Описание картины К. П

Карл Павлович Брюллов - один из известных русских мастеров живописи. Акварелист, приверженец академизма 19 столетия. В 1822 году послан с миссией в Италию, цель поездки - сбор финансовой помощи Общества поощрения художников. Мастер создал творение под названием «Всадница». Изображён портрет Амалиции Пачини, Джованины - подопечных графини Самойловой. Интересующиеся тем, кто написал картину «Всадница», нередко встречают другую интерпретацию названия - «Амазонка». Сочинение увидело свет в 1832-м.

История картины «Всадница»

Создать творение просила Ю. Самойлова. Художника знали как близкого друга красавицы. Фамилия возлюбленной заметна на полотне (обратившим внимание на собачий ошейник). Предположительно, знакомство молодых людей произошло в Италии. Юлия заказала исполнителю портрет подопечных. Амалиция (младшая девочка) - дочка композитора Джузеппе Пачини. Интересный факт: ранее оперное произведение данного музыкального автора «Последний день Помпеи» сподвигла Карла к сотворению одноимённой работы.

Картина создавалась на вилле (окрестности Милана). Работа показывалась в миланской галерее Брера. Полотно мгновенно получило массу рецензий, позитивных и негативных. Газетные издания Италии называли Карла непревзойдённым мастером кисти. Сравнение проводили с Рубенсом, Ван Дейком. Критики отмечали: лицо наездницы безжизненно, просто без эмоций застыло. Описание работы заключалось в следующем: главная героиня чересчур вольготно восседает верхом. Нивелируется ощущение скорости, представление динамики.

Четыре десятилетия работа была частью собрания графини. Юлия была богата, покупала и продавала дома, поместья, произведения искусства. Но к концу жизни ситуация изменилась. Незадолго до смертного часа (1872-й), Юлия, уже разорённая, продала работу парижским ценителям искусства. Судьба привела творение Брюллов Карла — «Всадницу» в Петербург. В 1874-м сообщено письмом Третьякову: картина продаётся. Третьяков опоздал с приобретением, однако в 1893-м желаемое пополнило собрание.

Согласно немалому количеству предположений, полотно изображает графиню Самойлову. Специалисты опровергли предположение. Написана иная представительница прекрасного пола. Репродукция картины «Всадница» Брюллова размещена Государственным Русским санкт-петербургским музеем. Работа продолжает получать множество откликов.

Описание картины «Всадница» Брюллова

Центральная фигура - Джованина, заправляющая великолепным скакуном. Красавица самоуверенная. Это заметно в позиции: сидит, держа спину прямо, подняв голову, пусть даже лошадь гарцует. Джованина возвратилась с прогулки, что выдаёт небольшой румянец, тронувший щёки. Выражение лица немного отрешённая. Одежда красавицы модная: светло-голубые тона, тёмно-зеленая вуаль, развеваемая ветром.

Полотно пронизана динамикой: конь вздыбился, собака бежит навстречу. Амалиция на балконе. Девчушка услышала конный топот. Лицо девчушки выражает одновременно восхищение и опасение. Малышка заворожена юной наездницей, сестра обожаема. Амалиция одета невычурно: кружевные панталоны, домашнее платье розового цвета. Настоящее чувство восхищения, по-детски непосредственное, придаёт некоторой мягкости портрету надменной красавицы.

Сколько животных на картине «Всадница»? 3 - 2 собаки и конь. Фон полотна - тенистый парк. Деревца колышутся от значительного ветра. Небеса затягиваются грозовыми тучами. Карл, как немалое количество творцов, использовал классическую форму формирования парадного портрета - треугольную. Подход характерен для работ Рубенса, Тициана, Веласкеса, Ван Дейка. Силуэт наездницы и лошади образует треугольник. Но художник нарушает традиционный подход: появляется новая фигура. Необычное дополнение - лохматая собака. Присутствие животного создаёт впечатление: перед героями картины пространство. Тогда конный портрет не обходился без присутствия всадника как венценосной особы. Карл нарушил постулат. Молоденькая воспитанница его любимой восседает в царственной позе на вороном коне.

Картина переполнена радостью от встречи после небольшого по времени отсутствия. От созерцания работы великого художника перехватывает дыхание. Зритель попадает в радостную атмосферу. Карл профессионально представил атмосферу, бывшую тогда в поместье любимой женщины, графини Юлии Самойловой.

Полотно Карла небезосновательно выбрано образцом портретной живописи 19 столетия. Автор картины «Всадница на коне» создал безупречные пропорции. Зрителям представлено непревзойдённое единение красок, детали проработаны. Посетители галереи могут в полной мере насладиться искусством, пронесённым сквозь годы.

Категория

картина всадница брюллов портрет

В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832 К.Брюллов написал знаменитую "Всадницу" (см. ил.7), грациозно сидящую на великолепном скакуне.

