Сочинение: Новаторство комедии "Горе от ума". Драматургическое новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития национально-самобытной русской литературы. Вначале пьесы Грибоедова носили вольный перевод с французского ("Молодые супруги", "Притворная неверность"), но затем он создает свое собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова - это эстетика реализма. Он выступает против Жуковского, но поддерживает и опирается на лучшие произведения русской литературы. Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. В 1824 г. он закончил работу над комедией "Горе от ума". Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику комедии дал Пушкин, восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель комедии - "характеры и резкая картина нравов". До Грибоедова только комедия "Недоросль" Фонвизина имела успех. "Горе от ума" было использовано декабристами для пропаганды их политических идей.

В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной эпохи. Фонвизин был образцом пера, но его герои оставались неизменными на всем протяжении действия. В произведении Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Пушкин в "Евгении Онегине" достиг еще больших результатов. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и, этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни. Чацкий с горечью восклицает: "Молчалины блаженствуют на свете!". А в нашей действительности? До недавнего времени тоже "молчалины" процветали, а от "Чацких" старались избавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису, слишком много было покорных, живущих по принципу: "Не должно сметь свое суждение иметь".

Основной чертой реализма является изображение типических

характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает "Горе от ума". Типизируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедия придает индивидуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозуба), в любом управлении - "всесильного дядюшку" (Фамусова), покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.

Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова - художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова "комическим гением".

Написанная под влиянием 3 направлений, комедия «Горе от ума» существенно отличалась от ранее написанных произведений. В том числе это касается и композиции пьесы. Современники писателя рассматривали ее прежде всего как классицистическую комедию. Основным отличием «Горе от ума» является сюжет. Традиционной для комедии классицизма была сюжетная схема, где на руку благородной девицы претендовали сразу 2 молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце пьесы добивался ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».

Сильно отступает от канонов классицизма и развитие сюжета.* Странно, что завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого), а первые явления – всего лишь подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт.* Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий «отрезвился сполна», ею же является и развязка любовной интриги.

Однако важно заметить, что личный конфликт в комедии «Горе от ума» не единственный.

В произведении он обретает двойственность, – происходит взаимодействие любовного и социального планов, в чем состоит своеобразие конфликта.

Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдаются и единства места, времени и действия, которые, как кажется вначале, соблюдаются. В самом деле, все действие происходит в доме Фамусова и в течение одних суток. Но иногда Грибоедов незаметно отодвигает хронологические рамки.(монологи Фамусова о его дядюшке Максиме Петровиче). А единства действия и не может быть,

Ведь оно разворачивается вокруг 2 сюжетных линий

Так же видимо и соблюдение систематизации персонажей.

На первый взгляд в комедии четко прослеживается деление героев на положительных и отрицательных, но при более внимательном рассмотрении это деление исчезает. Фамусов, например, с одной стороны предстает безнравственным и низкообразованным, а с другой – он заботливый и любящий отец, а вначале симпатичен и Чацкому. «Софья начертана неясно». И даже приблизительно нельзя сказать положительный она герой или отрицательный. Да, она совершила низкий поступок, распуская слухи, но ведь она совершает это в защиту своей любви , а это говорит о том, что она способна любить, а это. несомненно, качество положительное. Вообще, при детальном рассмотрении образа Софьи, мы поймем, что ее выбор ее облагораживает, ведь она любит не подлеца Молчалина, а благородного бедного юношу, ради любви к которому готова на все…


Впрочем, все образы многогранны, каждый по-своему интересен и заслуживает внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о присутствии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности – типичный романтический герой – одиночка, противостоящий всему свету, а в данном случае «всей братии отцов и старших». Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на сцене. На сцене Чацкий одинок. Несчастная любовь, изгнание – все это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в странствие с «мильоном терзаний» в душе.

