Один из создателей 'Doors'. Вспоминая джима моррисона Джим моррисон биография личная жизнь

, губная гармоника

Жанры психоделический рок , ритм-н-блюз , блюз-рок , эйсид-рок , хард-рок , spoken word Коллективы Rick & The Ravens
The Doors Лейблы Elektra Records, Columbia Records thedoors.com Аудио, фото, видео на Викискладе

Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки . Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Джим Моррисон («The Doors»). «Меня кто-нибудь понимает?» I «ПРОРОК»

    ✪ ТОП 10 Самых безбашенных РОК музыкантов в истории!

    ✪ «ТРАГЕДИЯ НА СЦЕНЕ: Даймбэг Даррелл («Pantera»)» I «ПРОРОК»

    ✪ "Обзор" – Величайшие песни и музыканты всех времен? «Rolling Stone(s)»

    ✪ РОК-МУЗЫКАНТЫ, КОТОРЫЕ НЕНАВИДЕЛИ ДРУГ ДРУГА (part 1).

    Субтитры

Биография

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути.

«Я впервые познал страх (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их».

Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, в песнях «Dawn’s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer , а также «Riders on the Storm ». Джим провёл часть детства в Сан-Диего , Калифорния . В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси . В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли , Фрэнк Синатра , The Beach Boys , Love и Kinks .

Университет

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records , выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры наряду с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» попал на 126 место хит-парада Billboard, но эту относительную неудачу с лихвой окупил следующий - «Light My Fire» - возглавивший чарты. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors » также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.

Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома :

«The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством.

Употребление галлюциногенов, в частности LSD , оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король ящериц. Я могу все»). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В звучании группы отсутствовал бас [ ] , упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона. Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше , культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В -м году Джим женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу . В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо . Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной плоскости: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху . Всё больше материала писал Робби Кригер , всё меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors » представляли по большей части переругивание пьяного Моррисона с публикой; это выводило участников группы из себя . Весной 1971 года рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов.

Смерть

Официальная версия

По официальной версии Джим Моррисон умер около 5 часов утра 3 июля 1971 года в IV округе Парижа в ванной комнате съемной квартиры дома № 17 на улице Ботрейи (фр. rue Beautreillis ) от сердечного приступа. По словам его старого друга Алена Роне (фр. Alain Ronay ), специально приехавшего в Париж для встречи с Моррисоном, за день до смерти Джим выглядел неважно и жаловался на плохое самочувствие.

Они прогулялись по городу, купили в магазине кулон для Памелы и зашли в кафе, где пообедали. После этого посетили киномагазин и взяли несколько плёнок. Во время прогулки у Моррисона несколько раз сильно кружилась голова, и случилось несколько приступов икоты. Около 17 часов они вернулись назад в квартиру музыканта. Посидев в гостях ещё час, Роне покинул друга, оставив его в одном из парижских кафе, и направился на важную встречу.

В кафе Джим заказал себе три бутылки пива; выпив их, около 19 часов он отправился в кино с Памелой Курсон . Они посмотрели фильм «Погоня » [ ] с Марлоном Брандо в главной роли и около 22 часов вернулись в свою квартиру. Около часа ночи 3 июля Курсон и Моррисон приняли героин . Однако годы частого употребления алкоголя и наркотиков сильно подорвали его здоровье, и около 3:30 утра у спящего Моррисона от слишком большой дозы героина начались сильные конвульсии и рвотные реакции. Памеле удалось привести его в чувство и она предлагала ему позвонить в скорую помощь, но Джим отказался. Вслед за этим Курсон ушла спать. Что происходило дальше - неизвестно, но около 5 утра Памела обнаружила Моррисона в ванной комнате в горячей воде, он уже не дышал. После приезда скорой помощи и полиции на полу ими были обнаружены следы того, что Моррисона перед смертью сильно рвало кровью и на его лице присутствовали следы носового кровотечения .

Вскрытие тела Моррисона согласно французским законам не проводилось. В свидетельстве о смерти написано, что смерть наступила между 4:45 и 5 часами утра 3 июля 1971 года в бессознательном состоянии от острой сердечной недостаточности, вызванной, предположительно, передозировкой героина. Это породило множество альтернативных версий смерти Моррисона, распространившихся среди фанатов.

Альтернативные версии

Однако настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus или в соседнем кабаре Alcazar (версия Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана), самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР , которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Британская рок-певица Марианна Фейтфулл заявила, что наркоторговец и её бывший бойфренд Жан де Бретей несёт ответственность за смерть Джима Моррисона . По словам Фейтфулл, де Бретей дал певцу героин, действие которого было слишком сильным, и это стало причиной смерти Моррисона. Она заявила, что тогда де Бретей «пришел к Моррисону, чтобы повидаться с ним, и убил его». Фейтфулл при этом выразила уверенность в том, что это был несчастный случай. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела . Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя . Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез . Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.

«Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении „Посмотрите на это!“. А потом - фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда»

Моррисон входит в так называемый «Клуб 27 »; по свидетельству Кригера и Денсмора, когда участники The Doors обсуждали смерти Джими Хендрикса и Дженис Джоплин , Моррисон обронил: «Возможно, вы пьёте с „номером три“» .

Творчество

В «эпоху цветов» (время подъема движения хиппи), когда все пели о невинности, леденцах и мармеладном небе, Doors стали самой радикальной и сумрачной группой 60-х годов. Критики окрестили их «черными исповедниками Великого Общества», раскольника Моррисона - Дионисом современной культуры, а все, что они творили - арто-роком (по аналогии с «театром жестокости» Арто , призывавшим яростно воздействовать на зрителя). Их альбомы были своего рода шоковой терапией, каталогами психических ударов, насыщенных скорбью. Моррисон не только «писал так, как если бы Э.А. По был занесен в эпоху хиппи , но и жил как он - прямиком шел к печальному концу в сточной канаве». Далекие от наивности, Doors открыто обращались к символической области бессознательного: мрачные, «ночные» тексты в пульсирующем ритме, трепещущий тон, выбивающиеся из колеи образы. О Моррисоне писали, что он пел так, как если бы его казнили на электрическом стуле.

Литература

  • Linda Ashcroft, Wild Child: Life with Jim Morrison, (1997) ISBN 1-56025-249-9
  • Lester Bangs, «Jim Morrison: Bozo Dionysus a Decade Later» in Main Lines, Blood Feasts, and Bad Taste: A Lester Bangs Reader, John Morthland, ed. Anchor Press (2003) ISBN 0-375-71367-0
  • Patricia Butler, Angels Dance and Angels Die: The Tragic Romance of Pamela and Jim Morrison, (1998) ISBN 0-8256-7341-0
  • Stephen Davis, Jim Morrison: Life, Death, Legend, (2004) ISBN 1-59240-064-7
  • John Densmore, Riders on the Storm: My Life With Jim Morrison and the Doors (1991) ISBN 0-385-30447-1
  • Dave DiMartino, Moonlight Drive (1995) ISBN 1-886894-21-3
  • Wallace Fowlie, Rimbaud and Jim Morrison (1994) ISBN 0-8223-1442-8
  • Jerry Hopkins, The Lizard King: The Essential Jim Morrison (1995) ISBN 0-684-81866-3
  • Jerry Hopkins and Danny Sugerman, No One Here Gets Out Alive (1980) ISBN 0-85965-138-X
  • Patricia Kennealy, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison (1992) ISBN 0-525-93419-7
  • Frank Lisciandro, Morrison - A Feast of Friends (1991) ISBN 0-446-39276-6
  • Frank Lisciandro, Jim Morrison - An Hour For Magic (A Photojournal) ISBN 0-85965-246-7
  • Ray Manzarek, Light My Fire (1998) ISBN 0-446-60228-0
  • Thanasis Michos, The Poetry of James Douglas Morrison (2001) ISBN 960-7748-23-9 (Greek)
  • Mark Opsasnick, The Lizard King Was Here: The Life and Times of Jim Morrison in Alexandria, Virginia (2006) ISBN 1-4257-1330-0
  • James Riordan & Jerry Prochnicky, Break on through: The Life and Death of Jim Morrison (1991) ISBN 0-688-11915-8
  • Adriana Rubio, Jim Morrison: Ceremony…Exploring the Shaman Possession (2005) ISBN 0-9766590-0-X
  • The Doors (remaining members Ray Manzarek, Robby Krieger, John Densmore) with Ben Fong-Torres, The Doors (2006) ISBN 1-4013-0303-X
  • Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. - Тверь, Екатеринбург - 2011 год. 300 с. ISBN 978-5-7186-0387-3
  • Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона // Материалы XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». - Москва - Издательство Московского университета, 2010 год. 832 страницы. ISBN 978-5-211-05685-5
  • Алексей Поликовский. Моррисон. Путешествие шамана. - Москва - Колибри, 2008 год. 303 страницы. ISBN 978-5-389-00077-3
  • Джерри Хопкинс, Дэнни Шугерман. Никто из нас не выйдет отсюда живым. - Москва - Амфора, 2007 год. 480 страниц. ISBN 978-5-367-00607-0

