Сокровища Эрмитажа. Афродита милосская Вторая скульптура афродиты находится в мехико

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

Афродита, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены



Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.


Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.


Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).


Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».


Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.

>> Венера-Афродита

Венера-Афродита

Среди двенадцати великих богов Древней Греции, правящих Землей с высоты Олимпа, первой красавицей всегда считалась Афродита. Греки почитали ее как Богиню любви и красоты, покровительницу браков и рождения детей, “детопитательницу”, богиню женского начала и плодородия, вечной жизни и бесконечной весны. Сопротивляться Афродите в ее желании все подчинить срасти и любви не могли не боги, не люди, только лишь другие покровительницы женщин, Афина-Паллада, целомудренная Артемида и богиня семейного очага Гестия, могли игнорировать чары Афродиты и безмолвно завидовать ее абсолютной власти, поскольку истинная любовь не знает границ. Несмотря на нежность и кажущуюся хрупкость, Афродита не терпит тех, кто посмел отвергнуть ее любовь и безжалостно будет преследовать врагов, победой над которыми провозглашая торжество величайшего чувства, единственного, которое может подарить новую жизнь. Расформировавшись под влиянием восточных культов, особенно богини Астарт, родом из завоеванной греками Финикии, Афродита становится вечной покровительницей и богиней красоты, любви, радости, смеха, брака. В переводе с древнегреческого Афродита значит “рожденная из пены”. Прекрасен и сам миф, рассказывающий о появлении Афродиты на свет: она вышла обнаженной из белоснежной воздушной морской пены и добралась к берегу в жемчужной раковине. Есть несколько пикантное продолжение мифа, может быть, морская пена не была такой уж обычной: великий Крон, отец всех олимпийских богов, оскопил своего отца Урана, и бросил гениталии в море, и из его семени появилась богиня Афродита, а из крови - не знающие пощады эринии (фурии) и гиганты. Ученые-историки говорят о том, что появлении Афродиты на греческих берегах со стороны моря лишний раз доказывает ее якобы “заморское” рождение. Есть и богини и другое имя - Киприда, от названия острова, первый шаг по которому она сделала на Земле, на Кипре Афродиту почитали и почитают до сих пор как богиню-покровительницу острова.

Если следовать логике греческих мифов, то Афродита входит в число древнейших богов Олимпа, она старше самого Зевса. Как только в еще только рождающемся мире появилась Афродита, она подарила ему любовь и красоту. В более поздней трактовке, Афродита - дочь Зевса и океаниды Дионы, но эта версия противоречит сама себе, как может дитя любви появиться раньше самого понятия любви?

Специалисты в мифологии утверждают, что образ и все атрибуты Афродиты греки позаимствовали у нескольких восточных богинь, куда более древних и грозных, чем юная пенорожденная Афродита: у финикийской Астарт, египетской Исиды и ассирийской Иштар. В подобных утверждениях нет ничего удивительного, все перечисленные божественные дамы прежде всего символизируют женское начало и способность женщины дарить новую жизнь. Воинственной греческой цивилизации, ее тесные связи со всеми культурами Малой Азии вполне могли способствовать рождению тождества между богинями. Раз уж дело коснулось заимствований из Азии, то и великолепную Европу Зевс украл из Малой Азии. Почитание любви и ее животворящего начала послужило зарождению греческого культа Афродиты, богини прекрасной, немного ветреной и любвеобильной.

В растительном мире Афродите были отданы во власть и вечное распоряжение митр, роза, яблоко, мак, нарциссы, анемоны, фиалки и лилии. Символом плодородия, связанного с культом Афродиты, были воробьи и голуби. Дельфин являлся символом ее появления из морских глубин. Чаще всего Афродиту изображают обнаженной, на ее талии дорогой золотой пояс, а в руках золотой сосуд с колдовским вином, только пригубив которое человек получает бессмертие и вечную молодость. Афродиту постоянно сопровождает Эрот, олицетворяющий влечение мужчины и женщины; три богини-Хариты, несущие в мир веселье, изящество и привлекательность; богини-Оры, дочери Зевса, следящие за сменой времен года и плодородными качествами растений; легкомысленные нимфы, олицетворения всех сил природы. Для сравнения, Матерь Богов Иштар всегда сопровождали Страсть и Красота. Афродиту могли сопровождать дикие звери, которых она укротила и которым даровала способность к вечному размножению, в этом тоже можно найти аналогии с Иштар и Кибелой.

