В помощь школьнику. «Лагерная» тема в русской литературе

Комедия «Горе от ума» Грибоедова. Чацкий – бунтарь, мятежник, поднимается против толпы., московского общества того времени. Ему дики и чужды их повадки, его изумляет мораль общества. Он не боится высказывать свое мнение. В монологе «А судьи кто?» раскрывается полностью его сущность. Проблема толпы в том, что они не умеют слушать и даже не хотят внимать истине. Они считают « истиной» заветы своих отцов- лицемеров, что уже давно изжили себя.

Творчество Маяковского посвящено теме противостояния героя и толпы. Толпа - это пошляки, живущие бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства. Герой одинок в своем мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов, готов на борьбу с непониманием. Например, в стихотворения «А Вы могли бы?» проведена резкая черта между «я» и «вы».

Главная героиня Мария, встретив раненого врага(немца) предстала перед нравственным выбором, убить его или не убить? за все совершенные их злодеяния, но это был мальчик, его крик "мама" остановил ее, героиня не смогла пойти на отчаяный шаг, сумела вовремя остановиться, поняв что ненависть, которая перехлестнула ее, ни к чему хорошему бы и не привела

На берегу Ангару власти собрались строить платину, которая затопит близ лежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине старушке Дарье представляется право нравственного выбора: уехать, или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.

Создает психологический портрет старца-художника Есихидэ, очень известного в своих местах - в первую очередь, ужасным, асоциальным характером и соответствующими картинами. Единственное, что радует его глаза - единственная дочь. Однажды правитель заказал у него картину, изображающую Ад и муки грешников в оном. Старик согласился, однако при условии, что для большей реалистичности он увидит смерть женщины в падающей карете. Возможность ему такую предоставили, однако, как оказалось в последствии, женщиной той оказалась его собственная дочь. Есихидэ спокойно работает над картиной, однако по завершению оной, заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом, оценивать искусство сквозь мораль стоит, однако оценка эта целиком зависит от собственно идеалов оценивающего субъекта. У Есихидэ была одна ценность - его дочь, которую из-за искусства он потерял. Результат - соответствующий.

Счастье каждый понимает по-разному. Герой рассказа, например, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын задумал, когда был зимой 1950-1951 гг. в Экибазстузском лагере. Он решил описать все годы заключения одним днём, «и это будет всё». Первоначальное название рассказа – лагерный номер писателя.

Рассказ, который назывался «Щ-854. Один день одного зэка», написан в 1951 г. в Рязани. Там Солженицын работал учителем физики и астрономии. Рассказ был напечатан в 1962 г. в журнале «Новый мир» № 11 по ходатайству самого Хрущёва, дважды выходил отдельными книжками. Это первое напечатанное произведение Солженицына, принесшее ему славу. С 1971 г. издания рассказа уничтожались по негласной инструкции ЦК партии.

Солженицын получил множество писем от бывших заключённых. На этом материале он писал «Архипелаг ГУЛАГ», назвав «Один день Ивана Денисовича» пьедесталом к нему.

Главный герой Иван Денисович не имеет прототипа. Его характер и повадки напоминают солдата Шухова, который воевал в Великую Отечественную войну в батарее Солженицына. Но Шухов никогда не сидел. Герой – собирательный образ множества виденных Солженицыным заключённых и воплощение опыта самого Солженицына. Остальные герои рассказа написаны «с натуры», их прототипы имеют такие же биографии. Образ капитана Буйновского также собирательный.

Ахматова считала, что это произведение должен прочитать и выучить наизусть каждый человек в СССР.

Литературное направление и жанр

Солженицын назвал «Один день...» рассказом, но при печати в «Новом мире» жанр определили как повесть. Действительно, по объёму произведение может считаться повестью, но ни время действия, ни количество героев не соответствуют этому жанру. С другой стороны, в бараках сидят представители всех национальностей и слоёв населения СССР. Так что страна представляется местом заключения, «тюрьмой народов». А это обобщение позволяет назвать произведение повестью.

Литературное направление рассказа – реализм, не считая упомянутого модернистского обобщения. Как ясно из названия, показан один день заключённого. Это типичный герой, обобщённый образ не только заключённого, но и вообще советского человека, выживающего, несвободного.

Рассказ Солженицына самим фактом своего существования уничтожил стройную концепцию социалистического реализма.

