Какой национальности солисты хора турецкого. Михаил Турецкий: «Певцы в моем хоре зарабатывают, как звезды эстрады! «Деньги иногда попахивают»

Более четверти века российский музыкальный коллектив «Хор Турецкого» удерживается на гребне успеха и радует меломанов. Десять солистов, которыми руководит Народный артист РФ , нашли дорогу к сердцам миллионов поклонников не только безупречным исполнением и талантом, но и тем, что у коллектива нет репертуарных ограничений. В арсенале вокальной группы хиты мировой классики, рок-композиции, джазовые и народные песни.

Отказ от фонограммы и «живые» голоса превращают каждое выступление в уникальное. В репертуаре «Хора Турецкого» песни, исполняемые на 10 языках. Более 5 тысяч выходов на сцены России, стран постсоветского пространства, Европы, Азии и Америки сделали коллектив всемирно известным.

Музыка

Дебют коллектива состоялся в 1990-м, но истоки творчества глубже. Арт-группа образовалась под занавес 1980-х при хоральной синагоге в Москве. Поначалу в репертуар входили еврейские композиции и литургическая музыка. Через пару лет амбиции коллектива выросли, и солисты расширили жанровый репертуар популярными песнями и музыкой разных стран и эпох, оперными и рок-композициями.


По словам возглавившего коллектив Михаила Турецкого, для расширения круга слушателей в репертуар включили музыку последних 4-х столетий – от до шансона и поп-хитов советской эстрады.

Дебютные концерты «Хора Турецкого» состоялись при поддержке еврейской благотворительной организации «Джойнт» и прошли в Таллине, Кишиневе, Москве, Ленинграде и Киеве. Интерес к иудейской музыкальной традиции, замерший после 1917 года, вспыхнул с новой силой.

В 1991-92 «Хор Турецкого» отправился в гастрольные туры по Канаде, Франции, Великобритании, Америке и Израилю. В испанском Толедо ансамбль участвовал в фестивале, организованном к 500-летию еврейского изгнания, и вышел на сцену с мировыми звездами Исааком Штерном и .

В середине 1990-х «Хор Турецкого» разделился: одна половина осталась в российской столице, вторая перебралась в Майами, где музыканты работали по контракту. Репертуар второй половины расширился бродвейской классикой и джазовыми хитами.

В 1997 году вокалисты под руководством Турецкого присоединились к прощальному туру по стране и вместе с певцом дали свыше 100 концертов.

В 1999 году «Хор Турецкого» представил на суд зрителей репертуарный спектакль, названный «Вокальное шоу Михаила Турецкого». Премьера состоялась на подмостках руководимого Театра эстрады.


В 2002 году Михаил Турецкий получил звание «Заслуженного артиста РФ», а спустя 2 года хор дал первый концерт в концертном зале «Россия». В том же 2004-м на Национальной премии «Человек года» программу коллектива, названную «Десять голосов, которые потрясли мир», номинировали как «Культурное событие года».

В начале 2005-го «Хор Турецкого» отправился в турне по Америке и дал концерты на сценах концертных залов Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Бостона и Чикаго. В том же и следующем году вокалисты побывали в сотне городов России и СНГ с новой программой, получившей название «Рожденные петь».

В 2007 году «Хор Турецкого» стал лауреатом премии «Рекордъ-2007», которую присвоили ансамблю за альбом «Великая музыка». В сборник вошли классические композиции.

В 2010-2011 годах музыканты отправились в юбилейный гастрольный тур «20 лет: 10 голосов», а в 2012-м к 50-летнему юбилею руководителя коллектива в Кремлевском дворце состоялся концерт, в котором, кроме хора, участвовали звезды российского шоу-бизнеса. В том же году ансамбль подарил поклонникам песню «Улыбка Бога Радуга», на которую записали клип.

