Санитария и гигиена на кухне сообщение. Презентация на тему "санитария и гигиена на кухне"

Тема урока: «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания» 5 класс

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

    Осознание понятия кулинария .

    Уяснение санитарно-гигиенических требований к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правил и последовательности мытья посуды; правил ухода за поверхностью стен и пола.

    Уяснение безопасных приёмов работы на кухне: правилами безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями; правилами оказания первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

    Осознание питания как физиологической потребности.

    Формирование знаний о пищевых (питательных) веществах и значении белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека; пищевой пирамиде; роли витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержании в пищевых продуктах; пищевых отравлениях.

    Практическое освоение приемов первой помощи при пищевых отравлениях.

    Формирование знаний о режиме питания.

Метапредметные:

    Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока.

    Планирование собственной познавательной деятельности.

    Формирование навыков работы с учебной литературой.

    Освоение навыков проведения лабораторной работы.

    Формирование навыков анализа и систематизации.

    Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей.

    Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

    Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями.

Личностные:

    Проявление познавательной активности на уроке.

    Формирование навыков самообразования.

    Формирование навыков общения и сотрудничества.

    Формирование экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам.

Словарь урока: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; пищевая пирамида, режим питания.

Ресурсы урока:

    Учебник “Технология. 5 класс, Технологии ведения дома” Синица Н. В., Симоненко В. Д., издательство “Вентана-Граф”, 2016.

    Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс, Синица Н. В., Буглаева Н. А., издательство “Вентана-Граф”, 2016.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Мотивация.

Чтобы приготовить воскресный завтрак для всей семьи, необходимо (слайд 2 ):

    ознакомиться с понятием кулинария ;

    узнать, что такое санитарно-гигиенические требования;

    попробовать себя в качестве официанта;

    научиться правильно мыть посуду;

    освоить приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

    научиться оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях;

    узнать, какие питательные вещества необходимы человеку;

    научиться готовить вкусные и полезные блюда для завтрака;

    научиться сервировать стол к завтраку и оформлять блюда.

Посмотрите на требования к выполнению нового проекта и определите, сможете ли вы разработать проект без дополнительной подготовки?

3 этап. Актуализация знаний.

    Что такое проект?

    Что такое творческое проектирование?

    Какие этапы выполнения проекта вы знаете?

Задание на соответствие ( слайд 3 ) :

Определите, какие виды деятельности соответствуют каждому этапу выполнения проекта.

4 этап. Целеполагание и планирование.

Что вы должны узнать для выполнения творческого проекта по кулинарии (слайд 4 )?

    Познакомиться с понятием кулинария .

    Узнать, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении кулинарных работ.

    Научиться ухаживать за посудой, поверхностью стен и пола.

    Изучить безопасные приемы работы на кухне и правила оказания первой помощи при порезах и ожогах.

    Узнать, какие питательные вещества входят в состав пищи.

    Узнать, что такое пищевая пирамида .

    Научиться оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.

    Познакомиться с понятием режим питания .

Обсудим план урока ( слайд 5 ) .

    Познакомиться с новыми понятиями.

    Научиться оказывать первую помощь во время работы на кухне.

    Выполнить задания в рабочей тетради.

5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 1 урок.

    Понятие кулинария.

    Слово кулинария происходит от латинского culina – “кухня” и означает искусство приготовления пищи.

    Санитария и гигиена на кухне.

Санитария (от лат. sanitas - “здоровье”) - система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний (слайд 6 ).

Значение слова гигиена вы можете самостоятельно узнать в Интернете и оформить сообщение.

К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования – это, прежде всего, чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда готовили пищу на открытом огне, и теперь, в условиях высокотехничного оснащения кухни (слайд 7 ).

Определите, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при проведении кулинарных работ ( слайд 8 ) :

Если ты пришел на кухню,
Руки мыть ты не спеши.
Фартук надевать не нужно,
Его ты вовсе не носи.
Не спеши ты вымыть фрукты –
От мытья им только вред.
Прихватив ножи и доску,
Режь скорее все подряд.

Позабудь про холодильник!
Подготовь на кухне полку.
Молоко, сосиски, рыбу
На ней лучше сохранишь.

Обратите внимание на способы маркировки разделочных досок! ( слайд 9 )

Какие еще требования необходимо соблюдать во время работы на кухне?

Прочитайте материал учебника на стр. 30-31 и дополните правила (самостоятельная работа с учебником).

Посуда для кухни и уход за ней; уход за поверхностью стен и пола.

Работа с учебником стр. 31-34.

Первичное закрепление полученных знаний: упражнение на соотнесение ( слайд 10 ) :

    Определите, какие предметы к какой посуде относятся.

    Последовательность мытья посуды.

Выполните № 1 из задания 4 в рабочей тетради.

    Безопасные приемы работы на кухне (слайд 12 ).

Работа с учебником стр. 34-36.

    Первая помощь при порезах и ожогах.

Работа с учебником стр. 36.