Проблематика

Для советских людей рассказ открыл запретную тему – жизнь миллионов людей, попавших в лагеря. Рассказ как будто разоблачал культ личности Сталина, но имя Сталина один раз Солженицын упомянул по настоянию редактора «Нового мира» Твардовского. Для Солженицына, когда-то преданного коммуниста, попавшего в заключение за то, что в письме к другу ругал «Пахана» (Сталина), это произведение – разоблачение всего советского строя и общества.

В рассказе поднимается множество философских и этических проблем: свобода и достоинство человека, справедливость наказания, проблема взаимоотношений между людьми.

Солженицын обращаетс к традиционной для русской литературы проблеме маленького человека. Цель многочисленных советских лагерей – всех людей сделать маленькими, винтиками большого механизма. Кто маленьким стать не может, должен погибнуть. Рассказ обобщённо изображает всю страну как большой лагерный барак. Сам Солженицын говорил: «Мне виделся советский режим, а не Сталин один». Так понимали произведение читатели. Это быстро поняли и власти и объявили рассказ вне закона.

Сюжет и композиция

Солженицын задался целью описать один день, с раннего утра и до позднего вечера, обычного человека, ничем не примечательного заключённого. Через рассуждения или воспоминания Ивана Денисовича читатель узнаёт мельчайшие подробности жизни зэков, некоторые факты биографии главного героя и его окружения и причины, по которым герои попали в лагерь.

Этот день Иван Денисович считает почти счастливым. Лакшин замечал, что это сильный художественный ход, потому что читатель сам домысливает, каким может быть самый несчастный день. Маршак отметил, что это повесть не о лагере, а о человеке.

Герои рассказа

Шухов – крестьянин, солдат. Он попал в лагерь по обычной причине. Он честно воевал на фронте, но оказался в плену, из которого бежал. Этого было достаточно для обвинения.

Шухов – носитель народной крестьянской психологии. Его черты характера типичны для русского простого человека. Он добрый, но не лишён лукавства, выносливый и жизнестойкий, способен к любой работе руками, прекрасный мастер. Шухову странно сидеть в чистой комнате и целых 5 минут ничего не делать. Чуковский назвал его родным братом Василия Тёркина.

Солженицын умышленно не сделал героя интеллигентом или несправедливо пострадавшим офицером, коммунистом. Это должен был быть «средний солдат ГУЛАГа, на которого всё сыплется».

Лагерь и советская власть в рассказе описываются глазами Шухова и приобретают черты творца и его творения, но творец этот – враг человека. Человек в лагере противостоит всему. Например, силам природы: 37 градусов Шухова противостоят 27 градусам мороза.

У лагеря своя история, мифология. Иван Денисович вспоминает, как у него отобрали ботинки, выдав валенки (чтобы не было двух пар обуви), как, чтобы мучить людей, велели собирать хлеб в чемоданы (и нужно было помечать свой кусок). Время в этом хронотопе тоже течёт по своим законам, потому что в этом лагере ни у кого не было конца срока. В этом контексте иронично звучит утверждение, что человек в лагере дороже золота, потому что вместо потерянного зэка надзиратель добавит свою голову. Таким образом, количество людей в этом мифологическом мире не уменьшается.

Время тоже не принадлежит заключённым, потому что лагерник живёт для себя только 20 минут в день:10 минут за завтраком, по 5 за обедом и ужином.

В лагере особые законы, по которым человек человеку волк (недаром фамилия начальника режима лейтенанта Волковой). Для этого сурового мира даны свои критерии жизни и справедливости. Им учит Шухова его первый бригадир. Он говорит, что в лагере «закон – тайга», и учит, что погибает тот, кто лижет миски, надеется на санчасть и стучит «куму» (чекисту) на других. Но, если вдуматься, это законы человеческого общежития: нельзя унижаться, притворяться и предавать ближнего.

Всем героям рассказа автор глазами Шухова уделяет равное внимание. И все они ведут себя достойно. Солженицын восхищается баптистом Алёшкой, который не оставляет молитву и так искусно прячет в щель в стене книжечку, в которой переписано пол-Евангелия, что её до сих пор не нашли при обыске. Симпатичны писателю западные украинцы, бандеровцы, которые тоже молятся перед едой. Иван Денисович сочувствует Гопчику, мальчишке, которого посадили за то, что носил бандеровцам в лес молоко.

Бригадир Тюрин описан почти с любовью. Он – «сын ГУЛАГа, сидящий второй срок. Он заботится о своих подопечных, а бригадир – это всё в лагере.

Не теряют достоинства в любых обстоятельствах бывший кинорежиссёр Цезарь Маркович, бывший капитан второго ранга Буйновский, бывший бандеровец Павел.

