Как в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показаны патриотизм и христианская нравственность героев

Повесть Пушкина «Капитанская дочка», написанная автором в 1833 — 1836 гг., показывает события Крестьянской войны 1773-1773 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Пушкин тщательно собирал исторический материал, работал в архивах, опрашивал оставшихся в живых очевидцев. Повесть, написанная незадолго до смерти Александра Сергеевича, стала своеобразным подведением итогов творческой деятельности писателя. Это произведение рассматривает многие (если не сказать — все) аспекты жизни русского человека на рубеже 18 — 19 веков, но с особой тщательностью, даже скрупулезностью, автор исследует тему патриотизма, проблемы чести и долга в жизни людей, исходя, при этом, из христианского миропонимания происходящих с главными героями событий.

Главный герой произведения — непосредственный участник событий Крестьянской войны, мемуарист Пётр Гринёв. Именно он служит своеобразным образцом, мерилом всех положительных качеств русского человека. Его образ есть образ настоящего православного христианина, причем во всей полноте этот образ раскрывается автором в условиях страшного, кровавого и беспощадного Пугачёвского бунта. Именно потрясения, тяжёлые испытания и бедствия способны вскрыть «внутреннего человека», понять, по слову известного музыканта Юрия Шевчука, «какого мы рода». Со всей отчетливостью это предстаёт перед нами в «Капитанской дочке». Одни, как Швабрин, проявляют в этих условиях малодушие, другие же, как сам Гринёв, принимают события, «не кланяясь им». Мы видим, что большую роль здесь играет воспитание Гринёва. Вообще же, нужно сказать, что описанная в повести внешняя сторона воспитания молодого барина была, в целом, типичной для своего времени. До определённого возраста ребёнок получал воспитание от слуг — крепостных, дядьки, который давал ему начальные знания, необходимые для жизни, а затем, для дальнейшего образования барчука нанимался гувернер, как правило, из-за границы. Пушкин очень выразительно рисует образ бывшего солдата и парикмахера мсье Бопре, который и стал воспитателем Петруши. Сам герой показывает свой «воспитательный процесс» с нескрываемой иронией, и потому может показаться странным, как из него мог получиться такой смелый, великодушный и бесстрашный человек. Однако мы видим, что при внешней некоторой отчужденности родителей, именно они смогли вложить в своего сына высокие душевные качества. Образцом для Петра служит его отец — боевой офицер, человек долга и чести. Именно он закладывает в своего сына основные, ключевые мотивы, которые будут двигать им в выпавших на его долю событиях — указание «служить тому, кому присягнешь» и «беречь честь смолоду». Отец учит сына трепетному отношению к воинской службе, сразу выбивая из Петра стремление к легкой и развеселой жизни в гвардейском столичном полку. Отцу хочется видеть своего сына настоящим солдатом, а не пьяницей и повесой. Именно этот момент свидетельствует о высоком уровне патриотизма у главных героев. В желании принести как можно больше пользы Отечеству, Гринев-старший жертвует ему своего собственного сына, лишая его тёплого и беззаботного существования в столице. Вместе с тем, Гринёв-младший со смирением принимает это, и без ропота повинуется воле отца.

Честное и трепетное отношение к государевой службе проявляется по ходу повествования и у других героев. Например, капитан Миронов — начальник крепости, куда попадает служить Петр Гринев — несмотря на внешнюю безопасность и удаленность крепости, самоотверженно выполняет свой долг, каждый день устраивая учения среди небольшого гарнизона. Под стать ему и супруга его, Василиса Егоровна, которая на правах жены коменданта отказывается перед лицом неминуемой смерти покинуть крепость, желая скорее умереть вместе с храбрыми защитниками. Отношение к государственной службе, к своему Отечеству и Царице проявляются у героев особенно ярко перед лицом смерти, грозящей от пугачёвских повстанцев. Капитан Миронов, решившийся на смелую вылазку, оказывается в руках мятежников и решительно отказывает в присяге самозванцу, за что будет мятежниками вздернут на виселице. Его примеру следует и верный долгу Иван Игнатьич, а Гринев, счастливо избегнув этой участи, тем не менее, был вполне готов к подобной смерти, до конца отказывая Пугачёву в присяге.