Весной 2014-го коллектив Турецкого представил меломанам шоу-программу, которую поставил хореограф . Ее назвали «Мужской взгляд на любовь». Чтобы увидеть выступление вживую, на стадионе СК «Олимпийский» собралось 19 тыс. зрителей, которые наблюдали за происходящим на сцене с интерактивных экранов.

На День Победы музыканты дали на Поклонной горе 2-часовой концерт, собрав 150 тыс. человек. В апреле 2016-го в Кремлевском дворце «Хор Турецкого» подарил поклонникам незабываемое шоу в честь 25-летнего юбилея коллектива, назвав его «С тобой и навсегда».

Состав

С течением времени состав арт-группы менялся, но неизменным оставался руководитель – Михаил Турецкий. Путь к лидеру прославленного коллектива он прошел после окончания в середине 1980-х института им. Гнесиных. Первыми подопечными Михаила стали дети – Турецкий руководил хором юных вокалистов. Затем возглавил хоровой коллектив театра Юрия Шерлинга.


В 1990-м Михаил Турецкий организовал в столичной хоральной синагоге мужской хор, который и трансформировался в прославленный коллектив.

Один из старейших и в тоже время самых молодых солистов арт-группы – Алекс Александров – присоединился к хору в 1990-м. Москвич в середине 1990-х окончил «Гнесинку». Александров прославился копированием голосов и . У вокалиста богатый драматический баритон.


В 1991 году к детищу Турецкого присоединился поэт, бас-профундо Евгений Кульмис, ранее руководивший детским хором. Евгений родился под Челябинском, начинал карьеру как пианист и тоже прошел путь от «Гнесинки» до работы в «Хоре Турецкого». Кульмис – автор текстов и русских вариантов переводов некоторых песен.


В 1991-92 к коллективу присоединились еще двое москвичей: драматический тенор Евгений Тулинов и тенор-альтино Михаил Кузнецов. Тулинов с Кузнецовым – Заслуженные артисты РФ с 2006 и 2007 годов соответственно. Оба – выпускники «Гнесинки».

В середине 1990-х к ансамблю примкнул лирический тенор из Минска Олег Бляхорчук, который играет на фортепиано, аккордеоне, мелодике, электро- и акустической гитарах. Пришел в коллектив из оркестра Михаила Финберга, где был солистом.


В 2003 году «Хор Турецкого» принял в свой состав еще двух столичных жителей: ранее исполнявшего русскую духовную музыку Бориса Горячева, обладающего лирическим баритоном, и Игоря Зверева (бас-кантанто).

В 2007 и 2009 годах арт-группа обогатилась баритональным тенором Константином Кабо и контратенором Вячеславом Фрешем. Оба – коренные москвичи.


Из покинувших состав коллектива меломанам запомнились Борис Воинов, работавший в «Хоре Турецкого» с дня образования по 1993 год, тенор Владислав Васильковский (иммигрировал в США в 1996 году) и оперный тенор Валентин Суходолец (ушел в 2009-м). С 1991-го по 1999-й в «Хоре Турецкого» пели тенор Марк Смирнов и бас Владимир Аранзон.

«Хор Турецкого» сейчас

В 2017 году арт-группа подарила поклонникам лирическую песню «С тобой и навсегда», на которую режиссер Олеся Алейникова сняла клип. Видеоролик лидировал на VII премии телеканала RU.TV. Церемония прошла в столичном «Крокус Сити Холле».

На ежегодной музыкальной премии RU.TV впервые представили номинацию на лучший клип, который снят в Крыму. За победу боролись , ВладиМир и «Хор Турецкого».

В октябре 2017-го подопечные Михаила Турецкого сделали меломанам еще один сюрприз, подарив песню и клип «Знаешь ты». В клипе снялась актриса .

На странице «Хора Турецкого» в «Инстаграме» и на официальном сайте поклонники группы узнают о новостях в творческой жизни коллектива. В феврале 2018-го ансамбль дал концерт в Кремле.

