Виды переборов на гитаре, или как сыграть красивый аккомпанемент? Гитарные минусовки.

Гитара снова вошла в моду, а это значит, что всё больше людей хотело бы освоить данный музыкальный инструмент. Многим при этом не просто интересно само мастерство игры, но хотелось бы научиться аккомпанировать на гитаре, то есть, совмещать музыку и пение. Это не так уж и просто, как кажется на первый взгляд, а потому лучше всего объединить пение и аккомпанемент во время игры с преподавателем, если таковой имеется. Например, в школе Алёны Кравченко весьма талантливые преподаватели, которые умеют очень толково объяснять, но если вы совсем новичок, то полезнее будет поиграть с преподавателем на одной гитаре, чтобы он брал аккорды, а вы бы играли правой рукой.


Как научиться аккомпанировать: с чего начинать?

При этом он начинает тихо петь, а вам нужно пытаться подпевать, не сбиваясь при этом с ритма. Не менее удобно вдвоём учить и быструю перестановку аккордов, так как преподаватель может медленно играть правой рукой, а вам необходимо переставлять аккорды. Уроки игры на гитаре под аккомпанемент - это дело достаточно сложное и даётся не всем и не сразу. Многие могут освоить эту технику быстрее во время занятия с преподавателями, а кто-то достаточно легко овладевает ею и самостоятельно.

Но если преподавателя рядом нет, это вовсе не значит, что не нужно пытаться. Как минимум, нужно внимательно изучить видео аккомпанемента под гитару, где всё подробно показывается и объясняется. А практиковаться надо начинать на очень лёгкой, буквально в три аккорда, песне. Сначала нужно просто отдельно попеть, потом отдельно поиграть, чтобы довести свою игру до автоматизма, чтобы не думать, а играть, как робот. В качестве первых песен для тренировки отлично подойдёт «Кукушка» в её упрощённом варианте с боем, а кому-то понравится «Бумажный солдат» Окуджавы на басах с щипком. Вкусы у всех разные, а потому нужно ориентироваться на них, чтобы вам было интересно обучаться аккомпанементу под гитару.

И не стоит изначально брать песню с перебором , так как петь под него однозначно сложнее. Пусть эта песня будет где-то пятой по счёту, но точно не второй и не первой. В любой школе, где обучают аккомпанементу под гитару, вам скажут, что первая песня не должна и не может вам сильно понравиться, ведь первый блин всегда комом. Кроме того, она всегда очень сильно надоедает, а потому на это не нужно обращать слишком пристальное внимание - дальше уже будет гораздо лучше.

Видеоуроки аккомпанемента под гитару - это действительно эффективный обучающий материал, но не нужно большой упор делать на теорию, нужно практиковаться и практиковаться много. Лучше всего брать конкретную песню и сразу над ней работать, постепенно всё более усложняя себе задачу. Стоит также сразу отметить, что научиться аккомпанировать на гитаре очень непросто, тем более, если вы не берёте индивидуальные уроки у преподавателя, но всё же это возможно, если придерживаться толковых рекомендаций и вникать в них.

Можно посмотреть кучу видео о том, как аккомпанировать на гитаре, но иногда вы можете не ощущать результата, а это сразу разочаровывает. Не нужно ставить на себе крест. Если вам не помогает тот или иной вид обучения, это не значит, что вы не научитесь, это значит, что вам нужен грамотный преподаватель, который сможет объяснить и понять, в чём именно проблема. Пытайтесь учиться сами, тем более, что сейчас доступны самоучители аккомпанемента на гитаре и самые разные способы обучения .

Если вы понимаете, что поёте не ритмично или у вас сбивается интонация, если вы не можете контролировать правую руку и она сбивается в такт словам, то тут два варианта развития событий. Для того, чтобы исправить ритмичность, нужно развивать музыкальный слух, а в этом может помочь преподаватель. Чтобы исправить всё остальное, нужно довести игру до автоматизма и не думать, а просто играть, играть не мозгом, а моторикой.

