Военный корабль викингов. Драккары - деревянные корабли викингов

Змей мчал сына Трюггви,
Молодца, по волнам,
Пасть разинув злую,
Златом пообжату.

Олав взлез на Зубра,
Знатна волка водна.
Зверя мыло море
Мощный рог в дороге.
(Поминальная драпа об Олаве святом. Перевод С. В. Петрова.)

В большинстве своем люди у нас все же наслышаны о викингах и их кораблях, да и век интернета все-таки, поэтому вроде все уже знают, что плавали они на длинных таких судах с одной мачтой с полосатым парусом и головой дракона на форштевне. Других судов у них вроде бы и не было? Или были? На самом деле типов судов у раннесредневековых скандинавов было множество, и все они отличались друг от друга, как, скажем, «Матиз» отличается сегодня от того же «Мерседеса». Для плаваний ради торговли предназначались кнорр и каупскип; для военных походов за добычей - шнекка (что означает «тонкий и выдающийся»), скейд (можно перевести как «рассекающий воду») и дракар или «дракон» - название, которое, таким кораблям давали из-за обычая вырезать голову дракона на форштевне таких кораблей.

Фердинанд Лике, «Набег викингов» (1906). Не знаю, может быть с точки зрения живописного мастерства Фердинанд Лике и был замечательным художником, но в отношении – фантазер еще тот. У викингов не было «бочки» на мачте, более того, сама мачта на его картине стоит не там, где надо. Она сдвинута влево к борту. А это уже неумение правильно строить перспективу. Щиты на бортах… Зачем они в набеге здесь? Да еще среди них один прямоугольный. Мечи в руках у викингов явно бронзового века, хорошо еще, что шлемы не с рогами! Но самое, конечно, удивительное это таран! Откуда он это взял? Ведь находки судов викингов уже были известны. Изображения рунных камней опубликованы… Нет, не нравятся мне такие вот живописцы!

Суда широкого спектра назначения, которые равным образом подходили и для торговли, так и для пиратских набегов – такие, как, например, найденный корабль в Гокстаде, обычно именовались скута или карфи. Главное же отличие между судами торгового назначения и военными состояло в том, что первые, то есть кнорры и каупскипы были короткими, но широкими, имели высокий надводный борт, а также прежде всего зависели от площади парусности. Военные же суда, напротив, были узкими и длинными, имели меньшее водоизмещение, что позволяло подниматься им вверх по рекам и свободно преодолевать прибрежное мелководье, имели значительно большее число весел. Поэтому-то военные корабли викингов и получили весьма характерное название ландскип - или «длинный корабль» («ладья»).


Еще один «длинный корабль». Музей викингов в Хедебю.

Но и боевые суда викингов могли сильно различаться по размерам. Их обычно классифицировали по количеству скамеек (банок) для гребцов (сeссa), или же наличию промежутков между поперечными балками («места», рум или спантрум). Например, в X в. тринадцатибаночный корабль (триттансесса, т.е. судно, имеющее 13 мест для гребцов (банок) с каждой стороны, или 26 весел) был по размерам наименьшим из тех судов, которые можно было отнести к военным - т.е. которые были еще меньше, считалось для войны уже непригодными. Так, например, известно, что в набегах викингов на Англию в конце IX в. участвовали 16-18-баночные суда, в то время как англо-саксонская летопись сообщает, что Великий король Уэссекса Альфред в 896 г. уже строил 60-весельные корабли (имевшие 30 мест для гребцов с каждой стороны), в два раза большие по размерам, чем суда у викингов.


Корабль из Осеберга. Музей кораблей викингов в Осло.


Кстати, в Норвегии очень чтят свою историю. Об этом свидетельствует большое количество музеев в Осло и других городах. Один из них - Музей викингов, расположенный на полуострове Бюгдё, посвящен сразу трем погребальным кораблям, найденным в конце XIX века в погребальных курганах. Здесь все лаконично, просто и торжественно. Большие старинные окна, много пространства и света, но света старины, истории. Удивительно, что форма окон и архитектура здания напрямую связаны с ощущением времени. Просторно, словно на дне прозрачного моря стоят эти корабли… черные, строгие и будто бы живые…

Поэтому 16-баночный корабль, найденный в Гокстаде (относящийся примерно к этому же времени), был минимального размера для того, чтобы считаться военным судном. Стандартным же размером для боевых кораблей стали 20 или 25-баночные суда. Тридцатибаночные тоже строили, но в очень небольшом количестве. Гигантские военные суда, имевшие больше 30 банок, появились лишь в самом конце X в. Самым известным среди них был «Длинный змей» короля Олафа Тригвассона, имевший 34 скамьи (или места для гребцов). Его построили зимой 998 г.; но в то время, скорее всего, были и другие подобные ему суда. Известны и 35-баночные корабли, сооруженные в XI-XIII вв. Прежде всего, это «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, построенный зимой 1061 -1062 гг. в Нидаросе.


Изготовление реплики украшения судна из Осеберга.

В «Саге короля Харальда» этот корабль описывается как более широкий, чем обычные военные корабли, подобных размеров и пропорций, но принципиально такой же, как и они. Нос украшает голова дракона, на корме - его хвост, причем носовая фигура была позолочена. На нем было 35 пар мест для гребцов, и он был просто огромен даже для судов своего класса.


А вот так эта деталь выглядит в итоге.

Среди пяти кораблей, найденных в Скулделева, один как раз и оказался очень большим, хотя и оказался он в плохом состоянии. Специалисты считают, что его размеры приблизительно составляли 27,6 метров в длину и 4,5 в ширину, а был он 20-25-весельным. Были раскопаны и другие образцы судов викингов: например, в Лэдби (время захоронения ок. 900-950 гг.), длина которого была 21 м, а весел 12 пар; в Туне (время захоронения ок. 850-900 гг.) - длина 19,5 м и с 11 парами весел. Кстати, судно из Осеберга имело 15 пар весел; а гокстадский корабль был немного больше и потому у него было 16 пар. Кстати, кнорр, что нашли в Скулделеве - это пока что единственное торговое судно, что было обнаружено в последние годы. Его размеры: 16,20 на 4,52 м.


Некоторые новоделы судов викингов по-настоящему велики. Вот, например, драккар «Харальд Прекрасноволосый».


Он же – вид спереди.


А это его «голова». Эффектная, ничего не скажешь, но сразу бросаются в глаза отличия в художественной манере оформления таких «голов» у викингов и у тех, кто сегодня им подражает. Форма одна – но вот содержание декапировки совершенно разное!