Дискография

  • 1999 – «High Holidays (еврейская литургия)»
  • 2000 – «Jewish Songs»
  • 2001 – «Bravissimo»
  • 2003 – «Хор Турецкого представляет…»
  • 2004 – «Звездные дуэты»
  • 2004 – «Когда поют мужчины»
  • 2006 – «Рожденные петь»
  • 2006 – «Великая музыка»
  • 2007 – «Москва - Иерусалим»
  • 2007 – «Музыка всех времен и народов»
  • 2009 – «Аллилуйя любви»
  • 2009 – «Музыка всех времен»
  • 2010 – «Музыка наших сердец»
  • 2010 – «Шоу продолжается»
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Хора Турецкого

«Хор Турецкого» – советский и российский музыкальный коллектив, выступающий исключительно с «живым» звуком. Уникальность коллектива заключается в том, что в его составе – 10 вокалистов, каждый их которых представляет один певческий голос.

История группы

В 1989 г. выпускник института им. Гнесиных был направлен для организации мужского хора при Московской хоральной синагоге. собрал группу единомышленников, желавших заняться возрождением в СССР еврейской духовной музыки (все участники хора имели музыкальное образование, были выпускниками или студентами музыкальных учебных заведений). Это направление практически не развивалось в советский период. Исключение составлял концерт в 1945 г. в Московской синагоге тенора Михаила Александровича.

Первые репетиции хора состоялись в сентябре 1989 г., а первое публичное выступление – весной 1990 г. Первые гастроли состоялись в Калининграде и Таллине. В том же году состоялись концерты Ленинграде (большой зал консерватории) и в Москве (в синагоге). В этот период финансированием коллектива занималась американская благотворительная организация «Джойнт» (известная по антисемитской кампании по борьбе с «космополитами» и обвинениями по «делу врачей» в 1949-1952 гг.).

Хор стал муниципальным. В 1997-1999 гг. коллектив выступал под названием «Московский еврейский хор». В этот период начинает меняться и репертуар. Наряду с традиционными религиозными произведениями появляются классические оперные арии, произведения советских и зарубежных композиторов, авторская песня и дворовые песни (например, «Мурка»). В 2000 г. хор выступал на сцене Театра эстрады. С помощью олигарха , бывшего в то время руководителем Российского Еврейского Конгресса, хор вновь получил возможность выступать в московской хоральной синагоге. В 2000-2001 г.г. состоялись гастроли с в Израиле и самостоятельные гастроли в США, Австралии, Германии и Израиле.

В 2002 г. было присвоено звание Заслуженного артиста России.

В 2003 году хор приобретает современное имя: арт-группа «Хор Турецкого». Это произошло во время концерта, посвященного дню Украины и России. Меняется и репертуар коллектива. Еврейская литургия (например, «Кадиш» или «Кол нидрей», песни на идише и иврите) составляют существенную, но не основную часть программы. Появляются произведения западной и российской эстрады, городского фольклора (например, «Мурка»), оперные арии, православная литургия (например, молитва «Отче наш»). В своей книге «Хормейстер» писал, что он не сразу нашел понимание этих перемен у своих коллег по коллективу, но постепенно все солисты согласились с изменением репертуара. В этом же году несколько участников хора (Апайкин, Калан и Астафуров) покинули коллектив. Были приняты два новых солиста – Борис Горячев и Игорь Зверев.

В январе 2004 г. состоялся концерт «Десять голосов, которые потрясли мир» в ГЦКЗ «Россия» с участием звёзд российской эстрады ( , и др.). В ноябре 2004 г. состоялись концерты «Когда поют мужчины» в Израиле (Хайфа и Тель-Авив).

Вскоре после этого в начале декабря 2004 г. состоялись концерты «Когда поют мужчины» в Кремлёвском Дворце Съездов с участием Эммы Шапплин и Глории Гейнор.

