Немецкий язык придаточные предложения упражнения для начинающих. Парные союзы (Doppelkonjunktionen)

Придаточные предложения времени и причины (11 класс)

Ü bung 1: Образуйте из следующих пар предложений сложноподчинённые с придаточным времени. Обратите внимание, что союзals употребляется для выражения однократного действия в прошлом, а союз wenn – для выражения повторяющегося действия в прошлом или однократного действия в настоящем времени.

1. Meine Freunde schenkten mir schöne Blumen. Ich war sehr glücklich. 2. Wir fuhren an die See. Wir hatten viel Spaß. 3. Er lud mich ins Kino ein. Ich ging gern mit. 4. Meine Freundin arbeitete in Deutschland. Sie rief mich oft an. 5. Er kam vom Urlaub. Er brachte immer schöne Geschenke. 6. Sie arbeitete zu viel. Sie konnte nachts nicht schlafen. 7. Ich helfe meinen Freunden. Sie sind immer dankbar. 8. Er übersetzt ein Buch. Er braucht Ruhe. 9. Wir feierten Ostern zusammen. Wir tanzten viel.

Ü bung 2: Раскройте и скобки заполните пропуски придаточными предложениями причины. Обратите внимание на употребление придаточных с союзным словом da преимущественно перед главным предложением.

1. Ich konnte nicht verstehen, warum … (Gestern kamen sie zu uns nicht). 2. Sie fragte mich, warum … (Dieser Porträt hing bei mir zu Hause). 3. Er erzählte uns, warum … (Er möchte einen neuen Wagen kaufen). 4. Er sagte uns nicht, warum … (Seine Freundin braucht unsere Hilfe). 5. Ihr antwortet nicht, warum … (Ihr standet heute so spät auf). 6. Er blieb am Wochenende zu Hause, weil … (Er war sehr müde). 7. Wir tanzten im Cafe nicht, weil … (Die Musik gefiel uns nicht). 8. Er wartete auf mich so lange in der Uni, weil … (Er wollte mir viel erzählen). 9. Es klappt bei uns alles, weil … (Wir stehen früh auf). 10. Sie sieht sehr gut aus, weil … (Sie isst nicht sehr viel). 11. Vor einer Woche fuhr er aufs Land, weil … (Er wollte seine Großeltern besuchen). 12. … (Es gibt keine Straßenbahn in Venedig), fährt man entweder mit dem Boot oder mit dem Wagen. 13. … (Man muss im Juni Prüfungen machen), ist es nicht die richtige Zeit für den Urlaub. 14. … (Es gibt keine gute Bibliothek in ihrer kleinen Stadt), besuchen sie die Bibliothek in unserer Stadt. 15. … (Im Sommer ist es sehr schön auf dem Land), fährt er oft zu seiner Tante.

Ü bung 3: Переведите следующие предложения.

1. Когда у него было много времени, он играл в теннис после работы. 2. Когда мы пришли к моей подруге, она сидела за столом и переводила статью. 3. Когда им была нужна наша помощь, они сразу звонили нам. 4. Когда мы говорили по-немецки, она понимала не всё. 5. Когда они послали нам письмо, мы были уже в Германии. 6. Когда мы нашли эту собаку, она была очень больна. 7. Когда он ей звонит, они разговаривают два или три часа. 8. Он спросил нас, почему мы не принесли книги. 9. Она рассказала мне, почему она переводит эту статью на русский язык.10. Он не едет за город, потому что у него экзамены в университете. 11. Он пришёл к нам с пустыми руками, потому что он сейчас не работает. 12. Так как квартиры в Москве очень дорогие, они купили дом за городом. 13. Так как современные поезда очень удобные, мы хотим поехать в Мюнхен на поезде. 14. Так как хорошее здоровье очень важно, нужно заниматься спортом. 15. Они не рассказали нам, почему хотят поехать в отпуск осенью. 16. Он не позвонил мне вчера, потому что у него было много дел. 17. Я не понимаю, почему он не позвонил. 18. У нас не было вчера физкультуры, потому что наш учитель был болен.

