Старейшина ижорской земли которому явилось видение. «"Сказание о житии Александра Невского"

Тесты

по литературе 8 класс

на 2010-2011 уч.год

(промежуточная аттестация).

Т е с т № 1.

Житие. «Сказание о житии Александра Невского».

А1. Что такое житие?

    историческое повествование, которое велось по годам.

    обширное повествование в стихах или в прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

    биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

    произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность а прошлом

А2. Как звали отца Александра Невского?

1. Святослав 3. Олег

2. Ярослав 4. Рюрик

А3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

1. Давид 3. Севастьян

2. Борис 4. Пелгусий

А4. Какое видение явилось Пелгусию?

1. Богородица 2. Борис и Глеб

3. Николай Чудотворец 4. Апостол Пётр

А5. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1. из Новгорода 2. из Киева

3. из Рязани 4. из Пскова

А6. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?

А7. Чем обычно завершалось повествование жития?

    похвалой святому

    нравоучительной проповедью

Тест № 2.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка.

А1. Жанр произведения:

А2. Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:

    «Честь лучше бесчестья»;

    «Долг платежом красен»;

    «Береги честь смолоду».

А3. Повествование «Капитанская дочка» ведётся от лица:

    Петра Гринёва;

  1. Емельяна Пугачёва.

А4. Как звали воспитателя и верного спутника Гринёва?

  1. Савельич

    Степаныч

А5. Чем одарил Гринёв своего вожатого, помогшего добраться до постоялого двора?

    перстнем

    пятиалтынным

  1. заячьим тулупом

А6. В унизительных словах Гринёва, адресованных Савельичу («Я твой господин, а ты мой слуга»), автор использует:

  1. синонимы

    антонимы

А7. Как вёл себя Швабрин после захвата крепости?

1. откупился

2. перешёл на сторону Пугачёва

3. сбежал из крепости

4. спрятался в доме попа

А8. Отказ Гринёва служить Пугачёву вызван тем, что:

    Гринёву не была предложена должность коменданта Белогорской крепости

    Он хотел поскорей уехать из крепости а Оренбург

    Он дворянин и присягал государыне императрице.

А9. В ответе Гринёва, отказавшегося сотрудничать с Пугачёвым, звучит:

    грубость

    искренность 3. высокомерие

А10. Что произошло с родителями Маши Мироновой после захвата крепости?

    Пугачёв их помиловал

    отец был убит, матери удалось спастись

    оба были убиты

А11. Черты характера и особенности поведения Маши Мироновой, способствующие раскрытию её образа:

    слабость, нерешительность, робость

    гордость, эгоизм, пренебрежение к людям

    сомоотверженная любовь, бескорыстие, чувство долга

А12. Пётр Гринёв вернулся в Белогорскую крепость, захваченную повстанцами, чтобы:

    арестовать Пугачёва

    спасти Машу Миронову

    передать Пугачёву письмо от генерала

А13. Почему Гринёв был заключён под стражу?

    Пугачёв сообщил, что Гринёв – его шпион

    его оговорил Швабрин

    за самовольное отлучение из Оренбурга

    его оболгали неизвестные ему перебежчики

А14. Пугачёв в повести «Капитанская дочка» представлен как:

    мятежник, преступник

    историческое лицо – предводитель народного восстания

    романтический герой

    простой человек, пользующийся уважением народа

А15. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

    ум, сметливость

    лень, бездеятельность

    удальство, широта натуры

    склонность к пьянству

    память на добро, благодарность

А16. Екатерина II показана в «Капитанской дочке» как:

    добрая, рассудительная, и справедливая женщина

    властная императрица, милосердно простившая невиновного Гринёва

    внимательная, способная к состраданию женщина, поверившая рассказам Маши.

А17. Какому герою принадлежат слова?

Казнить так казнить, жаловать так жаловать.

А18. Чей это портрет?

Наружность его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь: живые большие глаза так и бегали._______________________________

Тест №3.

Лермонтов М.Ю. «Мцыри».

А1. Жанр произведения.

    1. поэма-исповедь

      стихотворение

А2. Исповедь Мцыри:

        проникнута чувством покаяния

        защищает его правона волю и счастье

        история случившего с героем

А3. Тема произведения:

          показ прошлого Грузии

          рассказ о жизни в монастыре

          красота человека, готового умереть за свободу

А4. В строках: «Но дни бегут, бегут года, им не сойтися никогда» - автор использует:

            сравнение

            метафору

            олицетворение

А5. Мцыри говорит старому монаху:

...Жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

В его словах заключена важная мысль:

1. в течение трёх дней Мцыри пережил трагедию одиночества;

2. три дня скитаний позволили герою пережить немало испытаний, в котоых он проявил себя как боец;

3. за три дня Мцыри сумел прожить целую жизнь и узнать больше, чем за годы, проведённые в монастыре.

А6. Монастырь для Мцыри:

1. приют одиноких сердец, нашедших в служении Богу своё спасение;

2. тюрьма, где происходит насилие над личностью, не желающей жить без свободы и воли;

3. обитель монахов, посвятивших себя служению Богу и покинувших ради этого мирскую жизнь.

А7. Смерть Мцыри воспринимается как:

1. трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы;

2. протест против насилия над личностью;

3. освобождение от зависимости, обретение свободы.

Тест № 4.

Н.В.Гоголь «Ревизор».

А1. Завязкой «Ревизора» является сцена:

1. появление Хлестакова в доме городничего;

2. разговора городничего с чиновниками;

3. сообщение Бобчинского и Добчинского об инкогнито.

А2. Монолог Осипа в начале второго действия введён автором для того, чтобы;

1. слуга мог выговориться, высказать свою досаду;

2. русская литературная критика не обвинила автора в невнимании к людям из народа;

3. рассказать о Хлестакове зрителям.

А3. Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

1. детской наивной мечтой побыть государственным чиновником;

2. страхом за своё положение, которое может измениться;

3. глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестокова в сложившихся обстоятельствах.

А4. Чиновники видят, что Хлестаков глуп, но не хотят это признать:

1. должность ревизора останавливает их;

2. страх за незаконность своих деяний лишает их речи;

3. иначе придётся признать свою глупость и ограниченность.

