Консорциум вузов. Цели, задачи игровой роли

Консорциум вузов сервиса: российский опыт сетевого университета/ Вузовский вестник, 18(114) сентябрь 2010 г.

Национапьный научно - обра­
зовательный
инновационно -
технологический консорциум
вузов
сервиса создан в июне 2009
гада при участии большинства
специализированных российских
вузов, в
едущих подготовку ка -
дров доя сферы сервиса . Фо рма : консорциума била выбрана неслу -
чайно : именно в формате консор­-
циума ( то есть, добровольного и
равноправного объединения обра -

зовательных учреждений, сохра -
няющих юридичеекую само с тоя -
тельность ), возможно наиболее
эффективное сотрудничество в
области науки и образования . Ини­-
циатором объединения россий -
ских вузов сервиса в консорциум
выступил Санкт-Петербуреский
государственный университет

сервиса и экономики .

Консорциум вузов с ервиса :

российский опыт создания сетевого университета

Задачи перед образовательны­ми учреждениями, готовящими кадры в сфере услуг , стоят огромные, - от­метил на заседании председатель Совета Консорциума, ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Александр Викторов . - Поэтому в июне 2009 -го ведущие вузы России объединились в Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса. Цель - кардинальное по­вышение качества подготовки спе­циалистов для обширной динамично развивающейся сферы услуг путем координации деятельности по подготовке кадров для сферы сервиса в раз­ных регионах страны и использования принципов саморегулируемых органи­заций. Сегодня совет Консорциума со­вместно с Министерством образования и науки РФ решает задачу организации экспериментальной Федеральной ин­новационной площадки по отработке модели сетевого учебно-научного университетского комплекса. Будем разрабатывать инновационные методы подготовки кадров. Решаются и вполне практические задачи: значительно по­вышается академическая мобильность преподавателей и студентов на всем пространстве страны, появляется боль­ше возможностей для использования дистанционных методов обучения, реа­лизации электронных образовательных ресурсов и др.


Первое заседание Консорциума со­стоялось 26 ноября 2009 года в Санкт-Петербурге. Ядром Консорциума явля­ются б специализированных сервисных вузов, а всего в составе Консорциума в настоящее время 11 российских ву­зов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса. География участ­ников Консорциума - от Махачкалы до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. В его составе: Владиво­стокский государственный универси­тет экономики и сервиса, Владимир­ский государственный университет, Восточно-Сибирская государственная академия образования, Дагестанский государственный технический универ­ситет, Омский государственный инсти­тут сервиса, Поволжский государствен­ный университет сервиса, Рязанский государственный университет имени, Санкт-Петербургский го­сударственный университет сервиса и экономики, Тверской государственный университет, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Та­ким образом, Консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Это важно, если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшие годы - Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, 27-я Летняя Уни­версиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры-2014 в Сочи, и многих других.

В настоящее время на основе ба­зе вузов Консорциума (в которых по сервисным специальностям обучаются 106,6 тысяч студентов и работают более 3,3 тысяч преподавателей) реализуется проект по созданию первого в России сетевого университета. Основная цель создания образовательного комплекса нового типа на основе сетевого взаи­модействия состоит в повышении ка­чества подготовки кадров для сферы сервиса. Структура организации и со­держание подготовки специалистов в рамках научно-образовательного консорциума будет носить сетевой характер. В рамках создаваемой сети реализуется принцип студенческой и преподавательской мобильности. Также широко используются дистанционные методы обучения и электронные обра­зовательные ресурсы. Учебный процесс будет построен по модульному принци­пу. Это даст возможность организовы­вать длительные практики студентов.

КСТАТИ

В Санкт-Петербургским государ­ ственном университете сервиса и; экономики и на других площадках консорциума за прошедший год со­ стоялись ряд заседаний, посвящен ных вопросу организации; экспери­ ментальной площадки по отработке модели сетевого образовательного комплекса нового типа на базе Наци­ онального научно-образовательного инновационно-технологического Консорциуме вузов сервиса.

Данная современная многоуровне­вая научно-образовательная структура, в числе прочих задач, призвана реализовывать научно-инновационное сопровождение сервисной деятельности в бизнес-сообществе на основе интегра­ции научного, образовательного, иннова­ционного и технологического потенциа­ла организаций-членов Консорциума.

В условиях демографического спада, который особенно ярко проявился при приеме абитуриентов в 2010 и будет проявляться в последующие годы, но­вая многоуровневая модель образова­тельного комплекса на основе сетевого взаимодействия приобретает особую актуальность, так как она позволяет стимулировать интерес к российскому высшему образованию в перспектив­ной для всей мировой экономики сфе­ры сервиса со стороны иностранных абитуриентов.

В заседаниях принимали участие ректоры сервисных вузов России:

- Владивостокского государствен­ного университета экономики и серви са (ректор - д. з . н ., профессор Лазарев Геннадий Иннокентьевич );

- Омского государственного ин­ ститута сервиса (и . о . ректора - д . т . н :, профессор Штриплинг Лев От тович );

- Поволжского государственного университета сервиса (ректор - д. з . н ., профессор Ерохина Лидия Ивановна );


- Санкт - Петербургского государ­ ственного университета сервиса и экономики (ректор - д. з . н ., профессор Викторов Александр Дмитриевич );

- Уфимской государственной ака­ демии экономики и сервиса (ректор - д. з . н ., профессор Дегтярев Александр Николаевич );

- Южно - Российского государствен­ ного университета экономики и серви­ са (ректор - д . т . н ., профессор Проко­ пенко Николай Николаевич )

Опыт по созданию сетевого вуза на базе Санкт-Петербургского госу­дарственного университета серви­са и экономики (СПбГУСЭ) изучило Министерство образования и науки России.

Совещание ректоров сервисных ву­зов России по подготовке кадров для. сферы услуг прошло 22 мая 2010 года на базе СПбГУСЭ под руководством заместителя министра образования и науки Исаака Калины . Заместитель министра провел совещание, чтобы об­судить опыт организации и работы На­ционального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. В штабе обра­зовательной отрасли страны заинтере­сованы в создании экспериментальной площадки по отработке модели сетево­го многоуровневого учебно-научного университетского комплекса. По сути, Консорциум вузов сервиса становится инновационной площадкой в сфере образования для всей России.

Об итогах этого совещания расска­зывал на заседании совета Российско­го союза ректоров, прошедшем 24 мая 2010 года в Московском государствен­ном университете министр образова­ния и науки страны Андрей Фурсенко . В министерстве положительно оце­нили петербургский опыт.

Мы будем поддерживать сетевые и ассоциативные университеты, - зая­вил министр. - В Петербурге состоя­лась встреча ректоров вузов сервиса, создавших сетевой университет. Цель такой инновации - повышение каче­ства обучения, академическая мобиль­ность, совместная грантовая работа, DIV_ADBLOCK23">


В рамках Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса сегодня уже ведется интенсив­ная работа.