И боевые, и торговые корабли викингов имели две палубы, приподнятые в носовой и кормовой оконечностях. Между ними простиралась палуба, обшитая досками, которые специально прикреплялись неплотно и могли подниматься при укладке грузов в трюм. Во время стоянки на якоре или пребывании в гавани ее накрывали большим тентом наподобие большого шатра, а мачту убирали. Сага «Сварфдела», например, описывает 12 кораблей, стоящих на якоре в таком вот виде: «Все покрытые черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, где сидели люди и пили».


«Голова» драккара. Музей истории культуры. Университет в Осло.


Еще одна похожая голова…


Эта же голова с другого ракурса. Музей кораблей викингов. Осло.

Все, и даже дети, сегодня представляют себе корабли викингов со щитами по бортам. И, да, действительно считается, что команда обычно вешала их вдоль планширя. Вопрос лишь в том, как часто это делалось и зачем? Отдельные специалисты считают, что, вывесив так щиты, грести невозможно. Но мнение это основано лишь на примере гокстадского корабля. На нем и вправду щиты, будучи привязаны ремнями к деревянной рейке, действительно закрывали отверстия для весел. Но уже на осебергском судне они были прикреплены с наружной стороны планшира так, что гребле не мешали. Ну, а если мы опять-таки обратимся к сагам, то там прямо написано, что щиты так вывешивали. Например, в саге «Битва на фьорде Гафрс» написано, что планшири «блестели начищенными щитами», а в «Сражении на реке Нисса» в 1062 г. «воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планширя». Подтверждается это рисунками на камнях с острова Готланд, где видно, что щиты как раз таким образом на кораблях и расположены.


Резная голова драккара «Хугин». Эффектная, не спорю, но ж очень какая-то… декоративная!

Вот что действительно необычно, так это то, что на всех судах викингов палубы совершенно гладкие. Ни в одном из них не было ни намека на существование каких бы то ни было скамеек для гребцов. Поэтому считается, что гребцы сидели на своих сундуках. Во всяком случае сундуки с осебергского судна были вполне пригодны для сидения.


Вот он какой, «Хугин». Красавец, не правда ли? И щиты в масштабе. Но… неужели у всех они были одинаковыми?

Правда, есть вроде бы сведения, что скандинавские моряки того времени хранили все свои вещи не в сундуках, а в кожаных мешках, которые одновременно служили им и спальными мешками. Но как все-таки было точно неизвестно! На одном из боевых кораблей, обнаруженных под Скулделевым, в качестве сидений могли быть использованы поперечные балки. Есть и такое предположение, что гребцы вообще… стояли. Сами весла в среднем имели длину около 5 метров, на гокстадском корабле они были длиной от 5,10 до 6,20 м. Причем обычно греб веслом один гребец, но в бою ему в помощь выделялись еще двое: один защищал гребущего веслом от вражеских метательных снарядов, другой был сменщиком и ожидал своей очереди.


Одна из первых моих моделей кораблей викингов фирмы «SMER». Уже тогда, в конце 80-ых, когда я начал только-только получать модели с Запада, мне бросились в глаза и какие-то странные, пуговичного вида щиты, и странные голова и «хвост», хотя фигурки мне очень понравились. Что было делать? Отрезал «голову» и «хвост» и сделал их самостоятельно. Выбросил щиты-пуговицы и тоже сделал их сам.

Для движения в открытом море викинги поднимали на своих судах прямо-таки огромные по размерам квадратные паруса. Их стали использовать в VIII веке, и это, несомненно, являлось одним из тех значимых технологических новшеств, которые обеспечили расцвет их цивилизации. Как пример их эффективности можно привести плавание судна-реплики «Викинг» - точной копии гокстадского корабля, пересекшего Атлантический океан под парусом за 28 дней. При этом он мог часами удерживать скорость до 11 узлов, что было для того времени хорошим показателем и для большинства паровых судов, ведь далеко не все они были рекордсменами, боровшимися за «Голубую ленту Атлантики».


За что я не люблю «модельные сайты», так это вот за такие модели. Вроде бы все очень точно. Но… «металлизированные» детали на осебергском судне не были металлизированы, а если и были, то были бы… позолочены. Одинаковые щиты… Тоже как-то не слишком исторично.


Вот она – резьба с осебергского корабля. Никаких следов позолоты!

Паруса самих викингов, вероятно, были сделаны из шерсти, хотя некоторые эксперты и утверждают, что они были льняными. Орнаментальные узоры, напоминающие косую решетку, изображенные на готландских рунических камнях, на самом деле, возможно, изображают кожаные ремни и канаты, с помощью которых тогдашние корабелы пытались сохранить форму шерстяных парусов. Эти рисунки также показывают принцип взятия рифов при помощи канатов, прикрепленных к нижней части паруса. Он, несомненно, ничем не отличался от принципа действия, используемого на северо-норвежских рыбачьих лодках вплоть до XIX века. При натяжении каната парусина зарифлялась, образовывала складки, и таким образом постепенно убирался и сам парус. В сагах описываются паруса викингов с синими, красными, зелеными и белыми полосками и клетками. Остатки парусов с гокстадского судна были белого цвета (цвета небеленой парусины) с красными полосами. Мачта была, скорее всего, в два раза короче длины самого судна, поэтому, поскольку, когда во время битвы ее опускали, она даже не задевала бимсов на корме. В целом виде ни одной мачты не было найдено.


Модель судна викингов из музея в Хедебю.


Модель гокстадского корабля. Исторически вроде бы все верно, но посмотрите на умбоны щитов и сами щиты. Умбоны больше, чем нужно и с обратной стороны углубления не имеют, так же, как и рукоятки для удержания. Щиты должны иметь хотя бы намек на обшивку кожей по краю!


Еще один наводел на «слете» судов викингов в Бресте в 2012 году. Тут и обшивка хорошо выполнена, и резьба, и щиты отличные и разные. Но… каким-то уже очень поникшим получился у авторов этого судна их дракон на носу. Надо бы им придать ему более горделивый, а не «опущенный» вид!


Большое рулевое весло со съемной рукояткой находилось справа по борту. Рукоятка – румпель, часть украшалась рунами, что делало руль в руках кормчего более «послушным». Ладья из Осеберга. Музей кораблей викингов. Осло.