А5. Хлестаковщина – это:

1. безудержное, беззастенчивое хвастовство и неосмысленные и неожиданные для самого героя действия;

2. стремление следовать моде во всём;

3. карьеризм, мошенничество.

А6. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

1. случайная интрижка, которая укрепила его положение в доме городничего;

2. настоящее, светлое чувство влюблённого;

3. жестокая насмешка над провинциальной барышней.

А7. Узнав правду о Хлестакове, городничий:

1. испугался, что все теперь будут над ним смеяться;

2. негодовал, что не смог увидеть в нём глупого, никчёмного мальчишку;

3. обрадовался, что он не ревизор.

А8. Ситуация, при которой истинное лицо Хлестакова открыто лишь зрителю, а действующие лица принимают его за ревизора, создаёт:

              комический эффект;

              особый драматизм;

              пессимистическое настроение.

А9. В чём заключается смысл «немой сцены»?

1. настоящий ревизор – проснувшаяся совесть. Так Гоголь утверждает идею неизбежности возмездия за неправедную жизнь.

2. введение элементов народного творчества;

3. подчеркнуть степень удивления героев пьесы сообщением.

Т е с т №5.

И.С.Тургенев «Ася».

А1. Жанр произведения:

1. рассказ

3. повесть

А2. Причина несостоявшейся любви Аси и господина N :

1. душевная слабость, малодушие героя;

2. характер героини;

3. несогласие Гагина.

А3. Развязка в произведении:

1. отъезд Гагиных;

2. свидание у фрау Луизы;

3. последний разговор с Гагиным.

А4. В судьбе рассказчика, обречённого на одиночество, виноват:

1. господин N;

А5. Особое очарование главной героини – в её:

1. характере;

2. поведении;

3. романтической таинственности.

А6. Лирическая грусть героя произведения проникнута:

1. мечтой о будущем;

2. горьким самоосуждением

3. чувством удовлетворения от того, что Ася не стала его женой.

А7. Особое представление о героини создают:

1. рассказ о ней Гагина;

2. её поступки, поведение в различных ситуациях;

3. рассказ о ней фрау Луизы.

А8. Только теме любви посвящено произведение:

1. «Барышня-крестьянка»;

3. «Станционный смотритель».

Т е с т №6.

И.С. Тургенев «После бала».

А1. Жанр произведения:

А2. Раскрытию идеи произведения помогает:

                  антитеза

                  гипербола

                  олицетворение

А3. Как можно охарактеризовать смысл заглавия раввсказа?

1. важность судьбы героя после бала;

2. особое значение сцены расправы с солдатом;

3. важность утра, следующего за балом.

А4. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

2. на балу надел «маску» добропорядочности;

3. добросовестно, не рассуждая выполняет свои служебные обязанности;

4. искренне верит в необходимость жестокой расправы,

А5. Определите основную идею рассказа.

1. судьба человека зависит от случая;

2. осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

3. идея личной ответственности человека.

А6. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

1. замшевая перчатка;

2. белые усы и бакенбарды;

3. блестящие глаза и радостная улыбка;

4. «домодельные» сапоги.

А7. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

1. утверждает идею Толстого «непротивления злу насилием»;

3. идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

А8. Произведение заставляет задуматься о:

1. судьбе полковника;

2. личной ответственности человека за жизнь общества;

3. любви Ивана Васильевича.

А9. Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата?

1. разлюбил её;

2. сделал ей предложение;

3. возненавидел её;

4. продолжал её любить.

А10. Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:

1. он стал военным;

2. он нигде не стал больше служить;

3. во всех своих неудачах он винил полковника.

Т е с т №7.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».

А1. Жанр произведения:

                  1. стилизация былины.

А2. В основе сюжета произведения:

      фантастика

      жизненная ситуация;

      сочетание фантастики и жизнеподобия.

А3. Особенностью стиха произведения является:

        наличие высокопарной лексики;

        тесная связь с живой разговорной речью;

        нарочитая усложнённость.

А4. Василий Тёркин:

          историческая личность;

          сказочный герой;

          собирательный образ.

А5. Героя произведения можно назвать:

            исключительным;

            обыкновенным;

            заурядным.

А6. А.Т. Твардовский сравнивает советских солдат с:

              сказочными богатырями;

              средневековыми рыцарями;

              русскими воинами прошлых веков

              их отцами.

А7. В чём смысл сопоставления Тёркина с солдатом-стариком?

                показать преемственность поколений;

                подчеркнуть глубину веры Тёркина в победу

                показать общенародный характер войны

                расширить представление о разносторонности Тёркина.

То серьёзный, то потешный,

Нипочём что дождь, что снег,

В бой, вперёд, в огонь кромешный,

Он идёт, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

2. подчеркнуть исключительность главного героя;

3. показать Василия Тёркина как обобщённый, собирательный образ русского солдата;

4. утвердить непобедимость русского национального характера.

Краткий пересказ:

Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо - прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.

Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.

Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении - Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней - святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.

Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.

Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.

На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.



Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.

Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.

К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.

Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.

Житие Александра Невского не представляет полной и системат. изложенной биографии князя, а описывает только наиболее значительные события его жизни (победа над шведами в устье Ижоры, разгром немцев на Чудском озере, поездка князя в Орду). В Житии "нет даже связного рассказа: содержание представляет недлинный ряд отрывочных воспоминаний, отдельных эпизодов из жизни Александра" (Ключевский), автор описывает "именно такие черты, которые рисуют не историческую деятельность знаменитого князя..., а его личность и глубокое впечатление, произведенное им на современников..."

Житие относится к княжеским житиям, а потому в повествовании значителен светский элемент . Памятник создавался в годы татарского владычества, и текст повествует о русском князе, который в тяжелое для Руси время добился значительных побед над западными соседями и при этом сумел добиться относительной самостоятельности от Орды.

