Татьяна — идеал русской женщины. Татьяна - милый идеал

Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило в ее душе, ум ее спал.
В.Г. Белинский

В романе «Евгений Онегин» Пушкин демонстрирует не только дворянский уклад жизни, но и вторую менее освещаемую культуру простонародья. Пушкин освещает его быт, нравы, обычаи и фольклор, показывая семью Лариных, а точнее Татьяну.

Образ юной девушки, созданный Александром Сергеевичем, не менее важен, чем образ самого Онегина. Становление Татьяны, ее характера и души, происходило под воздействием мира окружающего ее: простонародной культуры, обычаев, быта, преданий и нравов. Из этого следует, что Пушкин хотел воплотить в ней самые яркие и одновременно самые лучшие черты русской женщины. Татьяна любит природу, но это не обычное поклонение и вознесение природы, в ее чувствах есть отголосок чего-то личного и индивидуального. Все относились к ней по-иному, но Таня - необычная.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Татьяна любит зиму безотчетно. Пушкин отмечает, что его «милый идеал» не похож на «красавиц недоступных, холодных, чистых как зима». Для нее характерны такие черты, как сдержанность в проявлении чувств, строгость, но ясность и искренность души и взгляда на мир. Кроме того, она способна на «безумные страданья» любви, и, как обнаружится в VIII главе, она склонна к тайной, спрятанной, но не умершей любви. Все эти черты помогают Пушкину показать на почему героине так близка зима. В любви Татьяны к природе нет привычности: каждый раз она воспринимается ей по-новому и оценивается в зависимости от сердечного, душевного состояния. Однако у Татьяны есть вечный неизменный спутник - луна, которая сопровождает ее на всем протяжении романа. Луна озаряет весь путь Татьяны, всю ее жизнь сопутствует ей.

В мире существовали, существуют и будут существовать люди «дневные» и «лунные». «Лунных» делят на 2 категории:

Люди, у которых существует «естественная» близость с луной;
Люди, которые «намеренно» поклоняются, боготворят луну.

Татьяна относится к первой группе, так как помимо естественной любви к ночному светило, она также бледна, как луна. Это подчеркивается тем, что Пушкин часто показывает бледность лица своей героини.

Татьяна погружена в свет своей покровительницы целиком, полностью, привязана к «хладной красе» зимы. Это совместимость всех черт Татьяны создает впечатление гармонии, хоть и печальной, и позволяет автору назвать героиню своим «милым идеалом».

Татьяна росла, воспитывалась в усадьбе своих родителей - помещиков Лариных. Она рано пыталась узнать побольше об окружающем мире, но, видимо, родители и люди старше ее не могли ответить на многочисленные вопросы девочки. И тогда она обратилась к книгам, которым доверяла полностью. У нее просыпается небывалый интерес к романам, которые читает с жадностью, представляя себя героиней то одного, то другого произведения.

Ей рано нравились романы.
Они ей заменяли все:
Она влюблялась в обманы…

Жизнь, которой жила Татьяна, стала не удовлетворять ее требовательную душу. Читая французские романы, мечтала встретить человека, похожего на Ромео, Дон Жуана. И вот ее мечта сбылась, она встретила Онегина - светлого молодого человека, приехавшего из Петербурга, умного и благородного. Девушка влюбляется в него, но сначала видит в нем только героя романа.

Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем…

Татьяна решается на смелый шаг и пишет Онегину любовное послание. Резкий отказ Евгения - неожиданный для Татьяны поворот событий. Но именно этот шоковый отказ, помогает Татьяне понять, что объект ее желаний - не герой ее романа, и далеко не романтический персонаж. По-прежнему питая к Евгению нежные чувства, Ларина не может понять ни одно из его действий.

До глубины души своей
Она проникнута: не может
Никак понять его.

Татьяна находится на распутье: она не может разлюбить естественного Онегина, и в то же время убеждена, что была раньше влюблена в вымышленный образ.