Форштевень и ахтерштевень обычно украшались вырезанными из дерева головами и хвостами животных, главным образом, таких как дракон или змея. Судя по норвежским наскальным рисункам этот обычай появился в Европе еще в I-II веках. По таким позолоченным головам обычно и давались названия кораблям: Длинный змей», «Бык», «Журавль», «Человеческая голова». По исландскому обычаю, отправившись на новую землю и по прибытии туда, следовало сначала перевезти туда голову с корабля, чтобы изгнать местных злых духов. Этот обычай, возможно, был известен по всей Скандинавии. Во всяком случае «вышивка из Байё» изображает флотилию норманнов, плывущую по морю, с фигурами голов на форштевнях, а вот причалившую в Англии - уже без них. То есть эти «головы» были съемными? Есть и такие сведения, что они были столь ужасны, что, приплывая домой, викинги их закрывали или снимали, чтобы не пугать детей.


Всем известно легендарное плавания Тура Хейердала на плоту через Тихий океан. Но мало кто знает, что его соотечественник Магнус Андерсен, вдохновленный находкой Гокстадского корабля в 1880 году, построил его первую реплику, дал ей название «Викинг» и в 1893 году переплыл на нем Атлантический океан, чтобы доказать, что такие путешествия были для таких кораблей вполне возможны. Его путешествие увенчалось успехом, и через четыре недели плавания «Викинг» прибыл на Всемирную выставку в Чикаго. Еще один норвежец Рагнар Торсет построил три копии судов викингов. На одном из них, «Сага Сиглар», он в 1984 – 1986 гг. совершил даже кругосветное путешествие! Всего же в разное время и в разных странах было построено свыше 30 копий судов викингов.


Этот резной флюгер сделан из позолоченной бронзы. В сагах говорится, что такие флюгера прикреплялись на носах многих кораблей викингов, как знак особой значимости, но вот в чем она проявлялась, неизвестно. До наших дней сохранилось четыре экземпляра таких флюгеров и то только лишь потому, что оказались они на шпилях церквей! Вот этот флюгер нашли в Хельсингланде в Швеции, другие же на о. Готланд и в Норвегии. Все четыре флюгера датируются XI-XIII веками, но экземпляр из Швеции некоторыми учеными относится к X веку. На нем есть характерные царапины и вмятины, нанесенные ему стрелами. Так что он явно успел побывать в боях! Такие флюгеры использовались ровно столько, сколько и сами корабли викингов, а вот на шпилях церквей они оказывались из-за традиции хранить паруса и прочие снасти военных кораблей в церквях. Ну, а когда старые корабли использовать перестали, красивые резные флюгера перекочевали на церковные шпили. Так что не только резные головы украшали форштевни боевых кораблей викингов!

КОРАБЛИ ВИКИНГОВ

Поскольку все северные страны имеют выход к морю и даже океанам, нет ничего удивительного в том, что они были прекрасными мореходами.

Предки викингов впервые упоминаются у Тацита в "Германии", где отмечается любопытная форма их ладей, главные черты которых на протяжении веков оставались неизменными. Но до 1862 года о кораблях викингов знали лишь по описаниям Тацита, араба Ибн Фадлана да изображениям на гобелене из Байе королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя.

Корабли той эпохи поражали и современников, и нынешних посетителей Музея викингских кораблей в Осло своей красотой и элегантностью.

Обыкновенно строили суда, заостренные с обоих концов, которым придавали вид драконов, змей или других животных: передняя часть судна имела сходство с головой животного, а задняя - с хвостом его.

Корабль, отнятый Олавом Трюггвасоном у Рауда Могучего, норвежского бонда-язычника, который никак не хотел принимать христианство, был похож на дракона. Вот как о том рассказывается в «Круге Земном»: «Впереди у него была драконья голова, и за ней изгиб, который кончался как хвост, а обе стороны драконьей шеи и весь штевень были позолочены. Конунг назвал этот корабль Змей, так как, когда не наем были подняты паруса, он походил на крылатого дракона. Это был самый красивый корабль во всей Норвегии».

Военный корабль конунга Олава Толстого назывался Зубр. «Это был огромный корабль. На носу у него была позолоченная голова зубра. Сигват скальд говорит:

Жерех поля, жаром

Жабер полыхая,

нес отпрыска Трюггви

К бармам брани, ярый.

Другой - рядом с Зубром

Волна рокотала -

Струг, рогат, рать воды

Другой корабль, на котором тот же король сражался в битве при Несьяре, назывался Человечья голова, потому что на носу его была вырезана голова конунга. Олав сам ее вырезал. «Такие головы, - добавляет сага, - долго потом ставились на кораблях конунгов в Норвегии». Их можно было снимать и опять ставить по произволу: по предписанию древних исландских законов никто не мог подплывать к берегу так близко, чтобы можно было видеть с суши раскрытую пасть на форштевне. Это могло испугать духов-покровителей страны.

У всех больших кораблей были имена. Скандинавы считали свои корабли живыми, они были настоящими помощниками в сражениях.

В 1862 году при раскопках в болотах под Шлезвигом впервые нашли ладью викингов. Нос и корма были одинаковыми, что позволяло идти на веслах в любом направлении, не разворачиваясь. Обшивка была выполнена внакрой.

Позднее обнаружили еще несколько судов, из которых наиболее значительными находками являются норвежские драккары из Туне (1867), Гокстада (1880) и Усеберга (1904).

Только после этих находок удалось установить, что корабли, уносившие викингов, к берегам Европы, Северной Америки и Африки, были настоящими произведениями искусств и являли собой чудесное сочетание гармонии и техники.

Найденные ладьи удалось реконструировать и точно воспроизвести все детали. Эта кропотливая работа ученых заняла несколько лет, зато именно благодаря ей и в наши дни существуют современные корабли викингов.

Первый такой корабль викингов нашего времени появился в 1893 году, когда норвежец Магнус Андерсен построил точную копию драккара из Гокстада и отплыл из города Берген в Норвегии и спустя 27 дней достиг берегов Ньюфунленда в Америке.

Через 98 лет, 17 мая 1991 года, другие потомки норманнов на новой копии гокстадского корабля, правда, с некоторыми современными приспособлениями вроде дизельного двигателя и уютной каюты, отправились в путь - они решили пересечь Атлантический океан. И действительно пересекли - 2 августа того же года смелые норвежцы пристали к берегу в том месте, где как предполагают, когда-то высадился в Северной Америке Лейф счастливый. Через некоторое время к первому драккару у берегом Канады присоединились еще два, и все три корабля совершили триумфальный рейд вдоль восточного побережья Северной Америки. На следующий год двум кораблям из трех крупно не повезло - они попали в сильный шторм и затонули, но команда их была спасена.

Море - суровый властелин, и тягаться с ним силами - опасное дело. Это хорошо знали и норманны, а потому с особым вниманием строили свои суда.

