Образ рассказчика в рассказе матренин двор краткое. Образ и характеристика рассказчика игнатича в рассказе матренин двор солженицына сочинение

Как называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на этот вопрос… Политические невзгоды, экономические потрясения по сей день лихорадят нашу Родину.
Вспоминаются слова из песни к кинофильму «Щит и меч»: «С чего начинается Родина...?» Видимо, у каждого свой ответ на этот вопрос. Одно я знаю точно - Родину не выбирают! Можно уехать в другую страну, сменить гражданство, но отметка в паспорте не сможет вытеснить из сердца память о месте, где ты родился. Ностальгия всё равно будет возвращать к истокам. Подтверждение можно найти в творчестве многих русских писателей 20 века, вынужденных волею судьбы покинуть Россию. Таковы, например, произведения А. И. Солженицына.

Герой-рассказчик в рассказе «Матренин двор» также тянется к истокам, об этом рассказывается в произведении: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России - если такая где-то была, жила». И символом настоящего, нетленного, русского становится в рассказе героиня Матрена.

Рассказчик поселяется в Тальново, где русское поставлено в условия жесткой зависимости от советского. К примеру, чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа Матрена вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «...собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы». Церковь – место духовного причастия героини - также находится за пять верст. Домик «с четырьмя оконцами вряд на холодную некрасную сторону» становится приютом скитальца по необъятной России.

Но не Тальново, как географический объект, обогрело Игнатьича, а Матренин двор – символ лучшей России. Матрёна – праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний, праведник, без которых «не стоит село». Вот она где, исконная крестьянская избяная Россия, брошенная в огонь трагических испытаний века.

Впервые Матрена появляется перед читателем в жалком обличье. Автор использует прием опосредованной характеристики: он описывает жилище героини, давая понять читателю, что за мир окружает её, какими мыслями и чувствами она живет, какой кажется остальным: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам - горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой… В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам её замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее».

Но и эта изможденность не станет окончательной характеристикой героини: много в ней еще живости и сил, много любви к людям, которая её спасает. А когда она вспоминает свое прошлое, сватовство брата своего мужа, то даже и облик её меняется: «И щеки ее померещились мне не желтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Автор отмечает своеобразие речи Матрены (это была отличительная черта всех тальновских жителей), это тоже указывает на её принадлежность к «настоящей» России. Она не говорила, а напевала: «Услышав за перегородкой сдержанный шумок, я всякий раз размеренно говорил: «Доброе утро, Матрена Васильевна!» И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках: «М-м-мм... также и вам! И немного погодя: «А завтрак вам приспе-ел».

Солженицын при создании образа героя не описывал детально весь портрет, а лишь подчеркивал какую-то одну характерную черту. Так, в образе Матрены автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие. Эти глаза говорили о многих несправедливостях, которые окружали героиню (пенсию не давали, несмотря на то, что она проработала в колхозе двадцать пять лет, пособие по утере кормильца не платили, так как справок никаких не было).

Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: «Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить». Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героине. Это же подтверждает её безотказность: несмотря на недуг или обиду, шла Матрена и помогала своим односельчанкам пахать и сеять. И позже рассказчик скажет ставшую крылатой фразу: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

А еще для характеристики образа героини автор использует описание других персонажей, в частности, рассказчика, и самохарактеристику героини: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич, - оправдывалась она. - Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свекор кричал: "Матрена! Спину сломаешь!" Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».

Таким обазом, Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь - житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, чтобы продолжить род людской.
Гибель Матрены символизирует гибель этой России, а причина – «советский» поезд, которого так боялась героиня. Два железных сцепленных паровоза разносят деревянный Матренин двор и самодельные сани. Вот оно символическое звучание рассказа.


Наталья Беляева

Наталья Васильевна Беляева - главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ.

Уроки Солженицына

Читаем «Матрёнин двор»

Урок первый

…Явить миру такое общество, в котором все отношения, основания и законы будут вытекать из нравственности - и только из неё!

А.И. Солженицын. «Раковый корпус»

Слово о писателе

Начать урок можно с показа галереи портретов писателя и рассказа учителя и учащихся о жизни и творчестве Солженицына. Для этого могут быть использованы материалы учебника и автобиография писателя. Основные положения рассказа можно оформить в виде таблицы (см. табл. 1), второй столбик которой учащиеся будут заполнять, слушая учителя и обучаясь составлению конспекта лекции (завершат они эту работу дома).

