Роман мастер и маргарита посвящен. Анализ произведения «Мастер и Маргарита


Литературные направления.

Литературное направление

Периодичность

Характеристика

Представители

Классицизм

2-я четверть 18 – начало 19 века

(1730 – 1760)


- культ античности и разума

Высокая гражданская тематика

Триединство места, времени и действия

Отражение жизни в идеальных образах

Обращение к античному наследию

Говорящие фамилии

Строгое сословное деление

Для русского классицизма также характерна сатирическая, обличительная направленность, для них произведение – путь к совершенствования человеческой натуры. Большое место в русском классицизме занимают стихотворные жанры: оды, басни, сатиры.


В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.В. Державин, Д.И. Фонвизин

Сентиментализм

Вторая половина 18 века – начало 19 века.

- повышенный интерес к человеческой личности независимо от сословия, к ее чувствам и переживаниям, внутренней жизни

Культ чувства

Пейзаж – не просто фон развития действия, он созвучен личным переживаниям автора или героя

Преобладание малых жанров, распространение новых поэтических жанров (элегия, пастораль, послание) и новой, окрашенной чувством лексики


Основоположник в России – Н.М. Карамзин

Романтизм

Конец 18 – начало 19 веков

(1809 – 1840)


- изображение природы. Пейзаж – действующее лицо, помогает изобразить внутренний мир

Герой – исключительная неординарная личность с сильным характером. Находится в конфликте с окружающим миром

Идея двоемирия. Герой ищет возможности для обретения гармонии

Возвышенные чувства, богатую духовную жизнь, стремление к идеалу.

Герой зачастую одинок и нередко погибает


Жуковский, Лермонтов, раннее творчество Пушкина, черты романтизма есть в творчестве Тютчева, Фета, ранних рассказах Горького

Реализм

Начиная с 40-ч годов 19 века

- писатель объективно, достоверно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических обстоятельствах

Исследование социальных связей человека и общества

Нет четкого деления на положительных и отрицательных героев


Просветительский – Фонвизин, Крылов

Критический: Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов и др.

Социалистический: Горький, Шолохов


Символизм

Конец 19 – начало 20 века

Возник по Франции

Философская основа русского символизма – трактат Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы


- цель искусства – интуитивное постижение мира через символы

Идея о существовании двух миров: земной и вечный, совершенный. Земной мир – слабое отражение мира потустороннего. Поэт связующее звено.

Концепция нравственного совершенствования


Старшие символисты: Брюсов, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус

Младосимволисты – Блок, Белый, Иванов


Брюсов : - твердый, чеканный стих

Образ большого современного города

Использование латинских названий

Сквозной образ мечты, искусства

Стремление объять в своем творчестве все времена и страны


Бальмонт : - поэзия для него «выразительница говора стихий»

В стихах звучит лирическое «я»

Эгоистичность, манерность, самолюбование

Стихи импрессионистичны

Необыкновенная музыкальность


Иванов: - творческие идеалы ищет в прошлом

Уход от индивидуального в искусстве

Обращение к античности


Блок (раннее творчество): сборник стихов о Прекрасной Даме

Акмеизм

1900-е – 1910-е годы

- отрицание мистических устремлений символов

Возвращение слову его первоначального значения

Конкретно чувственное восприятие внешнего мира


Мандельштам, Ахматова

Футуризм

(будетляне)


1910-е – 1920-е

- Современный мир – движение, устремленность в будущее

Искусство – средство создания новой реальности

Отрицание привычных норм грамматики, правописания (деформация слова, разрушение синтаксиса и др)

Призывали «сбросить Пушкина и других с корабля современности»

Цель – шокировать публику

Утверждали право на словотворчества

Смысл слова связан со звучанием, а не со значением

Сокрушали рифмы и ритмы, воспевали власть новых тем

Использование грубых выражений


Кубофутуристы (Гилея): Хлебников, братья Бурлюки, Крученых, Маяковский, Каменский

Эгофутуристы: Северянин, Игнатьев, Гнедов

«Центрифуга»: Пастернак, Асеев, Бобров

«Мезонин поэзии»: Шершеневич


Имажинизм

Течение периода русского декаданса

- приоритет самоценного образа, формы над смыслом, идеей

Задача творчества в придумывании небывалых ранее образов и слов


Есенин (некоторый период творчества)

^ Литературоведческие термины


Название термина

Определение

Примеры

Аллегория

Художественный прием, основанный на изображении отвлеченной идеи, абстрактного понятия через конкретный образ, мысль. Взаимосвязь между образом и его значением устанавливается по сходству.

Лиса – аналог хитрости, сова – мудрости, оливковая ветвь – аллегорическое изображение мира, Купидон – аллегория любви и тд.

Анафора

Единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке


Инверсия

Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятого порядка слов

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням


Афоризм

Изречение, выражающее какую-нибудь обобщенную мысль, выявляющую обще и типическое в действительности, в лаконичной, художественно заостренной форме.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

«Счастливые часов не наблюдают»


Эпитет

Образное определение, дающее художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения

Румяная заря, робкое дыхание, бродяга ветер, живая вода

Метафора

Вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по сходству или по аналогии.

«Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде


Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает правила правдоподобия, придает изображению условность и выводит образ за пределы вероятного

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый


Градация

Цепь однородных членов с постепенным нарастанием или убыванием их смысловой или эмоциональной значимости

^ Я звал тебя, но ты не оглянулась

Я слезы лил , но ты не снизошла


Аллюзии

Обозначение намека или указания на реальные исторические или литературные факты

Например, рассказ о 30 тысячах, за которые жена выкупила Свидригайлова, намекает читателям на цитаты из «Слова о сошествии Иоанна Крестителя во ад»: «Оценили меня в 30 сребреников»

Реминисценции

Присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям или их авторам. Реминисценциями могут стать цитаты или пересказ, названия произведений и прочее

Вторая строка стихотворения Мандельштама «Я список кораблей прочел до середины « («Бессонница. Гомер. Тугие паруса») отсылает читателя ко второй песне «Илиады»

Тавтология

Повторение одинаковых или близких по смыслу и звуковому составу слов

Ой, полным-полна коробушка

Топос

Художественные образы открытых природных пространств,а также места разворачивания художественных смыслов

Русская земля в «Слове…» - это часть лесостепного пространства на юге Руси от Киева и до Курска

Фабула

Цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их временной последовательности. Иными словами, фабула – «то, что было на самом деле», между тем как сюжет – «то, как узнал об этом читатель». Фабула может как совпадать с сюжетом, так и расходиться.

Сюжет и фабула расходятся, например, в романе «Герой нашего времени»

Синекдоха

Один из тропов, разновидность метонимии, основанный на переносе по количеству:

  1. Называется часть вместо целого

  2. Называется единственное число вместо множественного

Чичиков обращается к мужику: «Эй, борода».

«И слышно было до рассвета

Как ликовал француз»


Перифраз

Троп, обозначающий замену прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты

Царь зверей вместо лев, туманный Альбион вместо Англия

Метонимия

Вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по смежности

«Читал охотно Апулея,

Партер и кресла – всё кипит (предмет и человек)


Гипербола

Стилистическая фигура, состоящая в явном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.


Литота

Термин, обратный гиперболе. Намеренное преуменьшение

Мальчик с пальчик

Оксюморон

Стилистическая фигура, состоящая в намеренном сочетании несовместимых понятий

Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной

Живой труп


Синтаксический параллелизм

Сходное синтаксическое построение двух и более предложений или других фрагментов текста.

Когда умирают кони – дышат,

Кода умирают травы - сохнут


Звукопись

Система звуковых повторов тех или иных элементов звукового состава:

  1. Аллитерация – повторение одинаковых, однородных согласных

  2. Ассонанс – повторение одинаковых гласных

  1. Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея…

Звучал булат, картечь визжала…


  1. Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.


^ Стихотворные размеры

Ямб

Двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!


Хорей

Двусложный размер, в котором ударение падает на первый слог

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна


Дактиль

Трехсложная стопа, в которой ударным является первый слог

Тучи небесные, вечные странники!

Степью лазурною, степью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную


Амфибрахий

Трехсложный размер, в котором ударным является средний слог

Гляжу, как безумный, на черную шаль

Анапест

Трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог

«Мы с тобой бестолковые люди»

Поэт

Годы жизни

Характеристика творчества

Ф. И. Тютчев

1803 - 1873

Природа для Тютчева – живое и одухотворенное существо, которое развивается, устремляясь к торжеству правды, добра, красоты, к мировой гармонии. Природа – это жизнь.