Солженицын вместе со своим героем осуждает Пантелеева, который остаётся в лагере, чтобы стучать на кого-то, утратившего человеческий облик Фетюкова, который лижет миски и выпрашивает окурки.

Художественное своеобразие рассказа

В рассказе сняты языковые табу. Страна познакомилась с жаргоном заключённых (зэк, шмон, шерстить, качать права). В конце рассказа прилагался словарик для тех, кто имел счастье таких слов не узнать.

Рассказ написан от третьего лица, читатель видит Ивана Денисовича со стороны, весь его длинный день проходит перед глазами. Но при этом всё происходящее Солженицын описывает словами и мыслями Ивана Денисовича, человека из народа, крестьянина. Он выживает хитростью, изворотливостью. Так возникают особые лагерные афоризмы: работа – палка о двух концах; для людей давай качество, а для начальника – показуху; надо стараться. чтобы надзиратель тебя не видел в одиночку, а только в толпе.

Повесть Солженицына "Один день Ивана Денисовича" была создана в 1959 году. Автор написал ее в перерыве между работой над романом "В круге первом". Всего лишь за 40 дней создал Солженицын "Один день Ивана Денисовича". Анализ этого произведения - тема данной статьи.

Тематика произведения

Читатель повести знакомится с жизнью в лагерной зоне русского мужика. Однако тематика произведения к лагерному быту не сводится. Кроме подробностей выживания в зоне, в "Одном дне..." содержатся детали жизни в деревне, описанные через призму сознания героя. В рассказе Тюрина, бригадира, - свидетельства о последствиях, к которым привела коллективизация в стране. В различных спорах, которые ведут между собой лагерные интеллигенты, обсуждаются различные явления советского искусства (театральная премьера фильм "Иоанн Грозный" С. Эйзенштейна). В связи с судьбами товарищей Шухова по лагерю упоминаются многие подробности истории советского периода.

Тема судьбы России является основной темой творчества такого писателя, как Солженицын. "Один день Ивана Денисовича", анализ которого нас интересует, не исключение. В нем локальные, частные темы вписаны органично в эту общую проблему. В этом отношении показательна тема судьбы искусства в государстве с тоталитарным строем. Так, художники из лагеря пишут бесплатные картины для начальства. Искусство советской эпохи, по мысли Солженицына, стало частью общего аппарата угнетения. Эпизодом размышлений Шухова о производящих крашеные "ковры" деревенских кустарях поддержан мотив деградации искусства.

Сюжет повести

Хроникальным является сюжет повести, которую создал Солженицын ("Один день Ивана Денисовича"). Анализ показывает, что хотя сюжетную основу составляют события продолжительностью всего лишь один день, предлагерную биографию главного героя представить позволяют его воспоминания. Родился Иван Шухов в 1911 году. Он провел в деревне Темгенево свои довоенные годы. В семье его - две дочери (рано умер единственный сын). Шухов на войне находится с первых ее дней. Он был ранен, затем попал в плен, откуда ему удалось сбежать. В 1943 году Шухов был осужден за по сфабрикованному делу. Он отсидел на момент сюжетного действия 8 лет. Действие произведения происходит в Казахстане, в каторжном лагере. Один из январских дней 1951 года описал Солженицын ("Один день Ивана Денисовича").

Анализ системы персонажей произведения

Хотя основная часть персонажей обрисована автором лаконичными средствами, Солженицыну удалось добиться в их изображении пластической выразительности. Мы наблюдаем разноцветье индивидуальностей, богатство человеческих типов в произведении "Один день Ивана Денисовича". Герои повести изображены лаконично, но при этом надолго остаются в памяти читателя. Писателю порой достаточно для этого лишь одного-двух фрагментов, экспрессивных зарисовок. Солженицын (фото автора представлено ниже) чуток к национальной, профессиональной и сословной специфике созданных им человеческих характеров.

Отношения между персонажами подчиняются строгой лагерной иерархии в произведении "Один день Ивана Денисовича". Краткое содержание всей тюремной жизни главного героя, представленное в одном дне, позволяет сделать вывод о том, что между лагерной администрацией и заключенными - непреодолимая пропасть. Примечательно отсутствие в этой повести имен, а иногда и фамилий множества охранников и надсмотрщиков. Индивидуальность этих персонажей проявляется лишь в формах насилия, а также в степени свирепости. Напротив, несмотря на обезличивающую номерную систему, многие из лагерников в сознании героя присутствуют с именами, а порой и с отчествами. Это говорит о том, что они сохранили индивидуальность. Хотя это свидетельство не относится к так называемым стукачам, придуркам и фитилям, описанным в произведении "Один день Ивана Денисовича". Герои эти также не имеют имен. В целом Солженицын рассказывает о том, как система безуспешно пытается превратить людей в детали тоталитарной машины. Особенно важны в этом отношении, кроме главного героя, образы Тюрина (бригадира), Павло (его помощника), Буйновского (кавторанга), баптиста Алешки и латыша Кильгаса.

