Рейница «Марш ударных бригад» и Дунаевского «Марш трактористов».

Нельзя не обратить внимания на явное приукрашивание действительности. Жизнь народа в послевоенные годы была очень сложна. Страна испытывала серьезные экономические трудности, шла коллективизация, многим людям пришлось прожить судьбу лагерных узников, узнать, что такое репрессии. Трудовая песня с ее оптимистичностью не отображала реальных трудностей, однако при этом передавала главное – настрой людей на преодоление препятствий, уверенность в будущих победах. Родился новый идеал – мирной трудовой жизни, созидания во имя будущего. Именно массовая песня о труде как нельзя лучше передавала и отчасти формировала готовность пережить все испытания и создать новую счастливую страну.

Песенное творчество и кинематограф

В 30-е годы кино только развивалось, и композиторы приняли активное участие в этом процессе. Музыкальная легенда советского кинематографа – И. Дунаевский. Он работал в разных жанрах, сегодня его имя – первое в списке композиторов, много работавших для кинематографа. Также он написал музыку ко многим спектаклям, балетам, пьесам, опереттам, кантатам. Сотрудничество композитора с выдающимся певцом Леонидом Утесовым было очень продуктивным, позволило создать эстрадные программы, благодаря которым популяризовались джазовые композиции. Этот опыт позволил расширить музыкальные горизонты и создать мелодии, связанные с самыми разными и порой неожиданными жанрами – от городской песни до романса. Композитор написал музыку к 28 кинофильмам.

Среди наиболее известных композиторов, писавших музыку для кино, также следует выделить таких: братья Покрассы, В. Пушков, Ю. Милютин, Д. Шостакович, Н. Богословский, Н. Крюков.

Популярные жанры массовой песни

Помимо трудовой песни и кинематографического песнетворчества, в 30-е годы развитие получили такие жанры:

  • гимнические;
  • песни-воспоминания о гражданской войне;
  • оборонные;
  • о Советской Армии;
  • о колхозной деревне;
  • лирические.

Торжественность, сходство с гимнами свойственны песням об Отечестве и народе, например, «Москва майская», «Марш энтузиастов» и многих других. Гордость за свою землю и народ звучит в «Песне о Родине». По-прежнему отзывается в песнях гражданская война, чаще в форме сюжетных баллад: «Песня о Каховке», «Партизан Железняк», «Орленок», «Песня о Щорсе», «Тачанка». Не забытая война, готовность снова защитить Родину в случае нападения звучат в оборонных песнях «Если завтра война», «Три танкиста», «Дальневосточная», «Полюшко-поле», «То не тучи, грозовые облака». Созвучны им песни о Советской Армии «По долинам и по взгорьям», «Эшелонная», «Бейте с неба, самолеты», «Забайкальская».

Параллельно с развитием оборонной и послевоенной песней воспевался деревенский труд, в лирических произведениях – чистые чувства: «Вдоль деревни», «Провожание», «И кто его знает», «Чайка», «Катюша», «Песня Анюты», «Сердце, тебе не хочется покоя», «Неудачное свидание», «Утомленное солнце», «Уходит вечер». Зачастую в лирической песне заметны переплетения мотивов любви и патриотических чувств.

Данный урок посвящен культуре и искусству СССР в 1930-е гг. Несмотря на тоталитарный контроль государства над всеми сферами культурного развития общества, искусство СССР 1930-х гг. не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния с Запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино. В ходе сегодняшнего урока вы узнаете, какие факторы влияли на культуру СССР в 1930-х гг., что нового произошло в сфере образования, науки, живописи, архитектуры, литературы, музыки, театра и кино

Рис. 2. Цветаева М.И. ()

Экономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.

Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям. С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг. не столько противостояло власти, сколько помогало, было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.

В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.

Культура и искусство продолжала осмыслять события, которые происходили в 1930-е гг. Ярких событий не было, но толчок, данный революцией, продолжал свое действие. В 1930-е гг. большевики продолжали говорить о культурной революции, и первой задачей было повышение уровня образования, ликвидация неграмотности. В начале 30-х гг. вводится всеобщее 4-летнее бесплатное образование, в конце 30-х гг. обязательной становится 7-летка и также бесплатной. Всего средняя школа тогда включала программу 9 классов (см. Рис. 3).