У Тютчева исчезают барьеры между человеческими и природными мирами: страдания и радости природы становятся страданиями и радостями человека. Природа и человек в состоянии творческого развития, которое проистекает между Космосом и Хаосом. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения. Космос – созидание, примирение, гармония.

В стихах о природе можно выделить два направления – дневное и ночное (гармоническое и трагическое)


А.А. Фет

1820 - 1892

Фет принадлежал к сторонникам «чистого искусства» и считал, что литература должна жить не гражданскими проблемами, что главной ценностью и целью поэта является красота.

Поэзия не биографична, лирический герой не равен автору. Фет передает субъективное состояние лирического героя (природы), ощущение невнятное, сиюминутное. Поэтическая манера Фета импрессионистская.

Музыкальность: звукопись, словесные повторы, индивидуальный ритмический рисунок, совпадают границы ритма и синтаксического членения.


Н. А. Некрасов

1821 - 1876

Основные темы творчества:

Крестьянская тема, тема народа

Тема Родины сливается с темой народа

Тема любви

Назначение поэта и поэзии

Гражданская поэзия

Стихи Некрасова сюжеты. В них используются простые обороты и стилизация под крестьянскую речь. Некрасов показывает неэстетичные темы.

В любовной лирике ярко выделяется панаевский цикл, в котором показаны сложные взаимоотношения двух сильных и талантливых личностей.

В любовной лирике проявляется «проза любви»: споры, конфликты. Лирический герой видит не только достоинства, но и недостатки. Поэтический анализ чувства.


И. А. Бунин

1870 - 1953

Ранняя лирика Бунина чаще пейзажная, обладающая конкретностью, точностью обозначений. Много слов, отражающих настроение, гармонию природы: запах, свет, цвет и ощущения. Преобладает чувство прекрасного и психологизм пейзажа.

Любовь в лирике Бунина драматична, даже трагична. Любовь – великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.


А. А. Блок

1880 - 1921

При всем отличии ранних стихотворений от последующих, поэзия Блока выступает как одно целое, как единое произведение, развернутое во времени, как отражение пройденного поэтом пути.

Цикл «Стихи о прекрасной даме»: В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко воспринял он тогда учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить "землю" и "небо" и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.

Идеи "двоемирия", сочетание материального и духовного воплотились в этом цикле через сложную систему символов. Не менее многопланов облик героини. С одной стороны она предстает как вполне реальная, "земная" женщина. С другой стороны - это небесный, мистический образ "Девы", "Зари", "Величавой Вечной Жены".

Стихотворения на тему революции: Поэт ощущает свою сопричастность всему происходящему в тревожном, остро конфликтном мире повседневной жизни. Это прежде всего события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. Характерно, однако, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя достойным быть в их рядах:

Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, особое значение имеют стихотворения, где поэт развертывает образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней.


Белла Ахмадулина

Ахмадулина наиболее близка к романтической элегии. Она создала романтический вариант неоакмеизма. У Ахмадулиной всегда и обязательно «в начале было слово»: слово наполняет природу красотой и смыслом. Возникает оппозиция между миром, созданным магией слова, и реальностью. Лирическая героиня Ахмадулиной не совершает свой выбор, а остается «на пороге как бы двойного бытия» (Тютчев).

У Ахмадулиной поэт как бы заменяет собой воспетый им мир. Создавая свои стихи, он непременно соотносит их с окружающим миром. Сочинение стихов не противоположно миру, а посвящено разгадке заложенных в него смыслов.

«Манерный» стиль. В ее стиле всегда присутствует самоирония и трагический стоицизм. Мотив муки, пытки творчеством. Ахмадулина не скрывает страха перед трагической миссией поэта.


Иосиф Бродский

Лауреат Нобелевской премии. Лирика Бродского начала 60-ч включает описательные и изобразительные элементы. В них отчетливо звучит элегический мотив одиночества, прощания с любовью. Глубинные переживания – мысли и чувства.

Период с 1965 по 1972 был временем активного творчества, интенсивной разработкой его главных тем, углубления его художественного мировосприятия. Темы: духовная жизнь современного человека, вечная проблема любви и одиночества…

В поэзии Бродского следует подчеркнуть широту ее проблемно-тематического диапазона, естественность и ограниченность включения в нее жизненных, культурно-исторических, философских пластов, реалий, ассоциаций. Обращают на себя внимание реализованные в поэзии Бродского богатейшие возможности ритмики, виртуозность его рифмы. Несомненна та роль, которую Бродский сыграл в окончательном снятии языковых ограничений и запретов, в расширении творческого потенциала, развитии языка современной русской поэзии.


Андрей Вознесенский

Принадлежит в группе, называемой поэтами - «шестидесятниками». Для его творчества характерны своеобразные метафоры, в ассоциативное поле которых втянуты новейшие представления и понятия, рожденные веком НТР. Прямое преломление внешней реальности. С приметами НТР у Вознесенского соседствуют образы русской старины и великих художественных свершений, и отзвуки глобальных событий.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»


Проблематика романа

«Тихий Дон» - монументальное произведение о революционной эпохе. Шолохова интересовали судьбы народа и переломные моменты в его истории.

Писатель широко развертывает панораму времени, чтобы обрести возможность познания движений человеческого сердца, уяснить истинный смысл событий, происходящих в казацком кулачестве.

В «Тихом Доне» затрагиваются те события и решаются те проблемы, которые находились в поле зрения многих великих писателей.


История создания романа

Роман-эпопея "Тихий Дон", наверное, самое загадочное произведение XX века, вокруг которого ведутся постоянные споры литературоведов. Как это ни прискорбно, но многие работы даже талантливых литературоведов посвящены не раскрытию своеобразия и образности языка "Тихого Дона", но обсуждению темы плагиата и непричастности Михаила Шолохова к созданию романа.

Первоначальный замысел Шолохова охватывал лишь корниловский мятеж и назывался "Донщина", однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества ему действительно оказалось "не под силу". Первая книга "Тихого Дона" увидела свет на страницах журнала "Октябрь" в 1927 г., во многом благодаря Серафимовичу, сумевшему разглядеть в рукописи молодого автора великое произведение.

В 1934 году, на пятом году трагедии коллективизации, Шолохов заканчивает четвертую книгу "Тихого Дона". Через некоторое время он принимает (обычное для автора) решение полностью ее переписать. Полностью переписать книгу удалось лишь в 1939 г.


Эпичность

Шолохов поставил в центр эпического повествования такую социальную среду и героев, которые, казалось, не дают простора для глубокого философского осмысления эпохи и общечеловеческих проблем – жизнь простых тружеников деревни. Шолохов сумел увидеть в жизни простых неграмотных казаков такую силу страстей, нравственных идеалов, духовных поисков, такой сложный и богатый мир человеческих индивидуальностей, что через их труд, помыслы и трагедии показал характер самой революции и пути решения коренных общечеловеческих проблем.

Картины природы в романе

В романе "Тихий Дон" М. Шолохов активно использует оригинальный прием сопоставления явлений из жизни природы и человека, когда нет прямых уподоблений, сравнений с помощью союзов "как" или "будто". Этот прием называется "психологический параллелизмом". И природное и человеческое органично, неразрывно связаны друг с другом. Однако понимание этого нисколько не умаляет человека. Напротив - оно возвращает его в вечное лоно природы и дает человеческой душе чувство несравнимого умиротворения.

Быт и традиции в «Тихом Доне»

Повседневная жизнь, наполненная хозяйственными заботами, и события исторические выступают и конкретные обстоятельства, в которых действуют герои.

Течение жизни хутора Татарского медленно и неторопливо. Игрища да лихие скачки, труд до горького пота в степи и рыбалка – вот чем наполнены дни.

Шолохов рисует своеобразные нравы, закрепленные вековой традицией народные казацкие обычаи, детально показывает быт. Мы видим, как одеваются казак и казачка в будни и праздники, что требуется казаку на службу… Шолохов мастерски передает поэзию народного быта, очарование тех традиций, которые выбрал народ. Он не скрывает, что в некоторых народных обрядах и обычаях много грубого, иногда нелепого и даже унизительного.