Так, проректоры по разным на­правлениям работы вузов-участников консорциума начали взаимодействие по вопросам академической мобиль­ности студентов, грантовой деятель­ности, дистанционного обучения, разработки нового поколения систем управления учебным процессом и т. д. Уже после того, как провел заседание ректоров сервисных вузов, проректоры по научной работе вузов Консорциума собрались на методи­ческий семинар в Южно-Российском государственном университете эко­номики и сервиса, а в июне прорек торы по учебно-методической работе совещались во Владивостоке. В июне. состоялось заседание проректоров по учебной работе вузов Консорциума в Поволжском государственном универ­ситете сервиса.

Ректоры вузов-участников Кон­сорциума регулярно собираются на очередные заседания в разных ву­зах Консорциума. 18 июня 2010 года одно из таких заседаний прошло в Санкт-Петербурге, в период прове­дения в СПбГУСЭ Международного форума «Инновационные техноло­гии в сервисе». Форум «Инноваци­онные технологии в сервисе» про­ходил на базе Санкт-Петербургского государственного университета сер­виса и экономики в 2010 году уже во второй раз. В этом году в рамках форума прошел Круглый стол мо­лодых учёных и аспирантов Нацио­нального научно-образовательного технологического консорциума ву­зов сервиса «Новые парадигмы ин­новационного управления в сфере сервиса».

Студенты и аспиранты вузов Кон­сорциума оказываются в выигрыше от организации Консорциума в первую;, очередь. Для них открываются по-настоящему уникальные возможности::: Поступив в любой из вузов-участников Консорциума, студенты могут обучать­ся по ряду программ, а также проходить производственные и учебные практики " в любом из вузов, вошедших в состав Консорциума. Появляется возможность получать образование по двум специ­альностям одновременно и при выпуске получить не один, а два диплома. Замет­но увеличивается количество направле­ний и специализаций по сравнению с теми, которые есть в каждом отдельном вузе. А в целом все это работает на повышение качества образования.

Студенты вузов Консорциума при­няли участие в IV Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Социально-экономические аспекты сервиса: современное состояние и перспек­тивы развития», прошедшей в Санкт-Петербурге 12-14" апреля 2010 года. Студенты Омского государственного института сервиса проходили практику в СПбГУСЭ летом2010года.

В настоящее время идет апробация новой социальной сети Союза молодых ученых и аспирантов Консорциума, полноценный запуск которой планиру­ется произвести уже осенью этого года. А к концу 2010 года будет завершено создание единой электронной библио­течной базы всех вузов Консорциума, что позволит значительно увеличить возможности библиотечных фондов каждого из вузов.

Если говорить 6 ближайших пер­спективах - запланировано развитие Консорциума в самых разных направ­лениях. Так, в настоящее время реша­ется вопрос об интеграции научных школ вузов Консорциума, - о вхожде­нии ведущих ученых вузов Консорциу­ма в диссертационные советы вузов-партнеров.

Таким образом, процесс интеграции научного, образовательного, инноваци­онного и технологического потенциала российских вузов набирает обороты; и есть основания полагать, что уже в самом ближайшем будущем этот труд принесет свои плоды в виде качествен­ного скачка в развитии сферы сервиса нашей страны.

Александр ВИКТОРОВ ,

доктор экономических наук , профессор , ректор Санкт - Петербург­ского государственного университета сервиса и экономики


Минобрнауки выбрало 39 вузов, которые первыми начнут реализацию приоритетного проекта по экспорту российского образования. Они будут привлекать иностранных студентов

Фото: Larry Downing / Reuters

Правительство утвердило дорожную карту по приоритетному проекту правительства об экспорте образования, заявила РБК глава Минообрнауки Ольга Васильева в кулуарах восточного экономического форума во вторник, 5 сентября. Васильева уточнила, что экспортом образования будет заниматься 39 российских вузов.

Под экспортом образования правительство подразумевает привлечение иностранных студентов в российские вузы, увеличение зарубежных слушателей онлайн-курсов и иностранных школьников, получающих дополнительное образования в России.

Паспорт приоритетного проектаопубликован на сайте правительства. Цель документа, говорится в пояснительной записки к проекту, — повысить конкурентоспособность российского образования на международном рынке.

В правительстве и Минобрнауки рассчитывают, что количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, в результате реализации проекта вырастет с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций — с 1,1 млн человек до 3, 5 млн. Для достижения этих целей правительство планирует потратить почти 5 млрд руб.

Надеются чиновники на увеличение доходов от экспорта российского образования — поступление денег должно вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд руб. в 2025 году. В реализацию проекта власти готовы вложить 5 млрд руб. Впервые заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев в мае 2017 года.

РБК ознакомился со списком вузов. Эти организации первыми внедрят программы по экспорту образования. С 2021 года все университеты страны должны будут перенять их опыт.

В списке:

1. Академия русского балета имени А.Я. Вагановой

2. Белгородский государственный национальный исследовательский университет

3. Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова

4. Дальневосточный федеральный университет

5. Казанский (Приволжский) федеральный университет

6. Казанский национальный исследовательский технологический университет С.В. Юшко

7. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

8. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

9. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

10. Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств

11. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

12. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

13. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

14. Московский политехнический университет

15. Московский физико-технический институт (государственный университет)

16. Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

17. Национальный исследовательский Томский государственный университет

18. Национальный исследовательский Томский политехнический университет

19. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

20. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

21. Новосибирский государственный технический университет

22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России

23. Российская академия музыки имени Гнесиных

24. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

25. Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

26. Российский государственный гуманитарный университет

27. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

28. Российский институт театрального искусства — ГИТИС

29. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

30. Российский университет дружбы народов

31. Российский университет транспорта (МИИТ)

32. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

33. Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

34. Сибирский государственный медицинский университет

35. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

36. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

37. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

38. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

39. Южный федеральный университет.

Подготовить документы о «консорциуме» вузов — экспортеров к 1 ноября должен ректор РУДН Владимир Филиппов, следует из протокола заседания Минобрнауки с представителями вузов за подписью заместителя министра Павла Зеньковича (документ есть у РБК). Он обязан разработать и согласовать положение о консорциуме и его дорожную карту с главами других вузов из списка.

Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


В состав Консорциума входят вузы, ведущие подготовку по сервисным специальностям: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Омский государственный институт сервиса Поволжский государственный университет сервиса Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики Сочинский государственный университет туризма и курортного дела Уфимская государственная академия экономики и сервиса Южно-Российский государственный университет экономики и сервис Владимирский государственный университет Восточно-Сибирская государственная академия образования Дагестанский государственный технический университет Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Тверской государственный университет




Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса создан в июне 2009 года. Форма объединения вузов была выбрана не случайно: именно в формате консорциума, то есть добровольного и равноправного объединения образовательных учреждений в сфере сервиса, возможно наиболее эффективное сотрудничество в области науки и образования.


2 марта 2010 г. в г. Ессентуки на базе Кавминводского филиала Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса прошло расширенное заседание Совета Национального научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов сервиса


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса. В ходе работы обсуждались вопросы места и роли вузов сервиса в условиях модернизации системы высшего образования, подготовки кадров, трудоустройства выпускников, повышения квалификации и переподготовки, совместного участия в конкурсно-грантовой деятельности, информационных технологий в модульном обучении, дистанционных образовательных технологий, подготовки бакалавров сервиса.