Героями «Капитанской дочки» на всём протяжении повести движет высокое чувство нравственности, которое становится неотъемлемой чертой характера положительных персонажей. Прежде всего, это такие понятия, как честность и искренность. Честно поступает Миронов, не желая замарать себя отступничеством от присяги. Честно поступает Гринев, когда отдает проигранные деньги Зурину, хотя, казалось бы, можно было отговориться малолетством и незнанием, сослаться, наконец, на скудность средств, но нет! Герои честны перед собой и перед близкими. И здесь на передний план выступает основная черта их поведения, ее сердцевина — это послушание родителям. Царь Соломон в книге Премудрости говорит: «Кто не слушает своих родителей и хулит их — пребывает во мраке». А на что указывает знаменитая пятая Заповедь Декалога? Послушание родителям приравнивается в Священном Писании к послушанию Богу. И здесь мы видим поразительное подтверждение тому в «Капитанской дочке» — можно сказать, конечное счастье главных героев обусловлено их послушанием: Маша не выходит замуж за Петра без родительской воли (что, скорее всего, обернулось бы гибелью как для нее, так и для Гринева); следуя отцовскому благословению, Петр не изменяет присяге, и оказывается, таким образом, спасенным от казни и каторги. Даже то, что Гринев прислушивается к своему дядьке Савельичу, который фактически является не только воспитателем Петруши, но и его слугой, можно, хоть и несколько условно, считать таким же образцом послушания.

Вообще же в повести фигурирует такая сложная тема, как взаимоотношение крепостных и их господ. И против коммунистического эталона о всесильном, деспотичном хозяине и угнетаемых крестьянах выступает нравственная параллель Савельич — Гринев. Конечно, Петр ведет себя в отношении старика не всегда по — христиански, но, тем не менее, он всякий раз просит у него прощения; Гринева терзает совесть в отношении нанесенных им Савельичу обид. Савельич же, в свою очередь, жизнь готов положить за своего господина. То есть во взаимоотношении формально начальника и подчиненного мы видим отношения двух духовно родных, близких друг другу людей. Во всем этом прослеживается ярко выраженная христианская нить высокой морали и нравственности.

В противовес положительным персонажам выступают герои – антагонисты. Здесь они действительно, в полном смысле слова «антагонисты», ибо представляют из себя прямо противоположный образ мысли и поведения. Это и приспособленец Швабрин, поведение которого представляет собой настоящий «антипатриотизм». Если для Гринева важны больше всего в жизни окружающие его люди, то Швабрин замкнут и сосредоточен только на себе, только собственная его жизнь ему дорога. Кроме того, – это месть, это зло, которое, в конце концов, разрушит его самого. Что же касается другого антагониста, Пугачева, то образ его Пушкиным достаточно романтизирован, но, тем не менее, он является в подлинном смысле слова «антигероем», ибо является в первую очередь бунтовщиком, а бунт – это всегда противление Божественной Воле, это богоборчество. И потому, хоть и обладая высокими душевными качествами, этот человек в конечном счете становится символом несомого им зла – зла, а не добра.

В заключение хочу отметить, что Пушкин затронул в своем произведении краеугольные для России и русского человека понятия бунта и смирения как двух совершенно противоположных, полярных понятий. Бунт в понимании православного вероучения есть богоборчество, ибо выступает против Богом установленного миропорядка. Именно поэтому он контрастирует с верой в Бога и христианским смирением, которые являются залогом счастливой жизни.