В песнях, в метком слове раскрываются живой ум, острая наблюдательность, эстетическая культура народа. Сквозь грубый быт, тьму предрассудков пробиваются ростки прекрасного и возвышенного.


Мир семьи

В романе Шолохова показано несколько семей: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Листницкие. Однако лишь мелеховский курень является центром идейно-композиционным центром эпопеи. Мелеховы – прежде всего трудовая семья. Изображая ее, Шолохов не умалчивает ни о крутом нраве Пантелея Прокофьевича, ни о тяжкой доле женщины, ни о собственнических порядках. В изображении Шолохова «мелеховское» - это прежде всего высокие нравственные качества, ярко и сильно проявлявшиеся из поколения в поколение.

В сложном и противоречивом единстве свойств, составляющих содержание характера и мировоззрения Мелеховых, Шолохов стремится найти то главное, что предвещает возможность их утверждения в условиях новой жизни.

Семья Мелеховых испытала все этапы пути, пройденного казачеством в знаменательные годы. Она оказалась в центре событий, и это осложнило ее судьбу. В конце книги у порога мелеховского куреня остановился Григорий с Мишаткой. Эта сцена символична – за Мишаткой будущее.


Судьбы людей, преломленные сквозь призму революции

В образной системе «Тихого Дона» важнейшая роль принадлежит персонажам, отражающим борьбу непримиримых сил – сил революции и контрреволюции. Кого бы Шолохов ни изображал – белогвардейца или коммуниста, казака или интеллигента, - он стремится как можно глубже погрузиться в его человеческую природу, постичь характер изнутри.

Этот принцип изображения определил новаторскую сущность созданных писателем образов, воплощающих в себе полярные силы борьбы. Шолохов решительно от установившихся к тому времени канонов «положительного» и отрицательного».

В «Тихом Доне» коммунисты представлены большим многообразием характеров – людей разных социальных биографий и жизненных судеб. По мере развития событий они играют все большую роль в сюжете.

Очень сложный тип коммуниста создал писатель в образе Михаила Кошевого. Шолохов стремится нарисовать объемный, психологически многогранный характер человека, вырастающего на почве казачьей жизни, впитавшего его традиции и смело выступающего против всего злого, что таилось в старом укладе. Тем не менее, образ Кошевого в романе эмоционально скован. Воплощая в нем черты деревенского коммунизма, автор задумывается о перспективе его развития, возможности возобладания таких нравственных качеств.

Шолохов срывает маски с генералов, иронически изображает политиканствующих претендентов на роль «спасителя России» типа Краснова и Чернецова. Эпическая картина была бы не полной, если бы писатель не раскрыл идейный крах и духовную деградацию той части дворянской интеллигенции, которая не приняла революции.


Образ Григория Мелехова

Нелегко сложилась жизнь Григория Мелехова, трагически завершается его путь в «Тихом Доне». Шолохов не дает окончательного ответа на то, кто Григорий: жертва заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом.

Однако ни одна из этих концепций не охватывает образ в его целостности. События эпохи заставили Григория напряженно искать свое место в жизни. Проблема человека, вставшего «на грани в борьбе двух начал» воплощается в образе донского казака, в драматических изломах его жизненного пути и напряженных процессах его нравственной жизни.

Григорий – натура богатая, эмоционально яркая и порывистая, обладающая избытком сил и своеобразным обаянием. Портретное описание Григория Мелехова тотчас же выделяет его среди других героев романа, а яркая, неординарная внешность, свидетельствующая о своеобразии характера, обещает Григорию непростую, наполненную терниями, но достойную судьбу.

Первым серьезным испытанием для Григория стала его любовь к Аксинье. Познавший счастье настоящей любви, он чувствует себя пленником в мире патриархальных отношений и бросает вызов хутору, уходя в имение Листницких. Необузданный темперамент, гордое нежелание покорно подчиняться обстоятельствам составляют его индивидуальную психологическую основу. Приверженность истиной справедливости и понятием чести, в конце концов, отталкивает его и от красных, и от белых. Именно поэтому так проникновенно звучит в романе тема гуманизма, красоты человека, в сердце которого есть место и для любви, и для нежности к ребенку, и для тоски и привязанности к родному очагу.


Женские образы в романе

Очарования и простоты исполнена в глазах писателя красота, свободная грация женщины-казачки. Рисуя ее портрет, писатель выделяет черты, связанные с идеалом прекрасного.

Шолохов осуществляет принцип психологической трактовки характера, когда образ дается в развитии, с глубоким проникновением в скрытые пружины действий персонажа.

В характере Натальи получили свое воплощение те высокие нравственные качества, своеобразная грация и красота, которые складывались в недрах народной жизни. Аксинья – натура более импульсивная и страстная, для которой любовь стала тем единственным, ради чего она бросает вызов всему хутору, тем, ради чего она расстается с привычным укладом.

Другой примечательный образ в романе – образ матери Григория, Ильиничны. Она покоряет читателя мудрой проницательностью, милосердием и великодушием, она самоотверженна щедра в своем материнстве. Источник всего этого – народная нравственность, выработанная в условиях социальной обездоленности и нужды и пронесенная через века.

На пороге смерти Ильинична показывает удивительные величие духа, самообладание и твердость. Предсмертные дни ее наполнены попечением о живых. Так, в некотором смысле символично завершается судьба женщины, олицетворяющей и скорбную, тяжелую долю казачки, и нетленную красоту нравственных ценностей.

^ М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


История создания

1928-1929 гг. были тяжелыми годами для М. А. Булгакова. Именно в это время он приступает к созданию трех произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием "Кабала святош" и комедии, уничтоженной вскоре вместе с начатым романом.

Работа над романом возобновляется в 1930-1931 гг.

В 1937 г. структура романа окончательно сложилась. Тогда же появилось и бессмертное название "Мастер и Маргарита".

К 22-23 мая 1938 г. Булгаков полностью переписывает роман с утвержденной последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, внося по ходу стилистическую правку.

Впервые роман "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале "Москва" с громадными купюрами (более 150 изъятий текста). В том же году он полностью вышел в Париже и вскоре был переведен на основные европейские языки. В России полный текст романа появился лишь в 1973 г.

«Мастер и Маргарита» стал венцом творческого пути Булгакова и принес ему посмертную мировую славу.


Композиция

«Мастер и Маргарита» - это роман в романе, «двойной роман»: роман Мастера и Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера и его романа. С одной стороны эти два романа противопоставлены друг другу, тогда как с другой стороны образуют некое органическое единство. Действие романа о Понтии Пилате разворачивается почти две тысячи лет назад, в древнем городе Ершалаиме. А события, описанные в романе о судьбе Мастера – в Москве 1930-х годов, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний был, сатана. На сравнении этих эпох, установлении прямых и косвенных связей выстраивается художественное пространство романа, обогащается его идейное содержание.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи. Они облечены в свободную, яркую, иногда причудливую форму повествования и тесно взаимосвязаны между собой инфернальным образом Воланда.

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Краткая характеристика творчества.

"В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит одно из первых мест в истории русской литературы", писал М. С. Ольминский. Салтыков-Щедрин прекрасно работает и в крупных, и в малых сатирических жанрах: список доступных ему жанров широк - роман с интересным сюжетом и глубоко прочувствованными образами, фельетон, сказка, драматическое произведение, рассказ, пародия. Салтыков-Щедрин является первооткрывателем жанра сатирической хроники, но так же он вдохнул новую жизнь в жанр романа

«История одного города»

Произведение написано в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но исторические рамки ограничены - с 1731 по 1826 год. "Для будущего историка русского общества, когда он подойдет к переживаемой нами эпохе, не будет более драгоценного клада, как сочинения г. Салтыкова, в которых он найдет живую и верную картину современного общественного строя... Салтыков во всей истории русской литературы не знает себе равного, когда дело идет о том, чтобы схватить типические черты переживаемого обществом времени, чтобы живо подметить тот или другой новый народившийся тип и осветить его со всею яркостью своего мощного таланта".

"Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение...", - признавался Салтыков-Щедрин, начиная работать над романом. Салтыков-Щедрин сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто, доступно донести до читателя антимонархические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах простых людей.

В финале Образ романа явится самый страшный из градоначальников - Угрюм-Бурчеев, символ угнетения и произвола. В мечтах ему являются теории превращения мира в казарму и разделения людей на роты и батальоны воплощена мечта всех его предшественников, желающих власти во что бы то ни стало. Но даже и его правление едва приподнимает глуповцев с колен, и уже сама природа не выдерживает такой дикости - приходит страшное "оно", чтобы положить конец всему.