Для кораблей очень тщательно отбирали древесину - ведь важно было отобрать ту, у которой направление волокон соответствовало бы конфигурации готовой ладьи. Поэтому шпангоуты вырезались из свилеватой древесины, а бортовые доски отрубались от ствола дерева параллельно его длине.

Бока кораблей обносились высокими деревянными брустверами, как для того, чтобы не дать неприятелю сцепиться для рукопашного боя, так и от напора волн при сильном шторме, для чего у морских торговых судов боковые края обыкновенно были выше, нежели у военных. Деревянные брустверы, или широкий край, шли вокруг всего корабля. Сам бруствер на всякой стороне имел ворота, через которые можно было выходить на края корабля.

Посредине корабля возвышалась единственная мачта, устроенная таким образом, что ее можно было снимать и опять ставить. Мачта удерживалась в вертикальном положении при помощи особой тяжелой плиты, в отверстие которой вставлялась мачта, а наклонить ее можно было назад, в сторону кормы, при помощи опоры. Кроме того, многие суда имели бушприт, который по желанию убирался и выставлялся.

Установлено, что викингские корабли имели киль, к которому крепились шпангоуты, выполненные из одной штуки дерева. Обшивку внакрой к шпангоутам прикрепляли при помощи штырей, а друг с другом доски соединяли железными гвоздями. Для уплотнения швов между досками прокладывали шнур, скрученный в три нитки из свиной щетины или коровьего волоса, пропитанный смолой. В верхней части обшивки делали уключины.

На викингских кораблях был всего один парус, обычно из шерсти, красно-белый, полосатый или с диагональным клетчатым узором, возможно, сшитым из двух куском ткани. Он был квадратный. Натягивался парус при помощи большой горизонтальной реи и ромбовидной сети из тросов. В нижней части паруса были пришиты веревки, которые держали члены экипажа, контролируя таким образом, как парус стоит под ветром.

Рулем служило большое весло. Ладьи викингов достигали 30 - 40 метров в длину и имели от 30 до 60 пар весел.

Саги редко определяют метрами величину древних кораблей. Обычно он мерится румами - пространствами - и лавками для гребцов. Норвежский «Закон Гулатинга» предписывал, чтобы длинные корабли имели от 20 до 25 лавок. Но если при сборе в поход, сказано в законе, какой-нибудь корабль нельзя снабдить достаточным числом людей, то надлежало обрубать корабельный руль и убавлять длину корабля, сообразно с числом готового для него экипажа. Однако ни один корабль не мог иметь менее 13 лавок. Саги упоминают о кораблях в 30 и даже в 60 румов. На Длинном змее, самом большом корабле, построенном на Севере, было 34 рума.

Ученые полагают, что rum означало пространство между скамьями гребцов, почему и думают, что корабль Кнута Великого, Дракон, имел шестьдесят таких скамей.

Суда, смотря по их величине, имели от 20 до 200 человек экипажа.

Передняя и задняя части корабля были крытыми. В первой находился вестовой, в последней - кормчий; место для гребцов называлось гребцовое место . Средняя часть корабля предназначалась для дружины и над ней ночью и в непогоду устанавливался шатер из толстого сукна или парусины. Обыкновенно предпочитались шатры полосатые или черного цвета: перед сражением их снимали из опасения, чтобы они не свалились. В передней и задней части судов находились черпальни : насосов в то время не знали, и несколько человек из экипажа всегда были заняты отливанием воды ведрами, если штормило.

Основными достоинствами кораблей викингов было то, что легкие и послушные суда с небольшой осадкой могли выходить как в открытое море и преодолевать колоссальные расстояния, так и подниматься вверх по рекам. Их можно было вытаскивать на берег и передвигать через пороги, например, Днепровские, на катках.

Корабли северян можно разделить на две группы: одни предназначались для набегов и походов, другие - для перевозки грузов.

Оговорим сразу, что торговые корабли защищались законами, что, однако не всегда спасало их нападений викингов. Тем не менее, древние скандинавские законы говорили, что на своем торговом корабле человек имеет «тот же мир, будь корабль большой или маленький, как и в собственном доме. Подниматься на борт корабля без приглашения владельца было строго запрещено. Если же на корабле возникала потасовка или кого-то сбросили с мостков, то виновные строго штрафовались.

Боевые корабли получили название драккаров , или драконов, по резным носовым фигурам. Эти драконы должны были устрашать противников в бою. Некоторые исследователи считают, что слово «драккар» не является собственно названием корабля, которое правильнее следует именовать снеккья , или шнеки .

Военным кораблем был и лангскип - буквально «длинный корабль».

Для длительных морских путешествий использовали так называемые карфи .

Аски отличались от других величиной: каждое вмещало до ста человек. На таких асках норманны совершали нападения на Саксонию и Фрисландию и потому назывались аскеманнами .

По строительному материалу, узкие суда из выдолбленной сосны или пихты назывались эйхи. Так же легки и сверх того быстры на ходу были шюты , посылавшиеся для разведки вперед больших кораблей. На этих, хоть и небольших, судах помещалось до 30 человек.

Крепки и удобны для викингов были эллиди различной величины и обыкновенно обитые железом.

Были еще торговые суда с круглыми корпусами – когги . Этот тип судов появился еще у фризов. При отливе ладья опускалась и плотно вставала на дно, что позволяло легко разгрузить ее, прилив же поднимал ее и позволял продолжить плавание.

В эпоху викингов также строили большие морские суда, широкие и "глубокие" – кнарры, или кнорры. Ими пользовались как купцы, так и викинги.

Рагнар Лодброк для похода в Англию велел построить два неслыханной величины кнорра, но его жена Аслауг отсоветовала ему плыть на них, потому что лучше выходить в море на длинных судах. Кнорры средней величины легки и быстры на ходу. Такие кнорры не употребляли для военных предприятий.

Однако бак и квартердек даже торговых судов использовались как боевые площадки, где во время нападения морских разбойников за щитами располагались воины. В результате этого различия между торговыми и военными кораблями были самые незначительные.

Корабль викингов не отличался комфортом, на нем не было кают, в которых можно было бы укрыться от шторма или просто морских брызг.

Ниже мы приводим параметры некоторых найденных кораблей:

Место

находки

Длина,

метры

Ширина,

метры

Высота

борта,

метры

Осадка,

метры

Дата

(век)

Способ

передви-

жения

Усеберг

21,4

0,75

30 пар

гребцов

Гокстад

23,4

парус

Скульд-

елёв

2,25

12 пар

гребцов,

парус

Хедебю

2,25

10 пар

гребцов,

парус

От кораблей зависела сама судьба и жизнь викингов. Именно корабли могли в целости и сохранности доставить смелых воинов и не менее отважных купцов к далеким берегам. Неудивительно поэтому, что повсюду в мире корабль является символом эпохи викингов.

