Сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина. Печорин и онегин Сопоставление характеров печорина и онегина

В жизни не всегда всё складывается так, как хотелось бы. Это мы наблюдаем в реальном мире, этому нас учат великие книги. Предложенная тема понравилась мне, потому что я очень люблю А.С. Пушкина , а, читая роман «Евгений Онегин», можно изучить не только поэму, но и историю дворянского общества XIX века.

Главные герои обоих произведений – молодые люди. О чем же мечтало молодое поколение того времени? Евгений Онегин , являясь обаятельным, красивым дворянином, получил «французское» воспитание, однако автор подчеркивает не сильные способности к математическим наукам, иностранным языкам, а больше к «науке страсти нежной», жил обыкновенной разгульной жизнью молодого поколения: следил за модой, блистал на балах, проводил время в театрах в компании повес. Но, в конце концов, вся эта «мишура» жизни надоедает ему, он разочаровывается и в жизнях, и в людях. В душе у него – пустота, холод, безразличие. Он болен. И имя этой болезни – «хандра».
Онегин начинает сторониться общества, всех презирает, со всеми высокомерен. Так бы и продолжалось, если бы не смерть его дяди и его последующее знакомство с Ленским и семьей Лариных.

Ларины – чудесные, открытые, добрые и простые люди. Ленский – образованный человек, который учился в Германии, романтический поэт, имеющий высокие идеалы и романтическую душу и способный на большую любовь. Семья Лариных встретила Евгения Онегина с родительской заботой, как родного человека. Понемногу, душа его стала оттаивать, но в целом он остался тем же. Но ведь трагедия произведения – то, когда Татьяна Ларина влюбилась в Онегина, но была отвергнута и высмеяна им.

Татьяна мечтала обрести в Онегине супруга, ждет от него возвышенной любви, будучи начитанной французских романов, сразу же видит в нем свою мечту» романтического героя, но ошиблась и, в конце концов, вынуждена была выйти замуж за «старика», богатого человека с высоким чином. Ленский мечтал о свадьбе со своей возлюбленной Ольгой, но погибает на глупой и бессмысленной дуэли от пули друга.

Старики Ларины мечтают о спокойной старости, о покое, о счастье их дочерей, но реальность противоречит мечтам. Евгений Онегин вынужден скитаться по разным странам после дуэли с Ленским, но жизнь опять преподносит сюрприз: на балу он встречает роскошную, светскую даму, законодательницу мод, которая, кроме всего прочего, находится в центре внимания всего высшего общества и блистает своей красотой, манерами, умом и в ней узнает Татьяну: «Ужель та самая Татьяна?» Он поражен, его сердце пронзило любовь, он был болен от любви!

Онегин мечтал о Татьяне, страдал, понял, какую большую ошибку он совершил, не оценив в ней её настоящих достоинств: доброту, чистоту души, внутреннюю красоту. Но Татьяна Ларина благородна и честна, она не может предать своего мужа, хотя до сих пор любит Евгения Онегина. Это произведение проанализировано тысячами критиков разных стран, так, оно остается актуальным и в наши дни. Не только как изучение высшего общества того времени и нравов Москвы, Петербурга, провинциальной России тех времен, но и как взаимоотношение между мужчиной и женщиной.

Таким образом, здесь появляется сторона Онегина, как «лишнего человека», никому не нужного.

Тот же мотив «лишнего человека» описан и в произведении Лермонтова «Герой нашего времени », где внутренний мир героя Печорина , живущего в другом поколении, похож на мир Онегина тем, что он тоже разочарован в жизни, мрачен, циничен, странен.

Печорин так же, как Онегин олицетворяет собой целое поколение своего времени, однако включает в себя такие стороны характера, как злобу, зависть, одновременно с великодушием и добром. Весь трагизм Печорина в том, что он не может любить, найти применение своим силам и талантам, он бы хотел служить Родине, но Россия находилась в состоянии реакции, любые свободные мысли карались, и он метался в поисках применения себя. Это объединяет его с Онегиным, так как он тоже мог участвовать в развитии России, а не метаться в суете жизни.

