Целеполагание в педагогике. Логика целеполагания и его значение в обучении и педагогической деятельности

Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.

Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.

Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.

1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).


  1. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.

Контрольные вопросы:

1. 1. Раскройте сущность и функции целостного педагогического процесса

2. В чем заключается целостность педагогического процесса?

3. Перечислите и дайте раскройте этапы целостного педагогического процесса

4. Какие существуют условия эффективности педагогического процесса?

5. Назовите базовое методологическое основание для определения закономерностей в педагогике, которые предполагает последовательное выявление существенных, закономерных связей педагогической системы

6. Каковы движущие силы целостного педагогического процесса?

7. Каковы закономерности целостного педагогического процесса?

Тема: Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности. 1.Понятие о цели образования. 2. Виды целей, их иерархия. 3. Логика целеполагания. 4. Обучение учеников целеполаганию. 5. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения.


Литература Педагогика. /Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004, с Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск, 2002, с (о целях воспитания). 4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. – М., 2002., с Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. // Интернет- журнал "Эйдос" августа.






Факторы, влияющие на формирование целей образования - Уровень экономического развития общества. - Уровень культуры. - Уровень науки и педагогической науки. - Идеология и политика государства. - Потребности и возможности общества. - Потребности и возможности учителей, учеников, родителей и др.




2 Виды целей, их иерархия. 1. Государственные цели, общественный заказ. Это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. 2. Цели-стандарты, они отражаются в образовательных программах и стандартах. 3. Цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. 4. Оперативные цели- цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия. 5. Цели индивидуальных достижений определяют, каков должен быть уровень способностей, образованности, личностных качеств у каждого ребенка.


3. Логика целеполагания. Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Источниками целеполагания являются: - педагогический запрос общества; - ребенок; - педагог.


Этапы целеполагания 1-й - анализ (исследование) воспитательной (образовательной) ситуации; 2-й - диагностика актуального уровня воспитанности, обученности; 3-й- прогнозирование желаемого результата; 4-й- планирование деятельности по достижению цели (получению результата).




Цели и задачи педагогического процесса цели, задачи обучения (овладение учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками); цели, задачи воспитания (формирование положительного отношения к знаниям, процессу учения, отношений к миру и себе, приобретение опыта поведения, нравственных качеств и др.); цели, задачи развития (познавательной и эмоциональной сферы, способностей и др.).








Условия выполнения учеником процедуры целеполагания: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; (что конкретно хочет ученик развить, каким качеством овладеть и т.п.) вербальное (словесное) формулирование цели; предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.




Процесс принятия учебных задач включает ряд условий: включать всех школьников в формулировку цели деятельности; - обеспечить понимание учениками, зачем и для чего это нужно; - наметить план, как ее достичь, что для этого надо делать; - выделить предполагаемые трудности; - оценить, достигнута ли цель; - определить, что еще надо сделать, чтобы цель была достигнута полностью.




5.Приемы привлечения учащихся к целеполаганию Существует ряд приемов привлечения учащихся к целеполаганию. Для этого необходимо разработать задания и предлагать школьникам их выполнить. Определите собственные цели занятия; определите важность изучаемого материала; ответьте себе, удалось ли вам научиться (чему- либо); оцените свою работу; определите свои трудности во время выполнения работы; -определите для себя, чему бы вы хотели научиться на этом уроке и т.п.


Некоторые приемы целеполагания 1) Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Например, "Как изменяются имена прилагательные?" Дети выясняют, что надо сделать (повторить, сравнить и т.п.), чтобы ответить на этот вопрос. 2) Работа над понятием Учащиеся читают название темы урока. Им надо предложить объяснить с помощью словаря значение каждого слова темы. Далее предложить определить цель урока.




4) Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим 5) Заполни таблицу. Детям предложить заполнить таблицу, в которой им придется ответить самостоятельно на ряд вопросов. Что нового узнал по данной теме? Где эти знания пригодятся в жизни? Что еще хотел бы узнать по теме и т.п.




Проверьте себя Что такое цель образование? Что такое целеполагание? Назовите виды целей в образовании. Обоснуйте, почему необходимо обучать школьников целеполаганию. Назовите условия, которые необходимы при обучении школьников целеполаганию. Приведите примеры, как привлекать школьников к целеполаганию.

Целеобразование и целеполагание – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений.

Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: цели и задачи обучения, цели и задачи воспитания, цели и задачи развития.