Также, подобно романтическому произведению, здесь есть и сильные чувства, и личная драма, и душевные пережива-

Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и даже видимое соблюдение 3 единств – все отступает от классицистистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана в XIX веке (1824), когда классицизм постепенно отходил на второй план, романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм… Комедия “Горе от ума” была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие, в этом ее отличие, в этом ее бессмертие…

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов сумел преодолеть рамки классицизма и создал первую в русской литературе реалистическую пьесу. “Горе от ума” - социально-политическая комедия. В ней поставлены насущные проблемы, волновавшие общественность в 20-е годы XIX века. В произведении отражена правдивая картина русской жизни после войны 1812 года. Идея отражения борьбы консервативного и прогрессивного вынудила писателя отойти от канонов классицизма.
В первую очередь, следует отметить особенности конфликта комедии. Если в классицистическом произведении главным двигателем сюжета должен был быть любовный конфликт (комический или трагический), то в “Горе от ума” общественный конфликт переплетается с любовным и вытекает из него. Основной сюжет комедии заключается в том, что Чацкий, “из дальних странствий возвратясь”, пытается посвататься к девушке, которую он любит. Она когда-то отвечала ему взаимностью, но за три года многое изменилось. Софья уже не любит его. Это Чацкий понимает после холодного приема в доме Фамусова. Он пытается выяснить, кто мил ее сердцу. Мучимый ревностью, Чацкий нападает сначала на Фамусова, а затем и на все “фамусовское общество”, наживая врагов. В конце концов он выясняет, что Софья любит совсем, с его точки зрения, недостойного человека. И оскорбленный в своих лучших чувствах, уезжает. Именно в тот момент, когда Чацкий, озлобленный и страдающий, высказывается перед “фамусовским обществом”, осуждает его, срывает маски, конфликт любовный перерастает в общественный. Поведение Чацкого провоцирует распространение сплетни о его якобы сумасшествии. Таким образом, в комедии присутствуют два конфликта, что не соответствовало принципам классицизма.
Комедия “Горе от ума” - это сатира на московское дворянства 20-х годов XIX века. Мы точно можем восстановить время действия комедии. В комедии упоминается о том, что Москва только что отстроилась после пожара 1812 года. Упоминается движение карбонариев в Италии, существовавшее в 1813-1817 гг. (“Ах, боже мой, он - карбонари”), ланкастерское взаимное обучение, получившее особое распространение в России в 1817 году.
Стремясь показать все московское общество, Грибоедов вывел действие комедии за пределы сцены. Для этого он использовал большое количество внесценических персонажей. На страницах комедии встречаются многочисленные упоминания родственников, знакомых, влиятельных лиц (Кузьма Петрович, Марья Алексевна, Левон и Боринька, князь Федор, Татьяна Юрьевна и др.). Этот новаторский прием помогает более широко показать нравы Москвы, противоборствующие стороны, расширить рамки повествования.
Во время действия комедии главный герой Чацкий произносит несколько монологов, посвященных проблемам государственного устройства, просвещения, крепостного права, рабского подражания всему иностранному. Эти публицистические монологи призваны не только раскрыть образ главного героя, но и показать отношение автора к этим проблемам. Здесь Чацкий выступает как герой-резонер. Эта черта была характерна и для классицистической драмы, где было очень сильно дидактическое начало. Но в произведении Грибоедова не один, а два резонера. Не только главный герой выражает мнение автора, но и служанка Софьи Лиза вторит ему. Ее определения и оценки людей очень точны, метки, афористичны. Именно ей принадлежат меткие характеристики, например, Чацкого, Скалозуба: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андре-ич Чацкий”, “И золотой мешок, и метит в генералы”.
Одно из основных отличий комедии “Горе от ума” от традиционных произведений - это характеристика персонажей. Для классицизма характерно довольно схематичное изображение героев (как правило, герой является носителем какой-то одной отрицательной черты: глупости, трусости, жадности и т. д.). У Грибоедова нет столь однозначных оценок. Чацкий по всем правилам - положительный герой, носитель передовых идей, но он невоздержан в оценках людей, иногда резок, а это оскорбительно. Так, с самого начала он обижает Фамусова, который его воспитал, заботился о нем. Фамусов - представитель консервативного общества, “века минувшего”. Он осуждает Чацкого, но даже после первых выпадов со стороны Чацкого пытается быть терпимым. Фамусов - заботливый отец, радушный, хлебосольный хозяин, да и в общем-то незлобивый человек. Софья, отвергшая Чацкого, также не вызывает безоговорочного осуждения. Ее поступки вполне объяснимы обидой на Чацкого, который уехал надолго, оставив ее одну. Такой неоднозначный подход к персонажам разрушает каноны классицизма в изображении героев, приближая комедию к реалистическому произведению.
В комедии Грибоедов использовал новаторский вид стиха - вольный ямб, или басенный стих. Использование этого размера позволило автору передать интонации разговорной речи, что, бесспорно, оживляло действие. Меткий, афористичный язык комедии стал одним из главных достижений писателя. До сих пор в русском языке бытуют афоризмы, принадлежащие перу Грибоедова: “счастливые часов не наблюдают”, “шел в комнату, попал в другую”, “мой друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок ”, “не человек, змея”, “с корабля на бал”, “ешь три часа, а в три дни не сварится”, “с чувством, с толком, с расстановкой”, “сюда я больше не ездок”...
Но, несмотря на обилие новаторских приемов, в комедии есть множество исключительно классицистических черт. Это обусловлено тем, что, драма - консервативный род литературы, и коренные, радикальные изменения в нем воспринимаются с трудом, поэтому Грибоедов и отдал дань классицизму.
Так, в комедии можно заметить соблюдение трех единств: все действие комедии происходит в течение суток, в доме Фамусова, все поступки Чацкого связаны с любовным конфликтом. Грибоедов использует для характеристики персонажей говорящие фамилии: Фамусов (от латинского “хата” - “молва”), Скалозуб, Молчалин, Тугоуховские, Горич, Репети-лов и др. Сама фамилия “Чацкий” выбрана не случайно. Первоначально она писалась как Чадский; современники Грибоедова угадывали в этом имени намек на Чаадаева. Помимо этого, многие герои выступают в стандартных амплуа: Фамусов - глупый отец, Чацкий - неудачливый жених, Лиза - субретка, Скалозуб - богатый жених. Любовный конфликт состоит из двух любовных треугольников: Чацкий - Софья - Молчалин, Молчалин - Лиза - Петруша. О наличии героев-резонеров было сказано выше.
Таким образом, Грибоедов создал прекрасное произведение, которое прошло испытания временем. Комедия “Горе от ума” - это удивительный сплав традиционных и новаторских приемов, уникальное произведение в русской литературе.