Выполните № 2 из задания 4 в рабочей тетради.

Практическая работа “Приемы оказания первой помощи при порезах и ожогах”.

5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 2 урок.

    Здоровое питание.

Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это – физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму. Какое же питание является здоровым?

    Пищевые (питательные) вещества.

Работа с учебником стр. 38-39.

Задание на соответствие ( слайд 13 ) .

Определите значение для человека таких веществ, как белки, жиры, углеводы и витамины.

    Пищевая пирамида.

Работа с учебником стр.39.

Рассмотрите рис. 21 и перечислите, какие продукты расположены на определенных уровнях пирамиды (слайд 14 ).

    Пищевые отравления, первая помощь при пищевых отравлениях.

Работа с учебником стр. 39-41.

Задание на определение правильной последовательности ( слайд 15 ) :

Определите правильную последовательность оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

    Режим питания.

Для того чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно принимать ее в необходимых количествах и в определенное время (слайд 16 ).

    Сколько раз в день необходимо принимать пищу?

    Как называются приемы пищи?

    Какой прием пищи считается главным? Почему?

    Какие продукты можно использовать для перекусов?

    Лабораторная работа “Определение качества питьевой воды” , стр. 41 ( слайд 17 ).

Показатели качества воды:

Прозрачность – для определения прозрачности нам понадобится 20 см столб: если, глядя через него, вы будете четко различать стандартный шрифт на листе бумаги, значит, вода прозрачна.

Цвет – аналогично определяем цветность, оценивая цвет столба воды на фоне белой бумаги (офисной).

Запах – запах воды оцениваем при температуре 20 градусов, затем нагреваем жидкость до 60 градусов и вновь анализируем свои ощущения.

Вкус – привкус воды может быть горьковатым, солоноватым, вяжущим и так далее. Солоноватый привкус свидетельствует о высокой минерализации воды, а неприятные вяжущие ощущения вызывает повышенное содержание ионов железа.

Кислотность – берем индикатор (лакмусовую бумажку), помещаем его в раствор и следим за изменением цвета.

Наличие хлора – определим это можно при помощи йодокрахмальной бумаги, которая при взаимодействии с ионами хлора приобретает синий цвет.

Жесткость воде придают соли кальция и магния. Если мыло в воде плохо мылится, овощи – долго варятся, если после того, как вода вскипела, на стенках емкости в большом количестве остается накипь - вода имеет повышенную жесткость.

Физкультминутка

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).

Самостоятельная работа: рабочая тетрадь – № 4, задание 4; № 4, задание 5.

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Согласны ли вы с народной пословицей: “Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука”?

Оценочный лист ( слайд 18 ):

    Определение правильной последовательности мытья посуды (№ 1, задание 4) – 1 балл.

    Задание на соответствие санитарно – гигиеническим требованиям – 1 балл.

    Определение правильной последовательности оказания первой помощи при порезах и ожогах (№ 2, задание 4) – 1 балл.

    Правила безопасного пользования – 1 балл.

    Активность на уроке – 1 балл.

8 этап. Домашнее задание.

Инвариативная часть. Параграфы 5-6, № 1, 2, задание 5, продукты для бутербродов: хлеб, сыр, колбаса, сливочное масло, фартук и косынка.

Вариативная часть.

Темы для сообщений:

    Богиня здоровья”,

    Витамины в жизни человека”,

    Вода – богатство планеты”,

    Анализ воды в домашних условиях”.

ПОСУДА

КУХОННАЯ

СТОЛОВАЯ

ЧАЙНАЯ

ИНВЕНТАРЬ И

ПРИСПОСОБЛЕ –НИЯ

СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ

Чтобы нам познакомиться с ними, я предлагаю вам посетить студию по чистоте и гигиене «Чистюля» и поработать в ней экспертами по санитарии и гигиене. Далее класс разбивается на три группы, каждой группе дается конверт с заданием.

В каждом конверте содержится по две карточки-требования:

Конверт № 1

    «Требования к содержанию помещения и оборудования» (карточка № 1)

    «Требования к лицам, приготавливающим пищу» (карточка № 2)

Конверт № 2

    «Требования к процессу приготовления пищи» (карточка № 1)

    «Требования к хранению пищевых продуктов» (карточка № 2)

Конверт № 3

    «Правила безопасной работы с электрическими приборами» (карточка № 1)

    «Правила безопасной работы с горячими жидкостями» (карточка № 2).

Кроме карточек-требований, в конвертах, на отдельных карточках, находятся сами требования (например: «Нельзя использовать посуду с прогнувшимся дном», «Использовать можно только свежие продукты», «Готовить пищу следует только в сменной обуви» и т.д.) Каждое из требований, правил написано на отдельной карточке.

Задача каждой команды заключается в том, чтобы правильно сопоставить требования находящиеся на карточках с карточками-требованиями.

