Пересказ и краткая характеристика произведения "Юшка" Платонова А.П. Анализ произведения Платонова «Юшка Платонов юшка жанр произведения

Разделы: Литература

Цели урока.

Образовательные: восстановить и углубить сведения о биографии писателя;
вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою;
продолжить формирование навыка работы с учебником; помочь ребятам глубже осмыслить содержание рассказа.

Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; развитие речи; развития умения формулировать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать милосердное отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.

Оборудование: портрет А. П. Платонова, выставка книг-произведений Платонова, презентация.

Ход урока

Любовь одного человека может
вызвать к жизни талант в другом
человеке или, по крайней мере,
пробудить его к действию.
Это чудо мне известно…
А. Платонов

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым. Попытаемся осмыслить содержание рассказа “Юшка”, который вы прочитали к сегодняшнему уроку. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выявим те философские проблемы, которые ставит в своем произведении автор.

И начнем мы наш разговор с размышления: для чего рождается человек? Как вы считаете? (Ответы учеников.) Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

– В каких строчках поэт выразил свое мнение о назначении человека? (Ответы учеников.)

Вот так много лет назад родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов (Климентов) Его имя нам немного знакомо по рассказам “Никита”, “В прекрасном и яростном мире…”, “Корова”, “Цветок на земле”. Платоновым переработаны народные сказки, например “Волшебное кольцо”, “Финист – Ясный Сокол” и др.

Мы узнали, что для Платонова важно многое: и животные, и растения, и природа. Но самое главное – это человек, который по-отцовски относится ко всему, что находится рядом.

Жизнь А. Платонова (Климентова А.П.) была недолгой и нелегкой.

2. Сообщение ученика о Платонове.
Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный в 1920 году от имени отца. Настоящая же его фамилия – Климентов.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малых лет знал бедность, нищету. Отец Платонова около полувека проработал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Мать занималась домашней работой. Семья была большая, доходила до десяти человек, все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок в семье. В неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность, становится кормильцем, возложив на себя заботу о семье. “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона”, он любил еще “паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу”. Работал Платонов “во многих местах, у многих хозяев”. Был разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Эти “университеты” и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Ненавидя страдание, он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны он был на фронте в качестве военного корреспондента. В ноябре 1944 года Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 года он скончался от этой болезни. Похоронен в Москве.

Произведения А.Платонова были многим непонятны, поэтому на него обрушились беды: критика, непонимание, запреты, обыски. И только после смерти пришло признание. Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова – судьба человека, поиск смысла жизни: “Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник”, – писал А. Платонов.

Читать произведения Платонова непросто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.

II. Работа с текстом.

– А сейчас мы обратимся к рассказу Платонова “Юшка ”, который вы прочитали дома.
Ребята, скажите, кто является главным героем рассказа? Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.
– Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца , и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.
Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.
Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка.
Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается.

– Чего не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку?

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым (кажется, и болезнь отступила).

Выразит. чтение описания природы.

– Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки?

(Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою “любовь к живым существам”.)

– А куда каждое лето уходит Юшка?

Сокровенное неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка.

– Почему же люди потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав?

Класс делится на группы ; каждой из них предлагается, сосредоточившись на определенном эпизоде, подумать над прозвучавшими вопросами. (Вопросы групповой работы см. в Презентации. )

1. Встреча Юшки с детьми (ученики приводят цитаты и комментарии).

– Как относятся к нему дети? Что влечет детей к Юшке?
– Почему Юшка не обижается на них? Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

(Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.)

Терзать – 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

(1. Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра.)

– Как сам Юшка объясняет поведение детей? Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

2. Встреча Юшки с взрослыми.
– Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?

(Взрослые тоже вымещают на Юшке “злое горе и обиду”, лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. “Будь как все”, – вот чего они требуют от Юшки.)

Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила еще к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: “Лучше бы ты умер!”.

3. Юшка и девочка Даша.

