Сочинение на тему культура человека. Темы эссе по культурологии Культура в моем понимании эссе

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:

– формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

– написание рефератов;

подготовка к семинарам с учетом хрестоматийного материала (отрывков текстов исследований);

– составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по культурологии;

– подготовка рецензий на статью, книгу;

– составление конспекта.

Творческие домашние задания – одна из форм самостоятельной работы

студентов, способствующая углублению знаний, выработке устойчивых

навыков самостоятельной работы.

Задания креативного типа

1. Составление – составить словарь, кроссворд, игру, викторину и т.д.

2. Изготовление – изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал,

видеофильм.

3. Учебное пособие – разработать свой план учебного пособия.

Задания организационно-деятельностного типа

1. Выступление – составить показательное выступление, соревнование,

концерт, викторину, кроссворд, занятие.

2.Оценка – написать рецензию на текст, фильм, работу другого студента,

подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по

определенной теме за определенный период.

· Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

· Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

· Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

· Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

· В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Написание эссе

Эссе – вид самостоятельной исследовательской работы студентов, с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков. Цель эссе состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское "еssаi" можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.

· выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

· как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра считается М. Монтень ("Опыты", 1580 г.). Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Его написание чрезвычайно полезно, поскольку позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

С точки зрения содержания эссе бывают:

Философскими;
- литературно-критическими;
- историческими;
- художественными,
- художественно-публицистическими;
- духовно-религиозными и др.

По литературной форме предстают в виде:

Рецензии;
- лирической миниатюры;
- заметки;
- странички из дневника;
- письма и др.

Различают также следующие типы эссе:

Описательные;
- повествовательные;
- рефлексивные;
- критические;
- аналитические и др.

· Обычно эссе состоит из следующих пунктов:

· 1) формулировка тезиса

· 2) интерпретация тезиса

· 3) аргументация тезиса.

· Как правило, наибольшую трудность представляет формулировка тезиса эссе (то есть положения, которое следует обосновать). Например, «за что я люблю кино», или «христианство и ислам: общее и различия» - не являются тезисами эссе. Они скорее могут служить темой для эссе, но не тезисом. Тезис должен утверждать что-то, что можно обсудить и объяснить. Например: «Рок-культура никогда ни в СССР, ни в постсоветской России не существовала», или «Кино нельзя считать искусством, это кич». Как видите, в таких суждениях есть место для объяснений.

Каждое понятие, используемое в тезисе, должно быть разъяснено. То есть что вы подразумеваете под кино? Может быть, вы имеете в виду только художественные фильмы, или документальные? Что подразумеваете под искусством и ничем? Это этап эссе называют интерпретацией тезиса , он позволяет уяснить содержание вашего суждения, понять вашу мысль. Для раскрытия содержания понятий можно использовать справочную литературу (словари, справочники, учебники, энциклопедии).

· После формулировки тезиса следует аргументация . Здесь вы должны обосновать не только истинность тезиса, но и целесообразность принятия его, показать значение вашей мысли, преимущество её по сравнению с другими. Форма аргументации не только включает доказательство своего тезиса, но и опровержение антитезиса возможного оппонента. То есть в аргументацию вносится диалог. На этом этапе может возникнуть такой вопрос: где найти контраргументы? Существует несколько вариантов. Первый: это могут быть какие-то обыденные представления, опирающиеся на жизненный опыт, традицию, предрассудок. Второй: это может быть устоявшееся мнение некой гуманитарной школы, сторонником которой вы не являетесь. Третий: это может быть даже ваше личное мнение, которое вы поменяли в ходе работы над эссе (этот способ наиболее интересный, своеобразный внутренний диалог)

· Оформление эссе.

· Оно по объему не должно было более двух трех рукописных или печатных листов формата формата А 4. Если в тексте вы используете цитаты, то делать это следует добросовестно: четко отделять свой текст от цитируемого, приводить ссылки, то есть откуда именно взята эта цитата. Обязательным требованием е является приведение списка используемой литературы. Если вы не знаете, как правильно оформить литературу, то откройте вторую страницу книги, или последнюю страницу. Там обычно приводится полное название книги, ее автора с выходными данными (город, издательство, год и количество страниц). Перепишите эту информацию, сохраняя все знаки препинания.

