Великие русские композиторы. Западноевропейская музыка XVII—XX вв Композиторы 19 века в европе

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Великие композиторы, чьи имена широко известны во всем мире, создали огромное количество ценных произведений. Их творения поистине уникальны. Каждому из них присущ индивидуальный и неповторимый стиль.

Великие композиторы мира (зарубежные). Список

Ниже представлены зарубежные композиторы разных веков, чьи имена известны на весь мир. Это:

  • А. Вивальди.
  • И. С. Бах.
  • В. А. Моцарт.
  • И. Брамс.
  • Й. Гайдн.
  • Р. Шуман.
  • Ф. Шуберт.
  • Л. Бетховен.
  • И. Штраус.
  • Р. Вагнер.
  • Дж. Верди.
  • А. Берг.
  • А. Шенберг.
  • Дж. Гершвин.
  • О. Мессиан.
  • Ч. Айвз.
  • Б. Бриттен.

Великие композиторы мира (русские). Список

Он создал большое количество оперетт, работал с легкими музыкальными формами танцевального характера, в которых очень преуспел. Благодаря Штраусу вальс стал чрезвычайно популярным танцем в Вене. Кстати, там до сих пор проводятся балы. В наследии композитора - польки, балеты и кадрили.

И Дж. Верди - великие которые создали огромное количество опер, завоевавших искреннюю любовь зрителей.

Немец Рихард Вагнер был виднейшим представителем модернизма в музыке этого столетия. Богато его оперное наследие. «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец» и другие оперы до сих пор актуальны, популярны и ставятся на сцене.

Итальянский композитор Джузеппе Верди - весьма величественная фигура. Он придал итальянской опере новое дыхание, при этом он остался верным оперным традициям.

Русские композиторы 19-го века

М. И. Глинка, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский - великие композиторы классической музыки 19-го века, которые жили и создавали свои произведения в России.

Произведения Михаила Ивановича Глинки определили общенациональное и мировое значение в истории русской музыки. Его творчество, выросшее на русской народной песенности, глубоко национально. Его по праву считают новатором, родоначальником русской музыкальной классики. Глинка плодотворно работал во всех Его оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» открыли путь двум ведущим направлениям. Большое значение в развитии музыкального искусства имели и его симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия» и многие другие.

Александр Порфирьевич Бородин - великий русский композитор. Его творчество невелико по объему, но значительно по содержанию. Центральное место занимают богатырские исторические образы. У него тесно переплетаются глубокий лиризм с эпической широтой. В опере «Князь Игорь» объединены черты народно-музыкальной драмы и эпической оперы. Его первая и вторая симфонии знаменуют собой новое направление в русском симфонизме - героико-эпическое. В области камерно-вокальной лирики он стал настоящим новатором. Его романсы: «Море», «Для берегов отчизны дальней», «Песнь темного леса» и многие другие. Бородин оказал значительное влияние на своих последователей.

Модест Петрович Мусоргский - еще один великий русский композитор 19-го века. Входил в Балакиревский кружок, который назывался «Могучая кучка». Он плодотворно работал в разнообразных жанрах. Прекрасны его оперы: «Хованщина», «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка». В его произведениях проявились черты творческой индивидуальности. Ему принадлежит ряд романсов: «Калистрат», «Семинарист», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Светик Савишна». В них запечатлены неповторимые национальные характеры.

Петр Ильич Чайковский - композитор, дирижер, педагог.

В его творчестве были ведущими оперный и симфонический жанры. Содержание его музыки универсально. Его оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин» - шедевры русской классической музыки. Симфония также занимает главное место в его творчестве. Его произведения стали известны на весь мир еще при жизни.

Представители новой венской школы

А. Берг, А. Веберн, А. Шенберг - это великие композиторы, которые жили и создавали свои произведения на протяжении 20-го века.

Альбан Берг стал всемирно известен благодаря своей удивительной опере «Воццек», которая произвела сильнейшее впечатление на слушателей. Он писал ее в течение нескольких лет. Ее премьера состоялась 14 декабря 1925 года. В настоящий момент «Воццек» - это классический пример оперы 20-го века.

Антон Веберн - австрийский композитор, один из ярчайших представителей новой венской школы. В своих произведениях он использовал серийную и додекафонную технику. Ему присущи сжатость и лаконизм мысли, концентрация музыкально-выразительных средств. Его творчество оказало сильнейшее воздействие на Стравинского, Булеза, Губайдулину и многих других русских и зарубежных композиторов.