"Перед сражением на Неве , которое и дало прозвище Александру Ярославичу - Невский, он идет в церковь и молится со слезами Богу. Выйдя, он наставляет дружину: "Не в силе Бог, но в правде. И помянем песнословца Давида: сии в оружии, сии на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем, ти спяти быша и падоша". И в самом деле, количественный перевес на стороне противника, так как уже нет времени обратиться за подмогой к отцу Александра князю Ярославу. Перед сражением одному из воинов было видение - корабль, на котором стоят Борис и Глеб. И говорит Борис Глебу: "Брате Глебе, вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу". В самой битве небесные силы помогают Александру одержать победу. При этом, однако, рассказывается и о самом ходе сражения и даже называются по именам отличившиеся в этом сражении воины.

Описана в Житии и другая битва - знаменитое Ледовое побоище , происходившее на льду Ладожского озера: "И бысть сеча зла и труск от копеи и ломление и звук от мечного сечения, якож морю мерзшу двигнутися; не бе видети леду, покрылося бяше кровию". Битва заканчивается победой и благодарственным молебном.

В Житии описан и такой эпизод. К Александру прибывает посольство от папы, но он отказывается: "От вас учения не приемлем". Возвращаясь из Орды, где он сумел добиться разрешения русским не служить в войсках татар, князь смертельно заболел. Перед смертью он принимает монашество. Когда митрополит Кирилл хочет вложить в руку погребаемого князя духовную грамоту, он сам, как живой, протягивает за ней руку. "И бысть страх и ужас велик зело на всех". Это чудо подтверждает святость Александра"

О жанре "Житие".

"Правильному житию" было свойственно неторопливое повествование в третьем лице ; иногда допускалось отступление: обращение автора к читателю, похвала от своего имени святому. В композиционном отношении были обязательны 3 части: вступление, собственно житие, заключение. Во вступлении автор должен просить прощения у читателей за свое неумение писать, за грубость изложения и т.д. В заключении должна быть похвала святому - своеобразная ода в прозе (наиболее ответственная часть жития, требовавшая большого литературного искусства).

В Ж. много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую.

«Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...» так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, современники это хорошо знали. В Ж. изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей". Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, «пыхая духом ратным, шатаясь от безумия», угрожая: «Если можешь, защищайся». Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою на лице самого короля оставляет «след своего копья». Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: «Не в силе Бог, но в правде».

Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере . Князь не может снести похвальбы немцев: «Покорим себе славянский народ!» Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями». Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов , которые помогают представить, какой жестокой была сеча: «Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Слава о победах Александра разнеслась повсюду. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Во всем подобны князю и его воины . Автор Ж. включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, «не имея страха в сердце своем». У каждого из шести свой ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Савва обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня . Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы сложить свои головы за князя.

Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Ж., деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания Давида, Езекии, Соломона, Иисуса Навина и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.
Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!»

Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), «Уже погибаем!» вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита, кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании о житии и о храбрости «благоверного и великого князя Александра». И. П. Еремин назвал Ж. «восторженной данью светлой памяти князя». Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Ж., его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Ж., «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хронографическая Александрия», «Девгениево деяние». Д. С. Лихачев полагает, что Ж. продолжает южнорусские литературные традиции, обнаруживая сходство в стиле с биографией Даниила Галицкого из Галицкой летописи. Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл , который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Ж. Александра Невского, написанное в 80-е гг. XIII в., явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV XVI вв. (их более десяти). На долгое время Ж. стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей.

Проверочные тесты по литературе

для обучающихся 8 класса.

Подготовила учитеь русского языка и

литературы МОУ «СОШ с. Липовка

Духовницкого р-на Саратовской обл.»

Блохина Наталия Викторовна

2014г.

Пояснительная записка

Тесты по литературе за курс 5-11 классов позволяют определить уровень знаний обучающихся произведений, изученных в 5-11 классах. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание литературных течений.

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы и на итоговых уроках в конце четверти.

Критерии оценивания:

«5» — 90 – 100 %

«4» — 70 – 89 % от общего количества вопросов,

«3» — 50 – 69 % от общего количества вопросов,

«2» — менее 50 % от общего количества вопросов.

Оценочный методический материал по литературе 2013-2014 учебный год.

Тесты по литературе для 8 класса (входящий контроль).

Тест №1.

    Какое определение фольклора кажется вам наиболее полны м ?

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы;

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского;

б) латинского; г) русского;

а) поэт; в) певец-сказатель;

б) летописец; г) народ;

4. Назовите виды искусства, в которых могут быть использованы элементы фольклора.

а) архитектура; в) танец;

б) живопись; г) литература ;

5. Что такое загадка?

а) детская игра; в) короткий рассказ с остроумным концом;

б) фольклорный жанр; г) образное сочетание слов;

6. В каких произведениях В.А. Жуковского введены мистические образы?

а) «Светлана»; в) «Лесной царь»;

б) «Узник»; г) «Рыцарь Тогенбург»;

7. Кто является автором поэмы «Мцыри»?

а) А.С. Пушкин; б) М.Ю. Лермонтов;

в) Н.А. Некрасов; г) Г.Р. Державин;

8. Определите жанр произведения «Мцыри»

а) баллада; б) элегия;

в) поэма-исповедь; г) притча;

9. Какой момент в сюжете произведения «Мцыри» можно назвать кульминационным?

а) побег из монастыря; б) встречу с грузинкой;

в) бой с барсом; г) гибель Мцыри;

10 . Кто из героев комедии «Ревизор» явился доносчиком на других чиновников?

а) Хлопов; б) Ляпкин-Тяпкин;

в) Земляника; г) почтмейстер;

11. Кто из чиновников в комедии «Ревизор» брал взятки борзыми щенками?

а) городничий; б) судья Ляпкин-Тяпкин;

в) Земляника; г) частный пристав Уховертов;

12. Выберите произведение, соответствующее жанру «рассказ»:

а) Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»; б) М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»;

в) А.П. Чехов. «Хамелеон»; г) Л.Н. Толстой. «Детство»;

а) «Премудрый пискарь»; б) «Дикий помещик»;

в) «Солдат и черт»; г) «Похороны козла»;

14. Какое стихотворение принесло известность М.Ю. Лермонтову?

а) «Парус»; б) «Дума»;

в) «Бородино»; г) «Смерть поэта»;

15. Кто был самым близким другом А.С. Пушкина?

