Другие, принципиально новые, стиле управления были предложены Р. Лайкертом:
1. Стиль управления, сосредоточенный на работе;
2. Стиль управления, сосредоточенный на человеке.
Руководители, сосредоточены на работе (ориентированные на задания), заботятся, прежде всего, о выполнении задачи, о системе вознаграждения за выполнение работы, повышение производительности труда.
Руководители, сосредоточенные на человеке (ориентированные на работника), стремятся повысить производительность труда, прежде всего, путем усовершенствования человеческих отношений (участие подчиненных в принятии решений, помощь в решении проблем и т.п.).
Р. Лайкерт придерживался мнения, что стиль управления может быть ориентирован или на работу, или на работника. При этом результаты его исследований свидетельствовали, что стиль, ориентированный на работника, почти во всех случаях способствовал повышению производительного труда.
Р. Лайкерт предложил четыре базовых системы стилей управления (табл. 12.4):
3. Консультативно-демократическая;
4. партисипативное-демократическая.
По мнению Р. Лайкерта, четвертая система является самой эффективной .
Таблица 12.4
Системы руководителей за Р. Лайкертом
система 1 |
система 2 |
система 3 |
система 4 |
консультативно демократическая |
Партисипативно- демократическая |
||
руководители автократические, а не доверяют подчиненным, мотивируют угрозой наказания, применяют поощрения, информацию допускают только сверху вниз, ограничивают принятие решений только верхним |
Руководители уверены в себе, верят в подчиненных, мотивируют их поощрениями, в определенной мере - страхом и наказанием, допускают информацию снизу, выслушивают идеи подчиненных, позволяют принимать решения, но под строгим контролем |
Руководители доверяют подчиненным, но не полностью, конструктивно используют их идеи, для мотивации используют поощрения, редко - наказание, организуют поток информации в обоих направлениях, консультируются 3 подчиненными |
руководители проявляют полное доверие подчиненным по всем вопросам, всегда выслушивают их мнению, конструктивно ее используют, поощряют подчиненных, привлекают их к постановке целей и оценке работы, широкий обмен информацией, действуют наравне с подчиненными |
Двухмерная трактовка стилей управления
Ученые университета штата Огайо предложили принципиально новую классификацию стилей управления. По результатам своих исследований они пришли к выводу, что хотя автократический руководитель не может одновременно быть демократическим, но он способен, уделяя много внимания работе, заботиться и о человеческих отношениях (разве нельзя быть одновременно требовательным и внимательным, заботливым людям). Иными словами, руководитель может вести себя так, что будет одновременно ориентирован и на работу, и на людей. Отсюда появляется возможность классифицировать стили управления сразу по двум критериям.
Развивая эту концепцию, Р. Блейк и Дж. Моутон построили играть, содержащий пять основных стилей управления.
Вертикальная ось схемы ранжирует заботу менеджера о человеке по шкале от одного до девяти, а горизонтальная - заботу менеджера о работе по такой же шкале. Стиль управления определяется по обоим приведенным критериям одновременно. Блейк и Моутон определяют четыре предельных и одну среднюю позиции решетки как показано на рис. 12.1.
Блейк и Моутон разделили "силовое поле" на девять градаций по каждому вектору и получили соответствующие играть.
Рис. 12.1. "Управленческие играть"
X - внимание на производство В - внимание на персонал
Код 9: 1 определяет стиль управления, без остатка ориентирован на производство. Это твердый тип администратора, минимум внимания уделяет персонала и воспринимает его лишь как исполнителей собственных распоряжений. Его девиз "Результат - это все". Подчиненные пытаются выйти из давления диктатора, а он отвечает тотальным контролем деятельности. Менеджер 9: 1 неудовлетворительное руководитель.
Код 1: 9 прямо противоположный предыдущему типу менеджера. Производительность труда его не слишком беспокоит. Его девиз "Постоянно оставайся самим собой". Предпочтение отдает демократическому стилю руководства.
Код 5: 5 - ориентированный на создание команды. Зато его стремление "поймать двух зайцев одновременно" часто приводит к средним результатам.
Код 1: 1 - яркий пример неудовлетворительно руководства. Либерализм, минимум усилий, бесхарактерность или некомпетентность администрации приводят к анархии в коллективе.
Код 9: 9 - это идеальный и, как правило, недостижим на практике стиль руководства, позволяет достичь блестящих результатов. Выполнение работы обеспечивается совместными усилиями всего коллектива, развита система поощрений, высокая производительность труда.