Рис. 3. Советский плакат ()

Более того, строилось огромное количество новых школ, многие из этих школ, построенных в 30-х гг., с большими просторными классами, коридорами до сих пор стоят в наших городах.

Кроме системы среднего образования, развивается также и высшее. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось несколько тысяч высших учебных заведений. Открывалось огромное количество новых учебных заведений, филиалов высших учебных заведений. Почти миллион человек к 1940 г. имели высшее образование. Изменения происходили и в структуре высшего образования. С сер. 30-х гг. большую роль стали уделять общественным наукам, в первую очередь истории. В 20-30-е гг. сохранялась преемственность в области преподавания математики, физики, других точных и естественных наук, но с гуманитарными предметами все было не так. Можно сказать, что в 1920-х - начале 1930-х гг. истории просто не было, исторические факультеты в Московском и Ленинградском институтах были ликвидированы. С 1934 г. задачи меняются.

В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Немецкая национальная идея, патриотическая, была извращена фашистами. В связи с этим система образования меняется, больше внимания уделяется тем наукам, которые занимаются воспитанием и развитием в человеке патриотических чувств.

Больших успехов в 30-е гг. добиваются, в частности, такие знаменитые советские физики и химики, как П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, которые работали в разных областях. С.В. Лебедев, знаменитый советский химик, проводя свои опыты, добился получения синтетического каучука (см. Рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. П.Л. Капица ()

Рис. 5. А.Ф. Иоффе ()

Рис. 6. С.В. Лебедев ()

В гуманитарных науках все обстояло не так хорошо. В 1930-е гг. прошли несколько дискуссий, в частности, по истории. По итогам этих дискуссий утвердилось мнение, что вся история человечества, согласно теории Карла Маркса, - это сменяющие друг друга последовательно пять формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, плавно переходящий в коммунизм. Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Посредством ОЭФ фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной ОЭФ, элементом или продуктом которой оно является. История всех стран и народов стала подгоняться под эту схему, под этот шаблон. Дискуссии были, дискуссии можно было проводить, но, когда дискуссия закачивалась, часто по указанию сверху, дальше спорить запрещалось и признавалась правильной лишь одна точка зрения. Живая научная жизнь стопорилась, ведь наука без дискуссий невозможна. Также науке был нанесен тяжкий урон репрессиями. Репрессированные ученые: Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, Д.С. Лихачев. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Д.С. Лихачев ()

Искусство и литература также развиваются в 1930-е гг. Надо сказать, что в сфере литературы и искусства происходят более значимые изменения, чем в сфере развития науки и образования. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей - союз писателей Советского Союза. До 1934 г. существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация - Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло. Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами. Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И. Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И. Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. Корней Чуковский ()

Рис. 9. Айболит. Корней Чуковский ()

Рис. 10. Агния Барто ()

Интересные процессы происходили и в других сферах искусства. Музыка - трудная сфера для восприятия. 30-е гг. - это годы разной музыки: с одной стороны, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович писали серьезную симфоническую музыку. Но массы советских граждан с удовольствием пели песни А.В. Александрова, например его знаменитую песню «Катюша», которые стали народными. Среди известных исполнителей того времени - Л.П. Орлова, Л.О. Утесов. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов.

Искусство - это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг. продолжает утверждаться социалистический реализм - теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П. Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной. Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство. Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего - их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины - архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны. Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль - советский ампир. Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев. Сталинский ампир - лидирующее направление в советской архитектуре (1933-1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина» ()

Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел ()

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина ()

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» - режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» - режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л. Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» - режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова. В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А. Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги. Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции. В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте процессы развития просвещения, науки и художественной культуры СССР в 1930-е гг.
  2. Как вы думаете, почему в 1930-е гг. особое внимание уделялось преподаванию истории?
  3. Раскройте сущность метода социалистического реализма в искусстве. Какие произведения соцреализма вы знаете?
  4. Кого из репрессированных в 1930-е гг. деятелей науки и культуры вы можете назвать? Подготовьте доклад или сообщение об их деятельности и творчестве.

