Владимир мулявин - биография, информация, личная жизнь. От всесоюзной славы до забвения: почему звезда «Хождения по мукам» исчезла с экранов Валерий мулявин биография сын

Старшая дочь музыканта Марина Мулявина и музыковед Ольга Брилон год назад выпустили шикарную книгу «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…». Здесь расставлены многие точки над «i» в истории легендарного ансамбля, в биографии его руководителя, в той роли, которую сыграла первая жена Мулявина.

Шикарный фолиант со множеством фотографий издан, к сожалению, небольшим тиражом, да и стоит соответственно. Но за год книга зажила своей жизнью. К примеру, стала первым белорусским экспонатом в новой эстрадной коллекции Московского театрального музея имени Бахрушина . В 2018-м «Недосказанное…» переиздадут, а уже 26 и 27 января книгу представят в литовских Вильнюсе и Клайпеде .

"Песняры" в зените своей славы. Фото: личный архив

Марина Владимировна согласилась поговорить с «Комсомолкой» о том, почему поведала со страниц книги о сокровенном.

К ее созданию меня подтолкнуло рождение внука. Раньше, когда я просила маму записать ее воспоминания, она отвечала, мол, успеется. Но, оказалось, времени ей было отмерено мало. Вместе с мамой ушло многое из того, что она могла бы рассказать. А когда я стала бабушкой, поняла: не вправе хранить в себе историю любви моих родителей - чистые и светлые романтические отношения. Когда мне бывает плохо, я вспоминаю маму и папу, как в детстве, - вечно целующихся, обнимающихся, счастливых и молодых.


Такими "Песняров" узнали все! Фото: личный архив

«ПАПА НЕ ПРОСТИЛ ОТЦА И ЗАПРЕТИЛ НАЗЫВАТЬ ВНУКА ГЕОРГИЕМ»

- Наверняка когда работали над книгой, узнали что-то новое о своих родителях?

Конечно! Ольга Брилон раскопала в архивах интереснейшие сведения. Например, оказалось, что идея первого ансамбля у папы появилась еще во время работы в Томске , а это конец 1950-х. Еще я была уверена, что мама ездила за папой, как декабристка, из Томска в Калининград , Кемерово , Читу , Минск . Но нет: именно мамин художественный свист был редким жанром, потому она оказалась востребованной артисткой по всему СССР , а отец долго оставался неизвестным гитаристом.


Благодаря книге нашла своих двоюродных дядьев - Илью и Михаила Мулявиных . Пообщалась по скайпу с Ильей Георгиевичем, который рассказал неизвестное для меня о семье Мулявиных. Оказалось, до начала ХХ века род носил фамилию Курман по названию деревни Курмановка, где жили старообрядцы. А когда крестьянам начали выдавать паспорта, взяли фамилию Мулявины - по названию местной речки Мулявки. Еще Илья Георгиевич отметил, что мой дед, Георгий Арсентьеви, больше был благосклонен к старшему сыну Валере, который тоже играл в первом составе «Песняров», а вот с папой был холоден. Наверное, потому с юных лет Владимир Георгиевич затаил обиду на своего отца, оставившего семью с тремя детьми. А потом будто вычеркнул его из жизни. Помню, как хотела назвать старшего сына Георгием, но папа отрезал: «Этого имени в нашем доме не будет!» Я не посмела ослушаться - назвала первенца Павлом. Тем не менее Владимир Георгиевич виделся со своими родственниками по отцу, однажды - с братом Ильей. Но это были, судя по всему, довольно скованные встречи.


- Вы говорили, что в книге восстановлена историческая справедливость в отношении Лидии Кармальской.

Вместе с папой мама проработала 16 лет. Из них пять - в «Песнярах»: мама была на сцене до седьмого месяца беременности моим братом Володей - до мая 1974 года. Помимо того что она вела концерты, у Лидии Алексеевны был сольный выход с тремя номерами, а «Песняры» ей аккомпанировали. Сегодня об этом не вспоминают. Вообще мама была центром притяжения в любом коллективе, где работала, и никогда не становилась яблоком раздора. В тех же «Песнярах» к ней тянулись ребята, ощущали в ней опеку - даже называли Мать.


МУЛЯВИН РЕВНОВАЛ ЖЕНУ К РАБОТЕ, А ЗАВОЕВАЛ ЕЕ СЕРДЦЕ В 18 ЛЕТ

- Вы смогли определить «формулу любви» своих родителей?

Мать для отца была не просто любимой женщиной. Она стала для него и матерью, и лучшим другом, и хозяйкой дома. Всем! С ней он был защищен. Был случай, когда знакомая из мира музыки удивлялась, почему мама так носится с папой: рыбьи глаза, лысый… На что был ответ: «У него самые красивые глаза, а лысина - череп, усыпанный цветами». Простой, ничем не примечательный гитаристик? «Он та-лант-ли-вый! И у него большое будущее», - парировала мама. И для меня папа до сих пор самый красивый мужчина.


