Анализ эпизодов из романа и гончарова обломов. Анализ произведения «Обломов» (И

Иван Гончаров написал роман "Обломов" в 1858 году, а через год журнал "Отечественные записки" напечатал текст произведения. Однако построение сюжетной линии романа было сделано намного раньше, когда Гончаров написал первую часть романа "Сон Обломова". Сделаем общий анализ романа "Обломов" Гончарова, обсудим характеристику главных героев "Обломова". Надо сказать, что Гончаров создал трилогию, куда помимо "Обломова" вошли произведения "Обыкновенная история" и "Обрыв".

Какие вопросы затрагивает Гончаров в романе "Обломов"? В основном это вопросы острого социального значения, характерные для той эпохи, когда жил автор. Например, Гончаров говорит о становлении нового поколения в России, о том, какое противостояние идет между европейским мышлением и русской ментальностью. И обязательно в романе "Обломов" Гончаров пишет о смысле и судьбе человека, о настоящей любви и счастье. Продолжим анализ "Обломова" Гончарова, рассмотрев конкретных персонажей произведения.

Характеристика героев романа "Обломов"

Как и в любом другом гениальном литературном шедевре 19 века, каким, собственно, является и роман "Обломов", все персонажи имеют важное значение для раскрытия идей автора и сюжетной линии. Например, Гончаров противопоставляет мужские образы женским: Обломов и Штольц, Ильинская и Пшеницына.

Если рассмотреть характеристику героев, то Обломов и Пшеницына выступили представителями слоев общества, которым присущи архаичные, устаревшие идеи, то что преобладало в русском мещанстве. Они находятся в отрешенном состоянии, бездеятельны и спокойны. Этой паре героев Гончаров противопоставляет Штольца и Ольгу, которые стремятся к новым веяниям, европейским нормам и устоям, новой ментальности общества.

Делая анализ романа "Обломов" Гончарова, обязательно нужно принимать во внимание это противопоставление главных героев, на основе которого автор строит главную идею романа.

Проблематика романа "Обломов"

Какие еще вопросы затронул Гончаров в "Обломове"? Тема романа связана с многими историческими, общественными и философскими вопросами, которые актульны по сей день. Центральная проблематика произведения - проблема "обломовщины", которая так ярко проявилась у русских мещан, став историческо-социальным явлением общества. Такие люди не хотели перенимать новые идеи, меняться и двигаться вперед.

И не только общество находилось в таком состоянии. По мнению Гончарова "обломовщина" стала характерной и для отдельных людей, по сути, непосредственно человека, который поддался деградации.

Сделав анализ романа "Обломов" видно, что классические русские типажи, которые отразились в главных персонажах, имеют первостепенное значение для ментальности русского общества. Такие типажи, как: помещик, предприниматель, девушка-невеста, жена, слуги, жулики, чиновники и др. ярко раскрывают русский характер и ставят его в противопоставление европейской ментальности. Это опять же хорошо видно на примере Обломова и Штольца.

«Обломов» - это роман, который в своем поэтапном раскрытии отображает конец эпохи отмены крепостничества и невозможность нормального развития и роста личности в условиях процветающего тогда крепостного права. Приведенный ниже анализ романа "Обломов" наглядное тому подтверждение. Главный герой представлен автором в качестве собирательного образа человека, который не может после службы приобщиться к какому-нибудь делу и найти ответ на вопрос: как жить дальше? Роман «Обломов» представляет собой смешение романтизма с ослабленной волей человека, душевной немощью.

"Обломов": анализ 1 главы

Применяя метод поэтапного (ступенчатого) сужения образов, Гончаров переносит нас сначала на одну из основных улиц аристократии в городе Петербурге, перемещая суть действий в большой многонаселенный дом, где мы и попадаем в жилище и «опочивальню» главного героя.