В центре работы молодая девушка, вернувшаяся с утренней прогулки. Всадница на всем скаку останавливает разгоряченного коня. Уверенная ловкость амазонки вызывает неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки, как бы призывая зрителя разделить ее восторг.

Возбуждение передается лохматой собаке ожесточенно лающей на вздыбленного коня. Взволнован и пейзаж с накренившимися от пробежавшего ветра стволами деревьев. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи заходящего солнца.

Изображая юную девушку - Джованину и ее маленькую приятельницу - Амацилию Пачини, Брюллов создал вдохновенное полотно, воспевающее радость жизни. Очарование «Всадницы» в непосредственности того оживления, которым проникнута вся сцена, в смелости композиционного решения, в красоте предгрозового пейзажа, в блеске палитры, поражающей богатством оттенков.

Общий силуэт всадницы и коня образует подобие треугольника - устойчивую, издавна любимую форму построения парадного портрета. Так решали многие композиции Тициан, Веласкес, Рубенс, Ван Дейк. Под кистью Брюллова старая композиционная схема истолковывается по-новому. Художник вводит в картину фигуру ребенка. Маленькая девочка, услышав топот коня, стремительно выбежала на балкон и протянула руку через решетку. И восторг, и боязнь за наездницу выражает ее лицо (см.ил.8). Нота живого, непосредственного чувства умеряет холодную величавость портрета, придает ему непосредственность и человечность. Девочка, несравненно живее, чем всадница, удачно вписывается в работу, передает настроение искреннего детского восторга, легкости восприятия мира и лишает портрет пафосности и серьезности, которая обычно исходит от величественных конных портретов других художников той эпохи.

Восторженные итальянцы сравнили Брюллова с Рубенсом и Ван Дейком, писали, что никогда прежде не видали конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Это преувеличение - от необычности брюлловского создания. Конный портрет всегда был парадным. Он неизбежно таил в себе скрытый смысл: всадник, оседлавший и подчинивший себе горячего скакуна, - человек властвующий. Здесь не полководец, ведущий армию в сражение, не завоеватель, вступающий в захваченную столицу, не монарх, венчаемый на царство, - девушка вернулась домой с прогулки.

В этой работе Брюллов окончательно соединяет парадный портрет и бытовую сцену. Он сам назвал работу "Жованин на лошади", но для всех это "Всадница". "Жованин на лошади" немного рассказывает о самой "Жованин" - Джованине; маленькая Амацилия - восхищение, порыв, прелесть детства.

Брюллов писал картину с чувством полноты и радости бытия, любуясь красотой и живописностью мира, с тем чувством, которое жило в нем, и которое он нашел в этих девочках, Джованине и Амацилии.

В большом полотне Брюллов сумел органически увязать декоративность решения с правдивостью непосредственного наблюдения. «Всадница» по праву может быть названа образцом портрета-картины в искусстве первой половины XIX века. В этом своеобразии творческого замысла нельзя не видеть выражение смелой воли художника, нарушающего установленные традиции. Самый облик юной всадницы приобрел некоторую условную обобщенность.

Экспонированный в 1832 году в Риме портрет Джованины вызвал оживленный обмен мнений. Вот что говорилось, например, в одной из опубликованных тогда газетных статей: "Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в натуральную величину девушки на коне и другой девочки, которая на нее смотрит. Мы не припоминаем, чтобы видели до этого конный портрет, задуманный и исполненный с таким мастерством. Конь... прекрасно нарисованный и поставленный, движется, горячится, фыркает, ржет. Девушка, которая сидит на нем, это летящий ангелочек. Художник преодолел все трудности как подлинный мастер: его кисть скользит свободно, плавно, без запинок, без напряжения; умело, с пониманием большого художника, распределяя свет, он знает, как его ослабить или усилить. Этот портрет выявляет в нем многообещающего живописца и, что еще важнее, живописца отмеченного гением".

По справедливому мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Блюллов считался «лучшим живописцем в Риме». (Пикулева Г. И. /Галерея гениев: Брюллов/ - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.)

В появившейся в том же году статье, приписываемой Амбриозоди, говорилось: «Если что-нибудь может показаться невероятным, так это то, что прекрасная наездница или не замечает бешеность движений лошади, или, от излишней уверенности в себе, совсем не затягивает узды и не нагибается к ней, как, быть может, было бы нужно».

«Упущение» Брюллова, замеченное современниками, находило отчасти объяснение в тех задачах, которые он ставил в этот период перед искусством большого портрета-картины. Создателя «Всадницы» можно было бы заподозрить в неумении передать экспрессию лица, если бы не образ маленькой девочки, в порыве восторга прильнувшей к решетке балкона. На ее остреньком личике так жива игра чувств, что сразу отпадают сомнения в блестящих дарованиях Брюллова-портретиста. К началу 1830-х годов Брюллов занял одно из ведущих мест в русском и западноевропейском искусстве. Его слава выдающегося мастера портрета была закреплена «Всадницей».