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса По итогам заседания приняты решения, связанные с работой по усилению позиционирования вузов сервиса на образовательном пространстве России, подготовки экспериментальной площадки для отработки моделей сетевой многоуровневой образовательной структуры, созданию единого информационного пространства Консорциума, подготовкой издания спецвыпуска журнала «Инновации», посвященного вузам Консорциума, организации академической мобильности в рамках Консорциума и др. В работе расширенного заседания Совета Консорциума приняли участие: депутат Государственной Думы РФ Гончаров В.А., заместитель руководителя Администрации Кавказских Минеральных Вод Холопова Н.В., зам. Председателя Ставропольского края по вопросам труда и бытового обслуживания населения Королькова П.И., первый проректор ВГУЭС проф. Мальцева Г.И., Президент ЮРГУЭС проф. Сапронов А.Г., проректор по НИР ЮРГУЭС проф. Марчук В.И., проректор по УиМР ЮРГУЭС проф. Окорочков А.И., ректор ПвГУС проф. Ерохина Л.И., ректор ЮРГУЭС проф. Прокопенко Н.Н., ректор УГАЭС проф. Дегтярев А.Н., и.о. ректора ОГИС проф. Штриплинг Л.О., ректор РГУ им. С. Есенина проф. Шеина И.М., проректор по УР ВСГАО проф. Ушаков А.И., декан инженерно-экономического факультета ДГТУ доц. Павлюченко Е.И.


23 апреля 2010 года. Газета «Поиск» Профессор Александр ВИКТОРОВ, председатель совета консорциума, ректор Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики: «… Наш университет (как и ряд других, входящих в консорциум) - сетевой, в его структуре восемь учебных институтов, охватывающих весь диапазон специальностей сферы услуг, и 11 крупных филиалов. Главы регионов, в которых они расположены, поддерживают идею университетских комплексов, понимая их значение для развития территорий. В большинстве продвинутых стран на разработку технологий и научные исследования в сфере обслуживания выделяются огромные средства. В России они финансируются по минимуму, поскольку это сфера традиционно считается нетехнологичной. Глубокое заблуждение, которое надо преодолевать совместными усилиями и при поддержке партнеров. Одна из возможностей – создание фондов целевого капитала. Другая – привлечение бюджетных средств, в том числе на состязательной основе. Так, мы готовим предложения о том, чтобы разрешить консорциуму наряду с другими образовательными структурами участвовать в конкурсах, как это сделано в Финляндии. Например, на звание национального исследовательского университета. У нас это пока возможно лишь по поручительству. Допустим, один университет выступает в конкурсе от имени всего консорциума, остальные участники являются соисполнителями».


21 Мая 2010 года под руководством заместителя министра науки и образования РФ И.И. Калины при непосредственном участии помощника полномочного представителя президента РФ по СЗ ФО В.Н. Голощапова состоялось очередное заседание Совета Консорциума. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


Газета «Известия», 99 (28114) Сеть помогает студентам учиться Опыт по созданию сетевого вуза на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) изучило министерство образования и науки России. Петербургские инновационные технологии в сфере образования получили одобрение и рекомендованы к внедрению. Об итогах этого совещания несколькими днями позднее рассказывал на заседании совета Российского союза ректоров, прошедшем в Московском государственном университете министр образования и науки страны Андрей Фурсенко. В министерстве оценили петербургский опыт. «…Мы будем поддерживать сетевые и ассоциативные университеты, - заявил министр. – В Петербурге состоялась встреча ректоров вузов сервиса, создавшим сетевой университет. Цель такой инновации – повышение качества обучения, академическая мобильность, совместная грантовая работа, переход на уровневое образование, создание совместных государственных экзаменационных и аттестационных комиссий и многое другое. Мы должны содействовать формированию таких самоорганизующихся структур в образовательной сфере. Государству необходимо поддерживать программы их развития путем целевого финансирования».


Газета «Известия», 99 (28114) Сеть помогает студентам учиться В выигрыше от организации сетевых университетов остаются в первую очередь студенты. Для них открываются действительно уникальные возможности. Поступив в любой из вузов - участников консорциума, студенты смогут обучаться по ряду программ, а так же проходить производственные и учебные практики в любом из вузов, вошедших в состав консорциума. Появится возможность получать образование по двум специальностям одновременно и при выпуске получить не один, а два диплома. Заметно увеличится количество направлений и специализаций по сравнению с теми, которые есть в каждом отдельном вузе. А в целом все это работает на повышение качества образования. Президент Российского союза ректоров, академик Виктор Садовничий отметил, что петербургский пример создания сетевого университета на базе консорциума вузов сервиса востребован в России и получит широкое распространение.


Газета «Известия», 99 (28114) Сеть помогает студентам учиться «На майском совещании ректоров сервисных вузов России по подготовке кадров для сферы услуг, прошедшем на базе СПбГУСЭ, с опытом организации Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса познакомился заместитель министра образования и науки Исаак Калина. В штабе образовательной отрасли страны заинтересованы в создании экспериментальной площадки по отработке модели сетевого многоуровневого учебно-научного университетского комплекса. По сути, Петербург и СПбГУСЭ, как головной вуз консорциума становятся инновационной площадкой в сфере образования для всей России».


Обсуждение создания Федеральной инновационной площадки на базе Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. Консорциум объединяет вузы – от Сочи до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. Таким образом, консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Это важно, если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшие годы - Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, 27-я Летняя Универсиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры-2014 в Сочи, и др. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


Создание по инициативе СПбГУСЭ в 2009 году национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса России открывает для студентов новые горизонты: в рамках консорциума объединяется научно-образовательный и организационный потенциал всех 12 вузов-участников консорциума. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


Вузы – члены консорциума активно реализуют принципы равноправного сетевого сотрудничества, заложенные в Болонском процессе, и видят в объединении накопленного потенциала новое направление своего развития. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


Основной целью работы Консорциума является кардинальное повышение качества подготовки специалистов для обширной, динамично развивающейся сферы услуг путем координации деятельности по подготовке кадров для сферы сервиса в разных регионах страны и использования принципов саморегулируемых организаций. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


На базе СПбГУСЭ под эгидой Консорциума г. проведен II Международный форум «Инновационные технологии в сервисе» в рамках которого состоялся круглый стол молодых ученых и аспирантов вузов Консорциума «Новые парадигмы инновационного управления в сфере сервиса». Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


30 июня 2010 года в зале Ученого Совета Владивостокского государственного университета экономики и сервиса состоялась пленарная сессия «Сервис и АТЭС: обеспечение качественного сервиса для качественной работы саммита». Мероприятие посетили представители местной власти, преподаватели, сотрудники и студенты ВГУЭС, СМИ, а также зарубежные гости. Председателями пленарной сессии выступили: вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский, ректор Южно- Российского государственного университета экономики и сервиса Николай Прокопенко (г.Шахты) и депутат Законодательного Собрания Приморского края, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Геннадий Лазарев. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