а) К. Данзас; б) И. Пущин;

в) П. Юдин; г) А. Илличевский;

16. Где находился Лицей, в котором учился А.С. Пушкин?

а) в Москве; б) в Петербурге;

в) в Царском селе; г) в Михайловском ;

17. Как звали героиню из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»?

а) Настя; б) Лиза;

в) Ольга; г) Катерина ;

18. Как называется сборник, куда вошёл рассказ «Бежин луг»?

а) «Записки путешественника»; б) «Записки рыбака»;

в) «Записки охотника»; г) «Записки Тургенева ».

Тест № 2 Итоговый за I четверть.

    Что такое историческая песня?

а) повествовательное произведение исторического и легендарного содержания;

б) русская народная песня об исторических событиях;

в) русская народная песня о богатырях и народных героях;

г) художественное произведение о подлинных событиях, приукрашенных народной фантазией;

2. О ком из перечисленных героев слагали исторические песни?

а) о Садко, Илье Муромце, Алёше Поповиче;

б) о Снегурочке, Марье Моревне, Горе-Злосчастии;

в) об Иване Грозном, Гришке Отрепьеве, Емельяне Пугачёве;

г) о Геракле, Зевсе, Прометее;

3. Что такое летопись?

а) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью;

б) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом;

в) историческое повествование, которое велось по годам;

г) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях;

а) неизвестный монах; б) Филарет;

в) Нестор; г) Кирилл Туровский;

5. Кто обычно был центральным героем воинской повести?

а) реальная историческая личность; в) былинный богатырь;

б) мифологическая личность; г) святой;

6. Кем был Евпатий Коловрат («Повесть о разорении Рязани Батыем»)?

а) воеводой киевского князя; б) черниговским князем;

в) новгородским князем; г) воеводой рязанского князя Игоря;

7. Почему Евпатий Коловрат напал на Батыя («Повесть о разорении Рязани Батыем»)?

а) хотел завоевать его царство;

б) хотел вызвать на бой лучшего воина Батыя;

в) Батый оскорбил его жену;

г) хотел отмстить за разорение родной земли;

8. Какой основной мотив звучит в воинских повестях?

а) осуждение князей за их междоусобицы; в) ненависть к врагу;

б) любовь к родине; г) похвала главному герою;

9. Что такое житие?

а) историческое повествование, которое велось по годам;

б) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях;

в) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью;

г) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом;

10. Чем обычно завершалось повествование жития?

а) похвалой святому; б) нравоучительной проповедью;

11. Кем стал Александр Невский в конце своей жизни («Сказание о житии Александра Невского»)?

а) послушником; б) священником;

в) монахом; г) настоятелем монастыря;

12. Какое имя Сергий Радонежский носил в мирской жизни («Преподобный Сергий Радонежский»)?

а) Игнатий; б) Варфоломей;

в) Кирилл; г) Дмитрий;

13. Назовите фамилию Марфы-посадницы (Н.М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»):

а) Тихорецкая; б) Борецкая;

в) Радонецкая; г) Новгородская;

14.Кто выступал на вече первым (Н.М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»)?

а) Холмский; б) Храбрый;

в) Марфа-посадница; г) Ярослав;

15. Кого Н.М. Карамзин выбирает в качестве рассказчика повест и ?

а) дочь Марфы; в) Холмского;

б) новгородского гражданина; г) Иоанна;

16. За что казнили Марфу-посадницу (Н. М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»)?

а) за разбой; в) за предательство;

б) за мятеж; г) за убийство ;

17. Как зовут музыканта, исполняющего «Песнь о Гайавате»?

а) Навадага; в) Мушкодаза;

б) Вава; г) Тавазэта;

18. Какая птица подсказала Гайавате способ победить Меджисогвона (Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»)?

а) ворон; в) дятел;

б) дрозд; г) цапля.

Тест № 3 Итоговый за II четверть.

    Что такое лирика?

а) жанр литературного произведения; в) род литературы;

б) состояние человека; г) исторические события;

2. Какой смысл вложен в строки «…Горит восток зарею новой» (А.С. Пушкин «Полтава»)?

а) начало нового дня; в) восхождение России;

б) алые отблески лучей солнца; г) отблески пожаров в Полтаве;

3. С каким чувством А.С. Пушкин описывает Полтавскую битву (А.С. Пушкин «Полтава»)?

а) ужас, ощущение трагизма перед гибелью тысяч людей;

б) спокойный, рациональный анализ; в) восхищение, упоение боем;

г) торжество;

4. С каким призывом обращается Пётр к своим войскам перед боем (А.С. Пушкин «Полтава»)?

а) «Вперед, за Родину!»; в) «В атаку!»;

б) «Ура!»; г) «За дело, с Богом!»

5. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина?

а) «Повесть временных лет»;

б) «История государства Российского» Н.М. Карамзина;

в) исторические хроники; г) свидетели;

6. Какой момент произведения можно назвать его кульминацией («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина)?

а) предсказание кудесника; б) победа над Царьградом;

в) исполнение предсказания; г) гибель коня;

7. В каком произведении А.С. Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей ?

а) «Полтава»; б) «Песнь о вещем Олеге»;

в) «Станционный смотритель»; г) «Руслан и Людмила»;

8. Что трижды снилось Григорию (А.С. Пушкин «Борис Годунов»)?

а) что он падает с башни; б) что он убивает Бориса Годунова;

в) что он становится царём; г) что его убивает Годунов;

9. Повествование в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина ведётся от лица:

в) Маши Мироновой; г) Петра Гринёва ;

10. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?

а) проблема любви; б) проблема чести, долга и милосердия;

в) проблема роли народа в развитии общества;

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства;

11. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?


а) «Назвался груздем, полезай в кузов»;
б) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива;
в) «Береги честь смолоду»;
г) «Береги честь смолоду, а платье снову»;

12. Какие фольклорные жанры использует А.С. Пушкин для создания образа Пугачёва?

а) былины; г) песни;

б) загадки; в) сказки;

13. Каким показан Савельич в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?