Список литературы

  1. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История России,
  2. XX - начало XXI века, 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под. ред.
  3. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -
  4. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с.
  5. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 304 с.
  6. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917-1930-е годы. Вестник Саратовского государственного социально-экономического
  7. университета. - Выпуск № 3. - 2013. - УДК: 93/94.
  8. Брагинский Д.Ю. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-1930-х годов. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. - Выпуск № 69. - 2008. - УДК: 7.
  1. Mobile.studme.org ().
  2. Nado5.ru ().
  3. Countries.ru ().
  4. Russia.rin.ru ().

Культура советского и постсоветского периода является ярким крупномасштабным витком русского наследия. События 1917 года стали отчётной точкой в развитии нового уклада жизни, формировании нового мышления. Настроения общества к.XIX- н.XX вв. вылились в Октябрьскую революцию, переломный момент в истории страны. Теперь её ждало новое будущее со своими идеалами и целями. Искусство, которое в некотором смысле является зеркалом эпохи, стало и орудием для воплощения в жизнь догматов нового режима. В отличие от других видов художественного творчества, живопись, формирующаяся и формирующая мысль человека, самым аккуратным и непосредственным образом проникала в сознание людей. С другой стороны живописное искусство меньше всего подчинялось пропагандистской функции и отражало переживания народа, его мечты и прежде всего дух времени.

Русский авангард

Новое искусство не избегало в абсолютной мере старых традиций. Живопись, в первые послереволюционные годы, впитала влияния футуристов и авангарда в целом. Авангард со своим презрением к традициям прошлого, что так близко было к разрушительным идеям революции, нашёл себе приверженцев в лице молодых художников. Параллельно с этими течениями в изобразительном искусстве развивались реалистические тенденции, жизнь которым дал критический реализм XIX в. Эта биполярность, назревшая в момент смены эпох, сделала жизнь художника того времени особо напряжённой. Два пути, которые наметились в послереволюционной живописи хоть и являлись противоположностями, тем не менее, мы можем наблюдать влияние авангарда на творчество художников реалистического направления. Сам реализм в те годы был разнохарактерным. Работы этого стиля имеют символический, агитационный и даже романтический облик. Совершенно точно передаёт в символической форме грандиозную перемену в жизни страны произведение Б.М. Кустодиева - “Большевик” и, наполненная патетическим трагизмом и неудержимым ликованием “Новая планета” К.Ф. Юона.

Живопись П.Н. Филонова с его особым творческим методом - “аналитическим реализмом ” - являет собой сплав двух контрастных художественных течений, который мы можем увидеть на примере цикла c агитационным наименованием и значением “Ввод в мировой расцвет”.

П.Н. Филонов Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ

Беспрекословность общечеловеческих ценностей, непоколебимых даже в такое смутное время выражает образ прекрасной “Петроградской мадонны” (офиц. название “1918 год в Петрограде”) К.С. Петрова-Водкина.

Позитивным отношением к революционным событиям заражает светлое и наполненное солнечной, воздушной атмосферой творчество пейзажиста А.А. Рылова. Пейзаж “Закат”, в котором художник выразил предчувствие пожара революции, который разгорится от возрастающего пламени судного костра над минувшей эпохой, представляет один из воодушевляющих символов этого времени.

Вместе с символическими образами, организующими подъём народного духа и увлекающими за собой, подобно одержимости, существовало и направление в реалистической живописи, с тягой к конкретной передаче действительности.
По сей день произведения этого периода хранят искру мятежа, способную заявить о себе внутри каждого из нас. Многие работы, не наделённые такими качествами или противоречащие им, уничтожались или были забыты, и никогда не представятся нашему взору.
Авангард навсегда оставляет свой отпечаток в реалистической живописи, но наступает период интенсивного развития направления реализма.

