Музыкальный инструмент реагирующий на движение рук. Уникальный музыкальный инструмент «Терменвокс

Еще не так давно музыкальные инструменты даже эстрадных оркестров - будь то саксофон, скрипка, аккордеон, пианино, контрабас и даже барабан - дарили слушателям свое естественное, «природное» звучание. Нынче же музыка стала иной - теперь в моде «электронное» звучание.

Фантазия, которую проявляют создатели разнообразной электромузыкальной техники, кажется порой безграничной. Сами инструменты и усилительная аппаратура, акустические системы, устройства синтезирования звуковых эффектов - все до предела «нашпиговано» электроникой. Сегодня музыкантов мало уже чем удивишь - ведь у них на вооружении есть такие творения инженеров, которые позволяют получать тысячи самых разнообразных оттенков звучания: струнного, духового, клавишного.

Современный электромузыкальный инструмент (сокращенно ЭМИ) - очень сложное устройство. Даже не каждый опытный радиоинженер способен изготовить его в домашних условиях. А что тогда сказать о тех, кто только делает первые шаги в освоении электроники?

Выход один - начинать, собирая пока лишь простейшие ЭМИ. О нескольких таких конструкциях мы и хотим вам рассказать.

Как вы думаете, когда началась история электронной музыки? Многие, вероятно, считают, что в конце 50-х - начале 60-х годов, когда на свет появились электрогитары и электроорганы, а вокально-инструментальные ансамбли стали возникать, как грибы после дождя. Но, оказывается, все произошло гораздо раньше.

Честь называться творцом электронной музыки принадлежит советскому ученому, инженеру-физику Л. С. Термену. Именно он изобрел первый в мире ЭМИ. Экспериментируя с прибором для измерения диэлектрической постоянной газов, он обнаружил влияние руки на распределение электрического поля. Это явление и было положено в основу действия первого электромузыкального инструмента, получившего название «волны эфира». В 1921 году изобретатель представил свое «детище» на VIII Всероссийском электротехническом съезде. Современники Л. С. Термена высоко оценили его прибор. «Изобретение электромузыкального инструмента открывает огромные перспективы… Путем электрического возбуждения можно получить такие звучания, такие интонации, которых до сих пор не знала музыка…» - так писала газета «Правда» в 1927 году.

Со временем первый электромузыкальный инструмент стал называться терменвокс - сочетание, состоящее из фамилии изобретателя Термена и слова «воке» - искаженного от английского voice, что в переводе означает «голос».

Итак, что же такое терменвокс? Принцип действия этого инструмента основан на изменении электрического поля, которое создается вокруг ЭМИ от перемещений человеческого тела. Изменяя положение туловища или отдельных его частей, например, рук, исполнитель тем самым воздействует на пространственную картину поля. ЭМИ воспринимает эти влияния и преобразует их в звуковые сигналы, тональность которых зависит от манипуляций человека и становится выше или ниже в такт с его движениями.

Чтобы понять, каким образом пространственное перемещение руки можно превратить в звук, разберемся в устройстве терменвокса. Его функциональная схема показана на рисунке 1. Инструмент состоит из двух высокочастотных генераторов, к одному из которых подключена антенна WА, смесителя, усилителя звуковой частоты и динамической головки ВА.

Рис. 1. Функциональная схема терменвокса.

Пока исполнитель находится на достаточном удалении от антенны, ВЧ генераторы вырабатывают сигналы одинаковой частоты, которые поступают на смеситель. Предположим, что частоты обоих генераторов в исходном состоянии равны 90 кГц. Что произойдет при смешении двух сигналов? Чтобы понять это, необходимо отметить одну особенность смесителя - он выделяет на своем выходе колебания с частотой, равной разности частот входных сигналов. А поскольку в исходном состоянии частоты обоих генераторов равны, следовательно, сигнал на выходе смесителя в этом случае отсутствует и звука в динамической головке нет.

Рис. 2. Принципиальная схема ЭМИ.

Но вот исполнитель поднес руку к антенне. Что теперь произойдет? Человеческое тело становится как бы конденсатором, включенным между антенной и электрическими цепями верхнего по схеме генератора, то есть емкость тела исполнителя начинает оказывать влияние на работу этого генератора. В результате изменяется частота вырабатываемых им колебаний. Предположим, она стала равной 91 кГц. Теперь при смешении сигналов возникают так называемые биения - колебания с частотой, равной разности частот обоих генераторов. В нашем случае эта разность составит 1 кГц. Сигнал с такой частотой и выделит на своем выходе смеситель. Затем произойдет его усиление, и в динамической головке раздастся звук.