а) забитым, безгласным крепостным;

б) послушным, рабски преданным своим господам;

в) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства;

г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком;

14. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».


а) карточный долг;
б) оскорбление, нанесённое Маше Мироновой;

в) нечестная игра в бильярд;

г) стихи, написанные Петром Гринёвым;

15. Укажите, какую пословицу на страницах повести употребляет Пугачёв?


а) «Господь не выдаст – свинья не съест»;
б) «Долг платежом красен»;
в) «Конь и о четырёх ногах, да спотыкается»;
г) «С лихой собаки хоть шерсти клок»;

16. Как повел себя Швабрин после захвата крепости А.С. Пушкин «Капитанская дочка»?

а) откупился; б) перешёл на сторону Пугачёва;

в) сбежал из крепости; в) спрятался в доме попа;

17. Почему Гринев был заключен под стражу А. С. Пушкин «Капитанская дочка»?

а) Пугачёв сообщил, что Гринёв – его шпион; б) его оговорил Швабрин;

в) за самовольное отлучение из Оренбурга; в) его оболгали неизвестные;

18. Кому принадлежит высказывание: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

б) Екатерине второй; г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров.

Итоговый тест № 4 за III четверть

а) А.С. Пушкин; б) Н.В.Гоголь;

в) М.Ю. Лермонтов; г) Л.Н. Толстой;

    В каком месте состоялся кулачный бой «Песнь про купца Калашникова….»?

а) возле лавки купца Калашникова; б) в палатах царских;

в) в лесу; г) на Москве-реке;

    Каким способом был казнён купец Калашников «Песнь про купца Калашникова….»?

а) его повесили; б) его расстреляли;

в) ему отрубили голову; г) его четвертовали;

    Определите жанр произведения «Песнь про купца Калашникова….»

а) былина; б) песня; в) поэма; г) баллада;

    За что бился в кулачном бою купец Калашников М.Ю. Лермонтов «Песнь про купца Калашникова»?

а) хотел показать свою удаль перед царём; б) за младших братьев;

в) за честь семьи; г) за родину;

    Какого героя в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» не было?

а) Кошевой; б) Остап; в) Дуня; г) Кукубенко;

    Кто из героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова: «Терпи, козак,- атаманом будешь!» «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» «Есть ещё порох в пороховницах!»

а) Остап; б) Андрий; в) Тарас Бульба; г) Кокубенко;

8. Кто из сыновей Тараса Бульбы из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предал его?

а) Остап; б) Алексей; в) Андрий; г) Прокоп;

9. Назовите главную черту характера Тараса Бульбы Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»:

а) сварливость; б) хвастовство; в) упрямство; г) осмотрительность;

10. Каким событием заканчивается повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

а) смертью Андрия; б) смертью Тараса Бульбы;

в) смертью Остапа; г) возвращением Тараса Бульбы домой;

11. О каком сподвижнике Петра I идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина «Стансы»?

а) о Головине; б) об Апраксине; в) о Долгоруком; г) о Лефорте;

12. Кого Д.В. Давыдов в элегии «Бородинское поле» называет «вождём гомерическим»?

а) Багратиона; б) Раевского; в) Ермолова; г) Суворова;

13. Какое поручение своего хозяина выполняет Шибанов А.К. Толстой «Василий Шибанов»?

а) передаёт письмо царю; б) передаёт письмо Басманову;

в) передаёт дары литовскому князю;

г) просит царя о прощении своего хозяина;

14. Кто стал палачом Шибанова А.К. Толстой «Василий Шибанов»?

а) Васька Грязной; б) сам царь; в) Малюта; г) Вяземский;

15. Кто являлся любимым царским советником А.К. Толстой « Князь Серебряный»?

а) Малюта; б) Серебряный; в) Годунов; г) Басманов;

16. Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата Л.Н. Толстой «После бала»?

а) разлюбил её; б) сделал ей предложение; в) возненавидел её;

г) продолжал её любить;

17. За что наказывают солдата в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?

а) за драку на дуэли; б) за неподчинение старшему по званию;

в) за побег; г) за воровство;

18 . Назовите музыкальные инструменты, которые появляются в сцене экзекуции в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?

а) барабан и кларнет; б) кларнет и горн; в) флейта и барабан; г) горн и флейта.

Итоговый тест № 5 за IV четверть

1.Кто в былине И.А. Бунина «Святогор» пытается пробудить богатыря?

а) ворон; б) Иван; в) конь; г) татарин;

2. В каком родстве состояли Святогор и Илья И.А. Бунин «Святогор и Илья»?

а) братья; б) знакомые; в) отец и сын; г) дядя и племянник;

3. Какая птица в былине И.А. Бунина «На распутье» сидит в поле на кресте?

а) ворон; б) сорока; в) орёл; г) воробей;

4. Как Киже был наказан императором

а) посажен в тюрьму; в) бит плетьми, отправлен в Сибирь ;

б) казнён; г) оштрафован;

5. До какого чина дослужился Киже Ю.Н. Тынянов «Подпоручик Киже»?

а) капитана; б) майора; в) полковника; г) генерала;

6. Где Екатерина решила поместить восковую персону Ю.Н. Тынянов «Восковая персона»?

а) в Смольном дворе; б) в Оружейной канцелярии;

в) в кунсткамере; г) в царских палатах;

7. Какой механизм заставлял двигаться восковую персону Ю.Н. Тынянов «Восковая персона»?

а) верёвки; б) пружины; в) моторчик; г) магнит;

8. Какая эмоция постоянно сопровождает Павла Петровича Ю.Н. Тынянов «Подпоручик Киже»?

а) страх; б) удивление; в) улыбка; г) возмущение;

9.Что вручила на память Каляеву Елисавета Фёдоровна Б.Л. Васильев «Утоли моя печали…»?

а) иконку «Утоли моя печали…»; б) ладанку;

в) икону Николая Чудотворца; г) Библию;

10.Кто, по мнению Ивана Каляева, был повинен в ходынской трагедии Б.Л. Васильев «Утоли моя печали…»?