Это потенциальный герой, который мог бы принести много пользы обществу, но в этом не было нужды, и он свою энергию растрачивал на глупые, необдуманные, а также порочащие его поступки: дуэль с Грушницким, отношение к княжне Мэри и Бэле. Трагедия Печорина как и трагедия Онегина – это трагедия многих их современников, схожих с ними по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов.

Главными героями начала 19 века являются Онегин и Печорин. Они – творения великих писателей своего времени и в чем-то даже отражают судьбу своих создателей. Весьма драматичной судьбой обладают Лермонтов с Пушкиным и Онегин с Печориным.

Писатели стремились захватить в своих героях облик времени и во многом авторам удалась такая задача. Фактически и Онегин и Печорин эмблематичны для своего времени, но при этом каждый из этих героев пребывают вне времени, так как озвучивают проблематику, которая является характерной для всех эпох.

Если говорить кратко, то перед нами образы двух образованных людей, во многом лучших представителей своего времени. Каждый получил великолепное образование, обладает острым умом, который позволяет разбираться в людях и в себе. Помимо этого они являются искренними искателями истины и хотят понять смысл не только собственной эпохи, но и своего личного существования.

Учитывая существенное сходство, нужно указать и на различия, которые определяют суть этих героев. Начнем с Онегина.

Пушкинский герой обладает циничным взглядом на мир, он избалован и относится к людям с определенной долей надменности. При этом Онегин не обладает склонностью к идеализированию действительности, по большей части он прагматик. Даже на дуэль Онегин отправляется во многом не по собственной воле, но по причине общественной молвы, он не хочет выглядеть нелепо и поэтому соглашается на поединок.

На самом деле такая деталь является определяющей, так как причина для дуэли Печорина совершенно иная, он отправляется стреляться, так как ищет высшую истину и следует своим идеалам, он хочет поквитаться с миром и для этого использует Грушницкого. Конечно, Печорин тоже глубоко эгоистичен, но его эгоизм (впрочем, как и у Онегина тоже) является положением человека на вершине. Да, Печорин смотрит на всех с высока, но он не может смотреть по другому, так как действительно достиг определенных высот духа и пребывает на той высоте, которая многим попросту недоступна.

Онегин (продолжая тему эгоизма) тоже надменно относится к другим, но этот герой по большей части воспитан в обществе, где его хвалили и всячески ублажали. Поэтому такой «золотой мальчик» оказывается совершенно одиноким во взрослом мире. По большей части определяющим для этого героя является скука, которая может быть свойственная только подобным московским аристократам, не испытывающим нужды.

Другим существенным отличием между двумя героями является поведение в мире. Онегин по большей части соглашается с миром и просто позволяет событиям случаться подобно тому как позволяет Лариной любить себя и с запозданием отвечает на чувство взаимностью.

Печорин в свою очередь – более деятельный персонаж. Он не принимает мир, но полностью создает его, ищет приключений также как пытается отыскать истину. Отличительной особенностью Печорина является согласованность его философии с жизненными взглядами и поведением.

Сочинение Онегин и Печорин

Пожалуй в каждую эпоху существуют определенные идеалы в массовой культуре, на которых остальные равняются. Если говорить про первую половину 19 века, то такими идеалами, безусловно, были Печорин и Онегин.

Эти герои подобны современным знаменитостям, на которых равняются, которыми в какой-то степени хотят быть. Более того, они во многом отражают биографию своих создателей. В этом совсем нетрудно убедиться.

Например, Пушкин в своем романе вводит фигуру автора, который в свою очередь частично напоминает самого Пушкина (хотя таковым не является) а этот автор – приятель Онегина и во многом подобен ему. Таким же образом Печорин – молодой офицер, мыслитель. Некоторые детали из Героя нашего времени (к примеру, эпизоды дуэлей) вообще практически полностью повторяют эпизоды из биографии Лермонтова.

