Вопрос: кому на руси жить хорошо поговорки. Пословицы и поговорки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Пословицы, поговорки Загадки
Ч. 1. Пролог
Пословицы: - Мужик что бык: втемяшится... Всяк на своем стоит! - И молвил: «Пташка малая, А ноготок востер!» - Ой тени! тени черные! <...> Нельзя поймать-обнять! ( Ср. Что глазами увидеть можно, а руками взять нельзя?) - А эхо вторит всем. <...> ...Без языка кричит! (Живет без тела, говорит без языка, плачет без души, смеется без радости; никто его не видит, а всяк слышит)
Глава 1. Поп
Пословица: - Солдаты шилом бреются, Солдаты дымом греются... Поговорка: - Дворяне колокольные (о попах) - Пришла весна - сказался снег! <...> Когда умрет, тогда ревет. (о снеге: «Лежит - молчит, сядет - молчит, а помрет да сгинет, так и заревет») - Лука похож на мельницу... Небось не полетит... (про мельницу: «Птица-юстрица на девяти ногах стоит, на ветер глядит, крыльями машет, а улететь не может») - Смеется солнце красное, Как девка из снопов. («Красная девушка в окошко глядит»)
Глава II. Сельская ярмонка
Пословица: - И рад бы в рай, да дверь-то где? (И рад бы в рай, да грехи не пускают) Поговорки: - А тут - хоть волком вой! - Там шла торговля бойкая, С божбою, с прибаутками... (Без божбы не продашь) - Так рады, словно каждого Он подарил рублем! (Что слово молвит, то рублем подарит. Что взглянет, рублем подарит) - Земля не одевается... Печальна и нага. (Не хилела, не болела, а саван надела (земля, снег)) - Замок - собачка верная... А не пускает в дом! (Черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает) - Подлец ты, не топор! <...> А ласков не бывал! (Кланяется, кланяется: придет домой, растянется)
Глава III. Пьяная ночь
Пословица: - Да брюхо-то не зеркало - Куда же ты, Оленушка? Погладить не далась! (про блоху: Пои, корми, а погладить не дается) - Не веретенце, друг!.. Пузатее становится (про веретено: Чем больше я верчусь, тем больше толстею) - Весь век пила железная Жует, а есть не ест! (Скоро ест, мелко жует, сама не глотает и другим не дает) - А свиньи ходят по земи - Не видят неба век! (По земле ходит, неба не видит) - Привстал - и бабу за косу, Как редьку за вихор! (про редьку: «Кто ни подошел - всяк меня за вихор)
Глава IV. Счастливые
Поговорка: - Не волчий зуб, так лисий хвост...
Глава V. Помещик
Пословица: - А ты, примерно, яблочко С того выходишь дерева? (Яблочко от яблоньки недалеко откатывается. Каково деревце, таковы и яблочки)
Ч. 2. Глава 1. ПОСЛЕДЫШ
Пословицы: - С работы, как ни мучайся... А будешь ты горбат! (От работы не будешь богат, а будешь горбат) - ...за погудку правую Смычком по роже бьют! (За правдивую погудку смычком по роже бьют. Смычок по охотничьей терминологии - веревка для связывания попарно гончих собак при выезде на охоту) - У Клима совесть глиняна, а бородища Минина... (Бородка Минина, а совесть глиняна) - Горда свинья: чесалася О барское крыльцо! (Где прошла свинья, там и почесалась) - ...А мир дурак - доймет! (С миром не поспоришь. Мужик умен, да мир дурак) - Бедами упиваемся, Слезами умываемся... (Упился бедами, опохмелился слезами) - Бояре - кипарисовы... И гнутся-то, и тянутся... (Бары кипарисовые, мужики вязовые) - Под мужиком лед ломится, Под барином трещит! (Под кем лед трещит, а под нами ломится) - Из дурака, родименький, И горе смехом прет! (Из дурака и плач смехом прет) - В амбаре крысы с голоду Подохли... (У него в амбаре и мыши перевелись) Поговорка: - Хвали траву в стогу, А барина - в гробу! (Хвали рожь в стогу, а барина в гробу) - Стоят князья Волконски... Родятся, чем отцы... (о снопах, копнах и скирдах: Наперед отца и матери детки родятся) - Как рукомойник кланяться Готов за водку всякому... (о рукомойнике: Один богомол - и всем кланяется) - Придет пора последняя... А мы дрова подкладывать! (о могиле: Заедешь в ухаб, не выедешь никак)
Ч. 3. КРЕСТЬЯНКА. Пролог
Пословицы: - Не столько росы теплые, Как пот с лица крестьянского (Не столько роса с неба, сколько пот с лица) - Ты тем перед крестьянином... На рожь, что кормит всех (Матушка рожь, кормит всех дураков сплошь, а пшеница по выбору) - Уж налились колосик... Головки золоченые (созревшие хлеба: На поле ногайском, на рубеже татарском стоят столбы точеные, головки золоченые) - Такая свекла добрая! ...Лежит на полосе (Красненьки сапожки в земке лежат) - Гopox, что девку красную... На семьдесят дорог! (соединение народной пословицы «Горох в поле - что девка в доме: кто ни пройдет, всяк щипнет» и загадки про небо, звезды или град «Рассыпался горох на двенадцать (семьдесят) дорог»)
Глава II. Песни
Пословицы: - Не плюй на раскаленное Железо - зашипит! - Отстань, бесстыдник! ягодка, Да бору не того! (Это нашего бора ягодка)
Глава III. Савелий, богатырь святорусский
Пословицы: - Недаром есть пословица... Три года черт искал. (Буй да Кодуй три года искал, трои лапти истоптал) - А деньги сунь - отвалится... В собачьем ухе клещ (Сколько ни дуйся клещ, а, видно, отвалится) - И гнется, да не ломится... (Лучше гнуться, чем переломиться)
Глава IV . Демушка
Пословицы: - Телега хлеб домой везет, А сани - на базар! - Высоко Бог, далёко царь...
Глава V. Волчица
Пословица: - Что на роду написано, Того не миновать!
Глава VII. Губернаторша
Пословица: - Рабочий конь солому ест, А пустопляс - овес! (Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе) - ...А силой тот не хвастайся, Кто сна не поборал! (про сон: И рать и воеводу в один мах перевалял)
ПИР НА ВЕСЬ МИР
Пословица: - Была капель великая, Да не на вашу плешь!