Эльдар Костуев

студент 2-го курса ДДС

Сочинение

Центральный персонаж повести - шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную землю, на которой стоит Сосновка, и бестолковую, временную, а потому изначально обреченную Сосновку, и самого Егорова как неотъемлемую часть этого посёлка, этой земли - тоже страдающего, сомневающегося, ищущего ответ. Он устал от неверия, он понял вдруг, что ничего не сможет изменить: видит, что все идёт не так, что рушатся основы, и не может спасти, поддержать. Больше двадцати лет прошло с тех пор, как приехал Егоров сюда, в Сосновку, из родной своей затопленной Егоровки которую вспоминает теперь каждый день. За эти годы на его глазах, как никогда ранее, развивалось пьянство, почти распались былые общинные связи, люди стали, словно чужими друг другу, озлобились.

Пытался Иван Петрович противостоять этому - сам едва жизни не лишился. И вот подал заявление об уходе с работы, решил уехать из этих мест, чтоб не травить душу, не омрачать ежедневным огорчением оставшиеся годы. Огонь мог перекинуться на избы и выжечь посёлок; об этом в первую очередь подумал Егоров, бросившись к складам. Но в других головах были и другие мысли. Скажи кто о них Ивану Петровичу полтора десятка лет назад - не поверил бы. Не уложилось бы в его сознании, что люди на беде могут нажиться, не боясь потерять себя, своё лицо. Он и сейчас не хотел в это верить. Но уже - мог. Потому что всё к этому шло. Сама Сосновка, ничем уже не похожая на старую Егоровку, располагала к тому.

Продовольственный склад горел вовсю, «сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, похоже, пока никого, кто сумел бы организовать его в одну разумную твёрдую силу, способную остановить огонь». Словно бы и впрямь совсем никому ничего не надо. Иван Петрович, да его приятель ещё по Егоровке Афоня Бронников, да тракторист Семён Кольцов - вот и все почти, кто прибежал тушить. Остальные - как бы тушить, а больше помогали именно пожару, ибо тоже разрушали, находя в этом свое удовольствие и свою корысть. Внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя пострашнее того, который уничтожает склады. Одежду, продукты, драгоценности, прочие товары можно затем восполнить, воспроизвести, но вряд ли когда-либо оживут угасшие надежды, начнут вновь плодоносить с такой же щедростью выжженные поля былой доброты и справедливости. Иван Петрович чувствует в себе страшное разорение потому, что не смог реализовать данную ему созидательную энергию, - в ней, вопреки логике, не было потребности, она наталкивалась на глухую стену, оказывавшуюся её принимать. Поэтому и одолевает его разрушительный раздор с самим собой, что душа возжаждала определённости, а он не смог ей ответить, что для него теперь - правда, что - совесть, ибо и сам он, помимо своей воли выдернутый, вырванный с корнем из микромира Егоровки. Пока Иван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы первым делом набросились на водку. Кто-то пробежал в новых валенках, взятых на складе, кто-то натягивал на себя новую одежду; Клавка Стригунова ворует драгоценности. «Что ж это делается-то, Иван?! Что делается?! Всё тащат!» - в испуге восклицает жена Егорова, Алёна, не понимающая, как вместе с пожаром могут дотла сгорать и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность.

И если б только архаровцы волокли всё, что на глаза попадётся, но ведь и свои, сосновские, тоже: «Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбирала выброшенные со двора бутылки - и, уж конечно не пустые»; однорукий Савелий таскал мешки с мукой прямиком в собственную баню. Что ж это делается? Мы почему такие-то? - вслед за Алёной мог бы воскликнуть, если б умел говорить, дядя Миша Хампо. Он словно перешёл в «Пожар» из «Прощания с Матёрой», - там его звали Богодулом. Не зря автор подчёркивает это, называя старика «духом егоровским». Он так же, как и Богодул, почти не говорил, был так же бескомпромиссен и предельно честен. Он считался прирождённым сторожем - не потому, что любил работу, а просто «так он выкроился, такой из сотни сотен уставов, недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь». Увы, даже дяде Мише, который как самую большую беду воспринимал воровство, пришлось смириться: сторожил он один, а тащили почти все. В поединке с архаровцами дядя Миша удушил одного из них, Соню, но и сам был убит колотушкой. Алёна, жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей повести мы ни разу не застанем Алёну размышляющей о чём-то высоком, - она не говорит, а делает, и так получается, что малое её, привычное дело всё же значимей самых красивых речей. Образ Алёны - один из второстепенных образов «Пожара», и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей Распутина именно женщины - главные героини (Анна в «Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»).