Глуповцы живут в избах, ночуют в овинах, занимаются полевыми работами, решают свои дела, собираясь миром; имеют предводителя дворянства и городского голову, шествуют в процессиях, устраивают пикники и банкеты. В Глупове настолько точно узнается Россия во вех ее самых страшных, косных, пассивных, запуганных от рождения проявлениях: "Это люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов, за которою почти ничего не видно. Поэтому о действительных "свойствах" и речи нет, а есть речь только о наносных атомах", - пишет писатель во введении к главе "Поклонение мамоне и покаяние". Тем не менее, Салтыков-Щедрин, истинный патриот, ни в коем случае не стремится очернить русский народ или русскую жизнь: только огромный любовью к Родине и болью за нее объясняется весь замысел произведения: автор критикует и осмеивает не конкретную социальную группу и не русский народ, а только "завещанные историей" социально отрицательные черты общественной психологии и поведения.

Многовековая вера в доброго царя продолжала существовать: бунтуя против отдельных представителей власти на местах, народ посылал ходоков к правителям. Евсеич, "самый древний в целом городе", не добился правды для мужиков, хотя трижды ходил к градоначальнику Фердыщенко, а лишь обрек себя на ссылку: "С этой минуты исчез старый Евсеич, как будто его на свете не было, исчез без остатка, как умеют исчезать только "старатели" русской земли".

Автора "Истории одного города" обвиняли в принижении роли народа в общественной жизни, в сознательном осмеянии русского народа, в непатриотизме. Но в письме Пыпину Салтыков-Щедрин объяснял: "...что касается до моего отношения к народу, то мне кажется, в слове "народ" надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собою идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны сочувствием".

Все, чего хочет Салтыков-Щедрин - просветить народ, разбудить его гражданское самосознание для борьбы за свои права, помочь ему освободиться от рабской психологии, от векового гнета и бесправия - а для этого ему нужно показать это, настолько реально, насколько фантастическим и фантасмагорическим кажется Глупов.

Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование.

К власти приходит Угрюм-Бурчеев, который "был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами", как концентрированный образ всех предыдущих правителей, символ произвола и жестокости, наглого попрания прав людей - и впервые за историю города Глупова его жители начинают чувствовать негодование: "Раздражение росло тем сильнее, что глуповцы все-таки обязывались выполнять все запутанные формальности, которые были заведены Угрюм-Бурчеевым".

"Когда цикл явлений истощается, - писал Салтыков-Щедрин в 1863 году в статье "Современные призраки", - когда содержание жизни беднеет, история гневно протестует против всех увещаний. Подобно горячей лаве проходит она по рядам измельчавшего, изверившегося и исстрадавшегося человечества, захлестывая на пути своем и правого, и виноватого. И люди, и призраки поглощаются мгновенно, оставляя вместо себя голое поле. Это голое поле представляет истории прекрасный случай проложить для себя новое и притом более удобное ложе".

Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима.

Грозное "оно", это "неслыханное зрелище", приходит извне: "Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки"; "Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой".

Некоторые критики склонны рассматривать развязку романа как намек на стихийное народное восстание, народную революцию, хотя глуповцы очевидно не способны к борьбе: увидев надвигающееся на них "оно", "глуповцы пали ниц", и "неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца".

Другие же считают, что исчезновение Угрюм-Бурчеева, уничтожение его силами самой взбунтовавшейся природы показывает надежду Салтыкова-Щедрина на то, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.

"История одного города" и одновременно с ней созданные сказки показывают, как изменился творческий метод писателя.

Салтыков создает новый тип гротескной политической сатиры, новые формы сатирического повествования.

Цель Салтыкова - "напомнить человеку, что он человек", и он преподносит читателям гиперболическую картину, не совместимой с понятиями человеческого общежития, античеловеческий мир, живущий по своим фантастически гротескным законам - но в то же время потрясающе узнаваемый: это реальная политическая действительность России.

Наряду с художественными сатирическими типами Салтыков-Щедрин дает четкие авторские комментарии к ним: "Литературному исследованию подлежат не только те поступки, которые человек беспрепятственно совершает, но и те, которые он, несомненно, совершил бы, если б умел или смел... Но это будет не преувеличение и не искажение действительности, которая любит прятаться за обыденным фактом и доступна лишь очень пристальному наблюдению. Без этого невозможно воспроизвести всего человека, невозможен правдивый суд на ним..."

Гротесковый тип - это обнажение характера, его осмысление как общественного явления. Писатель-сатирик "пользуется всяким темным намеком, всяким минутным явлением и с помощью ряда усилий вступает твердой ногой в храмину той, другой, не обыденной, а скрытой действительности, которая одна и представляет верное мерило для всесторонней оценки человека", - утверждал Салтыков-Щедрин.

Мистика, загадки, сверхъестественные силы – всё такое пугающее, но жутко манящее. Это находится за пределами человеческого сознания, поэтому люди стремятся ухватиться за любой кусочек информации об этом потаённом мире. Кладезь мистических историй — роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

У мистического романа непростая история. Громкое и знакомое всем название «Мастер и Маргарита» было отнюдь не единственным и, к тому же, не первым вариантом. Рождение первых страниц романа датируется 1928-1929 годами, а точка в финальной главе была поставлена лишь спустя 12 лет.

Легендарное произведение пережило несколько редакций. Стоит отметить, что в первой из них не фигурировали главные персонажи конечной версии – Мастер, Маргарита. Волей судьбы она была уничтожена руками автора. Вторая версия романа дала жизнь уже упомянутым героям и подарила Воланду преданных помощников. А в третьей редакции имена этих персонажей вышли на первый план, а именно в название романа.

Сюжетные линии произведения постоянно менялись, Булгаков не переставал вносить корректировки и менять судьбы своих героев вплоть до своей смерти. Роман вышел в свет лишь в 1966 году, за подарок миру этого нашумевшего произведения ответственна последняя жена Булгакова – Елена. Ее черты автор стремился увековечить в образе Маргариты, и, видимо, бесконечная благодарность супруге стала поводом для финальной смены названия, где на первый план вышла именно любовная линия сюжета.

Жанр, направление

Михаил Булгаков считается мистическим писателем, почти каждая его работа несёт в себе загадку. Изюминка этого произведения – наличие романа в романе. История, описанная Булгаковым, – мистический, модернистский роман. А вот входящий в него роман про Понтия Пилата и Иешуа, автором которого является Мастер, не содержит в себе ни капли мистики.

Композиция

Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Мастер и Маргарита» — роман в романе. Это означает, что сюжет делится на два слоя: история, которую открывает читатель, и произведение героя из этой истории, который вводит новых персонажей, рисует иные пейзажи, времена и основные события.

Так, основная канва повествования – рассказ автора о советской Москве и приезде дьявола, который хочет провести в городе бал. Попутно он обозревает перемены, произошедшие в людях, и позволяет своей свите вдоволь порезвиться, наказывая москвичей за их пороки. Но путь темных сил приводит их знакомству с Маргаритой, являющейся любовницей Мастера – писателя, который создал роман о Понтии Пилате. Это и есть второй слой повествования: Иешуа попадает на суд к прокуратору и получает приговор к смертной казни за смелые проповеди о бренности власти. Эта линия развивается параллельно с тем, что выделывают слуги Воланда в Москве. Оба сюжета сливаются воедино, когда сатана показывает Мастеру его героя — Прокуратора, который все еще ждет прощения от Иешуа. Писатель прекращает его муки и тем самым заканчивает свою историю.

Суть

Роман «Мастер и Маргарита» настолько всеобъемлющий, что не даёт читателю заскучать ни на одной страничке. Огромное количество сюжетных линий, взаимодействий и событий, в которых запросто можно запутаться, поддерживают внимательность читателя на протяжении всего произведения.

Уже на первых страницах романа мы сталкиваемся с наказанием неверующего Берлиоза, вступившего в спор с олицетворением Сатаны. Далее, как по накатанной, пошли разоблачения и исчезновения грешных людей, например директора театра Варьете – Стёпы Лиходеева.