После того, как ученицы справятся с заданием, первая команда экспертов переходит на рабочее место второй команды экспертов, вторая команда экспертов переходит на рабочее место третьей команды экспертов, третья команда экспертов переходит на рабочее место первой команды экспертов. Перейдя на новое место, команды осуществляют взаимопроверку, после чего происходит обсуждение данных требований и ошибок, совершенных экспертами.

Требования к помещению

кухни и столовой –

прежде всего ЧИСТОТА.

Продукты питания, которые необходимо правильно хранить и перерабатывать

Плиты

Кухонная утварь, посуда

Приспособления и приборы

Приготовление пищи не терпит грязи на руках.

Требования к лицам, приготовляющим пищу

Готовить пищу необходимо в специальной одежде.

Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом.

Требования к приготовлению пищи

До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.

Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипяченой водой.

Различные виды продуктов следует обрабатывать на различных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.

Требования к хранению продуктов и готовых блюд

Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты следует хранить в холодильнике.

Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.

Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивают в пищевую пленку.

Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией (см. инструкцию к нему) Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

Правила безопасного пользования

Газовыми плитами

1. До зажигания газа проветрить помещение.

2. Правильно зажигать горелки – зажечь спичку, поднести ее к газовой горелке, открыть ручку крана газовой горелки. Лучше использовать специальные зажигалки.

3. Перед использованием духовки – проветрить ее.

4. Не оставлять зажженную плиту без присмотра.

5. По окончании работы закрыть краны.

Электронагревательными приборами

1. Перед работой проверить исправность соединительного шнура.

2. Установить электроприбор на огнеупорную подставку.

3. Подключить в сеть электроприбор только сухими руками.

4. По окончании работы выключить электроприбор.

Горячей посудой и жидкостью

1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края

2. Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев.

3. Снимая крышку с горячей посуды, приподнять ее от себя.

4. Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.

5. На сковороду с горячим жиром продукты класть аккуратно, от себя, чтобы не разбрызгивать жир.

6. Снимая горячую посуду с плиты. Пользоваться прихватками, а если сковорода без ручки. То сковородником – приспособлением для перемещения посуды.

7. Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками.

Ножом и приспособлениями

1. Пользоваться правильными приемами работы ножом.

2. Работать только хорошо заточенным ножом.

3. Передавать нож и режущие инструменты только ручкой вперед, лезвием от себя.

4. При работе мясорубкой проталкивать продукт пестиком.

Первая помощь при порезах

1. Промыть рану струей кипяченой воды, затем обработать раствором перекиси водорода, поливая из пузырька тонкой струйкой или слабым бледно-розовым раствором марганцово-кислого калия

2. Смазать кожу вокруг раны настойкой йода.

3. Наложить стерильную повязку.

4. Если рана глубокая или сильно загрязненная, обратиться в травмпункт или ближайшую поликлиннику.

Первая помощь при ожогах паром или кипятком

1. Погрузить обожженый участок тела в холодную воду или подставить под струю холодной воды на 10-15 минут.

2. Приложить к нему холодную влажную марлю или бинт.

3. Нанести на поверхность противоожоговую мазь или специальную противоожоговую повязку из аптечки.

4. Нельзя применять бактерицидный пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лед, касаться обожженной поверхности руками, смазывать жиром или маслом.

Посуда для кухни и уход за ней. Столовая посуда.

Наборы посуды – 4-5 кастрюль, набор сковород, казан или гусятница с толстыми стенками, противни, формы для выпечки в духовом шкафу и спц посуда для приготовления в СВЧ печи.

Посуда может быть чугунная, эмалированная, из нержавеющей стали, с антипригарным покрытием.

Инвентарь:

несколько разделочных досок (хлеб, овощи, мясо, рыба);

набор столовых ножей;

терку,

скалку

овощечистку

пресс для чеснока

кухонный набор – лопаточка, шумовка, половник

весы

таймер

фольгу или рукав для запекания. И др.

Для подачи готовых блюд используют фарфоровую или фаянсовую посуду – тарелки закусочные, пирожковые, десертные, Чайную посуду – чашки, блюдца, заварочный чайник, молочник и др.

Столовые приборы – ножи, вилки, ложки.

Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования. Пригоревшую пищу надо отмывать, а не соскабливать.

Последовательность мытья посуды:

1. Удалить остатки пищи с посуды губкой или куском бумажного полотенца.

2. Отсортировать посуду: отдельно поставить стаканы, тарелки и т.д.

3. Замочить посуду с пригоревшей пищей в горячей воде.

4. Вымыть посуду в горячей воде с использованием специальных приспособлений: губки, щетки, ершика, и безопасных для здоровья моющих средств, которые растворяют жир и облегчают мытье. Помни! Перед использованием моющих и чистящих средств, следует ознакомиться со способом их применения.

5. Вначале необходимо вымыть менее загрязненную чайную посуду, затем столовую и кухонную

6. Промыть посуду в проточной воде. В случае, если на кухне нет мойки с проточной водой, посуду моют в специальной емкости, меняя воду.

7. Поставить чистую посуду на сушку. Нежелательно вытирать посуду полотенцем.