Общеизвестно, что норманны - самые искусные мореходы Средних веков, а их суда были хорошо приспособлены и к парусному, и к весельному ходу. Входя в реки, они умело пользовались приливами и отливами.

Исследователи отмечают, что викинги очень быстро могли преодолевать расстояние на своих ладьях. Так, например, из Англии в Исландию (1200 км) они добирались за 9 суток, а из Каупанга в Хедебю (685 км) за 10 дней с остановками на ночь.

В плаваниях скандинавы ориентировались на береговую линию, видимость луны, солнца и звезд, характер облачности, направление полета птиц и форму волн. На побережье часто имелись приметы, которые мореходы запоминали, а если их не было, то часто сооружались подобия маяков, которые Адам Бременский назвал "горном вулкана".

Подобно "горну вулкана" в Волине, на римской башне в Булони на территории современной Франции, еще при Карле Великом в начале IX века разжигали огонь, чтобы судам было легче переплывать Ла-Манш из Лондона в Квентовик.

До недавнего времени считалось, что у викингов не было никаких навигационных приборов, однако во время раскопок в Генландии в 1948 году был найден обломок прибора, который считают примитивным пеленгатором. Его удалось реконструировать. Пеленгатор представляет из себя деревянный диск с 32 делениями, расположенными по краю друг от друга на равном расстоянии, и вращался на ручке, которая была продета через отверстие в центре диска. По диску ходила игла, указывавшая курс.

Встречаются в сагах и упоминания и о неких «солнечных камнях», которые, возможно, были примитивным компасом.

В зимнее время корабли убирали в специальные сараи, которые мы бы назвали сейчас эллингами. Были места и для ремонта судов - своего рода судоходные верфи. Следы подобных мастерских обнаружили в Хедебю и на Готланде.

Для судов викинги не только строили верфи и эллинги, но и прорывали специальные каналы. Так. а острове Самсё до сих пор существует канал Канхаве. Длина его равна 500 метрам, а ширина - 11. По этому каналу суда с осадкой менее 1,25 метров могли проходить из Ставнсфьорда прямо в море к западу от острова.

Наталия Будур - КОРАБЛИ ВИКИНГОВ

Наталия Будур - КОРАБЛИ ВИКИНГОВ

Самый большой из известных драккаров викингов носит в данное время имя "Роскильде 6". естественно, что настоящего имени этого красавца никто не знает. Когда тысячу лет тому назад на горизонте появлялся стройный и прекрасный силуэт «Роскильде 6», для тех, кто его видел это были очень плохие новости. Этот драккар вез по водам северных морей компанию суровых, жаждущих крови и добычи воинов.

Это самый большой из найденных кораблей викингов. Его обнаружили в Роксильде в 1996 году, причем совершенно случайно. Сохраняя правила датского языка его название правильнее произносить как "Ро́скилле" (дат. Roskilde). Согласно подсчетам, на постройку такого корабля в те далекие времена ушло 30 тысяч человекочасов квалифицированного труда судостроителей, плюс к этому работы по валке деревьев и перевозке материалов. Длина корабля чуть больше 36 метров, и это на четыре метра больше, чем флагманский корабль Генриха VIII «Мэри Роуз» (анг. Mary Rose), построенный пятью веками позже. «Роксильде 6» также на шесть метров длиннее, чем корабль викингов, воссозданный под названием Sea Stallion, который в 2007 году прошел путь из Скандинавии до Дублина, обогнув Шотландию.

Раскопки "Роскильде 6"


Оригинальный остов корабля установлен в металлической раме, воссоздающей его форму и полную длину.
Построили этого гиганта после 1025 года, когда были срублены использованные для строительства дубовые деревья. Он мог перевозить 100 воинов, которые по очереди садились за 39 пар весел, если ветра для наполнения квадратного паруса из шерстяной ткани оказывалось недостаточно. На борту им было довольно тесно, спать приходилось между сидений, а для припасов места было очень мало. Поэтому припасов брали минимум – свежую воду, эль или медовуху, которая портилась не очень быстро, вяленую рыбу, а также соленое и вяленое мясо.

Плавание было неудобным, но как правило коротким. Брать большой груз не было нужды, так как корабль шел удивительно быстро. Так, судну Sea Stallion удавалось поддерживать среднюю скорость в 5,5 узла, а максимальная скорость хода составляла у него 20 узлов. После высадки на берег викинги могли добывать продовольствие охотой и грабежом, действуя безжалостно и эффективно. Вся Европа испытывала на себе ярость норманнов более трехсот лет.

Наверняка корабли приходили не поодиночке. «В летописях есть свидетельства, говорящие о том, что суда прибывали сотнями, – говорит Гарет Уильямс (Gareth Williams) ученый из Британского музея. – Поэтому можно вести речь об армии численностью до 10 тысяч человек, которая внезапно высаживалась на вашем побережье. Это были хорошо обученные, сильные воины, способные очень быстро передвигаться как по воде, так и по суше». По словам Уильямса, строительство таких шикарных кораблей обходилось баснословно дорого, но это была всесокрушающая демонстрация военной мощи норманнов.

Обстоятельства находки и реставрации

Корабль был найден совершенно случайно, когда в корабельном музее Роскильде в Дании делали пристройку (!). В самом музее также размещены найденные ранее корабли викингов, которые в давние времена потопили специально, чтобы сузить проход во фьорде и защитить подходы к Роскильде, древней королевской столице Дании.
В 1996 году наблюдавшие за ходом строительных работ археологи обнаружили на месте нового фундамента остов огромного корабля, некоторые шпангоуты которого уже были сломаны вбитыми в основание пристройки сваями.

Больше того случайная находка оказалась настоящим сокровищем, всего состоящим из девяти (!) кораблей викингов. «Роскильде 6» (надеюсь теперь понятна цифра "6" в названии), у которого удалось спасти почти половину корпуса, стал самым зрелищным открытием.

Оригинальные корабли Роскильде эффектно выставлены на всеобщее обозрение в специально отстроенном для этих целей зале. Корпуса выглядят весьма прочно, однако они могут расколоться как хрупкое стекло. Во время раскопок отсыревшие шпангоуты «Роскильде 6» могли рассыпаться в труху, если бы к ним был доступ воздуха. Проектом консервации кораблей руководил специалист из Национального музея Кристиан Страткверн (Kristiane Straetkvern). Суть его заключалась в том, чтобы высушить шпангоуты 10-метровой длины гораздо медленнее, чем это делалось по прежним методикам, а затем ушедшую влагу заменить синтетической смолой, благодаря чему остов стал легче, но остался крепким.
Для корабля наступил напряженный момент, когда началась сборка и проверка высушенных шпангоутов. Каждый из них был вставлен и закреплен в своем тщательно вырезанном при помощи лазера и хорошо подогнанном по размерам гнезде. В результате получилась скрепленная болтами рама, напоминающая гигантский детский конструктор. Но при перевозке ее легко можно разобрать на сотни деталей.