Кроме того, Блейк и Мутон выделили три дополнительных стиле управления, рассматриваются как определенные сообщения пяти "чистых" стилей в решетке:
1. Патернализм (сочетание ситуации 9.1, с точки зрения управления и контроля, с системой поощрения в ситуации 1.9) как тип поведения руководителя ассоциируется с фигурой отца семейства. Он не скупой на похвалы за проделанную работу, поощряет, поддерживает, но создает среду, в которой рабочие не действуют без его определения. Награждение и поддержка предоставляются подчиненным в обмен на послушание и лояльность.
2. Оппортунизм - это сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить позицию руководителя или предоставить ему определенные личные предпочтения. Каждый шаг оппортуниста осуществляется по тактическим соображениям и являются средствами достижения личного успеха (вклад в успех организации на втором плане по отношению к личной выгоде).
3. Фасадизм или внешнее благополучие - это имитация ситуации 9.9 с целью скрыть истинные мотивы своего поведения руководителя .
Рэнсис Лайкерт Два наиболее сильных течения в изучении процесса руководства получили начало в середине 40-х годов в государственном университете Огайо и университете Мичигана. Именно там были заложены основы теории поведения. Инициативное руководство проводимыми исследованиями осуществляли Ральф Стогдилл в Огайо и Рэнсис Лайкерт в Мичигане. Оба они пришли к заключению, что существует два принципиальных измерения поведения лидера.
Руководитель, сосредоточенный на работе Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Этот подход основан на стремлении руководителя заставить подчиненных работать так, чтобы достичь максимальной производительности. Менеджеры, которые поддерживают подобный стиль поведения, требуют строгого подчинения рабочим распорядкам, четкого выполнения задач, стоящих перед всем коллективом. Они зачастую автократичны в своих решениях, превыше всего ставят правила, инструкции, процедуры.
Руководитель, сосредоточенный на людях Первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредоточивает внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений: делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Он активно считается с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы и поощряет их профессиональный рост. Как правило, руководители такого типа отличаются мягким, открытым, дружелюбным характером. Коллективы, возглавляемые таким менеджером, отличаются сплоченностью и гармоничностью.
Эксплуататорско - авторитарная система В данной модели руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основной стимул страх и угроза наказания, вознаграждения здесь случайны. Эта модель ориентирована на задачу с жестко структурированной системой управления.
Благосклонно- авторитарная система Данная модель предполагает, что руководство удостаивает подчиненных некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительное, а наказание потенциальное.
Консультативно – демократическая система В этой модели руководство проявляет большое, но не полное доверие к подчиненным. Общие вопросы решаются наверху, частные делегируются вниз. Кроме систематического вознаграждения и случайных наказаний для мотивации используется ограниченное включение в принятие решений.
Система основанная на участии Данная модель характеризует полное доверие. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только вверх-вниз, но и горизонтально. Это модель ориентирована на отношения, в основе которых лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль.
Преимущества Преимущества концепции Лайкерта в том, что ее можно легко операционализировать и использовать в социологическом исследовании. Лайкерт опросил сотни менеджеров в десятках компаний не только для проверки своей модели, но и для того, чтобы доказать (с помощью специальной процедуры): самая эффективная, продуктивная организация (предприятие, цех, участок) имеет руководителя, которого можно охарактеризовать моделью 4.
Выводы: Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жесткой сконструированной системой управления, а модель 4 ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Модели 2 и 3 являются промежуточными. Опытный руководитель знает: то, как он представляет себе свой стиль поведения, не имеет никакого значения. Подчиненные будут вести себя в соответствии с их собственными представлениями о стиле руководства. Руководитель может быть искренне убежден в том, что он «демократ», хотя на самом деле его действия оцениваются подчиненными в терминах модели «руководитель, ориентированный на задачу». Чтобы считаться эффективным руководителем, он должен знать, каким видят его окружающие.
Р. Лайкерт разработал собственную теорию стилей руководства и расположил их на некоторой протяженности от 1 до 4.
В модели 1 руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основной стимул - страх и угроза наказания, вознаграждения здесь случайны.
Модель 2 предполагает, что руководство удостаивает подчиненных некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть ре-
шений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительнее, а наказание - потенциальное.
В модели 3 руководство проявляет большое, но не полное доверие к подчиненным. Общие вопросы решаются наверху, частные делегируются вниз. Кроме систематического вознаграждения и случайных наказаний для мотивации используется ограниченное включение в принятие решений.