Определительное придаточное предложение подчиняется существительному главного предложения и отвечает на вопросы «какой?», «что за?» . Как правило, придаточное определительное стоит непосредственно после этого существительного.

Die Aufgaben, die wir im Wissenstest hatten, waren teilweise ziemlich schwer (welche Aufgaben?).
Задания, которые мы выполняли в рамках теста знаний, были частично довольно трудными.

Придаточные определительные предложения вводятся относительными словами, чаще всего относительными местоимениями, соответствующими родовым артиклям существительного (der, die, das ). Эти относительные местоимения могут стоять в разных падежах (dem, den, dessen usw).

Der Bauer, der auf dem Feld arbeitet, …Фермер, который работает на поле…
Die Praktikantin, die auf dem Feld arbeitet, … Практикантка, которая работает на поле…
Das Pferd, das auf dem Feld arbeitet, … Лошадь, которая работает на поле…
Die Polen, die auf dem Feld arbeiten, … Поляки, которые работают на поле…

Der Bauer, bei dem ich mein Praktikum mache, … (Dat.) Фермер, у которого я прохожу практику,…
Die Praktikantin, deren Eltern auch Landwirte sind, … (Gen.) Практикантка, родители которой тоже фермеры…
Das Pferd, das wir neulich gekauft haben, … (Akk.) Лошадь, которую мы недавно купили…
Die Polen, für die wir Wörterbücher gekauft haben, … (Akk.) Поляки, для которых мы купили словари…

Относительные местоимения изменяются следующим образом:

Придаточные определительные могут также вводиться союзами dass и ob , а также относительными словами wer, was, wo, wann, wohin и др. При этом, чтобы не спутать придаточные определительные предложения с другими, например, придаточными дополнительными, следует задать вопрос к придаточному предложению.

Die Entscheidung, wer nach Deutschland fährt, wird um 13 Uhr bekannt gegeben (welche Entscheidung?) Решение, кто поедет в Германию, объявят в 13 часов. (какое решение?)

Die Mitteilung, dass ich für die Fahrt gewählt wurde, hat mich riesig gefreut (was für eine Mitteilung?) Сообщение, что для поездки выбрали меня, меня очень обрадовало. (какое сообщение?)

Die Frage, was regenerative Energiequellen sind, stellen die Studenten ziemlich oft (welche Frage?). Вопрос, что такое возобновляемые источники энергии, студенты задают довольно часто. (какой вопрос?)

Упражнения / ÜBUNGEN

Заполните пропуски подходящими по смыслу относительными местоимениями (иногда с предлогом).

Напр. Das ist meine Freundin, ___jetzt in Afrika lebt.
Das ist meine Freundin, die jetzt in Afrika lebt.

1. Das ist das Haus, _____ ich lange gelebt habe.
2. Hier siehst du den alten VW, ____ ich zehn Jahre gefahren habe.
3. Hier ist das Windrad, ____unser Haus gestanden hat.
4. Ich habe von den fast 7.000 Haushalten gehört, ____ sich nur mit regenerativer Energie versorgen.
5. Ich schreibe einen Bericht über die größten Windkraftanlagen, ____ Rotordurchmesser über 120 Meter beträgt.
6. Kennst du Energiepflanzen, ____Kraftstoff für die Autos sowie Strom gewonnen warden kann?
7. Wie entsteht die Kraft, ___die Rotoren einer Windradanlage in Schwung setzt?
8. Der Mann, ____ich den ersten Kuss bekommen habe, lebt schon seit vielen Jahren in Deutschland.
9. Das war meine Nachbarin, ___ich gelegentlich interessante Bücher ausleihe.

После союзов aber - но , und - и, а , sondern - но, а , denn - потому что , oder - или, либо в придаточных предложениях используется прямой порядок слов.