Гитарные аккорды способны отобразить смысл, настроение, атмосферу песни не хуже текста, мелодии, вокальной партии. И пусть в композиции незамысловатая гармоническая последовательность, и пусть один аккорд звучит несколько тактов. Всё равно на основе даже такого простого материала можно придумать красивый, мелодичный аккомпанемент.

Чем больше звуковых оттенков, красок в арсенале исполнителя, тем лучше. Имея на руках богатую палитру, он, как художник, может в деталях и подробностях ярко передать эмоциональный посыл темы - грусть, радость, загадочность, мистическое таинство, тревогу. Да что угодно, что будет уместно в контексте творческой задачи. Развернуть в пределах одной функции, например, того же обычного ля минора, натюрморт, пейзаж, ноктюрн. Создать фоническую декорацию для музыкального повествования.

Давайте, вооружившись этой теорией, попробуем придумать интересный аккомпанемент на простые гармонические последовательности в тональностях ля/ми/ре минор. В каждом из ниже рассмотренных примеров смоделирована своего рода творческая задача, которая заключается не только в том, чтобы наполнить стандартные «связки» замысловатыми аппликатурами, но и ещё в передаче настроения темы.

Пример №1: Am-Dm-E-Am

Только на минутку задумайтесь, сколько песен и инструментальных композиций играется на этот ход аккордов… Вероятно много. Даже очень много. Конечно, все их можно сыграть на стандартных аккордах в первой позиции - на аккордах, которые с первых уроков на гитаре начинают осваивать новички. Но ведь можно постараться и придумать что-то оригинальней, чтобы тема была узнаваемой на слух.

Предположим у нас есть некая лирическая тема про осень, дождь, грусть и любовь на аккорды Am-Dm-E-Am . И играется она самым, что ни на есть, обычным перебором. Примерно так:

А исполнителю, гитаристу и певцу в одном лице, жуть как хочется отобразить в аккордах сказанное в стихах песни, и жуть как не хочется использовать «заезженные» аппликатуры. Что делать? Конечно, придумывать свой вариант аккомпанемента!

Если речь идёт о лирических переживаниях на фоне пасмурного неба с дождём и позолоты листьев, наверняка нам понадобятся «прохладные» тона с привкусом грусти. Для «разукрашивания» Am (ля минора) возьмём:

  • Asus2 (в трезвучии вместо терции (ноты C) секунда (вторая ступень) - нота B);
  • несколько вариантов Am9 (минорный нонаккорд).
  • Для Dm (ре минора): также нонаккорд Dm9 и Dm7.
  • Для E (ми мажора): аппликатуры в IV и V позиции с открытыми струнами.

Перебор, последовательность аккордов (+ количество тактов, которое приходится на каждый аккорд) сохраняем в первоначальном виде.

В итоге получается вот такой вариант:

Безусловно, у вас может быть своё видение темы и, соответственно, свой вариант аккомпанемента. Разберите табы/ноты гитарных аккордов данного примера и поэкспериментируйте с ними: сыграйте их другим перебором, добавьте к ним другие аккорды на основе Am.

Пример №2: Em-Am-B7-Em

Всё та же последовательность - I IV V I - но в ми миноре. На этот раз нам предстоит «обогатить» звучание рок-баллады о войне. Каждый аккорд последовательности играется 1 такт перебором «восьмёрка».

Поскольку тема серьёзная, назидающая, то возьмём аккорды с диссонирующими тонами. Они будут привносить в аккомпанемент оттенок тревоги, суровых размышлений.

Em 6/9, Em 9, Am9, Bsus4, B#5 и др.

А также сыграем аккорды другим перебором:

Табы и ноты аккомпанемента из аудиопримера:

Пример №3: Dm-Bbm-Gm-Dm

Ну а от этой последовательности (I — VIm — IV — I) откровенно веет мистикой - а-ля Doom metal.