Время художественных объединений

1920-е годы - время создания нового мира на развалинах, которые оставила Гражданская война. Для искусства - это период, в который в полную силу развернули свою деятельность различные творческие объединения. Их принципы отчасти сформированы ранними художественными группировками. Ассоциация художников революции (1922 - АХРР, 1928 -АХР), лично выполняла заказы государства. Под лозунгом "героического реализма" художники, входившие в её состав, документально запечатлевали в своих произведениях жизнь и быт человека - детища революции, в различных жанрах живописи. Главными представителями АХРР были И.И. Бродский, впитавший реалистические влияния И.Е. Репина, работавший в историко-революционном жанре и создавший целую серию работ с изображением В.И. Ленина, Е.М. Чепцов - мастер бытового жанра, М.Б. Греков, писавший батальные сцены в довольно импрессионистической марене. Все эти мастера были основателями жанров, в которых выполняли большинство своих работ. Среди них выделяется полотно "Ленин в Смольном", в котором И.И. Бродский в наиболее непосредственной и искренней форме передал образ вождя.

В картине "Заседание членской ячейки" Е.И. Чепцов очень достоверно, без надуманности изображает события происходившие в жизни народа.

Великолепный радостный, шумный образ, наполненный бурным движением и праздником победы создаёт М.Б. Греков в композиции "Трубачи Первой конной армии".

Идею нового человека, нового образа человека выражают тенденции наметившиеся в жанре портрета, яркими мастерами которого были C.В. Малютин и Г.Г. Ряжский. В портрете писателя-бойца Дмитрия Фурманова С.В. Малютин показывает человека старого мира, сумевшего вписаться в новый мир. Заявляет о себе новая тенденция, зародившаяся в творчестве Н.А. Касаткина и получившая развитие в высшей мере в женских образах Г.Г. Ряжского - "Делегатка", "Председательница", в которых стирается личностное начало и устанавливается тип человека, сотворённого новым миром.
Совершенно точное впечатление складывается о развитии пейзажного жанра при виде работы передового пейзажиста Б.Н. Яковлева - "Транспорт налаживается".

Б.Н. Яковлев Транспорт налаживается. 1923

В этом жанре изображается обновляющаяся страна, нормализация всех сфер жизни. В эти годы на передний план выходит индустриальный пейзаж, образы которого становятся символами созидания.
Общество художников станковистов (1925) - следующее художественное объединение в этот период. Здесь художник стремился передать дух современности, тип нового человека прибегая к более отстранённой передаче образов за счёт минимального числа выразительных средств. В работах "Остовцев" часто демонстрируется тема спорта. Их живопись наполнена динамикой и экспрессией, что видно в работах А.А. Дейнеки "Оборона Петрограда", Ю.П. Пименова "Футбол" и др.

За основу своего художественного творчества члены ещё одного известного объединения - "Четыре искусства" - избрали выразительность образа, за счёт лаконичной и конструктивной формы, а также особое отношение к его колористической насыщенности. Самым запоминающимся представителем объединения является К.С. Петров-Водкин и одна из самых выдающихся его работ этого периода - "Смерть комиссара", которая посредством особого живописного языка раскрывает глубокий символический образ, символ борьбы за лучшую жизнь.

Из состава "Четырёх искусств" выделяется и П.В. Кузнецов, работами, посвящёнными Востоку.
Последним крупным художественным объединением этого периода представляется Общество московских художников (1928), отличающееся от остальных манерой энергичной лепки объёмов, вниманием к светотени и пластической выразительности формы. Почти все представители являлись членами "Бубнового вольта" - приверженцами футуризма - что сильно сказалось на их творчестве. Показательными стали работы П.П. Кончаловского, который работал в разных жанрах. Например, портреты его жены О.В. Кончаловской передают специфику не только авторской руки, но и живописи всего объединения.

Постановлением "О перестройке литературно-художественных организаций" 23 апреля 1932 года были распущены все художественные объединения и создан Союз художников СССР. Творчество попалось в зловещие путы жёсткой идеологизации. Нарушилась свобода самовыражения художника - основа творческого процесса. Несмотря на такой надлом, продолжали свою деятельность художники ранее объединённые в сообщества, но ведущее значение в живописной среде заняли новые фигуры.
Б. В. Иогансон испытал влияние И.Е. Репина и В.И. Сурикова, в его полотнах виден композиционный поиск и интересные возможности в колористическом решении, но картины автора отмечены излишним сатирическим отношением, неподходящим в столь натуралистической манере, что мы можем наблюдать на примере картины "На старом уральском заводе".