Die Eltern fahren nach Italien für die Kinder

Родители уезжают в Италию, а тётя будет присматривать за детьми

Обратный порядок слов

В придаточных предложениях после союзов darum, deshalb, deswegen, sonst, trotzdem, dann, folglich используется обратный порядок слов . То есть подлежащее и сказуемое в придаточном предложении меняются местами.

Präsens (Настоящее время)

Ich habe keines Auto. mit dem Bus zur Arbeit

Ich habe keines Auto, mit dem Bus zur Arbeit

У меня нет машины, поэтому я еду на работу на автобусе

Perfekt (Прошедшее время)

В этом случае вспомогательный глагол (haben/sein) становиться на первое место после союза, а глагол в третьей форме уходит в конец придаточного предложения.

Ich hatte keines Auto. mit dem Bus zur Arbeit

Ich hatte keines Auto, mit dem Bus zur Arbeit

У меня не было машины, поэтому я ездил на работу на автобусе

Инверсия

В придаточных предложения после союзов dass (что) , weil (потому что) , wenn (если, когда) , falls (в случае если) , während (пока) , bevor (до того, как; прежде чем) , nachdem (после того так) , obwohl (хотя) - используется инверсия . То есть глагол в придаточном предложении идёт в конец .

Präsens(Настоящее время)

keines Auto. Ich fahre mit dem Bus zur Arbeit

У меня нет машины. Я еду на работу на автобусе

Ich fahre mit dem Bus zur Arbeit, keines Auto

Я еду на работу на автобусе, потому что у меня нет машины

Ich weiß, in der Schule

Я знаю, что он учится в школе

Präteritum (Прошедшее время)

keines Auto. Ich fuhr mit dem Bus zur Arbeit

У меня не было машины. Я ездил на работу на автобусе

Ich fuhr mit dem Bus zur Arbeit, keines Auto

Я ездил на работу на автобусе, потому что у меня не было машины

Perfekt (Прошедшее время)

В этом случае оба глагола придаточного предложения уходят в конец , но на последнее место ставят вспомогательный глагол или любой другой находившийся при подлежащем.

Ich habe ein Auto nicht gekauft. mit dem Bus zur Arbeit

Я не покупал машину. Я ездил на работу на автобусе

Ich habe ein Auto nicht gekauft, mit dem Bus zur Arbeit

Я не покупал машину, потому что я ездил на работу на автобусе

Если придаточное с союзом wenn стоит перед главным предложением, то главное часто начинается со слов so или dann :

mein bald , ins Kino

Если мой друг скоро придет, то мы пойдем в кино

WENN или ALS

Wenn в значении "когда" употребляется в том случае, если действия в главном и придаточном предложениях происходит одновременно. Также wenn в значении "когда", употребялется чтобы подчеркнуть многократность действия:

nach Moskau , mich unbedingt

Когда он приезжает в Москву, он навещает меня обязательно

Als также переводится "когда", но употребляется в прошедшем времени при однократном действии:

meine Freundin, am Sonnstag im Theater

Мы встретили мою подругу, когда мы были в воскресенье в театре

Конструкция UM ... ZU и DAMIT

Союз um … zu + Inf. и damit выражает цель .

Er geht nach Deutschland, Deutsch

Он едет в Германию, чтобы учить немецкий

Ich schenke ihm ein Lehrbuch der deutschen Sprache, er deutsche Sprache

Я дарю ему учебник немецкого языка, чтобы он мог учить немецкий язык

Конструкция (AN)STATT ... ZU

Anstatt seine Hausaufgaben zu machen, sieht das Mädchen fern

Вместо того, чтобы делать свои домашние задания, девочка смотрит телевизор

Конструкция OHNE ... ZU

Sie geht, ohne sich zu verabschieden

Она уходит не прощаясь

Инверсия с DER(DIE, DAS, DESSEN)

Союз der (die, das, dessen, den, dem ) выражает определение.