Детали корабля в процессе консервации


Финальный этап работ: сборка корабля "Роскильде 6" на раме


Законсервированный, закрепленный на раме остов корабля "Роскильде 6" в выставочном павильоне Национального музея Дании

Команда из музея Роскильде превратилась в группу экспертов по воссозданию древних кораблей, и их регулярно приглашают для проведения реставрационных работ. Они надеются на то, что в один прекрасный день им удастся воссоздать в натуральную величину копию огромного корабля «Роскильде 6» и отправить свое творение за море – но не терроризировать население Европы, а вызывать у него благоговейных трепет перед историей.

Технические характеристики и особенности конструкции

Удалось установить, что «Роскилде-6», являлся драккаром, невероятной протяженности – 37 м,при ширине корпуса 3,5 м, таким образом, корабль этот следует отнести к классу, давшему начало таким гигантам, как легендарные «Длинный Змей» и «Большой Дракон». Построенная около 1025 г., прекрасная ладья почти наверняка являлась королевской собственностью, а потому трудно избежать искуса приписать ее королю Кнуту, который правил тогда в Дании, в Норвегии, в Англии и в Южной Швеции.

Дубовый и Т-образный в поперечном сечении киль достигает 32 м в длину, состоит из центральной секции и двух узлов по краям, к которым прикреплялся посредством длинных соединений внахлест. Расположенные на расстоянии 78 см друг от друга шпангоуты покрывали пять первых поясов обшивки, что превращало соединявшие их верхние поперечины (к несчастью, несохранившиеся) в идеальные банки для гребцов. Легкие полурамы, пригнанные и закрепленные между шпангоутами, добавляли прочности третьему и четвертому поясам. Последний еще усиливался стрингером, к которому подсоединялись нижние бимсы. Уцелел только фрагмент кильсона, покоившегося на шпангоутах и закрепленного с помощью горизонтальных коленцев. Размер паруса судна оценивается в 200 кв. м. Принимая во внимание еще и 78 гребцов с длинными веслами, от вида такого левиафана, должно быть, захватывало дух. Настоящий корабль из саги, он мог легко вместить 100 воинов, и, вне всякого сомнения – дополнительную грозность и воинственность придавала ему, как всегда, великолепно сработанная драконья голова (которую, правда, не нашли).
Схема сохранившегося корпуса драккара «Роскилде-6»

Реконструируемый силуэт корабля "Роскильде 6" в сравнении с силуэтом человека (в носовой части).

Реконструкции корабля "Роскильде 6" еще не было, наиболее похожим из найденных кораблей викингов, является "Скулделев 2" (дат. Skuldelev 2 - Скюллелев 2), который на 6 метров короче "Роскильде 6". Длинные морские переходы, говорят об очень хороших качествах этого корабля.


Боковой руль

Одной из таких «мелочей» оказался боковой руль.
Рассматривая рисунки и чертежи, легко убедиться, что руль у кораблей викингов располагался не по осевой линии кормы(как мы привыкли), а сбоку, на специальном креплении.
В одной работе, автор которой, видимо, викингов за что-то сильно не любил, можно прочитать даже такую фразу: «примитивный боковой руль».
Когда в 1893 году спускали на воду копию Гокстадского корабля, названную «Викинг», этот руль тоже показался кому-то примитивным и не слишком надёжным, и корабль безопасности ради оснастили ещё и современным прямым рулём.
Дело кончилось тем, что спустя некоторое время про уродливый «довесок»бокового руля попросту… забыли.
Мореходам пришлось пережить несколько напряжённых штормовых дней, но за всё время плавания боковой руль не подвёл их ни единого разу!
Более того, даже при жестоком ветре и сильнейшем волнении судном без труда управлял всего один человек!

Однако, при всей физической лёгкости управления кораблём, занятие это очень ответственное, требует большого внимания и сосредоточения и потому весьма утомительно. Достаточно вообразить себе холодную штормовую ночь и волны, хлещущие через борт, чтобы представить, каково приходилось рулевому, – он ведь, в отличие от остальных, не мог даже согреться греблей.
Чтобы как-то облегчить ему жизнь, на корме устраивалось специальное сиденье.
Оно было расположено выше обычных скамей, таким образом, что головы товарищей не заслоняли рулевому обзор.

Мачта

Корабль викингов не выглядел особенно «стройным».
Так, у Гокстадского корабля при длине корпуса двадцать три с лишним метра высота мачты составляла, по мнению учёных, не более двенадцати метров; как будет показано ниже, изрядная площадь паруса достигалась в основном за счёт ширины.
Но многие ли теперь знают, что мачты на кораблях викингов делались… съёмными? Команда могла поднять или опустить её в случае необходимости самостоятельно, не прибегая к каким-либо подъёмным устройствам вне корабля.
Мачта ставилась на тяжёлый деревянный упор (этот упор за его форму называли «мачтовой рыбой»), задвигалась надёжным запором и растягивалась тремя прочными канатами: спереди – штагом, а по бокам – вантами, несколько смещёнными назад.
Рей с парусом мог устанавливаться в самые разнообразные положения.
В том числе и в такие, когда ванты начинали мешать. Поэтому крепление вант было устроено так, чтобы в случае необходимости их было легко отвязать (поморскому «отдать»), а впоследствии так же легко закрепить, да ещё и как следует натянуть.

Когда возникала необходимость снять мачту?
На долгой стоянке; в тех случаях, когда корабль вытаскивали на берег из-за необходимости волока или собираясь поместить его на зиму в «науст» – корабельный сарай. Когда надо было скрытно подобраться куда-то или, наоборот, спрятаться за невысокими островами… В общем, очень полезное изобретение.

Наверху мачты иногда укрепляли флюгер.
Флюгеры, сделанные в виде поворотного металлического крыла, богато украшались и бывали даже позолочены.
Кроме того, мачту использовали для своего рода сигнализации.
Знаком воинственных намерений был красный щит, поднятый на мачту для всеобщего обозрения. Существовало даже выражение «плыть туда-то и туда-то с красным (или боевым) щитом» – то есть отправиться в боевой поход.
Мирные намерения обозначал белый щит. Кроме того, во время плавания нескольких кораблей на мачту могли повесить фонарь, чтобы не потерять друг друга и не столкнуться в ночной темноте.