Таким образом, эти люди (Пушкин и Лермонтов) писали то о чем знали, как бы следуя максиме Хэмингуэя «писать нужно правдиво» и то о чем знаешь, они действительно описывают практически собственные биографии и мировоззрение. Поэтому, сравнивая Онегина и Печорина, мы в какой-то степени можем сравнивать Пушкина и Лермонтова.

Итак, Пушкин – благородный человек из довольно знатного рода, который ведет светское существование. Лермонтов в свою очередь офицер, который хотя и собирался завершить военную карьеру и полностью заняться творчеством, до завершения своего земного пути оставался на службе. Подобным образом и Онегин больше человек, которому скучно, он многое делает от скуки и цинизма, Печорин тоже человек, которому скучно, но он более ищет сознательно каких-то испытаний и приключений, в общем, более резок как подобает военному офицеру.

Во многом они похожи, так как оба обладают довольно приятными условиями существования. Могут, так сказать, не заботиться о хлебе насущном и более склонны к мыслительной деятельности. Они оба немного разочаровались в этом мире и ищут возможности как-то развлечь себя.

Тем не менее, Ни Онегин, ни Печорин не являются людьми избалованными или подлыми. Например, когда Печорин встречается с княжной Мери чтобы позлить Грушницкого, он понимает суть собственного поступка и не строит иллюзий для себя, просто он действует как своеобразный естествоиспытатель, который занимается изучением человеческой психологии. Наверное, глубокий психологизм и искренность с самими собой отличает этих героев, они чувствуют дух своего времени и принимают таким какой он есть.

3 вариант

Перед нами представлены два романа, Лермонтова и Пушкина. В произведении Лермонтова "Герой нашего времени" главным героем является Печорин, а в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" главный персонаж Онегин. Два совершенно разных произведения, два совершенно разных времени, но сколько сходств героев. Есть и различия ведь время оставило отпечаток на поведении и характере каждого человека. Авторы передали через этих двух персонажей Всю мощь тех поколений.

Печорин-дворянин. Его социальный статус позволяет ему отказаться от трудовых усилий и жить в свое удовольствие. Но несмотря на это он служит на Кавказе. печорин имеет в себе много положительных качеств. Он умен, имеет необыкновенную силу воли. Онегин-аристократ. Это позволяет ему жить в свое удовольствие, как и Печорину, и ни о чем не задумываться. Оба персонажа были начитанны и образованны, что в свою очередь тоже ставило их выше остальных людей. Но к сожалению с таким списком достоинств ни один из героев не сумел реализовать себя в жизни.

Юность двух персонажей протекала примерно одинаково, оба вели разгульный образ жизни и отдыхали, не зная никаких забот. Печорин, рассказывая про себя, говорит, что мог при первой встрече с девушкой сказать будет она его любить или нет. Но, к сожалению, женщинам он приносил только несчастье. Онегин в этой сфере не сильно отличается от Печорина и не показывает пример джентльмена. В свое время Онегин отвергает Татьяну и разбивает ей сердце, Татьяна страдает он неразделенной любви, но со временем находит в себе силы перебороть это чувство.

И Евгений Онегин и Григорий Печорин не очень дружелюбны, это явно просматривается в произведениях. Евгений говорит, что дружит с Ленским только от скуки и просто так, а Печорин демонстрирует равнодушное отношение к своему товарищу Максиму Максимычу.

Все же между ними есть различия. Онегин-эгоист. Это можно объяснить, вспомнив детство Евгения. С ним не занимался отец, всегда в окружении Онегина были гувернеры, которые только и хвалили его. От этого и сложился эгоистический взгляд. В отличии от Печорина, Евгений никогда не служил, эта черта отличает его от современников.

Печорин страдающий эгоист. Он осознает, что теряю поколение, оно ничтожно. Он относит себя к жалким потомкам, у которых отсутствуют гордость и убеждения. Он не верит в любовь, в подвиги и в дружбу. Это лишает его всей прелести жизни. В отличии от Онегина Печорин не просто умен, он мыслитель и философ.

