Религия славян. Древние славяне: как они жили и во что верили

Религия древних славян представляет собой совокупность сложившихся в дохристианской славянской культуре религиозных воззрений и отношений, а также способов организации духовного опыта и поведения. Исторически религия славян восходит к религии древнейших индоевропейцев. Относительную целостность и своеобразие она приобретает в эпоху славянского единства, продолжавшуюся вплоть до второй половины I тыс. н.э. Постепенное расселение вело к появлению различий в религиозных представлениях и культах; кроме того, появлялись некоторые формы религиозной жизни, заимствованные славянами у соседних народов.

Сведения о древних славян сохранялись в основном в устной традиции. Единственный письменный источник,«Велесова книга », вызывает у специалистов большие сомнения в своей подлинности.

Славянские представления о священном были связаны с представлениями о сверхчеловеческой силе, животворящей и наполняющей сущее способностью к росту. Существовала развитая система понятий, обозначающих сверхъестественные силы. Высший разряд составляли боги. Понятие «Бог» означает — дающий долю, удел, богатство. Боги, так же как в античной религии, делились на небесных, подземных и земных.

К небесным богам относился Перун - бог-покровитель княжеской власти, дружины и воинского ремесла. Он имел антропоморфный облик воина, иногда конного. Стрибог — бог атмосферных явлений, и прежде всего ветра. Даж-бог или Даждьбог - дающий бог, который соотносился с солнцем. Хоре (солнечный — сравните Хор или Гор у древних египтян) и Симаргл (мифологический образ огромного орла, соотнесенного с верхним миром).

К подземным богам относится прежде всего Земля, «Мать сыра земля», «Хлебородница », которая у славян не имеет эротической окраски и впоследствии идентифицируется с Мокошью. Мокошь — это женское божество, которое наделяется только положительными качествами. Однако у славян были представления и о злых женских божествах, которым надо приносить кровавые человеческие жертвы. Мужским подземным богом считался Белее , которого называли еще скотьим богом и считали, что он дарует обильный приплод, а следовательно, и богатство. Еще одним свойством Белеса считалось ясновидение.

Земные боги — это боги заселенного людьми мира. Их ответственность распространяется на культурные занятия, общественные и семейные отношения, быт и среду обитания. Это прежде всего Сварог - бог огня, поставленного на службу человеку. Преемственность поколений, берущих начало от общих предков, персонифицирована в образе Рода, рядом с которым упоминают рожаниц — дев судьбы, определяющих долю, судьбу новорожденного. Существовали представления о богах, связанных с профессиональными занятиями людей.

Наряду с представлениями о высших богах, существовали верования в богов низшего уровня, духов, оборотней. Значительный отряд именовали бесами , которым приписывали злонамеренность и губительную силу. К бесам относили духов опасных для посещения мест: лесной глуши (леший), болота (зыбочник, болотник ) омутов (водяной). В поле обитали полудницы. Внешне бесов представляли в человеческом, зверином или смешанном облике.

К наиболее опасным относилась группа полудемонов человеческого происхождения — это люди, не избывшие свой жизненный путь, — упыри, вурдалаки, ведуньи, русалки. Они вредят человеческому роду, и их надо опасаться. Существовало также и олицетворение болезней: мимохода, лихорадка, мара, кикимора и др.

Еще одна группа персонифицировала понятие о судьбе: Доля, Недоля, Лихо, Горе, Правда, Кривда и др.

У славян существовала вера в бессмертие души, в ее посмертное существование. При погребении необходимо было соблюсти все тонкости обряда, и только в этом случае душа обретает покой и впоследствии будет помогать потомкам. Славяне прибегали к различной форме захоронений, часто к кремации. Особое место в понимании мира у славян занимала вода. Они считали, что вода является стихией, связывающей живой и потусторонний мир.

В тяжелые годы славяне прибегали к ритуальному умерщвлению стариков в надежде на то, что перешедший в мир иной родственник облегчит участь живущих. Этот обряд назывался «сажать на лубок».

Существовало множество обрядов, сопровождающих человека в иной мир, но не меньшее количество обрядов необходимо было соблюдать и после похорон. Наибольшее значение имела тризна — состязания и пиршество; смысл этого обряда — в активизации сил жизни, в победе ее над силами смерти.

