«Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману А. Фадеева «Разгром»)

Сопоставление характеров Мечика и Морозки занимает в романе «Разгром» значительное место, позволяя прояснить тему революционного мировоззрения и революционной морали, как понимал их Фадеев. Если попытаться в двух словах охарактеризовать героев, то Морозка — пример истинного революционера, тогда как Мечик — воплощение того чуждого и никчемного что без следа сметается революцией. Однако следует помнить, что Мечик при всем своем ничтожестве сумел причинить немало вреда, а Морозка, в конце концов проявивший себя героем, в начале книги предстает не слишком привлекательной личностью. Оба персонажа меняются, их характеры эволюционируют, с каждой страницей проявляя свою истинную сущность.

Если с самых первых глав задаться целью сравнить Морозку и Мечика, то между ними можно даже найти некоторое сходство, несмотря на то, что сами они считают себя людьми совершенно разными и испытывают взаимную неприязнь. Например, оба они с долей подозрения относятся к Левинсону. Морозка — по той причине, что он вообще подозрителен к людям, а слабохарактерный Мечик — потому, что прислушивается к словам Чижа. Оба героя склонны обвинять в своих несчастьях «кого-то другого». Но после таких неожиданных пересечений Морозка и Мечик начинают расходиться все дальше и дальше, уже не оставляя поводов для сравнений.

Морозка с первых страниц предстает перед нами героем малопривлекательным. Он живет просто и бездумно: «жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец». (Для Мечика жизнь была, напротив, чрезвычайно сложным явлением.) Морозка всегда шел туда же, куда все: в ближайшее село веселиться или бить беляков. Он никогда не забегал вперед, но никогда и не отступал в сторону. Для него всегда святой была верность шахтерскому братству. Таким образом, будучи человеком хоть и беспечным, но твердым в самых важных убеждениях, Морозка являлся благодатным материалом для революционной переделки, которую сам автор определял как основную идею «Разгрома».

Жизнь один за другим преподносила Морозке нравственные уроки, и он исподволь начинал задумываться о своем существовании. В пятой главе мы становимся свидетелями сцены воровства дынь, а затем — схода, на котором решалась судьба Морозки. Именно на этом сходе Морозка показал себя в совершенно неожиданном свете. Он не струсил, не стал оправдываться. Он не умеет подобрать слов, чтобы высказать то, что чувствует, но становится ясно, что в его желании отдать кровь «по жилке за каждого» нет ни капли фальши, неискренности. После этих слов почему-то не остается сомнений в его преданности отряду.

Важный урок преподносит Морозке и Варя. Стоит ему осознать, что жена испытывает искренние чувства к другому, он понимает, что Варя составляет немалую часть его существования, что без нее он одинок. К тому же полюбила она не кого-нибудь, а Мечика, которого Морозка ненавидит. Это осознание рождает все новые размышления.

Все наслаивающиеся друг на друга происшествия заставляют Морозку задумываться, о своей жизни все глубже и серьезней. Первый результат этих раздумий — мелкий, но очень важный эпизод у парома. Морозка, узнав о панике среди мужиков, вместо того, чтобы по привычке попугать их, стал успокаивать. Происшествие неожиданно и приятно даже для него самого, это первый шаг на пути к тем большим переменам, которые произошли в нем. Это путь к ясности и простоте, к революционной сознательности. И самое главное доказательство тому, что Морозка никогда больше не станет прежним, то, что он, наконец, начинает видеть врага в самом себе, а не в «ком-то другом». Морозка, как от шелухи, избавляется от ненужных, пустых мыслей, что в конце концов и приводит его к подвигу, который подтвердил — да, Морозка партизан и революционер в полном смысле этого слова.