Оба героя отправляются на дуэль, но с разными целями. Онегин под влиянием общественного мнения, а Печорин что бы отомстить обществу.

Печорин идет на встречу жизни и принимает все ее испытания, Онегин же просто плывет по течению. После сравнения можно убедится, что это две очень разных личности похожих друг на друга.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Онегин старше Печорина на год. Оба отлично выглядят, следят за модой, особенно Онегин. Когда же он вращается в свет, надо создавать впечатление модника. Интересная особенность – у обоих холодные, как мёртвые, ничего не выражающие глаза. А ведь именно по ним по можно судить о душевном состоянии человека.

И Онегин, и Печорин родились в Петербурге, дворяне. Выросли в роскоши, не знали нужды. Но это быстро им наскучило. Бросается в глаза их странное поведение. Но, не смотря на это, общество считает их милыми, обаятельными молодыми людьми.

Оба обладают трезвым расчётливым умом. Печорин даже несколько циничен. Но при этом ветреные повесы. Задумываться о хлебе насущном не надо. Зарабатывать на жизнь тоже не надо. Чем им ещё заниматься, как не обольщать женщин? Онегин – лицемерная личность, который мог заставить даму поверить в то, что надо ему. Одним словом, оба хорошие манипуляторы.

Но женщины быстро надоели обоим. Они не собирались обзаводиться жёнами, детьми. Они ещё не нагулялись. Онегин считает супружество мукой. Он открыто признаётся, что когда пройдёт страсть и любовь, он разлюбит женщину. Он не скрывает этого. Надо просто его внимательно слушать.

Печорину претит сама мысль о женитьбе. Как только женщина намекает на узы брака, его любовь тут же испаряется. Короче говоря, они в свои годы чувствуют себя стариками, которые устали и от женщин, и от светского общества. И науки их не интересуют, им скучно, они постоянно, демонстративно зевают.

Они потеряли интерес к жизни, разочаровались в дружбе. И Онегин, и Ленский законченные эгоисты. И что такого в них находят женщины, что сами вешаются на шею? Печорин и Онегин похожи в своих поступках. Печорин так же отказывает княжне Мэри, как и Онегин Татьяне.

Встреча Печорина с Верой на Кавказе по смыслу похожа на вторую встречу Онегина и Татьяны. Только Татьяна оказалась умнее Веры. Она не поддалась на чары и сладкие соловьиные трели Онегина.

В отличие от Печорина, Онегин не ходит на службу. Печорин служит на Кавказе. Онегин томный и угрюмый. А Печорин веселит всех. Онегин не любит природу, в деревне он откровенно скучает. А виды милых деревенских пейзажей усыпляют его. Печорин созерцает красоты Кавказа, это отвлекает его от проблем.

Чтобы развеять скуку Онегин может целый день играть в бильярд. А Печорин идёт на охоту на кабана один. Может ходить целый день и не устаёт. И дождь ему не помеха. Онегин пытается читать книга Адама Смита по экономике. А Печорин романы Вальтера Скотта.

Но и тот, и другой так и не нашли себе места в жизни. Они «лишние» люди. Они одиноки среди других людей.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинения о родном крае

    В разделе собраны сочинения о родном крае

  • Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына (описание)

    Рембрандт изобразил библейский сюжет на холсте, переживая в своей жизни духовное перерождение и поиски своего «Я»

  • Анализ произведения Лазоревая степь Шолохова

    Произведения писателя Шолохова всегда изобилуют множеством различных трагичных, и бывает даже ужасных мотивов и событий. Но как говорил сам Шолохов, данные ужасные описания в его произведениях являются ничем иным как просто

  • В нашей семье двое детей: я и моя сестра. Она старше меня на два года. Мы с ней очень близки, несмотря на то, что у нас разный характер и интересы.