В январе 2005 г. состоялось турне по городам США с концертом «Когда поют мужчины» (Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Атлантик-Сити, Бостон и Чикаго), а в 2005-2006 гг. – тур с программой «Рожденные петь» по городам СНГ. В декабре 2006 г. состоялись концерты хора с новой программой «Музыка всех времен и народов» в Кремлевском Дворце Съездов. Затем в течение 2006-2007 гг. состоялись гастроли коллектива по городам России и стран СНГ.

В октябре 2007 г. коллектив покинул Артур Кейш. Его сменил Константин Кабо (Кабанов), ранее выступавший в главных ролях в мюзиклах «Норд-Ост», «12 стульев» и «Ромео и Джульетта». В феврале 2008 г. хор приехал на гастроли в Израиль с новой программой «Аллилуйя любви».

В 2007 году коллектив «Хор Турецкого» был отмечен премией российской музыкальной индустрии «Рекордъ», а также ежегодной национальной премией «Эмоция» в номинации «Уважение» за благотворительный концерт в пользу детей «Твори добро сегодня».

В 2007-2008 годах группа гастролирует по России и странам СНГ с программой «Аллилуйя любви», в 2008-2009 – с программой «Шоу продолжается…», захватив в этот раз и города США.

В 2010-2011 годах «Хор Турецкого» устраивает юбилейный тур «20 лет. 10 голосов». В 2010 артисты разъезжали с туром «Начало». В 2012-2013 годах состоялся тур «Мужской взгляд на любовь», в 2013-2014 – тур «Живу для нее». В 2015-2016 годах коллектив устроил юбилейный тур «25 лет. Лучшее».

Михаил Борисович Турецкий. Родился 12 апреля 1962 года в Москве. Российский музыкант, основатель и продюсер арт-групп «Хор Турецкого» и SOPRANO. Народный артист РФ (2010).

Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в Москве в еврейской семье выходцев из Белоруссии.

Отец - Борис Борисович Эпштейн, родился в семье кузнеца в Могилёвской губернии. В 18 лет, после смерти отца, уехал в Москву, где учился в педагогическом техникуме, а затем в Академии внешней торговли. Работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике.

Мать - Белла (Бейля) Семёновна Турецкая, работала няней в детском саду. Ее семья была уничтожена гитлеровцами во время войны.

Родители Михаила познакомились перед самой войной в местечке Пуховичи под Минском. Они прошли всю войну: отец ушел на фронт со второго курса Академии в первые дни войны, был участником прорыва Ленинградской блокады, мать была медсестрой эвакуационного госпиталя в Горьком.

Михаил - поздний ребенок. На момент его рождения отцу было 50, а матери - 40. Поскольку день рождения сына совпал с Днём космонавтики, ребёнка хотели назвать Юрием - в честь . Но отец настоял на имени Михаил. В семье было принято решение дать сыну фамилию матери - так как на тот момент ни одного представителя фамилии уже не было в живых.

Имеет старшего брата Александра (разница между ними 15 лет).

Как вспоминал Михаил, его отец даже в преклонном возрасте был энергичным и бодрым человеком, который прекрасно себя чувствовал: даже в 70 лет работал, ходил на каток и в танцзал.

Семья жила скромно, в 14-метровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская».

Уже в раннем детстве Михаил проявил музыкальные способности. В 3 года он уже пел, а первой концертной площадкой маленького музыканта был стул, на котором для старшего брата и его друзей мальчик охотно пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

Вскоре в доме Михаила появились вторая комната в коммунальной квартире и пианино. Заметив незаурядные способности, родители решили нанять для сына педагога по фортепьяно. Но занятия продлились только четыре месяца: преподаватель заявил об абсолютном отсутствии у ребёнка таланта.

Тогда Михаил Турецкий стал посещать музыкальную школу по классу флейты-пикколо (малой флейты). Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

Судьбоносным для творческого будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, знаменитого дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник ещё и поёт, дядя попросил мальчика исполнить песню. После Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени А. В. Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Турецкому на тот момент было одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих - семь. Несмотря на это, вскоре мальчик был принят.