Арнольд Шенберг - яркий представитель такого музыкального стиля, как экспрессионизм. Автор серийной и додекафонной техники. Его сочинения: Второй струнный квартет (фа-диез минор), "Драма с музыкой для хора и оркестра", опера «Моисей и Аарон» и многие другие.

Дж. Гершвин, О. Мессиан, Ч. Айвз

Это великие композиторы 20-го века, которые известны во всем мире.

Джордж Гершвин - американский композитор, пианист. Стал чрезвычайно популярен благодаря своей масштабной работе «Порги и Бесс». Это «фольклорная» опера. Она поставлена по роману Дюбоса Хейворда. Не менее известны его инструментальные произведения: «Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром», «Американец в Париже», «Вторая рапсодия» и многие другие.

Оливье Мессиан - французский композитор, органист, педагог, музыкальный теоретик. В своих замечательных теоретических трудах он изложил новые и достаточно сложные принципы музыкальной композиции. В его произведениях нашли отражение теологические идеи. Его очень увлекали голоса птиц. Поэтому он создал «Каталог птиц» для фортепиано.

Чарльз Айвз - американский композитор. На его творчество оказала влияние народная музыка. Поэтому его стиль чрезвычайно уникальный. Он создал пять симфоний, пять скрипичных сонат, две фортепианные сонаты, кантату «Небесная страна» и многие другие произведения.

Русские композиторы 20-го века

С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович - великие композиторы 20-го века.

Сергей Сергеевич Прокофьев - композитор, дирижер, пианист.

Его музыка разнообразна по содержанию. В ней содержится лирика и эпос, юмор и драма, психологизм и характеристичность. Оперное и балетное творчество заложило новые принципы и приемы музыкальной драматургии. Его оперы - «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир». Работал Прокофьев в жанре киномузыки. Широко известна его кантата «Александр Невский», создаваемая в содружестве с режиссером С. Эйзенштейном.

Игорь Федорович Стравинский - композитор-эмигрант, дирижер.

Его творчество делится на русский и зарубежный периоды. Его ярчайшие балеты: «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица». Большой вклад Стравинский внес и в симфонический жанр.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - композитор, педагог, пианист. Его творчество многопланово по жанрам и образному содержанию. Особо его значение как композитора-симфониста. В его пятнадцати симфониях отражен сложный мир человеческих чувств с переживаниями, борьбой, трагическими конфликтами. Его опера «Катерина Измайлова» - прекрасное сочинение данного жанра.

Заключение

Музыка великих композиторов написана в разных жанрах, содержит многоплановые сюжеты, постоянно обновляемые техники, соответствующие той или иной эпохе. Некоторые композиторы достигли высот в немногих жанрах, другие же успешно охватили практически все области. Из всей плеяды великих композиторов сложно выделить лучших. Все они внесли значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры.

Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX в.

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

УРОК № 2

Тема: Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизнен­ных ситуаций. Вена и Париж - крупнейшие европейские центры развития музы­кального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.

Тип: комбинированный.

Цель: Ознакомить учеников с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы, научить охарактеризовать творческое наследие европейских композиторов, классифицировать основные жанры музыки, анализировать музыкальное творчество, оценить вклад мастеров в мировое музыкальное наследие; развивать умение анализировать произведения музыкального искусства, выделить главное, обосновать свою точку зрения, формировать познавательную активность; воспитывать уважение к мировому музыкальному наследию, увлеченность произведениями мастеров искусств.

Жанр (форма): урок-путешествие

Оборудование: Видео ряд : портреты композиторов (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Р. Вагнера, Дж. Верди, Ж. Бизе, Ф. Шопена, Ф. Листа ); раздаточный материал («План анализа музыкального произведения», один на парту). Музыкальный ряд: Фрагменты музыкальных произведений композиторов «Неоконченная симфония». Ф.Шуберт. Фортепианный цикл «Карнавал». Р. Шуман. Фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Фрагмент Сонаты си-бемоль минор. Ф.Шопен. Фрагмент из «Венгерской рапсодии №2». Ф.Лист.

Художественное название урока : Искусством зажигать сердца!

Эпиграф: « Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы у него научаемся, а в том, какими мы благодаря ему становимся.»

О. Уайльд

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Создание видеопрезентаций «Романтизм в художественной культуре Европы 19 века».

III. Актуализация опорных знаний.

Опрос.