а) император; б) Елисавета Фёдоровна; в) Хомяков;

г) генерал-губернатор Москвы;

11. Кто из героев романа Б.Л. Васильева «Утоли моя печали….» уверял, что высокопоставленные лица «не были, да и не могли быть повинными в чём бы то ни было»?

а) Иван Каляев; б) Николай II ; в) Феничка; г) Надежда Олексина;

12. За какой объект шёл бой в стихотворении А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»?

а) за улицу; б) за площадь; в) за набережную; г) за город;

13. О чём сожалеет танкист в начале и в конце стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»?

а) что не усыновил мальчика; б) что не спросил имя мальчика;

в) что не смог убить врага; г) что не простился с родными;

14. На какой московской улице жил Витька, герой стихотворения Е.М. Винокурова «В полях за Вислой сонной…»?

а) на Бронной; б) на Моховой; в) на Лесной; г) на Тенистой;

14. О чём сожалеет танкист в начале и в конце стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»?

15. Какая просьба повторяется в стихотворении Б.Ш. Окуджавы «До свидания, мальчики»?

а) не жалеть себя; б) победить; в) вернуться назад; г) отомстить;

16. От чего героя стихотворения А.А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь…» отделяет всего четыре шага?

а) от смерти; б) от войны; в) от любимой; г) от счастья;

17.Когда происходит действие пьесы Л.М. Леонова «Золотая карета»?

а) спустя пять лет после окончания войны; б) в наши дни;

в) во время войны; г) почти сразу после окончания войны;

18. В каком стихотворении о великой Отечественной войне встречается фраза?

« Между нами снега и снега»

а) «Зинка» Ю.В. Друниной; б) «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского;

в) «Штрафные батальоны» В.С. Высоцкого;

г) «Бьётся в тесной печурке огонь….» А.А. Суркова.

Итоговый тест №6 за курс 8 класса по литературе

    Фольклор – это:

а) устное народное творчество; б) жанр литературы;

в) художественная литература; г) жанр устного народного творчества;

2. Назовите основные роды литературы:

а) эпос, повесть, драма; б) эпос, лирика, драма;

в) роман, поэма, комедия; г) эпос, лирика, трагедия;

3. Исторические песни – это:

а) народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях;

б) народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях;

4. Житие – это описание:

а) жизни народного героя; в) жизни святого;

б) исторического деятеля; г) рассказы о жизни Иисуса Христа;

5. Иван Андреевич Крылов был:

а) романистом; б) драматургом; в) баснописцем; г) поэтом;

6. Кто такие волхвы из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:

а) бродячие артисты; б) странники; в) колдуны; г) предсказатели;

7. К какому веку относятся события, описанные в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»:

а) к 16 веку; б) к 17 веку; в) к 18 веку; г0 к 19 веку;

8. Кто такие опричники (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про Купца Калашникова….»):

а) регулярные войска; б) разбойники; в) личная охрана царя;

г) часть стрелецких войск;

9. Какому социальному строю принадлежал Калашников (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про Купца Калашникова….»):

а) дворянин; б) крестьянин; в) купец; г) боярин;

10. Почему память народная сохранила образ Калашникова (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про Купца Калашникова….»):

а) совершил героический поступок; в) спас себя от позора;

б) не побоялся вступить за честь семьи; г) оставил наследство потомкам;

11. Какова основная проблематика повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

а) проблема любви; б) проблема чести, долга, милосердия;

в) проблема предательства; г) проблема роли народа в обществе;

12. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» описывает крестьянское восстание:

а) Степана Разина; б) Емельяна Пугачёва; в) Кондратия Булавина;

г) Ивана Болотникова;

13. Как зовут главного героя в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

а) Зурин; б) Швабрин; в) Савелич; г) Гринёв;

14. Кто такие казаки (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»):

а) регулярные войска; в) выполняли функции пограничных войск;

б) охрана царя; г) свободные от военной службы люди;

15. Что больше всего почитали казаки (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»):

а) дружбу, веру, служение Родине; б) семью, веру, свободу;

в) веру, свободу, братство; г) братство, семью, свободу;

16. Как поступил Тарас Бульба с Андрием (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»):

а) простил за предательство; б) убил собственными руками;

в) помог бежать к любимой девушке; г) отдал на перевоспитание в монастырь;

а) он не просит пощады; б) умирает с именем прекрасной полячки на устах;

в) он даже не вспоминает об Остапе; г) не раскаивается;

18. Как изменяется характер Тараса после гибели Остапа:

а) становится грустным; б) становится беспощадным к врагам;

в) видимо не меняется; г) сломлен духовно и потерял веру в победу

Ответы к тестам по литературе для обучающихся 8 класса

№ теста

Тест № 1

Тест № 2

Тест № 3

Тест № 4

Тест № 5

Тест № 6

а, б. в, г

а, в

в. г

а, б

Тесты

по литературе 8 класс

на 2010-2011 уч.год

(промежуточная аттестация).

Т е с т № 1.

Житие. «Сказание о житии Александра Невского».

А1. Что такое житие?

    историческое повествование, которое велось по годам.

    обширное повествование в стихах или в прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

    биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

    произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность а прошлом

А2. Как звали отца Александра Невского?

1. Святослав 3. Олег

2. Ярослав 4. Рюрик

А3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

1. Давид 3. Севастьян 2. Борис 4. ПелгусийА4. Какое видение явилось Пелгусию? 1. Богородица 2. Борис и Глеб 3. Николай Чудотворец 4. Апостол Пётр

А5. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1. из Новгорода 2. из Киева 3. из Рязани 4. из Пскова

А6. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?

А7. Чем обычно завершалось повествование жития?

    похвалой святому

    нравоучительной проповедью

Тест № 2.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка.

А1. Жанр произведения:

А2. Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:

    «Честь лучше бесчестья»;

    «Долг платежом красен»;

    «Береги честь смолоду».

А3. Повествование «Капитанская дочка» ведётся от лица:

    Петра Гринёва;

  1. Емельяна Пугачёва.

А4. Как звали воспитателя и верного спутника Гринёва?

  1. Савельич

    Степаныч

А5. Чем одарил Гринёв своего вожатого, помогшего добраться до постоялого двора?