Неопрятная комната соответствует как внешнему виду, так и внутреннему настроению хозяина, где мы обнаруживаем, что «ковры были в пятнах» и «лепилась в виде фестонов паутина». А сам герой - Обломов кличет периодически: «Захар!». И после ворчанья и стука «спрыгнувших откуда-то ног», перед нами возникает второй персонаж романа, слуга, также в довольно неприглядном виде. Лакей Захар для хозяина дома Обломова – не только «преданный слуга», он также выступает в роли хранителя родовых воспоминаний, друга, няньки. Это автор наглядно демонстрирует, представляя вереницу забавных бытовых сценок в результате общения лакея с барином.

Благодаря грубой, откровенной и неприкрытой лицемерием манере общения Захара мы знакомимся с отрицательными чертами Обломова – и с ненавистью к труду, и с жаждой покоя и безделья, и со склонностью преувеличивать тягость собственных забот.

Между слугой и помещиком явно прослеживается параллель: подобно тому, как Илья Ильич Обломов самоотверженно трудится над планом, лакей Захар всячески демонстрирует намерения провести генеральную уборку. Только совершенно не следует полагать, что Захар является двойником помещика или простачком ленивым. Не стоит о нем судить так поверхностно.

Жизнь Ильи Ильича как бы протекает в своем особом мирке, который то и дело терпит вторжение посторонних: уж многим людям есть дело до него. К помещику стучались в дверь и светский шалопай Волков, Пенкин – модный литератор, усердный чиновник Судьбинский и делец Тарантьев, даже какой-то «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией». Петербуржцев привлекает в квартире Обломова тепло души и мягкость её хозяина. Даже такой негодяй, как Тарантьев, понимает, что в этом доме он найдет «теплый, спокойный приют».

По существу, уже в экспозиции намечается пояснение того, почему Обломов как чиновник не достиг успеха.

Мы видим, что «среда не «заела», среда отторгала» народ, подобный главному герою, который, на самом деле, в духовном отношении гораздо выше любого из своих гостей.

Обломов к концу первой части романа готов изменить свою прежнюю жизнь. Герой находится под давлением внешних обстоятельств в виде необходимости переезда по причине снижения доходности имения. Только вот внутренние побуждения оказываются важнее. И прежде чем нам предстоит увидеть результат усилий помещика Ильи Ильича подняться с дивана, автор приводит для рассуждение особую новеллу о детских годах персонажа – «Сон Обломова».

Сон Обломова: анализ эпизода

В этом отрывке мы находим ответ на вопрос о том, как бодрый и резвый мальчик Илья Обломов превратился в мужчину, которой не желает никого и ничего знать, окромя собственного кабинета и прислуживающего ему лакея.

Обломовский сон – это связь прошлого и настоящего, предопределение судьбы героя. Сон показывает, как появился такой человек, как Илья Обломов, личность которого сочетает в себе добрые и приятные черты, а также полную индифферентность к происходящим событиям, желание полного отчуждения.

В более широком смысле сон является общим состоянием души героя. Представленная Обломовка существует лишь для того, чтобы пробудиться утром, а вечером уснуть. Так и Обломов бежит в свой кабинет на Выборгской от суеты и несвободы жизни, стремясь обрести покой и размеренность. Герой уверен, что лишь во сне он обладает полной свободой и может повелевать временем, по желанию видеть давно упокоенную мать и перемещаться в "благославенный уголок".

Анализ 9 главы "Обломова" показывает, что герой стремится ко сну, подменяя им ощущение свободы. Будучи метафорой жизни героя, "Сон Обломова" проходит через все пространство романа, определяя, что именно сновидения сподвигают "человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разума и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления".

Анализ 3 главы "Обломова"

В этой главе романа мы видим, как Обломова навещает Андрей Штольц - друг детства.

Уже на пороге Илья Ильич засыпает Штольца жалобами на собственное здоровье: изжога мучит и ячмени одолели. Врач советует ему путешествовать, но разве здравый человек поедет «... в Америку и Египет!...Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Штольцу же страх и доводы Обломова непонятны и смешны.