После того, как Евгений отверг любовь Татьяны и на дуэли убил Ленского , девушка, посещая дом любимого, понимает, что человек, которого любила был совсем другим, чем она его себе представляла. Татьяна понимает, что любимый ею образ Онегина был ей самой и придуман. Именно тогда Таня соглашается ехать на «ярмарку невест», но после этого героиня спешит к природе, ищет понимания среди ее красот и естественности:

Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…

В Москве Татьяна выходит замуж. Став княгиней, вместе с титулом она получает уважение и преклонение перед ней «высшего света».

К сожалению, социальные изменения и отказ во взаимных чувствах от горячо любимого человека, не могли не сказаться на Татьяне. Она, как и раньше прелестна, как и раньше в ней жива любовь к Онегину, природе, книгам, родным местам, няне…

… Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

Вновь представшая перед нами Татьяна - княгиня, которой на балах восхищаются все. Она становится образом безупречного вкуса, «верным снимком du comme il faut». Она слишком много и умело играет на публику.

«Беспечная прелесть» - такую роль для себя определила Татьяна. Исполняла она ее безукоризненно, поразительно естественно.

Мы понимаем, что подлинная целостность уже потерянна, прямое и доверчивое проявление чувств исчезло.

Изменения Ззатронули не только душу девушки, но и ее внешность, не зря Онегин едва разглядел в Татьяне «забытые черты».

Но что мы видим? Едва увидев Онегина, Татьяна встрепенулась, хотя виду не подала:

Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило…
Чувства есть, но они спрятаны глубоко в душе девушки.

Душа раскрывается только при личном разговоре с Онегины. Она сказала ему все, что накипело в ее сердце, но даже эти «все» было заключено в рамки светских приличий. Но она не скована приемами «утеснительного сана», почти свободна и преодолевает неловкость неожиданной встречи, которой смущен Евгений. Эта свобода в ограничивающих рамках совершенно поразила Онегина, привела его в оцепенение.

Мы видим, что чувственность и пылкое проявление чувств, характерное для прежней Татьяны, сменилось достаточно холодным самообладанием. Это самообладание не покидает ее и во время визита Онегина. Теперь она, хоть и не полностью, но зависит от мнения света, опасается его. Татьяна - «неприступная богиня» не показывает, что прежние чувства по-прежнему пылают в ее сердце. Но никто, кроме автора и нас, читателей, не видит и не понимает каких внутренних усилий ей это стоит. Одно только появление Онегина заставляет ее меняться. Ее беспечность, наигранная перед обществом, улетучивается, едва она видит Евгения:

Потом к супругу обратила
Усталый взгляд; скользнула вон…
И недвижим остался он.

Татьяна по-прежнему любит Евгения, она просто перестала ждать его, разочаровалась в нем.

Последний монолог Татьяны - последний шаг в изучении характеров романа в целом. Первые слова Татьяны очень важны для дальнейшего толкования разговора. Кажется, что раз мы слышим их в обыденной жизни, то они обыкновенные, но, нет, здесь несут определенную символику. Это «довольно» звучит, как призыв очнуться от забытья чувств. Татьяна не скажет: «Я хочу объясниться с вами», - как это сделал Евгений в саду:

Но вас хвалить я не хочу;
Я за нее вам отплачу.
Татьяна говорит сурово, жестоко:
Довольно: встаньте! Я должна
Вам объясниться откровенно.

Теперь Татьяна стала «равнодушною княгиней», так как свет, видимо, все-таки повлиял на ее характер, ожесточил его. Она говорит: «Я должна вам объясниться откровенно». «Должна», а не «хочу». А все потому, что Татьяна хоть и любит Евгения, но лишена возможности следовать своим чувствам. Теперь в ней есть то, что не подчиненно Онегину - семья, положение в обществе. В Татьяне любовь жива, но она «другому отдана»:

Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна…

Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

Это вовсе не риторический вопрос. С недоумением произносит эти слова Татьяна. С недоумение, так как она уже поверила, решила, что Онегин не создан для блаженства. Еще в деревне девушка поняла: «Не может он мне счастье дать». И теперь она судит Онегина по представлениям, которые сложились еще тогда несколько лет назад. В этом ее заблуждении, эта запоздалость «отзыва», ставшая виной Онегина, заставляет Татьяну отвергнуть его.