«…Учебно-методические объединения вузов во многом утратили свои функции, поэтому между вузами необходимо налаживать взаимодействие по новым принципам. Постановлением совета ректоров вузов России была создана рабочая группа по формированию сетевой структуры университетов, в которую вошли 11 известных ректоров…» Ректор Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса Николай Прокопенко выступил с докладом «Сетевое взаимодействие вузов: прошлое, настоящее, будущее» Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


С 7 по 9 июля 2010 года в Поволжском государственном университете сервиса прошла встреча проректоров и руководителей управлений по учебно- методической работе консорциума вузов сервиса. Целью проведения мероприятия стало обсуждение актуальных задач, стоящих перед высшими учебными заведениями РФ на современном этапе, организация работы вузов консорциума по сетевому взаимодействию. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


По поручению Департамента профессионального образования Минобрнауки РФ в период с 21 по 24 сентября 2010 года Консорциум вузов сервиса подготовил предложения по разработке программы обучения персонала, необходимого для подготовки и проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


В августе 2010 года от Консорциума вузов сервиса подано представление в Департамент профессионального образования Минобрнауки РФ на создание Федеральной инновационной площадки на базе Национального научно- образовательного инновационно- технологического консорциума вузов сервиса.


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса Создание консорциума и придание ему статуса Федеральной инновационной площадки официально поддержали: полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе И.И.Клебанов, Президент республики Башкортостан М.Рахимов, И.о. мэра г.Омска В.Д.Потапов, Председатель Думы городского округа Тольятти А.В.Пахоменко, Мэр городского округа Тольятти А.Н.Пушков, Министерство образования и науки Самарской области – Министр науки и образования Самарской области Д.Е.Овчинников, Администрация Кавказских Минеральный вод – Руководитель Администрации В.Вышинский, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области – Министр И.А.Гуськов, Законодательное собрание Ростовской области – Зам.председателя ЗакС Ростовской области Е.М.Шепелев, Зам. Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области А.И.Бедрик, Глава г.Владивостока И.С.Пушкарев, И.О.Губернатора Приморского края А.И.Костенко, Законодательное Собрание Приморского края - Председатель Законодательного Собрания Приморского края В.В.Горчаков.


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса 11 ноября 2010 года в гостиничном комплексе «Измайлово» состоялось заседание Совета национального научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов сервиса на котором рассмотрены следующие вопросы: Отчет председателя Совета Консорциума о работе за год (А.Д. Викторов – ректор Санкт- Петербургского государственного университета сервиса и экономики). Прием в Совет Консорциума новых членов. Положение об академической мобильности преподавателей, студентов, магистров, аспирантов и докторантов вузов Консорциума (Л. И. Ерохина – ректор Поволжского государственного университета сервиса). Положение об Объединенном Ученом Совете вузов Консорциума (А.Д. Викторов – ректор Санкт- Петербургского государственного университета сервиса и экономики). Положение об Объединенной Государственной аттестационной комиссии (Н. Н. Прокопенко – ректор Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса). Предложения по подготовке и изданию учебников, учебно-методических пособий, подготовленных объединенными коллективами по новым образовательные стандарты; предложения по созданию электронной библиотечной базы (Г. И. Лазарева – ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса). Предложения для ВАК по открытию межвузовских диссертационных советов (готовят проректоры по научной работе под патронажем профессора Н.Н. Прокопенко). Предложения для Министерства образования и науки РФ по структуре подготовки специалистов по сервисным направлениям в вузах России в 2011 году (проректор С. М. Костенко – проректор по довузовской подготовке Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики). Разное.


Разработан проект создания Федеральной инновационной площадки на базе «Национального научно- образовательного инновационно- технологического консорциума вузов сервиса» Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса


Задачи проекта: 1.Обеспечение модернизации и развития системы образования в области сервиса и ее интеграции в международное образовательное пространство. 2.Системная работа по совершенствованию учебного процесса, координация работ по созданию внутривузовской нормативно-правовой и организационно-методической базы для обеспечения и практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов. 3.Координация деятельности вузов по разработке основных образовательных программ по направлениям сервисной подготовки. 4.Формирование единой системы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов Консорциума в условиях уровневого образования. 5.Взаимодействие с социальными партнерами и объединениями работодателей по введению уровневой системы высшего профессионального образования.


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса Институциональные показатели 1. Разработка и апробация модели новой образовательной структуры - отраслевого сетевого университета как системообразующего распределенного саморегулируемого учебно- научно-инновационного комплекса многоуровневого образования в сфере сервиса. 2. Разработка проектов нормативных документов для Минобрнауки РФ по функционированию отраслевого сетевого университета сервиса: миссия; организационно-правовая форма; Устав; положения о функционировании и взаимодействии научно-образовательных структур всех уровней образования, входящих в сетевой университет на принципах Консорциума. 3. Разработка проектов Положений: об академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. о Попечительском, Наблюдательном и Ученом советах, объединенных диссертационных советах, координационном центре содействия трудоустройству выпускников, государственной аттестационной комиссии, редакционно-издательском совете, научно-методическом совете по инновационным образовательным технологиям и других органах управления.


Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса 4. Разработка предложений для Правительства РФ, Минобрнауки РФ по совершенствованию действующей нормативной базы, политики и законодательства в части формирования новых механизмов саморегулирования деятельности объединений вузов и их сетевого взаимодействия. Разработка методики и выполнение исследований по прогнозированию потребности в кадрах специалистов для сферы сервиса с ВПО, СПО и НПО на среднесрочный /2015 год/ и долгосрочный /2020 год/ периоды с учетом социально-экономического и инновационного развития регионов всех федеральных округов. 5. Создание на базе Консорциума с участием работодателей саморегулируемой профессиональной организации, занимающейся вопросами разработки, нормирования, сопряжения и контроля за выполнением образовательных и профессиональных стандартов в многоуровневых университетских комплексах. 6. Развитие системы общественно-государственной экспертизы качества образования для сферы сервиса. Разработка механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров для сферы сервиса. Совершенствование системы аккредитации на основе результатов обследования с помощью контрольно- измерительных материалов (КИМ) (педагогических и диагностических тестов) с характеристиками, удовлетворяющими научно обоснованным критериям качества.


18 марта 2010 г. ИА «Росбалт» «На базе СПбГУСЭ в Петербурге создается сетевой сервисный университет России» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 марта. В Петербурге создается первый в России Консорциум сервисных вузов. В него уже вошли 12 университетов, которые готовят профессионалов для туризма, ресторанного и гостиничного бизнеса, банковских услуг, управления, рекламы и других видов услуг. Цель консорциума подготовка профессионалов в сфере услуг для экономики страны, в частности – для обеспечения на мировом уровне таких крупных мероприятий, как, например, Олимпиала-2014 в Сочи или Студенческая универсиада в Казани в 2013 году. Об этом сообщил ректор Санкт- Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Александр Викторов. По его словам, консорциум представляет собой саморегулируемую организацию, созданную на договорных началах, объединяющую юридические лица для решения общих задач совместными средствами. Консорциум создается на определенное время для решения конкретной задачи и будет представлять собой виртуальный сетевой университет на базе СПбГУСЭ. Его участники будут выступать как одно лицо на внешнем рынке образовательных услуг, а внутри России они сохранят полную самостоятельность.