Un animal mythique orne le sommet de cette girouette du XIIe siècle, découverte en Norvège. Historiska Museet, Oslo. By Informatique . Licence

«Хождение на веслах …»

Когда в 1893 году «Викинг», реплика Гокстадского корабля, совершал своё плавание через Атлантический океан, были собраны достаточно подробные сведения о его поведении под парусом. А вот попытка пройтись на вёслах закончилась неудачей из-за малой подготовленности команды.
Довольно жалко выглядят гребцы и в современных фильмах «про викингов»…
А как было на самом деле?

На торговых кораблях времён викингов вёсла располагались только на носу и на корме, для удобства манёвра возле берега и в таких местах, где не очень развернёшься под парусом.
А вот у боевых кораблей вёсла располагались вдоль всего борта.
Количество вёсел по одному борту служило даже своеобразной «меркой» длины корабля. Существовал термин «рум», буквально «место», «отделение», и говорили: «корабль в столько-то румов».
Сохранились письменные известия о судах в тридцать пять румов; примерно таков один из кораблей, остатки которого были извлечены датскими археологами со дна Роскилль-фиорда в 1962 году.
Количество вёсел позволяет делать предположения относительно численности команды. На каждое весло обычно садился один человек, но гребля могла продолжаться много часов, и рано или поздно требовалась замена.
А если возникала необходимость в максимальном усилии – во время напряжённой погони, в шторм, когда несло на скалы, на вёсла садились по двое.
Об этом упоминают письменные источники, об этом же говорит и число щитов, найденных археологами по бортам захороненных кораблей.
Стало быть, в полностью укомплектованной команде должно было быть две полные смены гребцов плюс ещё несколько человек: должен же был кто-то стоять на руле, вычерпывать воду и делать ещё множество необходимых дел.
То есть на корабле в тридцать пять румов одновременно могло путешествовать порядка ста пятидесяти человек! Полторы сотни отличных моряков, которые, не забудем, были ещё и профессиональными воинами, побратимами под началом всеми уважаемого вождя. Ясно, что при подходе к неприятельскому берегу даже и один такой корабль мог натворить дел…

Иногда, когда писать исторический роман берутся люди, слабо знакомые с эпохой, на страницах произведения появляются корабли викингов, приводимые в движение прикованными к вёслам рабами. Это, извините, абсолютная чушь.
Викинги на своих боевых кораблях всегда гребли сами, вне зависимости от того, везли они с собой рабов или нет. Более того: по некоторым сведениям, работа на весле была таким же причастием, как и совместная еда. Если нужда заставляла посадить на весло пленника или раба, его после этого могли и отпустить на свободу.

Ещё один незначительный, казалось бы, вопрос: на чём сидели викинги, когда гребли? Дело в том, что на изученных археологами кораблях не обнаружено установленных скамей для гребцов (по-морскому «банок»), поэтому из книги в книгу кочует высказанное кем-то предположение, будто они сидели на… своих сундучках с имуществом. Но как же тогда быть со строками древнего песнопевца, – вот как он описывает врагов, проигравших морской бой:

Ползли на карачках
Под скамьи раненые…

Т.е., пока не совсем ясно.

Каждый член команды имел своё постоянное место: «те, что были на носу… и те, что были на корме». И распределялись эти места отнюдь не случайным образом.
Были более престижные места – на носу корабля, были менее престижные – ближе к корме. Как известно, на парусниках позднейших времён всё обстояло как раз наоборот: нижние чины размещались в носовой части, офицеры и капитан – на корме; там, кстати, меньше чувствуется качка.
Чем же руководствовались викинги? А вот чем.

Когда в морском бою сходилось по несколько кораблей с той и с другой стороны, каждая флотилия перед сражением выстраивалась в линию и связывала свои корабли борт с бортом. Ясно, что, когда враждующие стороны сходились для рукопашной, на носу было опасней всего! Вот почему носовая часть корабля считалась наиболее подходящим местом для испытанных и доблестных мужей.
За эту опасную и грозную честь приходилось платить, и не только в бою. Когда корабль шёл под парусом, вёсла покоились в специальных козлах, устроенных возле борта. Когда же наставало время пустить их в ход, каждый брал своё, не путая с чужими, и дело тут не в индивидуализме.
Просто все вёсла были разной длины: нос и корма поднимаются над водой выше, чем средняя часть палубы, а значит, и вёсла должны быть длиннее, чтобы все разом достигали воды. То есть доблестным обитателям носа приходилось грести наиболее длинными – под шесть метров – вёслами.
Если же корабль шёл круто к ветру, их ещё и поливало всех больше…

Фиксированность мест на корабле и их различную престижность следовало бы учитывать художникам и кинематографистам.
Те и другие очень любят изображать, как их герой – викинг или попавший к ним человек – подходит к самому форштевню (переднему брусу по контуру носового заострения судна) и смотрит вдаль, сложив руки на груди.
Иногда в этом качестве выступает пленник, которого везут продавать.
Можно, однако, с хорошей вероятностью предположить, что столь «низкого» человека оттуда выгнали бы взашей!

В главе «Мастерство корабелов» было сказано о гребных люках – отверстиях в борту, куда продевали вёсла для гребли.
Осмотрев их во время раскопок, археологи делают вывод о том, много ли плавал (по крайней мере, на вёслах) тот или иной корабль: от постоянного трения с вёслами края люков, естественно, изнашиваются.
Когда же не надо было грести, практичные викинги затыкали отверстия особыми деревянными крышками, чтобы не захлёстывала внутрь вода. Эти крышки также были найдены при раскопках. Многие из них украшены резными рисунками.

Викинги придавали большое значение не только мореходным свойствам, но и украшению своего корабля. Корпус окрашивали в яркие цвета: сказания упоминают о «чёрно-синих», «красногрудых», «синих с белым носом» и иных боевых кораблях. Краски, надо полагать, не боялись воды. Такие краски умели изготавливать не только скандинавские народы.
Западноевропейские хронисты, например, с удивлением и восторгом писали о языческих храмах балтийских славян: краски, которыми были расписаны их стены, не боялись ни снега, ни дождя.
Помимо ярких красок, викинги покрывали бортовые доски резьбой.

Форштевень корабля венчало целое скульптурное произведение – голова дракона или иного мифологического существа, ахтерштевень (кормовой брус) украшал скульптурный же хвост. Подобное оформление – неотъемлемая часть той «визитной карточки эпохи», которой по праву является викингский корабль.