  • Лебедев в романе Идиот Достоевского характеристика и образ сочинение

    Лукьян Тимофеевич Лебедев - это второстепенный персонаж одного из самых известных литературных произведений русского классика Фёдора Михайловича Достоевского, романа "Идиот".

(387 слов, таблица в конце статьи) Тип «лишнего человека» довольно популярен в русской литературе. Наши писатели в изобилии представляют нам героев, разочарованных в жизни и не нашедших своего предназначения. Эти люди могут быть совершенно различны: пылкими интеллектуалами, как Чацкий, или скучающими и уставшими от жизни сластолюбцами, как Онегин и Печорин. Последние двое образуют один тип человека, ведь различий между ними немного. Если составить сравнительную характеристику, то можно заметить, что один из героев является новой версией другого, ведь не зря Белинский называет Печорина «Онегиным нашего времени».

Сходство можно проследить уже на уровне имен. Лермонтов называет Печорина по тому же принципу, что и Пушкин: опираясь на название реки. Печора — бурная, шумная горная река, Онега же — спокойная и ровная, что в какой-то мере отражает характеры героев.

Обучение наукам «быстро наскучило» Печорину, как и Онегину, который «рыться не имел охоты / в хронологической пыли», и оба пустились наслаждаться светской жизнью, чтобы развеять скуку, но так же быстро разочаровались в этих радостях. Одному «наскучил света шум», и он «к жизни вовсе охладел», другой же «дичится» общества и считает себя «небольшой потерей для мира». Печорин переживает это намного трагичней, чем Онегин, в связи с тем, что герои живут в разных эпохах, но общее разочарование в себе и окружающем мире присуще обоим героям, поэтому они быстро становятся циничными эгоистами. Окружающие относятся к ним с интересом, потому что видят в них загадку, женщины любят их, так как оба искусно овладели «наукой страсти нежной». Но, несмотря на их цинизм, у обоих есть единственно любимая, с которой им не суждено быть вместе. Так, Онегин теряет Татьяну, а Печорин — Веру. Друзья страдают рядом с ними: по схожим причинам умирают от их рук Ленский и Грушницкий.

Это «байронические герои», утратившие флер романтизма, который их идеализировал. Онегин из тех молодых людей, которые верили в идеалы революции, Печорин же — человек другого времени, когда эти идеалы не просто пошатнулись, а разрушились в связи с крахом декабризма. Герои во многом похожи, но результат их сходства различен. Онегин — праздный повеса, резко пресытившийся жизнью из-за лени. Совсем не таков Печорин, который ищет себя, «бешено гоняется за жизнью», не веря в бессмысленное предназначение. Можно сказать, что Онегин остался в «водяном обществе», из которого Печорин поспешил сбежать.

Пушкин и Лермонтов показали двух типичных представителей следующих друг за другом десятилетий, поэтому образы героев не могли кардинально различаться. Они дополнили друг друга, а авторы создали настоящую картину действительности того времени, которая менялась под воздействием кризисных обстоятельств.

Коллекция сочинений: Cходство и различие образов Онегина и Печорина

Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. отмечал духовное родство Онегина и Печорина: «Несходство их меж­ду собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин - это Онегин нашего времени».

Романы «Евгений Онегин» и «Герой нашего време­ни» написаны в разное время, и время действия этих произведений разное. Евгений жил в эпоху подъема национального и социального самосознания, вольнолю­бивых настроений, тайных обществ, надежд на револю­ционные преобразования. Печорин - герой эпохи безвременья, периода реакции, упадка общест­венной активности. Но проблематика обоих произведе­ний одна - духовный кризис дворянской интеллиген­ции, критически воспринимающей действительность, однако не пытающейся изменить, усовершенствовать устройство общества. Интеллигенции, которая ограни­чивается пассивным протестом против бездуховности окружающего мира. Герои уходили в себя, бесцельно растрачивали свои силы, сознавали бессмысленность своего существования, но не обладали ни обществен­ным темпераментом, ни социальными идеалами, ни способностью к самопожертвованию.