Какие художественно-стилевые направления музыкального искусства вам известны?

Какое направление было ведущим в европейском музыкальном искусстве конце XVII - начале XIX?

Что является характерным для музыки эпохи классицизма?

Что стало основанием для возникновения романтизма в музыкальном искусстве?

IV. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по странам Европы. Мы посетим Вену - центр европейской музыкальной культуры, Германию, Австрию, Венгрию, Францию, познакомимся с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы. В ходе нашего урока попытаемся создать портреты выдающихся личностей композиторов-романтиков, представителей оперного.

V. Изложение нового учебного материала.

1. Рассказ учителя.

Я предлагаю вам продолжить наше виртуальное путешествие «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма», проследив историю развития художественных направлений в европейской музыкальной культуре. Путешествуя, мы найдем интересующую нас информацию, посвященную художественному направлению европейской музыкальной культуры конца XVIII начала XIX века – романтизму.

Романтизм - направление в европейском искусстве конца XVIII - начала XIX в., возникший в атмосфере разочарований, сомнений и безнадежности, которые господствовали в обществе, того времени вследствие отрыва мечты от реальности. Композиторы-романтики сосредоточили внимание на богатом и сложном внутреннем мире человека. В своем творчестве они отдают предпочтение жанру миниатюры - как вокальному, так и инструментальному. Представителями романтизма были, в частности: Ф, Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Э. Григ, К. Вебер, Дж. Россини, Ф. Шопен, Р. Вагнер, М. Глинка, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Бородин, Ж. Бизе, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта - это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства - никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830-50-е гг.) - творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении - в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества - едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант - излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Внимание к чувствам приводит к смене жанров - господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - «Большая» симфония C-dur. Ф. Шуберт).

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору - народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

2. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.

(Демонстрация портретов композиторов, о которых говорится в выступлениях учащихся.)

Группа 1 «Представители композиторов-романтиков»

Жизненный и творческий путь Р. Шумана.

Роберт Шуман (08.06.1810-29.07.1856) - выдающийся немецкий композитор-романтик, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, один из ярких представителей романтического искусства XIX в.

Роберт Шуман

Роизведения Шумана связаны с традициями немецкой музыкальной классики, одновременно в историю музыки он вошел как смелый новатор. Значительная часть фортепьянных произведений Шумана - циклы из небольших пьес лирико-драматического и «портретного»жанров, которые взаимосвязаны и создают сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1835), в котором калейдоскопом проходят сценки, танцы, маски, женские образы, музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близкими к «Карнавалу» являются циклы «Бабочки» и «Танцы Давидсбюндлеров». Цикл пьес «Крейслериана» принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях для фортепиано, как «Симфонические этюды», сонаты, концерт для фортепиано с оркестром и др. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества» (1848) и др.

Шуман внес значительный вклад в области музыкальной критики. Пропагандируя творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу.

(Слушание музыки – фрагмент из фортепианного цикла «Карнавал». Р. Шуман. Анализ произведения по предложенному плану.)

Жизненный и творческий путь Ф. Шуберта.

П
ереходным этапом от классицистической к романтической музыке считают творчество австрийского композитора Франца Шуберта (нем. Franz Peter Schubert; 1797-1828). За свою короткую жизнь Ф. Шуберт создал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Но при жизни композитор получил признание только как автор песен, а его симфонии, сонаты, фортепианные миниатюры на длительное время забыли.

Франц Шуберт

Нструментальная музыка Ф. Шуберта связана с традициями венской классической школы. Особенно популярны Восьмая и Девятая симфонии композитора. Песенное дарование Ф. Шуберта отразилось во всех сферах его творчества, а также в фортепианной музыке. Значительную часть его наследия составляют небольшие музыкальные пьесы (миниатюры). Музыку Франца Шуберта слушатели любят за простоту, искренность, эмоциональность.

В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления способствовало изменению системы музыкальных жанров. В отличие от композиторов-классицистов (которые отдавали предпочтение таким жанрам, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт), композиторы-романтики разработали лирическую миниатюру, с помощью которой выражали сокровенные чувства и движения. души. Получили развитие песня и романс, особое место в музыке заняла любовная лирика.

Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Это понятие толковали очень широко. Программой могло служить название произведения, которое указывало на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыкой иллюстрировали произведение литературы или живописи, иногда композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и выражал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом реализовывали популярную в романтизме идею синтеза искусств - литературы, живописи и музыки.

Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередко встречаются фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы - как отражение внутреннего мира человека.

(Слушание музыки – фрагмент из «Неоконченной симфонии». Ф.Шуберт. Анализ произведения по предложенному плану.)

3. Рассказ учителя

Р

Рихард Вагнер

ихард Вагнер - выдающийся немецкий композитор, дирижер, поэт-драматург, театральный деятель, мыслитель XIX в., представитель последнего периода развития музыкального романтизма. В историю мирового музыкального искусства Вагнер вошел как реформатор оперного жанра и создатель музыкальной драмы, значительно отличается от традиционной оперы. По его мнению, в опере необходимо было резко уменьшить роль виртуозных вокальных партий и внешних эффектов в пользу инструментально-симфонического состава. Таким образом, в операх Вагнера, особенно - последних, сценическое действие появилось перед звучанием симфонического оркестра. Его оперы по сути является грандиозными программными вокально-симфоническими произведениями с драматическим сюжетом. «...Р. Вагнер как композитор является создателем замечательных и поэтических картин, создателем моментов прекрасной изобразительной музыки, в его драматично музыкальных произведениях, и в этом его главная сила», - писал Н. Римский-Корсаков. Новаторское мышление, борьба за свои реформаторские идеи в оперном жанре преподносят значение творчества Вагнера до бетховенского уровня. Хотя при жизни композитора его новаторство вызвало бурные споры. Творческие идеи Вагнера сталкивали его сторонников с противниками, которые даже выражали сомнение в его композиторском таланте. Рихард Вагнер родился в Лейпциге в 1813 году в семье полицейского чиновника. Отец умер через несколько месяцев после рождения мальчика и вскоре его мать вышла замуж за театрального деятеля из Дрездена. В этом городе в окружении театрального мира и прошло детство будущего композитора. С ранних лет Рихард увлекался литературой, много читал и в 14 лет под влиянием трагедий Шекспира написал собственное литературное произведение - трагедию «Лейбальд и Аделаида». Первое незабываемое музыкальное впечатление Вагнер получил от музыки Л. Бетховена к драме «Эгмонт» в 1821 году (в то время его семья снова жила в Лейпциге). Это послужило толчком к активным занятиям музыкой, в частности - композицией. Уже через несколько лет Вагнер написал свои первые произведения - сонаты, пьесы для фортепиано, оркестровые увертюры, симфонии и музыку к трагедии «Фауст» Гете. На протяжении жизни Рихард Вагнер часто менял место жительства, в основном с целью поисков заработка и применения своего таланта. Среди городов, где он останавливался, были Магдебург (там были написаны его первые оперы), Рига, Париж, Дрезден, Байрейт, Цюрих, Лондон, Мюнхен. С концертными выступлениями побывал композитор в Петербурге и Москве. Вагнер горячо отстаивал немецкие национальные традиции в музыке. В своем творчестве он использовал мифологические сюжеты, пытался совместить музыку с языком народных легенд. Оперные произведения Вагнера отличаются гармоничным соединением музыки, слова и театрального действия, основанные на принципе непрерывного развития музыки (так называемая «бесконечная мелодия») и системе лейтмотивов. Самые известные из них: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Кроме опер - основного жанра его творчества - Вагнер является автором симфоний, увертюр, хоровых, инструментальных и вокальных произведений.

(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Анализ произведения по предложенному плану.)

4. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.

Группа 2. «Представители оперного искусства»

Ж
изненный и творческий путь Дж. Верди.

Джузеппе Верди родился в 1813 году в деревне близ небольшого итальянского городка Буссето. Его отец занимался торговлей и был большим поклонником музыки. Джузеппе начал заниматься музыкой под руководством местного органиста и композитора Фердинандо Провези, который вскоре убедился в блестящих способностях ученика и предсказывал ему выдающееся будущее.

Джузеппе Верди

Еланное поступление в Миланскую консерватории обернулось горьким разочарованием - его не приняли на обучение из-за «отсутствия музыкальных способностей» (кстати, впоследствии эта консерватория соревновалась за право носить имя Джузеппе Верди). Юноша начал брать частные уроки у композитора Винченцо Лавинья и получил благодаря ему возможность бесплатно посещать спектакли в знаменитом театре «Ла Скала». Однажды, во время репетиции оратории Гайдна отсутствовали дирижер и концертмейстер. По просьбе руководителя филармонического общества Верди согласился заменить их обоих, и успешно это сделал. Этот случай привлек внимание к молодому музыканту. Верди начал писать музыку на заказ и, наконец, дождался долгожданного - заказ на оперу «Оберто», которая впоследствии была поставлена ​​ на сцене с большим успехом.