Погребальный обряд — это обряд перехода. К переходным обрядам относятся также свадьба и рождение ребенка. Существовала и календарная обрядность: Святки, Масленица. Иногда обряды сопровождались человеческими жертвоприношениями, но чаще жертвы были бескровными в виде пищи или иных даров. Часто жертвенная пища поедалась во время пира. В фольклоре сохранилось немало свидетельств о жертвенных пирах. Славяне считали, что на этих пирах присутствует Бог в виде гостя и одновременно хозяина ритуального пира, которого называли «Господь

Распространено было гадание. Поскольку вода была границей между мирами — потусторонним и посюсторонним, многие гадания предполагают манипуляцию с водой.

Первичной ячейкой религиозной жизни выступала семья или общность семей - род. Обряды проводил глава семьи. Специальных жрецов не было, хотя были знатоки маши - волхвы.

Под этим понятием обычно подразумевается комплекс воззрений, верований и культов древних славян, существовавший до введения в 988 году князем Владимиром Святославичем христианства, до сих пор сохраняющийся в культуре славянских народов в качестве традиций, и исконного устоя древней культуры.

Термин "язычество" имеет христианское книжное происхождение и применяется к верованиям различных народов. По отношению к мифологии и религии славян употребление этого термина вполне оправдано его славянской этимологией. Слово "язык" означало в том числе и "отдельный народ, племя". Русский летописец, рассказывая о истории славян придерживался мнения, что все славяне произошли от единого корня: "Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <. > От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…". Таким образом слово "язычество" можно использовать как синоним народной, племенной религии славян.

Стоит отметить, что сами славяне судя по многим источникам, никогда не называли себя "язычниками" так как это название дается внешним наблюдателем и служит скорее для обобщения архаических религий различных народов.

Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II-I тысячелетии до н.э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.

Историки выделяют значительный пласт индоевропейской лексики, которая использовалась язычниками как сакральная. Среди параллелей: Сварог и сварга, Макошь и мокша, рота (клятва) и рита (на санскрите "порядок"), вещий и Веста, ведьма и Веды, Див и девы и т.д. Среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские и европейские корни, можно назвать близнечный миф, культ быка и рога, почитание Луны и Солнца. Ещё со средневековья традиционно отождествление славянских божеств с богами и персонажами греко-римской мифологии, имеющих много общего.

Но стоит задуматься, что было причиной, а что следствием? На мой взгляд нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что славянские божества были заимствованы из древнегреческой мифологии. Основанием для этих сомнений служит неопределенность истории славян до прихода их на территорию Европы. Вполне возможно, что эта схожесть обусловлена не чем иным, как архетипами, лежащими в глубоких пластах коллективного бессознательного.

Религия славян не однородна, это связанно скорее всего с территориальными особенностями и условиями жизни различных славянских народов. Наряду с общеславянскими божествами (Сварог, Перун, Лада), в каждом племени складывался свой пантеон богов, одни и те же боги получали различные названия. Можно утверждать, что в раннем Средневековье разделились верования западных балтийских славян и восточных поднепровских, тогда как язычество южных, восточных а также польских славян во многом сохраняло единство.

При расселении славянских племён в VI-IX вв. их культура смешивалась с верованиями местных финно-угорских, балтских и тюркских народов. Это вызвало сильную раздробленность и межплеменную вражду славян. Каждая деревня могла иметь своих богов, а конфликты на религиозной почве возникали с завидной регулярностью.

Славянское язычество относится к политеистическим религиям, то есть славяне признавали существование многих богов. Язычник, используя слово "бог", имел ввиду конкретное сверхъестественное существо, представителя славянских родов, достигшего духовного уровня Творца и получившего возможность оперировать процессами вселенной. Славяне говорят: "Боги наши - суть предки наши, а мы дети их".

Особенностью славянского язычества часто является выделение у каждого племени своего главного божества. Так в договорах Руси с Византией Перун назван "бог наш", "в которого веруем". Гельмольд говорит о поклонении Святовиту, "которому посвятили величайшей пышности храм и идола, ему именно приписывая первенство между богами". Вместе с тем у славян, как и у балтов, имелось представление о верховном божестве. Но, как правило, боги эти у разных племен могли быть разные.