Но, спрашивается, зачем было оснащать его драконьей головой и прочими атрибутами, казалось бы, не имеющими практического значения? Иногда пишут – затем, дескать, чтобы наводить страх на врагов.
Быть может, на западноевропейских крестьян, готовых бежать в лес при одном слове «викинги» и вдобавок ожидавших в 1000 году конца света, драконья голова и могла произвести некоторое впечатление. Но на серьёзного противника – вряд ли.
Причина была совершенно иная.
С точки зрения викинга, океан был населён всевозможными злобными существами. Здесь можно было встретить каменного великана, выставившего навстречу острые зубы – коварные подводные рифы. К кораблю запросто мог подобраться враждебный колдун, обернувшийся китом или тюленем, да мало ли ещё кто! Как же было отделаться от всех этих тварей?
А очень просто: показать им изображение того, кто был их повелителем, кого они все боялись, – Мирового Змея, чудовищного дракона, согласно мифологии, окружившего кольцом всю населённую землю.
Вот откуда драконьи головы на носах кораблей: это «пугала» для морской нечисти, способной накликать беду мореходам.

Proue décorée d"un drakkar . Viking Ship Museum, Oslo. By Informatique . Licence

Собственно, той же цели служили и скульптурные носовые фигуры парусников позднейших веков…
Не все знают теперь, что носовое украшение не составляло нерасторжимого целого с кораблём викингов. Его легко можно было снять, а потом снова надеть. Для чего? Оказывается, носового дракона снимали на подходах к родному берегу или, во всяком случае, туда, где можно было рассчитывать на дружеский приём.
Зачем зря пугать добрых духов страны, в которой собираешься жить?
В Исландии, например, был даже принят особый закон, возбранявший подходить к берегам этой страны «с драконом на штевне»…
А по некоторым сказаниям о викингах можно даже сделать вывод, что дракон, установленный на штевне, был явственным знаком военных намерений, не хуже красного щита, поднятого на мачту.

Навигационное искусство

Когда пишут о навигационных познаниях викингов, обычно начинают с того, что у них не было ни компаса, ни хронометра, ни иных «жизненно важных» приборов, – и как только, мол, плавали?

Но мореплаватели древности, не имевшие основополагающих, с нашей точки зрения, приборов, вовсе не были так уж беспомощны.
К их услугам была огромная сокровищница познаний, накопленных народом мореплавателей за много столетий.
Некоторое представление об этих познаниях дают изыскания современных этнографов, которые познакомились с мореходным искусством другого «морского народа» – полинезийцев.
Капитаны парусных каноэ, точно так же не оснащённых ни компасом, ни хронометром, оказались способны с высокой точностью проложить курс, указать местоположение судна и направление на тот или иной остров!
Потрясённые учёные начали допытываться, как же им это удаётся.
Выяснилось, что тёмнокожие мореходы в набедренных повязках, не привыкшие доверяться приборам и картам, умели читать само море, словно открытую книгу.
По тонким нюансам в форме волн они легко определяли, в какой стороне берег, есть ли подводное течение и если да, то какой силы. Свечение морской воды указывало им, где проливы, а где суша. Они знали десятки приметных звёзд и в каком порядке одни заходят, а другие восходят…
Разбуженный посреди ночи, такой капитан бросал один взгляд вокруг и сразу точно указывал направление на любой остров, скрытый за горизонтом.
Был только один случай, когда слова полинезийского навигатора разошлись с показаниями прибора. На берегу выяснилось, что в прибор попала морская вода…
Отказывать викингам в подобных познаниях нет никаких причин.

Поэтому не так уж и удивительно, что люди на «открытых парусных лодках» (так иногда величают корабли викингов в популярной литературе) сумели заселить Исландию, основать поселения в Гренландии и добраться даже до Северной Америки («Винланда»).
Обо всех этих путешествиях написаны десятки книг, поэтому здесь нет необходимости подробно излагать их историю. Упомянем только, что викинги, вполне вероятно, открыли ещё и архипелаг Шпицберген. В одной из старинных хроник сохранилась запись, датированная 1194 годом: «…найден Свальбард».

Мне всегда нравилась культура викингов , именно поэтому я занялся изучением их истории и традиций. Наиболее мое внимание привлекает их оружие, мифология и корабли, ведь именно викинги были новаторами в кузнечном и мореходном деле . Созданный ими меч Ульфберт , имел хорошие показатели стойкости и эластичности стали, а корабли, драккары , на столетия опережали суда других цивилизаций.

Корабли викингов

Родина викингов - суровое и опасное место, и иногда, чтобы выжить, нужно быть очень изобретательным. Так во время путешествий через горы, болота и реки, нужно иметь легкий и практичный корабль . А умелые кораблестроители викингов предоставляли им множество вариантов:

  • боевые корабли;
  • торговые корабли;
  • грузовые судна.

Боевые корабли викингов

Самый знаменитый и эффективный корабль викингов - это драккар , названый в честь драконов из легенд. Эти корабли могли плыть против течения реки и причаливать к пологим берегам. Драккар изготовляли из самых стройных и высоких деревьев ясеня, что позволяло изготовить лодку длинной в двадцать метров. На борту этих кораблей можно было разместить до ста человек . Викинги расставляли на борту корабля свои щиты, тем самым укрепляя корабль, и предоставляя себе дополнительную защиту.

Торговые корабли викингов

Помимо как свирепых воинов, викингов в Азии знали и как хороших торговцев, а торговые корабли - кнорры способствовали их обогащению. Внешне кнорры были схожи с драккарами , но их, как правило, строили из менее качественного дерева, например сосны. Также эти корабли предназначались для перевозки грузов, поэтому кнорры были намного шире и вместительные, чем драккары.

Викинги - умелые навигаторы

Викинги были самыми искусными мореходами - они ориентировались на звезды, солнце, луну, повадки птиц. Еще викинги ориентировались за временем, которое они провели в море. В сериале "Викинги" Рагнар Лодброк ориентируется на море с помощью лупы и компаса.

Прекрасные строители кораблей

Умелые кораблестроители тщательно относились к подбору деревьев, используемых для строительства драккаров. Срубив дерево, мастера сразу же обрабатывали его, раскалывая вдоль для получения одинаковых досок. Из досок мастера делали каркас и оббивку корабля, укладывая доски внахлест, тщательно подгоняя каждую под размеры борта. Для скрепления досок между собой, пользовались деревянными или стальными гвоздями. На постройку одного корабля, в зависимости от количества мастеров, уходил месяц кропотливой работы.