Факты

  • Упоминается в рассказе Стивена Кинга «Рок-н-ролльные» небеса как Лизард Кинг (англ. Lizard king ).
  • В 1970-х годах палеонтолог Рассел Сайокон (США) совершил переворот в науке, обнаружив в Мьянме останки гигантской ящерицы , достигавшей 180 см в длину и весившей около 30 кг. Эта самая крупная в мире травоядная ящерица была названа Barbaturex morrisoni в честь Джима Моррисона, певшего когда-то: «Я король ящериц. Я могу все» .
  • На своей языческой свадьбе Джим Моррисон и Патриция Кеннили-Моррисон обменялись кольцами Кладда . Изображение колец включено в обложку мемуаров Кеннили-Моррисон, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison , они видны на многих её фотографиях.
  • В книге писателя Саймона Грина «Город, где умирают тени» Джим Моррисон - один из ключевых героев, вернувшийся из мертвых и способный своей музыкой завораживать окружающих.
  • В романе Стивена Кинга «Противостояние » один из главных героев рассказывает, что видел Джима Моррисона (после его смерти), когда подрабатывал на заправочной станции.
  • В книге Мика Фаррена «Джим Моррисон после смерти» Джим - главный герой, разбирающийся в хитросплетениях послесмертия.
  • В книге Паоло Ди Реда и Флавии Эрметес «Лабиринт тайных книг» (ISBN 978-5-389-02551-6 01) Джим Моррисон является одним из ключевых героев.
  • В сборнике Дикие Карты под редакцией Дж. Р. Р. Мартина , в новелле Виктора Милана «Преображения» («Transfigurations») легко угадываются группа The Doors и Джеймс Дуглас Моррисон (переименованные писателем в Destiny и Тома Мэриона Дугласа соответственно). Под воздействием инопланетного вируса Моррисон-Дуглас получает ауру, дающую ему возможность с повышенной силой воздействовать на эмоции слушателей, а также периодически изменяющую его облик на образ человека со змеиной головой («Короля Ящериц»).
  • В фильме Смерть ей к лицу Джим Моррисон среди клиентов Лизл, которые обладают даром бессмертия.
  • В фильме Американский оборотень в Париже присутствует сцена секса на могиле Моррисона, на кладбище Пер-Лашез.
  • В фильме Изгой герой Тома Хэнкса торжественно поет «Come on, baby, light my fire», когда ему удалось раздобыть огонь.
  • В сериале «Интерны » один из главных персонажей Глеб Романенко часто упоминает, что является большим поклонником Моррисона.
  • В компьютерной игре World of Warcraft существует босс Lord Serpentis, который произносит фразу «I am the Serpent King, I can do anything».
  • В компьютерной игре Postal 2 главный герой при использовании кошачьей мяты произносит фразу «Yes, baby, I’m the Lizard King!».
  • У шотландской пост-рок-группы Mogwai есть композиция под названием «I’m Jim Morrison, I’m Dead».
  • У группы Radiohead есть упоминание о Моррисоне в песне «Anyone Can Play Guitar» - «Grow my hair I am Jim Morrison».
  • У группы The 69 Eyes есть упоминание о Моррисоне в песне «Wasting The Dawn» - «Where the lizard lingers long under the sun Forgetting the night darkest july paris "71».
  • У группы 5"nizza есть упоминание о Моррисоне в песне «Ушедшим слишком рано».
  • В песне группы Tracktor Bowling «Outside» Моррисон упоминается в перечислении имён великих людей («Жертвы своих идей, что пронзили мир насквозь: Моррисон и Кобейн, Леннон, Сид Вишез или Христос»).
  • Песня группы Крематорий «Гончие псы» - упоминание о Моррисоне:
  • Песня рэпера Ассаи «Моно»:
  • Песня группы Гражданская оборона «Харакири»:
  • Песня группы Бригадный подряд «Всерьез»:
  • Песня группы Конец фильма «Умирать молодым»:
  • Песня группы

(англ. Jim Morrison, полное имя Джеймс Дуглас Моррисон - англ. James Douglas Morrison) - американский певец, поэт и музыкант, лидер группы . Родился 8 Декабря 1943 в городе Мельбурн, штат Флорида, .Умер 3 Июля 1971 в Париже.

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге перевернулся грузовик с индейцами, и их окровавленые тела валялись по дороге. «Я впервые открыл смерть (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их».

Поступив в UCLA, на факультет кинематографии, он ведет богемный образ жизни, много читает, принимает психотропные вещества, увлекается мистицизмом и битниками. Дипломная работа Джима вызывает неоднозначную реакцию преподавателей, и он со скандалом покидает университет.

Вскоре со своим другом, также студентом UCLA Рэем Манзареком и присоединившимися к ним гитаристом Робби Кригером и барабанщиком Джоном Денсмором, они создают квартет the Doors, взяв название из строчки Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed,/Every thing would appear to man as it is, infinite» (русск. Когда двери восприятия чисты/Всё предстаёт таким, как есть - бесконечным). Группа начала выступать по местным кабакам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня».

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» вошел в первую десятку американского хит-парада Billboard, а следующий, «Light My Fire», занял в хит-параде первое место - крайне успешный дебют. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Употребление галлюциногенов, в частности LSD, оказало непосредственное влияние на творчество Джима и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything.» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король-ящерица, я всё могу»).