Тест


Н.А.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо?»

Замолкла Тимофеевна. Конечно, наши странники Не пропустили случая За здравье губернаторши По чарке осушить. И, видя, что хозяюшка Ко стогу приклонилася, К ней подошли гуськом: «Что ж дальше?» - Сами знаете: Ославили счастливицей, Прозвали губернаторшей Матрену с той поры... Что дальше? Домом правлю я, Рощу детей... На радость ли? Вам тоже надо знать. Пять сыновей! Крестьянские Порядки нескончаемы, - Уж взяли одного! - Красивыми ресницами Моргнула Тимофеевна, Поспешно приклонилася Ко стогу головой. Крестьяне мялись, мешкали. Шептались. «Ну, хозяюшка! Что скажешь нам еще?» - А то, что вы затеяли Не дело - между бабами Счастливую искать!.. - «Да всё ли рассказала ты?» - Чего же вам еще? Не то ли вам рассказывать, Что дважды погорели мы, Что бог сибирской язвою Нас трижды посетил? Потуги лошадиные Несли мы; погуляла я, Как мерин, в бороне!.. Ногами я не топтана, Веревками не вязана, Иголками не - колота... Чего же вам еще? Сулилась душу выложить, Да, видно, не сумела я, - Простите, молодцы! Не горы с места сдвинулись, Упали на головушку, Не бог стрелой громовою Во гневе грудь пронзил, По мне - тиха, невидима - Прошла гроза душевная, Покажешь ли ее? По матери поруганной, Как по змее растоптанной, Кровь первенца прошла, По мне обиды смертные Прошли неотплаченные. И плеть по мне прошла! Я только не отведала - Спасибо! умер Ситников - Стыда неискупимого, Последнего стыда! А вы - за счастьем сунулись! Обидно, молодцы! Идите вы к чиновнику, К вельможному боярину, Идите вы к царю, А женщин вы не трогайте, - Вот бог! ни с чем проходите До гробовой доски! Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

В1 К какому жанру относится произведение Н.А.Некрасова «Кому на Руси Жит хорошо»?

В2 К какому средству художественной изобразительности обращается

В3 Укажите термин, которым в литературоведении обозначают художественные определения: «потуги лошадиные», «стрелой громовою»?

В4 Как называется художественный прием, выражающийся в перенесении признака с одного предмета или явления на другой на основании сходства: «Прошла гроза душевная»?

В5 Укажите название стилистического приема, к которому обращается

Что дважды погорели мы,

Что бог сибирской язвою

Нас трижды посетил?

