Жзл (джузеппе арчимбольдо. гений овощных портретов и цветочных метаморфоз)

АРЧИМБО́ЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе (1527, Милан - 11 июля 1593, там же), итальянский художник. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии».

Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя - архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.

В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Чехии - будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет. В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного - цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.

Придворный художник

В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» - в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. После смерти ФердинандаI, продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.

Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. - «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.

Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры и т. п. - яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам. Сюжеты и персонажи для представлений, как правило, черпались из античной истории или мифологии, роли исполнялись членами королевской фамилии, королевскими камергерами и дворянами. Может быть, работа над фантастическими персонажами для этих грандиозных праздников и рождала у Арчимбольдо идеи аллегорических картин и необычных портретов. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II.

Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» - своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий, исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года».

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II , 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна - «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) - и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.

Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.



Повар

Библиотекарь, понятно, — книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.

Автопртрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей — учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.

Весна

Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.

Лето

"Осень" изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями.

Осень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...

Зима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.

Рудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

Верхоланцев М. М. Арчимбольдеска

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.

Арчимбольдо, Джузеппе

Джузеппе Арчимбольдо

Автопортрет. 1575. Национальная галерея в Праге
Дата рождения:
Дата смерти:
Работы на Викискладе

Джузе́ппе Арчимбо́льдо (итал. Giuseppe Arcimboldo ), ( , Милан - 11 июля , Милан) - итальянский живописец , декоратор , представитель маньеризма . В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма .

Биография

В 1587 году после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Милан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 году написаны наиболее известные из его картин - «Флора» (1591) и «Вертумн» ( -1591), которые он послал в Прагу.

Творчество

«Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Это - поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже - анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Лица стилизованы; эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств , Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид); стихий - «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Рисунок в Лувре - «Повар» - составлен из кухонных элементов.

Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.

Галерея

Примечания

Литература

  • Арчимбольдо: [Альбом] = Arcimboldo / Авт. текста Ролан Барт ; вступ. ст. Акилле Бонито Олива; пер. с фр. Веры Мильчиной, с итал. Наталии Ставровской. - М.-Рим: Мир Знаний, Франко Мария Риччи, 1997. - 181 с. - (Следы человека). - ISBN 88-216-7021-X
  • Громов Н.Н. Карнавалы Джузеппе Арчимбольдо // Итальянский сборник. СПб., № 5. С. 79-95.
  • Thomas DaCosta Kaufmann. Arcimboldo: Visual Jokes, Natural History, and Still-Life Painting (University of Chicago Press; 2010) 313 pages

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1527 году
  • Родившиеся в Милане
  • Умершие 11 июля
  • Умершие в 1593 году
  • Умершие в Милане
  • Художники по алфавиту
  • Художники Италии
  • Художники XVI века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Арчимбольдо, Джузеппе" в других словарях:

    АРЧИМБОЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе (1527, Милан 11 июля 1593, там же), итальянский художник. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством.… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Арчимбольдо, Джузеппе Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан 11 июля 1593, Милан) итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма. В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма. Арчимбольдо, Джузеппе … Википедия

    - (итал. Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан 11 июля 1593, Милан) живописец, декоратор, представитель маньеризма. В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма. Арчимбольдо, Джузеппе … Википедия

    Арчимбольдо - Джузеппе (Archimboldo, Giuseppe) 1527, Милан 1593, Милан. Итальянский живописец, сын художника Бьяджо Арчимбольдо, последователя Леонардо да Винчи. Первые документальные свидетельства о его деятельности относятся ко времени строительства собора в … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Арчимбольди (arcimboldo) Джузеппе (ок. 1527, Милан – 1593, там же), итальянский живописец и график, мастер гротеска; представитель маньеризма. Родился в знатной семье, многие представители которой были архиепископами Милана. Обучался в мастерской … Художественная энциклопедия

    Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.

Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо смотрит на современное искусство как на…
Автопортрет Джузеппе.

Джузеппе Арчимбольдо родился 1527 г в Милане. История умалчивает о том, где он научился так хорошо писать, но капитан очевидность утверждает, что скорее всего Джузеппе учил собственный батя, также художник. Отец и дед (архиепископ кстати) были людьми интеллигентными и образованными, так что хорошая компания Джузеппе были обеспечены (например в виде ученика Леонардо да Винчи — Бернардино Луини).

Видео (слайд шоу) с картинами Джузеппе Арчимбольдо.