Уже в античные времена великие философы и мыслители спорили о истинном происхождении Афродиты. Гесиод в “Теогонии” утверждал, что Афродита рождена из семени Урана, попавшего в морскую пучину и родившего удивительную пену, из которой появилась богиня у берегов острова Кифера, но остров по каким-то причинам не понравился Афродите и она попросила ветер отнести раковину, служившую ей плотом, к Кипру, где и коснулась ее изящная ножка поверхности Земли первый раз. На берегу пенорожденную Афродиту ждали Оры, увенчанные золотыми диадемами. Оры преподнесли в дар юной Афродите золотой венец, ожерелье и серьги, олимпийские же боги сразу были покорены ее красотой и развязали вечный спор о том, кто возьмет в жены прекрасную Афродиту.

Эпинемид заявлял, что Афродита дочь титана Кроноса. В учении школы орфиков верной считается теория, что Афродита рождена из пены, но пена эта образовалась от страстного влечения Зевса к богине дождя и влаги Дионе. Выростил Афродиту в этом случае мудрый старец Нерей, покровитель моряков.

Гера, царственная супруга Зевса, испытывала ревность к Афродите, поэтому она выступила инициатором брака между Афродитой и Гефестом, самым некрасивым богом Олимпа. Гефест - бог огня, самый искусный мастер из всех кузнецов, постоянно трудился в небесной кузнице, а Афродита принимала развлекалась, принимая в гостях Афину и Геру. Гефест подарил ей дивный золотой гребень, чтобы длинные струящиеся волосы Афродиты затмевали блеском даже Солнце.

Такова уж натура Афродиты, дарить любовь и чувство страсти, поэтому от ее чар не спаслись олимпийские боги, а Гефест часто испытывал на себе клеймо мужа неверной супруги. Среди побед Афродиты Посейдон, Арес, Гермес. Обладая волшебным золотым поясом, который мог влюбить в его обладательницу любого смертного или бессметного, Афродита была воистину безоговорочной повелительницей любви. Гера часто в тайне от Зевса просила этот пояс у Афродиты, чтобы обуздать страсть своего супруга-Громовержца и немного освободиться из-под его власти.


Легендарное место рождения Афродиты в Пафосе(Кипр).

Зевс часто испытывал страстное желание к Афродите не без помощи ее колдовского пояса, поэтому часто пытался отомстить. К слову, Зевс и Афродита никогда не делили ложа, игривая богиня и ставила целью соблазнить повелителя Олимпа, лишь позлить его своей властью. Зевс задумал унизить богиню, разбудив в ней горячую страсть к просто смертному юноше Анхису, результат союза Афродиты и Анхиса - Эней. Анхис возгордился любовью богини и стал хвалиться этим, в наказание то ли сама Афродита, то ли разгневанный неуважением Зевс наслали на него расстройство всех членов. Однажды Афродита спасла от сирен аргонавта Бута и подарила храброму путешественнику несколько незабываемых ночей на маленьком необитаемом острове посреди бушующего моря, злые языки утверждают, что сделала она это только ради того, чтобы вызвать ревность Адониса. Знаменитый спор, затеянный богиней ссор и распрей Эридой, о том, кто красивее - Афина, Гера или Афродита, выиграла последняя, именно Афродите троянский царевич Парис отдал золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. В благодарность Афродита подарила Парису любовь Елены Прекрасной и помогла похитить ее у сурового Агамемнона. Во время Троянской войны Афродита поддерживала сторону троянцев, даже участвовала в бою на их стороне, спасая своего сына Энея от Диомеда, который осмелился поднять руку на богиню и ранить ее. Также существует легенда, что именно Афродита не дала погибнуть Парису во время смертельного поединка с братом Агамемнона Менелаем.