Но связала их сумасшедшая любовь отца. Мама, которая была старше папы на три года, сначала не разглядела этого 18-летнего мальчика. А он смог убедить ее в своих чувствах. Но мама быстро поняла, что собой представляет отец как музыкант. Не знаю, как она уловила, почувствовала одаренность в этом тихом, застенчивом юноше. Может, это чутье, а может, ответной любовью ей хотелось сделать из этого мальчика талантливого музыканта. Ведь она постоянно заставляла его заниматься - играть классику, писать свое. Как будто подводила к какой-то миссии. Причем порой доводилось его уговаривать, а где-то и угрожать. А еще мама повторяла: «Володя, озвучивай мысли!» Она всегда подсказывала ему решения, давала советы, к которым он прислушивался. И я тоже, кстати, часто говорю родным: «Озвучивайте мысли!»


- Как уживались в семье два творческих, а значит, амбициозных человека?

Мама умела самую острую ситуацию сгладить или обратить в шутку. Вот, к примеру, папе чаще всего заниматься не хотелось, и он в ответ проявлял характер. В нашем доме крайнюю степень его обиды и раздражения обозначало слово: «Лидия!». Был случай, когда это «Лидия!» мне особенно запомнилось. Папа ревновал маму к работе. Он служил в армейском ансамбле Белорусского военного округа, а она кормила семью, не вылезала из разъездов и почти не бывала дома. Скандал он закатил по этому поводу, когда она, приехав домой на полдня, быстро сделала все дела и собиралась снова уезжать. А папу как раз отпустили ночевать домой из ансамбля. Я проснулась поздним вечером от того, что отец визжал на весь дом и на чем-то топтался. Когда гроза прошла, мама отодвинула его, бросила в чемодан свой пострадавший шиньон и сказала: «Любовь моя, ты закончил? Я поехала!»


«ОТ ТАКИХ ЖЕНЩИН НЕ УХОДЯТ, ТАКИХ НЕ ПРЕДАЮТ»

- Наверное, вы для себя в какой-то степени осмысляли развод родителей…

Знаете, когда случился разрыв, я везла мамино согласие на развод папе в тетрадке с нотами рок-оперы «Песня пра Долю». И тогда я заняла сторону отца, ничего не зная об его изменах. Мама стала для меня врагом номер один. Я злилась за то, что она не сохранила семью, разрешила ему уйти, отпустила его. Зная маму, я и тогда, и сейчас думаю: все могло быть по-другому, стукни она кулаком, встряхни его - так случалось не раз за их совместную жизнь. Но потом я узнала, что у отца есть женщина, Светлана Слизская , которая стала его второй женой. Мама отпустила его к ней, посчитала, что не сможет дать ему той новизны чувств и отношений, которых ему тогда хотелось. Она уступила, потому что устала бороться - не столько с ним, сколько с собой.


И теперь я понимаю, что произошло одним теплым вечером, когда беременная Володей-младшим мама, папа и я (мне было 13 лет) не торопясь шли из кинотеатра с позднего сеанса. Мы с мамой обсуждали фильм, папа молчал. Когда впереди замаячил подъезд, со словами «Что-то вы, девчонки, слишком медленно идете. Пробегусь-ка я вперед!» он скрылся в дверях. Несколько минут спустя мы заходим домой, а в квартире никого - папа убежал через балкон нашего первого этажа. Мама тогда сказала, мол, наверное, пошел на репетицию в филармонию - такое бывало у «Песняров». Но глаза у нее были грустные, она уже знала о новом романе.


Конечно, мама замечала изменения в их отношениях. Но она старалась быть мудрой, смотреть на все с чувством юмора. А ведь знала мама и о другом романе отца, который начался еще тогда, когда она сидела в декрете со мной. Этой женщиной была исполнительница цыганских романсов Валентина Пономарева . Но семья тогда удержалась: мама слишком любила папу, и пока эта любовь была сильной, отец держался за нее.


- Не спасло семью и рождение вашего брата…

Да, когда появился на свет Володя, мама отдала часть своей любви ему. Кстати, она сама выбрала имя - назвала сына в честь отца. Папа очень радовался рождению Мулечки, так мы называли Володю-младшего. Он ведь и уговаривал 36-летнюю маму, несмотря на предостережения врачей, родить второго ребенка - так мечтал о сыне. Но как раз тогда он стал отдаляться, ощутил свободу от обязательств по отношению к нашей семье.


Володя был совсем крошкой, когда развелись родители. И когда вырос, папа не баловал его своим вниманием. А ведь брат унаследовал и внешность отца, и его характер - мягкий, отзывчивый, ранимый. Даже покапризничать любил, чтобы потом его пожалели, в точности папа! И при этом он был трудоголиком, часами занимался на скрипке. Когда Мулечка сломал руку, вынужденно перевелся на альт. Но спустя какое-то время его педагог Владимир Перлин (кстати, папин сослуживец в армии) не раз говорил: такого альтиста белорусская земля еще не рождала - талант, сопоставимый по уровню с Юрием Башметом . А папа сказал Перлину после одного из концертов с участием Володи: «Он давно меня переиграл».