В контексте технологического подхода цель – это норма, предписывающее представление о результате или образ желаемого результата. Известный ученый-педагог М.В. Кларин охарактеризовал возможные (типичные) способы постановки задач, встречающиеся в школьной практике. Коротко их охарактеризуем.

1 .Определение задач через изучаемое содержание. Указывается та область знаний, которая изучается на уроке (например, изучить содержание глав произведения или изучить правило русского языка). Этот способ не позволяет в дальнейшем судить о том, насколько эти задачи решены.

2. Определение задач через деятельность учителя (познакомить учащихся с …, объяснить …, продемонстрировать…). Это по сути планирование учителем собственной деятельности и оно также не предусматривается указание на результаты обучения.

3. Постановка задач через внутренние процессы личностного развития ученика (формировать умение наблюдать, анализировать или развивать интерес к …). Такой способ возможен для постановки задач в процессе изучения крупной темы, раздела учебной программы, т.е. на цикл уроков. Однако в таких задачах нет конкретности.

4. Постановка задач через учебную деятельность ученика (например, анализ содержания произведения, выполнение упражнений на шведской стенке и т.п.). Также не указываются результаты обучения.

5. Наиболее технологично формулировать задачи обучения как ожидаемые (промежуточные) результаты обучения , выраженные в действиях ученика, которые сам учитель или другой эксперт может надежно опознать.

В любом случае цель и задачи урока должны быть четко и лаконично сформулированы. Они должны по возможности отражать предполагаемые изменения в знаниях учащихся, в их отношениях к миру и себе, в практических умениях и навыках. Эффективность урока в целом оценивается в первую очередь по тому факту, насколько решены задачи урока. Нельзя определять задачи урока общими фразами и выражениями типа «научить читать».

Практическую работу по целеполаганию учитель начинает с определения главной дидактической цели урока. Для ее постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Дидактическая цель зависит от типа урока. Если урок вводный, то возможная цель формулируется: «Дать общее представление о …»; если урок изучения новых знаний – «Изучить…»; если урок закрепления знаний, формирования умений и навыков – «Закрепить …знания, сформировать… умения, … навыки»; если урок обобщения и систематизации знаний - «Обобщить знания, привести их в систему»; если урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков – «Определить уровень усвоения знаний, умений, навыков и их применения».

Главная дидактическая цель урока предполагает постановку и решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач. Задачи обучения включают овладение учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками.Задачи воспитания способствуют формированию положительного отношения к знаниям, процессу учения, познанию в целом; отношений к миру и себе, выражающихся в идеях, взглядах, убеждениях, качествах, оценках, самооценках личности; приобретению опыта поведения.Задачи развития содействуют: формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом – становлению и развитию личности.

В процессе целеполагания учитель может начинать формулирование целей и задач с глаголов, характеризующих и содержание учебного материала, и деятельность учителя, и деятельность ученика. Например, задачи обучения могут формулироваться так: «обеспечить понимание содержания учебного материала учащимися; уровень его усвоения; применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации; обобщить…, систематизировать…, продолжить формирование…», задачи воспитания - «создать условия для…; способствовать раскрытию, … способностей; возбудить интерес…»; задачи развития «содействовать развитию …, помочь…и т.п.».

В процессе целеполагания следует также учесть номенклатуру начала формулировок учебных целей и задач, предложенную в образовательных стандартах, утвержденных Министерством образования РБ. В образовательных стандартах цели изучения учебной дисциплины разрабатываются как иерархия требований к базовому, повышенному и углубленному уровням подготовки учащихся и задаются как планируемые результаты обучения.

И.П. Подласый предлагает следующий алгоритм (требования) перевода общей цели урока в задачи, представляющие собой конкретные шаги по достижению цели:

    разбить общую цель урока на составные части;

    каждая часть цели формулируется как отдельная задача;

    задачи не перекрывают друг друга;

    задачи не повторяются;

    задачи учителя трансформируются в задачи учеников;

    задачи поставлены однозначно;

    задачи сформулированы кратко.

Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика. Цели и задачи урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвояемы» (С.И. Гессен). Вопрос о том, как цель, поставленная учителем, «присваивается» учениками и становится их собственной целью, еще очень далек от разрешения.

В младшем школьном возрасте цели должны носить жизненно-практический характер. В старшем – сообразовываться с наклонностями отдельных учеников, быть индивидуализируемыми. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и умений. Ученик не может хорошо учиться, если он не осознал и не принял цели и задачи деятельности на уроке как свои собственные, а затем не реализовал их.