Темы эссе по культурологии

· Рациональность как судьба европейской культуры

· Национализм как феномен современной социокультурной ситуации.

· Элитарная культура как антипод массовой культуре.

· Государственность как человечность в конфуцианстве.

· Может ли быть «священной» война?

· Детектив - специфический жанр массовой литературы и кинематографа ХХ века.

· Современные субкультуры: культурное разнообразие или маргинализация культуры?

· Кино - феномен, создавший образ ХХ века.

· Для чего нужна массовая культура?

· Феномен моды: социальные, экономические и эстетические истоки.

· Феномен красоты в средневековой культуре.

· Тема любви в культуре 19-20 века.

· Ислам и европейская цивилизация: диалог или столкновение?

· Перспективы современной европейской культуры.

Мы живем в эпоху компьютерных технологий, очень скоро, возможно, людей на производстве заменят роботы, вся цепочка ДНК будет расшифрована, люди перестанут болеть, будут жить вечно. И именно сейчас перед нами наиболее остро встал вопрос - нужна ли человечеству культура? «Конечно, нет», - скажет кто-то. Но будет ли он прав? Я думаю, будет, но лишь в том случае, если посмотрит на культуру с одной стороны. Действительно, зачем человеку уметь красиво общаться, если мы все чаще общаемся друг с другом при помощи интернета? Зачем человеку быть художником, уметь писать картины на холсте, если любой понравившийся сюжет можно увековечить с помощью фотоаппарата? Разве нужно быть композитором, чтобы сочинить модную нынче клубную музыку? Я думаю, совсем необязательно. Но разве все это можно назвать искусством? По-моему, нет. Конечно, в любом деле есть мастера, есть люди, способные довести свое дело до высшего уровня. Но мода очень изменчива, и то, что вчера казалось красивым, сегодня потеряло актуальность. А выйдет ли из моды настоящее искусство: картины Рафаэля, музыка Бетховена, стихотворения Пушкина? Нет, не выйдет, потому что оно вечно. Но почему сейчас не модно быть скульптором, художником, поэтом? Может быть, потому, что люди перестали замечать красоту природы. Стремясь к прогрессу, человечество забыло о том, что такое красота, оно видит перед собой лишь сложные механизмы, чертежи и конструкции. Так нужна ли человечеству культура? Да, нужна. Ведь именно культура - ценнейшая и прекраснейшая вещь на свете. Это то, ради чего следует жить.

Без общения человек не может жить. Да, иногда хочется побыть в одиночестве, иногда надоедает большое количество людей. Но одинокий человек – это несчастливый человек. Общение с другими людьми обогащает человека. Мы смотрим на мир не только своими глазами, но и глазами наших друзей, родных, знакомых. В общении человек раскрывает себя. Дмитрий Лихачев утверждал, что «важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, что он говорит». А если еще обратить внимание на то, как незнакомый человек говорит, то, пообщавшись совсем немного, можно сделать о человеке определенные выводы.

Общение – это то, без чего человек не может жить. В наше время нередко можно услышать от взрослых, постоянно занятых своими проблемами, работой, что им даже пообщаться времени нет. Молодежь, наоборот, постоянно находит время для разговоров. Мы, правда, общаемся в основном по мобильному телефону и через интернет. Общаемся часто по делу и просто так и, наверное, никогда не задумываемся о том, сколько времени тратим впустую. Мы не думаем о том, что свое и чужое время нужно ценить. Ибо тот, кто умеет разумно распределить время, многое успевает. Нам трудно избавиться от привычки говорить больше о себе и занимать собеседников своими проблемами.

С одной стороны, в этом ничего плохого нет. С другой стороны, человек может не заметить, что его собеседник чем то удручен и ему совсем не хочется разделять, чью то радость. Мы очень часто забываем основное правило общения: умение выслушать своего собеседника. Культура общения требует соблюдения «золотого правила»: относись к собеседнику так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. Ведь нам так хочется, чтобы нас выслушали. Мы испытываем чувство дискомфорта, когда нас перебивают и начинают говорить о чем то своем. Мы огорчаемся, расстраиваемся. Но все же нужно начинать с самих себя: каждому из нас надо учиться умению выслушать собеседника.