Впрочем, и в ней можно отойти от стандартных аппликатур и «разукрасить» аккомпанемент в мрачные, «колдовские» тона.

Dm - Dm b5/9, Dm b5 и Dm9; Bbm - Bbm #11; Gm - Gm 6/#11;

Та же последовательность, тот же перебор, но звучит уже совершенно по-другому.

Табы и ноты «мистического» аккомпанемента.

Смело экспериментируйте на этом творческом поприще: постоянно пребывайте в поиске интересного звучания; не бойтесь выходить за рамки стандартных аппликатур; пополняйте свой «словарь» аккордов - много аккордов не бывает. Оригинальное, необычное звучание - это наше всё. Индивидуальный почерк - одна из граней мастерства музыкального искусства.

ТЕГИ

Начнем с того, что начинающие гитаристы, которые читают этот урок уже знакомы с аккордами в открытой позиции.

Из них нам потребуются аккорды Ля (А), Ре (D), Ми (Е). Здесь мы будем использовать стандартную двенадцати тактовую последовательность (блюзовый квадрат).

Но играть мы будем не аккордами, а риффами. Такой типа аккомпанемента используется не только в блюзе, но и в рок-н-ролле.

Аккорд Ля (А)

Аккорд Ре (D)

Аккорд Ми (Е)

Для того чтобы сделать из аккорда Ля (А) рифф нужно заглушить первую, вторую и третью струну. Для этого мы зажимаем первым пальцем на втором ладу четвертую струну. Дальше мы кладем первый палец как барре на третью, вторую и первую струну, но не зажимаем а глушим. В итоге после удар медиатором по этим струнам возникает глухой звук, больше похожий на звук перкуссии. Аналогично делаются риффы из аккордов Ре (D) и Ми (Е). Таким же образом от каждого аккорда мы получаем квинты.

Для того, чтобы разнообразить риффы, зажатую струну на втором ладу первым пальцем чередуют нотой на четвертом ладу третьим пальцем. Этот рок-н-рольный рифф в начале можно проиграть с ударом медиатора сверху на сильную долю. В дальнейшем добавляем удар медиатора снизу на слабую долю. Некоторые гитаристы слабую долю играют ударом медиатора сверху. Здесь все зависит от личных предпочтений и концепции самого блюза. Где то лучше играть ударяя по струнам сверху, а где то снизу. Этот рифф и есть классический блюзовый аккомпанемент.

Теперь зная как играется классический блюзовый рифф, сыграем все двенадцать тактов блюзового квадрата с использованием этого риффа.

Для того, чтобы разнообразить эту последовательность блюзовые гитаристы добавляют различные басовые и мелодические ходы, дабл-стопы, аккорды, переходы. Ниже один из простых примеров перехода, который можно использовать переходя от риффа Ля (А) к Ре (D), или использовать в качестве концовки тернэраунда.

Продолжительность урока 3 часа; самостоятельная работа 6 часов.

Как обычно аккомпанируют на гитаре?

Гитарист ставит рисунок нужного аккорда и берет его теми ударами, которые подходят для данной музыки. При этом басовые струны тоже входят в аккорд. Если гитарист играет аккорд Соль минор, то и в басах он берет ноты трезвучия Соль минор. Но в трезвучии всего три звука. Перебирать их долго - тоска зеленая. Аккомпанемент получается бедным. Что делать?

Этой маленькой прелюдией Александр Михайлович Иванов-Крамской сделал начинающим гитаристам великолепный подарок. Он развязал им руки.