Штольц, ознакомившись с письмом, предлагает товарищу действовать и излагает свое видение решения данной проблемы.

Но нет, таковое не для Ильи Ильича. Перемены для него страшнее всего на свете. Обломов не верит в то, что перемены дадут результат, как и план преобразования Обломовки, который он пишет уже ни один год. Илья Ильич не в состоянии совершать изменения в собственной жизни, они обходятся ему затратой слишком многих усилий.

Таким образом, вышесказанное о романе Гончарова "Обломов", анализ которого вы только что прочитали, раскрывает слабость духа человеческого и кризис неопределенности бытия, осознание нищенского духовного существования личности и смирение с этим. Подводя черту, следует сказать, что и в наши дни можно встретить "обломовщину", так что проблема, описанная автором, актуальна и сегодня.

Урок литературы в 10 классе(учебник Ю. В. Лебедева «Русская литература ХIХ века. 10 класс»)

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№3 Лавренко Е.К.

Тема урока

Анализ эпизода из романа «Обломов»

«Отъезд Штольца из родительского дома»

Цели урока:

1.Обучающая : на примере эпизода II части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирование языковой, литературной, языковой компетенций.

2.Обучающая: повторение ряда литературоведческих понятий (терминов)

3.Нравственная : реализация учащихся как личности, осознание себя творцами, соавторами произведения. ( или технологию педагогики сотрудничества)

4.Воспитательная: через анализ текста главы понять и осознать такие понятия, как «Русская почва», «воспитание», «формирование личности» (через технологии диалогического взаимодействия; через создание положительной мотивации к обучению. Нравственное формирование личности посредством языка художественного произведения. Развитие познавательных способностей учащихся.

5.Обучающая: выработка навыка владения культурой ведения диалога.

Методы:

1.Частично – поисковый (анализ художественной детали )

2. Активация мыслительной деятельности учащихся через систему вопросов (исследовательский)

Оборудование: 1.текст романа (IIч. 1 глава) ; «Обломов»

2.фрагмент к/ф « Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (режиссер Н. Михалков)

3.Аудиозапись народных песен;

4.Часы (большие стенные)

5.цитаты И. А. Гончарова

Ход урока:

I Приветствие

II Оргмомент

III Вступительное слово учителя (фонограмма плача из нар. песен)

Когда я стала думать о произведении для открытого урока, о его теме, я почти ни минуты не колебалась в том, что это будет самая русская книга, на мой взгляд, книга которая мне во многом объясняет Россию – прошлую, настоящую и будущую – роман И. А. Гончарова « Обломов »

Почему?

Мне кажется, потому что она обо мне, о вас, о поколениях людей, которые были до нас и которые придут после, о связи между нами, о ходе времени, наконец.

А время у каждого своё. И в каждом возрасте оно идёт по-своему. (завожу часы) Эти 40 минут сейчас для вас и для меня – всего лишь урок, а для кого-то сон на диване (Обломов). Для взрослого Андрея Штольца, возможно, это размеренный стук колес той самой детской тележки, на которой он ездил с поручениями отца. Только это было очень давно, в детстве…

Все мы родом из детства: вереницей сменяют друг друга дни, проходят годы, мы взрослеем, и с каждой минутой отдаляемся от той беззаботной поры всё дальше и дальше, выходим во взрослую жизнь. Но время идет только вперед и никогда назад.

А задумывались ли вы над тем, как бывает трудно, а подчас мучительно тяжело родителям «отрывать» от себя ребенка, провожая его в это неясное и трудное будущее?

И как, наверное, нелегко оставлять ребенку родной, отчий дом? Ведь он там, во взрослой и будничной жизни, напомнит о себе то скрипом половиц, то случайными звуками фортепьяно, то запахом цветов из сада или чем-то таким неуловимо – щемящим, такие своим – близким, но одновременно далеким…

Одна страница – один эпизод , за которым видится что-то большее и что-то очень личное, чем просто текст романа.