А.А. Дейнека не остаётся в стороне от "официальной" линии искусства. Он всё так же верен своим художественным принципам. Теперь он продолжает работать в жанровой тематике, к тому же пишет портреты и пейзажи. Картина "Будущие лётчики" хорошо показывает его живопись в этот период: романтичная, лёгкая.

Большое количество работ художник создаёт на спортивную тему. От этого периода остались его акварели, написанные после 1935 года.

Живопись 1930-х годов представляет выдуманный мир, иллюзию светлой и праздничной жизни. Легче всего художнику было оставаться искренним в жанре пейзажа. Развивается жанр натюрморта.
Интенсивному развитию подвержен и портрет. П.П. Кончаловский пишет серию деятелей культуры («В. Софроницкий за роялем»). Работы М.В. Нестерова, впитавшие в себя влияние живописи В.А. Серова, показывают человека, как создателя, суть жизни которого - творческий поиск. Такими мы видим портреты скульптора И.Д. Шадра и хирурга С.С. Юдина.

П.Д. Корин продолжает портретную традицию предыдущего художника, но его живописная манера состоит в передаче жёсткости формы, более остром, экспрессивном силуэте и суровом колорите. В целом, большое значение в портрете играет тема творческой интеллигенции.

Художник на войне

С приходом Великой Отечественной войны, художники начинают принимать активное участие в военных действиях. Из-за непосредственного единения с событиями, в ранние годы появляются произведения, суть которых - фиксация происходящего, "живописная зарисовка". Часто таким картинам не доставало глубины, но в их передаче выражалось совсем искреннее отношение художника, высота нравственной патетики. К относительному расцвету приходит жанр портрета. Художники, видя и испытывая на себе разрушительное влияние войны, восхищаются её героями - людьми из народа, стойкими и благородными духом, проявлявшими наивысшие гуманистические качества. Такие тенденции вылились в парадные портреты: «Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П.Д. Корина, жизнерадостные лица с полотен П.П. Кончаловского. Важное значение имеют портреты интеллигенции М.С. Сарьяна, созданные в годы войны - это образ академика «И.А. Орбели», писательницы «М.С. Шагинян» и др.

С 1940 по 1945 годы также развивается пейзаж и бытовой жанр, которые объединил в своём творчестве А.А. Пластов. "Фашист пролетел" передаёт трагичность жизни этого периода.

Психологизм пейзажа здесь ещё больше наполняет произведение грустью и молчанием человеческой души, только вой преданного друга прорезает ветер смятения. В конечном итоге значение пейзажа переосмысляется и и начинает олицетворять суровый образ военного времени.
Отдельно выделяются сюжетные картины, например, "Мать партизана" С.В. Герасимова, которой характерен отказ от героизации образа.

Историческая живопись своевременно создаёт образы национальных героев прошлого. Одним из таких непоколебимых и, внушающих уверенность, образов является "Александр Невский" П.Д. Корина, олицетворяющий непокорённый гордый дух народа. В этом жанре к концу войны намечается тенденция наигранной драматургии.

Тема войны в живописи

В живописи послевоенного времени сер. 1940 - кон. 1950-х в живописи ведущие позиции занимает тема войны, как нравственного и физического испытания, из которого советский человек вышел победителем. Развивается историко-революционный, исторический жанры. Основной темой бытового жанра становится мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы. Полотна этого жанра пронизаны жизнерадостностью и счастьем. Художественный язык бытового жанра становится повествовательным и тяготеет к жизнеподобию. В последние годы этого периода пейзаж тоже претерпевает изменения. В нём возрождается жизнь края, вновь укрепляется связь между человеком и природой, появляется атмосфера умиротворённости. Любовь к природе воспевается и в натюрморте. Интересное развитие получает портрет в творчестве разных художников, для которого характерна передача индивидуального. Одними из выдающихся произведений этого периода стали: "Письмо с фронта" А.И. Лактионова, произведение, подобное окну в лучезарный мир;

композиция "Отдых после боя", в которой Ю.М. Непринцев добивается такой же жизненности образа, как и А.И. Лактионов;

работа А.А. Мыльникова "На мирных полях", радостно ликующая о прекращении войны и о воссоединении человека и труда;

самобытный пейзажный образ Г.Г. Нисского - "Над снегами" и др.