Начиная объясняться, Татьяна с горечью говорит: «Сегодня очередь моя». Лавры холодного, бессердечного проповедника ее не прельщают. Но ведь она исполняет долг не только перед мужем, обществом, самой собой - перед Онегиным. Ее первое движение в монологе - желание заставить Онегина очнуться от «обидной страсти» вдохновлено любовью. Нет, Татьяна не забыла время, когда она была «влюбленной, бедной и простой», ей дороги «места, где в первый раз» увидела Онегина. Воспоминания живы, Татьяна живет ими, и, может быть, они позволяют ей выжить в «вихре света», а на языке самого поэта - «в мертвящем упоенье света».

Зачем в объяснении Татьяна так сурова с покорным ей Евгением? Зачем отвергает его любовь? Первая причина, наверное, заключается в том, что сердце Татьяны боль от холодного отказа Онегина еще не забыта. Вторая - свет, который Татьяна знает и не сомневается, что общество истолкует его страсть в тонах далеких от благородства. «Высший свет» судит низко, и в вопросах, обращенных к Онегину, звучит возможное мнение «суетной молвы».

Что же ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?..

Эти слова оскорбительны. И не будь они выражены в форме вопроса, Татьяна, по-моему, уже не смогла бы сказать: «я вас люблю» …

Третья причина: Татьяной руководит ошибочное мнение об Онегине. Она ценит его прежнюю холодность больше, чем нынешнее состояние. Складывается ощущение, что Татьяна не видит, что он полностью изменился. Она сама забыла, какой была та Таня, милая Таня. Татьяна теперь далека от себя прежней. Эта отчужденность, отвержение от себя прежней - еще одной препятствие любви. И, наконец, последнее и самое важное:

Я вышла замуж…
… я другому отдана
И буду век ему верна.

Еще в письме Онегину она мечтала стать «верной супругой и добродетельной матерью». Татьяна подчинила свою жизнь дому, обманувшись в счастье. Это подчинение дому делает Татьяну «смиренной» перед судьбой.

Онегин «погребен» под стеной, которую в своей исповеди возводила Татьяна между ними и в конце разрушила одной фразой:

«Я вас люблю (к чему лукавить?) …»

Добившись взаимной любви, Евгений остается одиноким «чудаком», чужим и обществу и самому себе. Он этими последними словами Татьяны поднят на вершину и сброшен в бездну. Его душевные потрясения даны как образы стихийных сил природы:

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен,
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!

Теперь он поставлен на место Татьяны. Он отвержен. Татьяна Ларина - это первооткрыватель в галерее прекрасных образов русских женщин, созданных писательской мыслью. Она нравственно безупречна и стремится к высоконравственным жизненным целям. Наряду с ней стоят Ольга Ильинская из романа Гончарова «Обрыв»; героини романов И.С. Тургенева: Наталья из «Руднева», Елена из «Накануне».

«ТАТЬЯНЫ МИЛЫЙ ИДЕАЛ» (ПО РОМАНУ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»)

1. Вступление.

Женские образы в произведениях А. С. Пушкина.

2. Основная часть.

2.1 Татьяна — простая провинциальная девушка.

2.2 Татьяна, «русская душою».

2.3 Внутренний мир героини.

2.4 Татьяна в высшем свете. «Но я другому отдана … ».

3. Заключение.

Татьяна — женский идеал Пушкина.

… я так люблю

Татьяну милую мою!

А. Пушкин

Во многих произведениях Александра Сергеевича Пушкина созданы замечательные женские образы, очаровывающие своей искренностью, нежностью, целостностью и силой характера. Таковы героини «Капитанской дочки», «Дубровского», «Барышни — крестьянки» , «Станционного смотрителя ». Отличительными чертами героини Пушкина являются благородство и верность, а самым привлекательным образом для автора и самым знаменитым из них стала Татьяна Ларина из романа в стихах «Евгений Онегин » .

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Вез взора наглого для всех,

Вез притязаний на успех,

Вез этих маленьких ужимок,

Вез подражательных затей.

Всё тихо, просто было в ней.

Татьяна мечтательна и задумчива, много читает и часто представляет себя на месте книжных героинь. Именно книги во многом определили её мировоззрение и создали в её сознании образ идеального героя. Татьяна, как и многие девушки, увлекается гаданиями, верит снам и приметам, но автор постоянно подчеркивает её непохожесть на других. Она даже « … в семье своей родной/ Казалась девочкой чужой».