Гениальный драматург, талантли-вый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов сво-ей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической дра-матургии. В Московском университе-те Грибоедов сближается с будущи-ми декабристами, страстно увлекает-ся театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но крити-чески относился к защитникам прин-ципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает вооб-ражению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития на-ционально самобытной русской лите-ратуры.

Ранние пьесы Грибоедова пред-ставляли собой вольный перевод с французского («Молодые супруги», «Притворная неверность»), но затем он создает оригинальное яркое про-изведение. Эстетика Грибоедова — это эстетика реализма. В 1824 году он закончил работу над комедией «Горе от ума». Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила про-изведение в печать. Реакционный ла-герь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику пьесе дал Пушкин, восторженно ее встре-тили декабристы. По мнению Пушки-на, цель комедии — «характеры и резкая картина нравов». До Грибое-дова только комедия «Недоросль» Фонвизина имела такой успех. «Горе от ума» было использовано декабри-стами для пропаганды их политичес-ких идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание произведе-ния составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувше-го». Появление «Горя от ума» способ-ствовало становлению реализма в русской литературе.

Новаторство Грибоедова в том, что он своеобразно использовал новый реалистический метод изображения. Все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены централь-ному конфликту — борьбе нового со старым. В образах и картинах коме-дии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь со-временной писателю эпохи. Герои Фонвизина оставались неизменными на всем протяжении действия. Гри-боедов, напротив, стремится пока-зать внутреннее развитие своих геро-ев (Чацкий, Софья). Грибоедов рас-крывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом также особенность его реа-лизма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он за-висит, под давлением жизненных об-стоятельств. Чацкий с горечью вос-клицает: «Молчалины блаженствуют на свете!». Образ Молчалина — уди-вительная находка драматурга, край-не «жизнеспособный» тип, ведь и по сей день Молчалины процветают, во-круг слишком много покорных, живу-щих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь».

Основной чертой реализма являет-ся изображение типических характе-ров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реа-лизма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждо-му персонажу комедии придает инди-видуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характе-ры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозу-ба), в любом управлении — «всесиль-ного дядюшку» (Фамусова), покрови-теля родственников, который держит всех служащих в узде.

Составивший основу комедии кон-фликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из сре-ды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жиз-ненной правдивостью и историчес-кой верностью. Новаторство Грибое-дова-художника, выразившееся в ес-тественности, простоте и ясности драматургической композиции, блес-тяще охарактеризовал Пушкин. Он назвал Грибоедова «комическим ге-нием».