Презентация тему отцы и дети. История создания романа «Отцы и дети»

Открытый урок.

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Урок сопровождается показом презентации + Индивидуальные сообщения.

1. История создания романа

2. Прототипы.

3. С тихотворение Дмитрия Минаева

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы.

Презентация к открытому уроку по роману Тургенева "Отцы и дети"

(И.С.Тургенев - портрет)

Слайд 2 - Цель урока

2. Вступительное слово учителя.

Слайд 3. - (Роман И.С.Тургенева
«Отцы и дети»)

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», - писал Белинский.

Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" был опубликован в 1862 году. Он сразу привлёк внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных в нём вопросов, а так же своими художественными достоинствами

Тургеневу - великому художнику - удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские проблемы. запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х - начала 60-х годов XIX века.

А.В.Луначарский в статье "Литература 60-х годов" писал о романе "Отцы и дети" как об "одном из центральных явлений во всей русской жизни" того времени.

"Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновение противоположных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей роли, как в "Отцах и детях" (История русского романа: В 2 т - М.; Л., 1962.)

В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе реформы 1861 года чётко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов считали готовящуюся реформу крепостнической по характеру. Прибегая к эзоповскому языку, они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к "решительному делу". Либералы, напротив возлагали на реформу большие надежды, считая её действенным и чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. Подобным образом смотрел на реформу и Тургенев.

По своим убеждения он был сторонником постепенного преобразования России. Противник всяких общественных взрывов, он не верил в перспективность идей революционной демократии. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы - большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивность дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Такого нового героя - человека демократических убеждений, материалиста-естественника писатель поставил в центре романа "Отцы и дети" и стремился изобразить его существенные черты с предельной объективностью.

Слайд 4 и 5, 6

Учитель читает информацию со слайда 7

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».

и со слайда 8 Роман «Отцы и дети»

Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен "Формулярный список действующих лиц новой повести", где под рубрикой "Евгений Базаров" Тургенев набросал предварительный портрет главного героя:

и со слайда 9

Евгений Базаров

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки".

III. Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения.

1. История создания романа - Сергеюк Лиза

2. Прототипы. - Бекешова А, Калкатин Л, Есенова Г. - Показ слайдов с 10 по 19.

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» - так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

V. Роман "Отцы и дети". Смысл названия. Слайд 21

Учитель: Вы познакомились с первыми главами романа "Отцы и дети", как вы думаете, почему роман носит такое название? (обсуждение)

Учитель: Слайд 22

  • В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50 –х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.
  • Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своём романе «имел гордую цель во временном указать вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идёт о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

Слайд 23 - стихотворение Дмитрия Минаева

Отцы и дети? (Параллель)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой "Отцы" и "Дети",

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа -

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

"Кто устоит в неравном споре?"

Которое ж из двух?

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского "сэра", -

Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

"Du calme, du calme!" - твердит.

{* Спокойствие, спокойствие! (Франц.) - Ред.}

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках "Нормы",

Он отрицает и...

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

К своей груди прижал,

И даже - дерзость ведь какая, -

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров -

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам -

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей - отцы иль дети?

Отцы! отцы! отцы!

V. Эпоха в романе "Отцы и дети"

Слайд 24

Слово учителя:

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

^ Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева.

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

^ Как же роман связан с эпохой?

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте ещё раз обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

Что еще вы знаете об этой эпохе?

– Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

– В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него».

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

Какое время года совпадает с началом романа?

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "Отцах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Слайд 25

Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону:

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести?

Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».

«Выпущенным мною словом нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом…»

VI. Идейно-художественное своеобразие романа - Слайд 26

  • Композиция романа «Отцы и дети» – многоцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
  • Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.
  • Большое внимание уделяется речевой характеристике.
  • Пейзаж в литературе.

Работа с текстом романа "Отцы и дети"

Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных)

Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать».

Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг(Савельичей, Захаров) теперь мало.

Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...»

Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

VII. Итог урока.

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Слайд 27.