    перстнем

    пятиалтынным

  1. заячьим тулупом

А6. В унизительных словах Гринёва, адресованных Савельичу («Я твой господин, а ты мой слуга»), автор использует:

  1. синонимы

    антонимы

А7. Как вёл себя Швабрин после захвата крепости?

1. откупился 2. перешёл на сторону Пугачёва 3. сбежал из крепости 4. спрятался в доме попа

А8. Отказ Гринёва служить Пугачёву вызван тем, что:

    Гринёву не была предложена должность коменданта Белогорской крепости

    Он хотел поскорей уехать из крепости а Оренбург

    Он дворянин и присягал государыне императрице.

А9. В ответе Гринёва, отказавшегося сотрудничать с Пугачёвым, звучит:

    грубость

    искренность 3. высокомерие

А10. Что произошло с родителями Маши Мироновой после захвата крепости?

    Пугачёв их помиловал

    отец был убит, матери удалось спастись

    оба были убиты

А11. Черты характера и особенности поведения Маши Мироновой, способствующие раскрытию её образа:

    слабость, нерешительность, робость

    гордость, эгоизм, пренебрежение к людям

    сомоотверженная любовь, бескорыстие, чувство долга

А12. Пётр Гринёв вернулся в Белогорскую крепость, захваченную повстанцами, чтобы:

    арестовать Пугачёва

    спасти Машу Миронову

    передать Пугачёву письмо от генерала

А13. Почему Гринёв был заключён под стражу?

    Пугачёв сообщил, что Гринёв – его шпион

    его оговорил Швабрин

    за самовольное отлучение из Оренбурга

    его оболгали неизвестные ему перебежчики

А14. Пугачёв в повести «Капитанская дочка» представлен как:

    мятежник, преступник

    историческое лицо – предводитель народного восстания

    романтический герой

    простой человек, пользующийся уважением народа

А15. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

    ум, сметливость

    лень, бездеятельность

    удальство, широта натуры

    склонность к пьянству

    память на добро, благодарность

А16. Екатерина II показана в «Капитанской дочке» как:

    добрая, рассудительная, и справедливая женщина

    властная императрица, милосердно простившая невиновного Гринёва

    внимательная, способная к состраданию женщина, поверившая рассказам Маши.

А17. Какому герою принадлежат слова?

Казнить так казнить, жаловать так жаловать.

А18. Чей это портрет?

Наружность его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь: живые большие глаза так и бегали._______________________________

Тест №3.

Лермонтов М.Ю. «Мцыри».

А1. Жанр произведения.
      баллада поэма-исповедь стихотворение
А2. Исповедь Мцыри:
        проникнута чувством покаяния защищает его правона волю и счастье история случившего с героем
А3. Тема произведения:
          показ прошлого Грузии рассказ о жизни в монастыре красота человека, готового умереть за свободу
А4. В строках: «Но дни бегут, бегут года, им не сойтися никогда» - автор использует:
            сравнение метафору олицетворение
А5. Мцыри говорит старому монаху: ...Жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. В его словах заключена важная мысль: 1. в течение трёх дней Мцыри пережил трагедию одиночества; 2. три дня скитаний позволили герою пережить немало испытаний, в котоых он проявил себя как боец; 3. за три дня Мцыри сумел прожить целую жизнь и узнать больше, чем за годы, проведённые в монастыре.А6. Монастырь для Мцыри: 1. приют одиноких сердец, нашедших в служении Богу своё спасение; 2. тюрьма, где происходит насилие над личностью, не желающей жить без свободы и воли; 3. обитель монахов, посвятивших себя служению Богу и покинувших ради этого мирскую жизнь.А7. Смерть Мцыри воспринимается как: 1. трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы; 2. протест против насилия над личностью; 3. освобождение от зависимости, обретение свободы.

Тест № 4.

Н.В.Гоголь «Ревизор».

А1. Завязкой «Ревизора» является сцена:

1. появление Хлестакова в доме городничего;

2. разговора городничего с чиновниками;

3. сообщение Бобчинского и Добчинского об инкогнито.

А2. Монолог Осипа в начале второго действия введён автором для того, чтобы;

1. слуга мог выговориться, высказать свою досаду;

2. русская литературная критика не обвинила автора в невнимании к людям из народа;

3. рассказать о Хлестакове зрителям.

А3. Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

1. детской наивной мечтой побыть государственным чиновником;

2. страхом за своё положение, которое может измениться;

3. глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестокова в сложившихся обстоятельствах.

А4. Чиновники видят, что Хлестаков глуп, но не хотят это признать:

1. должность ревизора останавливает их;

2. страх за незаконность своих деяний лишает их речи;

3. иначе придётся признать свою глупость и ограниченность.

А5. Хлестаковщина – это:

1. безудержное, беззастенчивое хвастовство и неосмысленные и неожиданные для самого героя действия;

2. стремление следовать моде во всём;

3. карьеризм, мошенничество.

А6. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

1. случайная интрижка, которая укрепила его положение в доме городничего;

2. настоящее, светлое чувство влюблённого;

3. жестокая насмешка над провинциальной барышней.

А7. Узнав правду о Хлестакове, городничий:

1. испугался, что все теперь будут над ним смеяться;

2. негодовал, что не смог увидеть в нём глупого, никчёмного мальчишку;

3. обрадовался, что он не ревизор.

А8. Ситуация, при которой истинное лицо Хлестакова открыто лишь зрителю, а действующие лица принимают его за ревизора, создаёт:

              комический эффект;

              особый драматизм;

              пессимистическое настроение.

А9. В чём заключается смысл «немой сцены»?

1. настоящий ревизор – проснувшаяся совесть. Так Гоголь утверждает идею неизбежности возмездия за неправедную жизнь.

2. введение элементов народного творчества;

3. подчеркнуть степень удивления героев пьесы сообщением.

Т е с т №5.

И.С.Тургенев «Ася».

А1. Жанр произведения:

1. рассказ

3. повесть

А2. Причина несостоявшейся любви Аси и господина N:

1. душевная слабость, малодушие героя;

2. характер героини;

3. несогласие Гагина.