Уход за поверхностью стен и пола проводят с использованием чистящих и моющих средств, после чего промыть и вытереть сухой мягкой тряпкой или специальной салфеткой.

Приготовление и прием пищи связаны с жизненно важными для человека проблемами - с физическим здоровьем и поддержанием жизнедеятельности организма. Поэтому при приготовлении пищи большое внимание уделяют санитарии и гигиене. Только при условии соблюдения требований личной гигиены, чистоты помещения, рабочего места и посуды, используя только свежие продукты, можно приготовить доброкачественную, полезную пищу.

Правила санитарии и гигиены

  1. Перед началом работы наденьте фартук и косынку.
  2. Ногти должны быть коротко острижены и не накрашены, руки вымыты с мылом.
  3. При приготовлении пищи пользуйтесь только чистой посудой и инвентарем.
  4. Используйте разделочные доски и инвентарь в строгом соответствии с их назначением (дпя овощей, мяса, рыбы, хлеба и т. д.).
  5. Следите, чтобы готовые продукты (сваренные или обжаренные) не соприкасались с сырыми, которые еще будут подвергаться тепловой обработке.
  6. Для приготовления пищи пользуйтесь только свежими продуктами, качество которых можно определить по внешнему виду, цвету, запаху, вкусу.
  7. Накладывайте пищу отдельной ложкой, а не той, которой пользовались, готовя блюдо.
  8. Следите за чистотой рабочего места и помещения в течение всего времени приготовления пищи, а также после ее приготовления.

При переработке и хранении пищевых продуктов необходимо соблюдать режимы их тепловой обработки и сроки хранения, так как продукты питания являются благоприятной средой для развития микроорганизмов: бактерий, микроскопических грибков, водорослей, вирусов и болезнетворных микробов.

Попадая в организм человека с пищей, микроорганизмы вызывают пищевые отравления (пищевые инфекции). Знания человека об особенностях распространения микроорганизмов помогают предупредить инфекционные болезни и даже ликвидировать некоторые из них.

Для пищевых отравлений характерны следующие признаки: тошнота, боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, а в тяжелых случаях - потеря сознания. При появлении таких признаков необходимо изъять из употребления продукт, который стал причиной отравления, вызвать врача, оказать первую медицинскую помощь заболевшему. Если пострадавший находится в сознании - промойте ему желудок: дайте выпить 3-4 стакана бледно-розового раствора пер-манганата калия (марганцовки) и, надавливая на корень языка черенком ложки или пальцем, вызовите рвоту.

После промывания желудка дайте отравившемуся активированный уголь. Для этого 5-10 таблеток залейте стаканом (200 мл) холодной кипяченой воды, тщательно перемешайте и дайте выпить.

При сильном отравлении обязательна неотложная врачебная помощь. При легком отравлении пострадавшему следует принять лекарства, нормализующие работу желудочно-кишечного тракта.

Во время работы на кухне и в кабинете кулинарии следует обязательно выполнять правила безопасной работы. Их несоблюдение может привести к ожогам, порезам, ушибам и т. д.

Правила безопасной работы

  1. Все работы выполняйте только после разрешения учителя.
  2. При пользовании электрическими плитами и электронагревательными приборами:
    • убедитесь в исправности прибора;
    • включение и выключение прибора из сети производите только сухими руками, держась за вилку электроприбора (рис. 63);
    • оберегайте нагревательные приборы от попадания на них брызг жира, сахаристых веществ, которые могут воспламеняться.

Рис. 63. Включение и выключение электроприбора

  1. При пользовании газовыми плитами:
    • убедитесь в исправности горелок и ручек крана, чтобы не допустить утечки газа;
    • перед тем как открыть кран газовой горелки, зажгите спичку.
  2. Помните, что дровяные печи имеют высокую пожароопасное и для пользования ими также существует ряд правил:
    • подход к печи должен быть всегда свободным;
    • доставать и ставить посуду в печь можно только под наблюдением взрослых, при помощи специальных приспособлений, имеющих длинные деревянные ручки (ухват, кочерга);
    • посуду (для приготовления в русской печи используют посуду с утолщенным дном и стенками) обязательно закрывают крышками.
  3. Во время приготовления пищи проветривайте помещение.
  4. Нарезку продуктов производите только на разделочных досках.
  5. При работе ножом пальцы левой руки подогните, чтобы не было видно ногтей (рис. 64).

Рис. 64. Нарезка продуктов

  1. Передавайте колющие и режущие инструменты только ручкой вперед и лезвием от себя (рис. 65). Не ходите по помещению с острыми инструментами в руках.

Рис. 65. Передача острых предметов

  1. Горячую посуду снимайте с плиты только при помощи прихваток.
  2. Крышку кастрюли с кипящей жидкостью или горячими продуктами открывайте постепенно, от себя, так как пар может обжечь лицо и руки (рис. 66).
  3. По окончании работы проверьте, выключены ли нагревательные приборы; приведите в порядок рабочее место.