По-разному складывались судьбы следующих опер Верди - были и «провалы», и невероятное восхищение публики. Однако, в большинстве случаев его удивительно мелодичная, выразительная и драматургически совершенная музыка имела ошеломляющий успех. Часто уже на следующий день после премьеры мелодии из опер Верди люди напевали прямо на улицах... Когда композитор на 88-м году ушел из жизни, в Италии был объявлен национальный траур.

Джузеппе Верди написал 26 опер, ни одна из которых не повторяет другую ни мелодическими темами, ни художественными образами, ни сюжетными линиями. Его шедевры, такие как «Трубадур», «Отелло», «Травиата», «Аида», «Риголетто», ласкают слух настоящих любителей музыки и до настоящего времени не сходят со сцен оперных театров всего мира. Кроме оперных произведений в творчестве Верди принадлежат Реквием, кантата «Гимн наций», хоровые, вокальные, вокально-симфонические и инструментальные произведения.

В основу оперы «Риголетто» положен сюжет драмы французского писателя Виктора Гюго «Король забавляется». В опере действие перенесено из Франции в Италию, а одного из главных героев драмы - короля Франциска I заменил герцог Мантуанский. Характеризуя этого персонажа средствами музыки, Верди осветил и заострил такие его черты, как бездушие, жажду развлечений и удовольствий низких инстинктов, властолюбие и отсутствие благородства. Причем это воплощение зла проявляется не в привычном для искусства образе жестокости и варварства, а в демонстрации легкомысленного и бездумного отношения к жизни. Композитор использует гротескный прием, характеризуя герцога легкой, внешне привлекательной песенно-танцевальной мелодией. «Песенка может быть произведением искусства в той же степени, что и великий оперный финал, если в песенке есть искренний настрой», - писал Джузеппе Верди.

(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Анализ произведения по предложенному плану.)

Жизненный и творческий путь Ж. Бизе

Г
лавная сфера творчества Жоржа Бизе - оперы. Среди шести оперных произведений композитора «Кармен», благодаря глубине воплощения жизненных образов, силе драматургической выразительности и яркости музыкально-сценических характеристик, признана вершиной реалистической оперы XIX века. «Кармен - вся снаружи, вся жизнь, вся свет без теней, без недомолвок», - писал французский писатель Ромен Роллан.

Ж

Жорж Бизе

орж Бизе родился в 1838 году близ Парижа в семье музыкантов и получил при рождении громкие имена Александр Цезарь Леопольд в честь всемирно известных полководцев. Однако в семье его называли Жоржем. С этим именем он и вошел в историю мировой музыки.

В четыре года мальчик уже знал ноты, а в десять - учился в Парижской консерватории. Когда Жоржу исполнилось 19 лет, он был удостоен Большой Римской премии за достижения в исполнительстве и композиции. Вне стен консерватории Бизе брал уроки композиции у Шарля Гуно, с которым они стали настоящими друзьями.

Об особых успехах Жоржа Бизе в фортепианном исполнительстве выдающийся французский композитор Гектор Берлиоз написал так: «Бизе отлично читает партитуры... Его пианистический талант настолько большой..., что его не могут остановить никакие трудности». Карьера пианиста открывала перед Жоржем Бизе значительные перспективы, однако он отказался от нее в пользу творчества. Среди произведений Бизе, как уже отмечалось, 6 опер, а также 3 оперетты, музыка к драме А. Доде «Арлезианка», кантаты, симфония-кантата «Васко да Гама», симфонии, произведения для фортепиано, более 40 романсов, песни, дуэты, обработки народных песен.

(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Анализ произведения по предложенному плану.)

5. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.

Группа 3. «Композиторы-романтики»

Жизненный и творческий путь Ф. Шопена.

Фридерик Франсуа Шопен (польск. Fryderyk Chopin, иногда Szopen; 22.02.1810 - 17.10.1849) - выдающийся польский композитор и пианист, родился в с. Желязова Воля под Варшавой, с 1831 года Шопен покидает Польшу и поселяется в Париже, где начинает работать над своими первыми скерцо, этюдами и балладами.