Онегин и Печорин воспитывались в одних условиях, с помощью модных французских гувернеров. Оба по­лучили достаточно хорошее по тем временам образова­ние, Онегин общается с Ленским, беседует на самые разнообразные темы, что говорит о его высокой образо­ванности:

…Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь…

Печорин свободно обсуждает с доктором Вернером самые сложные проблемы современной науки, что сви­детельствует о глубине его представлений о мире|и широте интересов.

Однако оба они не имели привычки к самостоятельному систематическому труду - привычка праздности [развратила их души. Онегин, «преданный безделью, (томясь душевной пустотой… отрядом книг уставил полку, читал, читал, а все без толку: там скука, там обман и бред; в том совести, в том смысла нет». Печорин столь же рьяно взялся за книги и столь же легко оста­вил их: «Я стал читать, учиться - науки тоже надо­ели». Неспособность к целеустремленной, сосредото­ченной работе над собой, вызванной доступностью, лег­костью всего получаемого от жизни, отсутствие ясных представлений об общественных идеалах - все это привело их к отрицанию «света пустого» и глубокой не­удовлетворенности своей жизнью.

Но до отрицания светских удовольствий оба героя охотно предавались им, нисколько не смущаясь празд­ному времяпрепровождению. Оба весьма преуспели в «науке страсти нежной, которую воспел Назон». Онегин был холодно расчетлив в любовной игре:

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым

Приятной лестью забавлять…

Молить и требовать признанья,

Подслушать сердца первый звук,

Преследовать любовь, и вдруг

Добиться тайного свиданья…

Также предусмотрительно, в полном соответствии со светскими правилами обольщения, обходился с жен­щинами и Печорин: «…знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напро­тив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непо­бедимую власть… оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…»

Однако, на мой взгляд, Онегин гораздо мягче, чело­вечнее Печорина. Осознав суетность светской жизни, он, встретив прекрасную девушку, благородно не вос­пользовался неопытностью, искренностью неискушен­ной души. Хоть «язык девических мечтаний в нем ду­мы роем возмутил», Онегин, душевно опустошенный светской жизнью, осознающий, что «мечтам и годам нет возврата» деликатно отвергает любовь Татьяны: «Я вас люблю любовью брата и, может быть, еще нежней».

Печорин же беззастенчиво пользуется любовью ми­лой, бесконечно преданной ему Бэлы, провоцирует лю­бовь безразличной ему княжны Мери, чтобы только досадить пустому и самонадеянному Грушницкому и лишний раз убедиться в своей власти над женщина­ми. Безжалостно растаптывая чужое чувство, Печорин вызывает уже не сострадание, а неприязнь.

Оба героя эгоистичны и неспособны к подлинной дружбе.

Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж поряд­ком отомстить», поддавшись порыву минутной душев­ной слабости. Он сожалеет о дуэли, сознает ее бес­смысленность, но не может преодолеть ложного пред­ставления о дворянской чести. «Убив на поединке друга», Онегин мучительно страдает и, неприкаянный, пытается бежать от самого себя.

Печорин же сознательно провоцирует Грушницкого на вызов, и почти не сожалеет о загубленной жизни пустого, суетного, не очень порядочного, но все же до­статочно безвредного человека. Он признается: «Я лгал, но мне хотелось его победить. У меня врожденная страсть противоречить…»

Впоследствии Онегин оказывается способным на настоящее чувство. Он казнит себя за то, что боялся потерять свою «постылую свободу» и отказался от большой любви:

Я думал: вольность и покой Замена счастью.

Боже мой! Как я ошибся, как наказан…

Евгений страстно и самоотверженно влюблен, и от­каз Татьяны воспринимает как жизненную трагедию, крах своих надежд на обыкновенное человеческое сча­стье.

Печорин же непреклонен, заявляя: «…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».

И Онегин ‘и Печорин, растрачивая себя впустую, терпят жизненную неудачу. Не видя перед собой об­щественных целей, они так и не находят смысла в жизни. Оба сожалеют о загубленной молодости. Это мыслящие, страдающие, хоть и эгоистичные ге­рои.