В6 Установите соответствие между тремя персонажами произведения и их сюжетной линией. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ ПЕРСОНАЖИ

А. Пахарь, во время пожара спасал из горевшей избы картиночки, 1. Ермил Гирин

а его жена – иконы; накопленные деньги, 35 рублей, 2. Гриша Добросклонов

«слились в комок», за них ему выдали 11 рублей. 3. Дед Савелий

Б. Выходец из крестьян, был писарем, затем его избрали 4. Яким Нагой

бурмистром, за семь лет правления «мирской копеечки

под ноготь не зажал»; держал мельницу; встав на сторону

крестьян во время бунта, оказался в остроге.

В. Отбывал каторгу за то, что «в землю немца Фогеля

Христьяна Христианыча живого закопал».

В6 Установите соответствие между героем произведения и приведенной характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Итак, в основу поэмы положен народный взгляд на мир. Для воссоздания подлинно народной точки зрения Некрасов обращается к народной культуре. В 1860- 1870-е годы отечественная фольклористика переживала бурный всплеск, как раз на это время пришлась деятельность замечательных русских фольклористов А. Н. Афанасьева, Е. В. Барсова, Ф. И. Буслаева, П. Н. Рыбникова, В. И. Даля, которые собирали и выпускали сборники народных песен, причитаний, пословиц, загадок. Некрасов активно использовал эти материалы в поэме.

Ho знание народной культуры у Некрасова было не только книжным, он много и тесно общался с народом с самого детства. Хорошо известно, что мальчиком он любил играть с крестьянскими мальчишками; в зрелые годы тоже много времени проводил в деревне - летом приезжал в Ярославскую и Владимирскую губернии, много охотился (Некрасов был страстным охотником), во время охоты нередко останавливался в крестьянских избах. Очевидно, что народная речь, присказки и поговорки были у него на слуху.

В поэму «Кому на Руси жить хорошо» введены и народные песни, и пословицы, и поговорки. Даже открывается поэма загадкой («В каком году - рассчитывай, / В какой земле - угадывай...»), на которую тут же дается отгадка: это Россия в пореформенный период, поскольку сошлись на столбовой дорожке семь «временнообязанных», то есть крестьян, обязанных после реформы 1861 года исполнять некоторые повинности в пользу помещика. Вставляя в поэму народные жанры, Некрасов обычно творчески перерабатывал их, однако некоторые тексты, - например, песню о постылом муже в главе «Крестьянка», - он использовал без изменений. И что особенно интересно, народный и авторский тексты звучали в унисон, не разрушая художественной целостности поэмы.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» свободно сосуществуют реальность и фантастика, хотя концентрация фантастического приходится на первую главу. Именно здесь появляется говорящая пеночка, одаривающая странников скатертью-самобранкой, ворон, молящийся черту, семь хохочущих филинов, которые слетелись посмотреть на мужиков. Ho вскоре фантастические элементы совершенно исчезают со страниц поэмы.

Вот пеночка предупреждает мужиков, чтобы они не просили у скатерти-самобранки больше, чем может «вынести утроба»:

Коли вы больше спросите,
И раз и два - исполнится

По вашему желанию,
А в третий быть беде!

Некрасов использует здесь характерный сказочный прием - пеночка налагает на мужиков запрет. Запрет и его нарушение - основа многих русских народных сказок, приключения главных героев сказки как раз и начинаются после того, как они переходят заветную черту. Выпил братец Иванушка водицы из копытца - и превратился в козленочка. Сжег Иван-царевич шкуру Царевны-лягушки - и отправился искать жену за тридевять земель. Выглянул петушок в окошко - и унесла его лиса.

Запрет пеночки в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так никогда и не нарушается, Некрасов как бы вообще забывает о нем; скатерть-самобранка еще долго щедро потчует мужиков, но в последней главе, «Пир - на весь мир», исчезает и она. В главе «Крестьянка» появляется сцена, параллельная произошедшей в «Прологе», - один из семи странников, Роман, освобождает запутавшегося во льну «жаворонка малого», освобожденный жаворонок взмывает ввысь. Ho на этот раз мужики ничего не получают в награду, они давно живут и действуют не в волшебном, а в реальном пространстве русской действительности. Отказ от фантастики был для Некрасова принципиален, читатель не должен был спутать «ложь» сказки с жизненной «правдой».