Главный герой

В произведении "Один день Ивана Денисовича" образ главного героя весьма примечателен. Солженицын сделал им обыкновенного мужика, русского крестьянина. Хотя заведомо "исключительными" являются обстоятельства лагерной жизни, писатель в своем герое намеренно акцентирует внешнюю неброскость, "нормальность" поведения. По мысли Солженицына, судьба страны зависит от врожденной нравственности и природной стойкости простого человека. В Шухове главное - неистребимое внутреннее достоинство. Иван Денисович, даже прислуживая более образованным своим солагерникам, вековым мужицким привычкам не изменяет и себя не роняет.

Очень важна в характеристике этого героя его рабочая сноровка: Шухову удалось обзавестись своим удобным мастерком; для того чтобы отлить позднее ложки, он прячет куски он выточил складной ножичек и умело его припрятывал. Далее незначительные на первый взгляд подробности существования этого героя, его манера держаться, своеобразный крестьянский этикет, бытовые привычки - все это в контексте повести получает значение ценностей, которые позволяют сохраниться в тяжелых условиях человеческому в человеке. Шухов, например, просыпается всегда за 1,5 часа до развода. Он сам себе принадлежит в эти утренние минуты. Важно герою это время фактической свободы еще и потому, что можно подработать.

"Кинематографические" композиционные приемы

Один день содержит в этом произведении сгусток судьбы человека, выжимку из его жизни. Нельзя не заметить высокую степень детализации: каждый факт в повествовании дробится на мелкие составляющие, из которых большая часть подается крупным планом. Автор использует "кинематографические" Он скрупулезно, необыкновенно тщательно следит за тем, как перед выходом из барака его герой одевается или объедает до скелета мелкую рыбешку, попавшуюся в супе. Отдельного "кадра" удостаивается в повести даже такая, на первый взгляд несущественная гастрономическая деталь, как рыбьи глаза, плавающие в похлебке. В этом вы убедитесь, прочитав произведение "Один день Ивана Денисовича". Содержание по главам этой повести при внимательном чтении позволяет найти множество подобных примеров.

Понятие "срок"

Важно то, что в тексте произведения друг с другом сближаются, становясь порой практически синонимами, такие понятия, как "день" и "жизнь". Подобное сближение осуществляется автором через понятие "срок", универсальное в повествовании. Срок - это наказание, отмеренное заключенному, и одновременно внутренний распорядок жизни в тюрьме. Кроме того, что важнее всего, это синоним судьбы человека и напоминание о последнем, самом главном сроке его жизни. Временные обозначения тем самым приобретают в произведении глубокую морально-психологическую окраску.

Место действия

Место действия также очень значимо. Враждебно узникам пространство лагеря, в особенности опасными являются открытые участки зоны. Заключенные спешат перебежать как можно скорее между помещениями. Они боятся быть застигнутыми в этом месте, спешат юркнуть под защиту барака. В противоположность любящим даль и ширь героям русской литературы, Шухов и другие заключенные мечтают о тесноте укрытия. Для них барак оказывается домом.

Каким был один день Ивана Денисовича?

Характеристика проведенного Шуховым одного дня непосредственно дается автором в произведении. Солженицын показал, что этот день в жизни главного героя оказался удачным. Рассуждая о нем, автор отмечает, что героя не посадили в карцер, не выгнали на Соцгородок бригаду, он закосил кашу в обед, бригадир закрыл хорошо процентовку. Шухов стену клал весело, не попался на шмоне с ножовкой, вечером подработал у Цезаря и купил табачку. Главный герой к тому же не заболел. Прошел ничем не омраченный день, "почти счастливый". Таково в произведении основных его событий. Финальные авторские слова звучат так же эпически спокойно. Он говорит о том, что таких дней было в сроке Шухова 3653 - 3 лишних дня набавлялось из-за

Солженицын воздерживается от открытого проявления эмоций и громких слов: довольно и того, чтобы у читателя возникли соответствующие чувства. А это гарантировано гармоничным строем рассказа о силе человека и силе жизни.