Онегин безнадежно устал от жизни и восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,

Зачем не хилый я старик?..

Печорин называет себя «нравственным калекой», осознав, что «лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца». Оба героя, повторим, тер­пят жизненную неудачу и оба осознают это. И все же Печорин более активный, деятельный, а Онегин более человечный, отзывчивый. Печорин ищет смерти и по­гибает; Онегин с мятущейся душой безрадостно смот­рит в будущее. Недюжинные силы этих героев не на­ходят себе применения, их страдающий, эгоизм не поз­воляет им открыться другим, посвятить свою жизнь обществу.

Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин" и Григорий Печорин из "Героя нашего времени" М.Ю.Лермонтова хоть и герои абсолютно разных произведений. имеют схожие образы. Не зря В.Г.Белинский заметил: "Печорин - это Онегин нашего времени". Евгений Онегин предстает отражением эпохи 20-х годов, периода декабристов и общественного подъема, Печорин - представитель третьего десятилетия 19 века, называемого "жестоким". Время определило как общие черты героев, так и их различия.

И Печорин, и Онегин - представители высшего света. Формирование их характеров, получение образования и воспитания происходили в одинаковых условиях. В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, вели её праздно. Они не смогли реализовать себя в жизни, несмотря на выдающиеся способности. К настоящей любви герои не способны, тем самым они приносят лишь страдания влюбленным в них дамам.

Онегин и Печорин выделяются среди окружающего светского общества. Дружбу они оба заводят от скуки.Из дуэли с бывшими друзьями, к которой обоих приводит судьба, они выходят победителями. Сам М.Ю.Лермонтов, когда дает своему герою фамилию Печорин, как бы намекает на его сходство с Онегиным: Онега и Печора - реки, протекающие в России. В.Г.Белинский отмечает: "Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Иногда в самом имени, которое истинный поэт дает своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и невидимая самим поэтом..."

Но существенные различия мы находим в характерах героев, их отношении к жизни и ценностях. Онегин скучает, он устал от жизни. Юноша не стремится ничего менять, разочаровавшись в этом мире. Печорин же несколько другой. Он неравнодушен, активен, "бешено гоняется за жизнью, ища её повсюду". Печорин - натура глубокая, страстная, он философ и мыслитель. Ему интересн окружающий мир во всех его проявлениях, он много раздумывает. анализирует, ведет дневниковые записи. Герой вдохновляется природой и в своих дневниках часто отмечает её красоту, которою Онегин просто не способен увидеть в силу своего характера. Различно также отношение героев к обществу. Онегин опасается осуждения окружающих и потому принимает решение участвовать в дуэли. Хоть Евгений и понимает, что должен отказаться, но общественное мнение становится для него важнее, нежели дружба. Онегин не вступает в открытый конфликт с обществом, он избегает людей. Что же Печорин? Он пренебрегает мнением других, всегда делает то, что считает необходимым. Григорий ставит себя выше общества, относясь к нему пренебрежительно. Печорин не боится идти на прямой конфликт с окружающими. Что насчет дуэли с Грушницким,то соглашается он на неё исключительно из благородных намерений, желая защитить честь княжны Мери и собственное имя.

Онегин - "эгоист поневоле". таким его сделала зависимость от условностей презираемого им общества и неспособность отказаться от них. Печорин обладает противоречивостью характера, эгоизм его вытекает из собственных убеждений и суждений о мире. Общественное мнение, установившиеся порядки на его мировоззрение никак не влияют.

Евгений Онегин и Григорий Печорин являются одними из самых ярких персонажей литературы 19 века. Сравнивая героев, можно найти множество сходств и различий их характеров, убеждений и сложившихся судеб.Каждый из них - герой своего времени. Оба романа с восторгом были приняты публикой, широко обсуждались и критиковались. Важно отметить и художественное мастерство писателей, которые чрезвычайно точно отразили в своих произведениях характер каждой из эпох.