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной прямой: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер, все меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors» представляли по большей части переругивания пьяного Джима с публикой. В 1971 году истаскавшаяся рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов, где вскоре умирает. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Есть мнение, что Моррисон был убит. Единственным человеком, видевшим его тело была Памела Карсон, умершая три года спустя.

Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.

В начале 90-х режиссёр Оливер Стоун снял фильм «The Doors», посвященный Моррисону. Роль лидера The Doors исполнил Вэл Килмер.

В 1978 году был выпущен альбом American Prayer: незадолго до смерти Джим надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение.
Но все не так просто: тексты Джима, его песни, искренность и харизма, социальность, эпатаж и суицидальность его творчества, его обаяние завораживали и завораживают слушателей. Некоторые композиции стали постоянными основами для джазовых и электронных обработок современных музыкантов. В целом «The Doors» нельзя убрать из истории рока и из жизни миллионов фанатов.

МИФ АМЕРИКАНСКОЙ PОК-КУЛЬТУРЫ ДЖИМ МОРРИСОН

При жизни Джима Моррисона называли шаманом, пророком и даже мессией, после смерти некоторые считают его богом, для других он так и остался сумасшедшим наркоманом и сексуальным маньяком. Наверное, все это соответствует действительности в той мере, насколько реальны были все эти роли, сыгранные им на сцене и в жизни. Моррисон известен своим поэтическим творчеством, своим характерным голосом, а также своеобразностью личности и саморазрушительным стилем жизни.

Бунтарское начало

Джеймс Дуглас Моррисон родился 1943 года в Мельбурне (штат Флорида). Его отец был морским офицером, который впоследствии дослужился до контр-адмирала. Еще в школе проявились противоречия в характере Джима . С одной стороны, он был умен, обаятелен и радовал учителей хорошими манерами, с другой – шокировал окружающих безудержным враньем. К тому же он был склонен к довольно жестоким розыгрышам, которыми просто изводил своего младшего брата Энди.

Одна особенность Джима просто поражала его преподавателей: сколько и что он читал. Его бывший учитель английского вспоминает, что он даже был вынужден проверить в Библиотеке Конгресса, действительно ли существуют все те книги, о которых говорил Джим . Он читал философов (наибольшее впечатление на него произвел Ницше), французских поэтов-символистов и массу других авторов. Он также рисовал, отдавая предпочтение малопристойным карикатурам и, конечно, писал стихи. К сожалению, эти тексты не сохранились.

Коренное изменение в судьбе Джима произошло в январе 1964, когда он уехал в Лос-Анджелес, чтобы начать учебу в режиссерском колледже Калифорнийского университета. Это было довольно престижное учебное заведение. Достаточно сказать, что в то время там преподавали Стенли Крамер и Джозеф фон Штернберг, а среди студентов был молодой Френсис Форд Коппола.

«Двери» Джима Моррисона

К моменту приезда Джима жизнь в Лос-Анджелесе бурлила и кипела. По улицам бродили толпы хиппи, привлеченные мягким климатом. Разрекламированный профессором Тимоти Лири ЛСД продавался буквально на каждом углу, здесь же, в Лос-Анджелесе, начинал преподавать Махариши Махеш Йоги, и писал свои книги о загадочном доне Хуане Карлос Кастанеда.

Не удивительно, что в такой атмосфере быстро проявились все скрытые таланты Джима . Он покидает колледж, не доучившись две недели. Формальным поводом для ухода был провал его дипломного фильма, который показался преподавателям слишком экстравагантным. На самом деле, к этому времени им всецело овладела новая идея – создать рок-группу и начать петь.

Уже было готово название для нее – , причем имелись в виду «Двери восприятия». Так называлась популярная в то время книга Хаксли. Она повествовала о психоделическом опыте под воздействием наркотика мескалина. Идеологию будущей группы Джим впоследствии сформулировал так: «Есть вещи, которые вы знаете, и вещи, которых вы не знаете, известное и неизвестное, а между ними есть двери – это мы».

О своем решении Джим написал родителям в Лондон, где его отец занимал в это время пост Главнокомандующего Военно-морскими силами США в Европе. «Чушь», – коротко ответил на это отец. С тех пор Джим больше никогда не видел своих родителей, предпочитая писать в анкетах, что они умерли.

Миллион – реальность

Идея получила свое воплощение, когда Джим встретился с Реем Манзареком, который учился в том же колледже и уже играл в группе со своими братьями. Услышав одну из песен, написанных Джимом , он сказал, что никогда не слышал ничего лучше, и немедленно предложил ему «создать рок-группу и заработать миллион долларов».