– Прав ли Юшка, когда говорит Даше, что его народ любит?
– Как вы относитесь к словам Даши: “Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчету”?
– Юшка на возражения Даши ответил: “Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое ”. Как вы понимаете это выражение? (Мнения ребят.)

“Слепое сердце” бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

– А как вы понимаете слово сострадание?

“Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека”

Синонимы: сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость…

4. Юшка и веселый прохожий.

– Чем помешал Юшка веселому прохожему?

(Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)

– Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, – Юшка осерчал . Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, возмутился. Почему именно осерчал? (Слово лучше соответствует его образу.)

– Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

Юшка осознает свою ценность в этом мире (“Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”.) Платонов говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни, неповторимости всякого человека…

– Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?

III. Работа с иллюстрацией.

Почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу. Какой эпизод изображен на ней?

Вывод: Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.

– Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. “Однако без Юшки жить стало хуже ”. Почему?

– Какую память оставил о себе Юшка после своей смерти?

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека . После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

– Да, именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, – Ефим Дмитриевич.
Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий? (Сообщение подготовленного ученика.)

Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.

Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
Имя Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

И таким плодом у Андрея Платонова оказалась девочка-сирота, ставшая впоследствии врачом.

– Таким образом, какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? (Тему милосердия, сострадания к людям.)
– А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро.
Вы почувствовали авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?

(Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.)

Какие чувства вызывает у вас рассказ?

Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

Чему учит нас А. Платонов?

А. Платонов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.

IV. Работа с высказываниями известных людей.

– Прочитайте предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к нашей теме. Докажите.

Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль

Великие души переносят страдания молча.
Ф.Шиллер

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
М Горький

“Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
В. Распутин

“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Библия

Подводя итог нашему разговору, я хочу, чтобы вы поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. “Так всякое доброе приносит и плоды добрые”, – говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие…

V. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на одну из тем:

  1. Легко ли быть милосердным человеком?
  2. О чем заставил меня задуматься рассказ “Юшка”.

Творчество А.Платонова сложно и многогранно. Стиль писателя не сразу понимают и принимают современные школьники. Рассказ «Юшка» занимает особое место: проблематика рассказа не оставила равнодушными семиклассников. Отвечая на вопросы самостоятельной работы, ученики 7 класса смогли продемонстрировать правильное понимание авторского замысла, а также выразили своё отношение к событиям, происходящим в рассказе.

Вопросы:

1.Как вы понимаете слова: «Я тоже всему свету нужен»?

2.Почему проститься с Юшкой пришел весь народ?

3.Как изменилась жизнь в городе после смерти Юшки?

4.Как вы думаете,почему приехала в город и осталась работать «приемная дочь» Юшки?

5.Чему может научить история жизни?

Вот некоторые примеры работ учащихся:

Я понимаю слова Платонова «я тоже нужен всему свету» так: все люди родились на земле равными и все имеют право на жизнь. Когда Юшка умер,весь народ пришел проститься с ним, потому что они хотели извиниться перед Юшкой за то, что мучили его. После смерти Юшки жизнь города очень сильно изменилась. Народу не над кем стало потешаться и люди стали ссориться между собой и зло выбрасывать друг на друга.

«Приемная дочь» Юшки осталась, потому что ей хотелось отблагодарить его-в память о нем она работала в этом городке, лечила людей.

История жизни Юшки учит тому, что не надо обижать людей, которые не могут защитить себя. И ещё, нужно уважать всех людей

Гаврилов Елисей.

Я думаю,что Юшке надоело, что все его безнаказанно обижают и словами «Я тоже всему свету нужен» он хотел сказать, что он такой, как и все, и у него есть право жить. Чувствуя свою вину, люди пришли проститься с ним после его смерти.

Городская жизнь после смерти Юшки стала скучной и жестокой, людям не на ком было срывать своё зло.

Дочь Юшки приехала в город и осталась работать, лечить людей, помогать больным.

Рассказ учит уважению к людям.

Чекменёв Дмитрий.