Фридерик Шопен

Ачало и середина 1830-х годов в Париже были плодотворным периодом в жизни художника, ведь он завершил свои самые известные работы и регулярно давал концерты, которые имели бешеный успех. Зимой 1838-1839 года здоровье композитора значительно ухудшилось, 17 октября 1849 Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади. По его желанию на отпевании в церкви Св. Мадлены прозвучали фрагменты «Реквиема» Моцарта. Шопен похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце художника, согласно его завещанию, было перевезено на родину и покоится в костеле Святого Креста в Варшаве.

Шопен одним из первых обогатил западную музыку славянскими интонациями и новыми ритмическими рисунками. Он создал цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципам «от мала до велика»: первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до порывов ярости.

Особый вклад в музыкальное искусство Шопен привнес своими оригинальными вальсами, мазурками и полонезами - жанрами, в которых воспроизведены славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора.

Пьесы Шопена малых форм можно условно разделить на две группы - в основном «европейские» (по мелодии, гармонии, ритму) и отчетливо «польские» (по колориту). К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Ему принадлежат более 12 ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений, Шопен - автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, особенно популярны его вальсы.

К творчеству Шопена относятся также произведения для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы (в частности, полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми-минор и фа-минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк).

(Слушание музыки - фрагмент сонаты си-минор («шопеновской») Ф. Шопена. Анализ произведения по предложенному плану.)

Жизненный и творческий путь Ф. Листа.

Ф

Франц Лист

ранц Лист (Втор. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22.10.1811-31.07.1886) - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, родился в селе Доборьян вблизи города Шопрон в Венгрии. Участие отца в музыкальном формировании сына было случайным: Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. С 1821 года Лист играл в Вене мастерство игры на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика бесплатно. Теории Листа учил Антонио Сальери.

В 1823 г. Лист едет в Париж. Его целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. На протяжении 1835-1848 годов продолжается период жизни музыканта, за которым закрепилось название «годы странствий». 1837 году Лист едет в Италию, посещает Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Ференц Лист приезжал в Российскую империю трижды. Во время путешествия 1847 года он дал концерты во многих украинских городах.

Во время гастролей в Киеве, в феврале 1847 года Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, близкая дружба с которой продлится всею его жизнь. Именно этой женщине композитор посвятил свои симфонические поэмы. 1848году. Лист и Каролина поселяются в Веймаре.

В 1865г. композитор принимает малый постриг и звание аббата, в 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште). Здесь он был избран президентом вновь учрежденной Высшей школы музыки.

Один из величайших представителей музыкального романтизма, основатель венгерской композиторской школы, Ф. Лист был знаменитым исполнителем, известным в Европе, благодаря своему феноменальному пианизму и непревзойденному умению организовывать зрелищные концертные программы.

Фортепианный стиль Ф. Листа открыл новую эру в истории фортепианного искусства. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности придавало универсальных возможностей для воспроизведения оркестровых звучаний демократизации фортепианного исполнительства - выведение его из сферы камерности и салона в большой концертный зал. Из популярных произведений Листа - ноктюрны, 19 «Венгерских рапсодий», цикл из 12 «трансцендентных этюдов» и три цикла небольших пьес, названные «Годы странствий». Некоторые из «Венгерских рапсодий» (в основе которых - скорее цыганские, чем венгерские напевы) впоследствии были оркестрованы.

В последние годы жизни творчество Ф. Листа претерпело значительные изменения - он создал особый, аскетичный и лаконичный стиль, свободный от романтических преувеличений, опередив выразительные средства музыки XX века.

Деятельность Ф. Листа заняла главное место в становлении венгерской национальной композиторской школы и оказала огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

(Слушание музыки - фрагмент «Грез любви» Ф. Листа. Анализ произведения по предложенному плану.)

VI. Актуализация приобретенных знаний.

Блиц опрос.

    Эпоха романтизма была представлена такими композиторами как:

а) И. Гайдн; б) В.А. Моцарт; в) Ф. Шуберт.

    Композиторы-романтики в своем творчестве отдавали предпочтение таким жанрам как:

а) сюита; б) фортепианная миниатюра; в) концерт.

    Реформатор оперного искусства:

а) Р. Вагнер; б) Дж. Верди; в) Ж. Бизе.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Заканчивается наш урок в удивительный мир «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма». Самым важным в создании нашего урока было желание и стремление каждого из вас донести частичку своей души. Выразив свое отношение к выдающимся личностям музыкального искусства эпохи романтизма.