Рис. 66. Снятие крышки с горячей посуды

Перманганат калия, микроорганизмы, пищевые отравления, активированный уголь.

Новые понятия

Контрольные вопросы

  1. Какие виды работ проводят на кухне?
  2. Какие правила санитарии и гигиены вы знаете?
  3. Какую первую медицинскую помощь нужно оказать при тяжелых пищевых отравлениях?
  4. Для чего надо соблюдать правила безопасной работы и санитарии при приготовлении пищи?
  5. Что может стать причиной пищевых отравлений?

Санитария и гигиена. Правила ТБ

при кулинарных работах и оказание первой помощи при ожогах.

Цель урока:1. изучить безопасные приемы труда, санитарии и гигиены. Характеристики кухонной и столовой посуды, особенности ухода за ней.

2.развивать понимание того, что несоблюдение приемов безопасного труда и нарушение санитарно-гигиенических правил приводит к травмам и пищевым отравлениям

3. воспитание аккуратности и опрятности в работе, культуры безопасного труда.

Ход урока

1. Организационный этап (3 мин.)

приветствие учащихся; проверка отсутствующих учащихся; проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка д.з. (выставка эскизов)

2. Этап актуализации опорных знаний (5 мин.) Вопросы для повторения:

1. Что такое кухня?

2. Какие требования мы предъявляем к мебели в кухне? (выбор самой успешной работы (эскиза)

3. Мотивационный этап (5 мин.)

Сообщение учащимся темы урока. – Открыли тетради, пишем тему: Санитария и гигиена.

На этом уроке мы продолжаем изучение темы «Технологии ведения дома»

4. Этап изучения нового материала (20 мин.)

Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно-гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений, небрежность и неаккуратность, которые допускаются в процессе приготовления пищи.

Существуют определенные санитарно-гигиенические правила работы на кухне: “Требования к содержанию помещения и оборудования”, “Требования к лицам, приготавливающим пищу”, “Требования к процессу приготовления пищи”, “Требования к хранению пищевых продуктов”, “Правила безопасной работы с электрическими приборами”, “Правила безопасной работы с горячими жидкостями”.

Чтобы познакомиться с ними, я предлагаю вам ответить на вопросы:

Какие правила мы должны соблюдать при работе на кухне ? Работа по картине учебника с.172 .

2. Обеспечить хорошую освещенность рабочего мета.

3.Периодически проветривать помещение. Перепишите правила в тетрадях с. 172.)

Какая посуда и инвентарь есть у нас на кухне?

Как нужно мыть посуду?

Посуду мыть сразу после ее использования, пока не присохли остатки пищи.

Пригоревшую к посуде пищу нужно отмачивать, а не соскабливать. (учебник с.176, рис. 102)

Распределять по видам: чайная, столовые приборы, кухонная – и в той же последовательности моют.

Мыть с двух сторон.

Посуду после молока или разведенных яиц мот сначала холодной, потом горячей водой.

Вымытую посуду ставят в специальный сушильный шкаф.

Для сохранения свежести и доброкачественности продуктов мы используем? … холодильник.

Санитарно-гигиенические требования к хранению продуктов и готовых блюд :

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике. 2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определённого срока. 3. Продукты, готовые к употреблению, хранить закрытыми отдельно от сырых. 4. Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их помещают на соответствующих местах (продукты не требующие долгого хранения, помещают в холодильник, например, яблоки, овощи, яйца, приготовленные блюда и пр.; продукты, требующие более длительного хранения, помещают в морозильник, например, мясо, рыбу и т.п.).

Самостоятельно изучаем как мы размещаем продукты в холодильнике учебник с. 178, рис. 104.

Рисуем табл. 13. Стр. 178 .

ТБ при работе с горячей жидкостью :

1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливай до края 4-5 см.

2. Проверь качество ручек ёмкости.

3. Когда жидкость закипит, уменьши нагрев. 4. Снимая крышку с горячей посуды, приподнимай её от себя. 5. Засыпай в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно. 6. На сковороду с горячим жиром продукты клади аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир.7. Снимая горячую посуду с плиты, пользуйся прихватками.8. Не используй посуду с прогнувшимся дном.

При работе с ножом и приспособлениями 1. Передавай нож (или вилку) только ручкой вперёд.2. При работе с мясорубкой продукт проталкивай пестиком. Не поднимай нож высоко над разделочной доской.

Обратите внимание на то, что на кухне имеется много предметов, работать с которыми вам обязательно придется, но делать это необходимо очень осторожно и аккуратно. Многие предметы вам хорошо знакомы, наверное, они имеются у каждого на кухне. Но все-таки важно, чтобы вы повторили правила работы с ними. Эти правила носят название "правила техники безопасности”. Они означают систему мероприятий для обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

А какие правила необходимо соблюдать кулинару во время работы?

Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ.

1. Требования безопасности перед началом работ

1.1 Надеть спецодежду (косынку, фартук), волосы убрать под косынку.

1.2 Вымыть руки с мылом.

1.3 Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.