Непрерывно изменяя расстояние между ладонью руки и антенной, исполнитель тем самым постоянно- варьирует емкостные параметры частотозадающей цепи верхнего по схеме генератора. При этом меняется частота биений, и из инструмента извлекаются звуки различной тональности. Если в результате манипуляций, производимых исполнителем, частота электрических колебаний на выходе первого ВЧ генератора меняется в пределах, скажем, от 90 до 100 кГц, то музыкальный диапазон терменвокса будет лежать в интервале от 0 до 10 000 Гц.

Итак, исполнение музыкального произведения на терменвоксе заключается в перемещении одной или обеих рук вблизи антенны инструмента. Чтобы получить более плавное изменение высоты звука, ладонь можнр держать неподвижной, а все манипуляции производить только пальцами руки. В любом случае, чтобы «почувствовать» такой музыкальный инструмент и освоить технику исполнения на нем, необходима хорошая тренировка и, конечно же, наличие слуха.

За 70 лет творческой деятельности Л. С. Термен создал множество самых разнообразных модификаций своего ЭМИ, причем не менее оригинальных. Вот, например, одно из его творений - терпситон - электромузыкальный инструмент, выполненный в виде плоской платформы. Становясь на нее и делая разнообразные движения, как бы в причудливом танце, музыкант может исполнить на таком экзотическом инструменте любое произведение.

Любопытно, что на основе терменвокса создавались и такие «немузыкальные» приборы, как охранные устройства для промышленных зданий, складов, сейфов. Такой аппарат охранял даже один из залов ленинградского Эрмитажа. Разработанные Л. С. Терменом электронные «сторожа», как и его ЭМИ, реагировали на изменение картины электрического поля вблизи охраняемого объекта и при появлении посторонних подавали сигнал тревоги.

Но вернемся к музыкальным способностям терменвокса. С принципами, заложенными в действие этого инструмента, мы уже познакомились. Теперь пора перейти и к практическому их воплощению.

Терменвокс, описание которого мы предлагаем вашему вниманию, собран всего на двух логических микросхемах, прост в налаживании и не требует дефицитных деталей. Конечно, такое устройство далеко от профессионального инструмента, но тем не менее, собрав его, вы на практике познакомитесь с конструкцией, принципом действия и техникой исполнения музыкальных произведений на терменвоксе.

Первый генератор собран на логических элементах 2И-НЕ DD1.1 и DD1.2 микросхемы DD1 (рис. 2), а второй - на элементах DD2.1 и DD2.2 ИМС DD2. Инверторы DD1.3 и DD2.3 выполняют роль развязывающих устройств, предотвращающих взаимное влияние генераторов друг на друга. В качестве смесителя используется логический элемент DD2.4. Низкочастотный усилитель собран на транзисторе VТ1 по схеме электронного ключа. Резистор R6 ограничивает ток базы транзистора, а R7 служит для регулировки громкости звучания динамической головки ВА1. Конденсаторы С4-С6 и резисторы R4, R5 образуют низкочастотные фильтры, исключающие взаимное влияние генераторов друг на друга через питающие цепи. Питается устройство от батареи GB1 напряжением 9 В.

Оба высокочастотных генератора собраны по схемам несимметричных мультивибраторов, с работой которых вы уже знакомы (см. «М-К», 1990, № 1, «Шесть самоделок на одной ИМС»). Резисторы R1, R3 и конденсатор С2 образуют частотозадающую цепь первого генератора, a R2 и C3- аналогичную цепь второго генератора. Подстроечный резистор R1 необходим для «выравнивания» рабочих частот обоих генераторов. Антенна WA1 подключена к инструменту через разделительный конденсатор С1.

Элементы терменвокса размещаются на монтажной плате размером 50X30 мм, выполненной из фольгированного гетинакса или стеклотекстолита толщиной 1-2 мм (рис. 3).

Рис. 3. Монтажная плата инструмента со схемой расположения элементов.