Мечик же, в противовес Морозке, погрязает в огромном количестве мыслей. Он вообще с самого начала выступает как антипод Морозки. И их взаимная неприязнь связана не только с Варей. Морозке с самого начала не понравился Мечик по довольно странной с первого взгляда причине — он был какой-то «чистенький». Для читателя это, конечно, не повод, чтобы испытывать отрицательные эмоции в отношении Мечика, но, как мы убеждаемся позже, первоначальная оценка Морозки была верна. Поначалу же Мечик может вызвать даже сочувствие. Он, семнадцатилетний мальчик, является в отряде парией, над ним насмехаются по всякому поводу, даже потому, что он за обедом съедает меньше фунта хлеба. Но жалость к этому герою быстро испаряется. Он оказывается слабовольным, не умеет постоять за себя, дать отпор обидчикам или хотя бы высказать свое недовольство. Вся его решимость после госпиталя «поставить себя на равную ногу» с остальными партизанами тает, когда он попадает во взвод к Кубраку, получает паршивую лошадь и предоставляется самому себе. Был бы человек сильный, как Морозка, — выжил бы даже у самого глупого взводного, заставил себя уважать. Но Мечик слаб, неразвит* боязлив. Все это перерастает в трусливую мысль убежать из отряда. Это, пожалуй, единственный поступок, который он совершил осознанно и расчетливо, хотя бегство и описано, как стечение случайных обстоятельств. Увы, эти обстоятельства сложились так, что Мечик предал отряд. Его вечное бездействие завершилось одним только деянием, которое стоило жизни многим десяткам людей. Предательство Мечик совершил даже не по убеждению, и здесь проявив себя слабой натурой. Его невинные слабости и страх за собственную шкуру стоили жизни почти всему отряду. В этом и состоит существенная разница между Морозкой и Мечиком. Первый, грубый, невежественный шахтер, спас отряд, второй, интеллигент, — предал его. Проявилась со всей отчетливостью одна из идей автора: нарисовать яркими штрихами портреты борца за революцию и ее врага, потому что такие, как Мечик, были именно врагами, и их страх за себя приносил больше вреда, чем откровенные выпады против революции. Морозка лее воплотил в себе лучшие черты большевиков.

Иван Морозка – один из главных героев романа А. А. Фадеева “Разгром”, смелый и отчаянный ординарец из отряда Левинсона, бывший шахтер 27 лет. Внешне это был приземистый парень с ясными, зелено-карими глазами, а по натуре простовато-хитрый и бесшабашный. Все он в жизни делал необдуманно и сгоряча. Даже женился на блудливой Варе, которая теперь работала в лесном лазарете и кокетничала с каждым. С 12 лет Морозка работал на шахте, потом пошел на войну, где был не раз ранен и контужен. Если вначале романа он показан капризным ординарцем,

который отказывается везти пакет в соседний отряд, то с развитием событий становится ясно, что Морозка достойный человек.

По пути в отряд Шалдыбы он спасает раненного Мечика. Позже ему придется об этом пожалеть, но это лишь указывает на доброе сердце героя. Жену свою он практически не ревнует и к жизни относится довольно просто. Морозка может запросто своровать урожай с полей, так как такое поведение у него в крови. Однажды, когда его поймал ворующим дыни председатель Рябец, было решено созвать сельский сход. Морозка искренне раскаялся в содеянном и дал слово шахтера больше так не поступать. Мечик ему все больше не нравился. Он ему казался каким-то “никчемным чистюлей” и “маменькиным сынком”. Узнав, что жена крутит с ним роман, почувствовал себя оскорбленным. Сильное потрясение герой испытал, когда убили его коня, так как он считал его за друга. И в конце романа, в отличие от струсившего Павла Мечика, Морозка повел себя достойно. Наткнувшись на казаков в засаде, он успел выстрелами в воздух предупредить отряд об опасности.


Другие работы по этой теме:

  1. Мечик Павел Мечик – один из героев романа А. А. Фадеева “Разгром”, молодой и интеллигентный человек, окончивший гимназию в городе. В этом персонаже много незрелых...
  2. Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович Левинсон – один из главных героев романа “Разгром”, командир отряда партизан. Это невысокий и неказистый на вид человек с рыжей бородой....
  3. Ординарец Морозка получает приказ от командира партизанского отряда Левинсона отвезти в другой отряд пакет. Ординарцу не хочется ехать, поэтому он выносит предложение заменить себя кем-нибудь...
  4. Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно приказывает ординарцу...
  5. Изображение войны Тема гражданской войны затрагивалась во многих произведениях начала XX века. Главным героем в них, как правило, выступал народ. Однако у каждого автора был...
  6. Где свой, где чужой, Белым был – красным стал Кровь обагрила, Красным был – белым стал Смерть побелила. Краткое содержание романа А. А Фадеева “Разгром”...

Что такое подвиг? Это героический, самоотверженный поступок, когда человек жертвует собой ради спасения других, ради своей высокой и благородной идеи, ради защиты Родины. Кого называют героем? Выдающегося своей храбростью, доблестью человека, самоотверженно совершающего подвиги. Героизм – это образ действия, присущий герою. Героизм проявляют те, кто, рискуя своей жизнью, спасает других, кто, движимый любовью к людям и стремлением защитить свои идеалы, бесстрашно бросается навстречу опасности, думая не о себе, а о других.