Карьера Джузеппе Арчимбольдо

Свою карьеру Арчимбольдо начинал банально для художников того времени — рисуя фрески со сценками жития святых. По видимому, делал это успешно, так как был приглашен императором Фердинандом на службу придворным живописцем. Вскоре сделал весьма неплохую карьеру при Габсбургах. С момента восхождения на престол Максимиллиана он работает главным придворным художником. В этот период живописец создает серии «Четыре стихии», «Времена года» и «Профессии».

Кроме написания картин, Джузеппе организовывал все сабантуи, игры, оргии и прочую показуху при дворе императора. Помимо этого он занимался художественным оформлением, архитектурой и выполнял обязанности инженера (придумывал гидравлические машины, внезапно). Продолжил он эту деятельность и при Рудольфе II. В общем, мужик был настоящим «арт директором» и даже больше. Впрочем, современные арт директора нервно курят. Мне он своей разносторонностью напоминает того самого незабвенного Леонардо.

Успешно прослужив при дворе трех императоров в Праге художник ушел в отставку и вернулся в Милан. В 1591 Джузеппе написал свои последние две работы — «Вертумн» и «Флора», от которых император писал кипятком и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Ну еще бы, так польстить, нарисовав в виде бога плодородия, да еще искусно и с фантазией — я бы тоже писал. В 1593 году Арчимбольдо умер от задержки мочи вызванной банальной мочекаменной болезнью. И это печально. А мог бы ведь написать еще много картин.

Картины Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины . Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм! Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».

Впечатления от картин Арчимбольдо

Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета. Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.

Этот странный гротеск из-за которого произведения иногда смотрятся немного смешными только добавляют какой-то жутковатой реалистичности его картинам. Но самое удивительное это то, что творчество Арчимбольдо было чрезвычайно популярно при его жизни. Честно скажу — одна из основных мыслей, что проникли в мой разум при первом взгляде на работы Джузеппе была: «И как его не сожгли тогда на костре за такую опасную ересь».

Оказывается, его не только не сожгли, более того Арчимбольдо подражали и копировали, а император щедро наградил его за свой портрет (ну еще бы, когда тебя изображают в виде бога плодородия закрываешь глаза на то, что картина необычная). Хотя были также и такие, кто считал Джузеппе сумасбродом, который попирает традиции. Ну что поделать, в каждом времени существуют суровые мастодонты консерваторы, любители вопеть о том, что раньше девки были краше, художники лучше, водка слаще, а трава зеленее.

Времена года Арчимбольдо

Вариантов «Времен года» было несколько. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, поэтому выложил именно ее. Cерия времена года , пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.

Кликабельно.

Теперь понимаете, что я имел ввиду про характер? Лето похоже на веселую румяную бабульку, осень — дедуля уже посерьезнее. Весна похожа на жизнерадостного паяца. Ну а зима, судя по всему, у них главная.

Четыре стихии Арчимбольдо

Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Даже оторопь берет. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Вообще художнику очень повезло с покровителями. И Максимиллиан, и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.

Впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты, владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо, одалживают их с большой неохотой. А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия - это шанс, который выпадает лишь раз в жизни.



Джузеппе Арчимбольдо
«Автопортрет» 1575
23.1 × 15.7 см
Национальная галерея, Прага

Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 - 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем, но и декоратором, создателем костюмов и организатором празднеств.


Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо



Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо


Painting of the School of Giuseppe Arcimboldi (Arcimboldo) (1527-1593) 16th century
Naples, museo di Capodimonte


Four Seasons in One Head
circa 1590
oil on panel
44.7 cm x 60.4 cm
National Gallery of Art


Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет. Масло на деревянной панели, около 1590
Reversible Head with Basket of Fruit
circa 1590
oil on panel
56 х 42 cm
Frencht & Company, New York.


Reversible Head with Basket of Fruit 16th century



Fruit Basket 16th century


Натюрморт с луком и овощами (Огородник) 1590
36×24 см
Масло, Панель


The Vegetable Gardner 1590


Portrait with Vegetables (The Greengrocer) 1590


The Cook
circa 1570
oil on panel
53 х 41 cm
Nationalmuseum (Stockholm)


Натюрморт с поросенком (Повар) 1570
53 × 41 см
Масло, Панель


The Cook
circa 1570
oil on panel
53 cm х 41 cm
Nationalmuseum (Stockholm)


Причудливый портрет


Giuseppe Arcimboldo (1527 - 1593)


Антропоморфический натюрморт, последователь Арчимбольдо


Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Agriculture
after 1569
Metropolitan Museum of Art


The Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Cooking
after 1569
Metropolitan Museum of Art