Для электромузыкального инструмента подойдут следующие детали. Транзистор - КТ602АМ (БМ) или КТ815, КТ817, КТ819 с любым буквенным индексом. Оксидные конденсаторы С4-С6 марки К53, остальные - малогабаритные керамические, например, КМ5, КМ6. Постоянные резисторы - ВС, МЛТ, ОМЛТ, С2-23, С2-33 мощностью 0,125 Вт, подстроечный - СП3-1б, СП4-1б, переменный - типа СПО-0,25, СПО-0,5, СП1, СП2. Динамическая головка - 0.5ГДШ-2 или любая другая мощностью 0,1-0,5 Вт с сопротивлением катушки 4-8 Ом. Тумблер - малогабаритный, марки ПДМ, МТ1, МТД1. Батарея питания - «Корунд» или шесть дисковых аккумуляторов напряжением по 1,5 В (например, СЦ-30).

Детали терменвокса размещаются в металлическом корпусе подходящих размеров. Если такого не нашлось, можно использовать любую пластмассовую коробку, предварительно оклеив ее изнутри фольгой. Металлический корпус или фольгу необходимо электрически соединить с общим проводом питания инструмента. Антенна - медный или алюминиевый стержень Ø 2-4 мм и длиной 25-40 мм - устанавливается на лицевой панели корпуса на резиновом или пластмассовом изоляторе (рис. 4). Кроме того, на лицевой панели находятся тумблер включения питания, переменный резистор R7, снабженный декоративной ручкой, и динамическая головка; диффузор «динамика» закрыт тонкой цветной тканью. На боковой стенке корпуса - отверстие под движок подстроечного резистора R1. Монтажные соединения выполняются тонкими многожильными проводами в изоляции.

Рис. 4. Внешний вид терменвокса.

При правильном монтаже и исправных деталях инструмент начинает работать сразу после включения питания. Настройка его сводится к установке нулевой частоты биений генераторов. Если после включения питания звука в динамической головке нет, то необходимость в настройке отпадает. Если же звук появился, вращая движок подстроечного резистора, добейтесь его исчезновения. После этого терменвокс готов к работе.

Может случиться так, что звучание ЭМИ окажется неустойчивым. В таком случае исполняйте мелодию, одной рукой производя манипуляции около антенны, а второй касаясь металлических частей корпуса. Если вы использовали пластмассовую коробку, оклеенную изнутри фольгой, то на ее лицевой панели необходимо установить специальную металлическую пластину размером примерно 20X20 мм, соединив с общим проводом питания.

…Терменвокс был первым в мире электромузыкальным инструментом. За прошедшие с тех пор десятилетия создано немало новых ЭМИ, в чем нетрудно убедиться, глядя, например, на оснащение современной рок-группы. Электроорган, электрогитара, электробаян, электронная ударная установка - перечень музыкальных инструментов с приставкой «электро» можно продолжить. О некоторых из них мы расскажем в следующих выпусках.

В набор входит комплект радиодеталей, из которых можно собрать два устройства: простой музыкальный электронный инструмент «Терменвокс», управление звучанием которого происходит приближением или удалением руки к антенне и «Металлодетектор», который получается в результате небольшого изменения в схеме конструкции. Сначала соберём «Терменвокс»: схема состоит из двух независимых генераторов на микросхемах К561ЛЕ9, каждая из которых содержит три логических элемента «3ИЛИ-НЕ». Частота генераторов - несколько сотен герц. Частота генератора на DD2 (нижний на схеме) устанавливается положением переменного резистора R2, частота генератора на DD1 (верхний) фиксированная. Сигналы с выходов обоих генераторов (10 вывод) через конденсаторы С4, С5 смешиваются и поступают на вход диодного детектора VD1, VD2 и далее на наушники. Человеческое ухо хорошо воспринимает звуки в диапазоне частот 20 - 20.000 герц, поэтому сигналы, вырабатываемые генераторами, в наушниках не слышны. При приближении частоты второго генератора к первой на несколько килогерц, детектор начинает выделять звуковой диапазон суммарной или разностной частоты. Слышимый в наушниках сигнал является биениями частот генераторов (в наушниках появляется высокий звук, уменьшающийся по частоте до нуля и вновь повышающийся до исчезновения). Частота первого генератора фиксированная, но на неё влияет ёмкость антенны, подключенной к входу генератора через конденсатор С1. Приближение/удаление руки к антенне изменяет её ёмкость и, соответственно, на небольшую величину частоту генератора, что отражается на звуке в наушниках. Оптимальное положение переменного резистора выбирается прослушиванием звука в наушниках и одновременным перемещением ладони к антенне и от неё. Небольшая переделка превратит Терменвокс в Металлодетектор - из схемы удаляются: антенна, конденсаторы С1, С2 и резистор R1. Вместо С1 устанавливается перемычка (соединяются выводы1,2,8 с 6,11,12,13), а вместо R1 устанавливаются катушка L1 и параллельно ей конденсатор С8. Настройка Металлодетектора заключается в выборе положением переменного резистора R2 именно тех биений частот,
при которых приближение и удаление металлического предмета к поисковой катушке будет максимально изменять тон прослушиваемого в наушниках сигнала. Чёрный и цветные металлы в зоне катушки звучат по-разному. В гнезде и вилке наушников общий (земляной) провод не используется, т.е. капсюли телефонов соединяются последовательно для увеличения сопротивления нагрузки.