Модель 4 характеризует полное доверие. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только вверх-вниз, но и горизонтально. Достигнуто полное взаимодействие с высоким уровнем доверия.
10. Стратегия модификации
Модификация делает акцент на наблюдаемом поведении людей в организации. Выделяются четыре уровня модификации, или изменения: знания, установки, поведение и групповая деятельность. Первый уровень легко поддается изменению в зависимости от уровня и требований работы. Установка человека включает в себя еще и эмоциональную компоненту, поэтому её менять сложнее. Еще труднее изменить поведение. Человек знает об опасности курения, чувствует ухудшение здоровья, но не в состоянии изменить свое поведение в силу долговременной привычки. И самое трудное - изменение групповой деятельности. Группа представляет собой самовосстаназливающуюся форму совместной деятельности, поэтому изменить поведение отдельного его члена без предварительного изменения групповых норм и ценностей - дело чуть ли не безнадежное. Изменить можно, насильно вводя инновации и путем привлечения работников к этим изменениям.
Есть и наши отечественные модели управления организацией (Р.В. Рывкина, А.И. Пригожина), но они слабо внедряются в производство и особенно не доказали свою эффективность и жизненность. Все эти управленческие аспекты и действия совершаются в социальной организации.
Современное состояние теории управления направлено на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений об управлении. Спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен. Разработаны новые направления и течения, введены новые конструктивные понятия, сформировались перспективные тенденции развития теории управления. В частности, это концепции «стратегического управления» и управления персоналом», «инновационного менеджмента», «производственного менеджмента», понятия «организационная культура» и «управленческие способности».
Можно выделить также основные тенденции современного этапа развития теории управления.
Первая связана с повышением уровня материально-технической базы современного производства и услуг. Управленческая мысль концентрирует свои усилия на управлении операциями и поднятии уровня производительности с помощью синтеза дея-тельности людей и использования технических возможностей (компьютерной техники).
Вторая состоит в дальнейшей демократизации управления, участия в доходах и собственности организаций рядовых работников, в осуществлении ими управленческих функций, участия в собственности.
Третья тенденция - интернационализация управления, бизнеса. В 90-е годы большинство развитых стран перешло к открытой экономике, что резко повысило международную конкуренцию, а она, в свою очередь, усилила кооперацию производства, вызвала рост транснациональных компаний. Международный опыт управления подсказывает ряд новых проблем, стоящих перед теорией и практикой социологии и психологии управления.
Сегодня все более широкое распространение получает теория, получившая название «демократия на рабочих места». Суть этой теории состоит в расширении полномочий всех низовых звеньев. Она созвучна теории партисипативного управления. Партисипативное управление направлено на раскрепощение инициативы и творческой активности работника, создание про-
стора для индивидуальных достижений талантливых людей; обеспечивает необходимое интегрирование оценочных усилий на единое коллективное действие. Партисипативность - это вовлечение работников в управление путем делегирования им управленческих полномочий. Партисипативный стиль руководства применим в управлении деятельностью подчиненных при следующих условиях:
а) если руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный, профессиональный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных;
б) если подчиненные имеют высокий уровень знаний, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе;
в) если задача, стоящая перед сотрудниками, предполагает множественность решений, требует глубокого анализа и высокого профессионализма исполнения, напряженных усилий и творческого подхода.
Партисипативный стиль руководства предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда выслушивают и конструктивно используют их мнение, организуют широкий и всесторонний обмен информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их достижением, широко используя в качестве средства стимулирования разнообразные формы поощрения. Такой стиль управления может быть признан целесообразным для руководства аналитическими, научно-исследовательскими подразделениями, группами разработчиков и других подобных подразделений органов управления, в которых важен новаторский подход к решению задач.
5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Расскажите, как идет процесс гуманизации образования.
2. Какова сущность управления?
3. Каковы объективные и субъективные факторы управления?
4. Как соотносится социология и психология управления с другими дисциплинами?
5. Что является объектом и предметом социологии и психологии управления?
6. Каковы основные задачи социологии и психологии управления?
7. Какими принципами руководствуется современное управление?
8. Какие термины входят в понятийный аппарат социологии и психологии управления?
9. Когда возникла теория научного управления?
10. Чем известна «школа человеческих отношений»?
11. Кто является классиками управления?