Интересным было то, что Джим , не умея играть ни на одном инструменте, сам сочинял не только слова, но и мелодии песен, так что Рею оставалось только обработать и аранжировать их. Другим поразительным фактом было то, что к моменту встречи с Реем Джим вообще не умел петь (петь приходилось Рею). В это спустя два года едва ли кто мог поверить.

Этот восторг, однако, не разделял хозяин бара: ему быстро надоели постоянные выходки и оскорбления Джима . Контракт был расторгнут. Группу спас новый контракт с начинающей тогда фирмой грамзаписи Elektra.

Первый альбом, который так и назывался, – «The Doors» – появился в январе 1967 и в этом же году стал «золотым». С этого же времени начинается концертная деятельность группы.

Шаман на сцене Джим Моррисон

c Памелой

В личной жизни Джима так же произошло важное событие: он встретил Памелу Карсон. Ей будут посвящены большинство его стихов и многие из песен. Популярность группы возрастала. Один из ведущих критиков того времени Ричард Голдстейн назвал Джима «уличным хулиганом, вознесшимся на небеса и воплотившимся в мальчике из хора». Он же окрестил его «сексуальным шаманом» и объявил, что The Doors начинают там, где закончили Rolling Stones.

Особая атмосфера на концертах группы устанавливалась благодаря необычному синтезу театра, глубокой поэзии и хорошей музыки. Все это было направлено на то, чтобы вызвать внутреннюю трансформацию в каждом из слушателей. При этом Джиму было не важно, какого рода была эта трансформация. Спектр чувств, испытываемых слушателями, мог колебаться от религиозного восторга и мистического транса до бурного неистовства, которое сопровождалось погромом зала, где проходил концерт. Джим называл это «исследованием пределов реальности». Конечно, наркотики и алкоголь помогали в этом. Он не считал нужным щадить себя ни на сцене, ни за ее пределами, где «исследование» продолжалось. Здесь он равным образом мог быть ангелом или злодеем.

Джим Моррисон уперся в стену

С 1968 года начинается разочарование Джима в роке, обусловленное тем, что большая часть слушателей хотела видеть в нем только сексуального идола. Между ним и его аудиторией и раньше существовало глубокое различие. Он превосходил ее как уровнем образования, так и своим духовным развитием. Бунт, к которому он призывал, носил преимущественно нравственный характер. Это был бунт против общественных условностей, закрепощающих личность.

Такое непонимание рано или поздно должно было привести к кризису. В марте 1969 года Джим фактически сорвал концерт в Майами своим издевательством над аудиторией и был обвинен в непристойном поведении на сцене. Вокруг группы разразился скандал. Концерты были запрещены.

После этого Джим коренным образом изменил имидж: расстался со своими неизменными облегающими кожаными штанами, отпустил бороду, стал носить темные очки и курить сигары. На встречах с журналистами был трезв, серьезен, честен и вежлив. По-видимому, этот новый имидж был ближе к реальности и свидетельствовал о глубокой внутренней перемене.

В это время, благодаря помощи английского поэта Майкла Макклюра, выходят первые книги его стихов и заметок «The Lords» и «The New Creatures». Концерты возобновились, но власти ждали малейшего повода, чтобы их вновь запретить. В личной жизни Джима , и раньше не отличавшейся упорядоченностью, теперь царил полный сумбур.

В июле 1970 он женится на Патриции Кеннели, главном редакторе рок-журнала, но не прекращает своих отношений с Памелой. До конца жизни Джим так и не сумел разобраться в своих отношениях с этими двумя женщинами.

30 октября того же года наконец-то закончился суд в Майами. Джим был приговорен к шести месяцам тюрьмы и штрафу в 500 долларов, но был оставлен на свободе под залог до рассмотрения апелляции. Месяцы после суда были самыми тяжелыми. Джима мучило предчувствие смерти. Он считал, что будет третьим после Джимми Хендрикса и . Чтобы заглушить страх, он продолжал пить.

Не пропустить смерть

Последний концерт The Doors состоялся 1970 года в Новом Орлеане. Здоровье Джима было настолько подорвано, что он не смог довести концерт до конца. Впоследствии Рей утверждал, что он видел, как Джима «покинула его жизненная сила».

В январе 1971 года был записан последний диск группы – «L.A. Woman». После этого Джим уехал с Памелой в Париж. Видимо, он хотел убежать от привычного окружения, а, может быть, и от самого себя. Скорее всего, он понимал, что его время как рок-звезды закончилось.

«Я не хочу умереть во сне, или в старости, или от передозировки, я хочу ощутить, что такое смерть, попробовать ее на вкус, почувствовать ее запах. Смерть дается только однажды; я не хочу пропустить ее». Неизвестно, все ли вышло так, как он хотел.

Моррисон снял авторский короткометражный фильм «Американская пастораль» в 1969 году, где исполнил главную роль.