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива …

Онегин сразу оценил девушку при первой встрече. Он даже изумился выбору Ленского, сказав, что на его месте «выбрал бы другую » — не Ольгу, а её сестру. Татьяна, «русская душою», тонко чувствует и любит природу. В её семье соблюдают старинные обычаи. Героиня нежно привязана к своей няне — обыкновенной русской женщине. Татьяна никогда не скучает в деревне, занимая себя чтением, гуляет или просто мечтает. Неприемлемые для автора женские кокетство и притворство совершенно чужды и его любимой героине. Татьяна Ларина — высоконравственная натура, с глубоким внутренним миром, душевной прямотой и открытостью. По силе воли, ума и горячности сердца этот женский образ не уступает главному герою романа — Евгению Онегину. В него девушка

влюбляется сразу, с первой встречи, и на всю жизнь. Татьяна верит, что Евгений послан ей Богом, и первой признается в своей любви к нему. И хотя для девушек непривычно первыми раскрывать свои чувства, поэт не осуждает Татьяну и находит чистое, искреннее объяснение её поступку: «Она не ведает обмана/ И верит избранной мечте … ».

И пусть этой любви не суждено быть счастливой, она вдохновляет героиню, помогает ей познать не только любимого человека, но и саму себя. С первых глав романа перед читателем возникает образ юной наивной девушки, искренне стремящейся к счастью. Но и по прошествии времени, когда Татьяна уже становится женой уважаемого генерала, героиня не меняется. Конечно, в чём-то она «в роль свою вошла»: это примерная жена, которой по праву гордится муж и которая ведёт светскую жизнь по всем канонам этикета. Но нельзя не заметить постоянства характера Татьяны, она и теперь сохранила свою простоту, естественность и достоинство. Татьяна не меркнет в окружении блестящих красавиц, но притягивает она к себе отнюдь не внешней красотой. Окружающих покоряет цельный, богатый внутренний мир героини. Татьяну тяготит фальшь высшего петербургского общества, а её высокое чувство долга и ответственность оказываются сильнее дrже большой любви. По-прежнему храня в себе чувство к Онегину, она твёрдо отвечает ему: «Но я другому отдана/ Я буду век ему верна». Эти слова для автора — эталон поведения русских женщин. И читатель тоже понимает: Татьяна, «милый идеал» Пушкина, всегда будет верна своему слову и не представляет, что может быть счастлива, предав своего мужа. Татьяна так долго мечтала о любви, ждала её, но даже ради этого не изменяет себе. Такой волевой, цельный женский характер, живой ум, чистая душа и красота поступков и в наше время способны восхищать молодых людей, а юных девушек учат верности и жертвенности во имя любви. До сих пор неизвестно точно, с кого же написан «Татьяны милый идеал». Одно можно утверждать наверняка: Пушкин восхищён, заворожён своей героиней. Татьяна — идеал женщины для поэта, она мила ему всем, и он совершенно этого не скрывает.

