Туган сохиев. Туган таймуразович сохиев Сохиев туган таймуразович

Российский дирижер Туган Сохиев – уроженец города Орджоникидзе (ныне Владикавказ), столицы Северной Осетии. С детства он проявил разносторонние способности – наряду с музыкальным талантом выявилась одаренность языковая, мальчик посещал школу с углубленным изучением английского языка (Туган Таймуразович и сейчас свободно говорит по-английски, а также по-французски и по-немецки). Но все же в первую очередь мальчика влекла музыка. Родители Тугана профессиональными музыкантами не были, но осетины – удивительно музыкальный народ. Не всем габариты квартир позволяли иметь пианино (у Сохиевых его не было), но осетинская гармоника была практически в каждом доме, и дети знакомились с нею очень рано. Именно с этого инструмента начался путь Тугана Сохиева в музыкальное искусство, ее осваивал он в местной музыкальной школе, но постепенно ему становится тесно в рамках возможностей гармоники, и он обучается игре на фортепиано. Стать музыкантом Туган твердо решил в семилетнем возрасте.

Следующим шагом стала учеба во Владикавказском музыкальном училище. Здесь Сохиев обучался на двух отделениях – фортепианном и теоретическом. Уже тогда он определил себе цель – стать дирижером, поэтому и нужна была солидная подготовка в области теории музыки. Обучаться дирижированию Сохиев начал уже в музыкальном училище, его наставником был Анатолий Аркадьевич Брискин, ученик Ильи Мусина, и этот факт повлиял на решение молодого человека, когда встал вопрос, в какую консерваторию поступать – Московскую или Петербургскую. Туган Сохиев выбрал Санкт-Петербург, где преподавал Илья Александрович Мусин.

Поставив себе цель – стать оперным дирижером, Сохиев в студенческие годы старался поближе познакомиться с миром оперного театра. В Мариинском театре он посещал не только спектакли, но и репетиции. Но дебют его состоялся не в Санкт-Петербурге, а в Исландии, где Сохиев дирижировал постановкой оперы Джакомо Пуччини « ». Вскоре карьера молодого музыканта делает головокружительный поворот – в 2001 г. двадцатитрехлетний Туган Сохиев становится музыкальным руководителем Валлийской национальной оперы. В этом театре он проработал недолго – всего три года, и покинул его при весьма драматических обстоятельствах. В театре «правили бал» режиссеры, которые мало разбирались в музыке вообще и в опере в частности, зачастую даже не знали нотной грамоты, но дирижер и даже музыкальный руководитель обязан был подчиняться. Сохиев не мог терпеть такое положение вещей, и в конечном итоге это привело к серьезному конфликту. Дирижера очень беспокоит то, что такая модель в современном музыкальном мире стала доминирующей, поэтому в оперных театрах на Западе он дирижирует редко и только в том случае, если режиссерское решение его устраивает. «Эксперименты» некоторых современных режиссеров Туган Таймуразович называет «дикими постановками» и участвовать в них не желает.

После ухода из Валлийской оперы Сохиев стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, в 2008 г. возглавил этот коллектив в качестве музыкального руководителя, а по прошествии двух лет стал главным дирижером Немецкого симфонического оркестра. В Европе назначение дирижера во многом определяется мнением музыканта, и Сохиева выбрали оркестранты – ведь с этим коллективом он был знаком. Оркестр переживал тогда тяжелое время, ставился вопрос о его объединении с другим коллективом, но Сохиеву удалось сплотить музыкантов под знаменем идеи – сохранить оркестр, и это было сделано. Возглавляя Немецкий симфонический оркестр, Сохиев следовал традиции этого коллектива – знакомить широкую публику с малоизвестными произведениями. Исполнялись творения таких композиторов, как и Мессиан.