Таблица 1

Этапы жизни писателя Главные события каждого этапа
Рождение, родители Родился в 1918 году в Кисловодске. Отец писателя умер в 1818 году, за полгода до его рождения. Мать воспитывала сына одна, работая машинисткой и стенографисткой
Годы учёбы В 1936 году окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу и поступил на математическое отделение Ростовского университета, который окончил за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. С 1939 по 1941 год учился одновременно и на заочном отделении Московского института философии, литературы, истории
Участие в Великой Отечественной войне Воевал на фронтах Великой Отечественной, служил на звукобатарее
Первый арест В 1945 году арестован за переписку, где обсуждались политические вопросы. Отбывание срока в спецтюрьме и в Особлаге под Экибастузом (Казахстан)
Ссылка В марте 1953 года отправлен на вечную ссылку в местечко Кок-Терек (юг Казахстана), где находился до 1956 года
Преподавательская работа Учительствует в сельской школе деревни Мильцево Курловского района Владимирской области
Первые писательские опыты 1957 год - писатель переезжает в Рязань, где пишет роман «В круге первом». 1959 год - создаётся повесть «Один день Ивана Денисовича». 1963 год - опубликован рассказ «Матрёнин двор»
Активная творческая деятельность. Создание литературных произведений разных жанров 1963–1967 годы - работа над «Архипелагом ГУЛАГ», рассказами, сценарием, пьесой, романом «Раковый корпус»
Конфликт с Союзом писателей СССР и тоталитарной государственной системой 1967 год - обращение Солженицына к съезду писателей и исключение его из Союза писателей в 1969 году
Начало мирового признания 1970 год - присуждение Нобелевской премии; 1971–1973 годы - издание в Париже романа «Август четырнадцатого» и книги «Архипелаг ГУЛАГ»
Вдали от Родины 1973 год - писатель лишён советского гражданства и выдворен из СССР. Жил в Германии и Швейцарии. 1976 год - переезд семьи Солженицына в США
Возвращение в Россию 1994 год - писатель возвращается в Россию, где продолжает активную творческую и общественную деятельность
Признание на Родине Публикация собрания сочинений писателя. 1997 год - учреждение литературной премии А.Солженицына

Спонсор публикации статьи: компания "Модуль Древ", занимающаяся производством клееного профилированного бруса и профилированного бруса камерной сушки из массива, а также проектированием и строительством домов, бань, беседок. Клееный брус, на производстве которого специализируется компания, изготавливается из высококачественной древесины северных лесов (зимняя заготовка), отличающейся высокой плотностью, обусловленной географическими условиями произрастания сырья. Архангельская древесина – экологически чистый, абсолютно натуральный материал, в домах, построенных из нее, тепло зимой и прохладно летом. Не важно, что Вы предполагаете строить на своем участке, небольшой дачный домик или роскошный коттедж, - любые дома из клееного бруса будут отличаться высоким качеством и надежностью. Еще одно несомненное преимущество строительства домов из бруса – минимальное время возведения постройки: срок от начала составления проекта до окончания отделочных работ от 3 месяцев. На сайте moduldrev.ru вы можете ознакомиться с предлагаемыми "Модуль Древ" типовыми проектами, посмотреть фотографии готовых домов, узнать цены и условия сотрудничества с компанией.

«Матрёнин двор»: картины послевоенной деревни

Приступая к изучению рассказа «Матрёнин двор», школьники могут вспомнить, какие женские образы русской литературы XIX–XX веков близки образу главной героини рассказа. Назовут, наверное, горьковскую бабушку Акулину Ивановну Каширину, крестьянских женщин в поэзии Некрасова и «Записках охотника» Тургенева.

Вопросы на выявление восприятия.

Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа - Матрёна? Обоснуйте своё мнение.

Почему писатель начинает свой рассказ с “загадки”: “…Ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход…”? Можно ли сразу догадаться, после чего?

Попытайтесь доказать, что изображённые в рассказе картины послевоенной деревни достоверны. (Точно, как в очерке, указаны место и время событий, достоверны топонимы, употреблённые в тексте, сохранены особенности местного диалекта.)

Какое впечатление произвёл на вас язык рассказа? Какое чувство вызывают у автора местные слова и выражения? Почему?

Образ рассказчика

Исследовательскую работу с текстом можно начать с изучения ощущений Игнатича, от лица которого ведётся повествование (см. табл. 2).

Таблица 2

Светлые чувства Раздражение
“Хотелось в среднюю полосу, без жары,

с лиственным рокотом леса…”

“Каждую букву в моих документах перещупали…”
“Высокое Поле. От одного названия веселела душа…” “Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал,

что можно по-русски составить такое!..”