Знакомство с Мастером у читателя состоялось в психбольнице, в которой он содержался с Иваном Бездомным, угодившим туда после гибели своего товарища – Берлиоза. Там Мастер повествует о своём романе про Понтия Пилата и Иешуа. За пределами психбольницы Мастера ищет его возлюбленная – Маргарита. Ради спасения любовника она заключает сделку с дьяволом, а именно становится королевой Великого бала Сатаны. Воланд исполняет своё обещание, и влюблённые воссоединяются. В конце произведения происходит смешение двух романов – Булгакова и Мастера – Воланд встречается с Левием Матвеем, подарившему Мастеру покой. На последних страницах книги все герои уходят, растворяясь в небесном просторе. Вот, о чем рассказывается в книге.

Главные герои и их характеристика

Пожалуй, главными героями являются Воланд, Мастер и Маргарита.

  1. Предназначение Воланда в этом романе – раскрывать пороки людей и наказывать за их грехи. Разоблачение им простых смертных не знает счёта. Основной мотив Сатаны – каждому воздать по его вере. Действует он, кстати говоря, не один. Королю положена свита – демон Азазелло, черт Коровьев-Фагот, любимый всеми шут кот Бегемот (мелкий бес) и их муза – Гелла (вампир). Свита отвечает за юмористическую составляющую романа: они смеются и издеваются над своими жертвами.
  2. Мастер – его имя так и остаётся для читателя загадкой. Всё, что нам поведал о нём Булгаков — в прошлом он был историком, работал в музее и, выиграв крупную сумму в лотерею, занялся литературой. Автор намеренно не вводит дополнительную информацию о Мастере, чтобы сделать упор на него как на писателя, автора романа о Понтии Пилате и, конечно же, возлюбленного прекрасной Маргариты. По характеру это рассеянный и впечатлительный человек не от мира сего, совершенно не разбирающийся в быте и нравах окружающих людей. Он очень беспомощен и раним, легко попадается на обман. Но в то же время ему свойственен необычайный ум. Он хорошо образован, знает древние и современные языки, у него впечатляющая эрудиция во многих вопросах. Чтобы написать книгу, он изучил целую библиотеку.
  3. Маргарита – настоящая муза для своего Мастера. Это замужняя дама, жена состоятельного чиновника, но их брак давно уже стал формальностью. Встретив по-настоящему любимого человека, женщина посвятила ему все свои чувства и помыслы. Она поддерживала его и вселяла в него вдохновение и даже намеревалась бросить постылый дом вместе с мужем и домработницей, променять обеспеченность и довольство на полуголодную жизнь в подвальчике на Арбате. Но Мастер внезапно пропал, и героиня стала искать его. В романе не раз подчёркивается её самоотверженность, готовность пойти на всё ради любви. Большую часть романа она ведёт борьбу за спасение Мастера. По словам, Булгакова, Маргарита – «идеальная жена гения».

Если Вам не хватило описания или характеристики какого-либо героя, напишите об этом в комментариях – добавим.

Темы

Роман «Мастер и Маргарита» удивителен во всех смыслах. В нём есть место философии, любви и даже сатире.

  • Основная тема — противостояние добра и зла. Философия борьбы этих крайностей и справедливости просматривается почти на каждой странице романа.
  • Нельзя умалять значение любовной тематики, олицетворённой Мастером и Маргаритой. Сила, борьба за чувства, самоотверженность – на их примере можно заявить, что это синонимы слова «любовь».
  • На страницах романа также есть место для людских пороков, ярко показываемых Воландом. Это алчность, лицемерие, трусость, невежество, эгоизм и т.д. Он не перестает насмехаться над грешными людьми и устраивать им своего рода покаяния.

Если вам особенно интересна какая-либо тема, которую мы не озвучили, дайте нам знать в комментариях – добавим.

Проблемы

В романе поднимается множество проблем: философский, социальных и даже политических. Мы разберем только основные из них, но если вам кажется, что чего-то не хватает, напишите в комментариях, и это «что-то» появится в статье.

  1. Основная проблема – трусость. Ее автор назвал главным пороком. Пилату не хватило смелости, чтобы вступиться за невиновного, Мастеру не хватило храбрости для борьбы за свои убеждения, и только Маргарита набралась отваги и выручила любимого мужчину из беды. Наличие трусости, по Булгакову, изменило ход мировой истории. Оно же обрекло жителей СССР на прозябание под гнетом тирании. Многим не нравилось жить в ожидании черного воронка, но страх победил здравый смысл, и народ смирился. Словом, это качество мешает жить, любить и творить.
  2. Также важна проблематика любви: ее влияние на человека и сущность этого чувства. Булгаков показал, что любовь – это не сказка, в которой всё хорошо, это постоянная борьба, готовность пойти на всё ради любимого. Мастер и Маргарита после своего знакомства перевернули свои жизни с ног на голову. Маргарите пришлось бросить богатство, стабильность и уют ради Мастера, пойти на сделку с дьяволом ради его спасения, и ни разу она не усомнилась в своих поступках. За преодоления тяжёлых испытаний на пути друг к другу герои вознаграждаются вечным покоем.
  3. Проблема веры также переплетает весь роман, она заключается в посыле Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Автор наталкивает читателя на размышления, во что он верит и зачем? Отсюда вытекает всеобъемлющая проблема добра и зла. Наиболее яркое отражение она получила в описанном облике москвичей, таких алчных, жадных и меркантильных, которые получают возмездие за свои пороки от самого Сатаны.

Главная мысль

Основная идея романа заключается в определении читателем понятий добро и зло, вера и любовь, смелость и трусость, порок и добродетель. Булгаков старался показать, что всё совершенно не так, как мы привыкли представлять. У многих людей значения этих ключевых понятий путаются и искажаются из-за влияния развращающей и отупляющей идеологии, из-за сложных жизненных обстоятельств, из-за недостатка ума и опыта. Например, в советском обществе даже донос на членов семьи и друзей считался хорошим поступком, а ведь он вел к смерти, длительному заключению и разрушению жизни человека. Но граждане вроде Магарыча охотно пользовались этой возможностью решить свой «квартирный вопрос». Или, к примеру, конформизм и стремление угодить власти – это позорные качества, но в СССР и даже сейчас многие люди видели и видят в этом выгоду и не стесняются их демонстрировать. Таким образом, автор призывает читателей задуматься об истинном положении вещей, о значении, мотивах и последствиях их же поступков. При строгом анализе выяснится, что мы сами в ответе за те мировые беды и потрясения, которые нам не нравятся, что без кнута и пряника Воланда мы сами не хотим меняться к лучшему.

Смысл книги и «мораль сей басни» заключается и в необходимости расставить приоритеты в жизни: научиться смелости и настоящей любви, восстать против зацикленности на «квартирном вопросе». Если в романе Воланд приехал в Москву, то в жизни надо впустить его в свою голову, чтобы провести дьявольский аудит возможностей, ориентиров и стремлений.

Критика

Булгаков едва ли мог рассчитывать на понимание своими современниками этого романа. Но одно он понимал точно – роман будет жить. «Мастер и Маргарита» до сих пор кружит головы уже не первому поколению читателей, а значит, является объектом постоянной критики.

В.Я. Лакшин, например, обвиняет Булгакова в отсутствии религиозного сознания, но восхваляет его нравственность. П.В. Палиевский отмечает смелость Булгакова, который одним из первых разрушил стереотип уважения дьявола, высмеяв его. Таких мнений много, но они лишь подтверждают заложенную писателем мысль: «Рукописи не горят!».

"Мастер и Маргарита" — это итоговое произведение М.Булгакова. Так расценивал свой роман и автор. Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: "Умирая, он говорил: "Может быть, это и правильно… Что я мог написать после "Мастера"?"

Булгаков назвал свой роман фантастическим романом . Так же обычно определяют его жанр и читатели, поскольку фантастические картины в нем действительно ярки и колоритны. Роман можно также назвать произведением авантюрным, сатирическим, философским .

Но жанровая природа романа сложнее. Это роман уникальный. Традиционным стало определение жанра романа как мениппеи , к которой принадлежит, например, роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле. В мениппее под смеховой маской скрывается серьезное философское содержание. "Мастер и Маргарита", как и любая мениппея, — это двуплановый роман, в нем совмещаются полярные начала: философское и сатирическое, трагическое и фарсовое, фантастическое и реалистическое. Причем не просто совмещаются, а образуют органичное единство.

Для мениппеи 1 характерна также стилистическая разноплановость, смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов. И это тоже мы находим в "Мастере и Маргарите": повествование здесь ведется то в ключе сатирическом, то серьезном, сакральном; читатель этого романа оказывается то в современной Москве, то в древнем Ершалаиме, то в ином трансцендентном измерении.