После окончания училища, выдержав серьёзный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1985 получив диплом с отличием, продолжает обучение в аспирантуре, занимается симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Е. А. Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре Турецкий становится хормейстером и актёром Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга, где серьёзно погружается в историю синтетического искусства.

По окончании института, в 1989 году, Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в СССР. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с 1917 года. По традиции все произведения музыканты пели a cappella, то есть без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

Всего за восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Турецкого подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании (фестиваль «Por Me Espiritu» в компании звёзд мировой музыки: Пласидо Доминго, Исаак Стерн, Зубин Мета).

Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 90-х, артистам найти свою слушательскую аудиторию было сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ (Борис Березовский) и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

В 1995-1996 году коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США (Майами, Флорида) на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами.

Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу. Артисты погружались в атмосферу американской культуры с характерной для неё зрелищностью, динамикой, яркостью музыкальных красок, а также всего, что входит в современное понятие action (экшн). Именно в США, среди знаменитых бродвейских мюзиклов и первоклассных музыкантов, впервые формируется эстрадное направление проекта.

Благодаря совместному концертному турне с , в 1997-1998 гг. с творчеством коллектива знакомится и публика бывшего СССР.

В 1998 году хор получает статус городского муниципального коллектива.

В период с 1999 по 2002 г. у хора появляется свой репертуарный спектакль («Вокальное шоу Михаила Турецкого») в Московском государственном театре эстрады под управлением , который проходит 2 раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

В 2003 Турецкий открывает своё универсальное понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя - «Арт-группа Хор Турецкого» . Теперь это ансамбль из 10 солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого (бас-профундо) до самого высокого (тенор-альтино). Перерождение коллектива открывает музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора заметно расширяется, выходит за рамки одной национальной культуры, еврейские молитвы и песни по-прежнему остаются в репертуаре, но уже не составляют его основу.

Суть понятия «арт-группа» заключена в безграничности творческих возможностей внутри одного музыкального коллектива. Репертуар арт-группы охватывает музыку разных стран, стилей и эпох: от духовных песнопений и оперной классики до джаза, рок-музыки и городского фольклора. В рамках нового явления сосуществуют всевозможные варианты исполнения: a cappella (то есть без сопровождения), пение под инструментальный аккомпанемент, шоу-представления, сочетающие вокал с элементами авторской хореографии.

Хор Турецкого - С тобой навсегда

Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием classical crossover (синтез элементов поп-, рок- и электронной музыки), однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга (например, участие публики в танцевально-песенной программе). Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт − в незаурядное по своей энергетике шоу. В репертуаре «Хора Турецкого» по-прежнему остаются и шедевры классической музыки в подлинном виде. Сам Михаил не только поёт, но и блестяще ведёт и направляет собственное шоу. Сегодня коллектив не имеет аналогов во всем мире.

С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлёт эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: СК «Олимпийский» (Москва) и Ледовый дворец (Санкт-Петербург), Большой концертный зал «Октябрьский» (Санкт-Петербург), Альберт Холл (Англия), крупнейшие залы США − Карнеги Холл (Нью-Йорк), Dolby Theatre (Лос-Анджелес), Джордан Холл (Бостон).

В 2005 году к 15-летию коллектива Михаил Турецкий написал книгу-автобиографию «Хормейстер» - о своей жизни, работе и коллегах по хору.

В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлёвском дворце, и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд.

Несмотря на то, что коллектив существует много лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми М. Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.

В 2010 году он учредил новый проект - женский - под названием «SOPRANO» . Это уникальный проект, которому подвластны произведения мировой музыкальный культуры любой сложности создавался на протяжении двух лет. За право петь в коллективе боролись сотни претенденток, и в результате нескольких кастингов в проекте остались лучшие из лучших. В «SOPRANO» представлены все существующие женские певческие голоса: от самого высокого (колоратурное сопрано) до самого низкого (меццо). Каждая солистка представляет свой стиль пения: от академического до фольклорного и эстрадно-джазового. В одном концерте арт-группы «SOPRANO Турецкого» звучат классика и рок, джаз и диско, модная современная музыка и ретро хиты. За последний год коллектив сделал мощный рывок в сторону авторских песен и достиг высоких показателей.