Все с чем вы нас сегодня познакомили отвечало эпиграфу нашего урока:

« Благо, даруемое нам искусством, не в том,

чему мы у него научаемся, а в том,

какими мы благодаря ему становимся

О.Уайльд

Сегодня я вами очень довольна, вы все молодцы, и все у вас получилось. Результатом нашей совместной деятельности станет панно, выполненное в технике коллаж «Романтизм в музыке».

VIII. Домашнее задание.

Создание видеопрезентации «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма» (работа в группах).

В конце XVIII - начале XIX века появилось такое художественное направление, как романтизм. В эту эпоху люди мечтали об идеальном мире и "спасались бегством" в фантазии. Наиболее яркое и образное воплощение этот стиль нашел в музыке. Среди представителей романтизма известны такие композиторы 19 века, как Карл Вебер,

Роберт Шуман, Франц Шуберт, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

Ференц Лист

Будущий родился в семье виолончелиста. Отец учил его музыке с ранних лет. Ребенком он пел в хоре и обучался игре на органе. Когда Францу исполнилось 12 лет, его семья переехала в Париж, чтобы мальчик смог обучаться музыке. В консерваторию его не приняли, однако, уже с 14 лет он сочиняет этюды. Такие 19 века, как Берлиоз, Паганини, оказали на него большое влияние.

Паганини стал настоящим кумиром Листа, и он решил оттачивать собственное мастерство игры на пианино. Концертная деятельность 1839-1847 годов сопровождалась блистательным триумфом. В эти годы Ференц создал знаменитый сборник пьес «Годы странствий». Виртуоз игры на пианино и любимец публики стал настоящим воплощением эпохи.

Ференц Лист сочинял музыку, написал несколько книг, преподавал, вел открытые уроки. К нему съезжались композиторы 19 века со всей Европы. Можно сказать, что практически всю свою жизнь он занимался музыкой, поскольку творил в течение 60 лет. И поныне его музыкальный талант и мастерство являются образцом для подражания современных пианистов.

Рихард Вагнер

Гениальный создавал музыку, которая никого не могла оставить равнодушным. У нее были как поклонники, так и яростные противники. Вагнер с детства был увлечен театром, а в 15 лет задумал создать трагедию с музыкой. В 16 лет он привез в Париж свои сочинения.

В течение 3 лет он тщетно пытался поставить оперу, но никто не хотел иметь дело с неизвестным музыкантом. Такие популярные композиторы 19 века, как Ференц Лист и Берлиоз, с которыми он познакомился в Париже, не приносят ему везения. Он пребывает в нищете, и никто не хочет поддерживать его музыкальные идеи.

Потерпев неудачу во Франции, композитор возвращается в Дрезден, где начинает работать дирижером в придворном театре. В 1848 году он эмигрировал в Швейцарию, так как после участия в восстании был объявлен преступником. Вагнер осознавал несовершенство буржуазного общества и зависимое положение художника.

В 1859 году он воспевает в опере «Тристан и Изольда» любовь. В произведении «Парсифаль» утопически представлено всеобщее братство. Зло повергнуто, и побеждают справедливость и мудрость. Все великие композиторы 19 века испытали влияние музыки Вагнера и извлекли уроки из его творчества.

В XIX веке сформировалась национальная композиторская и исполнительская школа в России. В русской музыке есть два периода: ранний романтизма и классический. К первому относятся такие русские композиторы 19 века, как А. Варламов, А. Верстовский, А. Гурилев.

Михаил Глинка

Михаил Глинка основал композиторскую школу в нашей стране. Русский дух присутствует во всех его Такие знаменитые оперы, как «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» пронизаны патриотизмом. Глинка обобщил характерные черты в народном музыкальном творчестве, использовал старинные напевы и ритмы народной музыки. Композитор был также новатором и в музыкальной драматургии. Его творчество - это подъем национальной культуры.

Русские композиторы подарили миру множество гениальных произведений, которые и в наши дни покоряют сердца людей. Среди гениальных русских композиторов XIX века увековечены такие имена, как М. Балакирев, А. Глазунов, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.

Классическая музыка ярко и чувственно отображает внутренний мир человека. На смену строгому рационализму пришла романтика XIX века.


Периоду характерно: XIX век - расцвет национальных музыкальных школ. Ведущим жанром романтической музыки, связанным с бытовыми традициями, стала песня (романс) Наряду с романсом расцвела и камерная фортепианная миниатюра. В романсе воплотилась лирико- психологическая стихия романтизма.