Такой роман с трудом поддается анализу: трудно выявить тот общий смысл (те смыслы), который заключает в себе такое противоречивое содержание романа.

Роман "Мастер и Маргарита" имеет важную особенность — это двойной роман, роман в романе (текст в тексте): героем одного романа является Мастер и действие его происходит в современной Москве, героем другого романа (написанного Мастером) является Иешуа Га-Ноцри и действие этого романа происходит в древнем Ершалаиме. Эти романы в романе очень разные, они как будто написаны не одним автором.

Ершалаимские главы — то есть роман о Понтии Пилате, Иешуа Га-Ноцри — написаны чеканной и лаконичной, скупой прозой. Никаких элементов фантастики, гротеска не позволяет себе автор. И это вполне понятно: речь идет о событии всемирно-исторического масштаба — смерти Иешуа. Автор здесь как будто не сочиняет художественный текст, а воссоздает историю, пишет Евангелие размерен но, строго, торжественно. Эта строгость присутствует уже в самом названии "древней" главы (второй главы романа) — "Понтий Пилат" — и в начальных ее (главы) строках:

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую коллоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…

Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:

— Приведите обвиняемого.

И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, а в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора.

Совсем иначе написаны современные московские главы — роман о Мастере. Здесь много фантастики, комизма, гротеска, чертовщины, разряжающих трагическое напряжение. Здесь есть и лирические страницы. Причем нередко лирика и фарс совмещаются в одной ситуации, в пределах одного абзаца, например, в знаменитом начале второй части: "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!" Во всем этом проявляется личность автора-рассказчика, который строит свое повествование в виде фамильярной болтовни с читателем, порой переходя щей в сплетню. Это повествование, которое автор называет "правдивейшим", содержит столько слухов и недосказанно стей, что скорее свидетельствует о недостоверности этой части романа. См., например, название и начало пятой главы "Было дело в Грибоедове" :

Дом назывался "Домом Грибоедова" на том основании, что будто некогда им владела тетка писателя — Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела мы точно не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было… Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из "Горя от ума" этой самой тетке, раскинувшейся на софе. А впрочем, черт его знает, может быть, и читал, не важно это! А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главекоторого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах.

Древняя (античная) и современная (московская) части романа и самостоятельны, отличны друг от друга, и в то же время перекликаются, представляют собой целостное единство, в них представлена история человечества, состояние нравственности за последние две тысячи лет.

В начале христианской эры, две тысячи лет назад, в мир пришел Иешуа Га-Ноцри 2 с учением о добре, но его истину современники не приняли, а Иешуа был приговорен к позорной смертной казни — повешению на столбе. Сама дата — ХХ век — как бы обязывала подводить итоги жизни человечества в лоне христианства: стал ли мир лучше, стал ли человек умней, добрей, милосердней за это время, изменились ли, в частности, московские жители внутренне, коль изменились внешние обстоятельства? какие ценности они считают главными в жизни? К тому же в современной Москве в 1920-1930-е годы было объявлено о строительстве нового мира, о создании нового человека. И Булгаков сравнивает в своем романе человечество современное с тем, каким оно было во времена Иешуа Га-Ноцри. Итог отнюдь не оптимистический, если вспомнить "справку" о жителях Москвы, которую получил Воланд во время представления в Варьете:

Ну что же, они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их.

Роман М. Булгакова в целом — это и есть своеобразная "справка" автора о человечестве в условиях советского эксперимента и о человеке вообще, о философско-этических ценностях в этом мире в понимании М. Булгакова.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа "Мастер и Маргарита":

  • 2.2. Особенности жанра романа

Введение

Анализ романа «Мастер и Маргарита» уже многие десятилетия является предметом изучения литературоведов во всей Европе. Роман имеет ряд особенностей, таких как нестандартная форма «романа в романе», необычная композиция, богатая тематика и содержание. Он не зря написан на закате жизненного и творческого пути Михаила Булгакова. Писатель вложил в произведение весь свой талант, знания и фантазию.

Жанр романа

Произведение «Мастер и Маргарита», жанр которого критики определяют как роман, имеет ряд признаков, присущих своему жанру. Это несколько сюжетных линий, много героев, развитие действия на протяжении длительного времени. Роман фантастический (иногда называют его фантасмагорическим). Но самая яркая особенность произведение, это его структура «романа в романе». Два параллельных мира – мастера и древние времена Пилата и Иешуа, здесь живут почти самостоятельно и пересекаются лишь в последних главах, когда визит Воланду наносит Левий – ученик и близкий друг Иешуа. Здесь, две линии сливаются в одну, и удивляют читателя своей органичностью и близостью. Именно структура «романа в романе» дала возможность Булгакову так мастерски и полно показать два таких разных мира, события сегодня, и почти две тысячи лет назад.

Особенности композиции

Композиция романа «Мастер и Маргарита» и ее особенности обусловлены нестандартными приемами автора, такими как создание одного произведения в рамках другого. Вместо привычной классической цепочки – композиция – завязка – кульминация – развязка мы видим сплетение этих этапов, а также удвоение их.

Завязка романа: встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XX века. Рассказ Воланда уносит читателя тоже в тридцатые годы, но два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Иешуа.

Далее следует завязка. Это проделки Воладна и его компании в Москве. Отсюда же берет истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа мастера – казнь Иешуа, кульминационный момент рассказа о мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка: в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата.

«Свободен! Он ждет тебя!» – этой фразой мастер освобождает прокуратора и завершает свой роман.

Основные темы романа

Михаил Булгаков заключил смысл романа «Мастер и Маргарита» в сплетение основных тем и идей. Не зря роман называют и фантастическим, и сатирическим, и философским, и любовным. Все эти темы развиваются в романе, обрамляя и подчеркивая главную идею – борьбы добра и зла. Каждая тема одновременно привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами.

Сатирическая тема – это «гастроли» Воланда. Обезумевшая от материальных благ публика, падкие на деньги представители элиты, проделки Коровьева и Бегемота остро и четко описывают болезни современного писателю общества.

Тема любви воплощена в мастере и Маргарите и придает роману нежность и смягчает много острых моментов. Наверное, не зря, писатель сжег первую версию романа, где Маргариты и мастера еще не было.

Тема сочувствия проходит через весь роман и показывает несколько вариантов сочувствия и сопереживания. Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа, но запутавшись в своих обязанностях и, опасаясь осуждения, «умывает руки». Иное сочувствие у Маргариты – она всем сердцем сопереживает и мастеру, и Фриде на балу, и Пилату. Но ее сочувствие – не просто чувство, оно толкает ее на определенные действия, она не складывает рук и борется за спасение тех, за кого переживает. Сочувствует мастеру и Иван Бездомный, проникаясь его историей, что «каждый год, когда наступает весеннее полнолуние… под вечер появляется на Патриарших прудах…», чтобы потом ночью видеть горько-сладкие сны о дивных временах и событиях.

Тема прощения идет почти рядом с темой сочувствия.

Философские темы о смысле и цели жизни, о добре и зле, о библейских мотивах много лет служат предметом споров и изучения литераторов. Все потому, что особенности романа «Мастер и Маргарита» – в его структуре и неоднозначности; с каждым прочтением открывают перед читателем все новые и новые вопросы и мысли. В этом и гениальность романа – он не утрачивает ни актуальность, ни остроту десятилетиями, и все так же интересен, каким был для своих первых читателей.

Идеи и главная мысль

Идея романа это добро и зло. И не только в контексте борьбы, но и в поиске определения. Что на самом деле зло? Скорее всего, так наиболее полно можно описать главную мысль произведения. Читатель привычный к тому, что дьявол – это чистое зло, будет искренне удивлен образом Воланда. Он не делает зла, он – созерцает, и наказывает тех, кто поступает низко. Его гастроли в Москве лишь подтверждают эту мысль. Он показывает моральные болезни общества, но даже не осуждает их, а лишь горестно вздыхает: «Люди, как люди… Такие же, как раньше». Человек слаб, но в его силах противостоять своим слабостям, бороться с ними.

Неоднозначно показана тема добра и зла на образе Понтия Пилата. Он в душе противится казни Иешуа, но ему не хватает смелости пойти против толпы. Приговор бродячему невинному философу выносит толпа, но отбывать наказание вечно суждено Пилату.