Без сомнения «Всадница» это успех. Она произвела фурор среди современников. О ней говорили, писали, ее обсуждали, вокруг нее ходили слухи, версии и предположения по поводу личности изображенной. Это было безоговорочное попадание «в десятку».

"Всадница" была приобретена для галереи П.М. Третьякова в 1893 году в Париже, как портрет Ю.П.Самойловой. Считалось, что это она изображена в роли всадницы.

Позже было доказано, что это та самая картина, которую художник в списке своих работ назвал "Жованин на лошади", и что на ней изображены две воспитанницы Самойловой - Джованнина и Амацилия. Установить это помогло сопоставление изображенных на "Всаднице" девочек с ними же на других брюлловских полотнах.

Если видно, если взглянуть на датируемый 1834 годом "Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком" и "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией "(см. ил. 5), начатый в 1839 году во время их приезда в Петербург.

Повод ошибаться в том, кто представлен в образе всадницы, дал сам художник. Хотя девушка и выглядит моложе Самойловой, которой в 1832 году было около тридцати лет, но кажется старше девушки-подростка, какой Джованнина изображена рядом с графиней на брюлловском портрете 1834 года. Кстати, это не единственное недоразумение, связанное с определением героини "Всадницы".

В 1975 году знаменитый оперный театр "Ла Скала" выпустил книгу, посвященную выдающимся певцам, чьи голоса звучали с его сцены. "Всадницу", представили как "Романтический портрет Малибран" из Театрального музея "Ла Скала". Имя Марии Фелиситы Малибран-Гарсия, сестры Полины Виардо, принадлежит одной из самых ярких легенд в истории оперного искусства. Виртуозно владея дивным голосом, обладая горячим темпераментом и даром актерского перевоплощения в сочетании с соответствовавшей романтическому канону женской красоты внешностью - стройной фигурой, бледным лицом под иссиня-черными волосами и большими сверкающими глазами, она, казалось, была создана для воплощения на сцене героинь музыкальных драм.

Страстная любительница верховой езды, Мария Малибран скончалась от ушибов, полученных при падении с лошади. Ей было двадцать восемь лет. Безвременная кончина закрепила родившуюся еще при жизни певицы легенду: один миланский адвокат, подаривший Театральному музею "Ла Скала" гравюру с картины "Всадница", счел, что на ней изображена Малибран.

Директор Театрального музея профессор Джанпьеро Тинтори сказал: "Понимаю, что вас смущает. Когда, приехав в Москву, я посетил Третьяковскую галерею, то понял, что светловолосая всадница (в жизни Джованнина была рыженькой) не может изображать жгучую брюнетку Малибран. Я говорил об этом тем, кто подбирал для книги иллюстрации, но они лишь добавили к слову "портрет" эпитет "романтический", то есть представили картину как некую фантазию на тему увлечения певицы верховой ездой".

Картина наполнена эмоциями и движением. Счастливая молодая девушка, возбужденная прогулкой, скачкой, ветром в лицо, круто осадила коня, маленькая подруга восторженно выбежала навстречу - и ей тут же передалось, многократно усилившись в ней, возбуждение всадницы; вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы; чувствуя настроение хозяев, волнуются собаки; ветер гнет верхушки деревьев; бегут по небу облака: все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей.

Джованина Паччини на портрете кисти Карла Брюллова показана в модном, богатом и элегантном костюме всадницы, парчовой блузе с пышными до локтя и узкими до запястья рукавами, кружевным воротником, длинной, ниже пят, юбке, что отражает достаток и изысканный вкус ее владелицы. Аккуратно завитые локоны, мягкие черты лица, лишь слегка повернутого вбок, контрастируют с движением, наполнившим всю картину. Легкое облачко вуали, потянувшееся за ветром. Лицо только что вернувшейся наездницы достаточно спокойно, но не лишено удовольствия от поездки. (см. ил. 9) Она держится надменно и величественно, словно храбрый полководец на поле брани.

Поднятые в беге передние ноги лошади, как бы готовые к прыжку задние; почти слышится ржание лошади и испуганный лай собаки справа. Невозмутимость столь хрупкой девушки поражает, она без тени усилия или страха сдерживает пыл резвого коня, пышущего здоровьем силой и мощью. Солнце играет на мышцах его черного атласного тела. Раздутые ноздри, открытая пасть выказывают все нетерпение, все сопротивление встающего на дыбы коня. Лошадь горячится, но всадница сидит прямо и гордо, уверенная в себе. Вся его мощь полностью подчинена юной наезднице, невозмутимо сидящей на его спине.