Заключение

Таким образом, в произведении "Один день Ивана Денисовича" проблемы были поставлены очень актуальные для того времени. Солженицын воссоздает основные черты эпохи, когда на невероятные лишения и муки был обречен народ. История данного явления начинается не с 1937 года, отмеченного первыми нарушениями норм партийной и государственной жизни, а намного раньше, с начала существования в России режима тоталитаризма. В произведении, таким образом, представлен сгусток судеб множества советских людей, которые были вынуждены расплачиваться годами мучений, унижений, лагерей за преданную и честную службу. Автор повести "Один день Ивана Денисовича" проблемы эти поднял для того, чтобы читатель задумался о сущности наблюдаемых в обществе явлений и сделал для себя какие-то выводы. Писатель не морализирует, не призывает к чему-то, он лишь описывает действительность. Произведение от этого только выигрывает.

Оформление урока:

Класс украшен лозунгами:

  • “Сталин – наша слава боевая, Сталин –нашей юности полёт”,
  • “Спасибо товарищу за нашу счастливую жизнь”.

На противоположных стенах стенах класса рисунки и стенды, изображающие лагерную жизнь, на другой стене плакаты и стенды, на которых изображен ратный трудовой подвиг советских людей, поднимающих вышки электростанций, строящих БАМ, мирно отдыхающих в садах и парках.

На доске: Большой портрет Солженицына,

Тема урока: “Человек спасается достоинством” (центральная часть доски), по бокам- написанные на ватмане: “Основные вехи жизни и творчества писателя”(слева). История создания и публикаций рассказов Солженицына 60-х годов (справа).

Музыкальное оформление: “Марш энтузиастов”, вой волков, лай собак, завывание метели, кассета с записью песни Кучина “Не верь, не бойся, не проси”, кассета с записью песни А. Маршалла.

Цели урока:

  • вызвать интерес к личности и творчеству писателя;
  • показать необычный жизненный материал, взятый в основу повести;
  • подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека
  • в тоталитарном государстве.

Ход урока

Под “Марш энтузиастов” заходит в класс демонстрация из девочек, с шарами,флажками, голубями мира.

Вступительное слово учителя

Росла и ширилась держава. Страна с энтузиазмом восстанавливала разрушенное войной народное хозяйство и с радостью салютовала о выполнении четвертого пятилетнего плана.

(Участники демонстрации уходят, а учитель продолжает говорить свои слова.)

Учитель: Все делалось для людей, для народа. Был восстановлен 8-ми часовой рабочий день, введены ежегодные отпуска, отменена карточная система, проведена денежная реформа. И благодарный народ не уставал прославлять святое имя Сталина, слагая о нем песни и стихи, снимая фильмы и живя по его заповедям.

Но была и другая жизнь, наглухо закрытая от посторонних, правда о которой шла к человеку очень долго. Его удерживала колючая проволока, страх в душах наших отцов и дедов и чудовищно разросшаяся на всем информационном пространстве страны ложь. И совсем другие слова звучали в адрес “отца всех людей и народов”.

Выходят три девочки, одетые во все черное и читают стихотворение Б.Окуджавы.

1-й чтец:

Ну что, генералиссимус прекрасный,
Потомки, говоришь, к тебе пристрастны!
Их не угомонить, не упросить
Одни тебя мордуют и поносят,
Другие все малюют и возносят,
И молятся, и жаждут воскресить!

2-й чтец:

Лежишь в земле на площади на Красной.
Уж не от крови ль красная она,
Которую ты пригоршнями пролил,
Когда свои усы блаженно холил,
Москву, обозревал из окна?

3-й чтец :

Ну что, генералиссимус прекрасный?
Твои клешни сегодня безопасны,
Опасен силуэт твой с низким лбом,
Я счета не веду былым потерям
Но, пусть в своем возмездье и умерен,
Я не прощаю, помня о былом.

Учитель: Так кто же он, А.И.Солженицын, человек, посмевший сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни? Наставник, дессидент, пророк или учитель? Ни одна из этих ролей ему не подходит. А.И.Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя стало известно в 60-е годы XX столетия, а потом исчезло на многие годы.

Судьба распорядилась так. Что ему было суждено пройти все круги “тюремного ада”: 8 лет лагерей и 3 года ссылки, а в 1974 году жизнь приготовила ему ещё один удар – он был насильственно выслан из страны. В один из февральских дней в немецкий город Франкрурт на Майне приземляется самолёт с одним единственным пассажиром.

Этим пассажиром был А.И. Солженицын и ему было 55 лет. 20 лет тоски по родине.