Первые два звука надо взять на 4-й струне, чтобы громко, единым тембром провести мелодию. Других трудностей нет, тем более, что к Вашим услугам звук и анимашка. После баса звучит не четыре аккорда, как может показаться на первый взгляд, а три. Четвертый слигован, он не берется отдельно, вместо этого продолжает звучать третий. Не пугайтесь, так часто пишут. В начале строки диез на верхней, пятой линеечке. Значит все фа в строке берутся с диезом. Это - чтобы каждый раз не писать. Ну, и понятно, что тональность, в которой вместо фа всегда стоит фа-диез , может быть либо Соль мажор, либо Ми минор. Здесь - Ми минор. (Чтобы понять, в какой тональности пьеса, обычно достаточно посмотреть на последнюю ноту).

Надо не только разобрать, заучить и играть хорошим звуком, надо вести в басу широкую, плавную мелодию. Вперед. Даже и не мечтайте перепрыгнуть через эту прелюдию, иначе всю жизнь будете аккомпанировать методом тумба-тумба.

Теперь (а это только для тех, кто работал и сделал) посмотрим, что произошло. Вся первая строчка идет в Ми миноре. Но басы-то здесь не только из трезвучия! Басы на фоне Ми-минора проходят почти всю гамму, весь набор звуков, входящих в Ми минор. Вывод: с аккордом может звучать любой звук из гаммы этого аккорда . Когда нужно, конечно. Нужно не очень часто. Но теперь Вы не будете цепляться за трезвучие, как за неподвижный костыль. Ваша гитара сможет не только точно расставить аккорды, но и петь вместе с этими аккордами. И будет петь. Уроков через пять-шесть.

Внимание! Это упражнение для тех, кто хочет не только тупо играть чужое!

Этот сайт недаром называется "самоучитель". Сейчас Вы будете учить себя сами.

Возьмите снова гитару, пробегите несколько раз в басах все звуки Ми минора, и после каждого звука берите аккорд из трех открытых верхних струн. Постарайтесь сделать это на слух.

Теперь дело посерьезней. Поставьте полный аккорд Ми минора, Вы его хорошо знаете, и пройдите все звуки Ми минора не только в басах, но и на верхних струнах. Остальная часть аккорда годится для аккомпанемента. Например, если Вы прижали помимо аккорда еще и фа-диез на II ладу первой струны, то в качестве аккомпанемента используйте любые струны, кроме первой. Прижали ре на III ладу второй струны - аккомпанируйте этой ноте струнами с 6-й по 3-ю, или, например, струнами 4, 3 и 1.

Затем научитесь при любом простом аккорде проходить все звуки его гаммы. Поставьте Ля минор, Ми мажор и потренируйтесь с ними. Сначала несколько раз берете аккорд, мысленно "въезжаете" в тональность, а потом играете на слух гамму этой тональности. Кое-где будет трудно, придется менять пальцы на аккорде. Где-то вы наврете. Не бойтесь ошибиться. Это Вам не механическое перебирание готового трезвучия.

Теперь возьмите простой аккорд на барре и попытайтесь проделать то же самое. Это еще труднее. Но эта задача - не на один день и не на одну неделю. Удачи.

Некоторые спросят: - получается, что бас из трезвучия - это низкий уровень, а бас не из трезвучия - более высокий? Нет, нет и нет. В большинстве случаев Вы будете использовать басы того аккорда, который поставили. Но иногда вместе с аккомпанементом гитара сможет петь то, что требует музыка. А захотите - будете петь со своей гитарой на два голоса. Это очень трудно. Но это будет другой уровень.

Рискну сказать больше: если Вам удастся, аккомпанируя себе на гитаре, спеть с ней две-три ноты на два голоса и не наврать, Вы можете считать себя хорошим певцом и хорошим гитаристом. Может, даже лучшим, чем иные раскрученные. После этого Вы будете добирать технику, которой Вам не хватает, но уже не как ученик.

Еще несколько слов о прелюдии. Если нарисовать кусок гитарного грифа с аккордом Ми минор, и на этом же рисунке нарисовать все ноты, которые можно безболезненно взять с Ми минором, и не только на басах, получится картинка вроде этой. Глядя на эту картинку, можно побегать пальцами по звукам Ми минора. Красные точки - тоника, в данном случае - нота ми .