В 2014 г. Туган Сохиев становится музыкальным руководителем и главным дирижером Большого театра. На этом посту дирижер четко определил направление репертуарной политики. С одной стороны, в репертуаре должны быть хорошо известные оперы – такие, как « », « » или « » – на которые публика гарантированно пойдет. Но одновременно публику необходимо знакомить с такими произведениями, которые ей мало известны или даже неизвестны вообще. Так в репертуаре Большого театра появились «Осуждение Фауста» , « » . Впрочем, даже в хорошо известных операх дирижер находит нечто новое – например, « » часто преподносится как детская сказка, но Туган Таймуразович убежден, что это очень глубокая история, ставящая совсем не детские вопросы.

В качестве дирижера Туган Сохиев работал в Большом театре над постановкой «Кармен» и « » , концертным исполнением « » . При создании спектакля дирижер придает особое значение подбору «тембровой палитры», сочетанию голосов различных певцов – эту работу дирижер сравнивает с «раскладыванием пасьянса».

Туган Сохиев старается как можно чаще посещать театр как зритель – ведь даже в Москве существуют разные оперные театры, а сколько их в мире! По мнению дирижера, нельзя замыкаться в пределах своего театра – необходимо знать, чем занимаются коллеги, и только тогда становится возможным движение вперед.

Все права защищены. Копирование запрещено

Туган Сохиев фотография

Лауреат III Международного конкурса им. С.С. Прокофьева

Туган Сохиев с 2005 года является дирижером Мариинского театра, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер «Путешествие в Реймс», «Кармен» и «Сказка о царе Салтане». В начале сезона 2008-09 гг. Туган Сохиев стал музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы; до этого на протяжении трех лет он был главным приглашенными дирижером и артистическим консультантом этого оркестра. Первые записи коллектива на студии Naive Classique (Четвертая симфония Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Петя и волк» Прокофьева) были высоко оценены рецензентами.

Туган Сохиев продирижировал рядом концертов в Вене, Любляне, Загребе, Сан-Себастьяне и Валенсии, а также в разных городах Франции, Германии, Авcтрии, Хорватии, Испании, Китая и Японии. В 2002 году Туган Сохиев дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), а в 2003 году – на сцене театра Метрополитен-опера («Евгений Онегин»). В том же году дирижер впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию Рахманинова. Концерт был высоко оценен критиками и стал началом тесного сотрудничества Тугана Сохиева с этим коллективом.

В 2004 году дирижер привез на фестиваль в Экс-ан-Прованс покорившую зрителей оперу «Любовь к трем апельсинам», которая потом с блеском прошла в Люксембурге и Мадриде (Театро Реал), а в 2006 году в хьюстонской Гранд-Опера он представлял оперу «Борис Годунов», которая также имела большой успех.

В 2009 году состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром, получивший восторженные отзывы критиков.

В последних концертных сезонах Туган Сохиев дирижировал операми «Золотой петушок», «Иоланта», «Самсон и Далила», «Огненный ангел» и «Кармен» в Мариинском театре, а также «Пиковой дамой» и «Иолантой» в Театре Капитолия Тулузы.

В настоящее время дирижер активно гастролирует в странах Европы, выступая в качестве приглашенного дирижера в Страсбурге, Монпелье, Франкфурте и многих других городах. Он сотрудничает с такими коллективами, как оркестр Шведского радио, оркестр Венского радио, оркестр Франкфуртского радио, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, филармонический оркестр Осло, филармонический оркестр Мюнхена, Королевский оркестр Концертгебау, оркестр Радио Франции, Национальный оркестр Франции, оркестр Финского радио, Немецкий симфонический оркестр (Берлин), Борнмутский симфонический оркестр и оркестр Баварского государственного оперного театра (Мюнхен). Недавно Туган Сохиев дебютировал с Роттердамским и Берлинским филармоническими оркестрами, удостоившись от критиков титула «Dirigentenwunderwaffe» («чудо-дирижер»). Также среди достижений последних сезонов – успешные дебюты с Испанским национальным оркестром, оркестром RAI (Турин) и серия концертов в Ла Скала. Кроме того Туган Сохиев выступал в качестве приглашенного дирижера с оркестром Национальной академии Санта-Чечилия (Рим), симфоническим оркестром Артуро Тосканини, японским оркестром NHK и Национальным филармоническим оркестром России.