Роман в стихах «Евгений Онегин» написан Пушкиным в 1823-1831 годах. В романе подробно описаны быт и нравы российского общества первой половины XIX века, а также различные черты людей этого общества. Некоторые герои романа могут вызвать у читателей симпатию и любовь, некоторые - неприязнь. По авторским отступлениям можно судить об отношении самого поэта к своим героям. Из всех героев романа более всего любима автором Татьяна Ларина. Ее образ самый чистый и светлый, самый милый и прекрасный в «Евгении Онегине». Кто же такая Татьяна Ларина, какую роль играет и какая судьба уготована для нее в романе? Чем ее образ дорог Пушкину? Как складываются ее отношения с другими героями?
Татьяна - воплощение мечты идеала самого Пушкина. Ее образ соткан из тех черт и качеств, которые наиболее дороги автору. «Я так люблю Татьяну милую мою!» - признается Пушкин. Из всех героев романа Татьяна более всего привлекает к себе чистотой, искренностью и поэтичностью.
Ни Ленский, ни Ольга, ни Онегин, ни какой-либо другой герой не вызывает в читателях большей симпатии и любви, чем Татьяна.
Татьяна задумчива и мечтательна. Она находит радость в общении с природой, в рассказах старой няни, любит встречать восход солнца. «Ей рано нравились романы; они ей заменяли все». Наша героиня живет в своем собственном, искусственно созданном мире. Это мир фантазии и мечты. Однако в нем нет фальши и лжи. Он закрыт для посторонних, принадлежит одной лишь Татьяне и воспитывает в ней лучшие человеческие качества: преданность мечте, способность сильно и искренне любить, сохранять верность до конца, быть всегда чуть выше окружающего мира и свободней от его влияния. Любовь к природе, к русской культуре, отрешенность от мелочных повседневных забот, романтичность - вот что отличает Таню от окружающих ее людей. И отличие ее слишком нехарактерно, слишком непонятно для мира, в котором Татьяна существует. С самого детства ее никто не понимал:
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
У нее не было ни подруг, ни друзей. Няня, самый близкий ей человек, также не могла понимать ее. Не понял, не захотел понять ее и Онегин, которого она любила всей душой. Сам того не желая, Онегин стал лучом, который озарил внезапно уединенный мир Татьяны. Все богатства души, копившиеся в течение лет, обратились в глубокое и сильное чувство. Ее любовь преданна и бескорыстна, она не требует никаких наград. Татьяна понимает, что не будет счастлива, что любовь ее, возможно, изменит жизнь не в лучшую сторону, но героиня продолжает «верить избранной мечте».
Итак, Татьяна непонята. Онегин, пресыщенный жизнью, полный равнодушия и презрения к миру, с мертвой душой, не способен откликнуться на порыв юного «пламенного и нежного» сердца. В результате, несчастная и безучастная к своей участи, Татьяна становится женой генерала, человека, которого она не любит и не полюбит никогда. Трагедия Татьяны в том, что она обречена на одиночество, непонимание до конца своих дней. Она вынуждена играть роль светской дамы и любить недостойного ее человека. К концу произведения наша героиня уже далеко не та наивная и доверчивая девочка, без ума влюбленная в рыцаря из романа, а мудрая, гордая женщина, до конца разобравшаяся в своей любви и любимом человеке. По-другому стала Татьяна воспринимать Онегина после посещения его библиотеки. Сомнения и разочарования поджидали там Татьяну. «Уж не пародия ли он?» - такой вопрос зазвучал в ее душе. Но, несмотря ни на что, любовь ее не стала слабее. Однако это уже не то восторженное и слепое чувство, как ранее. Это - любовь-мука, любовь с отпечатком трагедии.
Возникает вопрос, почему Пушкин предназначает своей героине столь трагическую судьбу? Начиная с первого упоминания о Татьяне Лариной, автор открыто признается в своих симпатиях по отношению к ней. Как нежно, как заботливо, с каким участием повествует он о своей «милой Тане»:
С тобой теперь я слезы лью.
В этой строчке мы видим горячее сопереживание поэта, его готовность идти вместе с Таней до конца. Пушкин видит всю глубину заблуждений Татьяны. «Погибнешь милая», - предрекает он ее судьбу. Однако в его отношении нет ни тени осуждения или порицания. И тем не менее автор не делает свою героиню счастливой, хотя она этого заслуживает. Пушкин реалистичен в своем произведении. А жизнь нередко обращается жестоко с людьми, обладающими гордой и чистой душой. Как можно видеть, два выхода есть у таких людей в жизни: смерть в расцвете жизненных сил, на взлете или смерть человека как личности путем втискивания его в общепринятые узкие рамки. Первый путь достался Ленскому, которого можно отнести к таким вот свободным романтикам. А второй достался Татьяне.
Но все же и здесь Пушкин идет не до конца. Несмотря на вешний облик светской «неприступной богини» и холодность, Татьяна сохраняет красоту души, живой ум, своенравность. У Пушкина восторженное обожание сменяются скорбью по прежней Тане:
Кто б смел искать девочки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
Общество, к сожалению, не способно отличить истинные ценности от подложных и воздать должное действительно прекрасным людям. Юной чистой девочке нет места в лживом и черством светском обществе. Только став «законодательницей зал», она обрела признание и уважение. Но нужно ли Татьяне такое признание? Многие девушки позавидовали бы Татьяниной судьбе. Еще одна деталь, подчеркивающая ее достоинства, - равнодушие к славе, деньгам. Ей не нужны почести и балы, пустые разговоры и сплетни. Но то, что действительно ей нужно, так и не суждено найти героине. Вроде бы в конце все идет к счастливой развязке: она любит Онегина, а Онегин любит ее. Но любовь уже бессильна. Слишком много было выстрадано Татьяной, слишком много она поняла. Она до конца осознала, что за человек Онегин, поняла, что никогда они не поймут друг друга и не будут счастливы вместе. Кроме того, оставалась еще и горечь прежней обиды. В ее чувствах смешались и гнев, и боль, и горечь, и любовь. Но и в несчастье Татьяна величава и горделива. Она прошла сложный и тяжелый путь через любовь. И нельзя сказать, что он сломал ее. Образ Татьяны гак и остался светлым.
Итак, Татьяну по праву можно назвать «светлым идеалом» как для самого Пушкина, так и для читателей «Евгения Онегина». Ее чистый и яркий образ заслуживает лишь любви и уважения. Пушкин создал этот литературный образ как включающий в себя лучшие качества девичьей души и души человека вообще.