Мужество – это храбрость и присутствие духа в опасности. «Мы знаем, что нынче лежит на весах, и мужество нас не покинет», - писала А.Ахматова.

Каждый ли человек способен совершить подвиг? Каковы причины, по которым человек, забывая о себе, совершает героический поступок, идя на верную смерть? Что двигает людьми, мужественно глядящими в лицо смерти, почему они рискуют собой? Ответы на эти вопросы можно найти в романе А.А.Фадеева «Разгром».

Вспомним героя этого произведения, ординарца красного командира дальневосточного партизанского отряда Левинсона Морозку. Поначалу этот бывший шахтёр во втором поколении, участник первой мировой войны, получивший в сражениях шесть ранений и две контузии и уволенный из царской армии ещё до революции, кажется легкомысленным, безответственным, несознательным, недисциплинированным бойцом, неспособным на героические поступки. Он отказывается выполнить приказ Левинсона привезти пакет в соседний партизанский отряд, потому что ему не хочется. Крадёт дыни с баштана сельского председателя Рябца, из-за чего его поведение обсуждается на собрании. Вообще жизнь кажется Морозке простой и немудрящей, как муромский огурец с сучанских баштанов. Он идёт по жизни проторенными дорогами, ни о чём не задумываясь. В 1918 году ушёл защищать советы, взяв с собой жену. Советы проиграли в битве с объединённой армией Колчака и японцев, путь на шахту был ему заказан, он остался в партизанском отряде. Он мало задумывался над тем, ради чего живёт, в чём смысл его существования. Но на собрании, устроенном Левинсоном в воспитательных целях, потрясённый тем, что его могут выгнать из отряда, подавленный осуждением своих товарищей, таких же бывших шахтёров, как и он сам. Морозка говорит, что он за каждого кровь по жилочке отдаст. И это не громкие слова, так и происходит на самом деле. Он совершает подвиг, спасая товарищей.

Морозка отправляется в дозор вместе с Мечиком. Но Мечик проявил малодушие, не справился со страхом за свою жизнь. Наткнувшись на казачий разъезд, он соскользнул с седла, покатился по откосу и позорно бежал в лес, не думая о доверившихся ему людях, совершив подлое и гнусное предательство.

Не так ведёт себя бывший ординарец Левинсона. Наткнувшись на казаков, он понимает, что Мечик совершил гнусное предательство. В эту минуту Морозка думает не о себе, хотя понимает, что сейчас погибнет. Он жалеет, что не увидит залитой солнцем деревни, куда едет отряд, что не увидит своих товарищей, близких и дорогих ему людей. У него даже и мысли не возникло, чтобы бежать, спасая себя, он думал только о товарищах, которые доверились ему и были беззащитны перед неприятелем. Морозка выстрелил три раза, как и договаривались, спасая партизанский отряд. И в это же мгновение прозвучал вражеский выстрел. Так погиб Морозка, совершив подвиг во имя людей и революции, пожертвовав собой ради других.

Метелица.

Героизм проявляет и другой партизан – взводный Метелица. Бывший пастух Метелица

командует конным взводом. Метелица был любимцем отряда, им невольно любовался и Левинсон. Бывший пастух – «человек минуты», «весь огонь и движение», не мог просидеть спокойно, а его «хищные глаза всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться». Когда Метелица, согнувшись по-ястребиному, мчится на своём коне, весь отряд с какой-то бессознательной гордостью провожает глазами его «не отмеченную никакими уставами цепкую пастушью посадку». Левинсона, человека физически слабого, похожего на маленького гномика, восхищали в Метелице те качества, которых у него не было: порывистость движений, гибкое тело, туго скрученное, как ременной бич. На военном совещании Метелица выставляет свой план отступления, из которого видно, что горячая голова разведчика не боится больших пространств и не лишена военной сметки. Девятнадцатилетний помощник Левинсона восхищён смелым полётом мысли Метелицы, подчёркивая, что ещё недавно Метелица коней пас, а через два года может стать командиром партизанского отряда. Правда, Левинсон, воспользовавшись жаркой дискуссией, незаметно подменил план Метелицы своим – более простым и осторожным, но никто этого не заметил, и все голосовали как за предложение Метелицы.

Метелицу отправляют в разведку в самый драматичный для отряда момент, когда голодные партизаны остаются на ночёвку в тайге. 14 глава называется «Разведка Метелицы» и полностью посвящена этому герою. Поначалу Метелица мыслился как второстепенный герой, но затем, увлечённый своим героем, автор укрупнил этот образ, посвятив бывшему пастуху целых две главы, которые представляются самостоятельным произведением.