Эта картинка называется бокс. Боксами завален весь Интернет. В том числе их строит программа, которую я Вам рекомендовал. Большого прока от них не приключается, потому что композитор не смотрит на боксы, когда пишет музыку, и всегда найдется нота, которой в боксе нет. Но для ознакомления с незнакомым ладом бокс вполне подойдет, например, с ладом блюза или кантри. Для начала, чтобы пощупать. Да и выглядит красиво. Это я намешал разные боксы на картинке, чтобы много места не тратить.

Так вот, теперь те, кто прелюдию играл, упражнения делал и в вопросе разобрался, будут смотреть на боксы со сдержанной улыбкой эксперта. И даже смогут эти боксы на свой вкус дополнять или изменять.

А те, кто прелюдию не играл, упражнений не делал и разбираться не захотел, будут смотреть на боксы, как баран на новые ворота.

Со следующего урока начнутся песни.

Было время, когда шестиструнная гитара считалась вредной для советских людей, ведь на ней можно было играть пьесы зарубежных композиторов. А эти пьесы могли принести советским людям чуждое, тлетворное влияние Запада. Советские люди могли попасть под это влияние и морально разложиться, что могло в итоге привести к низкопоклонству и преклонению перед Западом, а в конечном счете - к измене Родине. Сами понимаете, допустить такое было нельзя. Немногие музыканты тогда осмеливались защищать шестиструнную гитару. Если бы не Иванов-Крамской, неизвестно, как повернулось бы дело.

Сейчас идет тот же процесс, но в другую сторону. Музыкальный бизнес перестал отличаться от торговли подгузниками. Настоящую гитару услышать удается редко. Это пройдет. Если Вы будете уважать себя, слушать и играть то, что Вам нравится, а не то, что Вам впаривают, это пройдет быстрее. И обратите внимание: все хорошие музыканты - разные, а все плохие - похожи, как две капли воды.

(Только не думайте, что я совсем спятил). Последнее упражнение этого урока. Гитара не нужна. Представьте себе, что эта прелюдия - аккомпанемент. Попробуйте услышать мелодию, которая могла бы звучать с этим аккомпанементом. Сначала Ваша мелодия будет очень близка к прелюдии, но потом что-то произойдет, и Вы услышите кусочек музыки, совсем другой, а аккомпанемент к ней подходит. Это получится не сразу, а через несколько дней, без всяких усилий с Вашей стороны. Если это покажется Вам слишком легко - попробуйте услышать свою мелодию в другом ритме, не меняя ритма прелюдии.

Ну вот наконец-то мы и подошли к самому ответственному моменту в игре на фортепиано. На этом уроке вы научитесь импровизации левой рукой. Это означает, что, внимательно прочитав этот урок и усердно позанимавшись, вы без труда сможете играть любое произведение так, как вам нравится, зная только мелодию и аккорды к ней.

Что для этого надо уметь?

  1. Мелодию, я надеюсь, вы уже можете воспроизвести по нотам.
  2. Уметь в их основном виде (мажорные, минорные, уменьшенные).
  3. Делать обращения аккордов .
  4. Иметь представление о разных видах сопровождения (аккомпанемента) и умело ими пользоваться.

Не испугались? Полдела мы уже сделали, а это уже очень много. Остались 3 и 4 пункты. Давайте рассмотрим их по порядку, тогда все станет на свои места. И вы поймете, что ничего сложного здесь нет (при условии хорошего усвоения первых двух пунктов).

До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.

В до-мажорном аккорде (С):

  • До – это основной тон
  • Ми – это терция
  • Соль – это квинта

Надеюсь, все понятно?

Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.

Обращение трезвучия – перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего
звука аккорда на октаву вниз.

Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.