Казалось бы, нет ничего проще, чем вести себя так, как требуют правила этикета. Но можно овладеть хорошими манерами и не уметь находить общий язык с другими людьми. Можно выучить правила поведения и не быть воспитанным человеком, не быть приятным и внимательным собеседником. Воспитанный человек уверенно и спокойно чувствует себя в любом обществе, в любой обстановке. Он быстро находит общий язык с различными людьми. Он не испытывает комплексов неполноценности, страха. Самое главное – воспитанный человек уважает собеседника и умеет его слушать.

Человек создал культуру, а культура - человека. Личность реализуется в культуре мысли, культуре работы и культуре языка. Культура – это не только все то, что создано руками и умом человека, а и прошедший сквозь столетия способ общественного существования, который выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении людей к соотечественникам, к работе, к родному языку. Я считаю, что чем крепче связи человека с культурой своего народа, тем больше можно надеяться на него как на гражданина, сознательного творца материальных и духовных благ, патриота и интернационалиста.
Очень часто о человеке говорят, что он культурный или наоборот. Каждый по-своему оценивает другого, опираясь на собственное понимание понятия культуры. По моему мнению, культурный человек – это человек, который придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый прийти на помощь. Вместе с тем, культуру невозможно вообразить без умения общаться, придерживаться норм этикета. В народе говорят: по одежде человека встречают, а по уму провожают. То есть, первое впечатление о нас создается по нашей одежде. Как приятно наблюдать за человеком, который со вкусом одет! Вы скажите, что на это нужны большие средства? Думаю, это не всегда так. Умение одеваться за деньги не купишь. Я часто вижу на улице людей, одетых, будто “из инкубатора”, хотя их одежда и вещи являются довольно дорогими. И очень досадно, когда элегантная госпожа, будто жемчугом, сыпет грубыми словами. Сразу забывается, во что она одета, а грязный поток слов еще долго звучит в ушах прохожих.
Человек живет среди людей и потому не имеет права забывать о соблюдении норм поведения в обществе. Этому необходимо учиться всю жизнь.
Заканчивая школу, я сознаю, как хорошо было возле друзей, понимать их, видеть в их глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Что же возьму я в жизненную дорогу из родной школы, какие черты культурного человека воспитали во мне учителя? Прежде всего, я считаю, что к основным критериям культурного человека относится владение родным языком. “Без языка нашего и народа нашего нет”. Уровень развития родного языка, по моему мнению, отображает уровень духовного развития нации: словарь – это то, что нация знает о мире, а грамматика – это то, как она об этом мире говорит. Меня учат в школе знать и словарь, и грамматику, беречь и приумножать богатства родного языка. Я твердо осознаю, что это является моей обязанностью, так как человек, который не понимает значения родного языка, отдаляет себя от культурно-исторического опыта и достижений своего народа, его культурно-духовных достояний.
Я очень признательна учителям за то, что учат меня различать щедрость и скупость, настоящее богатство души и убогость, а также смотреть на вещи реально. Я скромная, умею жалеть и сочувствовать, беречь и оберегать, умею видеть настоящую человеческую ценность. Признательна тем одноклассникам, которые меня поддерживают, так как это есть шанс двигаться к совершенству, а когда они ставят мне что-то в укор или осуждают, то также учат меня – быть лучше, добрее, мудрее.
Скромность помогает оберегать себя и других от наглости, несправедливости. Я очень люблю и уважаю своих родителей, так как только они дали мне жизнь, сформировали меня как человека, научили вере в Бога, придерживаться наших обычаев и традиций, сохранять нашу культуру. Но мне еще очень много ступенек необходимо преодолеть, чтобы стать культурным человеком. Прежде всего, глубже выучить исторические и художественные ценности, овладеть как минимум двумя иностранными языками, чтобы ознакомиться с жизнью других народов. Мне необходимо еще очень много учить, чтобы быть культурным человеком.