«… Я, прочтя «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей», перестал причислять Тургенева к обыкновенным смертным; он стал для меня своего рода героем»; моё воображение рисовало его в различных видах, но всегда окружённого ореолом, и мне приходилось сдерживать себя, если кто-нибудь в моём присутствии говорил, что ему не нравятся его произведения… Тургенев успел занять один из тех сокровенных уголков в моём сердце, куда редко проникают посторонние…»

Бойесен Х. - американский литературовед

VIII. Домашнее задание: Слайд 28

  • 1.Чтение романа «Отцы и дети»
  • 2. Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа.
  • 3. Анализ поведения Е.Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.
  • Оценки за урок.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.С.Тургенев «Отцы и дети». История создания, жанр, сюжет, композиция

О романе Год написания – 1860-1861. Публикация – 1862, издательство «Русский вестник». Действие романа – лето 1859 года (накануне крестьянской реформы 1861 года).

История создания романа Замысел романа возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над романом продолжилась и в 1861 году в Париже. Главный герой настолько увлёк Тургенева, что он некоторое время вёл от его лица дневник.

Издание романа Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

Работа над романом В письме П. В. Анненкову И.С.Тургенев извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки.

Жанр романа “ Отцы и дети” - это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя - разночинца Базарова - и остальных персонажей. В столкновениях Базарова с другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды.

Особенности сюжета романа Сюжет романа представляет собой непрерывную цепь столкновений Базарова с другими героями романа. Сюжет романа не имеет завязки, т. е. в романе нет такого события, которое являлось бы причиной всех столкновений Базарова. Основное направление в развитии сюжета - углубление и расширение социального конфликта.

Сюжет романа С каждым новым столкновением увеличивается круг лиц, с которыми спорит Базаров: взаимная неприязнь Базарова и Павла Петровича, обнаружившаяся при первой же их встрече; спор Базарова с Павлом Петровичем о принципах; столкновение демократа Базарова с аристократкой Одинцовой; столкновение демократа Базарова с Кукшиной и Ситниковым, чуждыми ему; «столкновение» Базарова с родителями; новое столкновение с Павлом Петровичем (дуэль); столкновение с Аркадием и полный разрыв с ним.

Композиция романа Композиция романа –кольцевая. В основе композиции романа лежит принцип антитезы. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино - город*** - Никольское - деревня родителей Базарова..

Завязка Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу - сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед: Марьино (поместье Кирсановых) - город *** - Никольское (поместье Одинцовой) - дом родителей Базарова - Никольское - город *** - Марьино - город *** - Никольское - дом родителей Базарова.

Особенности развития конфликта Особенностью развития конфликта романа: две противоположные позиции - Базарова и Кирсанова - во второй части начинают сходиться и оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни.

Выводы Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.


Тема: История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862) . Композиция романа.

Щербакова Лилия Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы.


Эпиграф

«Отцы и дети»

Едва ли не самая шумная

и скандальная книга

в русской литературе.

П. Вайль, А. Генис.


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Действительно ли роман

«Отцы и дети» И.С. Тургенева

является скандальным произведением



Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума»

А.С. Грибоедова.


  • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений», - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».


«Ну и досталось же ему за Базарова...» Ф.М.Достоевский

  • Роман был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник». И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.
  • Он вызвал такую бурю, какую не вызывала ещё ни одна книга


«Воздух эпохи»

Время написания

романа – 1861 год

Время действия –

1855-1861 – время,

сложное для России;

Правление

Александра II

Стремление

к образованию различных

слоёв населения

Меняются

вековые устои

России


Писатель - провидец

Тургенев с присущей ему социальной остротой уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи – бескомпромиссную борьбу революционеров- демократов с либералами


Демократы-разночинцы

РАЗНОЧИНЕЦ – в дореволюционной России: выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии. Писатели-разночинцы.


Какие они?

  • “ Каждый… должен был все свои способности отдавать естествознанию. Все были загипнотизированы великим значением этой науки. “(из воспоминаний современника)
  • Не удивительно, что Тургенев сделал своего героя медиком и заставил его работать над серьезными опытами по изучению различных закономерностей строения организмов.


Познакомимся со словом

Кого называют нигилистом?

НИГИЛИСТ 1) Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически


В письме к К.К.Случевскому из Парижа от 14 апреля 1862 года Тургенев называет истинных «отрицателей», лидеров демократического движения.

В их учениях демократы-разночинцы черпали материал для своих теорий, для построения политических и эстетических программ



«Отрицатели, или нигилисты»

Добролюбов Н.А. (1836-61), русский критик, публицист, революционный демократ. С 1857 года постоянный сотрудник журнала «Современник»


«Отрицатели, или нигилисты»

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-89), писатель, литературный критик. Один из руководителей журнала «Современник».Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг.