Со своими композициями девушки выступали на фестивалях «Песня года», «Новая Волна», «Славянский Базар», «Пять звезд». В профессиональной биографии проекта – ежегодные гастрольные туры в России и за рубежом (США, Канада, Швейцария, Израиль и др).

Soprano Турецкого - Зима, Зима

В 2017 году Михаил Турецкий стал Лауреатом премии Правительства РФ 2016 года в области культуры и был удостоен Ордена Дружбы - За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность.

Рост Михаила Турецкого: 170 сантиметров.

Личная жизнь Михаила Турецкого:

Первая жена - Елена, его однокурсница по институту имени Гнесиных. Поженились вопреки воле родителей в 1984 году. В том же 1984-м у них родилась дочь Наталья.

Жена Елена трагически погибла в ДТП. В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Семенюком Турецкий отправился в Клайпеду. Ночью музыканту пришла телеграмма от старшего брата со словами «Срочно позвони. Саша». Наутро Михаил узнал о страшной трагедии: на трассе Минск - Москва в автомобильной катастрофе погибли его тесть, жена и её брат.

Он вспоминал: "Отец моей первой жены ехал на машине с ней и ее братом из Литвы, со дня рождения сестры. По рассказам очевидцев, на 71-м километре трассы Минск - Москва машина выехала на полосу встречного движения, ударилась об автобус, а потом столкнулась с фурой. Лоб в лоб. И мгновенная смерть. Всех троих".

В 2001 году у него родилась внебрачная дочь Изабель (Белла), которая живёт со своей матерью Татьяной Бородовской в Германии. Они встретились в 2000 году, когда Михаил со своим хором были на гастролях в Германии. Во время концерта во Франкфурте он увидел в первом ряду невероятно красивую женщину и, потрясенный ее внешностью, спрыгнул со сцены и пригласил даму танцевать. Затем попросил телефон. Так начался их короткий роман, от которого в декабре 2001 года родилась дочь. Белла унаследовала не только внешность своего знаменитого отца, но и его музыкальность - играет на скрипке.

Татьяна Бородовская - мать внебрачной дочери Михаила Турецкого

Вторая жена - Лиана, она армянка. История Михаила и Лианы началась в 2001 году во время гастролей «Хора Турецкого» по Америке. Отец Лианы получил предложение организовать концерт коллектива. Это была любовь с первого взгляда. Четырех месяцев по большей части телефонного общения хватило Лиане, чтобы променять благоустроенную американскую жизнь на непривычную для нее жизнь в России. Лиана на момент их знакомства была женщиной с пятилетним ребенком - имела дочь . Михаил Турецкий говорил: "И я увидел в ней прежде всего заботливую мать. В дальнейшем, когда у нас появились еще дочери, это мнение только укрепилось. Для моей жены дети всегда на первом месте, и я это принял".

У пары родились две дочери: Эммануэль (2005 г.р.) и Беата (2009 г.р.).

В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын Иван Гилевич. А в 2016 году Наталья родила ему внучку Елену.

Старшая дочь Турецкого Наталья - юрист, работает в офисе «Хора Турецкого». Сарина окончила МГИМО, факультет международной журналистики, работает музыкальным продюсером.

Михаил Турецкий в программе "Пока все дома"

Библиография Михаила Турецкого:

2005 - Хормейстер

Дискография «Хора Турецкого»:

1999 - High Holidays (еврейская литургия)
2000 - Jewish Songs
2001 - Bravissimo
2003 - Хор Турецкого представляет...
2004 - Звёздные дуэты
2004 - Такая великая любовь
2004 - Когда поют мужчины
2006 - Рожденные петь
2006 - Великая музыка
2007 - Музыка всех времён и народов
2007 - Москва - Иерусалим
2009 - Аллилуйя любви


Имя: Михаил Турецкий (Mikhail Turetsky)

Возраст: 57 лет

Место рождения: Москва

Деятельность: шоумен, дирижёр, певец.