22 марта 2010 г. Газета «Известия», 48 (28063) Инновационный сервис Консорциум российских вузов моделирует модернизацию сферы услуг «…В Петербурге, на базе Государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) прошло заседание совета Национального научно-образовательного технологического консорциума в сфере сервиса. Участники – руководители семи крупнейших вузов страны, готовящих кадры для сферы услуг. Главный пункт повестки дня - создание всероссийской экспериментальной площадки для внедрения инноваций в процесс подготовки кадров для сервисных организаций страны».


26 марта 2010 г. Еженедельная газета научного сообщества «Поиск» Сервисный сбор В Санкт-Петербургском госуниверситете сервиса и экономики состоялось внеочередное заседание Совета Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. Перед образовательными учреждениями, готовящими кадры в сфере услуг, сегодня стоят масштабные задачи, - отметил на заседании совета консорциума ректор СПбГУСЭ Александр Викторов. - Поэтому в июне 2009 года вузы сервисного профиля решили объединиться. Цель - координация деятельности по подготовке кадров для сферы сервиса в разных регионах. Сегодня совет консорциума занят организацией экспериментальной площадки по отработке модели сетевого учебно-научного университетского комплекса. Именно для этого ректоры сервисных вузов собрались в Петербурге. Консорциум объединяет вузы, в которых обучаются 168 тысяч студентов и работают 7,5 тысячи преподавателей. География участников - от Владивостока до Санкт-Петербурга. Таким образом, консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Как отмечалось на встрече, сейчас есть около 30 направлений сотрудничества: от создания новых программ и методических разработок до сетевого принципа обмена кадрами.


29 марта 2010 г. Газета «Санкт-Петербургские ведомости», 053 Строим сервисный забор Пока одни в перепуге «как наши выступят на Сочинской олимпиаде?», другие в тревоге «как гостей примем?». Вузы сервиса объединяются, чтобы за считанные годы взрастить приличные кадры В Санкт-Петербургском госуниверситете сервиса и экономики совещались с начальством других «сервисных» государственных вузов – Владивостокского, Омского, Поволжского, Уфимского, Южно-Российского, Сочинского, – прорабатывали общий план действий. Прошлая встреча была в Ессентуках 2 марта, то есть, как сказали ректоры, «мы спешим». В июне прошлого года несколько «сервисных» вузов по инициативе ректора Санкт-Петербургского госуниверситета сервиса и экономики Александра Викторова создали консорциум (по определению – неюридическое лицо для объединения юридических лиц для решения какой-нибудь задачи). Задача – дать качественные кадры. «Сервис» – это и барышня на ресепшене, и В. В. Путин (который, будучи президентом, в переписи населения 2000 года обозначил сферу своей деятельности как «услуги» – потому как управленец). Это и жилищно-коммунальные услуги, и ветеринарные, и транспортные, и образовательные – свыше 4 тысяч видов. 70% – таков средний вклад сервисной сферы в ВВП стран. В России этот вклад обозначили словами «очень мал». Но мы всего-то 20 лет привыкаем к понятиям «сервис» и «комфорт». И, в общем, справляемся с первой задачей: «произвести саму услугу» (построить, скажем, отель); зато со второй задачей («оказать услугу») у нас из рук вон. К тому же учтем, что в нашем сервисе работают необязательно те, кого этому учили, – на примере своего региона ректор Поволжского госуниверситета сервиса Лидия Ерохина отметила: 90% работающих в туризме не имеют профобразования в этой сфере. - В Сочи на время Олимпиады для индустрии гостеприимства нужно дополнительно 46 тысяч специалистов, – сказала проректор Сочинского госуниверситета туризма и курортного дела Нина Пестерева. – И 30 – 50 тысяч волонтеров, которых тоже нужно подготовить. – Вузы сервиса устойчивы по определению, – уверил ректор Омского государственного института сервиса Лев Штриплинг. – Мы готовим кадры для малого и среднего бизнеса, а это определяет экономику страны. Сейчас, говорят ректоры, не до межвузовской конкуренции – надо объединять опыт. Отсюда и консорциум, в который вошли 12 вузов, и (главная его цель) «создание сетевого многоуровневого университетского комплекса», и межвузовская мобильность как студентов, так и преподавателей (по словам Александра Викторова, лучшие будут читать свои курсы в разных вузах). Проекты консорциума будут финансироваться самими вузами, а также грантами Минобразования.


Апрель 2010 г. Специальный выпуск журнала «Родина»: «Образование в России: сценарии развития». Вузы сервиса объединились и предлагают модель сетевого взаимодействия вузов «…В рамках Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса уже сегодня ведется интенсивная работа. Так, проректоры по разным направлениям работы вузов-участников консорциума начали взаимодействие по вопросам академической мобильности студентов, грантовой деятельности, дистанционного обучения, разработки нового поколения систем управления учебным процессом и т.д. Ректоры вузов-участников консорциума соберутся на очередное заседание в Санкт-Петербурге 18 июня 2010 года, в период проведения в СПбГУСЭ Международного форума «Инновационные технологии в сервисе». В программе форума также - Круглый стол молодых учёных и аспирантов национального научно- образовательного технологического Консорциума в сфере сервиса «Новые парадигмы инновационного управления в сфере сервиса». Таким образом, процесс интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала российских вузов набирает обороты, и есть основания полагать, что уже в самом ближайшем будущем этот труд принесет свои плоды в виде качественного скачка в развитии сферы сервиса нашей страны…».


14 апреля 2010 г. Газета «Аргументы и факты», 15 (1535) Сервис на высшем уровне Свои силы объединяют ведущие вузы отрасли Ведущие «сервисные» вузы России создают экспериментальную площадку по отработке модели сетевого образовательного комплекса нового типа на базе Национального научно- образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. Чтобы обсудить магистральные направления работы, в здании Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики собрались ректоры ведущих российских вузов отрасли. По существу, предлагается модель сетевого университета с самыми широкими возможностями. Главная цель нового объединения - повышение уровня подготовки кадров в сфере сервиса. Уже в 2012 г. во Владивостоке пройдет саммит АТЭС, в Казани - студенческая универсиада, в 2014-м – Олимпиада в Сочи. И везде нужен персонал, соответствующий мировому уровню. Только в Сочи будет задействовано 46 тыс. специалистов гостиничного комплекса и тыс. волонтеров. В деле обучения их по высшим стандартам ключевая роль отводится вузам сервиса. Вузы консорциума взаимодействуют по более чем 30 направлениям: дистанционные методы обучения, электронные образовательные ресурсы, академическая мобильность, обмен методиками и идеями. Наши вузы готовят кадры преимущественно для малого и среднего бизнеса, а именно этот пласт в экономике наиболее устойчив, - говорит ректор СПбГУСЭ Александр Викторов. - Сегодня сфера услуг очень популярна у молодежи. Лучший показатель – конкурс, а он очень высок. Все выпускники востребованы на рынке труда. Сейчас новую модель внимательно изучают в Министерстве образования. И можно не сомневаться, что она станет еще одним стимулом развития российского высшего образования, - программой, которая позволит успешно готовить студентов нового времени.