А в 1994 году Солженицын вернулся на родину, но сделал он это по своему: 55 дней двигался он с Дальнего Востока в Москву, пересёк полстраны, чтобы окунуться в нашу жизнь.

Сегодня А.И. Солженицын – это человек, за плечами которого восемь десятков лет, годы, наполненные драматическими событиями, обретением мудрости.

Он один из самых титулованных писателей современности (лауреат Нобелевской (1970) и Темплтоновских премий (1983), литературные награды Американского национального клуба искусств, премий “Золотое Клише”, “Фонд Свободы”, “Браканти”.

Он академик Российской Академии наук, кавалер ордена Св.Андрея Первозданного (который он не принял из-за несогласия с политикой президента Ельцина), а в 1994 году он сам стал учредителем собственной литературной премии в 25.000 долларов.

Актуализация знаний учащихся

На нашем сегодняшнем уроке мы с вами будем размышлять над страницами пройденной нами на предыдущих уроках повести

“Один день Ивана Денисовича”, которая стала его литературным дебютом, принесла автору мировую известность и вызвала гнев “отечественных чиновников от литературы”.

Цель нашего разговора будет состоять в том, чтобы вызвать у вас интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, показать “необычный жизненный материал”, взятый в основу повести и подвести вас к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Краткое сообщение об истории создания повести “Один день Ивана Денисовича”, подготовленное учащимися.

Учитель: Так что же это была за жизнь, так правдиво изображенная Солженицыным? Автор, герои повести, а вслед за ними и мы в Особом лагере для политических заключенных. Итак январь, 1951 год.

Звучит фонограмма с записью лая собак.

Конвоир: Внимание, заключенные! В ходе следования cледует соблюдать строгий порядок колонны. По сторонам не оглядываться, руки держать за спиной! Шаг вправо, шаг влево – считается побегом, конвой открывает огонь без предупреждения. Направляющий шагом марш.

В класс входят заключенные (по одному) под фонограмму песни Кучина “Не верь, не бойся, не проси” (“Суровый край, могучий край…”)

На ватниках пришиты номера, на заключенных валенки и шапки ушанки. Они подходят к доске и выстраиваются в шеренгу.

Конвоир вызывает заключенных по номерам, пришитым на ватниках (номера произвольно придуманы учащимися, кроме номера самого Шухова), они по одному делают шаг вперёд и рассказывают о себе.

К-617: Сенька Клевшин. Сидел в Бухенвальде, состоял там в подпольной организации, оружие в зону носил для восстания. Немцы нас за руки подвешивали и палками били. Оглох. Очень плохо слышу.

Г-523: Я - Гопчик. Мне всего 16 лет, а срок как взрослому дали. Посадили за то, что бендеровцам в лес молоко носил. Иван Денисович меня любит. Его-то сын маленьким помер.

М-716: Заключенный Цезарь Маркович. Кто по национальности и сам не знаю: не то грек, не то еврей, не то цыган. Картины для кино снимал, но и первой доснять не дали, посадили.

В-309: Коля Вдовушкин. Студент литературного факультета, арестован со второго курса за написание вольнодумных стихов. Лагерный доктор посоветовал мне объявиться фельдшером, поставил меня на работу, и стал я учиться делать внутривенные уколы. А сейчас и в голову никому не придет, что я не фельдшер, а студент литфака.

Учитель: Ну, а кто же вы, Иван Денисович Шухов? В чем беда ваша, в чем вина?

Шухов: Ну, что вам ещё рассказать о себе? Вы уже и так все знаете. До войны я жил в маленькой деревушке Темгенево, был женат, имел двоих детей. Из дому ушел 23 июня 1941 года. А в феврале 1942 года нашу армию окружили, еды никакой с самолётов не бросали. Дошли до того, что строгали копыта с околевших лошадей, размачивали и ели. Стрелять было нечем. Впятером бегали из плена, до своих добрались только вдвоем. Наши нам не поверили и посадили. В контрразведке много били. Заставили дать показания, что сам в плен сдался, а вернулся из плена, потому что выполнил задание контрразведки немецкой.

Эти показания и подписал, потому что не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – поживешь ещё немного. Подписал.

(Учащиеся-заключенные после знакомства садятся.)

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с основными персонажами и главными её героями Иваном Денисовичем Шуховым? Есть ли среди них настоящие “политические” заключенные, изменившие Родине, или предавшие её? (Нет, таких нет).

За что сидит сам Иван Денисович?