Для славянского язычества характерен дуализм. Если у скандинавов, например, трудно выявить "добрых" и "злых" богов, то славяне различали и противопоставляли чёрное и белое начало мира, тёмное и светлое, земное и небесное, женское и мужское начала. Такое противопоставление известно для Белобога и Чернобога, Перуна и Велеса, Святовита и его ночных врагов. Исследователи заметили, что в пантеон князя Владимира не вошли ни Велес, ни Сварог, ни Род, важнейшие боги, которые противостояли Перуну.

Это многогранные и необычные верования, которые своими корнями уходят в глубину веков. Точной информации о месте зарождения первого языческого культа нет, ведь практически все археологические свидетельства были стерты непреклонным временем. Все, что известно ученым, было получено из тех немногих летописей и рассказов, которые смогли дойти до нас.

Но даже этого достаточно, чтобы разобраться в том, какой была культура и религия восточных славян до прихода христианства. Понять, что двигало людьми в тот исторический период, и как это отобразилось на современном мире.

Основная концепция язычества

Религия восточных славян была основана на вере во многих богов - политеизме. Все явления в природе были божьими предзнаменованиями и свидетельствовали о том, что людей окружают потусторонние существа.

Славяне боялись и почитали богов, приносили им жертвы и молили их о помощи. Многие обычаи были связаны с поклонением божествам и проводились согласно установленным правилам. Славяне верили, что на все есть воля богов, и без их участия ничего не совершалось.

В славянском пантеоне была своя иерархия, по которой богов делили на основных и второстепенных. Также в язычестве были и духи-хранители, которые оберегали дом, помогали с посевами и лечили от болезней.

Сотворение мира

Религия восточных славян кратко описывает сотворение мира. Известно только то, что вначале появилось золотое яйцо, в котором был бог Род - отец всего живого и неживого.

Он сотворил небо, землю, деревья, от него пошли все боги. От имени этого божества образовалось слово "природа", что означало - все при Роде.

Божий дух стал одним из первых творений Рода, а изображали его в виде огромной совы. Со временем ей дали имя Матерь Сва. От Божьего духа появился Сварог - бог неба, а также царь всего сущего на земле.

Дальше у Сварога появились дети: бог солнца Дажбог и бог ветра Стрибог. А дальше одни боги создавали других, те, в свою очередь, порождали прочих мистических существ, покуда не образовалось целое божественное царство со своими законами и правилами. С течением лет имена богов сменялись на другие, но их сущность при этом оставалась прежней. Вот так постепенно и зародилась языческая культура со своей божественной иерархией.

Главные боги

Языческая религия восточных славян сильно менялась на протяжении веков. При этом новые обычаи и верования не заменяли старые, а становились их продолжением, частично меняя их суть. Поэтому часто популярность устаревших богов снижалась, равно как и их позиция в божественной иерархии.

Изначально главным и самым уважаемым богом был Род. Ведь он - создатель всего сущего на Земле, а также покровитель земли и плодородия. Ему приносили жертвы и пели хвалебные песни в надежде на то, что он присмотрит за урожаем и не даст болезням поразить поля.

В дальнейшем его место занял Сварог - божественное существо, отвечающее за порядок и мир на землях славян. Со временем Сварог забрал на себя большую часть заслуг Рода, став творцом неба и того, что под ним.

Не менее почитаемым богом был и Велес, который отвечал за скот. Подобное отношение было вызвано тем, что славяне, как и многие другие народы того времени, занимались скотоводством. Если коровы и прочая живность начала погибать, люди думали, что Велес прогневался и требует жертвы. Еще одной задачей этого сурового бога было присматривать за душами умерших, поэтому нередко ему возносили молитвы о том, чтобы он позаботился о погибших родственниках.

Перуново время

Следует отметить, что изначально Перун не был главным богом, а лишь изображался как один из сыновей Сварога и Матери Сва. Он был громовержцем и властителем дождей. Когда мирные времена сменились частыми военными походами, его роль кардинально изменилась - Перун стал богом войны и одним из наиболее почитаемых божеств в славянском пантеоне.