Но и в «Пожаре» героине отводится целая глава, содержащая своего рода мини-свод философских воззрений прозаика на предмет исследования. В «Пожаре» ландшафт не играет столь же значительной роли, как в предыдущих повестях Распутина, хотя и здесь чувствуется стремление писателя ввести его в мир героев, а героев показать через природу. Но в том-то и дело, что природа на глазах исчезает: леса вырубаются под корень, - и в душах героев происходит такое же опустошение. Эта повесть, как никакая другая у Распутина, публицистична, и это объяснимо тревогой писателя не только за судьбу природных богатств Сибири, но и, прежде всего, за судьбу человека, здесь живущего, утрачивающего свой корни. Валентин Распутин говорит о «Пожаре» так: «Повесть по размеру небольшая, а вместить хотелось много… Но я не считал себя вправе растягивать повествование, его должно было хватить на столько, сколько горя склады. Для меня это имеет значение - соотносимость длительности рассказа с длительностью события». Тем самым писатель признаёт следование определённым законам именно публицистических жанров. Но формальный подход в данном случае ничего не даёт, ибо перед нами прежде всего художественно завершённое произведение, и лишь потом - с элементами публицистичности, в свою очередь продиктованной временем, авторской болью, которая должна была немедленно, именно в то время, вылиться в предупреждение, предостережение.

В «Пожаре» Распутин впервые выделил в самостоятельную линию супружеские отношения, придавая им тем особое внимание. В это же время тема современной семьи, воспитания детей, ответственности друг перед другом звучит и в его газетных публикациях. Однако уже самим фактом единственности Алёны как положительного женского образа в повести Распутин говорит о затухании в современных хранительницах очага женских начал, без которых жизнь теряет гармонию, в душе убывает крепость. Крепкая связь, теснейшее переплетение биографии и творчества, конкретных реалий и художественных образов. Это характерно для Распутина, точно так же как и то, что художественная ткань, настолько плотна, ситуация настолько драматична и психологична, что кажется - возьми он просто факт из жизни, всё было бы тусклее. Распутин от главы к главе будет заставлять читателя переводить тревожный взгляд с одного пожара (в душе Егорова) на другой (на складах) и до последней страницы, до завершающей строки не даст передыху, не снизит напряжения, ибо всё важно.

Как в героине повести «Ася» проявляется чувство влюбленности? Напишите фрагменты текста, которые бы с различных сторон характеризовали переживания Аси. И

если можно с выводом. Спасибо заранее

1. Жанр «Слова о полку Игореве» - это:

1) житие; 2) воинская повесть; 3) слово; 4) летопись?

2. Какой принцип является «лишним» для классицизма:

1) единство места; 2) единство времени; 3)единство действия; 4) единство языка?

4. Строка «Открылась бездна, звезд полна...» принадлежит:

1) Фонвизину; 2) Тредиаковскому; 3) Сумарокову; 4) Ломоносову?

5. Соотнесите произведения и литературные направления:

А) «Бедная Лиза»; б) «Фелица»; в) «Ася»; т) «Светлана».

6. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идилли ческая жизнь на лоне природы:

7. В какое произведение включено «Слово о Ломоносове»:

1) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева; 2) «Памятник» ГР. Дер­жавина; 3) «История государства Российского» Н.М. Карамзина; 4) «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?

8. Какая характеристика не относится к романтизму:

Деление жанров на высокие и низкие;
противоречие между идеалом и действительностью;
стремление к свободе;
конфликт между личностью и обществом?
9. Жанром какого литературного направления является элегия:

10.Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно - встал здорово»:

1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?

11. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова «25глупцов на одного здраво­
мыслящего человека и этот человек, разумеется, в противоречии с обществам, его

Окружающим»:

1) ИА. Гончаров; 2) А.С. Грибоедов; 3) А.С. Пушкин; 4) В.Г. Белинский.