Мама привила Володе чувство огромного уважения и любви к отцу, но для брата не прошло бесследно то, что папа его предал. Я сама себе пытаюсь ответить на вопрос, почему папа не извлек уроков из своего прошлого. Ведь он сам не смог простить своего отца за такое же предательство к его семье. Но не мне судить. А во снах папа и брат всегда приходят ко мне вместе счастливые, улыбающиеся. Хотя отсутствие Володи на земле я до сих пор принимаю на свой счет. Мне все кажется, что это я упустила его, что-то недосмотрела. Хотя и понимаю: у каждого свой выбор. Володя сделал его в пользу страшного порока. Но в жизни, это правда, его много предавали, а это ломало его психику. Чего стоило одно только его отстранение от концерта на 40-й день после смерти папы. Нашелся влиятельный человек, ненавидевший брата, который под угрозой скандала запретил ему выходить на сцену.


Лидия Кармальская постоянно выступала с "Песнярами", начиная еще со времен филармонического ревю "Лявониха". Фото: личный архив

- Как складывалось общение Владимира Георгиевича и Лидии Алексеевны после развода?

Первые пару лет, когда папа еще был влюблен в Светлану Слизскую, он приходил к нам нечасто. За это время мама эмоционально успокоилась. Но продолжала любить отца, не погасила свое чувство, жила воспоминаниями. А потом папа стал чаще приходить к ней - родители были близки до последних дней мамы. Еще я уверена, что между ними существовала какая-то невероятная связь. Когда в 1978-м папа попал в первую автокатастрофу, мама, ничего не зная, сказала мне: «Марина, я не могу, мне плохо! Что-то с отцом». Позже мы узнали: да, в тот день он разбился под Пуховичами. А когда умерла моя бабушка Катя, мамина мама, к нам неожиданно пришел папа, ничего не зная о случившемся. Однажды папа заглянул к нам, и я заявила: буду поступать в театральный. Родители переглянулись, встали и легли на порог входной двери: «Сможешь переступить через нас? Ступай!»


ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

Мулявина надломило убийство брата

Почему-то я уверена: находись рядом его старший брат Валера, с которым папа был очень дружен, развода не случилось бы, - говорит Марина Мулявина. - Но 34-летнего Валеру убили (хотя официальная версия - несчастный случай, но в нашей семье в нее никто не верил) за два года до их расставания во время гастролей «Песняров» в Ялте


КСТАТИ

«Если обидишь Лиду, знай, что обидел меня»

Владимир Мулявин рассказывал дочери, что его мать, Акулина Сергеевна, поначалу не особо тепло приняла жену сына, когда он привез Лидию рожать в родной Свердловск , а сам уехал работать. Но всем колкостям свекрови в свой адрес Лидия не придавала значения, успевая за день с маленькой Мариночкой сделать еще и все необходимое по дому. Постепенно отношение семьи Мулявиных к невестке улучшилось, и когда Акулина Сергеевна слегла с онкологией, допускала заботиться о себе только Лиду


НЕ ПРОПУСТИТЕ!

12 января в Белгосфилармонии - традиционный концерт в день рождения музыканта. Вести его будет соавтор книги «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…» музыковед Ольга Брилон. В этот вечер состоится презентация документального фильма «Пясняр. Сэрцам і думамі» режиссера Владимира Орлова , а Национальный академический народный оркестр им. Жиновича покажет восстановленную программу «Вянок» Владимира Мулявина на стихи Максима Богдановича.

Буктрейлер книги о Владимире Мулявине и Лидии Кармальской, сделанный по идее Ольги Брилон Георгием Дагаевым и Ириной Голубцовой (Тула). Видео: Ирина Голубцова

Светлана Пенкина — популярная советская актриса, получившая известность, после роли в кинофильме «Хождение по мукам».

Рождение звезды

Будущая актриса родилась 6.06.1951 года в столице Белорусской ССР. Отец – А. П. Пенкин (полковник) и мать – В. Е. Пенкина (преподаватель) не имели никакого отношения к миру искусства.

Однако это вовсе не помешало им развить в своих детях тягу к кинематографу и театру.

Первая высота

С ранних лет, обладающая незаурядной внешностью Света, лелеет мечты о большой сцене. Тем более, что у глазастенькой девчушки оказался природный актерский талант.

Родители не стали препятствовать счастью своего темпераментного ребенка и сразу же после окончания школы, Светлана пошла учиться в академию искусств, расположенную в ее родном городе.

Одаренная девушка попала в группу бывшего руководителя вуза, Александра Бутакова.