“На станции висела строгая надпись… Нацарапано гвоздём…”

“Председатель… свёл под корень изрядно гектаров леса, а себе получил Героя Социалистического Труда…”

“Однообразные худо оштукатуренные бараки…”

“Она не говорила, а напевала умильно…”

“…Просветлел я… Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий…”

“Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне…”

“Жребий мой был - поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом… с двумя яркими рублёвыми плакатами…”
“Удовольствие пробудилось в её глазах оттого, что я вернулся…” “…Пенсии ей не платили… Она работала не за деньги… За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика”
“Изба Матрёны… вполне была хороша… Жили в избе ещё кошка, мыши

и тараканы…”

“Крупной картошки… огород её не давал”
“Мне дороже была эта улыбка её кругловатого лица…” “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной…”

Что в жизни послевоенной деревни, райцентра и всей страны вызывает у него светлые чувства, а что - раздражение?

Как изображается деревня Тальново?

Охарактеризуйте рассказчика. Какова его жизненная позиция? Что для него значимо, а что второстепенно? Найдите примеры авторского юмора.

Проследите жизненный путь учителя Игнатича. Как относилась к нему Матрёна? Почему они “жили запросто”?

Таблица может быть продолжена и другими примерами. Аналогичную исследовательскую работу можно организовать по второй и третьей частям рассказа.

Тема праведничества в рассказе

Вводный вопрос.

Каково первоначальное название рассказа? Как оно связано с эпиграфом к уроку?

К теме праведничества, излюбленной в русской литературе второй половины XIX века, Солженицын подходит деликатно, ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та - мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески. Он делает праведничество естественным образом жизни героини. Вместе с тем Матрёна не типический образ, она не похожа на других “тальновских баб”, живущих материальными интересами. Она из тех “трёх праведников”, которых так трудно найти.

Итоговые вопросы.

Можно ли утверждать, что на примере частного случая из жизни одной русской крестьянки писатель рассказывает о судьбе деревни в целом и о судьбе целой страны?

Каково художественное пространство рассказа? Ограничивается ли оно деревней Тальново и железнодорожной станцией Торфопродукт? Какие сквозные образы связаны с художественным пространством рассказа? В чём их символический смысл?

Итог урока. В рассказе «Матрёнин двор» документальность и точность, присущие очерковому жанру, сочетаются с такими композиционными средствами, которые помогают отдельным фактам из частной жизни автора стать фактами искусства, художественным текстом. Размышления о трудолюбии и терпении одной русской женщины перерастают в рассказе в широкое повествование о судьбе русской деревни после войны, о несправедливостях в стране, о тёмных и светлых сторонах русского характера.

Рассказчик, учитель Игнатич, - бывший заключённый, мечтающий “из пыльной горячей пустыни” вернуться обратно в Россию. Выбирая школу для работы, он просится “подальше от железной дороги”, ищет для жительства место поглуше, но это “подальше от железной дороги” будто предвещает чью-то гибель. Как и Матрёна, Игнатич не живёт материальными интересами. Матрёна не мешает его вечерним занятиям, слушает его радио, её лицо запечатлел его фотоаппарат.

Интересно художественное пространство рассказа. Оно начинается с его названия, затем расширяется до железнодорожной станции, которая находится “на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт от Мурома к Казани”, и до деревень “за бугром”, а потом охватывает и всю страну, принимающую иностранные делегации, и простирается даже во Вселенную, которую должны заполнить искусственные спутники Земли. С категорией пространства связаны образы дома и дороги, символизирующие жизненный путь героев.

Домашнее задание. Составить план рассказа о жизни Матрёны. Подготовиться к групповой работе по вопросам: что общего и различного 1) в образах Матрёны и других жителей деревни Тальново; 2) в образах Матрёны и Игнатича; 3) в образах Матрёны и Фаддея. Изучить по словарю литературоведческих терминов смысловое наполнение понятия “притча”.

Урок второй

…Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, - без которых нет граду стояния.

Н.С. Лесков. Предисловие к циклу «Праведники»

Образ праведницы

Начать разговор о главной героине рассказа можно с сопоставления двух цитат о русских женщинах. Первая - из романа Лескова «Соборяне»: “Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель?”; вторая - стихотворение Тютчева «Русской женщине».