1) Г.Р. Державина; 2) Н.М. Карамзина; 3) В.А. Жуковского; 4) А.Н. Радищева?

13.Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Владимир Ленский:

1) Германия; 2) Италия; 3} Англия; 4) Франция?

Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?
Как называлось имение, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов?
1) Лермонтове; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?
16. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
является последней в хронологическом отношении:

1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3)«Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?

17. Какой эпиграф взят Н.В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus... О Русь!»;

«Береги платье снову, а честь смолоду*»
«На зеркало неча пенять, коли рожа крив»;
«И дым отечества нам сладок и приятен»?
18. Какое произведение не входит в петербургские повести Н.В. Гоголя:

1) «Портрет»; 2) «Женитьба»; 3) «Шинель»; 4),«Коляска»?

19. Соотнесите названия произведений и их авторов:

«Умом Россию не понять...»;
«Поэт и гражданин»;
«Нет, я не Байрон...»;
«Я пришел к тебе с приветом...»;
а) М.Ю. Лермонтов; б) Ф.И. Тютчев; в) Н.А. Некрасов; г) А.А. Фет.

Как звали героиню повести И.С. Тургенева «Первая любовь»:
1) Анастасия; 2) Зинаида; 3) Елена; 4) Татьяна?
Какого писателя называли «Колумбом Замоскворечья»:
1) А.П. Чехова; 2) Н.В. Гоголя;
3) А.Н. Островского; 4) И.С. Тургенева?

22. Как определил ФА/. Достоевский жанр «Белых ночей»:

Какое произведение является «лишним» для «маленькой трилогии» А. П. Чехова:
1) «Крыжовник»; 2) «Ионыч»; 3) «О любви»; 4) «Человек в футляре»?

Повесть о Петре и Февронии Муромских. выберет любой вопрос: 1)Как описывается в повести (а)крестьянский быт;(б)княжеский быт?Подготовьте (или подберите)

иллюстрации к отдельным описаниям. 2)Как показано в повести отношение человека Древней Руси к Богу,вере,божественным заповедям? 3)Что сближает образы змея и образы бояр и их жён? Чем эти образы различаются? 4)Найдите в повести: (а) черты легенды и предания; (б)черты фольклорных жанров (сказки,загадки). 5)Подготовьте выставку Легенда о Китеже в изобразительном искусстве используя репродукции картин Н.К.Рериха, А.М.Васнецова, М.В.Нестерова, И.С Глазунова и других художников. Помогите пожалуйста я всегда все понимал но это не могу пожалуйста прошу вас.Очень буду благодарен.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение Когда мы прочитали название романа А. С. Пушкина, «Капитанская дочка» мы подумали, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец - капитан. Прочитав роман, мы задумались, почему он так назван. Мы думаем, первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основным сюжетом повести становится служба молодого дворянина Петра Гринева, благодаря любви его к дочери капитана Белогорской крепости Миронова. Автор уделяет большое внимание читателя на Пугачёва, тогда задаётся вопрос: почему Пушкин делает главным героям романа не Пугачёва, а Гринёва и называет его капитанская дочка? Может, Пушкин назвал свой роман «Капитанская дочка» т. к. именно капитанская дочка - Маша Миронова возлюбленная главного героя встретилась с императрицей. Так она раскрывает свой характер капитанской дочки - простой русской девушки, неуверенной в себе, необразованной, но нашедшей в себе в необходимый момент силу, твёрдость духа и решительность, чтобы добиться оправдания своего жениха.Мы обозначили

Объект исследования - повесть «Капитанская дочка».База исследования - герои повести «Капитанская дочка».Актуальность исследования состоит в том, что в повести раскрываются проблемы долга, чести и любви.Цель исследования изучить дополнительную литературу и выяснить каковы были прототипы героев и их нравственность.Мы выдвинули гипотезу о том , что чем больше мы знаем о проблемах любви, тем больше не перестаём удивляться проблемам морали и чести.