Милые женщины... Как много существует произведений, посвященных вам! Многие авторы создавали замечательные произведения, в которых воспевали женскую красоту и очарование, рассказывали о своем «милом идеале». В искусстве возможно такое чудо, когда художник влюбля-, ется в свое собственное творение. Вероятно, работая над романом «Евгений Онегин», Пушкин любовался образом чудесной девушки, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». Он признает: «Я так люблю Татьяну милую мою».
Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что идеалом женского очарования являются именно «пушкинские девушки». Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки», Марья Гавриловна из «Метели»... Видимо, Мария - любимое женское имя поэта. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина - Татьяна Ларина. Почему именно это имя выбрал автор? Сам Пушкин объясняет это так: «Сладкозвуч- нейшие греческие имена, каковы, например: Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами». И поясняет в следующих строчках:
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно:
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей!
Пушкин открыл нам красоту обыкновенного русского имени.
Дело не в имени, а в том, кто его носит, - ведь и фамилии Пушкин, Глинка, Толстой показались бы нам смешными, если бы не были прежде всего великими. Так же имена. Назвал Пушкин свою героиню Татьяной, и вот уже больше полутора веков это имя звучит для нас как-то особенно тепло, особенно по-русски.
В романе мы впервые встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. Деревня Лариных - прелестный уголок. Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», - иронизирует Пушкин. Все хозяйство вела мать. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Часто приезжали соседи «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Вот в какой атмосфере воспитывалась Татьяна. Она «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы»...
Но в ее характере уже с детства было то, что отличало героиню от других девушек ее круга. Она не ласкалась к
родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой.
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
С детства она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. И потому «она в семье своей родной казалась девочкой чужой».
...Она любила на балконе
Предупреждать зари восход...
Татьяна жила среди природы и любила ее:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму...
Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства - качеств, которые не нравились ему в женщинах. Татьяна не похожа ни на девиц из романов, ни на сестру Ольгу, ни на ее подруг.
Пушкин пишет о своей героине серьезно, уважительно. Он отмечает ее одухотворенность, поэтичность. С пониманием Пушкин описывает, как просыпается чувство любви у Татьяны:
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!
Татьяна пытается вырваться из привычного для сельской барышни круга. Она - первая! - пишет письмо Онегину:
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Письмо Татьяны - это порыв, смятение, страсть, тоска, мечта, и при этом оно все - подлинно. Оно написано русской девушкой, неискушенной, нежной и одинокой, чувствительной и застенчивой.
Даже в наше время не принято, чтобы девушка первая открывала свою любовь. Во времена же Пушкина такой поступок и вовсе был неприличным. Но у нее есть великий защитник - Пушкин. Он сравнивает искреннюю, бесхитростную Татьяну с девушками и женщинами света, и мы с антипатией смотрим на изображаемых Пушкиным «причудниц».
Все эти дамы отвратительны своей неискренностью. А для Пушкина неестественность, лицемерие, фальшь - страшное зло! Потому он и защищает Татьяну, что
...в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте...
На протяжении всего романа мы наблюдаем, с какой теплотой и нежностью рассказывает нам автор о своей героине. Пушкин любит Татьяну, и, пожалуй, нигде это так не чувствуется, как в восьмой главе, где описывается великосветская среда, в которой Татьяна сумела сохранить свою искренность, естественность, живую душу.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней...
Прошло время, Татьяну выдали замуж, хотя в ее сердце по-прежнему живет первая любовь. Но она остается верна своему долгу. При встрече она говорит Онегину:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
И сейчас, в наше время, каждый молодой человек ищет свой идеал женщины. И я думаю, что у многих этот идеал ассоциируется с Татьяной Лариной, потому что в ней сочетаются те качества, которые делают женщину прекрасной. Проходят годы, меняются люди, общественные условия, эстетические принципы, но всегда будут в чести те душевные качества, которыми обладает «милый идеал» великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин создал образ своей современницы - Татьяны и назвал её «милый идеал», то есть, Татьяна является носительницей всех тех качеств, которые, по мнению поэта, делают женщину совершенной. Что это за качества и почему Татьяна идеал Пушкина, мы постараемся разобраться.