Лучшие дня

В планах Сохиева на сезон 2010 – 2011 годов и далее – «Пиковая дама» в Венской государственной опере, выступление с Берлинским симфоническим оркестром, Оркестром Финского радио и оркестром римской Академии Санта-Чечилия, а также концерты и европейские турне с лондонским оркестром «Филармония» (с которым он гастролирует ежегодно) и Камерным оркестром им. Малера, проекты с Мариинским театром, студийные записи в Тулузе, гастрольные турне и несколько оперных постановок в Театре Капитолия Тулузы.

Туган Сохиев родился в 1977 году во Владикавказе. В 1996 году окончил Владикавказское музыкальное училище (ныне носящее имя Валерия Гергиева), в 2001-м - факультет оперного и симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс профессоров Ильи Мусина и Юрия Темирканова). Дирижировал оркестрами Санкт-Петербургской консерватории и Мариинского театра на концертах памяти Ильи Мусина (1999 - 2000). В 1999 году был удостоен II премии III Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева в Санкт-Петербурге, разделив ее с Александром Сладковским (I премия не присуждалась).

В 2000 году началось сотрудничество дирижера с Академией молодых оперных певцов Мариинского театра. В декабре 2001 года он дебютировал в Мариинском театре в концертной программе «По страницам опер Россини». С 2005 года стал постоянным дирижером Мариинского театра. Под его руководством состоялись премьеры постановок опер «Кармен», «Сказка о царе Салтане», «Путешествие в Реймс». Народный артист Республики Северная Осетия-Алания. В настоящее время - художественный руководитель Национального оркестра Капитолия Тулузы, унаследовавший этот пост после прославленного мэтра Мишеля Плассона.

В 2002 году Туган Сохиев дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), а в 2003-м - на сцене театра «Метрополитен-опера» («Евгений Онегин»). В том же году он впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию Рахманинова. Концерт получил высокую оценку критики и стал началом тесного сотрудничества Тугана Сохиева с этим коллективом. В 2004 году дирижер привез на фестиваль в Экс-ан-Прованс оперу «Любовь к трем апельсинам», которая потом была повторена в Люксембурге и в мадридском театре «Реал», а в 2006 году в хьюстонской «Гранд-опера» он представил оперу «Борис Годунов», которая также имела большой успех. В 2009 году состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром, получивший восторженные отзывы критиков. В последних концертно-театральных сезонах Туган Сохиев дирижировал в Мариинском театре операми «Золотой петушок», «Иоланта», «Самсон и Далила», «Огненный ангел» и «Кармен», а также «Пиковой дамой» и «Иолантой» в Театре Капитолия Тулузы.

Вместе с тем дирижер активно гастролирует в странах Западной Европы, выступая приглашенным дирижером в ряде крупных оркестров. Список их настолько внушителен, что даже простое перечисление потребует немало чернил и бумаги: в нем присутствуют практически все ведущие европейские оркестры. Недавно Туган Сохиев дебютировал с Роттердамским и Берлинским филармоническим оркестрами, удостоившись от критики определения «чудо-дирижер». Среди его последних ангажементов - также успешные дебюты с Испанским национальным оркестром, туринским Оркестром RAI и серия филармонических концертов в миланском театре «Ла Скала». Кроме этого, в качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев выступает с римским Оркестром Национальной академии «Санта-Чечилия», Оркестром Баварской государственной оперы, Королевским оркестром «Концертгебау», Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Артуро Тосканини, японским Оркестром NHK и Национальным филармоническим оркестром России. Среди планов дирижера на следующие сезоны - «Пиковая дама» в Венской государственной опере, проекты с Мариинским театром, а с возглавляемым им коллективом - студийные записи, гастрольные турне и несколько оперных постановок в Театре Капитолия Тулузы.

В 2010 году Сохиев стал главным дирижёром Немецкого симфонического оркестра в Берлине.

20 января 2014 года объявлен главным дирижёром и музыкальным руководителем Большого театра России.