Причиной тому - то, что молнии всегда считались непобедимыми и смертоносными, несли кару каждому, кто посмел стать на пути у Перуна. Поэтому воеводы верили, что если войско заручится поддержкой этого бога, то сможет беспрепятственно победить в любом сражении.

Дабы обратить на себя внимание Перуна, князья нередко устраивали большие подношения, строили алтари и следили за знаками с небес. Это привело к массовому распространению культа Перуна, а религия восточных славян снова сменила божественного лидера.

Разнообразие богов в славянской культуре

Но не только великим богам поклонялись славяне. Небесная обитель насчитывала десятки менее значимых божеств, и все они были ответственны за определенную часть жизни людей и явлений природы, по крайне мере, так их преподносит религия восточных славян. Кратко о второстепенных богах язычников.

  • Дажбог - бог солнца, символизирует рассвет и процветание.
  • Стрибог - бог ветра, способен насылать бури и непогоду. Также он присматривает за ходом времени и сменой времен года.
  • Лада - богиня порядка и первая из рожениц. Именно она, по поверьям, породила двенадцать месяцев.
  • Леля - мать Перуна. Эта богиня следила за посевами, поэтому была в особом почете у славян.
  • Ярило - бог света и весны, со временем его стали олицетворять с солнечным кругом.
  • Макошь - богиня судьбы и вечная пряха. Говорят, что она на своем веретене сплела все судьбы человеческие, а помогали ей в этом Доля и Недоля.

Помимо этого, были и злые божества, которые пытались погубить людей, постоянно насылая на них болезни и несчастья.

Волхвы - связующие звено между людьми и богами

Жрец присутствовал в каждой культуре, поэтому не обошлась без него и религия восточных славян. В древности людей, умеющих читать подсказки богов, называли волхвами или кудесниками. К ним часто приходили за помощью, так как те, по преданиям, умели исцелять болезни, снимать сглазы и благословлять в грядущих начинаниях.

Что правда, в отличие от других религий того времени, языческие жрецы не строили храмов и не требовали к себе повышенного внимания. В большинстве случаев они жили вдали от поселений, дабы оградить себя от назойливой толпы.

Обряды в древней Руси

Религия и быт восточных славян тесно связаны. Существует много поверий и примет, на которые люди всегда обращают внимания. Так, посевы всегда сопровождались молитвами богине Леле, дабы та потом присмотрела за урожаем.

Особое значение придавали похоронам, ведь от соблюдения обряда зависело то, как умершего встретят в загробном мире. Тело погибшего клали в небольшую лодку, затем поджигали и пускали по течению. Таким образом душу умершего отправляли по реке в загробный мир, после чего пепел хоронили в кургане. В могилы знатных людей и воинов помещали доспехи, оружие и труп коня, дабы в потустороннем мире человек ни в чем не нуждался.

Так же трепетно религия восточных славян оберегала обряды, связанные с рождением ребенка, сватаньем и свадьбой.

Большие празднования и гуляния

Все праздники в календаре славян были связаны с явлениями природы и переходами от одного сезона ко второму. Многие из них играли настолько важную роль в обществе, что остались даже после прихода христианства, хотя и изменив свое изначальное предназначение.

Так, первым в году было гуляние в честь Коляды, бога, принесшего знание людям. Праздновали его первого января, что в дальнейшем совпало с Рождеством. Именно поэтому сейчас существует традиция ходить по дворам и просить сладости взамен на хвалебный стих.

Еще одним языческим праздником, существующим и поныне, является Ивана Купала. Отмечают его 24 июня (по старому календарю) в честь летнего солнцестояния. По преданиям, в этот день вода имеет целебную силу, поэтому люди и устраивают это гуляние у водоема. Изначально этот день был предназначен для воспевания бога солнца. Именно в его честь запускают огненные круги или колеса в воду, тем самым демонстрируя передвижение солнца по небу.

Приход христианства

И хотя религия восточных славян долгое время царила на всей территории Руси, приход христианства все же ее вытеснил. Причиной тому стало покровительство со стороны князя Владимира, что не оставило выбора простому народу.