Привлеченная топотом копыт и ржанием лошади выскочившая из дома маленькая девочка слева тоже вся в движении - согнутая в колене правая нога, схватившиеся за решетку парапета руки. Даже статичность арки входа, парапета и пьедестала, в который вмонтирован парапет, нарушена изображением вылетевших из-под ног лошади кусков земли, прилипших к пьедесталу. Вся эта жанровая картина как бы подчеркивает бурлящий эмоциями внутренний мир всадницы, но, скованная условностями дворянский приличий, она не проявляет этого в выражении лица.

Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте, нежность и утонченность, главенствующая над мощью, является одним из излюбленных мотивов романтизма, вершиной которого стало творчество Брюллова.

Вся поза девушки преисполнена изяществом и легкостью. Кажется, что она даже не сидит в седле, а парит над ним, как легкое, почти невесомое бело-голубое облако. Плавный изгиб руки, покатые плечи, тонкая шея придают нежность, плавность фигуре. Складки платья и развивающаяся вуаль только усиливают эффект.

Положение головы и античное спокойствие на фарфоровом лице старшей из сестер Пачини контрастирует с композицией всей картины, наполненной движением и эмоциями. Итальянский идеализированный тип внешности считался совершенным во времена Брюллова. Что не удивительно, ибо сугубо реалистичный образ не всегда дает тот налет романтизма, так полюбившийся современникам Карла Павловича.

Сегодня, глядя на это произведение, понимаешь, как был прав итальянский ценитель искусства, назвавший молодого Карла Брюллова гениальным художником только за один этот портрет. Мастер смело сочетает теплые, нежные тона розового платья девочки с вороной сталью бархатисто-черной шерсти скакуна и белое светящееся одеяние всадницы. Брюллов дает сложную гармонию розово-красных, синевато-черных и белых оттенков. Поражают контрасты цветовых решений, в которых красный цвет сочетается с коричнево-бежевым, темно-коричневый, почти черный - с голубовато-лунным, свинцово-серый - с желто-голубым, бело-розовый - с иссиня-черным, а черный - с желтым.

Живописец как бы намеренно выбирает не сближенные, а контрастные, особенно сложные в живописи, сочетания. Зато каждый тон разработан мастером виртуозно, во множестве тончайших градаций. Живописный слой нигде не перегружен, и это усиливает звучание краски на светлом грунте. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии. Небрежных, вяло написанных мест в портрете почти нет. Школа Академии художеств наложила свой отпечаток на картину: анатомически точно изображены фигуры девочки, собак и особенно лошади.

Так же умело используется сочетание фактур и свет. Графичные, угловатые складки сияющей бликами ткани рядом с мягкостью шерсти животных. Светом художник определяет основное действо и главных персонажей картины. Здесь ярким утренним светом, на фоне темного сада и монументальных каменных плит, выхвачены фигуры сестер, животные чуть менее освещены. На ломаных изгибах одежды свет лежит такими же яркими изломами, словно осколки разбитого зеркала. А на самом движущемся объекте - коне, напротив более рассеянный свет. Утреннее солнце играет на его напряженных мышцах, ложась на края плавных, а не рубленных как на платье, изгибов груди, ног и шеи, подчеркивая их округлость и позволяя зрителю увидеть и почувствовать их перекаты и движение.

В работе чувствуется пространство, перспектива. Изображенный на холсте лохматый пес помогает создать впечатление того, что в картине пространство развертывается не только в глубину, но существует и перед персонажами. Ощущение глубины усиливается еще и благодаря свету, пробивающемуся где-то в дали, сквозь деревья густого сада.

В здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, в зале № 9, находится картина, не заметить которую трудно. Надпись под ней гласит: К. П. Брюллов, «Всадница». Она впечатляет размерами: наездница на великолепной лошади изображена в натуральную величину.

Еще больше поражает излучаемая полотном радость бытия и высочайшее живописное мастерство, с которым передана красота остановленного мгновения.

Великий Карл

Портреты его кисти хотели иметь богатейшие семьи Европы и России, колоссальная картина «Последний день Помпеи» впечатлила и западноевропейскую, и русскую публику. Великолепным достижением была названа и «Всадница». Брюллов Карл Павлович (1799-1852) стал одним из первых русских живописцев, получивших европейское признание. Ему был заказан автопортрет для галереи Уффици, а такие заказы получали художники, заслужившие славу подлинных мастеров.

Творивший в академическом стиле, Брюллов во время жизни в Италии проникся классическими образами великой живописи Венеции, Флоренции, Рима и Милана. Природный дар и огромное трудолюбие сделали его великолепным рисовальщиком и виртуозным мастером цвета. Эти качества великого живописца были использованы для создания романтических образов, наделенных ярким сиянием абсолютной красоты. Картина Брюллова «Всадница» - жемчужина из целого итальянского ожерелья таких образов.

Итальянская красота с русской душой

Под южным небом Апеннинского полуострова художник провел один из самых счастливых и плодотворных периодов жизни. Пенсия, назначенная за успешное окончание Академии художеств, позволила Карлу Павловичу прожить в Италии 12 лет - с 1823 по 1835 год. Все произведения этого времени, в том числе и картина Брюллова «Всадница», пронизаны сильными эмоциями и душевным волнением молодости. Здесь он получил настоящее признание критиков и зрителей.