Фольклорный колорит усиливается с помощью сакральных (то есть священных, мистических) чисел - в поэме действуют семь мужиков и семь филинов, основных рассказчиков о счастье трое - поп, помещик и крестьянка, в «Легенде о двух великих грешниках» упоминаются двенадцать разбойников. Некрасов постоянно использовал и речевые обороты, и стилистику народной речи - уменьшительно-ласкательные суффиксы, синтаксические конструкции, характерные для фольклора, устойчивые эпитеты, сравнения, метафоры.

Интересно, что современники Некрасова часто не хотели признавать народных истоков его поэмы, обвиняя автора в ложном понимании народного духа, утверждая, что некоторые пословицы и песни «придумал для мужичков сам поэт». Ho как раз те песни и пословицы, на которые критика указывала как на «придуманные», обнаруживались в фольклорных сборниках. Вместе с тем в упреках Некрасова в псевдонародности были свои основания - до конца скрыться за народный взгляд, совершенно отречься от себя, своего видения в художественном произведении просто невозможно. Этот взгляд, эти пристрастия независимо от воли автора отражались и в отборе материала, и в выборе действующих лиц.

Некрасов создал свой миф о народе. Это целый народный космос со своими праведниками и грешниками, своими понятиями о добре, зле, правде, часто не совпадающими с христианскими.

кому на руси жить хорошо поговорки

Ответы:

Мужик что бык: втемяшится.. . Всяк на своем стоит! - В этих стихах Некрасов опирается на такие пословицы и поговорки, как «Мужик что бык - упрется, не своротишь» , «У упрямого на голове хоть кол теши!» , «Хоть кол на голове теши - и он все свое!» . Так шли - куда не ведая.. . - отголосок названия народной сказки «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» . Ой тени! тени черные! <...> Нельзя поймать-обнять! - Эти стихотворные строки основаны на народных загадках про тень: «Что с земли не поднимешь?» , «Что глазами увидеть можно, а руками взять нельзя?» , «Чего не догонишь?» . И молвил: «Пташка малая, А ноготок востер! » - Переработанная народная пословица: «Невеличка птичка, да коготок остер» . Солдаты шилом бреются, Солдаты дымом греются.. . - народная пословица. Ср. у В. И. Даля: «Солдат шилом бреется, дымом греется» . Дворяне колокольные.. . Поповы терема.. . - Здесь использованы народные речения и поговорки о попах, например: «Из высоких дворян, чьи терема под небеса ушли» , «Из колокольных дворян» . А тут - хоть волком вой! - Переработка народных поговорок: «Хоть песни пой, хоть волком вой» , «Хоть волком выть» . Там шла торговля бойкая, С божбою, с прибаутками.. . - Ср. с народной поговоркой: «Без божбы не продашь» . ...Так рады, словно каждого Он подарил рублем! - Вариант народных поговорок: «Что слово молвит, то рублем подарит» , «Что взглянет, рублем подарит» . «И рад бы в рай, да дверь-то где? » - Переделанная народная пословица: «И рад бы в рай, да грехи не пускают» . Хожалый - рассыльный при полиции. Ср. с народной поговоркой: «Не в бровь, а прямо в глаз» . Да брюхо-то не зеркало.. . - Ср. с народной пословицей: «Брюхо - не зеркало: что попало в него, то и чисто» . Не волчий зуб, так лисий хвост.. . - от поговорки «Не волчий рот (зубы) , а лисий хвост» . А ты, примерно, яблочко С того выходишь дерева? - В подтексте крестьянского вопроса скрываются пословицы: «Яблочко от яблоньки недалеко откатывается» , «Каково деревце, таковы и яблочки» . С работы, как ни мучайся.. . А будешь ты горбат! - Переработка народной пословицы: «От работы не будешь богат, а будешь горбат» .

может этот подойдёт!

Поэма Н.А.Некрасова читается легко. Автор постарался приблизить речь героев к реальному общению мужиков, персонажей из народа, представленных в художественном тексте. Понятно, что передать характеры героев без использования фольклорных выражений невозможно. Пословицы и поговорки из поэмы (с краткими пояснениями) помогут читателю проникнуть в эпоху отмены крепостного права, жизни крестьянской Руси того времени.

О труде

Вся жизнь крестьянина в труде. Именно поэтому о нем столько сложено пословиц и поговорок. Чаще народ пытается провести параллель между ленью и трудом:

    «Рабочий конь солому ест, а пустопляс – овес!».

    Здесь можно увидеть и прямое значение: коней любили и ценили. Крепких животных старались кормить получше, ленивую «скотину» держали на овсе. С другой стороны, здесь переносное значение. Трудолюбивая семья могла рассчитывать на хорошую еду, ленивые оставались ни с чем.