Дебют

В 1971 году был творческий дебют в биографии Светланы Пенкиной. Она сыграла роль в кинокартине С. Третьякова «День моих сыновей», являясь студенткой театрального вуза. И практически сразу, юная актриса снялась к киноленте «Могила льва». И после этого, в течение четырех лет Светлана не снималась в кино.

Снова в строю

После длительного перерыва, актриса с головой уходит в работу и поражает режиссеров своей трудоспособностью.

В 1975 году Светлана снялась в кинокартине Х. Какабаева «Цвет золота» (Зоя).

И почти сразу же актриса получила роль в короткометражном фильме В. Станкевича «У синей бухты».

Роль, подарившая славу

Когда Светлане исполнилось 26 лет, В. Ордынский пригласил ее в свой тринадцатисерийный проект «Хождение по мукам». Кинолента является экранизацией одноименного романа А. Толстого. (это была ее дипломная работа).

Девушка блестяще сыграла роль Кати Булавиной и, как говорится, проснулась знаменитой. Хрупкая, утонченная и невероятно грациозная Светлана перевоплотилась в свою героиню и сразу же завоевала любовь советского зрителя.


Фото: Светлана Пенкина в фильме «Хождение по мукам»

Сериал завоевал большую популярность, во многом, благодаря прекрасному актерскому составу: , А. Лазарев и мн. др.

После выхода киноленты на экраны, Светлана стала очень востребованной актрисой. Известнейшие режиссеры предлагали ей роли в своих фильмах, однако новоиспеченная звезда очень часто отказывалась.

После «Хождений по мукам» Пенкина снялась в фильмах «Пыль под солнцем», «Приказ номер один».

Новые высоты

Музыкальная кинокомедия «Берегите женщин» сразу пришлась по душе советскому зрителю и стала хитом проката. Актриса сыграла одну из главных ролей (Ольга) и ряды ее поклонников пополнились. Не лишним будет добавить, что эта кинолента пользуется популярностью до сих пор.

В 1982 году известная артистка снялась в киноленте «Солнечный ветер», где рассказывается о девушке-ученом Лидии. После выхода киноленты, Светлана уходит в декретный отпуск, чтобы воспитывать своего маленького сына. На протяжении трех лет актриса не снялась ни в одном фильме.

Когда Светлане исполнилось 34 года, она сыграла в телевизионном сериале «Грядущему веку»(Вика).

Больше актриса не снялась ни в одном фильме. Однако актрису можно было увидеть в роликах новостей или документальных проектах.

Личная жизнь

Светлана не обнародовала свою личную жизнь, находясь в активном поиске. Все дело в том, что актриса мечтала о надежном муже и детях, а многочисленные поклонники не подходили для создания семьи.

Она была очень красивой девушкой, но до 30 лет оставалась свободной.


Фото: Светлана Пенкина с мужем и ребенком

Когда проходила переозвучка реплик в киноленте «Хождение по мукам», С. Пенкина познакомилась с мужским коллективом «Песняры». Ребята записывали новый хит в соседней студии звукозаписи и случайно столкнулись с очаровательной актрисой.

Именно тогда судьба свела Свету с будущим супругом, руководителем «Песняров», музыкантом Владимиром Мулявиным.

Светлана была моложе дважды разведеного Мулявина на 10 лет, но ее это ничуть не смущало. Когда на экраны вышел фильм «Берегите женщин» (1981), мужчина сделал предложение своей избраннице. Светлана ответила согласием и вскоре молодые люди сочетались законным браком.

Уже во время бракосочетания, девушка не захотела менять фамилию. Но чтобы не обидеть любимого, Светлана взяла двойную фамилию (Пенкина-Мулявина).

Как рассказывают очевидцы, при знакомстве Светлана всегда представлялась, как Светлана, жена Владимира Мулявина.

Фото: Светлана Пенкина с мужем Владимиром Мулявиным

В 1982 году у пары родился сын Валерий. Ради него Светлана оставила кинематограф на три года и самозабвенно меняла пеленки, готовила кашки.

Семейная жизнь приносила супругам много радости, ведь их брак был построен на взаимной любви. Светлана практически не ссорилась с мужем и даже в самых спорных ситуациях готова была искать компромиссы.

Совместная работа над проектами сближала, а поездки на отдых, выступления и воспитание сына приносили ни с чем несравнимую радость.

В 1987 году Владимир и Светлана работали над спектаклем «Во весь голос», который был поставлен по мотивам произведений .

Весной 2002 года горячо любимый супруг Светланы попал в чудовищную автокатастрофу. На протяжении семи месяцев врачи боролись за жизнь мужчины.

После смерти Владимира, был основан музей ансамбля «Песняры».

Причина смерти

Светлана Пенкина-Мулявина прожила интересную жизнь и скончалась в 65 лет, пережив своего супруга на четырнадцать лет.