О чем хотел сказать нам автор, что подчеркнуть, рассказывая истории этих людей (О жестокости, несправедливости тоталитарной системы. Практически все персонажи рассказа помогают автору высказать свои идеи насчет причин и следствий репрессий.)

Как вы думаете, почему героем своей повести Солженицын выбрал простого, малообразованного мужика-крестьянина.

(Потому что таких нив чем не повинных людей, много сидело по лагерям, Шухов – и есть сам народ, Шухов – крестьянин, обиженный советской властью, важна личность, а не то место, которое он занимает в социуме)

Учитель: А теперь давайте окунемся в жизнь вот такого простого зека и вместе с ним проживем не просто день, а “счастливый день”, как считал Иван Денисович,

А в конце урока ответим на вопрос почему же Шухов считал прожитый им день счастливым?

С чего же начинается этот день?

(Лагерь просыпается в 5 часов утра, холодный барак, в котором горит не каждая лампочка, на полусотне “клопяных вагонок” спит 200 человек. Согреться здесь негде: по стенам и на окнах иней. Спят одетыми, с головой укрывшись одеялом и бушлатом.)

Как же чувствует себя Иван Денисович в этот день?

(Иван Денисович болен. Всё тело у него разнимает. Всю ночь он плохо спал, и во сне не угрелся. Его знобит, и он решает сходить в санчасть, чтобы хоть на денёк освободиться от работы. В санчасти хорошо и тепло. Все выкрашено в белый цвет. Врачей ещё нет, принимает только фельдшер Коля Вдовушкин, который в белом халате один сидит за столом.

Сценка “Шухов в санчасти”

Шухов: - Вот что … Николай Семенович … я вроде это болен …

Вдовушкин: - Что же ты поздно так? А вечером почему не пришел? Ты же знаешь, что утром приема нет? Список освобожденных уже в ППЧ.

Шухов: - Да ведь, Коля … Оно с вечера, когда нужно так и не болит …

Вдовушкин: - А кто-оно? Оно-что болит?

Шухов: - Да разобраться, бывает и ничего не болит. А недужит всего.

Вдовушкин: - Так надо было беспокоиться раньше что ж ты - под самый развод?

На меряй (Шухов берёт градусник и меряет температуру. В это время Коля Вдовушкин что-то пишет, потом берёт градусник у Шухова и смотрит температуру.)

Видишь, ни то ни сё, 37,2. Было бы 38, так каждому ясно. Я тебя освободить не могу. Если хочешь на свой страх и риск останься. После проверки посчитает доктор больным – освободит, а здоровым отказчик и в БУР. Сходи уж лучше на зону.

Шухов: - Да, теплый зяблого не поймёт.

Учитель: - Как ведёт себя Иван Денисович в санчасти? Настаивает ли он на том, чтобы его освободили? Пытается ли он разжалобить Вдовушкина?

Нет. Он ведет себя совестливо, как будто зарясь на что-то чужое.

Учитель: - Был ли Иван Денисович из тех, кто липнет к санчасти?

Нет. И Вдовушкин это знал, но сделать ничего не мог, так как ему можно было освободить только двоих, и они уже были освобождены.

К какому же выводу приходит Шухов, выходя из санчасти? (Что теплый зяблого не понимает в Шухове было 37, в морозе 27 градусов, теперь кто кого.)

Учитель: Итак из санчасти Шухов спешит на кухню. На каком месте стоит проблема добывания пищи в лагере? (На первом)

Как кормят лагерников? (Очень плохо)

Поэтому проблема добывания пищи – это своего рода искусство, которое состоит в том, чтобы достать лишнюю миску баланды и пайку хлеба, а если повезет, то и табаку.

Как решает эту проблему Шухов? (Он подрабатывает, как может)

Можно ли такое поведение Шухова назвать “приспособленчеством?

Это приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с униженностью, потерей человеческого достоинства. Ему очень важно сохранить это достоинство, не стать опустившимся попрошайкой, как Фетюков, роль которого вы отказались играть. Ведь такие как Фетюков погибают. А Шухов помнит слова своего первого бригадира, который говорил, что в лагере тот выживает, кто миски не лижет, к куму стучать не ходит, и на санчасть не надеется.

Таким образом, вопрос о сохранении образе человеческого, становиться вопросом выживания.

Второй жизненно важный вопрос – это отношение к подневольному труду. В каких условиях работают заключенные?

(На улице мороз, который прихватывает дыхание, укрыться в голом поле негде. И поэтому заключенные работают зимой охотно, как бы соревнуясь друг с другом, чтобы не замерзнуть.)