В следующий раз в Италию художник вернулся незадолго до смерти. В творчестве последнего этапа жизни сохранялась романтическая приподнятость, но все чаще дополняемая меланхолией и усталостью. Идеалу же одухотворенной женской красоты, который ярко выражен в работе «Всадница», Брюллов Карл Павлович остался верен до последнего часа.

Персонажи

Многие настоящие шедевры после рождения живут своей жизнью, часто меняя данное автором название. Картина Брюллова «Всадница» - из их числа. Выставленную в 1832 году работу художник обозначил как «Жованин на лошади». Джиованна Пачини и её младшая сестра Амацилия - сироты, судьбу которых обсуждало одно время все римское светское общество. Неожиданно их удочерила хорошая знакомая Брюллова - русская графиня Юлия Павловна Самойлова. Карл Павлович запечатлел Джиованну и на другом знаменитом полотне - блестящем парадном портрете, где она изображена вместе с приемной матерью и её арапкой.

Юлия Самойлова сама была для Брюллова любимой моделью, музой и настоящим другом. Он нашел в ней свой идеал внешней красоты и обаяния, не лишённый глубокого внутреннего содержания, и облик Самойловой он использовал в трагических образах гибнущей Помпеи.

Сюжет

Юная красавица подъехала на великолепной вороной лошади к дому. Чудесное животное еще не остыло после скачки по тенистому парку, виднеющемуся на фоне. Взбудораженный облик лошади, разгоряченность недавней скачкой, явственно слышимое фырканье и переступание копытами - всё это великолепно передает Брюллов. «Всадница» полна движения, в котором задействованы и выбежавшая навстречу девочка с изящной собачкой-левреткой, и пес, который вертится у лошадиных ног.

Двойной портрет двух знакомых ему людей создает художник Брюллов, «Всадница» полна физического ощущения волнения и радости жизни. И все-таки мы видим утонченное произведение, созданное по академическим рецептам. На фоне очень оживленного детского лица, выражающего полный восторг, лицо и поза наездницы чуть сдержанны и отстраненны, прекрасная вуаль изысканно замерла в воздухе, вечернее небо излучает таинственный свет, а антураж немного театрален.

Жанр

По всем признакам перед нами парадный портрет: большой размер, тщательно написанная одежда с изысканными переливами ткани, классическая красота и достоинство главной героини. Человек на лошади обычно всегда монументален, но как неожиданно подходит к жанру большого портрета Брюллов! «Всадница» насыщена и лирикой, и поэзией.

Портретное сходство и характерность несомненны, но как непосредственна в своей радости младшая сестра, как все-таки много сдерживаемых чувств в лице наездницы! Портрет-картина - так можно назвать «Всадницу».

Главная героиня кажется изысканной и утонченной, но тонкая рука в белой перчатке уверенно держит поводья - могучая сила и животная энергия лошади не выходят из-под контроля. Укрощение буйства нежной красотой - один из самых популярных символов эпохи романтизма.

Восхищает еще один аспект мастерства, который демонстрирует Брюллов. «Всадница» - выдающееся произведение внимательного и точного в деталях художника-анималиста. Как великолепно написаны животные! Собаки изображены с любовью настоящего знатока, незабываемы мощная мускулатура лошади под тонкой переливающейся кожей и её дикий, яростный глаз.

Настоящий романтик

И у него были недруги. Брюллова называли салонным художником, интересным только невзыскательной и пресыщенной публике, ведь у него всего так много - света, цвета, фактур. Да, у любого другого модели и сюжеты, использованные мастером, превратились бы в убожество и безвкусицу. Но он - гений, он - Брюллов! «Всадница», описание которой в виде текста представляет собой типичный заказной портрет для капризного богача с минимумом глубины и максимумом красивых тканей и породистых животных, у Карла Петровича - вдохновенный гимн детству и юности, красоте и здоровью, наполненности и счастью жизни.


Во время своего пребывания в Италии Карл Брюллов написал один из самых загадочных портретов. «Всадница» вызвала множество споров о том, кого на самом деле изобразил художник – свою возлюбленную графиню Ю. Самойлову или же ее воспитанниц Джованину и Амацилию.



Картину Брюллову заказала его возлюбленная, графиня Юлия Павловна Самойлова – одна из самых красивых и богатых женщин начала XIX в. Граф Ю. Литта – второй муж ее бабушки, графини Е. Скавронской, – оставил ей огромное состояние. Из-за развода, скандальной репутации и дерзкого поведения в беседе с императором Самойловой пришлось покинуть Россию и переехать в Италию. Там она жила на широкую ногу, покупала виллы и дворцы, устраивала приемы. У нее собирался весь цвет итальянского общества: композиторы, художники, артисты, дипломаты. Частыми гостями графини были Верди, Россини, Беллини, Пачини.