Суровый стиль на смену соцреализму

Искусство 1960-1980-х гг. является новым этапом. Идёт разработка нового "сурового стиля", задача которого состояла в воссоздании действительности без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности и губительно влияет на творческие проявления. Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. Художниками этого стиля воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. "Суровый стиль" был определённым шагом к демократизации общества. Главным жанром, к котором работали приверженцы стиля стал портрет, также развивается групповой портрет, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Яркими представителями этого периода в контексте развития "сурового стиля" стал В.Е. Попков, писавший множество автопортретов-картин, В.И. Иванов сторонник группового портрета, Г.М. Коржев, создававший исторические полотна. Раскрытие сути "сурового стиля" можно увидеть в картине "Геологи" П.Ф. Никонова, "Полярники" А.А. и П.А. Смолиных, "Шинели отца" В.Е. Попкова. В жанре пейзажа появляется интерес к северной природе.

Символизм эпохи застоя

В 1970-1980-х гг. формируется новое поколение художников, искусство которых повлияло в какой-то степени на искусство сегодняшнего дня. Им характерен символический язык, театральная зрелищность. Их живопись достаточно артистична и виртуозна. Главными представителями этого поколения являются Т.Г. Назаренко ("Пугачёв"),

излюбленной темой которой стал праздник и маскарад, А.Г. Ситников, который использует метафору и притчу, как форму пластического языка, Н.И. Нестерова, создательница неоднозначных полотен ("Тайная вечеря"), И.Л. Лубенников, Н.Н. Смирнов.

Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989

Таким образом, это время предстаёт в своём разностилье и разноплановости завершающим, формирующим звеном сегодняшнего изобразительного искусства.

Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Очень популярны тенденции концептуального искусства, неоднозначно воспринимаемого обществом. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.

Наши мастер-классы по истории искусства

Наша Галерея современного искусства не только предлагает большой выбор советского искусства, и постсоветской живописи, но и проводит регулярные лекции и мастер-классы по истории современного искусства.

Вы можете записаться на мастер класс, оставить пожелания по мастер классу, на который Вы бы хотели попасть, заполнив предложенную ниже форму. Мы обязательно прочитаем для Вас интересную лекцию на выбранную Вами тему.

Ждем Вас в нашем ЛЕКТОРИУМЕ!

30-е годы стали для отечественной культуры временем коренного перелома, отразившего сложные процессы и свершения истории советскою общества. Именно в это время окончательно сформировалась командно-административная система управления, во главе которой стояло политическое руководство, сгруппировавшееся вокруг И. В. Сталина. Неудивительно, что именно искусству было уделено пристальное внимание, дабы поставить художественную деятельность в стране под строгий контроль, если и не исключавший, то сильно ограничивавший свободу творческих исканий. Эта политика в целом достигла своей цели: многие писатели, художники, музыканты и другие деятели искусства стремились ответить такому «социальному заказу». Сложность положения дел заключалась в том. что наряду с беспринципными конъюнктурщиками предначертаниям режима следовали и честные художники, принимавшие установки, навязываемые силовыми методами, как неотвратимое веление времени и даже искренне верившие в благотворность совершавшихся перемен.

Мощная и эффективно действовавшая пропагандистская машина поддерживала идеи и настроения социального оптимизма, тем более что определенные достижения были налицо. Еще живы были идеи коллективизма, еще вдохновлял многих художников идеал человека-борца, уверенного в завтрашнем дне и способного ставить осознанные цели и добиваться их, увлекая за собой когорту единомышленников. Поражает настойчивое стремление многих художников внушить себе и своей аудитории чувство гордости реальными, а порой иллюзорными завоеваниями развивающегося общества. Важно подчеркнуть роль такой психологической установки, поскольку без учета ее трудно понять, почему видные, одаренные музыканты внесли свой вклад в утверждение идеологических основ, на которых строились теория и практика сталинизма.