Еще несколько столетий волхвы пытались вернуть прежние традиции, но их дело закончилось провалом. И только небольшие капища и деревянные идолы и поныне напоминают о том, что в древности были боги, способные управлять погодой, небесными светилами и судьбой человека.

Столетиями у древних славян складывалась своя система религиозных верований, которая образовала два обособленных религиозных культа: обожествление природных сил и культ предков. Верования славян называют язычничеством. Древним славянам не было свойственно объединяться политически и экономически. Потому у них не могло быть единого Бога и единого культа. Сохранялись только общие черты, которые выражались в погребальном обряде, семейно-родовом, земледельческом культах, но больше всего – в древнеславянском пантеоне. До нашего времени дошли в неизменном виде лишь некоторые обычаи и обряды. Все они несут в себе отпечаток современности.

Древние славяне были язычниками, что это означает?

Человек жил в многогранном и неизведанном мире. Каждая секунда его жизни могла быть остановлена явлениями природы, силой, неподвластной пониманию. Человек осознавал свою беспомощность перед землетрясениями, молниями, наводнениями и прочими стихиями, а потому начал преклоняться перед могуществом Богов, которые управляют этими явлениями. Для того, чтобы Боги были благосклонны к беспомощным против стихий людям, воздвигались первые жертвенники, там приносились жертвы богам.

Так что же такое%язычество древних славян, кратко? На ранней ступени развития древние славяне верили в существование злых и добрых духов. Постепенно складывался пантеон или группа славянских богов. Каждый Бог – это олицетворение определенной природной стихии или отражение социальных отношений, обрядовости, которые свойственны тому периоду. Они составляли группу так называемых высших Богов, или богов-повелителей природных явлений.

Кроме высших Богов существовали низшие – существа, которые могли вносить в жизнь человека только небольшие изменения: домовики, русалки, лешие, мавки. Еще древние славяне делили внеземную обитель человеческой души на ад и рай. Различные жертвоприношения помогали человеку взаимодействовать с Богами, рассчитывать на помощь. Волы и другой скот часто приносились в жертву, а о человеческих жертвоприношениях сведения отсутствуют.

На чем основана языческая религия?

Главные догматы славянского язычества, которые предстают перед нами из народных преданий, — это понятие о божестве и его влиянии на человека и природу, понятие о душе, ее бессмертии и надежде. Но если рассматривать более подробно, то догматы славянского язычества можно выразить следующим образом:

  1. Вера в единого верховного Бога, который является родоначальником других божеств (древние славяне верили в то, что этот Бог производит молнию и является Богом мира);
  2. Другие Боги находились в зависимости от верховного Бога, сильными его силой, посредниками между ним и миром или считались телесной природой;
  3. Древние славяне почитали силы природы и верили, что Боги в милости своей предсказывают человеку будущее.

Но язычество — это в древней Руси еще и вера в то, что язычник способен помогать природным Богам и духам, а также совместно с божествами творить реальность.

Языческие божества древних славян

  1. Главным (верховным) Богом славянского пантеона был Перун, которого первоначально изображали в виде быка.
  2. Бог Хорс олицетворял солнце.
  3. Бог Волес оберегал домашних животных и являлся покровителем скота. Помимо этого он был покровителем торговли.
  4. Даждьбог являлся предком древних людей.
  5. Стрибог – повелитель ветра.
  6. Симаргл связующее звено между небесами и землей.
  7. Мокошь – божество, которое покровительствовало всем женщинам, а также тем, кто прял и ткал; также считалось, что оно появилась от «матери сырой земли».
  8. Велес помогал поэтам и сказателям.
  9. Рожаницы могли изменять судьбу, а потому и олицетворяли ее.
  10. Сварог — покровитель кузнецов и сам кузнец.
  11. Сварожич – бог огня.

Внимание

Восточные славяне языческого периода поклонялись богам, подносили им дары, а свои богослужения проводили в специальных местах – капищах. Также считалось, что в каждом лесу, поле, озере был свой дух, который тоже управлял стихиями.

Языческие праздники древних славян

Издревле люди пытались влиять на природные явления. Наступление холодной снежной зимы или засушливого лета обрекало на выживание многих древних славян, ведь в первом случае нужно было дождаться теплых солнечных дней, а во втором – обязательно получить урожай. Потому в основе языческой веры были времена года. Они оказывали мощное влияние на весь уклад жизни древних славян.