Основатель арт-групп "Хор Турецкого" и "SOPRANO Турецкого"

Семейное положение: женат

Михаил Турецкий - биография

Путь к вершине всегда нелёгкий. Михаилу Турецкому пришлось преодолевать его, буквально неся на плечах целую толпу народа, которую мы знаем как «Хор Турецкого». Между прочим, покорившему полмира коллективу в этом году 25 лет!

Родился Михаил в дружной, полной любви, поддержки и понимания семье. Отец - фронтовик, прошедший войну и чудом оставшийся в живых. Из ста человек, с которыми он служил, вернулись только трое, включая его, Бориса Борисовича Эпштейна. Семья матери погибла по время Холокоста, фашисты заживо закопали всех, кроме неё. Борис Борисович успел вовремя вывезти будущую 17-летнюю жену за пределы местечка, в котором она жила. Тем самым спас род Турецких.

Михаил Турецкий - детство

Миша стал их младшим, поздним ребёнком. Все отговаривали его маму рожать - лет-то ей было уже немало. Но она твёрдо решила подарить жизнь ещё одному сыну. У их старшего, Александра, были большие проблемы с лёгкими, он всё время болел, и лечение влетало в копеечку. Врачи без сострадания твердили: жизнь мальчика зависит целиком и полностью от финансовых вложений в его здоровье. Работая на фабрике, отцу не раз приходилось идти на преступление - выносил под широкой армейской курткой продукцию, чтобы потом продавать. Он знал, что ему грозит до пяти лет тюрьмы, но желание спасти сына было сильнее страха.

Миша с детства боялся потерять родителей - он был ещё маленьким, а они уже люди в годах. Понимал, что надо скорее стать на ноги, потому что рассчитывать придётся лишь на себя. Но больше всего он любил петь. Уже в полтора года напевал песенки, путая слова и не понимая смысла.

Заметив его увлечения, мама с папой записали младшенького в музыкальную школу. Учёба давалась тяжело, Миша плакал и не хотел запоминать неподдающийся материал. Видя такое дело, отец махнул рукой: «Делай что хочешь!» И тогда у Миши включился характер: догнать и перегнать всех стало смыслом его жизни. Поднимаясь ни свет ни заря, он уже в шесть утра сидел за инструментами. А после училища отправился прямиком в Гнесинку.

Михаил Турецкий - биография личной жизни

«Пора жениться!» - решил Михаил, как только ему исполнился двадцать один год. Курносая милаха Лена оказалась тут как тут - в Гнесинке. Со стороны они казались абсолютно разными, но интересы, вкусы и предпочтения их были так похожи, что в отношениях быстро поселилась гармония, и влюблённые решили оформить отношения официально. Лена любила суженого честно и преданно, и даже обычный для всех корень преткновения - деньги, которых было так немного, - не стал поводом для разногласий.

Михаил зарабатывал извозом - купил старые «Жигули» и каждый субботний вечер отправлялся возить пассажиров. Довелось ему поработать и грузчиком в подмосковном универмаге - правда, оттуда он летел пулей, тем более что появилась идея преподавать музыку детям. В общем, зарабатывал как мог и чем мог. Когда у Лены с Михаилом родилась Наташа, счастью не было предела. Но по закону подлости продлилось оно недолго.

В августе 1989 года Михаил поехал в гости к другу в Клайпеду. В разгаре отдыха ему принесли телеграмму от брата Саши: «Срочно позвони в Москву». Дрожащими руками набрал Михаил московский номер: неужели что-то с родителями? Но в трубке услышал истерический крик матери: «Они все погибли! Все! Лена, её отец и брат!»