Информационный портал Владивостока «vladnews.ru» Кадры для объектов саммита АТЭС подготовит «сетевой университет» На заседании Совета национального научно-образовательного консорциума России было принято решение о создании модели «сетевого университета». В это образование вошли вузы экономики и сервиса Санкт-Петербурга, Омска, Тольятти, Уфы, Шахт, Сочи и Владивостока. - После окончания такого крупнейшего мероприятия, как саммит АТЭС, - сообщил ректор ВГЭС Геннадий Лазарев, - во Владивостоке остается масса огромная инфраструктура, которой нужно будет максимально эффективно пользоваться, для того чтобы окупать себя и работать на экономику страны. Сегодня для нас ключевая задача – успеть подготовить к этим мероприятиям квалифицированные кадры. ВГУЭС решил взять на себя задачу стать площадкой для объединения усилий образовательных, культурных, предпринимательских сообществ и власти с целью создания сервисной индустрии мирового уровня во Владивостоке и Приморском крае. Из вузов страны будет создана своего рода образовательная сеть, которая и поможет готовить для Приморья высококвалифицированных специалистов. В ходе образовательных обменных программ сотрудничества университетов, студенты и преподаватели смогут ездить в различные вузы, вошедшие в «сетевой университет».


23 апреля 2010 года. Газета «Поиск». ВАС ОБСЛУЖИТЬ? Университеты сервиса раскидывают ласковые сети Наша газета уже рассказывала о создании и первых шагах деятельности национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервисного профиля. Новое объединение призвано координировать процессы подготовки кадров для отрасли в разных регионах. Необходимость в такой координации назрела. Вот специализированные вузы и решили взять инициативу в свои руки. При этом руководствуются директивными документами о приоритетных направлениях государственной политики в сфере образования, создании в этой сфере инновационных структур, ее интеграции в международное пространство. Но есть у консорциума и конкретные амбициозные задачи – технологическое и кадровое обеспечение таких глобальных событий, как Саммит стран АТЭС в 2012 г., Универсиада в Казани-2013 и Олимпийские игры в Сочи Разработаны нормативные документы по функционированию консорциума: миссия, устав, положения о научно- образовательных структурах всех уровней. На разных стадиях готовности проекты положений об академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава, о попечительском, наблюдательном и ученом советах, о координационном центре содействия трудоустройству выпускников, о государственной аттестационной комиссии и других органах управления. Эта с виду бумажная работа по сути означает инвентаризацию ресурсов и потребностей. Вузовские команды планируют не только численность студентов, но и общий объем НИР-ОКР, выпуск наукоемкой продукции и оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию. Готовятся прогнозы потребности в специалистах разного профиля на среднесрочный (2015 г.) и долгосрочный (2020 г.) периоды, с учетом социально-экономического и инновационного развития регионов. При этом разработчики отдают себе отчет в том, что по результатам анализа часть направлений подготовки кадров придется закрыть или передать вузам- партнерам. Ответственность за общественно-государственную экспертизу качества образования для поистине услужливого сервиса тоже берет на себя консорциум. Поэтому в ближайших планах - создание на его основе (с участием работодателей) саморегулируемой профессиональной организации, в поле зрения которой будет соблюдение образовательных и профессиональных стандартов в многоуровневых университетских комплексах. Идет апробация модели новой образовательной структуры – поэтому так часто в разных точках страны встречаются не только ректоры-инициаторы, но и проректоры по научной, учебной работе. Пример тому - недавнее заседание совета консорциума в Санкт-Петербурге. На нем активно обсуждался проект создания на базе консорциума Федеральной инновационной площадки для сетевого взаимодействия университетов сервиса. А вскоре этот проект был успешно представлен в Министерстве образования и науки.


18 мая 2010 г. Газета «Известия», 87 (28102) Горизонты развития Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики – единственный специализированный вуз на Северо-Западе России, который готовит высококвалифицированные кадры для сферы сервиса. В настоящее время СПбГУСЭ быстро развивается: обновляется вся материально-техническая база вуза – от ремонта учебных корпусов до закупки оборудования и создания новейших научно-образовательных центров и лабораторий университета. В вузе активно развивается международное сотрудничество. Студентам, владеющим или планирующим в процессе своего обучения овладеть иностранными языками, предоставляется уникальная возможность получить, вместе с «корочками» родного вуза, ещё и диплом одного из престижных европейских университетов-партнеров СПбГУСЭ. Студенческая жизнь в СПбГУСЭ весьма насыщенна: в вузе имеются студенческий театр, команда КВН, танцевальные коллективы, художественная студия и студия фотографии, секция туризма, спортивные команды (волейбол, пляжный волейбол, баскетбол, настольный теннис и другие), многие из которых являются победителями и призерами всероссийских и европейских первенств в своих видах спорта. Также в университете имеется театр моды и активно функционирует студенческое научное общество. А Управление по воспитательной работе и Союз студентов и аспирантов непрерывно работают над организацией интересного досуга для всех, кто обучается в СПбГУСЭ. СПбГУСЭ славится сильным профессорско-преподавательским составом. Среди преподавателей университета: известные профессора, Заслуженные деятели науки, Заслуженные работники высшей школы и Почетные работники высшего профессионального образования Российской Федерации. Для реализации стратегии развития университета до 2020 года, в СПбГУСЭ создан Попечительский Совет, в который входят известные в России люди. В апреле 2010 года университет обратился к Министру образования и науки РФ с ходатайством о представлении Ученому Совету Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Голощапова В. Н. в качестве кандидата на должность Президента Университета на общественных началах. В настоящее время Валерий Николаевич Голощапов работает на должности Помощника полномочного представителя Президента РФ в СЗФО и является Сопредседателем Попечительского Совета СПбГУСЭ.


«Город-812» Журнал «Город 812», 18 (82) Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики возглавил Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса. Для студентов вузов, вошедших в состав Консорциума, такое объединение вузов открывает по-настоящему уникальные возможности. Поступив в любой из вузов-участников Консорциума, студенты смогут проходить семестровые программы, учебные и производственные практики или обучаться одновременно на двух специальностях в любых вузах Консорциума, и при выпуске получить не один, а сразу два диплома. В консорциум вошли 12 российских вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса, в том числе 7 сервисных вузов. Сегодня Консорциум объединяет вузы, в которых обучаются 168 тысяч студентов и работают 7,5 тысяч преподавателей. География участников – от Сочи до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. Таким образом, консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Это важно, если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшие годы - Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, 27-я Летняя Универсиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры-2014 в Сочи, и др. Таким образом, процесс интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала российских вузов сервиса набирает обороты, и есть основания полагать, что уже в самом ближайшем будущем этот труд принесет свои плоды в виде качественного скачка в развитии сферы сервиса нашей страны.