Для своих вилл Самойлова часто заказывала скульптуры и картины. Одной из них стал парадный портрет, выполненный Брюлловым. Коллекция графини пользовалась в Италии большой популярностью: нередко ценители искусства специально приезжали в Милан ради того, чтоб увидеть ее собрание картин и скульптур.



К. Брюллов написал «Всадницу» в 1832 г., тогда же картина экспонировалась на выставке в Милане. «Всадница» имела большой успех в Италии. В газетах писали: «Отличный живописец в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел все ожидания. Манера, которою исполнен этот портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса».



Разногласия по поводу того, кто же был изображен на портрете, породил сам художник. Самойловой в 1832 г. было около 30 лет, а изображенная на портрете девушка выглядит значительно моложе. Но она не похожа и на юных воспитанниц графини, изображенных на других портретах того времени, в частности, на портрете Ю. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, созданном в 1834 г.



40 лет картина находилась в собрании Самойловой. Незадолго до смерти, полностью разорившись, графиня была вынуждена ее продать. В 1893 г. «Всадница» была приобретена для Третьяковской галереи как портрет графини Ю. Самойловой. Долгое время считалось, что именно она изображена в образе всадницы. Однако позже искусствоведам все же удалось доказать, что на картине – не сама графиня, а ее воспитанницы Джованина и Амацилия, и что именно эта работа упоминается в личных записях художника под названием «Жованин на лошади». В пользу этой версии служит и портретное сходство изображенной на других картинах Юлии Самойловой и ее воспитанниц.



Брюллов писал портреты графини Самойловой неоднократно, и на всех картинах чувствуется его теплое отношение к позирующей. А. Бенуа писал: «Вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели...».



Джованина и Амацилия были приемными дочерьми Самойловой, хотя официально они удочерены не были. Есть версия, что Джованина – это племянница второго мужа Самойловой, оперного певца Перри, рожденная вне брака. По другой версии, обе девочки были дочерьми композитора Пачини. Своих детей у графини не было, и она взяла на воспитание Джованину и Амацилию.

Тайны жизни и гибели древнего города: за что боги покарали Помпеи

Сочинение по картине: К. Брюллова "Всадница".
Одним из шедевров мировой культуры является произведение Карла Павловича Брюллова "Всадница". Картина написана в 1832 году в Италии. Художник проживал там последний год в свою первую поездку в эту страну. Он был в то время знаком с графиней Ю. Самойловой, чьих воспитанниц и изобразил в своей работе. Всадница - это Джованина, старшая из воспитанниц. А прильнула к перилам Амацилия Пачини, вторая воспитанница графини.
Юная Джованина занимает центральное место на картине. Она только что вернулась с верховой прогулки. На всем скаку останавливая разгоряченного скачкой коня, девушка ничуть не испугана его поведением. Она уверенно держится в седле. Ее лицо спокойно. Щеки покрывает легкий румянец. По ветру развевается прозрачная вуаль, прикрепленная к черной шляпе. Светлая голубая амазонка с большим кружевным воротником подчеркивает тонкие черты прелестного лица, обрамленного темными локонами.
Вынужденный резко остановиться после сильного бега конь храпит. Он слегка приподнялся на дыбы. Из груди рвется ржание. А сидящая верхом девушка не теряет присутствия духа. Она грациозна. Ее прямая осанка, спокойное выражение лица - все говорит о величии в сочетании с удивительной скромностью. Но при всем ее спокойствии картина полна движения. Это и поднявшийся на дыбы конь, готовый снова сорваться вскачь, и согнувшиеся под сильным порывом ветра деревья, и быстро летящие по небу грозовые тучи, и развевающаяся вуаль всадницы. Все динамично. Даже пес, остановившийся у ног коня, кажется, тяжело дышит после быстрого бега.
Еще более подчеркивает динамичность сюжета маленькая девочка, выбежавшая на балкон, как только раздался топот копыт. Она одета просто: кружевные панталончики, домашнее розовое платье. Голову украшают локоны. Девочка восхищенно смотрит на смелую наездницу. Руками она ухватилась за перила. На лице маленькой зрительницы отобразилась целая гамма чувств, которые она испытывает при появлении старшей подруги. Большие светло-карие глаза выражают восторг и обожание. Она так преданно смотрит на всадницу, что нет никакого сомнения в том, как любит ее девочка. Кажется, что она хочет быть похожей на нее во всем. Даже волосы у юных барышень завиты одинаково.
Картина К. Брюллова "Всадница" вызывала разные чувства у современников художника. Кто-то восхищался полотном, кто-то упрекал мастера в том, что у всадницы слишком безжизненное выражение лица. Но все единодушно сходились во мнении, что Брюллов талантливый, даже гениальный, художник-портретист. И мастер доказал это своими произведениями, которые сделали его имя известным во всем мире.