Соблюдайте цоколёвку при установке микросхем в панельки и полярность при подключении батареи
к схеме. Нарушение этих правил приведёт к выходу
из строя микросхем!

Содержание радиоконструктора 034:
1. Микросхемы К561ЛЕ10 (2 шт.),
2. Панельки для микросхем (2 шт.),
3. Монтажная плата,
4. Детекторные диоды Д9 (2 шт.),
5. Конденсаторы:
С1 - 390 пФ,
С2, С3 - 15 пФ (2 шт.),
С4, С5, С7, С8 - 1н (4 шт.),
С6 - 47 МкФ,
6. Переменный резистор R2 - 10к,
7. Пластиковая ручка для переменного резистора,
8. Постоянные резисторы:
R1 - 27к (Кр/Ф/Ор),
R3 - 22к (Кр/Кр/Ор),
9. Головные телефоны (наушники),
10. Гнездо для наушников,
11. Катушка для металлодетектора (50 витков),
12. Батарея питания 9В,
13. Разъём для батареи (красный - плюс),
14. Провод для антенны,
15. Монтажные провода,
16. Схема и описание.


Электромузыкальный инструмент (ЭМИ), прародитель современных синтезаторов. Изобретен в России в 1919 году, название получил по имени своего талантливого создателя – физика-акустика Льва Сергеевича Термена (терменвокс – «голос Термена»), впервые продемонстрирован в 1920 году. Терменвокс – одноголосный инструмент – не похож ни на один другой музыкальный инструмент, уникальность его состоит в том, что для игры на нем не требуется прикосновений. Воспроизводимый инструментом звук зависит от положения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Регулирование высоты звука осуществляется изменением расстояния между правой рукой исполнителя и одной из антенн, громкость задается положением левой руки относительно другой антенны. Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут использоваться при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д. Собрать терменвокс может любой радиолюбитель, но настоящий музыкальный инструмент получается у единиц.

Такая же ситуация и с исполнителями – лишь единицы становятся виртуозами игры на терменвоксе. Техника игры очень сложна, от исполнителя требуется филигранность движений и безупречный слух. Техникой игры на терменвоксе виртуозно владел первый исполнитель, Константин Ковальский (1890–1976). Лучшая ученица Термена – американка Клара Рокмор (Clara Rockmore) была единственной, кто мог исполнить любую мелодию на терменвоксе, и играла классику на терменвоксе не хуже, чем на скрипке. Внучатой племяннице Льва Термена Лидии Кавиной неплохо удавалось раскрывать терменвокс в разных жанрах – в классике и в роке, в джазе, кино и в поп-музыке. По словам Лидии Кавиной, "по гибкости с терменвоксом может соперничать, пожалуй, только голос". Терменвокс в своем творчестве использовали Led Zeppelin, Marillion, Pink Floyd, Garbage, "Мумий Тролль" и многие другие группы и исполнители.

Жан-Мишель Жарр использовал терменвокс в записи своего альбома Oxygene 7-13 (1997), а необычная атмосфера композиции Oxygene 10 полностью построена на звучании терменвокса. После выхода этого альбома Жарр постоянно использует терменвокс в концертах и демонстрационных выступлениях (например, на фестивале "Printemps de Bourges"). Терменвокс звучит и в электронных композициях французского музыканта Жана-Мишеля Жарра, в том числе на его первом альбоме «Oxygene», принесшем Жарру всемирную славу.