На трассе Москва - Минск машина жены выехала на встречку... По дороге к месту аварии Михаил до последнего надеялся, что произошла ошибка. Но всё оказалось так, как он даже боялся думать. На обочине в глаза ему бросилась зелёная подковка - сувенир, его подарок тестю...Потом позвонили из милиции, попросили приехать за телами. Что происходило дальше, Михаил помнил смутно. Он понимал: они с дочкой остались вдвоём.

Хор Михаила Турецкого

«Как такой молодой отец сможет поднять ребёнка?» - переживала тёща и предложила оформить опеку над пятилетней Наташей. Михаил наотрез отказался. Дочь была для него всем, единственной его поддержкой.

Так устроена жизнь - всё в ней неслучайно. Именно в тот момент Михаилу Турецкому предложили создать в Москве хор еврейской духовной музыки. Это было настоящим спасением! За полтора года Михаил сделал программу и вместе с хором начал гастролировать по Европе. Успех оказался оглушительным! Но настоящей золотой жилой стала Америка. Понимая, что по-настоящему заработать можно только там, вместе с хором, Наташей и тёщей Турецкий улетел в США.

Перспективный коллектив имел неплохих покровителей - финансовую поддержку оказывал Борис Березовский, это и помогло хору добраться до вожделенного Майами. Наташа пошла в школу - элитную гимназию для детей богатых. А еврейский хор, как и ожидалось, оказался очень востребованным на заокеанских берегах, известные композиции на русском, английском, иврите и других языках шли на ура. Популярность росла, а вместе с ней и кассовые сборы. На родину вернулся уже не просто еврейский хор, а коллектив с коммерческим именем - «Хор Михаила Турецкого».

Чужая тётя

Двенадцать долгих лет Михаил носил печальное звание вдовец. Многие женщины хотели женить его на себе, но он и представить себе не мог, как приведёт к ним с дочкой в дом чужую тётю и скажет: «Теперь она будет жить с нами». Всё изменила одна встреча. Как-то на Хеллоуин выступали в американском Далласе. Один из организаторов концерта пришёл с дочерью Лианой.


Увидев Лиану, Михаил впал в ступор. Высокая, длинные стройные ноги и откровенный, но со вкусом костюм с открытым животом - не отвести глаз. На вопрос «А где же муж?» она отвечала коротко: «Объелся груш!» После концерта Михаил пригласил Лиану на кофе, проговорили в кафе до утра. После следующего выступления в Чикаго Михаил понял, как безумно ему хочется позвонить этой девушке. Их общение стало ежедневным. Ну а привело это всё к тому, что Михаил приехал к отцу Лианы просить руки его дочери. Не всё было гладко - возникли проблемы с вывозом Сарины из Штатов. Всё устаканилось лишь когда Михаил удочерил её и смог забрать новую семью в Россию.

«Хор» и «Сопрано»

25 лет на сцене - это солидно! Секретом успеха хора было, пожалуй, то, что репертуар Михаил не ограничивал. Классика, народное творчество разных стран, современные поп-хиты, рок, джаз, мюзиклы - каждый мог найти то, что бы его зацепило. «Петь только классику - это как иметь строгие брюки в гардеробе, красивые, дорогие, но одни. А можно ведь переодеться и во что-то подемократичнее. Или сочетать, как это начали делать в Голливуде, надевая смокинг с джинсами и кроссовками», - размышлял Турецкий.

В общем, коллектив ударился во фьюжн - смешение стилей. «Почему в коллективе отсутствуют женские голоса?» - часто спрашивали Михаила. А и вправду, почему? Ведь большинство поклонниц хора как раз дамы, да и большой пласт музыки, который лучше звучит именно в женском исполнении. Так пришла мысль создать женский коллектив. Под началом Михаила оказалось сразу два хора. Он ценит каждого подопечного, а те уверены в своём руководителе на все сто и точно знают - пока будут петь хором, без работы не останутся.