Описание картины К. П. Брюллова "Всадница".
Карл Брюллов - автор многих замечательных портретов. Среди них есть парадные, "сюжетные" портреты роскошных красавиц. Среди самых известных портретных полотен - полотно "Всадница", написанное Брюлловым в Италии в 1832 году. В этом произведении художник соединил бытовую сцену и парадный конный портрет.
Картина обладает интересным сюжетом и поражает богатством оттенков. На ней изображена молодая дама, возвращающаяся на великолепном черном скакуне с утренней прогулки, и маленькая девочка, встречающая ее на балконе.
Брюллов с большим мастерством рисует лошадь в движении - она пытается подняться на дыбы, косит глазом, горячась и фыркая. Всадница грациозным движением останавливает ее.
Ловкость амазонки возбуждает восторг маленькой девочки в нарядном платьице. Прильнув к балконной решетке, она с обожанием смотрит на свою старшую подругу.
Взволнованна и лохматая собачка - она ожесточенно лает на скакуна. Возбуждение разделяет даже предгрозовой пейзаж с бегущими по небу перистыми облаками и накренившимися от ветра стволами деревьев.
Изображая всадницу и ее маленькую приятельницу, живописец показал себя подлинным мастером живописи. Полотно обладает смелым композиционным решением, изображенные образы отличаются живостью и законченностью, а палитра поражает блеском и свежестью красок.
Картина "Всадница" - романтическая баллада об упоительных шалостях юности. Художник любуется необыкновенной живописностью окружающего мира, воспевает очарование и радость окружающей жизни.

К. П. Брюллова "Всадница".
"Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в настоящую величину, изображающий девушку на лошади и девочку, которая на нее смотрит. Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством... Этот портрет выказывает нам живописца, который высказывается сразу, и что еще важнее - гениального живописца".
Такой и другие, не менее лестные, отзывы появлялись в итальянских газетах в 1832 году. Интерес и восхищение любителей искусства вызвала картина "Всадница. Портрет Амацилии и Джованины Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой". Сейчас полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее и по-прежнему собирает перед собой зрителей. В замысле художника счастливо соединились величавость парадного портрета и простота, поэтическая одухотворенность живых, непосредственных характеров двух героинь.
Немногие знают историю создания и судьбу произведения. "Всадница" была написана в 1832 году, когда Карл Павлович Брюллов жил в Милане, на севере Италии. Близкий друг художника, состоятельная аристократка Юлия Самойлова заказала молодому мастеру портрет своих воспитанниц. Это были дочь и юная родственница умершего композитора Джузеппе Пачини. Того самого Пачини, чья опера "Последний день Помпеи" натолкнула Брюллова на тему знаменитой в будущем картины. Живописец писал двух сестер на вилле под Миланом. В центре картины на горячем скакуне изображена Джованина Пачини. Лошадь горячится, но всадница сидит прямо и гордо, уверенная в себе. Слева от юной амазонки-балкон, на который выбежала ее младшая сестра, в глубине - тенистый парк.
Общий силуэт всадницы и коня образует подобие треугольника - устойчивую, издавна любимую форму построения парадного портрета. Так решали многие композиции Тициан, Веласкес, Рубенс, Ван Дейк. Под кистью Брюллова старая композиционная схема истолковывается по-новому. Художник вводит в картину фигуру ребенка. Маленькая девочка, услышав топот коня, стремительно выбежала на балкон и протянула руку через решетку. И восторг, и боязнь за наездницу выражает ее лицо. Нота живого, непосредственного чувства умеряет холодную величавость портрета, придает ему непосредственность и человечность.
Изображенный на холсте лохматый пес помогает создать впечатление того, что в картине пространство развертывается не только в глубину, но существует и перед персонажами.
Картина была выставлена в Милане, а затем ее могли видеть среди других произведений искусства гости Ю. П. Самойловой. В 1838 году любовался портретом известный русский поэт и переводчик В. А. Жуковский.
В дальнейшем следы полотна надолго теряются. Ю. П. Самойлова обеднела, из Италии переехала в Париж и увезла с собой портрет воспитанниц. Она рассталась с ним в самом конце жизни, в 1875 году. Репин, находясь летом 1874 года в Париже, писал П. М. Третьякову о том, что "у какой-то графини Самойловой здесь продается несколько вещей К. П. Брюллова...". Но он не успел купить картину.
Вторично произведение попало в поле зрения русских собирателей живописи в конце XIX века. Французский торговец картинами выставил "Всадницу", или "Амазонку", как ее еще называли, в Академии художеств в Петербурге. В 1893 году П. М. Третьяков приобрел ее для своего знаменитого собрания русской живописи. С тех пор "Всадница" украшает залы галереи.
Сегодня, глядя на это произведение, понимаешь, как был прав итальянский ценитель искусства, назвавший молодого Карла Брюллова гениальным художником только за один этот портрет. Мастер смело сочетает розовое платье девочки, бархатисто-черный цвет шерсти скакуна и белое одеяние всадницы. Брюллов дает сложную гармонию розово-красных, синевато-черных и белых оттенков. Живописец как бы намеренно выбирает не сближенные, а контрастные, особенно сложные в живописи, сочетания. Зато каждый тон разработан мастером виртуозно, во множестве тончайших градаций. Живописный слой нигде не перегружен, и это усиливает звучание краски на светлом грунте. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии. Небрежных, вяло написанных мест в портрете нет.
Когда была создана "Всадница", Карлу Брюллову исполнилось тридцать три года. Впереди был триумф "Помпеи", серия знаменитых портретов современников, дружба с Пушкиным, Глинкой. Впереди была целая жизнь...