Давайте же попробуем понять это «нечто большее».

IV Беседа

  • I часть романа заканчивается сценой долгожданного приезда А.Штольца - единственного настоящего друга Обломова; человек, с которым Илья Ильич был с самого детства

Чему же посвящена 1 глава 2 части?

(детство Андрея и его отъезд из родительского дома)

Гончаров неожиданно прерывает свое повествование о главном герое и обращается к детству и юности Андрея. Как называется такой прием? (вы можете воспользоваться ссылками в словаре литературоведческих терминов для нашего урока, который лежит у вас на парте)

(приём ретроспекции)

С какой целью? Так ли уж это важно?

1. Ярче показать Обломова;

2.Возможно, реализовать попытку изобразить «человека будущего»

3.Поиск некой нормы, гармоничного человека.

- Назовите художественный приём, который использует для этого Гончаров?

(антитеза)

- Обратимся к тексту. Назовите действующих лиц этой главы?

(отец, мать, Андрей (мал. мальчик и юноша), дворовые)

- Какой тип речи преобладает в этой главе?

(повествование)

- Почему? Предположите?

(у нас есть возможность рассказать о Штольце, то есть «пересказать» его)

Обломов же дан чаще в диалогах или внутренних монологах

Какой же вывод? В чем разница в подаче этих образов? Какова её цель?

(Обломова нельзя «пересказать», он «живой» несмотря на лень и апатию; Штольц же при всей энергии и динамичности - статичен ) (парадоксально!)

- Прочитаем I абзац. Почему Гончаров делает Штольца – немцем (пусть и наполовину?)

Обратим внимание, что и мы зачастую говорим о Штольце как о немце, забывая, что он также наполовину русский.

А вот как нам объясняет это сам писатель (цитата на доске: «Меня упрекают, почему я сделал деятелем, работником Штольца – немца. Я шёл именно от своей задачи, очень ясно противопоставляя застой не застою. Застой- примета русской жизни»)

Прочтём абзац: «Бывало и то, что отец сидит в послеобеденный час…» до «Мать поплачет…» Отчего?

Мы лишь единожды видим всю семью вместе. Далее же о взаимоотношениях между отцом-сыном и матерью-сыном автор всегда говорит отдельно.

Почему?

(Он как бы последовательно подчеркивает «разность» воспитания, полученного Андреем, различия во внутреннем мире ребенка. Словно по часовой стрелке (только вперед!) – идет отец, и, как пишет Гончаров, (стр.5) : «Он только не умел бы начертать другой дороги своему сыну.

И может быть, против часовой стрелки отца – наощупь, интуитивно, сердцем – идёт мать. (показываю часы)

В чем же это проявляется? (см. текст)

1. Род занятий, учение: о: география, биология, Гердер, Виланд

М: священная история, басни Крылова

2. Деятельность: о: разбирал счета крестьян, ездит на фабрику, в поля, в 14-15 лет поездки по отцовским поручениям в город

М: игра на фортепьяно, чтение литературы

3. Идеалы и мечты по отношению к сыну: о: трудовая жизнь (жалованье за репетиторство);

М: «а в сыне ей мерещился идеал барина»

4. Внешний облик : о: «Перчатки и клеёнчатый плащ.»

М: «она бросалась стричь Андрюшу»

Какой же приём помогает нам лучше увидеть эту «разность» ?

(антитеза)

Внутренние противоречия в образе Штольца.

Какова её цель ?

(попытка найти некую «норму»: Перед нами не «добрый бурш» , но и не «барин» - что и так нелегко давалось Гончарову, а некая особенная личность: в нём есть и «сила души», и «крепость тела».Это кипучая натура.

Каким же вы увидели юного Андрея Штольца?