РИА Новости

С иголочки одетый 36-летний Сохиев — красавец, пышущий немосковской энергией и средиземноморским здоровьем, руководитель двух европейских оркестров.

Директор Большого Урин не первый месяц с большим трудом нанизывает на суровую нитку события новейшей истории театра. После неожиданного ухода в декабре из ГАБТа главного дирижера Василия Синайского затыкание дыр на тонущем корабле стало еще сложней. Но Урин настойчиво искал дирижеров как на текущие спектакли, так и «на царство».

Новый музыкальный руководитель Большого театра помимо таланта должен был обладать русской выучкой, опытом, обаянием, позитивностью. В воздухе витали имена Владимира Юровского, Семена Бычкова, Василия Петренко (все давно работают за рубежом)… Имя избранника до последнего дня было тайной: Урин, театральный человек, — держал паузу!

На первую пресс-конференцию Тугана Сохиева пришли не только журналисты, но и, кажется, столько же сотрудников Большого театра. Руководитель оперы Маквала Касрашвили и балета — Сергей Филин стояли у стенки. И для них это явно тоже была первая встреча. Ведь новый главный дирижер не пробыл в Москве и пары дней, а после пресс-конференции сразу улетел в США, где дебютирует со знаменитым Филадельфийским оркестром.

Туган Сохиев (ударение — на «о») родился во Владикавказе, учился в Петербурге — начинал у Ильи Мусина, заканчивал у Юрия Темирканова. Вот уж 12 лет сотрудничает с Мариинкой, и потому ему никогда и никуда не деться от конспирологических подозрений в тайных связях с Валерием Абисаловичем, давно рвущимся к объединению Мариинки и Большого. Даже если он совершенно самостоятелен в выборе предпочтений и пути.

Музыкальная Москва вполне знакома с Сохиевым: он еще в 2009 году открывал IV фестиваль Оркестров мира в Колонном зале — дирижировал французским оркестром Капитолия г. Тулузы. Ошеломительного впечатления не произвел, однако запомнилось, что в Москву его сопровождал вице-мэр Тулузы, который надышаться на него не мог. Недавно французы вручили дирижеру орден Почетного легиона.

Одновременно Сохиев возглавляет Немецкий симфонический оркестр в Берлине. Как он согласился на Большой? Ну он же у нас рос, не иностранец какой, чтобы повторять, что это «театр, где обливают кислотой». Показалось даже по его сияющему, раскрасневшемуся лицу, что он действительно хорошо понимает, какой исторический шанс ему выпал.

Контракт с ним заключен до 31 января 2018 года. Посоветоваться Туган Таймуразович успел только с мамой да с Гергиевым. Весь нынешний сезон он будет примерно раз в месяц прилетать для знакомства с оркестром. Первый раз встанет за пульт на спектакле в сентябре 2014 года. С Уриным согласованы две премьеры сезона 2014/2015 годов (скорее всего, они едва намечены). И — как было озвучено на пресс-конференции — планы продумываются еще на три года вперед…

Сохиев, конечно, привлечет к театру новых интересных исполнителей. О своем отношении к радикальной режиссуре (больной вопрос!) говорит резко: «Нет ни режоперы, ни музоперы. Есть то, что сочинил композитор. А режопера — звучит даже как-то неприлично».

Он не собирается даже в будущем завершать контракты ни с Францией, ни с Германией, продолжит сотрудничество с Венским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами. При этом уверяет: «Буду работать здесь, в Большом, столько, сколько потребуется. Но наездами, конечно, не получится».

С июля Сохиев плотно приступит к работе в Москве. Удастся ли ему начать новую главу в истории Большого театра? Создать такую атмосферу, чтоб на пресс-конференциях театра наконец перестали спрашивать, почему дверные ручки не как при царе и когда в «Лебедином озере» станцует Волочкова…

При новом главном дирижере в ГАБТе будут рады Гергиеву и решатся на трехлетнее планирование

http://izvestia.ru/news/564261

Большой театр обрел нового музыкального руководителя и главного дирижера. Как и предсказывали «Известия» , утром в понедельник Владимир Урин вывел к журналистам 36-летнего Тугана Сохиева.