    «Телега хлеб домой везет, а сани – на базар!».

    Телега и сани – два вида крестьянского транспорта. Это еще и два времени года: лето и осень – время сбора урожая. Для него нужна телега. Зимой приходится продавать то, что сумели собрать. По снегу ездят на санях.

    «С работы, как ни мучайся, а будешь ты горбат!».

    Сколько бы ни трудился простой народ, но иметь достаток купцов и других высших сословий ему не удастся. Только горб от тяжелого труда получит мужик.

О характере народа

Русский народ – особая нация со своим характером. Создавая пословицы, он старается передать самые сокровенные мысли и желания. В то же время фольклор отражает отношение простого народа к барству:

    «Была капель великая, да не на вашу плешь».

    Отрицание подчеркивает слово «плешь», оно иронично высмеивает тех, кто пытается причислить себя к чужому сословию.

    «Высоко бог, далеко царь».

    Ценили крестьяне свободу, понимали, чем дальше от власти, тем легче жить. Причем в фольклоре они соединяли обе силы: религиозную и земную.

    «Добра ты, царска грамота, да не при нас ты писана…».

    На бумаге изменилась жизнь простого народа, но на деле все осталось прежним или еще более тяжелым. Грамоты оставались на столах и в кабинетах чиновников, их указания не выполнялись.

Крестьяне видели в крепком русском мужике защитника. Выходцы из народа шли на войну, не жалели себя и вставали стеной в защиту Руси. В семье только муж мог защитить жену. Он не всегда находился рядом и рождались пословицы: «Нет мужа, нет заступника».

О мужике

Русский народ крепок на характер. Если что-то решит, то трудно свернуть его с намеченного пути, возможно, поэтому так боятся его другие народы. Семеро странников решают идти по стране искать ответ на возникшую проблему. Нельзя оставить спор без поиска истины. Множество пословиц об «упертости» мужиков. В поэме все начинается со спора:

«Мужик что бык: втемяшется в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь…».

О родне

Любовь к детям – основа крестьянских семей. Родители не смотрят, как живут соседи. Они работают не покладая рук, чтобы свои дети были сыты. Пословицы о любви к детям:

«…Родные галченяточки (галчата) всего милей…»

Приметы и наблюдения

Народ очень внимателен к природе, к людям, животным. Он выбирает то, что становится типичным для всех. Такое умение найти яркий признак позволило русскому языку стать красивым и выразительным. За каждой приметой прячется огромное значение:

    «Пташка малая, а ноготок востер!».

    Оценивать человека нужно не по росту, а по уму. Часто за внешней невзрачностью скрывается сильная натура.

    «Горда свинья: чесалася о барское крыльцо».

    Пословица посмеивается над гордыми, но глупыми людьми. Их спесь, возвышение над окружающими не позволяет подняться по статусу туда, куда они хотят. Остается «свинья» у крыльца, в дом ее не пускают.

    «Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются…».

    Образ защитников страны и ироничен в поэме, и правдив. Тяжела жизнь солдата. Голод, грязь, холод окружают его. Но человек ко всему приспосабливается и выживает в тяжелых полевых условиях.

    «Брюхо-то не зеркало».

    Сарказм и ирония. Пословицу использовали для описания пузатых господ, гордящихся своим важным видом, попов, но и худых нищих крестьян. Не брюхо является зеркалом человека, а глаза и душа.

    «Горох, что девку красную, кто не пройдет – щипнет!».

    Примета живет и сегодня. Вкусный спелый горох любят все: дети, взрослые, старики. Сложно устоять и пройти мимо созревших сладких горошин.

    «Не плюй на раскаленное железо – зашипит!».

    Прямое и переносное значение пословицы близки. Нельзя трогать возбужденного человека, он обязательно ответит, выльет злость и досаду, лучше подождать, когда остынет.

О религии

Крестьяне в большинстве сильно верующие люди. Даже пытаясь скрыть веру в Бога глубоко в душе, они выдают себя частым обращением к небу. Мужики крестятся, женщины молятся. Поступки соизмеряются с церковными правилами. Грех вызывает страх, но в тоже время, в отличие от купцов, крестьяне знают, где и когда они нагрешили:

«И рад в рай, да дверь-то где?».


Пословицы и поговорки в поэме помогают стать участником спора, гулять по Руси вместе с ходоками. Фольклорные изречения украшают текст, делают его легко запоминаемым. Многие строчки живут отдельно, создавая уже новые свои сюжеты, интересные страницы русской истории.