Решающим фактором, определившим новые свойства музыки 30-х годов, стала советская массовая песня. Разумеется, в этом не было ничего неожиданного: и в 20-е годы песня заключала в себе наиболее прогрессивные и динамичные тенденции в преобразовании музыкального сознания, в рождении многосоставного и неоднородного по стилистическим истокам интонационного строя современности. Но массовая песня 30-х годов — качественно новое явление, запечатлевшее своего рода музыкальный стиль эпохи в той мере, в какой он находит выражение в броских и емких песенных обобщениях. Массовая песня 30-х годов ни в коей мере не исчерпывала интонационного строя своего времени, но она стояла на передовых рубежах, в ней запечатлелись существенные сдвиги в музыкальном сознании народа. Одной из ведущих особенностей песенного творчества 30-х годов стало лидирующее положение именно композиторской песни, создававшейся такими ее признанными мастерами, как И. Дунаевский, М. Блантер, А. Александров, В. Захаров, и многими другими.
Особая броскость, заразительность песенных обобщений, подхватываемых массами людей, определила совершенно исключительную роль жанра в системе массовой пропаганды. Песня как важное слагаемое «заказного искусства» оказалась намного эффективнее газетной риторики, научно-пропагандистских и статистических материалов, призванных продемонстрировать преимущества общественного строя, управляемого командно-административными методами. Доносимые на крыльях мелодии восхваления величию и мудрости великого кормчего, вера во всемогущество армии и ее вождей, способных разгромить врага «малой кровью, могучим ударом», составляют одну из главных тем песенного творчества 30-х годов.

И все же оценивать советскую массовую песню тех лет только подобным образом было бы односторонне. Виднейшие мастера песенного жанра подняли его на такую дотоле невиданную высоту, какая не достигалась ранее в истории отечественной музыки массовых жанров. Не будь такого подъема жанра в 30-е годы, массовая песня не смогла бы сыграть своей поистине исключительной роли в годы Великой Отечественной войны .
В движении песни к слушателю в 30-е годы значительно возрастает роль средств массовой информации, где к прежним, ранее освоенным присоединяется звуковое кино. Песня сходит с экрана, выходит из кинозалов на улицу и площадь, подхватывается массами людей и разносится по всей стране. Радио и грампластинка также становятся мощным средством, обеспечивающим движение песни в быт, ее воздействие на музыкальное сознание миллионов.

Но государственные предприятия далеко не ограничивались выпуском дисков с записями массовых песен - львиную долю их продукции составляла музыкальная эстрада отечественного и зарубежного производства. Отношение к ней коренным образом изменилось: было понято и осознано значение «легкого жанра» в жизни и быту людей. Хотя инерция огульного осуждения «легкого жанра» еще давала о себе знать в выступлениях критиков, однако административные запреты были практически сняты. «В эти самые годы особенно пышно расцветали парки культуры, особенно часто запускались фейерверки, особенно много строилось каруселей, аттракционов и танцплощадок. И никогда в стране столько не танцевали и не пели, как в те годы». Нужна была музыка для танцев , среди которых по-прежнему царили модные фокстроты и танго, преподносимые в джазированной манере. Была и потребность в интонационно-экспрессивном цыганском пении, весьма популярном в те годы. Сладостная кантилена неаполитанских мелодий, вибрирующие звучания гавайской гитары, модные шлягеры, сошедшие с зарубежных музыкальных кинолент под частую дробь чечетки,- все эти явления тогдашней «массовой культуры» тиражировались в кинокопиях и грампластинках, при этом лощеная голливудская красивость нередко соседствовала с действительно высокими образцами популярной зарубежной музыки - вокальной и инструментальной. К последним относится музыка к фильму «Большой вальс», которая вызвала взрыв увлечения великим И. Штраусом. На слуху были и мелодии первых звуковых фильмов Чарли Чаплина, задорные песенки полюбившейся советским зрителям венгерской киноактрисы Франчески Гааль.

1) Постановление XVI съезда ВКП /б/ «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР»(1930 г.); 2) Выдвинутая И. Сталиным в тридцатые годы идея обновления «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов «без отрыва от производства».

Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами.