Мы поставили перед собой задачи

    Изучить дополнительный материал;

    Выявить характеристику героев;

    Выявить прототипы данных героев;

    Выяснить как прототипы, влияют на внутренний мир героев.

Наша исследовательская работа прошла следующие этапы

«Капитанская дочка» привлекает к себе внимание исследователей не только как одно из высших достижений пушкинской прозы. Этот роман — чрезвычайно важный источник для определения общественно-политической позиции Пушкина в последние годы его жизни. Ведь в нем говорится о крестьянском «бунте» и его вожаке; о дворянине, вовлеченном в антифеодальную борьбу крестьян, т. е. о тех проблемах, которые волновали Пушкина на протяжении почти всей его сознатель-ной жизни.

Герои повести

Петр Андреевич ГриневМария Ивановна МироноваЕмельян Пугачев Швабрин Савельич Архип СавельевКапитан Миронов Иван Кузьмич Капитанша Василиса Егоровна Иван Игнатьич Зурин Иван Иванович Бопре Императрица Екатерина II ВеликаяГенерал Андрей Карлович Андрей Петрович Гринев Мать Петра Гринева

Характеристика главных героев

Для нашей исследовательской работы, мы выбрали трех главных персонажей. Это два противопоставленных между собой героя - Швабрин и Гринёв и их «общая» любовь Маша Миронова.

Характеристика Петра Гринева Петр Андреевич Гринев - личность, которая стремится к самосовершенствованию. Ему не дали систематического образования, но зато нравственное воспитание он получил. Его любила маменька, но баловала в меру, поручая воспитание отцу. Андрей Гринев хотел научить своего сына дисциплине и отправил его служить в Белогорскую крепость. Савельич, слуга, был добр и предан, помогал в сложной ситуации. Потом таким же станет и Петр Гринев. Петр, вырвавшись на свободу, проиграется в карты, будет грубить слуге, но он совестлив, поэтому попросит прощения и никогда больше не станет пьянствовать и играть. Петр Андреевич умел дружить, любить, служить, держать слово, помогать людям. Он прожил достойную жизнь и может быть примером. Гринев всю жизнь следовал завету отца: береги честь смолоду. Не случайно эта пословица используется как эпиграф, а после звучит из уст отца главного героя.

Характеристика Алексея Швабрина Швабрин дан как прямая противоположность Гриневу. Он образованнее, может быть, даже умнее Гринева. Но в нем нет ни доброты, ни благородства, ни чувства чести и долга. Переход его на службу к Пугачеву вызван не высокими идейными побуждениями, а низкими своекорыстными интересами. Отношение к нему автора «записок» и писателя совершенно ясно, и у читателя он вызывает чувство презрения и негодования. В композиции романа Швабрин играет важную роль героя любви и общественной жизни, без него сюжетную линию Гринева и Маши трудно было бы построить.

Характеристика Маши Мироновой Маша Миронова - молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Что такое прототипы? Изучая дополнительную литературу мы узнали, что прототипами обычно называют тех реально существующих людей, от которых писатель шел к созданию художественного образа.

Мы не можем до конца проследить путь художника по созданию произведения искусства. Перед нами как предмет анализа находится само художественное произведение. Мы можем и должны знать действительность, которую отобразил художник в целом, но не должны стараться разбивать ее на отдельные моменты, которые будто бы геометрически точно повторяются в художественном произведении.

Прототипы Гринёва и Швабрина

Утверждали, например, что прототипом Гринева и Швабрина является один и тот же человек — Шванвич. Между тем Гринев совсем не похож на Швабрина.По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь - честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий - Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преградыПрототип Маши Мироновой

Немало и сказано было о прототипе Маши Мироновой из «Капитанской дочки». В «Русском архиве» даже утверждалось, что ее прототипом был один молодой грузин (П. А. Клопитонов), который попал в сад Царского Села и разговаривал о статуях с императрицей; утверждалось также, что этого самого грузина прозвали «капитанской дочкой». Но оказалось, что образ Маши Мироновой А. С. Пушкин писал с дворянской дочери Марьи Васильевны Борисовой, с которой познакомился и общался на рождественском балу 1829 года в городе Старица Тверской губернии. Пушкин был знатоком женских душ и, видимо, простая, наивная и непримечательная девушка всё же произвела на него впечатление своей честностью, открытостью, гордостью и твёрдостью характера. Всеми этими качествами поэт наделил капитанскую дочь Машу Миронову.