В течение нескольких дней женщина не звонила своему сыну и не отвечала на его звонки. В конце концов, обеспокоенный Валерий приехал в квартиру матери и нашел ее бездыханное тело.

Фото: памятник светлане пенкиной

После вскрытия стала известна причина смерти – остановка сердца. Однако, почему-то уголовное дело все же завели.

Официальная дата смерти актрисы – 20.10.2016 года. Похоронили Светлану Пенкину в столице Белоруссии, на Восточном кладбище.

Ее фотография помещена на стенд лучших выпускников БГАИ.

Избранная фильмография

  • 1971 - Могила льва
  • 1974 - Хождение по мукам
  • 1977 - А у нас была тишина…
  • 1981 - Берегите женщин
  • 1982 - Солнечный ветер
  • 1985 - Грядущему веку

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Наверняка многие в свое время слушали ансамбль "Песняры". А что вам известно о его создателе? Биография Владимира Мулявина, семья, интересные факты - все это будет представлено вашему вниманию в статье.

Детство

Свердловск, 12 января 1941 года. В семье Мулявиных, Георгия и Акулины, радость - родился сын Володя. Это второй ребенок, есть еще сын Валерий (1938 г. р.).

Отец Володи трудился на крупнейшем заводе Зауралья - «Уралмаше» - рабочим. Работа была не из легких, но она не мешала Георгию увлеченно заниматься гитарой. Он обладал хорошим музыкальным слухом, так что музыка в жизни Володи была с самого детства. Мать работала швеей. Особого достатка в семье не было, жили, как все: от зарплаты до зарплаты. Предки родителей были образованными людьми, имели свое дело, но с приходом к власти Советов их, как и многих купцов, раскулачили.

Несмотря на то что у Георгия и Акулины было уже трое детей (Валерий, Володя, Наташа), отец ушел из семьи. Матери пришлось содержать семью, работая и днем, и ночью. Дети рано привыкли к самостоятельности, хоть так облегчая жизнь маме.

Владимир Мулявин, фото которого вы имеете возможность увидеть в статье, любил слушать музыку, понимал ее, поэтому смог освоить игру на балалайке самостоятельно. Потом освоил гитару и другие инструменты.

Возможности посещать музыкальные спектакли у семьи не было, поэтому концерты на гитаре и балалайке устраивались дома, во дворе. Когда Володе удалось посмотреть оперу «Травиата», он был настолько впечатлен увиденным, что это, пожалуй, стало одним из самых ярких впечатлений детства.

Юношеские годы

Можно считать большим везением встречу с Навроцким Александром Ивановичем, окончившим Институт культуры Это был замечательный музыкант, разглядевший в юноше талант и давший толчок к развитию этого таланта. Заниматься музыкой им так нравилось, что они, иногда не замечая времени, трудились по несколько часов день. Музыкальное образование он продолжил в музыкальном училище в Свердловске, поступив туда в 1956 году. Музыка, новые музыкальные увлечения, игра на гитаре и пианино - все это захватило и увлекло Владимира. Ему нужен выход для идей, хотелось творить, и вместе с друзьями он создает джазовую группу. Но джаз в те годы в нашей стране не признан, такой музыки в СССР не должно быть! Его и всю джазовую группу исключают, но все же позднее он был восстановлен в училище.

Творческий путь

Учеба закончена, желаний и устремлений море, душа требует полета! И без гроша в кармане, в грузовом отсеке под вагоном он уезжает из Свердловска. Видно, судьбе было угодно, чтобы он оказался в Калининграде. Там Мулявин собрал коллектив, в котором выступал как эстрадный артист - играл на гитаре. К тому времени он уже женился на артистке Лизе Кармальской. В концертах принимали участие оба: Володя аккомпанировал на гитаре, Лиза выступала в художественного свиста. В 1961 году в молодой семье рождается первенец - дочь Марина.

В начале 60-х годов Володя как музыкант много выступал, работал в Петрозаводске, на Кузбассе, в Оренбурге. В 1963 году переезжает в Минск, получив приглашение Белорусской филармонии. Музыку он играл разную, но интересы его все больше склонялись к народной. Ему интересен был фольклор народов Украины, России, Болгарии, Белоруссии. Это находило отражение в музыке, которую он играл.

Живя в Белоруссии, музыканту невозможно не знать музыки этого края, поэтому Мулявин собирал фольклор по стране, слушал исполнения местных жителей, занимался аранжировкой народной музыки, знакомился с произведениями белорусских классиков.

В 1965 году его призвали в армию. Служил недалеко, под Минском. Годы службы оказались в его творчестве, можно сказать, решающими, потому что он продолжил заниматься музыкой: была создана вокальная группа в части, а при его участии организован ансамбль Белорусского военного округа. В это же время (так вот счастливо все совпало) проходили службу в этой части, только в других ротах, Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Александр Демешко, Валерий Яшкин, которые потом вошли в первоначальный состав «Песняров». Во время службы они выступали в Доме офицеров на концертах, на дискотеках, репетировали при любой возможности.