Через 20 лет после смерти Моррисона режиссер Оливер Стоун снял художественный фильм «Дорз», в котором роль Джима сыграл Вэл Килмер.

В 1987 году художник Айдар Ахатов нарисовал Джима Моррисона в демоническом образе музыканта-пророка.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

8 декабря 1943 года родился Джеймс Дуглас Моррисон - американский поэт, певец, автор песен, фронтмен группы The Doors.

  1. В школе одной из любимых шуток Джима Моррисона было притворно потерять сознание на лестничной площадке и лежать, создавая толчею. Это называлось «большая шутка Джимми».
  2. Джим Моррисон начал сочинять стихи в пятом или шестом классе, при этом он никогда не занимался пением и «даже не помышлял об этом». Зато он очень много читал, и для своего возраста был чрезвычайно начитан. На него повлияла философия Ф. Ницше, особенно рассуждения об апполоническом и дионисийском началах в искусстве, а также творчество одного из самых беспокойных французских поэтов - Артюра Рембо. Своё влияние оказали французские экзистенциалисты и, конечно, американские битники - Керуак, Гинзберг и Ферлингетти.
  3. Преподаватель английского у Моррисона в старшей школе вспоминал: «Джим читал, пожалуй, больше любого ученика в классе. Но все, что он читал, было так необычно, что я просил другого преподавателя (который посещал библиотеку Конгресса) проверять, действительно ли существуют названные Джимом книги. Я подозревал, что он их просто выдумывает - это были книги по английской демонологии 16-17 веков. Я о них никогда не слышал - но они существовали, и по его докладу я понял, что он действительно читал их» .
  4. Многие источники сообщают, что Джим Моррисон был обладателем очень высокого IQ - 149. Для сравнения: показатели 110-119 - это средний уровень интеллекта, а 120-129 – высокого. Джим рос в семье военного, и Моррисоны часто переезжали. В каждой новой школе мальчик проходил новые тесты, и, по-видимому, среди них был и тест Айзенка на IQ.
  5. Джим Моррисон известен всем как «Король-ящерица» - так он назвал себя в стихотворении "The Celebration of the Lizard", позже исполнявшемся под музыку. Любовь к пресмыкающимся появилась у музыканта еще в детстве, когда в 1955 году семья Моррисонов переехала в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Дом располагался на границе с пустыней, поэтому Джимми много времен проводил там, наблюдая и охотясь за ящерицами, змеями и броненосцами. Они настолько поразили его, что он стал считать ящериц своим тотемом.
  6. Существует предположение о том, что Джим Моррисон мог встречаться с Карлосом Кастанедой - выпускником Калифорнийского университета, как и он сам. Кастанеда изучал антропологию и защитил диссертацию, ставшую бестселлером 1968 года и библией контркультуры - «Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки». Книга рассказывала о знакомстве Кастанеды с индейцем племени яки, который провел его через многие шаманические практики. Действительно ли Моррисон знал Кастанеду - неизвестно, но шаманизмом музыкант действительно увлекался.
  7. Джим Моррисон - один из самых популярных поэтов в Америке, если основываться на данных о продажах его книг.
  8. После успеха сингла “Light My Fire” Джим Моррисон купил себе черно-синий «Форд Мустанг Shelby GT 500», получивший прозвище «Голубая леди». Он любил разъезжать на нем по извилистой Маллхоланд-Драйв и каньонам в горах – будучи в состоянии опьянения. Друзья также знали, что Моррисон любил пошутить над своими пассажирами, на всей скорости съезжая вниз по улицам по встречной полосе. Друг Моррисона Бэйб Хилл вспомнил, как однажды музыкант повредил мустанг, въехав в бордюр: «Мы были прямо позади полицейского департамента в Беверли-Хиллз. Пришлось вызывать эвакуатор и такси. Брюхо просто снесло. Я держался как мог и повторял: "Ну вот, мы умрем"» .
  9. Одна из самых знаменитых песен The Doors - "The End" - была написана после расставания с девушкой, но затем ее смысл постоянно менялся и расширялся. «...я вполне могу себе представить ее и как прощание со своего рода детством. ...Я думаю, песня достаточно сложна и универсальна в своей образности. Настолько, что она может значить все, что хотите» , - сказал Моррисон в одном из интервью. Рэй Манзарек добавил от себя: «Джим дал голос рок-н-ролльному выражению эдипового комплекса, в то время широко обсуждавшегося явления из психоанализа Фрейда. Он не имел в виду, что на самом деле хотел сделать что-то с отцом и матерью. Он переигрывал греческую драму. Это был театр!»
  10. Однажды в интервью Джима Моррисона спросили, что он думает о Led Zeppelin: «Честно говоря, я не слушаю рок-н-ролл, так что я их не знаю. Обычно я слушаю классическую музыку, Пегги Ли, Фрэнка Синатру и Элвиса Пресли» . Однако Моррисону нравился Игги Поп из The Stooges, Элис Купер и прочие «шокирующие других людей» музыканты.
  11. За свою жизнь Джим Моррисон арестовывался полицией по крайней мере одиннадцать раз. Среди обвинений – нарушение общественного порядка и непристойное поведение, общественное пьянство, сопротивление при аресте, обнажение и употребление ненормативной лексики на публике. Моррисон стал первым в истории музыкантом, которого арестовали прямо на сцене - это произошло 9 декабря 1967 года в Нью Хэйвене, Коннектикут.
  12. В декабре 1967 года пьяный Моррисон упал со сцены в Shrine Auditorium. Перед этим он честно предупредил группу: «Я собираюсь упиться до такой степени, до какой только могу, и перестать отвечать за что-либо. Феномен воплотится через меня, пока я буду пьян» .
  13. По вспоминаниям близкого друга Моррисона Бэйба Хилла, музыкант довольно рано встал на путь саморазрушения, напиваясь так, словно хотел умереть. Бэйб Хилл назвал его состояние «апатией по отношению к будущему». «Он воспринимал себя как некоего абсолютного автостопщика - без будущего или прошлого, без настоящего, без надежды или каких-нибудь подобных вещей. Существующего в абсолютном текущем моменте или вроде того» .
  14. По официальной версии, Джим Моррисон скончался в ночь со 2-го на 3 июля 1971 года от сердечной недостаточности, вызванной предположительной передозировкой героина. В смерти музыканта много неясного, поэтому до сих пор возникают версии о том, как это случилось. 1 августа 2014 года певица Марианна Фэйтфул заявила, что в далеком 1971 году ее парень - наркоторговец Жан де Бретейл - убил Моррисона, продав ему дозу слишком сильного героина.
  15. После смерти Джима Моррисона Рэю Манзареку снился один и тот же сон о том, что тот благополучно вернулся из Франции – отдохнувшим, завязавшим с наркотиками и алкоголем. Рэй спрашивал, что Джим делал, где был и работал ли над новым материалом – но до того, как получить ответ, просыпался. Как оказалось, Робби Кригеру снилось то же самое.