Периоду характерно: С городским музыкальным бытом связан и расцвет инструментальной танцевальной миниатюры. Городской танец становится одним из важнейших музыкальных жанров XIX века (вальсы Шуберта, мазурка и вальсы Шопена). Концертная эстрада приобрела в XIX веке небывалое прежде значение и появление таких выдающихся и даже великих виртуозов, как Паганини, Шопен, Лист.


Периоду характерно: Новый тип «гражданской» оперы («Дон Карлос» Верди, «Риенци» Вагнера), народно-сказочная опера, («Летучий голландец» Вагнера), героико- романтическая опера, («Эврианта» Вебера, «Геновева» Шумана). Во второй половине века появляются комические оперы -«Мейстерзингеры» Вагнера, «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза, «Фаль­стаф» Верди.




Роберт Шуман () Биография Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя. Первые уроки музыки брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять хоровую и оркестровую музыку. Его привлекала карьера юриста, но выяснилось, что у него талант к фортепьянной музыке. Тогда он стал подумывать о карьере концертного пианиста и вскоре полностью посвятил себя музыке.


Творчество Один из самых знаменитых циклов «Карнавал». Шуман увлекался написанием вокальной музыки. Он продолжал традиции лирической песни, заложенной Шубертом. Фортепьянное сопровождение нередко дополняет смысл слов, придает песне больший драматизм и выразительную силу. Шуман много сделал и для развития музыкальной критики. На страницах собственного журнала о музыке Шуман публиковался под двумя псевдонимами: Флорестан и Эвзебей.


Фредерик Шопен () польский композитор и пианистДостижения По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (), фантазия (1841), 4 баллады (), 4 скерцо (), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством. Почти вся музыка Фредерика Шопена предназначена для фортепиано.




Ференц Лист () Родился 22 октября 1811 года в Венгрии в семье пастуха. Родился 22 октября 1811 года в Венгрии в семье пастуха. Отец занимался музыкальным воспитанием и мальчик с малых лет пел в церковном хоре. Отец занимался музыкальным воспитанием и мальчик с малых лет пел в церковном хоре. Дебют музыканта состоялся в 1819 году. Спустя два года Адам отдает сына на обучение Карлу Черни в Вену. Дебют музыканта состоялся в 1819 году. Спустя два года Адам отдает сына на обучение Карлу Черни в Вену. В 1823 году Лист пробует поступать в консерваторию в Париже, но по правилам в ней могли учиться только французы. Из- за неустойчивого финансового положения семьи музыкант постоянно дает концерты. В 1823 году Лист пробует поступать в консерваторию в Париже, но по правилам в ней могли учиться только французы. Из- за неустойчивого финансового положения семьи музыкант постоянно дает концерты. Это время считается началом творческого периода, появляются первые сочинения. Это время считается началом творческого периода, появляются первые сочинения. В 1825 году оперу «Дон Санчо, или Замок любви» можно было увидеть на сцене Grand-Opera. В 1825 году оперу «Дон Санчо, или Замок любви» можно было увидеть на сцене Grand-Opera. Посетив Россию, Лист влюбляется в Каролину Витгенштейн и женится. Спустя год они добились разрешения и поселились в Веймере. В своём доме он давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Дочь Листа Козима стала женой Вагнера. Их сын, Зигфрид Вагнер, впоследствии стал известным дирижером.
Биография и творчество Родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе, провинции Парма, в бедной семье трактирщика. С детских лет Верди принужден был зарабатывать на жизнь. Он не был принят в Миланскую консерваторию и стал брать частные уроки по композиции, одновременно продолжая заниматься игрой на фортепиано, органе и дирижированием. Уже в самом начале творческого пути определилась тяга Верди к опере в этом жанре он создал впоследствии двадцать шесть произведений. Большой успех пришел к Верди с его третьей оперой «Навуходоносор» (1842). На рубеже 1850-х годов начинается центральный период творчества Верди. Его открывают три оперы «Риголетто» (1851), «Трубадур»(1853), «Травиата» (1853), посвященные утверждению человеческого достоинства и свободы личности, обличению социальной несправедливости. Последние оперы «Аида» (1871), «Отелло» (1886) и «Фальстаф» (1893) отмечены неповторимым своеобразием. Это вершина творчества Верди и всей итальянской оперы.