После армии у ребят не было возможности выступать вместе, работали все в разных коллективах, но не теряли связи друг с другом. Мулявин тоже работал в коллективе как гитарист, музыкант и о певческой карьере даже не помышлял. Но однажды их коллектив работал на концерте Нелли Богуславской, народной артистки Белоруссии, и она, услышав его голос на репетиции, сказала, что ему обязательно надо петь, имея такие данные. Возможно, это дало ему повод подумать о себе как о певце.

Создание ансамбля «Песняры»

В 1968 году участники армейского коллектива создают ВИА «Лявоны». Сначала они выступали как аккомпаниаторы к танцевальному ансамблю «Лявошха», но, выступив в 1969 году со своим концертом и получив заслуженный успех, поняли, что могут выступать по своей программе и быть самостоятельным коллективом. В то время к ним присоединился брат Владимира - Валерий (труба, гитара). Ансамбль с этим именем просуществовал до октября 1970 года и сменил название на «Песняры», потому что название «Лявоны» не нравилось ни руководству, ни им самим. Слово «песняры» (перевод с белорусского - "певцы", "поэты", "сказители") они нашли в белорусской литературе, и оно казалось ребятам более созвучным с их творчеством.

Ансамбль много гастролировал по городам, по отдаленным деревням и селам, где еще сохранилась истинно белорусская музыка, народные песни, местный фольклор. Ими было собрано около 150 песен. Мулявину не нравилась эстрада того времени, его многое не устраивало, хотелось чего-то другого, настоящего. А вот народная тематика была интересна, нравились напевные белорусские песни, звучание белорусского языка. Он занялся его изучением, чтобы понимать народные песни, понимать то, о чем они пели.

Выступление в Москве

В 1970 году «Песняры» добились разрешения выступить в Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Разрешение получили не сразу, потому что руководство считало, что их внешний вид не соответствует стандартам того времени: строгие костюмы, короткие прически. А у них длинные волосы, усы, бороды, яркие костюмы - все не как у всех. Мулявину пришлось доказывать, что для ансамбля, поющего народные песни, это часть образа.

На конкурсе «Песняры» выступали с забытой белорусской народной песней «Ты мне весною приснилась». К ней была сделана оригинальная аранжировка, голоса у солистов звучные, красивые, и песня полилась над залом, захватывая слушателей. «Песняры» просто произвели фурор.

После конкурса о них узнала вся страна. Белорусские песни стали популярными: их пели, их учили наизусть, их стали печатать в песенных сборниках, они звучали по радио, а истинные ценители даже знакомились с белорусским языком, чтобы быть ближе к творчеству любимых исполнителей.

Черная полоса

В 1973 году группа была на гастролях в Ялте, и там незадолго до начала концерта с братом Володи, Валерием, произошло несчастье, можно сказать, нелепая случайность: упал и ударился о камни. Узнав о смерти брата, Володя концерт не отменил, хотя всем было неимоверно тяжело. Зал был полон, зрители ждали, и группа вышла, отыграла концерт. Володя петь не смог, он только играл на гитаре.

Вскоре еще одно горе постигло Мулявина: умерла сестра Наташа.

Популярность на всех просторах СССР

В 1970-х ансамбль приобретает в СССР все большую популярность, его стали сравнивать с «Битлз», начали транслировать по Центральному телевидению, приглашали на гастроли по всей стране. Народная песня «Касив Ясь канюшину» в необычной рок-обработке стала неимоверно известной.

Видя такую популярность ансамбля, партийное руководство решило использовать его для пропаганды патриотизма, патриотических чувств и заказывало песни идейного содержания. Песни эти исполнялись искренне, с душою, не лукавя, поэтому слушали их с удовольствием, их перепевали, хотя находились люди, которые довольно скептически относились к заказным песням. Многие даже считали, что «Березовый сок» и «Молодость моя - Белоруссия» - это переработки народных песен, хотя написаны они были по заказу.

Владимир Мулявин, интересные факты о котором вы можете прочесть в статье, использовал «потребность в них» и в своих целях: помогал улаживать солистам бытовые вопросы, требовал для них хороших условий в гостиницах, хорошей аппаратуры, но в творчестве от своих принципов не отступал: никогда не пел в ресторанах, не платил за то, чтобы ансамбль отправили на гастроли за границу. Он так и говорил: «Я за творчество не плачу!» Их и так ждали везде, приглашали на туры за границу. Попасть на гастроли за рубеж в то время было очень сложно, практически невозможно, но они поехали. Из советских групп «Песняры» были первыми, кто выступил в Америке. Публика аплодировала им стоя, в газетах писали о группе из Советского Союза.