Все люди равны,каждый должен ценить себя и уважать других. Проститься с Юшкой пришел весь народ, потому что они привыкли к нему, он был частью этого народа.

Раньше люди выплескивали свой гнев и злобу на Юшку, а после смерти люди оставляли «своё глумление между собой».

Дочь Юшки знала про его болезнь и, став врачом, нашла смысл своей жизни в том, что стала помогать больным людям.

Я считаю, что Юшка знал своё предназначение в этом мире и жил ради других.

Шабанова Кристина.

«Я тоже всему свету нужен»-я понимаю слова Юшки так: он родился жить и работать. Трудиться для всего народа,приносить пользу не только себе, но и всем людям.

После смерти Юшки с ним пришли проститься все люди, потому что они чувствовали вину перед ним и понимали, что они его погубили. Что его больше нет.

Я считаю, что жизнь «после Юшки» стала плохая, потому что люди стали весь гнев проливать друг на друга. Когда-то они обижали Юшку, а когда его не стало, начали обижать друг друга.

Я думаю, что «приемная дочь» Юшки приехала в городок и осталась, чтобы лечить других людей, помогать им. Она не хотела чтобы кто-то мучился, как Юшка.

История жизни Юшки может научить нас уважать и жалеть людей. Ведь все люди рождены для того, чтобы жить, общаться и любить.

Привезенцева Кристина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как читать и понимать учебник

Данная публикация предназначена для учащихся и их родителей в целях оказания помощи в освоении трудного материала на страницаз учебников....

УРОК для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ – 2 часа): «Учимся читать и понимать художественный текст. (А.А.Ахматова «Реквием»)».

Урок содержит подробную подготовку к сочинению по поэме "Реквием" А.А. Ахматовой. Поиск видов информации в тексте как один из способов формирования УУД....

План пересказа

1. Кто такой Юшка. Его портрет.
2. Отношение детей к Юшке.
3. Злоба взрослых при виде Юшки.
4. Разговор Юшки с дочерью хозяина кузницы Дашей.
5. Ежегодный отпуск Юшки.
6. Смерть этого человека.
7. В городок приезжает девушка и спрашивает Ефима Дмитриевича.
8. Она остается в городе и всю жизнь лечит людей, больных туберкулезом.

Пересказ и краткая характеристика произведения

Герои рассказа: Ефим (по прозвищу Юшка), кузнец, его дочь Даша, девушка-сирота (воспитанница Юшки). Автор в пространной экспозиции описывает внешность, привычные дела и характер Юшки. Кульминацией является момент, когда Юшка первый раз выступает в свою защиту и погибает от грубого удара в грудь. Развязка - приезд воспитанницы Юшки, которая рассказывает о себе.

Юшка - помощник у кузнеца, он делает всю подручную работу. Он похож на старика: мал ростом, худ, плохо видит, у него слабые руки, ему всего сорок лет, но «грудная болезнь» чахотка (туберкулез) подточила с детства его силы. Его зовут Ефимом, но весь народ от мала до велика называет его Юшкой. Он живет в доме кузнеца. Хозяин кормит его за работу хлебом, щами и кашей. Сахар, чай и одежду он должен покупать себе сам. Однако герой рассказа свое скудное жалование (7 руб. 60 коп. в месяц) ни на что не тратит.

Он работает от зари до зари. Его появление на улице городка утром и вечером служит людям приметой того, что либо пора всем вставать и приниматься за работу, либо пора ложиться спать.

Дети веселятся при виде Юшки, но их радость быстро сменяется злостью. Почему он не ведет себя так же, как другие люди? Детям было бы весело, если бы они то нападали на разгневанного Юшку, то убегали бы от него. Взрослые, как и дети, выплескивают на этого не похожего на них человека «свое злое горе и обиду». А безответный Юшка, избитый, пострадавший от людской злобы, говорит о том, что люди очень любят его, просто выразить эту любовь не умеют. Он говорит, что «сердце в людях бывает слепое», не дающее понимать, кого человек любит на самом деле, чтобы делать тому, кого любишь, только добро.