У Афродиты есть лишь одна вечная обязанность - дарить любовь всем живым существам. Есть удивительная легенда о том, как Афина застала Афродиту за рукоделием, вечная соперница так обиделась на Афродиту, что пообещала бросить покровительство над ткачихами и прочими мастерицами по шитью, поскольку это входило в обязанности Афины. Афродита извинилась и поклялась никогда более не прикасаться ни к одному ремеслу или работе. Другая же легенда говорить, что Афина и Афродита все-таки устроили соревнование в ткаческом искусстве.

Рождение богини Афродиты (Венеры). - Туалет богини Венеры. - Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры). - Афродита небесная и Афродита земная. - Миф о скульпторе Пигмалионе и его статуе. - Афродита Книдская. - Афродита Анадиомена. - Венера Милосская.

Рождение богини Афродиты (Венеры)

Рожденная из морской пены, окрашенной кровью раненого бога Кроноса (Урана), богиня красоты и любви Афродита (в римской мифологии - богиня Венера ) была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Кифера, а затем на остров Кипр. Остров Кипр стал любимым местопребыванием богини любви .

Согласно мифам древней Греции, всюду, где бы богиня Афродита ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы. Обаянию красоты богини Афродиты (Венеры) покорялись все боги, люди и даже звери.

Существует несколько разноречивых мифов о рождении богини Афродиты. Но художники, изображая рождение богини красоты, представляют Афродиту всегда выходящей из морской пены. Древние греки производили имя богини любви от слова ἀφρός [афро́с], что в переводе с древнегреческого языка значит «морская пена».

На античных картинах богиня Афродита (Венера) обыкновенно лежит в простой морской раковине.

На античных монетах богиня Афродита (Венера) изображается на колеснице, везомой тритонами. На многочисленных барельефах богиня Афродита является в сопровождении морских коней или морских кентавров.

В XVIII веке французские художники, и главным образом - Буше, любили изображать этот поэтический миф о рождении Афродиты на плафонах и декоративных картинах.

Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее.

Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугеро «Рождение Венеры».

Туалет богини Венеры

Туалет богини Венеры - излюбленный сюжет для художников и поэтов.

Горы, или Часы, занимаются воспитанием прелестной богини любви. Грации присутствуют при туалете Венеры и всячески помогают богине красоты.

«Венера - самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, прекрасные очи богини Венеры сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит богиню Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини Венеры горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер).

Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей Граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту мифологическую тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры)

Культ богини Афродиты, по мнению многих ученых исследователей, был занесен в древнюю Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню любви под именем Астарты.

Когда древнегреческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений богини Афродиты к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа богини красоты, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило богиню Афродиту воображение древних греков, этих страстных поклонников красоты.

Богиню Афродиту стали изображать сидящей на троне. Афродита обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Афродиты есть именно изящество, элегантность драпировок и движений.

Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе богини Афродиты выражена, главным образом, женственность ее натуры. Чувство любви, которое Афродита должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в богине Афродите именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.

Вот что говорит римский поэт Овидий о всемогуществе богини Афродиты: «Богиня Венера дает оплодотворенные семена растениям. Венера первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшихся грубостью и жестокостью. Богиня Венера научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Венере обязаны мы размножением птиц и животных. Благодаря могуществу богини Венеры живут и размножаются рыбы и все живущие в безбрежных морях и других водах (Венера Морская). Богиня Венера первая придала людям более мягкую, приятную внешность, она же ввела украшения и заботы о наружности».