Современный культурный человек

2014 год объявлен в России Годом культуры. В ходе изучения культурологии студенты ИГЭУ написали эссе по проблемам определения понятий «культура» и «современный культурный человек».

Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные работы.

Студенческое научное историческое общество «КЛИО»

Гусева Нина, 1-4:

Культура - это стремление

к совершенству посредством познания

того, что более всего нас заботит,

того, о чем думают и говорят...

Мэтью Арнольд.

Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек - это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего, счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять...».

Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

Галкин Олег, 1-4:

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие культуры трактуется так: «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;» культурный человек – «это находящийся на высоком уровне культуры и соответствующий ему», а так же «относящийся к просветительской или интеллектуальной деятельности».

Это определение размытое и не очень понятное. Попробуем порассуждать на тему: «Какого человека принято считать культурным? Как соотносятся образование и культура?» Русские философы (например, Иван Ильин), писатели, публицисты: (Д.С. Лихачёв, Д.А. Гранин, В.А. Солоухин, Л.В. Успенский и др.) не раз полемизировали на эту тему в дискуссиях, очерках и статьях.

Интересные размышления о традициях в культуре находим у Ивана Ильина. Он считает, что будущее культуры в умении быть благодарным за прошлое, то есть впитывать в себя всего того, что уже было создано, но не холодного и расчётливого, « ответной реакции сердца, на уже оказанное тебе благодеяние».

Нельзя не согласиться с этим мнением. Культурный человек способен к познанию мира в его прошлом, настоящем и будущем (это и есть познавательная функция культуры) такой человек способен воспринять всё, что создано другим человеком, его умом руками. Но не завидовать, и тем более «чернить», а воспринимать как интересное явление, оценить и, может быть, познать глубже.

Образованность и культура - понятия соотносимые, но далеко не однозначные. Что значит образованность? Это совокупность определённых знаний из какой либо области. Кстати, кто более образован? Кто углублённо познал определённую науку или имеет широкие представления из целого ряда знаний о мире? Несомненно, образование, знания питают культуру человека, но это лишь часть её. Хорошо об этом сказал Д.С. Лихачёв «Культурный человек-это человек интеллигентный. А интеллигентность не только в знаниях – она в способности понимания другого и уважении его Я».

Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения – одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек – человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.

Итак, «культурный человек» – понятие достаточно широкое. Такой человек владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру.

Блеченкова Анастасия, 1-4:

«Культура – суть организма. История культуры их биография. Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечнодетского человечества пробуждается и выделяется великая душа» (Освальд Шпенглер).

Опираясь на эту цитату, хотелось бы порассуждать с точки зрения цивилизационного подхода к истории развития культуры. Я считаю, что культуру определяет время и общество. То есть, личность должна соответствовать времени и общественному представлению о культурном человеке. В большинстве случаев это предполагает наличие определенного уровня интеллекта, знания этикета, умение правильно и грамотно выражать мысли, быть объективным, держать под контролем свои эмоции.

Человек – творец культуры. Но все начинается с него самого. Он проходит инкультуризацию еще в детстве, затем социализацию через такие социальные институты, как семья, школа, университет и т.д. Из этого мы можем сделать вывод, что формирование культурного человека во многом зависит от внешних факторов.

Вспомним историю о Маугли. Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, которая живёт в стае и живет по закону джунглей. Естественно, когда он попадает в деревню, ему непривычно жить по людским правилам.

В современном же мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. И это горько осознавать. Ведь все, что сейчас существует, все, что мы изучаем, создавалось людьми. Музыка, литература, великие научные открытия, созданные несколько веков назад, позволили нам жить в таком мире, это база, без которой человек не может считаться культурным, если не знает элементарного.

Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации охватывают все большее число существующих культурных форм. Стираются грани между различными этническими культурами, национальными образованиями. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социальных процессах. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда – многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.

Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.

Информацию предоставила А.Г. Горюнова

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра культурологии и социально-культурной деятельности.