Борьба добра и зла – это и противостояние литературного сообщества мастеру. Самоуверенным литераторам мало просто отказать писателю, им необходимо унизить его, доказать свою правоту. Мастер очень слаб, чтобы бороться, все его силы ушли в роман. Не зря разгромные статьи для него приобретают образ некоего существа, которое начинает чудиться мастеру в темной комнате.

Общий анализ романа

Анализ «Мастер и Маргарита» подразумевает погружение в миры, воссозданные писателем. Здесь можно увидеть библейские мотивы и параллели с бессмертным «Фаустом» Гете. Темы романа развиваются каждая отдельно, и одновременно сосуществуя, в совокупности создавая паутину событий и вопросов. Несколько миров, нашедших каждый свое место в романе, автор изображает на удивление органично. Совсем не вызывает удивление путешествия с современной Москвы в древний Ершалаим, мудрые беседы Воланда, говорящий громадный кот и полет Маргариты Николаевны.

Этот роман действительно бессмертный благодаря таланту писателя и неугасающей актуальности тем и проблем.

Тест по произведению

Мастер и Маргарита – легендарное произведение Булгакова, роман, ставший его путевкой в бессмертие. Он обдумывал, планировал и писал роман 12 лет, и он перетерпел множество изменений, которые сейчас и вообразить сложно, ведь книга приобрела поразительное композиционное единство. Увы, закончить дело всей своей жизни Михаил Афанасьевич так и не успел, окончательных правок внесено не было. Сам он оценивал свое детище как главное послание человечеству, ка завещание потомкам. Что же Булгаков хотел нам сказать?

Роман открывает нам мир Москвы 30-х годов. Мастер вместе со своей возлюбленной Маргаритой пишет гениальный роман о Понтии Пилате. Его не допускают к публикации, а самого автора заваливает неподъемная гора критики. В приступе отчаяния герой сжигает свой роман и попадает в психиатрическую лечебницу, оставляя Маргариту одну. Параллельно с этим в Москву прибывает Воланд, дьявол, вместе со своей свитой. Они учиняют беспорядки в городе, такие как сеансы черной магии, представление в Варьете и Грибоедове и т. д. Героиня тем временем ищет способ вернуть своего Мастера; впоследствии идет на сделку с сатаной, становится ведьмой и присутствует на балу у мертвецов. Воланд восхищен любовью и преданностью Маргариты и решает вернуть ей любимого. Также восстает из пепла роман о Понтии Пилате. А воссоединившаяся пара удаляется в мир покоя и умиротворения.

В тексте содержатся главы из самого романа Мастера, повествующие о событиях в Ершалаимском мире. Это рассказ о бродячем философе Га-Ноцри, допрос Иешуа у Пилата, последующая казнь последнего. Вставные главы имеют непосредственное значение для о романа, так как их понимание является ключом к раскрытию идеи автора. Все части составляют собой единое целое, тесно переплетены между собой.

Темы и проблемы

Булгаков на страницах произведения отразил свои мысли о творчестве. Он понимал, что художник не свободен, он не может творить лишь по велению своей души. Общество сковывает его, приписывает ему определенные рамки. Литература в 30-х годах подвергалась строжайшей цензуре, книги часто писались под заказ власти, отражение чего мы и увидим в МАССОЛИТе. Мастер не смог получить разрешения опубликовать свой роман о Понтии Пилате и о своем пребывании среди литературного общества того времени отзывался как о сущем аду. Герой, вдохновленный и талантливый, не смог понять его членов, продажных и поглощенных мелкими материальными заботами, так и они в свою очередь не смогли понять его. Поэтому Мастер и оказался за пределами этого богемного круга с неразрешенным к публикации трудом всей своей жизни.

Второй аспект проблемы творчества в романе – это ответственность автора за свое произведение, его судьбу. Мастер, разочаровавшись и окончательно отчаявшись, сжигает рукопись. Писатель же, по мнению Булгакова, должен добиваться правды посредством своего творчества, оно должно нести пользу обществу и действовать на благо. Герой, напротив, поступил малодушно.

Проблему выбора отражают главы, посвященные Пилату и Иешуа. Понтий Пилат, понимая необычность и ценность такого человека как Иешуа, отправляет того на казнь. Трусость – самый страшный порок. Прокуратор боялся ответственности, боялся наказания. Этот страх абсолютно заглушил в нем и симпатию к проповеднику, и голос разума, говорящей об уникальности и чистоте намерений Иешуа, и совесть. Последняя мучила его всю оставшуюся жизнь, а так же после смерти. Только в конце романа Пилату было позволено поговорить с Ним и освободиться.

Композиция

Булгаков в романе применил такой композиционный прием как роман в романе. «Московские» главы сочетаются с «пилатовскими», то есть с произведением самого Мастера. Автор проводит параллель между ними, показывая, что не время меняет человека, а только он сам способен изменить себя. Постоянная работа над собой – это титанический труд, с которым не справился Пилат, за что и был обречен на вечные душевные страдания. Мотивами обоих романов являются поиск свободы, истины, борьба добра и зла в душе. Каждый может совершать ошибки, но человек постоянно должен тянуться к свету; только это может сделать его по-настоящему свободным.

Главные герои: характеристики

  1. Иешуа Га-Ноцри (Иисус Христос) — бродячий философ, который считает, что все люди сами по себе добры и что придет время, когда истина будет главной человеческой ценностью, и институты власти перестанут быть нужными. Он проповедовал, поэтому обвинялся в покушении на власть Кесаря и был предан казни. Перед своей смертью герой прощает своих палачей; погибает, не предав своих убеждений, погибает за людей, искупая их грехи, за что был удостоен Света. Иешуа предстает перед нами реальным человеком из плоти и крови, способным чувствовать и страх и боль; он не окутан ореолом мистицизма.
  2. Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, действительно историческая личность. В Библии он судил Христа. На его примере автор раскрывает тему выбора и ответственности за свои поступки. Допрашивая пленника, герой понимает, что тот невиновен, даже чувствует к нему личную симпатию. Он предлагает проповеднику соврать, чтобы спасти жизнь, но Иешуа не преклонен и не собирается отказываться от своих слов. Защитить обвиняемого чиновнику мешает его трусость; он боится потерять власть. Это не дает ему поступить по совести, так, как подсказывает ему сердце. Прокуратор осуждает Иешуа на смерть, а себя на муки душевные, что, конечно, во многом страшнее мук физических. Мастер в конце романа освобождает своего героя, и тот вместе с бродячим философом поднимается по лучу света.
  3. Мастер – творец, написавший роман о Понтии Пилате и Иешуа. В этом герое воплотился образ идеального писателя, живущего своим творчеством, не ищущего ни славы, ни наград, ни денег. Он выиграл крупные сумму в лотерее и решил посвятить себя творчеству – так и родилось его единственное, но, безусловно, гениальное произведение. В это же время он встретил любовь – Маргариту, которая стала ему поддержкой и опорой. Не выдержав критики со стороны высшего литературного московского общества, Мастер сжигает рукопись, его насильно кладут в психиатрическую клинику. Потом он был освобожден оттуда Маргаритой с помощью Воланда, которого очень заинтересовал роман. После смерти герой заслуживает покой. Именно покой, а не свет, как Иешуа, потому что писатель предал убеждения и отрекся от своего творения.
  4. Маргарита – возлюбленная творца, готовая ради него на все, даже посетить бал Сатаны. До встречи с главным героем была замужем за обеспеченным человеком, которого, впрочем, не любила. Свое счастье она обрела только с Мастером, которого сама так и назвала, прочитав первые главы его будущего романа. Она стала его музой, вдохновляющей дальше творить. С героиней связана тема верности и преданности. Женщина верна и своему Мастеру, и его произведению: она жестоко расправляется с критиком Латунским, оклеветавшим их, благодаря ей возвращается сам автор из психиатрической клиники и его, казалось бы, безвозвратно потерянный роман о Пилате. За свою любовь и готовность следовать за своим избранником до конца Маргарита и была награждена Воландом. Сатана подарил ей покой и единение с Мастером, то, чего больше всего желала героиня.
  5. Образ Воланда

    Во многом этот герой походит на Мефистофеля Гете. Само его имя взято из его поэмы, сцены Вальпургиевой ночи, где дьявол единожды был назван таким именем. Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» очень неоднозначен: он – воплощение зла, и в то же время защитник справедливости и проповедник подлинных моральных ценностей. На фоне жестокости, алчности и порочности обычных москвичей герой выглядит, скорее, положительным персонажем. Он же, видя этот исторический парадокс (ему есть, с чем сравнить), заключает, что люди как люди, самые обыкновенные, прежние, только квартирный вопрос их испортил.