1.4 Включить вытяжную вентиляцию.

1.5 Овощи перед очисткой тщательно помыть, те которые употребляют в пищу в сыром виде, дополнительно ополосните кипячёной водой.

2. Требования безопасности во время работы

2.1 Включать и выключать электроприбор сухими руками при этом браться за корпус вилки.

2.2 Проверить качество ручек ёмкости.

2.4 Наполняя кастрюлю (чайник) жидкостью не доливаем до края 4-5см.

2.7 Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.

2.8 На сковороду с горячим жиром продукты кладём аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир.

2.9 Передавая нож или вилку только ручкой вперед.

3. Требования безопасности по окончанию работы

3.1 Выключить электроплиту, выключить вытяжную вентиляцию.

3.2 Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

3.3 Вынести мусор, тщательно вымыть руки с мылом.

Ребята, если не следовать правилам безопасной работы на уроках кулинарии, что может произойти?

Поражения электротоком;

Термические ожоги;

Порезы.

Электричество в бытовых условиях может быть причиной серьезных травм и даже смертельного исхода. Причиной многих травм являются неисправные выключатели и розетки, старая проводка, неправильное обращение с электробытовыми приборами.

Необходимо помнить об опасности воды , которая является хорошим проводником электричества. Человек значительно увеличивает риск получить травму, если работает с электробытовыми приборами мокрыми руками или стоит на мокром полу.

Ваши цели:

Отключить электроэнергию;

Оказать помощь пострадавшему;

Вызвать врача.

Действия:

1. Выключите ток на электрощите, если он в пределах досягаемости, в противном случае – выдерните штепсельную вилку.

2. Если вы не можете добраться до кабеля, розетки, электрощита, то:

Встаньте на сухую изолирующую поверхность, например, деревянную коробку, резиновый коврик или толстую книгу. Используйте швабру, деревянный стул или табуретку, чтобы оттащить пострадавшего от источника тока.

3. Не дотрагивайтесь до пострадавшего, обхватите его ногу или руку петлей и оттаскивайте от источника тока. В крайнем случае тяните пострадавшего за свободно свисающий сухой край одежды.

Если пострадавший без сознания, проверьте пульс и дыхание и при необходимости будьте готовы к реанимационным мерам. Охлаждайте ожоги большим количеством воды. Уложите его и вызовите скорую помощь.

Если человек серьезно не пострадал, создайте ему условия для отдыха и, если есть сомнения, вызовите врача.

Термический ожог - это травма, которая возникает в результате действия открытого огня, теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др.

Различают четыре степени термического ожога.

Ожог первой степени, при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.

Ожог второй степени, при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями. Необходимо оперативное лечение.

При ожоге третьей и четвертой степени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация.

Действия: 1. Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет).

2. Снять одежду и обувь с пораженного участка.

3. Охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 минут.

4. Наложить сухую стерильную повязку.

5. Дать обильное питье.

В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

Вовремя оказанная помощь при порезе поможет быстрее залечить рану и предотвратить попадание микробов в рану.

Ваши цели:

Остановить кровотечение.

Свести к минимуму возможность инфицирования.

Действия:

  1. Небольшие кровотечения можно остановить, придав конечности возвышенное положение и прижав рану.

2. Накройте рану стерильной салфеткой и забинтуйте.

3. При незначительных порезах достаточно наклеить лейкопластырь

5. Этап проверки понимания учащимися нового материала (3 мин.)

Вопросы для учащихся:

С какими правилами санитарии и гигиены мы сегодня с вами познакомились?

Какие требования предъявляются к лицам, приготавливающим пищу?

Какие правила ухода за кухонной посудой необходимо соблюдать?

После каждого ответа на вопрос, обращаюсь к девочкам с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ, найти другое, возможно более рациональное решение.

6. Этап закрепления нового материала (5 мин.)

На этом этапе девочкам предлагается составить кроссворд из 5 слов, используя материал урока (задание выполняется на отдельном листе).

В случае, если девочки справятся быстро, то некоторые кроссворды можно разгадать на уроке (коллективно). В противоположной ситуации кроссворды собираются, перемешиваются и раздаются каждой девочке в качестве домашнего задания.

Вопросы учащимся :

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему вы смогли научиться на уроке? Что вас удивило?

Как вы думаете, пригодятся ли вам знания и умения, которые вы получили сегодня на уроке?

7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

Д.р. повторить правила ТБ

8. Подведение итогов занятия (2 мин.)

Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.


Частыми проблемами являются ожоги, ушибы, падения, порезы и воздействие электрическим током, в результате чего подчас необходима экстренная медицинская помощь и адекватная терапия.

Чтобы этого не происходило, помимо разумных мер предосторожности на кухне, предупреждающих несчастные случаи, необходимо хорошо знать правила пищевой гигиены.