Татьяна Ларина - идеал Пушкина

Откуда же появились те душевные качества, которые сделали Татьяну милым идеалом Пушкина? Уже с первых страниц романа, посвященных Татьяне, мы замечаем, что Пушкин особо выделяет её среди других дворянок, которые в то время были носителям скорее французской культуры, нежели русской. Татьяна же, несмотря на то, что «выражалася с трудом на языке своём родном», описывается поэтом как «русская душой». Она любит природу, снежную русскую зиму, народные песни. Очевидно, что этому способствовало соблюдение русских обычаев в семье Татьяны, нянины сказки. Татьяна - очень впечатлительная девушка, она верит в предания старины, в карточные гадания, в вещие сны. Но ведь в это верят большинство девушек её возраста, да и её сестра - Ольга, выросла в той же семье, однако не Ольга, а именно Татьяна - любимый идеал Пушкина.

Так что же было в ней такого, что выделяло её среди других, и делало, по словам поэта, чужой в родной семье? Прежде всего, мы видим, что Татьяна по своей природе совсем не кокетлива, не умеет льстить и притворяться. В детстве она мало играла с детьми, не ластилась к родителям, не занималась рукоделием. Зато она много читала, что сделало ее внутренний мир богатым, а ум - пытливым. Ответы на возникающие вопросы она ищет в книгах, судит по романам о любви и о жизни. Она мечтательна и несколько оторвана от реальной жизни, поскольку верит, что герои книг жили на самом деле, а не придуманы авторами. Поскольку Татьяна - натура романтичная, то уверена, что когда-нибудь и она встретит похожих людей. Именно поэтому, встретив Онегина, она наделяет его чертами героев из прочитанных романов и влюбляется в него.

Лучшие качества Татьяны Лариной

Мы уже говорили о том, что Татьяна Ларина - натура мечтательная и поэтическая, открытая и искренняя. Поэтому она и делает то, что считается неприемлемым и даже неприличным среди её современников - первая признается в любви. Пушкин поставил Татьяну на такой уровень духовного развития, что даже Онегин оказался намного ниже. При этом характер Татьяны на удивление постоянный. Ведь даже спустя много лет, став знатной дамой, она почти не изменилась. Конечно, с такими редкими душевными качествами она очень одинока внутренне, особенно оказавшись в столице, в центре чуждой ей светской жизни. Однако своим нравственным убеждениям она все равно не изменяет. Благородство её натуры проявляется и в словах о муже, которого она не любит, но будет «век ему верна». Можно сказать, что Татьяна - нравственный идеал Пушкина.

Теперь вы знаете, почему Татьяна - идеал Пушкина. Те душевные качества, которыми обладает Татьяна, будут в чести всегда. Татьяна может послужить образцом женственности, верности, нравственной красоты и для современных девушек.