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдёт незрима
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном
В осенней беспредельной мгле…

Что в этих цитатах близко образу Матрёны? Чем героиня отличается от характеристик русских женщин в XIX веке?

В центре нашего урока исследование главных черт образа Матрёны, которое можно организовать в группах.

Группа 1. Матрёна и другие жители деревни Тальново.

Что общего в жизни Матрёны и других жителей деревни? (Вставали рано; выходили все вместе на работу, потихоньку воровали торф, сложенный для просушки; питались одной картошкой; в домах не было радио, а электричество казалось чудом.)

Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново? (Матрёна выходила на работу, даже если болела; не “сводила счёты” и не обсуждала, “кто вышел, а кто не вышел”; не могла отказать, когда кто-то просил помочь в сельскохозяйственных работах: выкопать картошку, вспахать на себе огород; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери. Но после смерти все отзывы о ней были неодобрительны: “…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и даже поросёнка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти; о сердечности и простоте Матрёны золовка “говорила с презрительным сожалением”.)

Группа 2. Матрёна и Игнатич.

Что сближает и что отличает Матрёну и Игнатича? (См. табл. 3.)

Таблица 3

Общее Различное
Одиночество.

Умение жить под одной крышей и ладить с незнакомыми людьми. (“Комнаты мы не делили… Изба Матрёны… нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша… Мы их [тараканов] травили… Я со всем свыкся, что было в избе у Матрёны… Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто…”)

Умение жить скромно, не унывать и спасаться от трудностей и грустных мыслей работой. (“Жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования… У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа…”)

Вежливость и деликатность. (Матрёна “не досаждала никакими расспросами”, Игнатич “тоже не бередил её прошлого…”)

Бережное отношение к старине, почитание прошлого. (Игнатич хотел “сфотографировать когонибудь за старинным ткацким станом, Матрёну привлекало «изобразить себя в старине»”.)

Матрёна и Игнатич близки своим отношением к жизни. (Оба были людьми искренними, не умели лукавить. Игнатич в сцене прощания с покойницей хорошо видит корысть, стяжательство её родственников, не считающих себя виноватыми в смерти Матрёны и желающих поскорее завладеть её двором.)

Социальное положение и жизненные испытания. (Он учитель, бывший зэк, исколесивший по этапам страну. Она крестьянка, которая никогда не уезжала из своей деревни далеко.)

Мировосприятие. (Он живёт умом, получил образование. Она полуграмотна, но живёт сердцем, своей верной интуицией.)

Он городской житель, она живёт по законам деревни. (“Когда Матрёна уже спала, я занимался за столом… Матрёна вставала в четырепять утра… Я спал долго…” “По бедности Матрёна не держала радио”, но затем стала “повнимательней слушать и моё радио…”)

Игнатич может иногда подумать о себе, для Матрёны это невозможно. (Во время погрузки брёвен Игнатич упрекнул Матрёну, что она надела его телогрейку, а она только сказала: “Прости, Игнатич”.)

Матрёна сразу поняла своего квартиранта и оградила его от любопытных соседок, а Игнатич, слушая неодобрительные отзывы на поминках, пишет: “…Выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник…”

Группа 3. Матрёна и Фаддей.

Сопоставьте Матрёну и Фаддея. Как ведут они себя в близких жизненных ситуациях? (См. табл. 4.)

Таблица 4

Жизненные ситуации Матрёна Фаддей
Первая мировая война Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки. Пошёл он на войну - пропал… <…> а к Миколе зимнему - вернулся… из венгерского плена.
Возвращение Фаддея из плена В колена б ему бросилась… …Если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих.
Семейная жизнь Детей у неё было шестеро и один за другим умирали все очень рано. Родила ему вторая Матрёна тоже шестерых детей.
Великая Отечественная война …Ефима взяли… и младший без вести исчез во вторую (войну). …Не взяли на войну Фаддея изза слепоты.
Дом в наследство Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире. Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни…
Подготовка горницы к вывозу Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил… живо суетился… горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора.
Вывоз горницы - А что было двух не срядить? Один бы трактор занемог - другой подтянул… Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…
Авария на переезде И зачем на переезд проклятый пошла? Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней…
Похороны Матрёны Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое… Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была - спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр...
После похорон Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны… …Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик…

Трагизм судьбы Матрёны

Трагизм судьбы Матрёны не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Эти события она переживала вместе со всей страной. Трагизм её жизни проявился тогда, когда Матрёна, отдав без жалости часть дома, становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства. И страна, после войны окончательно превратившись в бюрократическое государство, оказалась с народом по разные стороны. Паспортов крестьяне не имели, зарплату и пенсию им не платили, леса на постройку домов у них не было, колхозные трактора для частных перевозок не давали и т.п. Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому и после её смерти родственники хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.