Получив приказ вернуться из разведки этой же ночью, Метелица на совесть гнал своего жеребца, как хищная птица, жестоко и весело раздувая тонкие ноздри. Герой любит движение, риск, опасность, опьянён бешеным бегом. Наехав на костёр, он увидел худенького черноголового мальчишку-пастушонка в убогом, с хозяйского плеча пиджаке. Душа Метелицы размягчилась, он почувствовал жалость к этому испуганному ребёнку. Между взрослым и ребёнком сразу же установились доверительные отношения. Когда мальчик сказал, что у него тут кони, Метелица весело расхохотался над «хозяином», заразив своим смехом пастушонка. Мальчик сообщил, что он уже полгода как сирота, отца, мать и брата убили казаки. Разведчик попросил сироту посторожить его коня, решив пешком сходить в село Ханихезу, предварительно выведав у мальчика, где стоит начальник белого эскадрона. Перепрыгнув через забор поповского дома, пройдя через густой сад, Метелица остановился у освещённого окна и стал наблюдать за происходящим в доме, где играли в карты старый попик, полный офицер с трубкой в зубах и ещё двое, один из которых – в чёрной папахе, в бурке без погон, заинтересовал разведчика больше остальных. Метелица хотел отойти от окна, но столкнулся с человеком в казачьей шинели. Началась паника. Разведчик до последней минуты не верил в то, что его смогут скрутить, приговаривая в борьбе: «Врёшь, не поймаешь». Метелица пришёл в себя в большом тёмном сарае и сразу же решил выяснить, нельзя ли бежать. После всех жизненных испытаний, подвигов и удач, сопутствующих ему во всяком деле и прославивших его имя меж людей, герой никак не мог поверить в то, что он может погибнуть. Убедившись в том, что уйти не удаться, Метелица перестал интересоваться вопросом о собственной жизни и смерти. Наиболее важным стал для него вопрос о том, как он сможет показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится и презирает их.

На допросе Метелица не сказал ничего. Сколько ни грозили ему револьвером, «суля самые ужасные кары в будущем, сколько ни упрашивали правдиво рассказать обо всём, обещая полную свободу, он не произнёс ни единого слова, даже ни разу не посмотрел на спрашивающих». Затем взводного вывели на церковную площадь, где толпился народ, оцепленный конными казаками. Раньше Метелице казалось, что он не любит и презирает людей «со всей их скучной и мелочной суетой». Он думал, что ему всё равно, как к нему относятся другие. «Но вместе с тем всё самое большое важное из того, что он делал в жизни, он, сам того не замечая, делал ради людей и для людей, чтобы они смотрели на него, гордились и восхищались им и прославляли его». Каждый на площади почувствовал, «какая звериная и лёгкая, как эта поступь, сила живёт в его гибком и жадном теле». Метелице приказали встать на крыльцо, и тогда его увидели все. Перед толпой стоял мужественный человек - «тугой и стройный, черноволосый, в мягких оленьих улах, в расстёгнутой рубахе». Его «летящие глаза» «с далёким хищным блеском» смотрели на величавые хребты, покрытые серым утренним туманом. Неожиданно из толпы вышел мужик, державший за руку пастушка. Кулак требовал, чтобы мальчик указал на Метелицу, оставившего своего коня в хозяйском табуне. Но мальчик не хотел выдавать Метелицу. Когда начальник эскадрона схватил пастушка за худенькие плечи и уставился в глаза мальчика, тот закричал от ужаса. В это мгновенье стремительное и гибкое тело метнулось с крыльца. Это Метелица набросился на врага, пытаясь его задушить. Но начальнику эскадрона удалось вытащить револьвер и выстрелить несколько раз в разведчика. Так погиб красный партизан Метелица, совершив подвиг, защищая бедного пастушка, сохраняя верность идеалам революции.

Роман А. Фадеева «Разгром» можно назвать новаторским. Это проявляется в достаточной объективности автора в освещении событий и характеров персонажей. Герои Фадеева не делятся на строго положительных и отрицательных, они более жизненные и неоднозначные. Самыми яркими персонажами романа, безусловно, можно назвать Морозку и Мечика.

Мечик и Морозка — два героя романа А. Фадеева «Разгром». Знакомство их состоялось при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика от смерти. А потом обстоятельства складываются так, что Мечик «отблагодарил» своего спасителя: занял большое место в сердце жены Морозки, безотказной Вари…

Морозка — рабочий, потомственный шахтер. Жизнь не баловала его: с двенадцати лет познал Иван Морозов тяжелый труд шахтера, а в восемнадцатом году вместе с женой Варей пошел «защищать Советы».