Ich fahre in der Stadt, in meine Verwandten

Я еду в город, в котором живут мои родственники

    Ich schalte das Radio ein. Die ganze Familie hört eine interessante Sendung. (und)

    Die Fernsehübertragung begann wie immer um 7 Uhr abends. Wir sahen sie nicht. (aber)

    Ich habe dieses Konzert nicht gehört. Wir gaben keinen Radioempfänger. (denn)

    Die Chemiker unserer Universität haben vieles in den letzten Jahren erzielt. Sie setzen ihre Versuche fort. (doch)

    Die Frau hat falsch gewählt. Sie ruft noch einmal an. (deshalb)

    Er ist noch ganz jung. Er hat schon große Erfahrungen. (trotzdem)

    Er arbeitet im Werk. Er studiert im Fernstudium. (außerdem)

    Alles ist für ihn neu. Er ist zum erstenmal in die Hauptstand gekommen. (denn)

    Er kennt alle Regeln gut. Er macht noch Fehler. (trotzdem)

    Ich habe deine Telefonnummer vergessen. Ich habe dich nicht angerufen. (darum)

    Der Text ist nicht besonders schwer. Ohne Wörterbuch können wir nicht übersetzen. (doch)

    Ich rufe ihn nicht an. Ich schicke ihm ein Telegramm. (sondern)

    Du musst alles sehr gut wiederholen. Du kannst in der Prüfung durchfallen. (oder)

2 Переведите на немецкий язык:

    Я давно не видел своего брата, поэтому я хочу навестить его в это воскресенье.

    Она плохо себя чувствует, но несмотря на это пришла на занятия.

    У нас есть время, и мы можем повторить все еще раз.

    Преподаватель читал текст громко и четко, поэтому все студенты его поняли.

    Мой сын много занимается, так как у него скоро экзамены.

    Приходи вовремя, иначе я пойду в кино без тебя.

    Эта книга мне очень понравилась, поэтому я ее купила.

Парные союзы

sowohl … als auch как … так и

nicht nur … sondern auch не только …, но и

entweder … oder или … или

weder … noch ни … ни

bald … bald то … то

je … desto чем … тем

Парные союзы в немецком языке могут соединять однородные члены предложения или предложения:

Ich habe heute weder die Zeitungen noch die Zeitschriften gelesen. –

Я не читал сегодня ни газет, ни журналов.

Entweder ich bringe dir dieses Buch in die Schule, oder du kommst zu

mir morgen und nimmst es. – Или я принесу тебе эту книгу в школу, или ты придешь ко мне завтра и возьмешь ее.

Обратите внимание:

    союз "weder ... noch" содержит в себе отрицание, поэтому в предложении с ним отрицание отсутствует;

    союзы "oder" и "sondern" не влиют на порядок слов.

Упражнения

1 Переведите на русский язык.

    Ich möchte entweder den Professor oder seinen Assistenten sprechen.

    In dem neuen Haus gibt es bis jetzt weder Aufzug noch warmes Wasser.

    Der Junge schreibt an seine Eltern weder Briefe noch ruft er sie an.

    Mit dieser Bitte wandte sich an mich nicht nur mein Kollege, sondern auch unser Leiter.

    Die Delegation wurde an demselben Tag sowohl vom Dekan, als auch vom Rektor empfangen.

    Wir haben den ganzen Tag bald die Sekretärin, bald den Chef selbst vergebens angerufen.

    Er war weder zu Hause, noch konnten wir ihn in seinem Büro erreichen.

    Entweder besteht der ausländische Student jetzt die Prüfung, oder er muss in sein Heimatland zurückkehren.

    Entweder erhält er die Stelle als Ingenieur in Berlin, oder er nimmt eine Stelle in der Schweiz an.

    Wir kaufen nicht nur einen Fernseher, sondern auch eine neue moderne Antenne.

    Sie brauchen sowohl viel Schlaf, als auch müssen Sie viel an die frische Luft.

    Entweder nehmen Sie Ihre Medizin regelmäßig ein, oder der Arzt hilft Ihnen auch nicht.

    Je früher wir aufstehen, desto mehr können wir schaffen.