А3. Развязка в произведении:

1. отъезд Гагиных;

2. свидание у фрау Луизы;

3. последний разговор с Гагиным.

А4. В судьбе рассказчика, обречённого на одиночество, виноват:

1. господин N;

А5. Особое очарование главной героини – в её:

1. характере;

2. поведении;

3. романтической таинственности.

А6. Лирическая грусть героя произведения проникнута:

1. мечтой о будущем;

2. горьким самоосуждением

3. чувством удовлетворения от того, что Ася не стала его женой.

А7. Особое представление о героини создают:

1. рассказ о ней Гагина;

2. её поступки, поведение в различных ситуациях;

3. рассказ о ней фрау Луизы.

А8. Только теме любви посвящено произведение:

1. «Барышня-крестьянка»;

3. «Станционный смотритель».

Т е с т №6.

И.С. Тургенев «После бала».

А1. Жанр произведения:

А2. Раскрытию идеи произведения помогает:

                  антитеза

                  гипербола

                  олицетворение

А3. Как можно охарактеризовать смысл заглавия раввсказа?

1. важность судьбы героя после бала;

2. особое значение сцены расправы с солдатом;

3. важность утра, следующего за балом.

А4. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

2. на балу надел «маску» добропорядочности;

3. добросовестно, не рассуждая выполняет свои служебные обязанности;

4. искренне верит в необходимость жестокой расправы,

А5. Определите основную идею рассказа.

1. судьба человека зависит от случая;

2. осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

3. идея личной ответственности человека.

А6. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

1. замшевая перчатка;

2. белые усы и бакенбарды;

3. блестящие глаза и радостная улыбка;

4. «домодельные» сапоги.

А7. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

1. утверждает идею Толстого «непротивления злу насилием»;

3. идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

А8. Произведение заставляет задуматься о:

1. судьбе полковника;

2. личной ответственности человека за жизнь общества;

3. любви Ивана Васильевича.

А9. Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата?

1. разлюбил её;

2. сделал ей предложение;

3. возненавидел её;

4. продолжал её любить.

А10. Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:

1. он стал военным;

2. он нигде не стал больше служить;

3. во всех своих неудачах он винил полковника.

Т е с т №7.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».

А1. Жанр произведения:

                  1. стилизация былины.

А2. В основе сюжета произведения:

      фантастика

      жизненная ситуация;

      сочетание фантастики и жизнеподобия.

А3. Особенностью стиха произведения является:

        наличие высокопарной лексики;

        тесная связь с живой разговорной речью;

        нарочитая усложнённость.

А4. Василий Тёркин:

          историческая личность;

          сказочный герой;

          собирательный образ.

А5. Героя произведения можно назвать:

            исключительным;

            обыкновенным;

            заурядным.

А6. А.Т. Твардовский сравнивает советских солдат с:

              сказочными богатырями;

              средневековыми рыцарями;

              русскими воинами прошлых веков

              их отцами.

А7. В чём смысл сопоставления Тёркина с солдатом-стариком?

                показать преемственность поколений;

                подчеркнуть глубину веры Тёркина в победу

                показать общенародный характер войны

                расширить представление о разносторонности Тёркина.

То серьёзный, то потешный,

Нипочём что дождь, что снег,

В бой, вперёд, в огонь кромешный,

Он идёт, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

2. подчеркнуть исключительность главного героя;

3. показать Василия Тёркина как обобщённый, собирательный образ русского солдата;

4. утвердить непобедимость русского национального характера.

Сочинение


Назовите отличительные особенности жан­ра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?

Жанр жития возник и сложился в Ви­зантии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Жи­тиями (слово житие в церковнославян­ском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о свя­тых - государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели жи­тийного жанра ориентировались на Свя­щенное Писание, образы которого, и преж­де всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам - ка­нону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих свя­тых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность - вот что стремились показать в житии. По­вествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конк­ретного человека во всех ее деталях и под­робностях, а некое обобщенное воплоще­ние святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали пред­ставлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытово­го, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литерату­ра стремилась к поучительному воздейст­вию на читателя.

Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?

Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись при­чины, побудившие автора начать повест­вование; далее следовала основная часть - рассказ о жизни святого, его смерти и по­смертных чудесах; завершалось житие по­хвалой святому.

Найдите в тексте портретную характерис­тику Александра Невского. Какой прием использу­ет автор жития, давая характеристику герою? С ка­кими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи вы­браны автором для сравнения?

Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поста­вил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис­ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета - правителями, являвшимися воплощением лучших чело­веческих качеств - красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф - любимый сын Иакова и Рахили, Самсон - богатырь, об­ладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соло­мон - царь Израильско-иудейского го­сударства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попро­сил не богатства и славы, а мудрости. Бо­гу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением по­нимать язык птиц и зверей, а сверх того - богатством. Соломон прославился спра­ведливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) - рим­ский полководец, подавлявший восста­ние в Иудее, император, известный воин­скими победами.

Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчер­кивает его особенность, исключитель­ность, идеальность.

Какие эпизоды жития вызывают эмоцио­нальный подъем у читателя? Почему? Какие худо­жественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?

Эпизод о явлении святых Бориса и Гле­ба, без сомнения, оказывает сильное воз­действие на читателя так же, как и описа­ние посмертного чуда. Автор жития ре­ализует свою цель - донести до читателя или слушателя символы православной ве­ры и вызвать чувство восторга, эмоцио­нальный подъем.

В видении накануне сражения с римля­нами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплыв­шие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, бо­ровшегося за киевский престол, а после смерти - канонизированы и признаны святыми. Видение может быть истолкова­но как Божие благословение князя на свя­тое дело - защиту отечества.

В житии описано посмертное чудо: ког­да было положено тело Александра Нев­ского в гробницу, «Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную». Александр же поднял руку и принял гра­моту из рук митрополита, которого охва­тило смятение. Так прославил Бог угодни­ка своего.

Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читате­лей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.

Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, не­мцы безбожные, воины, храбрые, силь­ные, стойкие, сеча великая.

Сравнения: гребцы же сидели, слов­но мглою одетые.