«Отрицатели», или нигилисты

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-48), русский литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник»



Тургенев знал их лично

Политические и философские взгляды Чернышевского и Добролюбова послужили материалами и источниками для создания идейного облика главного героя романа


Великий писатель

«Сам Тургенев никогда не будет Базаровым, но он вдумался в него и понял его так, как не поймет ни один из наших реалистов», – писал Писарев


«Распалась связь времен…»

Время «раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и разночинцев-демократов, отцов и детей…


«Отставные люди» и «наследники»

  • Именно принадлежность ко времени явилась источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым
  • В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х гг. XIX века

Кто прав?

Как большой художник, преодолевая свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей, он старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века.


Вывод:

В романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50-х 60-х годов XlX столетия.


Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

Роман состоит из 2 частей

(28 глав)


Кольцевая композиция

Марьино

(усадьба Кирсановых)

Никольское

(имение Одинцовой)

Родители Базарова

(небольшой домик

мелкопоместных дворян)


Смысл названия романа «Я попытался представить конфликт двух поколений» (И.С.Тургенев)

Отцы дети

Социальный

(конфликт аристократов

разночинцев)

Психологический

конфликт (конфликт

поколений)



ОТЦЫ

ДЕТИ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ОТЦЫ И ДЕТИ

Молодые люди

Пожилые люди

Разные поколения.

Не понимающие

друг друга

Враждебность

Равнодушие

Противоборствующие.

Родители

Легкомысленные

Ненависть

Вечно спорящие.

Умудренные опытом

Безрассудные

Нуждающиеся

Уважение

Двигатели прогресса.

Консерваторы

Прогрессивные

Символ жизни.

Люди устаревших

взглядов

Зависимость

Люди новых взглядов

Деятельные









Базаров Василий Иванович

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.




Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети». Можно положительно сказать, что «Отцы и дети» были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки.

А. Панаева


Базаров сталкивается с…

Старики

Базаровы

Аркадий

Фенечка

Базаров

Одинцова

Кирсановы

народ

Лже -

нигилисты





Мастерство Тургенева в создании образов романа

Портретная характеристика

Павел Петрович

Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвету... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

«Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов».


Домашнее задание

Используя таблицу, составьте характеристику образов

Детали портрета

Сфера интересов

Я – концепция героя

История героя

Судьба героя

Характеристика, данная другими героями.


  • главы VI - X перечитать,
  • составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои.
  • индивидуально: Характеристика образов:
  • -Павел Петрович Кирсанов;
  • - Николай Петрович Кирсанов;
  • - Аркадий Кирсанов;
  • - Анна Сергеевна Одинцова;
  • - Катя - младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой;
  • -Фенечка.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров и Кирсановы «Распалась связь времен…»