Что стало причиной смерти Матрёны? Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь, а не отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. Но в судьбу Матрёны неумолимо стучатся катастрофы XX века, выявляя глубинные, скрытые причины её гибели. Войны отнимают у неё жениха, любившего её, затем мужа. Послевоенный голод и отсутствие медицинской помощи лишают её шестерых детей. Она становится и заложницей советского государства, в котором нельзя честно и открыто перевезти свою же избу, но можно довериться пьяному водителю, потихоньку взявшему колхозный трактор.

В числе глубинных причин трагической гибели героини и привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи, её краеугольный камень. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются и алчность, жадность, стяжательство Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны - железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.

Три угасшие судьбы - это плата за сохранность жизней пассажиров “двадцать первого скорого”. Так частная судьба обыкновенной русской крестьянки оказывается связанной и с перипетиями жестокого ХХ века, и с судьбами русских женщин века XIX.

Нравственный смысл рассказа-притчи

В чём же нравственный смысл рассказанной писателем истории? Новым наполнением наделил Солженицын само понятие “праведник”. Даже дорога как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой железной, в переносном смысле неумолимой, разрушающей. Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей.

Домашнее задание . Письменно ответить на один из вопросов.

Что изменилось в смысле рассказа Солженицына «Не стоит село без праведника», когда писатель назвал его «Матрёнин двор»?

Как в судьбах героев рассказа отразились события истории России в послевоенное время?

В чём праведность Матрёны?

Стремясь изобразить характерные черты эпохи тоталитаризма и ее влияние на судьбу рядового человека, создает очень интересный образ рассказчика в рассказе” . Автор не описывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел войну, на горьком опыте узнал, что такое лагерь, он пережил все те трудности, которые с войной и лагерем были связаны. Рассказчик говорит о своей задержке” годков на десять, на нем лагерная телогрейка, у него привычка питаться два раза в сутки,” как на фронте, он неприязненно относится к ночным приходам людей в шинелях и” даже электриком на порядочное строительствоего бы не взяли.

У Матрены он оказывается не случайно. Рассказчик стремится” затесаться и затеряться в самой нутряной России, он истерзан судьбой, ищет гармонии ипокоя, душевного равновесия. Он стремится удалиться подальше от железной дороги, он не хочет слушать радио, не хочет знать о всем том, чем живет государство, исковеркавшее его судьбу.

Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад характера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине,” что много лет провел в тюрьме. Их роднит трагичность судеб, отношение к жизни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык” не в еде находить смысл повседневного существования. Он так же, как и она, одинок.” Я возвращался наугад – просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал,- говорит он о себе.

Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матрены она полна просторечными и устаревшими словами, многие из которых придуманы ею самой, диалектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое.

Саму героиню мы видим такой, какой представляет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, значит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью описывает поведение Матрениной родни на похоронах героини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лицемерие, ложь и осуждает их.

В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Матрены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоинству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы понимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба – типичная судьба человека того времени.

Солженицын, Сочинение

Тема праведников в литературе не нова, и всё же в рассказе Солженицына она раскрыта особенно правдиво. Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя. Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете. Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину. Анализ рассказа позволяет увидеть правдивую, далёкую от морали и красоты, картину жизни и мировоззрения простого деревенского народа.

Характеристика героев “Матрёнин двор”

Главные герои

Игнатьич (рассказчик)

Это автобиографичный образ. Автор возвращается из мест, в которых задержался… Его никто не ждёт, поэтому решено остановится в средней полосе России. Ему хочется поработать учителем где-нибудь в глубинке, и несмотря на его прошлое, каким-то чудом, его отправляют в глухую деревню. Образ рассказчика очень прост, чем и интересен: он спокойный, терпеливый, неприхотливый, мудрый человек. Умеет слушать и видеть то, что не говорят вслух, замечает важные вещи. Он рассмотрел в Матрёне Васильевне человека глубокого, душевного, сильного своей простотой. Именно он отмечает, что грехов у неё поменьше, чем у хромой кошки (ведь она ест мышей!). После смерти Матрёны жилец понимает, что она была праведницей, несмотря на замечания родни, плохо отзывающейся об ушедшей родственнице и её образе жизни.