Как относится к работе Иван Денисович?

(Отношение к труду у него особенное “Работа она как палка о двух концах, для людей делаешь- дай качество, для начальства – показуху”. Шахов мастер на все руки, он работает добросовестно, не чувствуя холода, как у себя в колхозе.)

А ощущается ли в нем его крестьянская бережливость?

(Да припрятывает толь, чтобы заделать окна, старается скрыть мастерок между стенами, старается облегчить труд других, рискуя быть за это наказанным, допоздна задерживается на работе, так как ему жаль оставшийся раствор.

Какой мы можем сделать из этого вывод?

Труд для Шухова – это жизнь. Советская власть не развратила его, не научила халтурить. Уклад крестьянской жизни, её вековые законы оказались сильнее. А здоровый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.

Окончен трудовой день, заключенные возвращаются в барак.

(Заключенные заходят в класс, рассаживаются по нарам, каждый занят своим делом, Цезарь открывает посылку, Иван Денисович строгает из деревяшки ложку, Алёшка баптист читает молитву и т. д. Они разговаривают между собой).

Тюрин: - Ну, вот, ребята, кончен трудовой день. Теперь и отдохнуть можно!

ЦезарьМаркович:: - А у меня “Вечерка” свежая! Бандеролью прислали. Здесь интереснейшая рецензия на премьеру Завадского!

Гопчик: - Иван Денисович, а ты почему из дома посылки не получаешь?

Шухов: - Сам запретил жене отрывать от ребятишек. Знаю я, чего те передачи стоят. Да и 10 лет их с семьи не потянешь. Так, что уж лучше вовсе без них.

Алёшка Баптист:- Правильно, Иван Денисович, Молиться нам Господь завещал о хлебе насущном, (читает)” хлеб наш насущный, дождь нам днесь…”

Буйновский: - Да, Шухову, что братцы? Шухов одной ногой дома. Шухов срок кончает.

Шухов: - Да, ребята, как подумаешь – дух сопрёт. А выйдешь ли точно не знаешь. Закон-то он выворотный. Кончится десятка – скажут на тебе ещё одну. Или в ссылку.

Сенька Клевшин: - Ну, а идти- то тебе есть куда? Дома то ждет кто?

Шухов: - А как же! Дома жена и две дочки, теперь уже взрослые. Два раза в год пишут, да жизни их теперешней не поймешь.

Да и про нашу жизнь им не напишешь. Так что у меня теперь с вами больше тем для разговоров, чем с домашними. Да и какова она тамошняя жизнь, каково оно теперь на воле?

Как вы понимаете последнюю фразу Шухова.

(Шухов растерян, он старается не думать о будущем. Он 10 лет не был дома, его жена и дети живут плохо бедно. И нет абсолютно никакой гарантии, что он окажется на свобод).

Но, несмотря на это Шухов считает этот день счастливым и ложится спать удовлетворенный. Почему?

(На Соцгородок не выгнали, он не заболел, перемогся, в карцер не посадили, в обед раздобыл лишнюю миску баланды. Вот почему он считается этот день счастливым. И от этих дней становится страшно!)

Так чему же нас учит Солженицын и его главный герой?

(Тому, чтобы ни при каких обстоятельствах человек не терял чувство собственного достоинства, как бы ни тяжела была жизнь, какие бы испытания не готовила, всегда нужно оставаться человеком, не идти на сделки со своей совестью.)

(Звучит песня Александра Маршала про Колыму.)

(Под неё выходят участники композиции зэки и становятся возле доски конусом. Девочки, одетые во всё черное, со свечами в руках становятся впереди мальчиков. На этом фоне под музыку учитель завершает урок).

Заключительное слово учителя

Наш сегодняшний урок это дань памяти тем миллионам расстрелянных, не проживших и половины своей жизни, умирающим от голода и непосильного труда. Это дань памяти тем людям, которые работали за миску баланды и кусок хлеба, людям, потерявшим свои имена и взамен получившим только безликий номер.

Но это дань и всем тем Иванам, которые победили в Великой Отечественной войне, тянувшим на своих плечах строительство городов, а потом как этот зэк из песни Александра Маршала умирали безвестными в лагерных бараках и находили себе пристанище в промерзшей земле Колымы.

Поэтому так важен был для Солженицына “всего один день Ивана Денисовича”, поэтому-то как благодаря таким Иванам выстояла Россия, и поэтому-то так уважительно этот зэк назван по имени и отчеству Иваном Денисовичем.

Домашнее задание: Написать сочинение “Размышляя над страницами повести А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”.