(умеющим постоять за себя, смелым, настырным, самостоятельным; тем, который надеется только на себя)

Это хорошо?

Какой же вывод мы можем сделать?

(жизненные условия, разность воспитания, полученного в детстве, научили его полагаться на собственные силы; сформировали характер, чуждый ограниченности)

Что такое «русская почва» в вашем понимании? Не та ли это русская половина?

Так назревает конфликт эпизода. Давайте разберёмся в чём он?

Итак, старший Штольц отправляет сына в Петербург (просмотр к/ф)!

Что вы думаете об этом?

Обратимся к тексту

Как вы расцениваете совет отца?

Ответ Андрея?

«Нельзя ли по всем…»

Проанализируйте диалог. Каковы реплики героев с точки зрения синтаксиса?

(Предложения неполные, с использованием междометий. Реплики героев краткие и точные; отрывистые – словно ни отец, ни Андрей не дают воли своим чувствам)

Ждали ли вы чего-нибудь другого?

(вряд ли – и отец, и сын явно скупы на эмоции)

Это подтверждает и Гончаров: посмотрите на глаголы движения.

Но при оклике дворовых Андрей возвращается. Почему? Почему в его глазах при прощании с отцом не было слёз, а теперь они появляются?

(тихо музыка)

(Это та самая русская почва, на которой вырос Андрей- это хлебосольство; это общее горе и общие радости, это лад крестьянской жизни- то, что видел Андрей с самого детства, что впитал через заботу матери; то, что останется с ним теперь навсегда – ибо все мы родом из детства

Вычитайте реплики дворовых. Это самая настоящая народная речь, это плачи, причитания: «батюшка, светик, красавец мой, сиротка, нет у тебя родимой матушки»

(Так немецкий рационализм, практичность, энергия, сдержанность сталкиваются с русской душой, русским сердцем, чувством родины и домашнего крова, со временем, наконец…)

(И отсутствие материнской ласки, которая раньше заполняла пустоты ограниченных, сухих отношений с отцом – не отсюда ли излишняя «глагольность» у Гончарова?)

Но гулко хлопает дверь и без того пустого дома в Верхлёве, и надо скакать в Петербург, «ибо время тратить нечего» - часы заведены, и начался стремительный бег времени жизни Андрея Штольца, в котором уже не будет ни одной секунды чтобы повернуть коня, и обнять близких тебе людей, и заплакать…(часы идут) – Пауза.

Как вы думаете, удалось ли режиссеру и актерам передать замысел автора?

Что же даёт нам этот эпизод для понимания образа героя? К какому выводу вы пришли?

(Образ Штольца дан и как антитеза «обломовщине», и как воплощение мечты о пробуждении России)

Штольц дан в динамике, в движении – именно в этом состоянии, а не в состоянии покоя и сна человек способен преодолеть все преграды для достижения высшей цели.

Только есть ли она у Штольца?

(Нет)

Хоть он и «не ведает разлада между умом и сердцем» , но его образ – явно утопическая картина для эпохи 50 – 60 гг. 19 века.

(к цитате Гончарова на доске)

  1. « Штольца я описал бледно, так как этот тип только зарождается…»

Надежда писателя на создание образа гармонического человека в современной ему эпохе не оправдались:

  1. «… между действительностью и идеалом лежит бездна, через которую ещё не найден мост, да и едва ли построится когда…»

(из дневника писателя)

(часы идут)

Время идёт всегда вперёд и никогда назад…

И я очень надеюсь, что «личное» Андрея Штольца стало теперь и нашим «личным» - ведь все мы родом из детства…

(фонограмма народного плача)

Библиография

  1. И.А.Гончаров «Обломов», «Художественная литература» 1990г.
  2. И.А.Битюгова «Роман И.А.Гончарова «Обломов» в художественном восприятии Достоевского» 1976г.
  3. Д.С.Мережковский. И.А.Гончаров. «Критический этюд» 1890г., т. VIII
  4. А.В.Дружинин «Обломов.» Роман И.А.Гончарова в кн. «Библиотека учителя», «Художественная литература» 1990г.
  5. Журнал «Литература в школе» №2 1998г.