Вывод

Результаты изучения литературных источников, анализ и систематизация материалов показали, что выдвинутая нами гипотеза оказалась верной. Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Нам кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Это произведение научило нас тому, что необходимо в жизни искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца. Но каждый знает, что это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И мы можем с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смолоду» будет для нас и моих сверстников путеводной звездой.

Список литературы

    Белоусов А. Ф. Школьный фольклор.- М,1998.

    «Капитанская дочка»., А.С. Пушкин., 1836.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1984.

    Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. - М.,1984.

    Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. - М., 1980.

Интернет - ресурсы

    https://ru.wikipedia.org/wiki/

    http://biblioman.org/compositions

    - (иноск.) главное в ней лицо, на котором особенно сосредоточен интерес повести Ср. Роман начался с описания блестящего бала, на котором являются два главные лица романа, или герой и героиня... Гончаров. Литературный вечер. 1. Ср. И Таня входит в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Муж. героиня жен. ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо воин; | доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, 1 ое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно смелый, доблестный … Толковый словарь Даля

    - (греч. heros). В древности, воин, отличавшийся храбростью, силой, мудростью и опытностью; потом лицо полубожеского и получеловеческого происхождения, которое, после смерти, было обоготворено за оказанные услуги. По Гомеру, героями почитались цари … Словарь иностранных слов русского языка

    - «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (1837 40), роман Л., его вершинное творение, первый прозаич. социально психологич. и филос. роман в рус. лит ре. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой историч. и нац.… … Лермонтовская энциклопедия

    герой - я, ж. héros m., нем. Heroe. 1. Герои или ирои назывались у многобожцев дети. рожденные от смешения богов с женою смертною, или у богинь с человеком; так же те, которые за какое важное изобретение или действо знаменитое по смерти в число богов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - «Герой должен быть один» роман, написанный в 1995 году Генри Лайоном Олди. Роман представляет собой переосмысление древнегреческих мифов о Геракле. Изначально, как продолжение «Герой должен быть один» был задуман роман «Нам здесь жить», но… … Википедия

    Название повести (1840) М. Ю. Лермонтова (1814 1841). Возможно, что оно было навеяно сочинением писателя и историка Н. М. Карамзина «Рыцарь нашего времени». Иносказательно: человек, чьи мысли и дела наиболее полно выражают дух современности.… … Словарь крылатых слов и выражений

    ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ («Максим Максимыч», «Тамань»), СССР, к/ст им. М.Горького, 1965, цв., 83 мин. Драма. По одноименной повести М.Ю.Лермонтова. В ролях: Владимир Ивашов (см. ИВАШОВ Владимир Сергеевич), Алексей Чернов (см. ЧЕРНОВ Алексей Петрович) … Энциклопедия кино

    ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ - Роман М.Ю. Лермонтова. Написан в 1839–1840 гг., опубликован в 1840 г. События, описанные в романе, происходят в 30 е годы на Кавказе*, в военной крепости, на курорте, в небольшом провинциальном городке на берегу Чёрного моря*. Главный герой… … Лингвострановедческий словарь

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Книги

    • Повести и рассказы , Платонов Андрей Платонович. Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов, 1899 - 1951) - русский писатель, драматург, поэт. В качестве фронтового корреспондента Андрей Платонов был наГражданской войне.…
    • Герой нашего времени. Стихотворения , Лермонтов М.Ю.. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1814-1841) считается одним из самых совершенных художественных творений мировой прозы. При жизни автора были напечатаны два издания, и литературоведы…