И немного истории:

Лев Сергеевич Термен (в иностранных источниках его чаще называют Leon Theremin) родился 15 (27) августа 1896 г. в Санкт-Петербурге в обеспеченной дворянской семье. Разносторонние способности проявил уже в детском возрасте. С одинаковым увлечением овладевал игрой на виолончели и занимался опытами по физике. По окончании гимназии он был принят в Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Однако Термену этого было мало, через год он поступает еще и на факультеты физики и астрономии Петербургского университета.

Получить второе высшее образование помешала мировая война. Его призывают в армию. Виолончелист-физик проходит обучение в Военной электротехнической школе. После Октябрьской революции Термен вновь рекрутирован: как военный радиоспециалист он должен был пополнить ряды Красной Армии. Служба проходила на Детскосельской радиостанции под Петроградом и в военной радиолаборатории в Москве.

В начале 1920 г. гражданская война подошла к концу, Термен получил возможность сменить военную одежду на цивильную и вернуться в Петроград. В этом же году Лев Термен отправился для продвижения своего изобретения в США, где впоследствии терменвокс и приобрел наибольшую популярность.

В 1922 году Термен после выступления на 7-м Всероссийском электротехническом съезде встретился с Лениным, который был поражен терменвоксом и понял значимость его изобретений и дал ему "путевку в жизнь" – годовой проездной билет по железной дороге, чтобы Термен мог популяризировать свой инструмент. Благодаря этому Термен объехал с лекциями-концертами 150 городов и сёл.

А вскоре он потряс Европу и Америку. Газеты наперебой рассказывали о русском чуде. В Париже на концерты приходили со стульями и раскладушками: не хватало мест. Почти 10 лет – с 1928 по 1937 год – он жил в Нью-Йорке (где параллельно с научно-технической деятельностью ему приходилось вести разведывательную деятельность по заданиям НКВД), обучал игре, выступал с концертами. изобретал новые инструменты – электронную виолончель, ритмикон, терпситон (инструмент, переводивший движения танцора в музыку). В 37-м Термена вызвали в Москву. Жене Лавинии Уильямс, чернокожей танцовщице, сказал, что вернется через 2-3 недели. Но ему не суждено было вернуться. Изобретателя обвинили как соучастника покушения на Кирова.

В лагере Термен создает симфонический оркестр, придумывает особые рельсы для тачки – и его бригада начинает работать вдвое быстрее. Слух о чудо-заключенном доходит до Берии. Термена переводят в знаменитую "шарашку", где работали А. Туполев и С. Королев. Там Лев Термен по спецзаданию изобретает бесконтактное прослушивающее устройство "Буран" (которое использует радиолуч, отраженный от оконного стекла). В 1947 году он получит за это Сталинскую премию... Вскоре власть "отблагодарит" его запретом на созданную им электронную музыку как идеологически вредную...

Лев Термен за работойВ 1960 в Штатах вышла восторженная статья, посвященная терменвоксу и его создателю – и Лев Давидович был немедленно уволен отовсюду. Друзья с трудом смогли найти ему место для работы. Термен стал сотрудником кафедры акустики МГУ (при этом числился лишь "монтажником радиоэлектронной аппаратуры"!).

В советские времена у Термена практически не было возможности популяризировать свой инструмент и электронную музыку. И только во время перестройки образовалась ассоциация электронной музыки, при Московской консерватории открылся Термен-Центр. А в 1989-м Термен участвовал в фестивале электронной музыки во французском городе Бурж (тогда ему было уже 93 года).

Множество его изобретений были засекречены и отправлены в архивы соответствующих организаций. Также Термен занимался разработками в области телевидения, охранной сигнализации. Термен также считается одним из пионеров светомузыкального оформления – он изобрел прообраз современного стробоскопа.

Цена за 2 инструмента, которые были в посылке.Посылка дошла очень быстро за 2 недели. Картонная коробка размером с 2 обувных содержала 2 подарочных наборов в виде красочных буклетов


Среди иероглифов русский язык, чем подчеркивается российское происхождение инструмента.