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Кто такая Афродита? Самая прекрасная из всех олимпийских богинь, перед чарами которой были бессильны люди и бессмертные боги. Олицетворение любви, весны и бесконечной юности. Поэты воспевали ее красоту, а художники пытались запечатлеть на своих бессмертных творениях. С именем Афродиты связано множество преданий и легенд, о которых мы узнаем в статье.

Афродита - что это за божество?

Афродита - одна из самых почитаемых и любимых Важность ее может подтвердить то, что она входила в ряд двенадцати великих олимпийцев. Афродита - это, в первую очередь, богиня любви и красоты. Также она является покровительницей брака и деторождения, олицетворением вечной весны. Силам Афродиты были послушны не только люди, но и бессмертные боги, за исключением Афины, Артемиды и Гестии. Женщин она благословляет красотой и дарит им счастливый брак, а в сердцах мужчин разжигает огонь истинной и вечной любви.

Мифы о происхождении и жизни богини

Греческая богиня Афродита фигурирует и в мифе о Пигмалионе. По легенде, он был талантливым скульптором, изваявшим статую прекрасной девушки. Чем больше любовался он ею, тем сильнее влюблялся. Когда чувство его стало настолько сильным, что он уже не мог с ним справиться, то начал просить Афродиту, чтобы она подарила ему жену, похожую на его скульптуру. В ответ на мольбы богиня оживила прекрасную статую. Эта девушка и стала его женой.

Интересен миф о том, как муж богини Гефест узнал о ее связи с Аресом. Рассердившись, он выковал золотую сеть, чрезвычайно крепкую, но тонкую и невесомую, как паутина, и тайком прикрепил ее к кровати. Затем он сказал жене, что собирается отлучиться на несколько дней. Недолго думая, Афродита позвала к себе Ареса. Утром любовники обнаружили, что оцеплены сетью и не могут освободиться. Вскоре появился Гефест. Арес освободился, лишь пообещав заплатить богатый выкуп, чего, впрочем, он так и не сделал.

Отношения Афродиты и смертных

У Афродиты было много любовников среди богов. Но и со смертными у нее были очень близкие отношения. Одним из наиболее известных мифов является история о чувстве богини и молодого юноши Адониса. Он был, пожалуй, самой сильной любовью Афродиты. Адонис был талантливым охотником, единственным мужчиной, с которым богиня забывала о своей красе. Она боялась за его жизнь и просила избегать хищных зверей. Но однажды на Адониса напал вепрь, натравленный на него ревнивым Аресом. Богиня любви и красоты не могла помочь своему избраннику, и Адонис погиб. Из крови его выросли прекрасные цветы - анемоны.

Афродита покровительствовала любящим, но в то же время жестоко мстила тем, кто отвергал ее помощь. К примеру, на дочь жреца Мирру, не желавшую исполнять обряды в честь богини, она наслала противоестественную страсть к ее отцу. Нарцисса, отвергнувшего любовь нимфы Эхо, она покарала смертью.

Аналоги Афродиты в других культурах

Зная, кто такая Афродита, можно перечислить богинь из других мифологий, соответствующих ей. Так, например, у древних римлян покровительницей любви была Венера. У древних египтян ее аналогом была Исида, а у финикийцев - Иштар.

В славянской мифологии богинь, полностью соответствующих Афродите, не было. Но можно отождествить ее с Мокошью, олицетворяющей плодородие. По мнению некоторых мифологов, в славянском пантеоне была и своя богиня любви, покровительница семьи - Лада. Впрочем, большинство авторитетных ученых считают ее фикцией.

Прекраснейшая в кругу олимпийских богов

Образ этой богини удивительно притягателен, и не в последнюю очередь - своей двойственностью. Она и благосклонно покровительствует влюбленным и жестоко мстит тем, кто отрицает это высокое и светлое чувство. Это и воплощение греха, и образец чистейшей красоты.

Так кто такая Афродита: красота или пошлость, одухотворенность или чувственность? Можно сказать, что Афродита - это сама любовь во всех ее проявлениях, земная и возвышенная одновременно. И по сей день она остается прекраснейшей богиней в истории человечества.