12. Какой вклад внес в теорию управления Тейлор?
13. Когда и кем впервые были сформулированы принципы управления?
14. В чем суть теории потребностей А. Маслоу?
15. Почему теория Ф. Херцберга называется двухфакторной?
16. Чем характеризуется «Теория X» и «Теория У» Д. Мак Грегора?
17. Какое значение имеет для управления теория Р. Лайкерта?
Четыре системы Лайкерта
Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства.
Система 1. Эксплуататорско-авторитарная
Лайкерт описывает руководителей, относящихся к системе 1, как эксплуататорско -авторитарных. Эти руководители имеют характеристики автократа.
Система 2. Благосклонно-авторитарная
Система 2 называется благосклонно-авторитарной, потому что руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.
Система 3. Консультативно-демократическая
Руководители этой системы проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Система 4. Основанная на участии
Групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двусторонне и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.
Р. Лайкерт разработал собственную теорию стилей руководства и расположил их на некоторой протяженности от 1 до 4.
· В модели 1: руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основной стимул - страх и угроза наказания, вознаграждения здесь случайны. Эта модель ориентирована на задачу с жестко структурированной системой управления.
· Модель 2: предполагает, что руководство удостаивает подчиненных некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительное, а наказание - потенциальное.
· В модели 3: руководство проявляет большое, но не полное доверие к подчиненным. Общие вопросы решаются наверху, частные делегируются вниз. Кроме систематического вознаграждения и случайных наказаний для мотивации используется ограниченное включение в принятие решений.
· Модель 4: характеризует полное доверие. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только вверх-вниз, но и горизонтально. Это модель ориентирована на отношения, в основе которых лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль.
Модели 2 и 3 – промежуточные.
Преимущества концепции Лайкерта в том, что ее можно легко операционализировать и использовать в социологическом исследовании.
Лайкерт опросил сотни менеджеров в десятках компаний не только для проверки своей модели, но и для того, чтобы доказать (с помощью специальной процедуры): самая эффективная, продуктивная организация (предприятие, цех, участок) имеет руководителя, которого можно охарактеризовать моделью 4.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Понятие социологии управления
На сайте сайт читайте: "понятие социологии управления"..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Объективные предпосылки возрастания научного знания к системе управления
Управление - непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтоб
Объект, предмет и задачи социологии управления
в Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в у
Методы социологии управления
1. организационно – административные
· система законодательных актов страны;
· система нормативных документов вышестоящих структур управления;
Лекция 2 развитие управленческой мысли и основные теории управления
1. Теория рационализации Ф.Тейлора.
2. Административная теория А.Файоля.
3. Классики социологии об управлении.
4. Классическая теория организации: выводы.
5. Тео
Теория рационализации Ф. Тейлора
Американца Фредерика Тейлора (1856-1915) считают родоначальником науки управления. Ему принадлежит заслуга технического совершенствования организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро
Административная теория А. Файоля
Французский инженер и предприниматель Анри Файоль {1841-1925) создал так называемую административную теорию управления. Он утверждал: управлять - значит вести предприятие к опр
Классики социологии об управлении
Классический период развития социологии управления (XIX - начало XX вв.) имеет свои отличительные особенности и характеризуется заметным вкладом в неё прежде всего французской школой социологии, на
Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга
1-я идея:
Идеи Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Фредерика Херцберга. Она основывается на независимых факторах, обнаруженных в ходе исс
Стратегия модификации
Сегодня все более широкое распространение получает теория, получившая название «демократия на рабочих местах». Суть этой теории состоит в расширении полномочий всех низовых звеньев. Другое названи
Можно выделить основные тенденции современного этапа развития теории управления
Первая связана с повышением уровня материально-технической базы современного производства и услуг. Управленческая мысль концентрирует свои усилия на управлении операциями и поднятии уровня
Формы управления
1) пирамидальная структура (иерархия):
Это
Элементы организации
Организации - это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования. Однако их анализ нужно начинать с достаточно простой модели (см. рис.).
Внешнее окружение
Понятие культуры, организационная кульутра
Культура оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей. Однако только в последние годы менеджеры начали понимать и ценить значение общей культуры для п
Организационная культура
Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным и в нашей стране, и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в Росси
Происхождение организационной культуры
Многие вопросы, связанные организационной культурой сами по себе новыми не являются. За последние 15-20 лет была проведена систематизация имеющегося материала.