Все празднования, а также проведение различных ритуалов, заключались в том, чтобы силы природы были благосклонны, а беззащитный человек получил желаемое. Пробуждение природы весной встречали веселыми песнями, танцами. Наступление зимы, лета и осени тоже праздновали, считая начало времен года главными точками Года календарного, которые влияли на земледельческие работы, закладку строительства, проведение обрядов на дружбу, любовь, семейное благополучие. В эти дни планировались работы на наступивший сезон.

Каждый месяц (назывались они так, будто отражали главную особенность наступившего периода: например, январь — это просинец, февраль – это лютень, апрель – цветень) был насыщен праздниками. Январские праздники начинались с Турицы, от имени Тура – сына Велеса. В этот день (6 января) заканчивались Зимние святки, проводился ритуал в мужское посвящение. Далее наступал праздник Бабьи каши (8 января), когда восславлялись все женщины и бабы-повитухи. 12 января – в День похищений проводят ритуалы, которые усиливают защиту и оберегают женщин и девушек. В праздник Просинец прославляли возрождение Солнца и целительную воду. Также в январе угощали и задабривали в определенный день домового. Старались развлекать его и петь песни.

В феврале было пять праздников: Громница, когда слышны были раскаты грома; Велесов день – 11 февраля, праздновали приближение к весне и теплу, уход холодов; 15 февраля наступал праздник Сретения, когда после холодной и снежной Зимы приходила Весна (в этот день проводили обряд сжигания куклы Ерзовки, и освобождали дух Огня и Солнца); праздник или День Починки, когда проводили ремонт всего сломанного за год инвентаря, наступал 16 февраля; 18 февраля наступал День поминовения, когда поминались погибшие на поле боя.

В первый весенний месяц праздновалось сразу шесть праздников. Среди прочих – праздник Закликаниявесны и Масленица (20-21 марта). На Масленицу сжигали куклу, которая олицетворяла Зиму Марену. Считалось, что после проведения такого ритуала зима должна была отступить.

Летние месяцы тоже насыщены праздниками. Русалья неделя, Купало, Змеиный день, Купальница – это праздники июня. В июле отмечали только День Снопа Велеса, который выпадал на 12 июля. В августе отмечался Перунов День, когда воины проводили специальный обряд над своим оружием. Мужчины верили, что после этого их оружие будет приносить им победу на войне. 15 августа наступал ДеньСпожинок, когда срезали последние снопы. 21 августа наступал День Стрибога, когда просили у повелителя ветров не портить урожаи и не сносить крыши.

Осенью отмечали такие праздники: День Рода или Роженицы – 8 сентября, когда почиталась семья; День Волха Огненного знаменовал начало сбора осеннего урожая; День Сварога наступал 21 сентября, и считался праздником ремесленников. В ноябре праздновался День Марены – 25 ноября, когда земля покрывалась снежным покрывалом.

В Декабре праздновали Карачун, Коляду, Щедрец. На Коляду и на Щедрец на улицах разыгрывались представления, готовились к встрече нового года.

Языческие обряды древних славян:

  1. Свадебный обряд состоял из ритуала одевания, а в день проведения свадьбы — похищения невесты, выкупа. Мама невесты или будущая теща пекла курник. Его относили в дом жениха. Жених же в дом к родителям невесты приносил петуха. Венчание проводили вокруг старого дуба, в то время, когда в доме жениха готовили свадебную постель для молодых. Игрища обычно проводились после большого и щедрого застолья.
  2. Обряд Имяречения проводился, когда человек нуждался в наречении славянским именем.
  3. Обряд погребения проводился двумя способами: сожжением (кремацией) и трупоположением. Притрупоположении древние славяне укладывали покойника так, будто он находился в чреве матери – в позе эмбриона. Считалось, что после смерти человек рождался второй раз. Сожжение покойника проводили для того, чтобы его душа смогла быстрее освободиться от своей земной оболочки.
  4. Обряды пострига проводили над детьми, которым не исполнилось 7 лет. После проведения ритуала, как считалось, малыш от матери переходил на попечение отца.
  5. Обряды начала строительства дома помогали бороться с нечистью, которая могла препятствовать новым хозяевам или мешать строительству, используя явления природы.
  6. Обряд Тризны состоял в том, чтобы восславить погибших воинов песнями, соревнованиями, играми.