Юшка каждый год уходит на месяц куда-то. Платонов показывает своего героя вдали от людей, на пути в другой город. Там, где никто не мучает и не терзает его, он почти не чувствует своей страшной болезни. «Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы... он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков».

Никто точно не знает, куда и к кому несет он свои заработанные деньги в мешочке за пазухой. Только после смерти Юшки мы узнаем, что все его сбережения предназначались для девочки-сироты, которая ему и родственницей не была. Окружающие люди считали, что жизнь этого человека лишена всякого смысла, ведь он никому ничего не рассказывал. Этот человек, такой никчемный и жалкий в глазах других людей, скромно и тихо делал свое доброе дело. Один только раз он взбунтовался, сказав в свою защиту: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен... Без меня тоже, значит, нельзя».

После смерти Юшки жить людям в городке становится хуже. Теперь никто безответно не берет на себя их злость, и она тратится между людьми. Девочка, воспитанница Юшки, «лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших». Так самоотверженная любовь Юшки к людям продолжала делать свое доброе дело и после его смерти.

О великой силе любви А. Платонов сказал так: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно...»

Жанр произведения – рассказ. Главный герой – подручный кузнеца Юшка. Рассказ – это история его трудной жизни.

Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие

Люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит.

Кульминация – спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка – приезд приемной дочери Юшки и рассказ о ее дальнейшей судьбе.

В своих книгах Платонов не описывает экстремальные ситуации и неординарные поступки, герои его произведений вступают в обычные бытовые отношения. На основе этих отношений писатель пытается глубже заглянуть в человеческую душу, задеть еще не тронутые ее струны. Герои его произведений – простые люди, люди труда. Вот и герой данного рассказа – подручный кузнеца, бывший предметом всеобщих насмешек,

Переходящих в ненависть. Вся жизнь этого человека прошла в работе.

Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случайный пьяный прохожий. После смерти Юшки, правда, стали замечать, что его всем не хватает.

Исчезла та незлобивость, воплощением которой он был. Исчезли доброта и кротость. То, что люди подобного рода являются носителями истинных человеческих ценностей, почему-то становится понятно только после того, как они уходят от нас.

В конце рассказа мы узнаем, что Юшка оставил после себя такого же доброго человека – девушка-сирота выучилась на скопленные им деньги и стала врачом, денно и нощно помогая больным. Вот парадокс: Юшке так не хватало понимания и сострадания людей, а его приемная дочь щедро несла их людям.

Таких людей, как Юшка, в жизни встречается не так уж много. Основная проблема, поднятая писателем, состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, – вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных качеств.

Сочинения по темам:

  1. Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской...
  2. Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два – сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка – появление неизвестного цветка на пустыре....
  3. Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровожда­емая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем...
  4. Произведение имеет подзаголовок: “Рассказ на могиле (Свя­той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)”. Здесь опи­сан крепостной театр графа Каменского...

Произведения Андрея Платонова обладают той магической свойственностью, которая заставляет нас задумываться о многих окружающих вещах. Некоторые ситуации, которые описываются в его рассказах, вызывают у нас некоторое недоумение и провоцируют на протест. .

Это и является той сильной стороной его творчества, которая не оставляет читателя равнодушным. Писатель мастерски раскрывает нам сущность красоты и искренности простых людей, которые благодаря своему глубокому внутреннему наполнению изменяют мир к лучшему.

Рассказ «Юшка» - трагедия героя

Главный герой рассказа «Юшка» - человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ. Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье.

Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами.

Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал.

Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все - таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела.

Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

Нравственность как основа характеров героев Платонова

В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании.

А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.

Язык эпохи в рассказе: актуальность темы

Ситуация описанная в произведении, весьма характерна для начала XX века, в котором общество забывало абсолютно все ценности, раннее присущи своему народу. Однако, произведение останется актуальным в любую эпоху, ведь даже в современном мире общество преимущественно преследует материальные ценности, совсем забывая о духовности.