    Кара дьявола настигает только тех, кто этого заслуживал. Таким образом, его возмездие очень избирательно и построено по принципу справедливости. Взяточники, неумелые писаки, заботящиеся только о своей материальном достатке, работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, бесчувственные родственники, воюющие за наследство после смерти близкого человека,- вот те, кого наказывает Воланд. Не он подталкивает их к греху, лишь обличает пороки общества. Так автор, используя сатирические и фантасмагорические приемы, описывает порядки и нравы москвичей 30-х годов.

    Мастер — по настоящему талантливый писатель, которому не дали возможности реализоваться, роман просто «задушили» массолитовские чиновники. Он не был похож на своих коллег, имеющих удостоверение писателя; жил своим творчеством, отдавая ему всего себя, и искренне переживая за судьбу своего произведения. Мастер сохранил чистое сердце и душу, за что и был награжден Воландом. Уничтоженная рукопись была восстановлена и вернулась к своему автору. За свою безграничную любовь была прощена за свои слабости дьяволом Маргарита, которой сатана даже предоставил право просить у него исполнения одного ее желания.

    Свое отношение к Воланду Булгаков выразил в эпиграфе: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» («Фауст» Гете). Действительно, обладая неограниченными возможностями, герой карает человеческие пороки, но ведь это можно считать наставлением на путь истинный. Он – зеркало, в котором каждый может увидеть свои грехи и измениться. Самая дьявольская его черта – все разъедающая ирония, с которой он относится ко всему земному. На его примере мы убеждаемся, что сохранить свои убеждения наряду с самообладанием и не сойти с ума можно только с помощью юмора. Нельзя принимать жизнь слишком близко к сердцу, ведь то, что нам кажется незыблемой твердыней, так легко рассыпается при малейшей критике. Воланд ко всему равнодушен, это и отделяет его от людей.

    Добро и зло

    Добро и зло неразрывны; когда люди прекращают творить добро, на его месте тут же возникает зло. Оно – отсутствие света, тень, приходящая ему на смену. В романе Булгакова две противоборствующие силы воплощены в образах Воланда и Иешуа. Автор, чтобы показать, что участие этих абстрактных категорий в жизни всегда актуально и занимает важные позиции, Иешуа помещает в максимально отдаленную от нас эпоху, на страницы романа Мастера, а Воланда же – в современность. Иешуа проповедует, рассказывает людям о своих идеях и понимании мира, его сотворении. Позже за открытое изречение мыслей он будет судим прокуратором Иудеи. Его смерть — это не торжество зла над добром, а, скорее, предательство добра, ведь Пилат не в силах был поступить правильно, а значит, открыл дверцу злу. Га-Ноцри умирает несломленным и не побежденным, его душа сохраняет в себе свет, противопоставляемый тьме трусливого поступка Понтия Пилата.

    Дьявол, призванный творить зло, прибывает в Москву и видит, что сердца людей наполнены тьмой и без него. Ему остается только обличать и насмехаться над ними; в силу своей темной сущности Воланд не может творить суд иначе. Но не он подталкивает людей к греху, не он заставляет зло в них победить добро. По Булгакову, дьявол не является абсолютной тьмой, он совершает акты справедливости, что очень сложно считать плохим поступком. В этом заключается одна из главных идей Булгакова, воплощенных в «Мастере и Маргарите»- ничто, кроме самого человека, не может заставить его поступить так или иначе, выбор добра или зла лежит на нем.

    Также можно говорить об относительности добра и зла. И хорошие люди поступают неправильно, малодушно, эгоистично. Так Мастер сдается и сжигает свой роман, а Маргарита жестоко мстит критику Латунскому. Однако доброта заключается не в не совершении ошибок, а в постоянной тяге к светлому и их исправлению. Поэтому влюбленную пару ждет прощение и покой.

    Смысл романа

    Существует много трактовок смыслов этого произведения. Безусловно, нельзя говорить однозначно. В центре романа – извечная борьба добра со злом. В понимании автора эти две составляющие находится на равных правах и в природе, и в сердцах человеческих. Этим объясняется и появление Воланда, как сосредоточение зла по определению, и Иешуа, уверовавшего в природную людскую доброту. Свет и тьма тесно переплетены, постоянно взаимодействуют друг с другом, и уже невозможно провести четких границ. Воланд карает людей по законам справедливости, а Иешуа прощает их вопреки. Таково равновесие.

    Борьба происходит не только непосредственно за души людские. Необходимость человека тянуться к свету проходит красной нитью через все повествование. Настоящую свободу можно получить только благодаря этому. Очень важно понять, что героев, скованных житейскими мелочными страстями, автор всегда наказывает, либо как Пилата — вечными муками совести, либо как московских обывателей — посредством проделок дьявола. Других же превозносит; Маргарите и Мастеру дарит покой; Иешуа заслуживает Свет за свою преданность и верность убеждениям и словам.

    Также этот роман о любви. Маргарита предстает идеальной женщиной, которая способна любить до самого конца, невзирая на все преграды и трудности. Мастер и его возлюбленная – собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщине.

    Тема творчества

    Мастер живет в столице 30- х годов. В этот период строится социализм, устанавливаются новые порядки, резко перезагружаются моральные и нравственные нормы. Здесь рождается и новая литература, с которой на страницах романа мы знакомимся посредством Берлиоза, Ивана Бездомного, членов Массолита. Путь главного героя сложен и тернист, как и у самого Булгакова, однако он сохраняет чистое сердце, доброту, честность, способность любить и пишет роман о Понтии Пилате, содержащий все те важные проблемы, которые должен решать для себя каждый человек поколения нынешнего или же будущего. В основе его лежит нравственный закон, скрывающийся внутри каждой личности; и только он, а не страх божьего возмездия, способен определять поступки людей. Духовный мир Мастера тонок и прекрасен, ведь он истинный художник.

    Однако истинное творчество гонимо и зачастую становится признанным только после смерти автора. Репрессии, касающиеся независимого художника в СССР, поражают своей жестокостью: от идеологической травли до фактического признания человека сумасшедшим. Так затыкали рты многим друзьям Булгакова, ему и самому пришлось нелегко. Свобода слова оборачивалась тюремным заключением, а то и вовсе смертельной казнью, как в Иудее. Эта параллель с Древним миром подчеркивает отсталость и первобытную дикость «нового» общества. Хорошо забытое старое стало основой политики в отношении искусства.

    Два мира Булгакова

    Миры Иешуа и Мастера связаны теснее, чем кажется на первый взгляд. В обоих пластах повествования затрагиваются одни проблемы: свободы и ответственности, совести и верности своим убеждениям, понимании добра и зла. Не зря здесь так много героев двойников, параллелей и антитез.

    «Мастер и Маргарита» нарушает неотложный канон романа. Это рассказ не о судьбе отдельных личностей или их групп, он обо всем человечестве, его судьбе. Поэтому автор соединяет две максимально отдаленные руг от друга эпохи. Люди во времена Иешуа и Пилата не сильно отличаются от людей московских, современников Мастера. Их также заботят личные проблемы, власть и деньги. Мастер в Москве, Иешуа в Иудее. Оба несут истину в массы, за это же оба страдают; первый гоним критиками, задавлен обществом и обречен окончить жизнь в психиатрической лечебнице, второй подвергается более страшному наказанию — показательной казни.

    Главы, посвященные Пилату, резко отличаются от глав московских. Стиль вставного текста отличается ровностью, монотонностью, и только в главе казни переходит в возвышенную трагедию. Описание Москвы полно гротескных, фантасмагорических сцен, сатиры и насмешки над ее жителями, лирических моментов, посвященных Мастеру и Маргарите, что, конечно, обуславливает и наличие разнообразных стилей повествования. Лексика тоже разнится: она может быть низкой и примитивной, наполненной даже руганью и жаргонизмами, а может быть возвышенной и поэтичной, наполненной красочными метафорами.

    Хоть оба повествования и значительно отличаются друг от друга, при прочтении романа остается чувство цельности, так крепка нить, связывающая прошлое с настоящим, у Булгакова.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!