Доклад по теории ифилософиикультуры на тему:

« Культура и человек »

Выполнил: Веретенникова С.Н.

Руководитель: Щербакова А.И


Мир культуры человека - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - все то, что можно назвать бытием культуры. В этом бытии отражены представления о мире, складывающиеся столетиями в условиях определенного природного и исторического взаимодействия. В связи с этим важным и АКТУАЛЬНЫМ здесь является определение проблем культуры, её роли в обществе, взаимодействии с человеком.

Основными ЗАДАЧАМИ являются:

Анализ исследования процессов происхождения, рождение культуры;

Выявление и обсуждение структур, функций культуры;

Взаимодействие культуры с обществом и отдельной личностью.

Наша ЦЕЛЬ определить роль культуры и доказать её важность в истории, в жизни общества и отдельно взятого социума, так как не иначе как сам человек создал культуру, которая в свою очередь создает и улучшает человека.

ПРЕДМЕТОМ исследования является культура и человек в ней.

Введение

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.

Человеческая личность имеет множество аспектов, составляющих ее единство. Человек издавна создавал для себя картину целого: сначала в виде мифов, затем в картине божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, затем как данное в откровении целостное понимание истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца мира и Страшного суда. И лишь когда историческое сознание стало основываться на эмпирических данных, целостная картина становилась все более и более дифференцированной. Она, однако, еще воспринималась как картина, отражающая естественную эволюцию человеческой культуры.

Ныне наступил новый этап. Природа вокруг нас - декоративна, мир, в котором мы живем - синтетичен, и состоит из хитроумных изобретений. Тревога потери смысла и того Я, которое жило в этом мире смыслов, стала доминантой культуры современного времени.

Происхождение и воспитание культуры в человеке

Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова «возделанное человеком», «облагораживание» стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура. Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, «серьёзные» феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека. В круг явлений, объединяемых словом «культура», входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами. Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности в пище - даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, - весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.

Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами - важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт - приобретают достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

Структура культуры

Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание.

1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого культурой, и характера продуцируемой личности, то можно различить элитарную и массовую культуры.

2. Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделять культуру социальных общностей, или субкультуру: классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную, семьи и отдельного человека. Сегодня вновь становится актуальной проблема классовой дифференциации культуры. Она была сформулирована В.И. Лениным в качестве теории двух культур (Культуры господствующей буржуазной и демократической).

3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К первой из них относится культура труда и материального производства, быта, места жительства (топоса), физическая культура. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры - экономическая, политическая, экологическая, эстетическая - пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.

5. Культура может разделяться по признаку актуальности. Подобной актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, однако, не становится репрезентативной (т.е. представляющей наиболее адекватно культурное содержание эпохи).

Функции культуры

1. Гуманистическая, или человекотворческая , - воспитание, взращивание, возделывание духа, по Цицерону - «cultura animi». Она направлена на превращение богатства совокупной человеческой истории во внутреннее достояние личности и является условием развития его сущностных характеристик.

2. Функция исторической преемственности (информационная) - функция трансляции социального опыта. Благодаря этой функции каждое поколение людей начинает свой путь развития, будучи обогащенным опытом предыдущих поколений.

3.Гносиологическая, познавательная функция культуры . Культура является своеобразной «базой данных» человечества, собирая и сохраняя знания, полученные человечеством. В связи с этим все культуры могут различаться по характеру использования знаний, по качеству их усвоения и ассимиляции.

4.Коммуникативная функция культуры заключается в том, что она выступает в качестве основного средства общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и отдельные позиции субъектов. Более того, культура и существует именно как момент коммуникации, диалога, где проявляются не только ее потенциальные смыслы, но и формируются новые, изначально не предполагаемые.

5.Семиотическая, или знаковая, функция (от греч. Sзmei tik - учение о знаках) - одна из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, литературный язык выступает средством овладения национальной культурой. Для познания различных видов искусства - живописи, музыки, театра - нужны также специфические языки. Собственные знаковые системы имеют и естественные науки (физика, математика, химия, биология и т.п.).

6.Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом.