Поскольку ансамбль белорусский, то руководство хотело, чтобы пели они только на белорусском языке, но Мулявин пойти на это не мог. Он не любил и не хотел, чтобы вмешивались в творческий процесс, не шел на компромиссы из-за текста песен. Были случаи, когда он не захотел менять слова в песне, а ансамбль из-за этого долгое время не выпускали на гастроли. Но несмотря ни на что, «Песняры» были самой гастролирующей группой в СССР.

Мулявин Владимир (биография и фото - в статье) был замечательным аранжировщиком, хорошо играл на разных инструментах, но у него еще и голос был уникальный: чистый и высокий тенор. Вокального образования он не получил, но музыку он не только слышал, он ее чувствовал, ощущал, обращал внимание на любые неточности. К себе был очень требователен, не допускал недоработок в исполнении, показывая своим отношением к делу пример всему коллективу. На репетициях от солистов требовал такой же точности, не терпел фальши, заставлял работать до нужного результата, до нужной ноты. На концертах он не терпел неуважительного отношения к зрителям, требовал отдачи от артистов, а зрители платили за это любовью. И когда зал вставал, аплодируя, это было заслуженно.

Талантливых солистов для группы искал везде, где только можно. Услышав нужный ему голос, приглашал обязательно на репетицию, чтобы соискатель понял, каким требованиям он должен удовлетворять. Без таланта там делать было нечего. Так в группе появились и Анатолий Кашепаров. В группе за все годы сменилось около пятидесяти музыкантов, постоянного состава, конечно, не могло быть. Кто-то приходил, кто-то уходил.

Через десять лет деятельности ансамбля Борткевич ушел из группы, женился на гимнастке Ольге Корбут и уехал в Америку. Следом ушел Кашепаров и тоже уехал в Америку, создал там свой бизнес. Позже он встречался во Флориде с Мулявиным, они строили совместные планы, но разговоры так и остались разговорами. Постепенно ушли и основатели ансамбля: Леонид Тышко и Александр Демешко.

Трудный период

Это был трудный период для них, для всей страны. Концертов было мало, материально очень тяжело. Ансамбль гастролировал со старым репертуаром, пел песни, которые полюбились народу, хотя Мулявин за годы деятельности «Песняров» написал более десяти оригинальных программ, несколько рок-опер, много песен за период с 1985 года. Но диск он смог записать только лишь в Голландии в 1994 году, а в России и Белоруссии эти произведения тогда так и не были услышаны.

Репетировать музыкантам приходилось даже в школах для глухонемых, на любых площадках, которые смогли найти, со старыми инструментами. Владимир Мулявин ("Песняры") не бездействовал, писал руководству и довольно резко, за что его отстранили от управления группой, оставив на должности художественного руководителя. В этой ситуации сыграло немаловажную роль и его увлечение спиртным. Назначили вместо него Владислава Мисевича (солист группы). Когда дело дошло до президента Лукашенко, Мулявина вернули на прежнюю должность. Мисевич ушел из группы, ушли и все музыканты. Спасти ансамбль не удалось, хотя Владимир Георгиевич прилагал все усилия.

Постепенно он набрал новый состав группы, и юбилей в тридцать лет был отмечен в «Олимпийском» большим концертом, а на "Аллее славы" заложена звезда Мулявина. В 2001 году он награжден орденом Франциска Скорины (самая высокая награда Белоруссии).

Биография Владимира Мулявина: личная жизнь

Кармальская гастролировала вместе с мужем, хотя с ребенком это было совсем не просто. Музыканты зарабатывали не так уж и много, а она, исполняя сложные классические произведения (художественный свист), хорошо. Для группы Лиза была спасением во время поездок: решала какие-то бытовые вопросы, готовила на всех. Володю она с любовью называла «Летя». Их любовь нашла отражение во многих песнях, которые исполнялись на концертах.

Есть ли дети у Владимира Мулявина? Да. Дочь Марина Мулявина в память об отце вместе с Ольгой Брилан написала книгу «Недосказанное…». В книге она поделилась своими воспоминаниями, рассказала, какой он был на самом деле, как тяжело она пережила развод родителей, как простила отца и о многом другом, о чем могла знать только она.

В 1975 году родился второй ребенок в семье Володи и Лизы - сын Володя, но брак это не спасло. Узнав об изменах мужа, Лиза подала на развод.

Второй женой музыканта стала Светлана Слизская. В браке родилась дочь Ольга в 1976 году. Светлана вела свободный образ жизни, на гастроли с мужем не ездила. Как свидетельствует биография Владимира Мулявина, семья распалась в 1981 г. Как дальше сложилась личная жизнь Владимира?

На съемках фильма «Хождение по мукам» знакомится будущая пара - Владимир Мулявин и Они поженились в 1981 году. Через год родился второй сын Владимира Мулявина. Назвали его в честь брата Валерием. Ради семьи Света оставила театр, занялась воспитанием сына. Валерий получил музыкальное образование, но не захотел связать свою жизнь с музыкой, занялся компьютерами.