Морозка неинтеллигентен, груб, рассказывает похабные анекдоты, матерится… На его фоне «чистенький» Мечик выглядит еще более деликатным, воспитанным, интеллигентным…

Если жизненный опыт у Морозки очень богатый, Мечик его почти не имеет, к партизанам он пришел с путевкой эсеров-максималистов. В голове Мечика была романтика, красивой и яркой казалась ему классовая борьба. Если Морозка пришел воевать, чтобы защищать свои трудовые интересы, то Мечик — всего лишь из любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента.

Автор постоянно приводит ситуации, позволяющие сравнить Морозку и Мечика. Морозка любит животных. Конь для него, с человеческим именем Мишка, — близкое и родное существо. Фадеев даже отмечает, что Мишка «походил на хозяина: такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив».

Романтическое представление Мечика о классовой борьбе как о чем-то красивом, ярком иллюстрирует его обида на Левинсона за то, что вместо ретивого красавца коня ему выделили хилую лошаденку, тощую, которая когда-то использовали в крестьянском хозяйстве. Мечик обижается, а сам не умеет ухаживать за лошадью, не пытается научиться делать это. И несчастное беспомощное животное, голодное, «бродит по всем конюшням, тычась в чужое сено».

Морозка же даже беседует со своим конем: «- Мишка-а…у-у… Сатана-а… — любовно ворчал Морозка, затягивая подпругу. — Мишка… у-у… божья скотинка…»

Морозка — далеко не идеальный герой. Он крадет дыни с баштана; сквозь пальцы смотрит на любовные похождения своей безотказной супруги Варюхи, не считает зазорным напиваться, строптив.

Варя увлеклась Мечиком, наверное, потому, что на фоне ее грубого, бесшабашного, не стыдящегося матерных слов мужа он кажется интеллигентным, мягким, деликатным, даже каким-то чистым. Но интеллигентность Мечика не помешала ему грубо обойтись с Варей. Совсем это не мужской поступок: оттолкнуть женщину, бросившуюся к любимому человеку для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, приободрить своей лаской, участием…

Более того, Мечик — трус. Он рвет свои отношения с Варей из страха перед Морозкой, а также боится, что о его с Варей отношениях узнают в отряде. Он делает больно женщине.

А вот Морозка, с виду грубый, невоспитанный, проявляет куда больше благородства по отношению к женщине. Когда Варя предлагает мужу побить ее, Морозка отвечает: «Нет, бить я не стану. Оно и следовало бы, да не привык я бить вашего брата». Необразованный, грубый Морозка в этой непростой любовной ситуации проявляет деликатность.

Разрыв с женой побудил героя задуматься над своей жизнью: он стал более сознательным, ответственным, его упрощенный взгляд на жизнь стал более сложным. Открыл Морозка для себя и еще одну истину: а ведь он любит Варю, она дорога ему.

Мечику до слез жалко корейца, у которого конфисковали в пользу партизанского отряда свинью (теперь семья корейца умрет от голода), но эта жалость не помешала ему есть свинью вместе со всеми! Он подслушал разговор Левинсона и Сташинского, пришел в ужас от решения командира ускорить уход из жизни Фролова, дав ему вместо лекарства яд. Мечик плакал, страдал, даже высказал Сташинскому свое отношение к этому бессердечному решению. Но… сохранил в секрете услышанное, наверное, из страха.

Морозка — настоящий мужчина, мужественный, смелый. У него есть дело, которому он служит, и он готов ради него отдать жизнь. Его слова о том, что он «кровь отдаст по жилке за рабочее дело» не бравада. Чувство товарищества, чувство долга, ответственности стали определяющими в его характере и побудили Морозку совершить подвиг — ценой собственной жизни предупредить отряд о грозящей опасности.

Мечик ненавидит классовую борьбу с ее жестокостью и бесчеловечностью (мне это импонирует), но все-таки он трусливый, беспринципный, способный только на то, чтобы быть жалостливым, свободу он получает ценой предательства.

Два героя романа «Разгром» — Морозка и Мечик — антагонисты. Они противопоставлены друг другу. Морозка намного ближе автору, тогда как таких людей, как Мечик, Фадеев считает недостойными, незрелыми, неготовыми к революционной борьбе.