7.Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобритения им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта. Эту функцию культуры исследовал Э.С. Маркарян, который считал, что «культура в целом как раз и была выработана в качестве особого, надбиологического по своей природе, антиэнтропийного и адаптивного механизма общества».

Законы функционирования культуры

1.Закон единства и своеобразия культуры . Культура - совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.

2.Закон преемственности в развитии культуры. Культура - это исторический унаследованный опыт поколений. Где нет преемственности, нет культуры. До капитализма становление нового на протяжении многих поколений вбиралось плавно традицией, так что изменение самой традиции успевало быть истолкованным как следовало ей.

3.Закон прерывности и непрерывности развития культуры. В связи со сменой эпох (Формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры - так появляется прерывность. Однако эта прерывность носит относительный характер, в отличие от абсолютного характера непрерывности (так, к примеру, многие цивилизации погибли, но их достижения парус, колесо, календарь и т.п. стали достоянием мировой культуры).

4.Закон взаимодействия и сотрудничества культур. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, мироведение. Нередко это различие доходит до противоречия (например культура Запада и Востока, Христианства и ислама). Отсюда и разнообразие культурных контактов: от торговли и переселений до войн и захвата территорий. Все эти взаимодействия обуславливают единство всемирно-исторического процесса.

Исходя из этих законов функционирования культуры, мы можем отметить, что развитие культуры тесно связано с развитием человека. Чем динамичней развивается культура, тем быстрее человек найдет себя в жизни, так как культура открывает новые горизонты, новые идеи. Между культурой и человеком неразрывная связь, которая неподвластна разрушению.

Социализация и инкультурация

Влияние культуры на личность происходит в процессе инкультурации и социализации, с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценности общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве члена общества.

В отличии от социализации понятия инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой - человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, форма контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.). Результатами инкультурации является сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации является более сложным, чем процесс социализации. Содержание процесса инкультурации составляют личностное развитие, социальная коммуникация, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения.

Основными механизмами инкультурации является имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация (в ходе которой детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы - стыд и вина.

Основными агентами социализации и инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.

На разных этапах жизни эти факторы действую по-разному. В раннем детстве ведущую роль в развитии играет семья. В последующем действуют и другие факторы. Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли.

Культура и личность

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий. Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей. Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Культура и общество

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия. Человеческое общество - это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры. Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития. Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей. Именно общество создает возможности для использование ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменились: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социальное управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий - диалог. Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства. Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура отличаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним. Общество - это система отношений и способов объективного воздействия на человека не заполняется социальными требованиями.

Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека. Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.

Заключение

Итак, каковы же особенности мира человека как культуры?

Культура человека социальна, и хотя сам человек имеет целостную “тройственную” сущность, воплощающую в единстве биологические, психические и социальные черты, его конкретное бытие чревато нарушением гармонии между индивидуальным и социальным.

Культура человека исторична, то есть изменяется вместе с изменением общества, всей системы общественных отношений, и обладает определенными закономерностями динамики.

Культура человека символична: он придает символическую форму вещам, идеям, чувствам, ценностям и нормам.

Культура человека коммуникативна, то есть существует лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог, посредством специфического языкового кодирования.

Индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатством, его собственным наслаждением, и по формам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный мир культуры в социокультурное пространство через творческую деятельность человека.

«Я в этот мир пришел, - богаче стал ли он?

Уйду, - великий ли потерпит он урон?

О, если б кто-нибудь мне объяснил, зачем я,

Из праха вызванный, вновь стать им обречен?»

(Омар Хайям.)


Список используемой литературы

1.Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. 1992. Вып. 2. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1992.

2.Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие - М., Гардарики, 2000г.

3.Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для ВУЗов - 3 изд., М.,; Академический проект, 2001г.

4.Костина А.В. Культурология: учебное пособие 3 изд., М.,2008

5.Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным» . Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура - показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом. Перед человеком – целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке» , ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей. Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры, управлять человеческим поведением, ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. С другой стороны поддержание устойчивого общественного порядка способствует увеличению влияния культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности. Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.