  1. Все что готовится в пищу, должно готовится идеально чистыми руками. Пищевые продукты совсем не нуждаются в заражении микроорганизмами, однако очень часто это происходит именно во время приготовления пищи, и источником является человек, занимающийся этим. Для того чтобы оперировать на кухне с продуктами, нужно обязательно вымыть руки с мылом, и повторять эту процедуру после каждого перерыва на другие дела - посещения туалета, выкуривания сигареты, чихания и кашля, работы с мусором. Важно не забывать мыть руки после контакта с сырым мясом или после контакта с химическими и дезинфицирующими веществами.
  2. Ногти на руках в идеале всегда должны быть короткими и, безусловно, чистыми. Если на руке есть какая-либо ранка, она должна быть хорошо закрыта, чтобы инфекция из нее не попала на пищу, так как обычные для ран стафилококки и стрептококки вызывают тяжелейшие пищевые отравления.
  3. Работайте всегда в чистом фартуке и с подобранными, а не распущенными волосами с этой же целью - уменьшить попадание болезнетворных микроорганизмов в пищу.
  4. Никогда не чихайте и не кашляйте над пищевыми продуктами , с которыми занимаетесь. Всегда следует прикрывать нос и рот руками или платком (после чего следует тщательно вымыть руки), чтобы предохранить пищу от микробов, которые могут находится в слизистом отделяемом носоглотки. В этих же целях рекомендуется не говорить, не петь и не жевать жевательную резинку, приготовляя пищу.
  5. Кухня всегда должна быть чистой , и для уборки ее следует почаще применять дезинфицирующие средства (раствор хлорки). Не смешивайте ее с детергентами, так как смесь может получиться токсичной и сопровождаться выделением хлора, который вызывает ожоги слизистых. Таким образом обязательно следует обрабатывать столы для манипуляции с продуктами, ножи и разделочные доски. Сначала надо хорошенько мыть их с детергентами, а потом ополаскивать слабым раствором хлорки. Особенно следует проследить за чистотой кухонных полотенец, которые должны меняться ежедневно. Идеально чистым должен быть холодильник.
  6. Чтобы избежать заражения продуктов микроорганизмами, лучше разделить пространстве на кухне на две зоны - «грязную», где Вы будете работать с сырыми продуктами (мыть, чистить, резать и т.п.) и чистую - где можно манипулировать готовыми - здесь следует готовить блюда из сырых продуктов, которые не будут подвергаться термической обработке, например, салаты и доводится до подачи на стол другая пища.
  7. Абсолютно запрещен контакт сырых продуктов с готовой пищей. Кроме того, сразу же после работы с сырыми продуктами следует тщательно мыть кухоную утварь, использованную для этого. Для сырой и для готовой пищи следует использовать разные разделочные доски и ножи.
  8. Мусор на кухне следует держать в закрытых мешках или закрытых крышкой ведрах. Чем дальше находится мусорное ведро от кухни, тем лучше в плане предупреждения инфекционных желудочно-кишечных заболеваний.
  9. Чтобы избежать развития микроорганизмов в пище, при ее приготовлении надо следить за адекватностью температуры и длительности обработки. Продукты, особенно мясные и рыбные, не должны оставаться сырыми.
  10. На кухне нужна питьевая вода , как для приготовления пищи, ее мытья, так и для питья. Если вода из-под крана может быть небезопасной, прежде чем использовать ее следует подвергнуть кипячению (даже если в последующем Вы хотите сделать из нее кубики льда).

Постоянно используя эти правила, сделав их хорошей привычкой, Вы и Ваша семья сможете избежать неприятных «сюрпризов» и заражения инфекционными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, которые могут быть самой разной природы - бактериальные, вирусные, грибковые, а также избежать пищевых отравлений, которые бывают настолько тяжелыми, что требуют неотложной терапии, в том числе и госпитализации больного.

САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА НА КУХНЕ

К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования - это прежде всего чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда пищу готовили на открытом огне очага, и теперь, в условиях высокой технической оснащённости домашнего хозяйства.

Уход за кухней довольно трудоёмок и сложен, потому что на ней сосредоточено много важных объектов. Это и продукты питания, которые надо уметь сохранить и правильно переработать, и электрическая или газовая плита - основное оборудование для тепловой обработки продуктов, и многочисленная кухонная утварь, посуда, разнообразные технические приспособления и электроприборы.

Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, продуктах, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Ознакомимся с ними и будем в дальнейшем неукоснительно им следовать.

Санитарно-гигиенические требования

К лицам, приготавлиющим пищу:

1. Готовить пищу надо в специальной одежде.

2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть уки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены.

К приготовлению пищи:

2. Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипячёной водой.

3. Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

4. Нельзя готовить пищу в посуде с повреждённой эмалью.

К хранению продуктов и готовых блюд

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определённого срока.

4. Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивать в пищевую плёнку.

5. Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией (см. инструкцию к нему).

6. Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание

Санитария и гигиена на кухне

Требования к помещению кухни и столовой - прежде всего ЧИСТОТА.

Много объектов на кухне:

Продукты питания, которые необходимо правильно хранить и перерабатывать

Кухонная утварь, посуда

Приспособления и приборы

Приготовление пищи не терпит грязи на руках.