Так как цель, задачи, средства их решения и результат являются общими для учителя и для учащегося, то формулировки могут предусматривать вариант совместной деятельности учителя и учащегося. Например, учитель говорит: «На данном уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос… разобраться в проблеме… или попробуем обобщить, систематизировать… будем учиться или научимся самостоятельно исследовать…» и т.п.

Согласование целей в том и заключается, что учитель умеет переводить учебные и воспитательные цели в цели деятельности ученика. Умение согласования целей и задач субъектов деятельности на уроке является одним из критериев педагогического мастерства.

Вместе с тем, даже самая совершенная система целей и задач обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

«Логические основы компьютера» - Объем. Высказывание. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Компьютер. Оперативная память. Логическое умножение (конъюнкция). Логическое равенство. Чем отличается полный сумматор от полусумматора? Таблица истинности логических функций двух аргументов. Логические законы и правила преобразования.

«Логика высказываний» - Будем обозначать высказывания прописными буквами. Идею о возможности математизации логики высказал ещё в ХVII в. немецкий логик Готфрид Вильгельм Лейбниц. Но идея Лейбница оказалась неподтвержденной, так как до сих пор не найден способ свести человеческое мышление к некоторому математическому исчислению.

«Законы логики» - Воспользуемся распределительным законом: Х? (Y V Z) = X ? Y V X ? Z (или вынесем общий множитель за скобку). Домашняя работа. Применим правило дистрибутивности ((A?B) +(A?C) = A?(B+C)). О. Моргана. Закрепление изученного №1 Упростите выражение: F = ¬ (A&B) v ¬ (BvC). Как составить расписание.

«Логика» - Отношение исчислений к семантике выражается понятиями семантической пригодности и семантической полноты исчисления. Правила вывода подразделяются на два класса. Исчислением называется совокупность правил вывода, позволяющих считать некоторые формулы выводимыми. Такие точные языки имеют две стороны: синтаксис и семантику.

«Законы алгебры логики» - Законы Моргана: А +В=А * В А * В=А + В. - Для логического сложения: A + (A* B) = A; 3. Сочетательный (ассоциативный) закон. - для логического сложения: А + B = B + A - для логического умножения: A*B = B*A. 1. Закон двойного отрицания. Докажите справедливость первого закона Моргана, используя таблицы истинности.

«Логика в школе» - Немного логики. Условие Какая из дробей больше: 29/73 или 291/731? Медведева Ольга. Можно ли так жить? Условие Представьте следующие рациональные числа в виде десятичных дробей: а)1/7 ; б)2/7. Укажите наибольшее возможное значение такой дроби.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблема перехода от теории к практике в развивающем обучении. Практика, сознание, общность как рамки моделирования развития. Моделирование педагогической практики. Категории вещи, процесса и ситуации как средства анализа уроков развивающего обучения.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    История развития и становление системы развивающего обучения. Изучение системы развивающего обучения на основе работ В.В. Давыдова. Формы учебной работы в системе развивающего обучения. Использование информационных технологий в развивающем обучении.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2010

    Теоретические аспекты развивающего обучения и обучения аудированию на уроках английского языка, характеристика и возможности развивающего обучения. Использование коммуникативного подхода при обучении аудированию. Анализ элементов развивающего обучения.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2011

    Средства обучения как компонент процесса обучения. Структура педагогического процесса. Материальные и идеальные средства обучения и их функции. Педагогический контроль как система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Педагогические условия обучения изобразительному искусству в школе. Методологические подходы к психологическому содержанию урока. Роль учителя в обучении ИЗО. Средства повышения эффективности учебно-воспитательной работы. Пути улучшения качества уроков.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2014

    Понятие и сущность детской одаренности, ее типы и формы. Педагогические особенности развития одаренных детей. Основные направления работы с одаренными детьми на современном этапе. Метод развивающего дискомфорта. Обучение одаренных детей в обычном классе.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Особенности процесса обучения дошкольников. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Условия и средства эстетического воспитания. Задачи и средства физического воспитания детей.

    шпаргалка , добавлен 20.06.2012

    Цель воспитания и образования в современном обществе. Творческая активность школьника. Изучение психолого-педагогической литературы. Методы развивающего обучения. Ключевой психолого-педагогический принцип организации учебно-воспитательного процесса.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008