Человека во многом формирует детство. Отсюда значение "Сна Обломова" в романе. Не случайно Гончаров назвал его "увертюрой всего романа". Да, это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн.

Перед читателем проходит вся жизнь Ильи Ильича, начиная с раннего детства и заканчивая смертью. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одной из центральных глав в идейном отношении.

Первая глава романа посвящена одному единственному дню Ильи Ильича. Наблюдая за его поведением и его повадками, речами и жестами, у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов - барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. "Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья". Обломов просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. А те "два несчастья", которые поначалу так тревожили Обломова, в итоге поступали в ряд беспокойных воспоминаний. Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении.

Илья Ильич постоянно мечтал. Его главная мечта была представлена в виде плана, причем незаконченного плана. И чтобы заветная мечта осуществилась, необходимо не только остановить время, а даже повернуть его вспять.

Знакомым Ильи Ильича тоже не удается расшевелить главного героя. У Обломова на все случаи жизни готов ответ, например, такой: "Это я по сырости поеду? И чего я там не видал?" Привычка жить за счет других, получать удовлетворение своих желаний с помощью усилий посторонних людей и привела к апатичной неподвижности и безразличию.

"А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором". Так, развлекая себя своими обычными размышлениями и мечтами, Обломов медленно перемещается в царство сна, "в другую эпоху, к другим людям, в другое место".

Именно этот сон во многом разъясняет многозначный образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное, вечернее, зимнее, летнее. Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света. Но для начала мы должны пройти 3 преграды, которые поставил перед нами Гончаров. Это бесконечное море с его "бешеными раскатами валов", в которых слышатся стоны, жалобы будто обреченного на муку животного. За ним расположены горы, пропасти. И небо над этими грозными скалами кажется далеким и недосягаемым. И, наконец, багровое зарево. "Вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - все горит точно багровым заревом".

После этих волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где "счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть". Это край, в котором хочется жить вечно, родиться там и умереть. Гончаров знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями. В одной фразе мы можем найти довольно примечательную характеристику: "Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте". Там мы встречаем юного Обломова.

Гончаров в этом эпизоде отразил мировосприятие ребенка. Об этом говорят постоянные напоминания: "А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским… умом". Пытливость ребёнка несколько раз подчёркивается автором. Но вся его пытливость разбивалась о бесконечную заботу о маленьком Обломове, которой Илюша был буквально спелёнут. "И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…" Обломовка - это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.

Дочитав главу до конца, мы осознаем ту единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи – вот его идеал. Там в Обломовке – тепло, надёжно и очень защищённо чувствовал себя Илюша, а сколько любви… Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование. А путь туда ему уже заказан. Обломовщина - это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Когда Илья Ильич подрос, в его жизни изменилось совсем мало. Вместо няньки за ним бегает Захар. А так как в детстве всякие желания Илюши выбежать на улицу, поиграть с ребятами пресекались тотчас, то становится неудивительным тот размеренный образ жизни, который ведет Обломов в более зрелые годы. "Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым…" Мало интересует Обломова нынешнее имение с его хаосом и разрушениями. Если бы он захотел, то давно оказался там. А пока он живет на Гороховой улице, зависит от хозяина дома и опасается скупых соседей.

Совместная жизнь с Пшеницыной является продолжением жизни в Обломовке. Время циклично и идет противно идее прогресса. "Сон Обломова" - это попытка автора уяснить себе суть Обломова. Именно этот эпизод создал облик героя поэтическим и помог герою войти в сердце людей. Этот эпизод подобен стихотворению. В нем не найдешь ни одного лишнего слова. "В типе Обломова и во всей этой обломовщине, - писал Добролюбов, - мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени".

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

Тест по произведению