Frank Lisciandro поступил в киношколу UCLA в то же время, что и Моррисон. Они были знакомы в течении шести лет. Он видел выступления Doors в Нью-Йорке и Лос - Анжелесе. Он работал над фильмом Моррисона HWY: An American Pastoral, который был снят в 1969 году, и концертной лентой Feast of Friend, что вышла в 1970 году. В своей новой книге “Jim Morrison: Friends Gathered Together” (Друзья собрались вместе) он собрал серьезные интервью тринадцати наименее знаменитых друзей Джима, таких как как менеджер Bill Siddons, его жена, тур-менеджер Vince Treanor, друг Babe Hill. Подружка Моррисона Eva Gardonyi также попала в эту компанию. В результате каждый из друзей предлагает свой взгляд на Короля Ящериц.

Его могла убить астма

Джим страдал от астмы и принимал лекарство Маракс, которое впрыскивал через ингалятор. Впоследствии этот препарат был запрещен в США, поскольку считалось, что в сочетании с алкоголем он приводит к смерти. Например, Eva Gardonyi слышала от Pamela Courson, что астма Джима была как-то связана с сердцем. Типа так доктор сказал.

Он был похотливым

Его любимым способом оторваться был гоу-гоу клуб “Телефонная будка”, где он и его дружок Том Бейкер болтали со стриптизершами и задирали их юбки. Подружка Ева обычно помогала познакомиться с девчонками. “Том и Джим могли стащить с них юбки и сделать какую-нибудь глупость, чтобы потом поржать и похлопать друг друга по спинам, а затем свалить в другое заведение хлопнуть еще по паре бокалов”.

Чтобы заполучить какую-нибудь девчонку, он мог заинтересоваться ее национальной музыкой

Когда он с начала 1969 года по март 1971 жил с венгеркой Eva Gardonyi, то любил слушать ее этнические пластинки с народной музыкой Восточной Европы и Африки. А еще Джиму нравилось, когда Ева наряжалась в черное белье и пояс с подвязками, изображая стриптизершу. А кому подобные вещи не нравятся?

Даже если бы Джим не умер тогда в Париже, новых альбомов Doors не случилось

Могли ли быть новые пластинки после LA Woman? По мнению Евы, нет. У него были плохие отношения с остальными участниками группы. Он был ими сильно недоволен.

Просить его подбросить куда-нибудь на тачке - не лучшая идея

У Джима был Ford Mustang по кличке “Голубая леди”. Гоняя по дорогам “с кирпичом”, вниз с холмов на самой высокой скорости, он любил наводить ужас на своих пассажиров, особенно на того, кто сидел на “сиденьи смерти”, как называл это место справа от водительского сиденья сам Джим. Babe Hill вспоминает как они ездили на “Голубой леди”, наплевав на ограничивающие знаки. “Мы были справа позади отделения полиции Беверли-Хилз. Они вызвали эвакуатор и такси. Сцепление было сожжено. Помню я борматал, повторяя “Ну вот мы едем чтобы сдохнуть”.