Морозка (Морозов Иван) — шахтер 27-ми лет. Внешность его описывается по сходству с конем: «такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив».
С 12 лет М. работал на шахте, на первой мировой войне был 6 раз ранен, дважды контужен. «Жизнь казалась ему простой, немудрящей…»
В романе образ М. показан в развитии. В начале он капризный ординарец Левинсона, неохотно отправляющийся с письмом в другой партизанский отряд. В конце романа М. — зрелый человек, осознающий смысл жизни и свой долг перед людьми.
Во время боя в отряде Шалдыбы М. спасает раненного Мечика, которого сразу же невзлюбил, характеризуя его как «чистенького».
Через несколько дней по дороге в отряд М. ворует дыни крестьянина Рябца, который целый месяц «кормил и одевал» его «как сына». За этот проступок М. хотят выгнать из отряда. Он, потрясенный, дает «шахтерское» слово исправиться.
Узнав, что его жена влюблена в Мечика, М. чувствует себя оскорбленным: «Не надо мне барских объедков». Однако, остыв, он чувствует себя очень одиноким.

/> По дороге из госпиталя М. увидел людей, поддавшихся панике при известии о приближении японцев. Сначала герой хочет напугать их еще больше. Но вместо этого начинает успокаивать крестьян.
В «Девятнадцати» М. предстает перед нами человеком, полностью осознающим свой человеческий долг. Перед смертью герой совершает подвиг. «Ему жаль было не того, что он умрет сейчас, то есть перестанет чувствовать, страдать и двигаться, … но он ясно понял, что никогда не увидеть ему залитой солнцем деревни и этих близких, дорогих людей, что ехали позади него. Но он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности… Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено…».
  1. Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович — командир партизанского отряда. «Он был такой маленький, неказистый на вид — весь состоял из шапки,...
  2. Мечик Павел — интеллигентный молодой человек, окончивший гимназию. В его характере очень много незрелых черт. Ища приключений и подвигов, М....
  3. 1. МОРОЗКА Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу Морозке, приказывая отвезти его к командиру другого отряда Шалдыбе, но...
  4. Мечик — один из главных героев романа А. Фадеева «Разгром». Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного...
  5. Мечик и Морозка — два героя романа А. Фадеева «Разгром». Знакомство их происходит при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика...
  6. Щукарь — старый крестьянин. Образ персонажа придает комически-пародийное освещение основным драматичным событиям. Свое прозвище герой получил в детстве после того,...
  7. Органчик (Брудастый Дементий Варламович) — один из градоначальников в Глупове. При первом же своем появлении «пересек уйму ямщиков» и ошеломил...
  8. Автор описывает Федора Долохова так: «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать...
  9. Вощев — главный герой повести. В день 30-летия героя его увольняют с завода за «задумчивость среди общего темпа труда». В....
  10. Рагин Андрей Ефимович — доктор, живет в провинциальном городе и служит в городской больнице, Р. никогда не чувствовал призвания к...
  11. Башмачкин Акакий Акакиевич — главный герой повести. «Маленький человечек с лысинкой на лбу», 50-ти лет. Всю жизнь он служит переписчиком...
  12. Под палящим солнцем июля 1942 г. шли по донецкой степи со своими обозами, артиллерией, танками отступающие части Красной Армии, шли...
  13. Чичиков Павел Иванович — главный герой поэмы. Он, по мысли автора, изменил своему истинному предназначению, но еще способен очиститься и...
  14. ВАСКОВ — герой повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969). Свобода от тенденциозности и излишней патетики, подлинность и...
  15. Свидригайлов — идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что «единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша». Но это...
  16. ГЛУМОВ — герой комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1868). Г.- единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно...
  17. Несчастливцев — центральный персонаж комедии А. Н. Островского «Лес» (1870). Геннадий Демьяныч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся «на...
  18. Феклуша — странница. Странники, юродивые, блаженные — непременная примета купеческих домов — упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические...
  19. Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она...
  20. КАТЮША МАСЛОВА — героиня романа Л. Н. Толстого «Воскресение» (1889-1899). «Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне...
  21. Миледи — бывшая графиня де Ла Фер, жена Атоса, которую он повесил, увидев клеймо преступницы на ее плече. Однако М....
  22. КАРАНДЫШЕВ — центральный персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» (1878). Амбиция — ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного...
  23. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она дочь крепостной...
  24. Д-503 — герой романа Е. И. Замятина «Мы» (1920). Житель фантастического государства будущего, воплотившего технократическую утопию механизированного и тотально организованного...