Что дают нам эти знания? А вот что:

  • Обращения позволяют добиваться тонких качественных различий в звучании аккорда
  • Они также дают возможность более удобно друг с другом

Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).

Подведем итог. Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон. Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.

Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.

Выглядеть это должно примерно так:

Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.

Вот пример, как это должно выглядеть:

А теперь попробуйте самостоятельно сыграть , используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:

  • В До-мажоре – C – Em – Dm – G – C – Em – Am – Dm – F – G – C
  • В Ре-мажоре – D – Hm – Em – A – Em – G – A – D
  • В Фа-мажоре – F – B (это си-бемоль) – C – F – Dm – Gm – B – C – F
  • ну и в Соль-мажоре – G – Em – C – D – G
  • большая латинская буква означает, что вам надо играть мажорный аккорд от данной ноты
  • большая латинская буква с маленькой буквой “m” – это минорный аккорд
  • мажорный аккорд состоит из б3 + м3 (большая, а затем малая терция), минорный – наоборот – м3 + б3
  • латинское обозначение аккордов: C (до) – D (ре) – E (ми) – F (фа) – G (соль) – А (ля) – H (си) – B (си бемоль)

Если не получилось, попробуйте сначала написать эти аккорды на нотном стане, проанализировать их, отыскав наиболее короткий путь к игре их последовательно друг за другом (с наиболее плавным голосоведением), используя обращения.

Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна таблица с информацией,

на каких ступенях строятся аккорды:

Аккомпанемент

Когда вы хорошо усвоите обращения трезвучий, можно приступать к аранжировке мелодий. А именно, добавить к ней собственный аккомпанемент. Но как это сделать?

До сего момента вы пользовались просто фоном из длинных аккордов, такой тип аккомпанемента называется «аккордовым».

Возьмем всем известную мелодию «В лесу родилась елочка», и на её примере сделаем аранжировку с разными видами сопровождения. Заметим, что характер её, в зависимости от аккомпанемента, будет меняться, местами – кардинально.

Итак, аккордовый тип аккомпанемента может быть и не таким скучным, как вы представляете. Между прочим, это весьма многоликий тип аккомпанемента. Такой остинатный аккомпанемент (то есть однообразная пульсация, повторение) создает

– в быстром темпе – напряжение, ожидание какой-то развязки или – реже – воодушевление, приподнятость

– а в медленном темпе – либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца

– полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения – прекрасное средство для кульминаций и придания весомости, гимничности.

Другой вид сопровождения – это чередование баса и аккорда. Он тоже разделяется на несколько подвидов:

– когда берется бас и оставшаяся часть аккорда

– бас и многократное повторение аккорда (такой аккомпанемент используется, например, в вальсе)

– ну и наиболее распространенный вид сопровождения – это арпеджированная фигурация.

Итальянское слово «арпеджио » означает «как на арфе». То есть арпеджио представляет собой исполнение звуков аккорда последовательно, как на арфе, а не одновременно, как собственно в аккорде.

Видов арпеджио большое количество, и, в зависимости от размера, произведения могут быть самые разные. Вот некоторые из них:

Этот список можно продолжать до бесконечности. Но, пожалуй, стоит остановиться, чтобы вы освоили хотя бы эти. На самом деле, овладев основами аккомпанемента, можно положиться на собственные ощущения и попробовать поэкспериментировать.

Итак, дерзайте. Вот вам несколько популярных мелодий с записанными аккордами. Поиграйте их с разными видами аккомпанемента. Но не забывайте порядок разучивания произведений:

  • выучите только мелодию в верхнем голосе;
  • выучите аккордовое сопровождение, играя его просто аккордами;
  • поищите наиболее удобное расположение аккордов, используя не только основной вид аккордов, но и его обращения, добиваясь того, чтобы при игре было поменьше скачков вверх и вниз;
  • соедините мелодию и аккордовый аккомпанемент воедино;
  • добавьте немного импровизации, изменив фактуру аккомпанемента на более сложную.