Газета «Известия», 108 (28123) Услуги на уровне инновации Международный форум по технологиям в сфере сервиса проходит в Петербурге Инновации в любой области начинаются с инноваций в образовании. И потому значительная часть программы II Международного форума «Инновационные технологии в сфере сервиса» посвящена обучению, подготовке современных кадров. Проходит форум на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) – с 16 по 18 июня. Более 600 университетских преподавателей и специалистов сферы услуг из 13 государств приехали в северную столицу. Это уже второй форум подобного профиля. Похоже, он становится традиционным, его участники успели почувствовать актуальность и полезность петербургской инициативы. «Принимаем участие второй раз, мы даже не ожидали, что в вашей стране проходят форумы такого уровня», - признался генеральный консул Республики Кипр в Петербурге Антонис Саммутис. Программа форума чрезвычайно обширна и насыщенна. В течение трех дней в конференц-залах и аудиториях СПбГУСЭ пройдет Международная научно-практическая конференция – с пленарными и секционными заседаниями; будет организована школа-семинар с мастер-классами на темы: «Дресс-код», «Венчурный бизнес» и другими; состоится Всероссийская научно-методическая конференция по университетскому комплексу, как форме инновационного развития вуза… Плюс «круглые столы» по различной тематике и три выставки достижений в сфере сервиса. - Наш форум интересен специалистам в самых разных областях, ведь в российский классификатор сферы услуг включены более шести десятков наименований видов деятельности, - рассказал инициатор форума, ректор СПбГУСЭ Александр Викторов. - В сервисе самое сложное – соответствовать ожиданиям потребителей: как только человек получает качественную услугу, он тут же претендует на сервис еще более высокого уровня – это своего рода закон жанра. Петербургский форум - международный, и это важно, так как нашей стране необходимо интегрироваться - и очень быстро – в общеевропейскую и мировую систему оказания услуг. Время не ждет, в ближайшие годы специалистам сервиса России предстоит обслуживать события самого высокого мирового значения. Включая Олимпиаду в Сочи, до которой осталось всего три с половиной года. Подготовка кадров сферы сервиса становится национальной задачей. - Услуги – это все, что окружает человека от рождения до смерти. Но и на том свете, думается, тоже должны быть элементы сервиса, - пошутил директор дилерского центра ООО «Рольф Карлайн» Родион Колесников. – Мы занимаемся банальным делом – продажей машин. У нас прекрасные специалисты: образованные, могут рассказать о машине все, что угодно. Только они не понимают, зачем они это должны делать, почему для клиента важно классное обслуживание. Проблема в ментальности. И я благодарен, что Санкт-Петербургский госуниверситет сервиса и экономики возглавил этот процесс, взял на себя решение самой сложной задачи – корректировку ментальности. Этому будет способствовать и проведение форума, и организация национального инновационно-технологического консорциума.


РИА «PrimaMedia» (Владивосток) Международный форум «Сервис и АТЭС» начал свою работу во ВГУЭС ВЛАДИВОСТОК, 30 июня, PrimaMedia. Международный форум «Сервис и АТЭС» стартовал во ВГУЭС. Как сообщили в пресс-службе вуза корр. РИА PrimaMedia, в рамках форума проходит работа консорциума вузов экономики и сервиса страны. ….Возможно, будущее российских и зарубежных университетов принадлежит консорциумам. Причем в условиях кризиса эта форма инновационного развития образовательных учреждений еще более актуальна. В чем ее суть? Консорциумы – это объединение возможностей учебных заведений профессионального образования различного уровня. В первую очередь для повышения качества подготовки специалистов. Положительный мировой опыт уже есть. Так, в Финляндии создаются консорциумы из однопрофильных университетов и филиалов, по этому пути идут в Китае и в ряде других стран. К тому же в 21 веке в постиндустриальную эпоху многие специальности приобретают «сервисное направление». …. Консорциум - это объединение без образования юридического лица – ничьи интересы не ущемляются и партнерство абсолютно равное. Другое дело, что создаются открытые образовательные ресурсы: преподаватели и студенты могут пользоваться электронными базами данных и возможностями библиотек, приглашать лучших преподавателей и слушать их лекции с помощью современных интернет-технологий. Таким образом, студенты независимо от города проживания смогут брать обучающие курсы в любом вузе консорциума.

Консорциум ядерно-технического образования включает в себя 12 британских университетов и других высших учебных заведений. Он был создан в 2005 году для организации образовательных и обучающих программ для выпуска дипломированных (степень магистра) и сертифицированных специалистов, а также курсов повышения квалификации. Студенты могут выбирать из 22 различных модулей, покрывающих весь спектр образования и обучения в атомной отрасли, которые ведут авторитетные специалисты. Как признают все участники консорциума, только совместно они могут обеспечить настолько широкий спектр модулей и курсов обучения. Все модули краткосрочные, что обеспечивает минимальный отрыв специалистов от производства.

Выпуск специалистов-ядерщиков университетами­ Вели­ко­британии имеет почти такую же долгую историю, как и сама атомная отрасль в стране. Первая университетская программа с присвоением выпускникам степени магистра естественных наук по специальности «Физика и техника ядерных реакторов» была организована в Бирмингемском университете в 1956 году. Одними из старейших также являются программы по специальностям «Радиационно-экологическая защита» в Университете графства Суррей, «Техника безопасности в атомной отрасли» в Ланкастерском университете, «Радиометрия» в Ливерпульском университете и «Техника и обеспечение безопасности ядерных реакторов» в Военно-морском училище в Госпорте.

В начале 2000-х годов учебные программы для подготовки специалистов-ядерщиков переживали очень сложные времена. Отчет, подготовленный Комиссией по безопасности труда и охране здоровья в 2002 году, содержал вывод, что

«если бы образование в ядерной отрасли было пациентом, оно находилось бы в реанимации»,

«необходимости принятия срочных мер, без которых ядерное образование постепенно исчезнет».

Курсы по ядерной тематике по-прежнему преподавались в составе различных образовательных программ, по-прежнему функционировали небольшие исследовательские группы. Однако существовала очевидная потребность в развитии ядерного образования, поскольку были необходимы квалифицированные кадры для обслуживания и эксплуатации АЭС, а также для вывода из эксплуатации старых установок. В 2005 году в Великобритании было двенадцать работающих АЭС – семь с реакторами AGR, четыре с реакторами Magnox и одна с PWR; семь станций находились на стадии вывода из эксплуатации. В таких обстоятельствах и был создан Консорциум ядерно-технического образования.

Консорциум

Атомная отрасль влияет на деятельность Консорциума ядерно-технического образования посредством Наблюдательного совета, состоящего из представителей 15 промышленных компаний. Непосредственное управление осуществляет Руководящий комитет, в состав которого входит по одному представителю от каждого вуза-участника консорциума. В консорциуме двенадцать участников:

  • Манчестерский университет;
  • Имперский колледж Лондона;
  • Ливерпульский университет;
  • Университет Лидса;
  • Бирмингемский университет;
  • Шеффилдский университет;
  • Лондонский городской университет;
  • Ланкастерский университет;
  • Университет горной и островной Шотландии (город Турсо, недалеко от площадки Даунри);
  • Исследовательский институт в Вестлейксе (рядом с атомным комплексом Селлафилд);
  • Колледж управления и техники Академии вооруженных сил (обучение специалистов для атомного военно-морского флота);
  • Университет центрального Ланкашира (присоединился в 2009 году).