В то время она еще слабо напоминала какую-то систему верований, так как это было просто желание объяснить сверхъестественным непонятные вещи. Но по мере развития общества, перехода к скотоводству и оседлому способу жизни, она начала приобретать огромное значение.

Культура и религия тяжело поддается изучению. Во-первых, до наших дней дошло не так уж и много информации. А во-вторых, племена славян всегда существовали раздельно, и каждое имело свои религиозные взгляды и традиции, которые иногда пересекались, но объединить их в единую систему очень трудно.

Религия восточных славян: основные сведения

При переходе к оседлому способу жизни и организации общественных центров религия стала централизованной и приобрела огромное значение для Роль жрецов исполняли так называемые волхвы, которые приносили жертвы, брали непосредственное участие в гаданиях и прочих культовых событиях. Пока еще неизвестно, кто именно был главой храма, но существуют догадки, что им был именно князь, так как при раскопках княжеских могил там было обнаружено множество ритуальных предметов: нож для жертвоприношений, гадальные кости и т.д.

Да, религия восточных славян включала в себя обряды жертвоприношения. В качестве даров богам приносили продукты питания, забивали животных, а иногда жертва была и человеческой.

Что же касается идолов, то они, как правило, изготавливались из дерева. Такая статуя имела вид деревянного столба с головой божества. Идолов размещали в центре храма, чтобы ему можно было поклоняться.

Есть некоторые известия и о древних языческих храмах. Например, их разделяли на капища (места, где можно было поклоняться богам), и требища (места, где приносились жертвы). Традиционные храмы имели овальную форму и располагались или на вершинах холмов, или на большой поляне посреди леса. Храм был огорожен валом и рвом. Посредине располагался деревянный столб — идол божества, возле которого находился пьедестал для жертвоприношения.

Религия восточных славян: пантеон богов

В настоящее время очень трудно определить иерархию древних божеств, так как разные племена поклонялись разным богам. Кроме того, со временем религия восточных славян эволюционировала, но при этом новые верования буквально наслаивались на старые.

Религия признавала в качестве главы пантеона. Он защищал человеческий род и помогали ему в этом так называемые Роженицы — безликие и безымянные богини, которые помогали женщинам вести домашнее хозяйство, вынашивать, рожать и воспитывать детей. Представительницей рожениц является Лада, которую считали защитницей домашнего очага.

Но со временем главным богом стал Перун, которого довольно часто ассоциируют со скандинавским богом Тором. Его символом был молот и топор, он повелевал молниями и громом. Перун был тем божеством, которое вызывало страх, так как сила его была безграничной. Именно поэтому древние воины старались обрести его благосклонность, так как он помогал во время войны. Перун был символом небесной силы, которая постоянно боролась с земным злом. Главным его врагом был Змей, который соединял в себе все земное зло.

Кроме того, религия восточных славян восхваляла и Сварога, который считался богом неба. Его сыновья Ярило и Стрибог тоже были очень важны для древних народов. Ярило считался божеством солнца, в то время как Стрибог повелевал силами ветра.

Единственная богиня славянского пантеона — это Макошь, которая была покровительницей ткачества. Именно ей женщины приносили дары, чтобы она не запутывала пряжу. Говорят, что иногда она даже сама пряла, помогая хозяйкам дома.

Кроме основных признавали существование и других, сверхъестественных существ. Это были лешие, русалки, кикиморы, домовики и прочие представители культа, каждому из которых приписывали некоторые силы и обязанности в природе.

Считается, что после перехода славян в христианство, языческие культы полностью исчезли. На самом деле это совершенно не так, так как христиане и по сегодняшний день празднуют некоторые языческий праздники. Например, именно в день Рождества древние славяне праздновали Коляду, и традиции этого праздника сохранились и по сегодняшний день. Языческая религия восточных славян просто слилась с христианством и в некотором роде существует и по сегодняшний день.