Перечислив разнообразные достоинства молодого маэстро, гендиректор ГАБТа объяснил свой выбор, в том числе соображениями гражданского характера.

— Для меня было принципиально важно, чтобы это был дирижер российского происхождения. Человек, который мог бы общаться с коллективом на одном языке, — рассуждал Урин.

Глава театра говорил также о сходстве вкусов, обнаружившемся между ним и новым музыкальным руководителем.

— Важно было понять, какие принципы исповедует этот человек и каким он видит современный музыкальный театр. Несмотря на очень серьезную разницу в возрасте между мной и Туганом, наши взгляды очень похожи, — заверил гендиректор.

Туган Сохиев сразу ответил взаимностью на комплименты Владимира Урина.

— Приглашение было для меня неожиданным. И главное обстоятельство, которое убедило меня согласиться, — это личность нынешнего директора театра, — признался Сохиев.

Контракт с Туганом Сохиевым заключен на срок с 1 февраля 2014 года по 31 января 2018 года — почти до конца директорского срока самого Урина. Последний подчеркнул, что договор подписан напрямую с дирижером, а не с его концертным агентством.

Из-за многочисленных обязательств на ближайшие месяцы и годы новый музыкальный руководитель будет входить в курс дел постепенно. По словам гендиректора, до конца текущего сезона Сохиев будет ежемесячно приезжать в Большой на несколько дней, с июля начнет репетиции, а в сентябре дебютирует перед публикой ГАБТа.

Всего в сезоне-2014/15 дирижер представит два проекта, названия которых пока не разглашаются, а полномасштабную работу в театре он начнет еще на сезон позже. Объемы деятельности Сохиева в 2014, 2015 и 2016 годах подробно расписаны в контракте, заявил Владимир Урин.

— С каждым месяцем я буду здесь всё чаще, — пообещал Сохиев. — Ради этого стану сокращать по максимуму западные контракты. Я готов отдавать Большому театру столько времени, сколько нужно.

Владимир Урин дал понять, что не ревнует новоиспеченного коллегу к его зарубежным оркестрам, нынешние ангажементы с которыми истекут только в 2016 году. Более того, гендиректор считает, что «контракты нужно продлять, но в меньшем объеме».

Даты из далекого будущего стали лейтмотивом пресс-конференции. Урин признался в амбициозном замысле, который некогда манил и его предшественника Анатолия Иксанова: расширить репертуарное планирование в Большом до трехлетнего периода. Эта затея, в случае успеха, может стать настоящим спасением для театра: ведь именно «близорукость» планов ГАБТа не позволяет ему приглашать перворазрядных звезд, чьи графики расписаны минимум на 2-3 года вперед.

Отвечая на вопросы художественного толка, Туган Таймуразович представал человеком умеренным и осторожным. Он еще не решил для себя, что лучше — репертуарная система или stagione. Он интересуется балетной частью жизни ГАБТа, но не намерен вмешиваться в деятельность Сергея Филина («К онфликтов не будет», — вставил Владимир Урин). Он будет выводить оркестр Большого из ямы на сцену, чтобы «добавить театру блеска», но, кажется, не собирается делать упор на симфонические программы, как Валерий Гергиев.

Имя Гергиева — влиятельного покровителя Сохиева в годы начала его международной карьеры — стало еще одним рефреном пресс-конференции. Хозяин Мариинки обретает всё новые форпосты в ведущих российских театрах: два года назад его питомец Михаил Татарников возглавил Михайловский театр, теперь пришла очередь Большого.

С Туганом Сохиевым Гергиева объединяет не только малая родина (Владикавказ), но и alma mater — Санкт-Петербургская консерватория, класс легендарного Ильи Мусина (на вопрос «Известий», верит ли он в существование петербургской школы дирижирования, Сохиев ответил: «Ну я же перед вами сижу»).