  • Урок литературы в 10 классе
  • Учитель МОУ СОШ 17 п. Тырма
  • Кулыгина Е.Г
Цели урока
  • продолжить наблюдение над текстом романа,
  • выяснить причину взаимного неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова,
  • определить отношение автора к своим героям,
  • отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым;
  • работать над развитием умением анализировать и сравнивать.
Проверка знаний
  • Роман «Отцы и дети» закончен автором в июле 1861г., опубликован в 1862г. , действие происходит в мае-августе 1859 г. Чем важны эти годы? Почему автор так точен в датах
  • Каково значение названия романа?
Проверка знаний
  • Какова была внутри-политическая обстановка в России? О чём спорили в передовых кругах?
  • Как роман связан с этим?
Вопрос на размышление…
  • Вы обратили внимание, где происходит действие?
  • Да. В российской провинции, глубинке, в поместье, название которого, Марьино, автором придумано.
  • Как вы думаете, почему действие происходит не столице? не в губернском городе?
Роман рассказывает о «расколе времени»..
  • Во второй половине XIX века «время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и «новых» людей России
  • разночинцев–демократов,
  • «отцов» и «детей».
Какая главная мысль звучит с первой главы романа?
  • «…Преобразования необходимы...»
  • Кто «произнёс» (подумал) эти слова?
  • Почему именно он?
  • Что натолкнуло его на эту мысль?
  • Зачитаем отрывок из романа со слов «Места, по которым они проезжали…» Проанализируем..
Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»?
  • Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия,
  • подчеркивает свое простое происхождение,
  • резко прерывает Николая Петровича, когда тот цитирует строчки из «Евгения Онегина»
  • заметно ощущение внутреннего превосходство Аркадия над отцом.
  • Николай Петрович не понимает сына, замечает в нем разительные перемены, не может «наладить» разговор, смущается, робеет, молчит
Проверка знаний
  • Тургенев мастерски использует приём «говорящей детали».
  • Расскажите об этом на примере из первых глав романа
Какова тайная психология поведения Базарова? Дайте характеристику герою..
  • Какие черты характера Николая Петровича Кирсанова проявляются в его словах, поведении?
  • Что в его жизни является главным?
  • Чем продиктована такая доброжелательность при встрече с Базаровым?
Вопрос на размышление
  • Как относятся друг к другу Аркадий Кирсанов и Базаров?
  • Что их связывает?
  • Согласны ли с утверждением, что в дружбе один властвует, другой подчиняется?
  • Заметно ли это в данном случае?
Продолжим знакомство с героями романа…
  • В главе V перед нами снова две центральные фигуры
  • Павел Петрович Кирсанов
  • и Базаров.
  • Найдите их описание
Вы представили себе этого героя? Какова была реакция Кирсанова П.П. и Базарова друг на друга?
  • Через какие детали мы понимаем, что у них более резкое отношение?
  • Дайте анализ эпизоду их первой встречи
Какой вопрос задал Кирсанов-страший о Базарове? Что в этом вопросе скрывается?
  • Какой вопрос задал Кирсанов-страший о Базарове? Что в этом вопросе скрывается?
  • Вопрос звучал так: «Что такое?»
  • И дальше: «этот волосатый?»
Как отнесся Кирсанов П.П. к тому, что Базаров – нигилист?
  • Как отнесся Кирсанов П.П. к тому, что Базаров – нигилист?
  • Что это такое в его понятии?
Проверка знаний по содержанию…
  • Кто, почему и зачем рассказывает историю жизни Кирсанова Павла Петровича?
  • Что мы узнаем о судьбе?
  • Расскажите эту историю своими словами…
  • Какой вывод сделал Базаров из этой истории? Согласны ли вы с ним?
Выводы по уроку:
  • Между кем будет разворачиваться основной конфликт? Почему?
  • Они являются наиболее непримиримыми представителями своего поколения
  • Какие отношение с первых минут сложились между Кирсановым П.П. и Базаровым?
  • Неприязненные
Домашнее задание
  • главы VI, X перечитать,
  • составить сравнительную характеристику героев:
  • взгляды Базарова и Павла Петровича,
  • их отношение к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои.
  • Желающие могут добавить материал в нашу презентацию
Источники материалов
  • http://www.kostyor.ru/biography/?n=57 - биография Тургенева И.С. , портрет писателя
  • http://www.2do2go.ru/uploads/full/a6fc62ea59ed9b7a3a6010d8737b8db5_w960_h2048.png
  • http://hcenter-irk.info/sites/default/files/000000.jpg - портрет И.С.Тургенева
  • http://www.2do2go.ru/msk/events/5043/film-otcy-i-deti
  • http://static.kinokopilka.tv/system/images/screenshots/images/000/066/064/66064_original.jpg
  • http://show.afisha.ru/show/4358-otci-deti - Кирсанов Аркадий и Одинцова А.С на балу у губернатора (к/ф «Отцы и дети», 2003 г)
  • http://fenixclub.com/index.php?showtopic=62313 (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://fenixclub.com/uploads/707/img-38691-59d941e149.jpg - портрет Базарова (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/110/485/110485479_408299.jpg - портрет А.С. Одинцовой (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://images.16x9.tv/products/product_thumb_823.jpg - встреча Кирсанова Н.П. и Базарова
  • http://www.kinodisk.com/shots/7654_02.jpg - братья Кирсановы на веранде (к/ф «Отцы и дети», 2003 г)
  • http://icdn.lenta.ru/images/2013/12/20/20/20131220204438120/pic_c6bad8f1d593a362212a554a4fa792c7.jpg - признание Базарова в любви (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://s1.stc.all.kpcdn.net/f/3/image/85/06/1400685.jpg - Аркадий Кирсанов К\ф «Отцы и дети» 1983 г.)
  • http://img15.nnm.me/1/c/f/2/2/1cf226dff82483d526ab8f11dbdb3338_full.jpg - иллюстрация к роману, эпизод – родители на могиле А.Базарова
  • http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=210&author=62&dtls_books=1&title=159&submenu=5 Иллюстрации русских художников по мотивам романа -