Санитарно-гигиенические требования:

К лицам, приготовляющим пищу

1. Готовить пищу необходимо в специальной одежде.

2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом.

К приготовлению пищи

1. До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.

2. Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипяченой водой.

3. Различные виды продуктов следует обрабатывать на различных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

4. Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.

К хранению продуктов и готовых блюд

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты следует хранить в холодильнике.

2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

3. Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.

4. Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивают в пищевую пленку.

5. Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией (см. инструкцию к нему) Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

Посуда для кухни и уход за ней. Столовая посуда.

Наборы посуды - 4-5 кастрюль, набор сковород, казан или гусятница с толстыми стенками, противни, формы для выпечки в духовом шкафу и спц посуда для приготовления в СВЧ печи.

Посуда может быть чугунная, эмалированная, из нержавеющей стали, с антипригарным покрытием.

Инвентарь:

· несколько разделочных досок (хлеб, овощи, мясо, рыба);

· набор столовых ножей;

· овощечистку

· пресс для чеснока

· кухонный набор - лопаточка, шумовка, половник

· фольгу или рукав для запекания. И др.

Для подачи готовых блюд используют фарфоровую или фаянсовую посуду - тарелки закусочные, пирожковые, десертные, Чайную посуду - чашки, блюдца, заварочный чайник, молочник и др.

Столовые приборы - ножи, вилки, ложки.

Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования. Пригоревшую пищу надо отмывать, а не соскабливать.

Последовательность мытья посуды:

1. Удалить остатки пищи с посуды губкой или куском бумажного полотенца.

2. Отсортировать посуду: отдельно поставить стаканы, тарелки и т.д.

3. Замочить посуду с пригоревшей пищей в горячей воде.

4. Вымыть посуду в горячей воде с использованием специальных приспособлений: губки, щетки, ершика, и безопасных для здоровья моющих средств, которые растворяют жир и облегчают мытье. Помни! Перед использованием моющих и чистящих средств, следует ознакомиться со способом их применения.

5. Вначале необходимо вымыть менее загрязненную чайную посуду, затем столовую и кухонную

6. Промыть посуду в проточной воде. В случае, если на кухне нет мойки с проточной водой, посуду моют в специальной емкости, меняя воду.

7. Поставить чистую посуду на сушку. Нежелательно вытирать посуду полотенцем.

Уход за поверхностью стен и пола проводят с использованием чистящих и моющих средств, после чего промыть и вытереть сухой мягкой тряпкой или специальной салфеткой.

Правила безопасного пользования

Газовыми плитами

1. До зажигания газа проветрить помещение.

2. Правильно зажигать горелки - зажечь спичку, поднести ее к газовой горелке, открыть ручку крана газовой горелки. Лучше использовать специальные зажигалки.

3. Перед использованием духовки - проветрить ее.

4. Не оставлять зажженную плиту без присмотра.

5. По окончании работы закрыть краны.

Электронагревательными приборами

1. Перед работой проверить исправность соединительного шнура.

2. Установить электроприбор на огнеупорную подставку.

3. Подключить в сеть электроприбор только сухими руками.

4. По окончании работы выключить электроприбор.

Горячей посудой и жидкостью

1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края

2. Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев.

4. Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.

5. На сковороду с горячим жиром продукты класть аккуратно, от себя, чтобы не разбрызгивать жир.

6. Снимая горячую посуду с плиты. Пользоваться прихватками, а если сковорода без ручки. То сковородником - приспособлением для перемещения посуды.

7. Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками.

Ножом и приспособлениями

1. Пользоваться правильными приемами работы ножом.

2. Работать только хорошо заточенным ножом.

3. Передавать нож и режущие инструменты только ручкой вперед, лезвием от себя.

4. При работе мясорубкой проталкивать продукт пестиком.

Первая помощь при порезах

1. Промыть рану струей кипяченой воды, затем обработать раствором перекиси водорода, поливая из пузырька тонкой струйкой или слабым бледно-розовым раствором марганцово-кислого калия

2. Смазать кожу вокруг раны настойкой йода.

3. Наложить стерильную повязку.

4. Если рана глубокая или сильно загрязненная, обратиться в травмпункт или ближайшую поликлиннику.

Первая помощь при ожогах паром или кипятком

1. Погрузить обожженый участок тела в холодную воду или подставить под струю холодной воды на 10-15 минут.

2. Приложить к нему холодную влажную марлю или бинт.

3. Нанести на поверхность противоожоговую мазь или специальную противоожоговую повязку из аптечки.

4. Нельзя применять бактерицидный пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лед, касаться обожженной поверхности руками, смазывать жиром или маслом.

Здоровое питание

Для того, чтобы жить человеку нужно питаться. Это физиологическая потребность. Не вся пища полезна организму. Какие же вещества являются полезными?

Пищевые (питательные) вещества

1. Растительного и животного происхождения

2. Белки. жиры и углеводы

3. Витамины, минеральные вещества