— Принимая решение, я советовался с близкими людьми: с мамой и, безусловно, с Гергиевым. Валерий Абисалович отреагировал очень позитивно, за что я ему благодарен. Это была бы мечта для Большого театра, если бы Валерий Абисалович нашел время здесь дирижировать. С сегодняшнего дня мы уже можем говорить с ним об этом, — заявил Сохиев.

Справка «Известий»

Уроженец Северной Осетии, Туган Сохиев избрал дирижерскую профессию в 17 лет. В 1997-м он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, успев два года поучиться у Ильи Мусина, затем перешел в класс Юрия Темирканова.

В 2005-м он стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, а с 2008-го и по сей день возглавляет этот знаменитый французский коллектив. В 2010 году Сохиев стал совмещать работу в Тулузе с руководством Немецким симфоническим оркестром в Берлине.

В качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев уже выступал почти со всеми лучшими оркестрами мира, включая Берлинский и Венский филармонические, амстердамский Консертгебау, Чикагский симфонический, оркестр Баварского радио и другие. В списке его оперных завоеваний проекты в нью-йоркской «Метрополитен-опера», мадридском «Театро Реал», миланском «Ла Скала» и хьюстонской «Гранд-опера».

Сохиев регулярно дирижирует в Мариинском театре. Неоднократно гастролировал в Москве, но в Большом театре еще никогда не работал.

Новым музыкальным руководителем и главным дирижером Большого театра, по информации «Известий», станет Туган Сохиев. Официальные источники в ГАБТе не подтверждают назначение до понедельника, когда гендиректор театра Владимир Урин представит дирижера коллективу Большого и журналистам.

На экстренный поиск нового лица Большого театра у Урина ушло ровно семь недель — срок небольшой, учитывая крайнюю сложность переговоров с востребованными музыкантами посреди сезона. 36-летний Туган Сохиев еще в начале декабря прошлого года упоминался в числе наиболее вероятных кандидатов.

Уроженец Владикавказа, Сохиев избрал дирижерскую профессию в 17 лет. В 1997-м он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, успев два года поучиться у легендарного Ильи Мусина, а затем перешел в класс Юрия Темирканова.

Его международная карьера началась в 2003 году в Валлийской национальной опере, однако уже на следующий год Сохиев оставил пост музыкального руководителя — как сообщали СМИ, из-за разногласий с подчиненными.

В 2005-м он стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, а с 2008-го и по сей день возглавляет этот знаменитый французский коллектив. В 2010 году Сохиев стал совмещать работу в Тулузе с руководством Немецким симфоническим оркестром в Берлине. Намерен ли дирижер прервать контракт с каким-либо из этих коллективов, или будет делить время между тремя городами, пока неизвестно.

В качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев уже управлял почти всеми лучшими оркестрами мира, включая Берлинский и Венский филармонические, амстердамский Консертгебау, Чикагский симфонический, оркестр Баварского радио и другие. В списке его оперных завоеваний выступления в нью-йоркской «Метрополитен-опера», мадридском «Театро Реал», миланском «Ла Скала» и хьюстонской «Гранд-опера».

Сохиев постоянно дирижирует в Мариинском театре, с главой которого, Валерием Гергиевым, его связывает давняя дружба. Неоднократно гастролировал в Москве, но в Большом театре еще никогда не выступал.

Источники «Известий» в ГАБТе сообщают, что часть оркестрового и оперного коллективов хотела видеть своим новым лидером штатного дирижера Большого театра Павла Сорокина. Однако Владимир Урин сделал выбор в пользу международной звезды.

С приходом Сохиева между крупнейшими театрами страны, Большим и Мариинским, появится любопытная параллель: оба творческих коллектива будут возглавлять выходцы из Северной Осетии и наследники петербургской дирижерской школы, ученики Ильи Мусина.

Решать неожиданную и острую кадровую проблему Владимиру Урину пришлось после того, как 2 декабря прежний главный дирижер Большого театра Василий Синайский подал заявление об увольнении, не завершив подготовку к важнейшей премьере оперы «Дон Карлос» Верди. Свой демарш Синайский объяснил невозможностью работать с новым гендиректором — «ждать уже просто было нельзя», заявил он «Известиям» |