Буклет совмещен с коробкой в нее и был помещен пластиковый поднос с деталями обтянутый прозрачной пленкой.


Чтобы собрать сабж не требуется паяльник- все уже припаяно. Хоть в буклетах и иероглифы, но на рисунках очень доходчиво описан процесс сборки.










В процессе сборки затруднений нет. И вот в результате получается вот такое устройство.

Ну а теперь разберемся что к чему.

Терменвокс-справка

Терменво́кс (лат. theremin или thereminvox) - электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому не может фиксировать положение рук относительно него и должен полагаться только на свой слух.
Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.
Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.
В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также различные школы игры на нём




Для работы требуются 4 батарейки АА, Внешнее питание не предусмотрено.
Рычажок справа это выключатель, он же ограничивает громкость наполовину. Плавной регулировки громкости нет. Нет выхода на внешний усилитель, хотя на картинках видно что в некоторых случаях подсоединен миниджек. Хотя доработать не сложно подсоединив гнездо 3,5 мм параллельно динамику.


К дну прикреплена отвертка для подстройки устойчивости звука, это нужно делать при каждом включении




Подстроечные резисторы, должны находится примерно в этом положении, на звук влияют доли миллиметра.
Диапазон где то 2 октавы. Чтобы освоить на интрументе легкую пьеску нужно затратить немало времени на упражнения. Чужое видео с ютуба. Кстати обратил внимание, что все видео по теме многолетней давности.


Прекрасная игрушка- но ценаааа. Но за экзотику надо платить. Такого у нас нет. Да и за морем телушка- полушка, да рубль перевоз. Похоже у японцев права на этот инструмент
Обзор второго девйса из посылки- аналогового синтезатора- в следующий раз Планирую купить +5 Добавить в избранное Обзор понравился +11 +20

Терменвокс (theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде. Первый в истории электронный музыкальный инструмент, прародитель современных синтезаторов. Терменвокс - одноголосный инструмент - не похож ни на один другой музыкальный инструмент, уникальность его состоит в том, что для игры на нем не требуется прикосновений. Воспроизводимый инструментом звук зависит от положения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Регулирование высоты звука осуществляется изменением расстояния между правой рукой исполнителя и одной из антенн, громкость задается положением левой руки относительно другой антенны.
Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д

История

В 1919 году руководитель Физико-технического института в Петрограде Абрам Иоффе пригласил к себе на работу Льва Термена как специалиста по радиотехнике. Новому сотруднику была поставлена задача измерения диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах. Поначалу измерительная установка Термена представляла собой генератор электрических колебаний на катодной лампе. Испытуемый газ в полости между металлическими пластинами был элементом колебательного контура — конденсатором, который влиял на частоту электрических колебаний. В процессе работы над повышением чувствительности установки возникла идея объединения двух генераторов, один из которых давал колебания определённой неизменной частоты. Сигналы от обоих генераторов подавались на катодное реле, на выходе которого формировался сигнал с разностной частотой. Относительное изменение разностной частоты от параметров испытуемого газа было намного больше. При этом, если разностная частота попадала в звуковой диапазон, то сигнал можно было принимать на слух.
Прибор оказался очень чувствительным. Он реагировал на малейшие изменения ёмкости колебательного контура, которая менялась от приближения руки. Соответственно менялась и частота звука. Подобрать мелодию не составляло для Термена большого труда, так как он с детства увлекался музыкой. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт. Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротон (звук из воздуха, эфира). Вскоре он был переименован в честь автора и стал называться терменвокс.
При создании инструмента (помимо электрической генерации звука) Термен обращал особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижерским жестам, на расстоянии от инструмента»

Разновидности

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн.
Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне. Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела Клара Рокмор. Именно эта модель получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя. Сам Константин Ковальский (1890-1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса. Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского Л.Королеву и З.В.Раневской Дугиной, создавшим в Москве свою школу. Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - "Тершумфон", звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

Терменвокс Etherwave

разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники, хотя придется сделать несколько паек. Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелерованные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания. За дополнительную плату Etherwave можно приобрести в полностью собранном и настроенном виде. В комплект также входит видеокассета "Mastering the Theremin" с записью уроков игры на терменвоксе Лидии Кавиной, а также cd "The Art of the Theremin" с записью музыки в исполнении Клары Рокмор.