Кое-кто считал, что Светлана сыграла определенную роль в том, что группа распалась. Все знали, что Володя советовался с ней, что она вмешивалась в его дела, в дела ансамбля, но, тем не менее, Владимир Мулявин и Светлана Пенкина любили друг друга и прожили вместе 20 лет.

Последние годы жизни артиста

В 2002 году, 14 мая, Мулявин, управляя автомобилем, попал в серьезную аварию на крутом повороте под Минском, хотя был хорошим водителем (более четверти века за рулем), и получил очень тяжелые травмы (повреждение спинного мозга, перелом позвонков, ушибы и др.). Какое-то время он находился в Минске, потом его перевезли в Москву, в больницу имени Бурденко, на реабилитацию. У него были парализованы руки, ноги, но, как писали в газетах, он работал над собой. Рядом с ним была жена - Светлана Пенкина.

Восемь месяцев боролись врачи за его жизнь, боролся он сам, но чуда не произошло. 26 января 2006 года Владимира Георгиевича Мулявина не стало. Прощание с ним в Москве состоялось 27 января, а в Минске - 28 января. Похоронили белорусского песняра русского происхождения на Восточном кладбище в Минске.

В память о Мулявине назван бульвар в центре Минска, открыта скульптурная композиция на Московском мемориальном кладбище Минска, в Екатеринбурге на его доме установлена мемориальная доска, в Белоруссии выпущена марка, посвященная ему.


6 июня актрисе Светлане Пенкиной-Мулявиной, вдове основателя легендарного ансамбля «Песняры», исполнилось бы 66 лет, но в октябре 2016 г. ее не стало. Ее уход для многих остался незамеченным – актриса давно перестала сниматься в кино, жила одна, вела уединенный образ жизни и не давала интервью. Даже те поклонники, которые полюбили ее после выхода фильмов «Хождение по мукам», «Берегите женщин» и «Солнечный ветер» постепенно о ней забыли.



Светлана Пенкина родилась в Белоруссии в семье учительницы и военного. После школы она поступила на актерский факультет Минского государственного театрально-художественного института и еще во время учебы начала сниматься в кино. Профессиональный успех пришел к ней очень рано и стремительно: ее дипломная работа в фильме «Хождение по мукам», где она сыграла роль Кати Булавиной, принесла ей всесоюзную популярность и признание.



В 1970-1980-х гг. актриса снималась достаточно много. Самыми заметными ее работами стали роли в фильмах «Пыль под солнцем», «Берегите женщин», «Солнечный ветер» и «Грядущему веку». Будучи известной актрисой, она встретила своего будущего мужа, основателя и руководителя ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина, который тогда тоже пребывал на пике своей популярности.



Об их первой встрече в 1978 г. актриса позже вспоминала: «Я шла на озвучивание фильма «Хождение по мукам», а Володя с ребятами записывал там в звуковом ателье новый диск. Помню, что поразилась своему первому впечатлению: детская незащищенность, огромные лучистые глаза... И робость, удивление. Для себя отметила, что наверняка этот человек не такой, как о нем говорят». Спустя три года они снова встретились во время гастролей «Песняров» в Гродно и после этого уже не расставались.







Светлана стала третьей женой Владимира Мулявина. В 1981 г. они поженились, а через год у них родился сын Валерий. В этот союз никто не верил – оба были сильными личностями с непростыми характерами. Друзья Мулявина не одобряли слишком активное участие жены во всех его делах. Музыканты ансамбля «Песняры» называли ее капризной и своенравной: «К примеру, на гастролях в Америке опаздываем на самолет. А ее все нет и нет. Коллектив на нервах. Оказывается, Света сапоги пошла покупать. Потом еще и скандал учинила – почему мы ей какие-то сумки не вынесли? Мулявин, конечно, пытался на жену повлиять, но женщина есть женщина… Она из него веревки вила. Порой казалось, что Света его какими-то чарами околдовала. По крайней мере, без нее на гастролях это был один человек. По возвращении домой Георгиевича было не узнать – полная противоположность».







Как бы то ни было, сами супруги считали этот брак счастливым и любили друг друга. Вскоре после свадьбы актриса решила завершить свою кинокарьеру. Она снялась в двух фильмах в эпизодических ролях и ушла из кино навсегда. Светлана действительно активно занималась делами мужа и везде его сопровождала. Она посвятила ему всю свою жизнь, из-за чего однажды Надежда Бабкина у нее спросила: «Света, ты задумывалась хоть раз, что ты себя в жертву принесла?». Но сама актриса так не считала.







Они провели вместе 20 лет, вплоть до трагической гибели Мулявина в 2003 г. в результате автокатастрофы. После его смерти в Белорусской государственной филармонии был организован музей основателя ансамбля «Песняры», и Светлана стала его директором.