Матрёна

Простая женщина из маленькой деревеньки. Все шестеро детей Матрёны умерли в младенчестве. Её муж не вернулся с войны, спустя много лет она перестаёт его ждать и привыкает к одиночеству. Жизнь крестьянки насыщена делами и заботами, она очень глубокий, чистый человек. Её быт строится на народном календаре, поверьях. Не лишена Матрёна Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась. Свой особый взгляд у хозяйки дома на жизнь, политику, работу. Она никого не осуждает, много молчит, радуется каждому дню.

Фаддей

Высокий крепкий старик, его не тронула седина, несмотря на возраст. Брат Матрёниного мужа. Он собирался жениться на Матрёне, но пропав на войне, несколько лет добирался домой. Матрёна была вынуждена выйти замуж за его брата. Фаддей вернулся живым, нашёл женщину с именем Матрёна и женился на ней. Он уговаривает Матрёну разобрать часть дома, что в итоге привело к её смерти. Несмотря на трагедию, приходит делить имущество в день похорон.

Второстепенные персонажи

В произведении “Матрёнин двор” герои раскрывают свою натуру в полную силу именно в переломный момент, когда случается несчастье. Даже рассказчик Игнатьич начинает по-настоящему понимать Матрону только после её смерти. Характеристика героев у Солженицына состоит из массы мелких деталей, поступков и нечаянно сказанных слов. В этом особенность писателя, он искусный мастер художественного слова. В списке произведений автора о русской душе этот рассказ, пожалуй, самый пронзительный и яркий.

Тест по произведению

Рассказ А.И.Солженицына "Матрёнин двор" затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. "Матрёнин двор" написан целиком о простой русской женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа.

В центре внимания Солженицына, простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, живущая в нищете и проработавшая всю жизнь в совхозе. Матрена вышла замуж еще до революции и с первого же дня принялась за домашние хлопоты. Наша героиня – одинокая женщина, потерявшая своего мужа на фронте и похоронившая шестерых детей. Матрена жила одна в огромном доме. "Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти". Центральная тема в этом произведении - тема родного дома и очага.

Матрена, несмотря на все тяготы повседневной жизни, не утратила способности откликаться на чужую беду душой и сердцем. Она является хранительницей очага, но это ее единственная миссия, которая приобретает масштабность и философскую глубину. Матрена все же не идеальна, советская идеология проникает в жизнь, в дом героини (признаки этой идеологии – плакат на стене и вечно не умолкающее радио).

Мы знакомимся с женщиной, пережившей очень многое в жизни и даже не удостоившейся заслуженной пенсии: "Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца". Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для своей страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без пенсии. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб человека, чем обеспечит его материальное положение.

Главная героиня не имеет кроме козы никакого скота: "Все животы ее были – одна грязно-белая коза". Ела она в основном одну картошку: "По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо". Хорошей жизни не видно, когда людей засасывает болото бедности. Жизнь очень не справедлива к Матрене. Бюрократический аппарат, который работает не для человека, вместе с государством совсем не интересуется, как живут такие люди, как Матрена. Перечеркнут лозунг "Все для человека". Богатство больше не принадлежит людям, народ – крепостные у государства. И, на мой взгляд, именно эти проблемы затрагивает Солженицын в своем рассказе.

Образ Матрены Васильевны – воплощение лучших черт русской крестьянки. У нее непростая трагическая судьба. Ее "дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый". Все в деревне решили, что в ней - порча. Матрена не знает счастья в личной жизни, но она вся не для себя, а для людей. Десять лет, работая бесплатно, женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Помогая ей во всем, никому не отказывая в помощи, нравственно она гораздо выше своих корыстных родственников. Жизнь нелегкая, "густая заботами", - Солженицын не прячет этого ни в одной детали.

Я считаю, что Матрена – жертва событий и обстоятельств. Нравственная чистота, бескорыстие, трудолюбие – черты, привлекающие нас к образу простой русской женщины, потерявшей в своей жизни все и не ожесточившейся. В преклонном возрасте, больная, она лечит душевные и физические недуги свои. Труд составляет счастье, цель, ради которой она живет. И все же, если внимательно приглядеться к образу жизни Матрены, то можно увидеть, что Матрена - рабыня труда, а не хозяйка. Потому-то односельчане, а больше всего родственники, бессовестно эксплуатировали ее, она же покорно несла свой тяжкий крест. Матрена, по замыслу автора, - идеал русской женщины, первооснова всего бытия. "Все мы, - заканчивает свое повествование о жизни Матрены Солженицын, - жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".