Официальное искусство 30-40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь ввиду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

В 1932 году, выполняя решение XVI съезда ВКП /б/ в стране были распущены ряд творческих объединений --- Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе. В качестве «основного творческого метода» советской культуры был рекомендован «социалистический реализм». Новый метод предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового типа сознания», которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом.. Ждановское определение соцреализма опиралось на данное Сталиным -- в угоду техническому мышлению эпохи -- определение писателей как «инженеров человеческих душ». Тем самым художественной культуре, искусству придавался инструментальный характер, или отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

Однако художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингизхан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого.

В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни «Слово о полку Игореве», а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова «Тихий Дон».

С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах.

Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-- Кумача и А. Александрова «Священная война». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М.Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, A. Cypикова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова.

В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX века -- 7-я симфония Д. Шостаковича. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о и том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении. Д. Шостакович начал писать 7-ю симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консерватории он выезжал на рытье окопов и, как боец противопожарной команды, жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора «ВТ» -- означающие «воздушная тревога». Когда она наступала Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бомбы с крыши консерватории.

Первые три части симфонии были закончены к концу сентября 1941 года, когда Ленинград уже был окружен и подвергался жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбардировкам. Победный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашистские орды стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» -- таким был эпиграф к этому произведению.

В 1942 году симфония была исполнена в США и в других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство всего мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс. «Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины. Мы деремся за свою культуру, за науку, за искусство, за все, что мы строили и создавали», -- писал в те дни Д. Шостакович.

В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л. Леонова «Нашествие», К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт».

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля Песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, Солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.

4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России Художественный процесс 60-70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью».На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно-- технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А, Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

В 60-70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту. Это прозаики -- В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай, С. Ростоцкий.

Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой «деревенской прозы». Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставляли равнодушным никого, ибо речь в

них шла о проблемах общечеловеческих.

Писатели- «деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную, сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни -- понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и понятие «отечества», «родной земли», «семьи». Через осмысление понятия «дом» осуществлялась и глубокая связь по-, колоний. Именно об этом с болью писал в своем романе «Дом» Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены и повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар».

Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Нерешенность этих проблем не могла не сказаться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм-панорама тех лет «У озера» кинорежиссера С. Герасимова. Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появляются его рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Подлинным открытием театральной культуры того времени явилось создание молодых театров-студий «Современник» и «Таганка». Заметным явлением художественной жизни тех лет явилась деятельность журнала «Новый мир» под руководством А. Твардовского.

В целом художественная культура «оттепели» сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

5. Советская культура 80-х годов XX века Восьмидесятые годы -- время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно -образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов -- является возникновение мощного потока «возвращенной" художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет.

Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-- историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентаций.

В силу специфики российской истории и, в частности, наличия в обществе принципиально отличных друг от друга социально-экономических укладов и социокультурных слоев, осознание необходимости преобразований происходит, как правило, очень непросто. Ключевский подчеркивал, что особенностью стран, отставших от передовых держав, является то, что «нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы». В России первыми понимали необходимость реформ интеллигенция или отдельные представители господствующей элиты, испытавшие на себе определенное влияние западной культуры. Однако в силу инертности подавляющей части общества и отчужденности государственной власти идеи реформ, как правило, распространялись крайне медленно. Это, в свою очередь, нередко провоцировало их радикальных сторонников на антиправительственные выступления или, по меньше мере, на пропаганду. Подавление этих движений (например, декабристов и народников в XIX в., диссидентов в прошлые десятилетия) лишь вызывало обратную реакцию и отдаляло реформы.

Вместе с тем, идея необходимости преобразований постепенно проникала в умы государственных деятелей и именно государство начинало реформы. Отсюда огромное, решающее значение для судеб преобразований имела позиция верховной власти: царей, императоров, генсеков, а ныне, и президентов. Отдельные из них были в числе первых, кто осознал и начал реформы. Это, конечно, Петр Великий, а отчасти и Александр I. Однако последний, возможно, как и его бабушка -- Екатерина II, не рискнули подобно Петру I поставить на карту собственную судьбу и начать радикальные преобразования, ломая сопротивление и апатию правящей элиты, да и в значительной мере -- народа.