1.Первой по
Уровни и компоненты организационной культуры
Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной к
Типология организационной культуры
Существует несколько подходов к типологии организационной культуры. Каждый подход использует определенные критерии для анализа организационной культуры, позволяющие выделить ведущИ-е тенденции ж
С высоким и низким уровнем дистанции власти
Параметры культуры
Культура с высоким уровнем дистанции власти
Культура с низким уровнем дистанции власти
Частота выражения подчине
С высоким и низким уровнем избегания неопределенности
Параметры культуры
Культура с низким уровнем избегания неопределенности
Культура с высоким уровнем избегания неопределенности
Отноше
Диагностика эффективности организационных культур
Организационную культуру можно изучать вполне конкретными методами. Существуют даже формулы, по которым определяются индексы описания различных элементов культуры в организации. В частности с помощ
Особенности структуры управления в зависимости от величины индекса
“дистанция власти”
Низкий индекс
Высокий индекс
Тенденция к децентрализации
Тенденция к централизации
Интервью и анкетный опрос
Один из способов, которым можно начать изучение культуры, - опросить работников организации. Можно начать с вопроса: "Можете ли вы описать культуру, которая сложилась в вашей организации?
Косвенные методы
Очень богатую информацию можно получить, попросив работников организации охарактеризовать особенности сложившейся оргкультуры не прямо, а косвенно,предложив им подобрать несколько
Изучение устного фольклора
В любой организации есть свой фольклор, который нигде не записан и передается из уст в уста. Именно в нем находят отражение основные черты сложившейся организационной культуры. Цен
Анализ документов
Культура организации находит свое отражение и в документах (планах, программах, приказах, распоряжениях, положениях). Хотя живая культура больше отражается в представлениях и ценностях работников и
Изучение сложившейся практики управления
Сложившаяся в организации практика управления также является важным источником информации о преобладающей организационной культуре. Насколько в компании преобладает авторитарное управление, как при
Изменение организационной культуры
Организационная культура – не постоянное явление. Культуре свойственно меняться. Это изменение может быть вызвано многими факторами. Чаще всего это трудоёмкий процесс, который связан с большими зат
Понятие социального проектирования, его объект и субъект
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Субъект и объект социального проектирования
Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельные личности, так и органи
Методики социального проектирования
Социальное проектирование использует специальные методики. Методики - это способы достижения цели; построение социального проекта - это определенным способом упорядоченн
Психологическая проекция
Как уже было сказано на предыдущей лекции: термин «projectio» происходит от латинского «бросание вперед, выбрасывание». В основном этот термин использовался в психологии для характеристики восприя
Социальная проекция как форма видения будущего
Кроме психического переноса вполне правомерно рассматривать и перенос социальный. Именно это наполняет проекцию социальным смыслом.
В чём смысл социального переноса?
1. Человек
Социальная диагностика
Начнём с диагноза. Социальная диагностика - это установление степени соответствия (несоответствия) параметров социальной реальности (ресурсов, свойств объектов, социальных установок) социальны
Социальное предвидение
В современной зарубежной и отечественной литературе научное предвидение обычно подразделяется на естественнонаучное (перспективы развития природы в целом или отдельных ее явлений) и социальное (п
Социальное прогнозирование
Слово «прогнозирование» происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. Однако, социальное прогнозирование - не один из видов предвидения, а следующий этап, который связа
Метод экстраполяции
Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнозировании. Экстраполяция - это распространение выводов, сдела
Социальное планирование
Развитие общества не должно быть стихийным и непредсказуемым. Историческая практика говорит о том, что общество тогда может целенаправленно изменяться, когда оно планомерно, на основе научных да
Формы социального планирования
Формы социального планирования различаются, прежде всего, следующим образом:
во-первых, адресным планированием,
во-вторых, планированием при помощи косве
Методы социального планирования
Методы планирования обусловлены теми конкретными задачами, которые ставятся при развитии социальных отношений и социальных структур.
Выделим некоторые общеприменимые методы социального п
Экономико-математические методы
Название группы этих методов достаточно условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отм
Социальное конструирование и социальная инженерия
Социальная инженерия, как социологическая концепция, получившая изначально свое развитие в работах западных социологов, обозначает «социальное конструирование» в рамках частных социальных процессо
Вопросы к экзамену
1 Предпосылки возникновения научного управления.
2 Отличие «социологии управления» то «менеджмента».
3 Объект, предмет и задачи социологии управления.
4 Методы социологии