Сочинение по картине К. П. Брюллова "Всадница".
Замечательная картина художника К.П.Брюллова "Всадница";. В ней много чего скрыто от глаз обычного человека, но для ценителя искусства это целое произведение!
Я вижу на этой картине много личностей, но больше всего бросается в глаза девушка на коне. Это скорее дама из семьи дворян, на которой прекрасное белое платье, и не большая шляпа похожая на фату. Она сидит на большом черном и могучем коне. Этот конь даже поднялся на задние копыта и видно как он произносит что-то величественное. На коне видна кожаная упряжка, которая очень сочетается с его черной гривой. Если посмотреть чуть назад, то видно дворовую собаку, которая, увидев лошадь, сразу побежала за ней. Сейчас собачка смотрит на девушку и уже готова начать гавкать, но сдерживает себя. Сама дворняжка вся черная и выглядит даже агрессивно из-за того что расставила лапы и открыла пасть. На картине еще изображена девочка, которая выбежала на балкон что бы увидеть молодую всадницу. Рядом с ней стоит домашняя собака. Она смотрит на девочку и возможно готова к её команде. Это собака с красным ошейником, на котором стоят шипы. На её морде черное пятно, которое очень сочетается с её белым цветом. Сам их дом уже выглядит богатым и большим. Это еще раз говорит о том, что девочка и всадница дочери дворянина.
Если подводить итог по картине, то она очень успешно написана и передает в себе всю жизнь дворян. Я, увидев эту картину, был очень доволен, что художник написал именно эти моменты жизни дворян.

Сочинение: К. П. Брюллов "Всадница".
Карл Павлович Брюллов - один из крупнейших русских художников второй четверти XIX века. Окончив в Петербурге Академию художеств, он стал блестящим живописцем, безупречно владел рисунком и акварелью. Его талант развивался в двух направлениях: он создавал большие исторические полотна и небольшие рисунки, где виртуозное исполнение соединялось с непосредственностью наброска. Но полнее всего раскрылся темперамент живописца и дар психолога Брюллова в портретах, это самое ценное в его наследии.
Один из блестящих портретов Брюллова - "Всадница". Это изображение юной воспитанницы графини Самойловой Джованины Паччини. Праздничное полотно поражает блеском живописного и композиционного решения.
Джованина Паччини на портрете кисти Карла Брюллова показана в модном, богатом и элегантном костюме всадницы, парчовой блузе с пышными до локтя и узкими до запястья рукавами, кружевным воротником, длинной, ниже пят, юбке, что отражает достаток и изысканный вкус ее владелицы. Аккуратно завитые локоны, мягкие черты лица, лишь слегка повернутого вбок, контрастируют с движением, наполнившим всю картину. Легкое облачко вуали, потянувшееся за ветром, поднятые в беге передние ноги лошади, как бы готовые к прыжку задние; почти слышится ржание лошади и испуганный лай собаки справа. Привлеченная топотом копыт и ржанием лошади выскочившая из дома маленькая девочка слева тоже вся в движении - согнутая в колене правая нога, схватившиеся за решетку парапета руки. Даже статичность арки входа, парапета и пьедестала, в который вмонтирован парапет, нарушена изображением вылетевших из-под ног лошади кусков земли, прилипших к пьедесталу. Вся эта жанровая картина как бы подчеркивает бурлящий эмоциями внутренний мир всадницы, но, скованная условностями дворянский приличий, она не проявляет этого в выражении лица.
Поражают контрасты цветовых решений, в которых красный цвет сочетается с коричнево-бежевым, темно-коричневый, почти черный - с голубовато-лунным, свинцово-серый - с желто-голубым, бело-розовый - с иссиня-черным, а черный - с желтым. Школа Академии художеств наложила свой отпечаток на картину: анатомически точно изображены фигуры девочки, собак и особенно лошади, четко выписаны блики света на груди и ногах лошади и одежде женских фигур.
Современники называли Брюллова "великий Карл". Слава его гремела по всей Европе. Н. В. Гоголь написал о нем статью, прославляя в лице художника возрождение русской исторической живописи.