Все партнеры, входящие в состав консорциума, имеют свою специализацию и предоставляют взаимодополняющие возможности для подготовки кадров для атомной отрасли, что делает консорциум уникальным образовательным центром.

В настоящее время консорциумом проводятся 22 образовательных модуля (см. таблицу 1).

Таблица 1. Обучающие модули консорциума и ведущие их вузы

Модуль

N01 Физика ядерного реактора, критичность и конструирование

Бирмингемский университет

N02 Ядерно-топливный цикл

Академия вооруженных сил

N03 Радиационная защита и радиоэкология

Манчестерский университет

N04 Снятие с эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация

N05 Водно-химический режим и безопасность ядерного реактора

Имперский колледж Лондона

N06 Материалы и ресурс ядерного реактора

Манчестерский университет

N07 Разработка обоснований ядерной безопасности

Академия вооруженных сил

N08 Применение мелкодисперсных частицы и коллоидных веществ в ядерной промышленности

Университет Лидса

N09 Регулирование, законодательство, лицензирование

Манчестерский университет

N10 Переработка, хранение и захоронение РАО

Шеффилдский университет

N11 Биологическая защита

Ливерпульский университет

N12 Термогидравлика ядерного реактора

Академия вооруженных сил

N13 Ядерная безопасность

Академия вооруженных сил

N14 Управление риском

Лондонский городской университет

N21 Геологическое захоронение РАО

Вестлейкс

N22 Управление работами по снятию с эксплуатации и обращению с РАО

Вестлейкс

N23 Оценка воздействия на окружающую среду

Ливерпульский университет/Вестлейкс

N24 Защита окружающей среды при выполнении работ по снятию с эксплуатации

Ланкастерский университет/Вестлейкс

N29 Технологии и робототехника при снятии с эксплуатации

Ланкастерский университет

N30 Конструирование систем, важных для безопасности

Ланкастерский университет

N31 Управление работами по снятию с эксплуатации

Бирмингемский университет

N32 Физика экспериментальных реакторов

Манчестерский университет (занятия проводятся в г. Вена)

Возможности для обучения и повышения квалификации

Традиционные образовательные программы для получения степени магистра естественных наук в Великобритании длятся на протяжении одного года, с написанием и защитой дипломной работы в летние месяцы. Это позволяет студентам начать обучение по магистерской программе сразу же после получения степени бакалавра и закончить его в то же время, что и новые выпускники-бакалавры, чтобы иметь возможность поступить на курсы для выпускников, организуемые промышленными предприятиями, или в аспирантуру.

Однако, поскольку образование в атомной отрасли должно быть тесно связано с производственными потребностями, перед запуском любой новой образовательной программы необходимо заручиться поддержкой предприятий отрасли. В результате консультаций с предприятиями был сделан вывод, что традиционная модель слабо подходит для нужд отрасли, так как организациям невыгодно отсутствие работника в течение целого академического года. Соответственно, был принят новый подход, основанный на модульном обучении. В этом случае обучение включает период самостоятельной подготовки, после чего в течение одной недели преподается непосредственно сам модуль, а затем выполняются самостоятельные задания. То есть для прохождения модуля студенту необходимо присутствовать в университете всего одну неделю. Такой формат позволяет поочередно проходить различные модули. Поскольку присвоенная однажды по результатам прохождения модуля квалификация сохраняется, специалист может постепенно повышать свой уровень в течение нескольких лет. Полная структура образовательной программы показана на рисунке.


После прохождения одного модуля, студенту необходимо пройти еще три для получения сертификата, после еще четырех модулей выдается диплом, а после написания и успешной защиты дипломной работы присваивается степень магистра естественных наук. Соответственно, для получения такой степени студенты могут поступать как на дневное обучение в течение одного года, так и на модульное обучение в течение трех лет. Студенты посещают один модуль в соответствующем вузе, а затем выбирают восемь модулей для получения степени магистра, причем время прохождения различных модулей может быть распределено так, как удобно студенту.

С целью помочь студентам в выборе модулей, были определены две основных специализации – «Ядерная техника» и «Вывод из эксплуатации». Каждая из них включает в себя четыре обязательных и четыре выборочных модуля. Обязательными по специализации «Ядерная техника» являются модули:

  • №01 «Физика ядерного реактора, критичность и конструирование»,
  • №02 «Ядерный топливный цикл»,
  • №03 «Радиационная защита и радиоэкология» и
  • №13 «Ядерная безопасность».

По специализации «Вывод из эксплуатации»:

  • №04 «Вывод из эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация»,
  • №10 «Переработка, хранение и захоронение РАО»,
  • №29 «Технологии и робототехника при выводе из эксплуатации» и
  • №31 «Управление работами по выводу из эксплуатации».

Формы обучения

Консорциум работает в тесном сотрудничестве с предприятиями отрасли над совершенствованием методик и формата преподавания. Модули ориентированы на то, чтобы давать максимальный объем информации в сжатое время, свети к минимуму отсутствие специалиста на рабочем месте. Однако возможны и другие, более гибкие подходы к обучению, подходящие тем молодым кадрам, которым удобнее учиться в вечернее время и по выходным. Новым подходом также является организация полностью заочного обучения, позволяющего студенту закончить модуль, не приезжая в университет. Традиционная структура общения студента и лектора сейчас может быть максимально близко воспроизведена при помощи интернет-технологий. Лекции записаны и доступны для дистанционного просмотра, как и презентации в формате Powerpoint с комментариями к ним, а on-line форумы дают возможность студентам общаться как с лектором, так и друг с другом. Доступны также «вопросники» для самопроверки знаний, которые могут использоваться и как обучающий материал, так как студент может выбирать различные варианты ответов до получения правильного с пояснениями. Студент затем может пройти «вопросник» заново и проконтролировать улучшение знаний.

Даже экзамены можно сдавать дистанционно – с рабочего места, из одного из университетов или посольства Великобритании, хотя все экзамены сдаются одновременно по Гринвичу, независимо от страны нахождения экзаменующихся. Все эти технологии обеспечивают полноценное участие студентов из других стран в образовательной деятельности консорциума, как на курсах повышения квалификации, так и в магистерских программах. Каждый модуль может иметь как формат краткого курса, так и формат заочного семестра, предоставляя студентам выбор. И тот, и другой форматы дают одинаковый уровень подготовки, и по их результатам сдаются одинаковые экзамены.

Заключение

Консорциум существует уже пятый год и продолжает развиваться, как в плане увеличения числа студентов, модулей, университетов-участников и форматов обучения. Начиная с 2005 года атомная промышленность снова переживает подъем, планируются новые АЭС по всему миру, а страны, ранее не имевшие атомных установок, рассматривают возможности для сооружения своих первых реакторов. Консорциум в настоящее время готов обучать специалистов не только из Великобритании, но и активно участвует в подготовке кадров для зарубежных стран, нуждающихся в квалифицированных работниках для обеспечения безопасной и надежной работы новых современных реакторов, а также для снятия существующих станций с эксплуатации.