Между Peggy Lee и Led Zeppelin, он выбирал Peggy

Когда его спросили, что он думает о цеппелинах, то Джим ответил: “По правде говоря я не слушаю рок-музыку и поэтому никогда их не слышал. Обычно я слушаю классику или что-то типа Peggy Lee, Frank Sinatra, Elvis Presley.”. Его любимым исполнителем блюза был Jimmy Reed, и особенно нравилась песня Baby What You Want Me to Do

Это было не пьянство, а художественный акт

Когда в декабре 1967 года он свалился со сцены в Shrine Auditorium, это было частью художественного замысла. Джим заранее сказал партнерам по группе, что собирается напиться как можно сильнее, чтобы потом не отвечать за себя. Это должен быть появления самого себя в виде пьяного манифеста.

У него была “красивая глотка”

Babe Hill (близкий друг Джима в 1969-1971 годах) говорит, что у Джима была самая красивая глотка из тех, что он когда-либо видел. Скорее всего она пришла к такому состоянию в следствие пения и криков, которые составляли изрядную долю Моррисоновского бытия. Большая шея и красивое развитое горло.

Его как-то спасли монашки

Он не делал этого на сцене, когда Doors играли в Амстере в 1968 году в рамках тура по Европе. Ну или сделал, но только во время выступления Jefferson Airplane. Боб, певец Canned Heat, дал Джиму мешок дури, которую тот стал глотать. В результате Моррисон потерял сознание и его срочно доставили в ближайшую больницу, которая управлялась монахинями. Когда Джим очнулся, он, наверное, подумал, что умер и попал на небеса. Ибо его окружали женщины, которые в отличие от него знали, что он сделал и почему попал к ним.

Джим предпочитал бары. Вечеринки в других местах он ненавидел

После того как Doors отыграли в Hollywood Bowl (6 июля 1968 года) Джим провел ночь в обычном для себя месте, в баре Alta Cienega Motel, напротив офиса Doors на бульваре La Cienega, вместо вечеринки в Chateau Marmont. Отельный менеджер Эдди, повстречав Джима, спросил о концерте “Все нормально? Ты сегодня был крутой звездой? Народу понравилось?”.

Дорога к смерти казалась обычным делом

Он уже сидел на кислоте, когда умерли Janis Joplin и Jimi Hendrix. Не смотря на то, что он был неравнодушен к марихуане и фенциклидину, он еще и много курил. В определенных кругах популярно мнение, что он не дружил с кокаином. Однако это не так. С 1969 года он потребил много кокаина. У него были хорошие дружеские отношения с коксовым дилером по имени Вайолет, его еще называли “Королевой Кокаина”.

У него была собака по кличке Thor

У Джима и его подружки была собака по кличке Sage. Эта псина пережила их обоих. Когда Джим eехал в Париж в 1971 году то он по почте высылал в Штаты деньги на содержание собаки. Он часто фотографировался с Sage, а также с двумя другими собаками, которых звали Stoner и Thor.

Его проняло на Ямайке

После концерта в Майами (1 марта 1969 года) Doors свалили на Ямайку. Джим пребывал там один в большом доме на острове, куря ломовую траву с управляющим домом, и становясь все более безумным и напуганным. Согласно словам Eva Gardonyi у него было весьма странный приход, поскольку у него начались галлюцинации на тему людей, собиравшихся его убить. Его ночь прошла в страхе, и этот испуг очень сильно повлиял на него, заставив по другому относиться к черным. Он сказал, что раньше не верил им и не понимал. Он был как белый мальчик, который не понимал своего места в этом всем.

Он не тащился от фестивалей

Leon Barnard говорит, что в мае 1970 года Джим на Канадском телевидении описывал Вудсток следующими словами “Пол-миллиона человека валяющихся в хрен знает чем”. Джим вообще не воспринимал это мероприятие как фестиваль любви.

У него была тяга к классике

Альбом 1970 Absolutely Live Джим хотел назвать как Lions In The Street (Львы на улице). Еще у него была мысль выпустить альбом записанных в 1969 году стихов, назвав это The Rise and Fall of James Phoenix (Взлеты и Падения Джеймса Феникса). Leon Barnard говорит, что Джим отказался от идеи с Lions In The Street, поскольку остальные участники группы были против. А вот The Rise and Fall of James Phoenix он хотел чтобы было издано с филармоническим оркестром позади его стихов. Ему хотелось чего-то классического, что не было бы рокенролом.

Перевод: Сергей Тынку