Загадка венеры милосской. Сокровища Эрмитажа Афродита милосская скульптура автор

АФРОДИТА (ВЕНЕРА)

Богиня любви, как свидетельствует ее имя (Рожденная из пены), появилась обнаженной из морской пены; в раковине она добралась до берега. Правда, высказывались и другие версии ее рождения. Уточнялось, что пена была не простая, а возникшая в результате того, что Крон, оскопив Урана, забросил его гениталии в море.

Ее появление в Греции со стороны моря - одно из свидетельств того, что эта богиня заморского происхождения. У нее есть другое имя - Киприда, указывающее на то, что ее высоко чтили на этом острове.

Согласно мифам, она относится к числу древнейших богов. Во всяком случае она старше Зевса и олимпийцев. Появление Афродиты привнесло в древний довольно мрачный мир любовь и красоту. По одной из поздних версий, она - дочь Зевса и океаниды Дионы, однако в таком случае придется признать, что до этого на земле не было подлинной любви, а только, как теперь говорят, секс.

Хотя она вышла на сушу, по мифам, на островах Кифера и Кипр, образ ее заимствован, как считают специалисты, у ближневосточных племен (финикийская Астарта и более древние богини: египетская Исида и ассирийская Иштар). Однако подобные заимствования мало что объясняют по сути дела. Ведь и прекрасную Европу Зевс вывез из Малой Азии, но это еще не означает, будто европейская культура заимствована оттуда. С развитием цивилизации греки стали преклоняться перед женской красотой и боготворить любовь; это и было той «пеной», из которой возник образ прекрасной любвеобильной богини.

2,6 тысячелетия назад греческий лирик Мимнерм (родившийся, кстати сказать, в Малой Азии) писал: «Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость. Я бы хотел умереть, раз перестанут манить тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе».

А через пятьсот лет, уже в Риме, поэт-философ Тит Лукреций Кар свою поэму «О природе вещей» начал с прославления Венеры (Афродиты), ибо любовь вдохновляет людей:

Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада,

О благая Венера

Под небом скользящих созвездий

Жизнью ты наполняешь и все судоносное море

И плодородные земли, тобою все сущие твари

Жить начинают и свет, родившиеся, солнечный видят…

Всюду внедряя любовь упоительно-сладкую в сердце,

Ты возбуждаешь у всех к продолжению рода желанье

Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы,

И ничего без тебя на божественный свет не родится.

Радости нет без тебя никакой и прелести в мире.

Будь же пособницей мне при создании этой поэмы…

Считается, что в ее власти усмирять диких зверей и что она всегда окружена цветами, словно весной. Она игрива, кокетлива, легкомысленна. Муж ее, самый уродливый из богов, зато искусный мастер Гефест, постоянно занят в своей кузнице. Это позволяет Афродите одарить своей любовью некоторых богов и людей. Она обладала волшебным поясом, который делал каждого влюбленным в его хозяйку.

Наиболее долгая связь была у нее со вспыльчивым, буйным, драчливым и нередко пьяным богом войны Аресом. Они встречались так долго, что у них было трое детей.

Гефест, узнав об изменах жены, смастерил тонкую и прочную металлическую сеть, которую незаметно прикрепил к подножью кровати, опустив с потолка. После этого он, простившись с женой, отбыл на остров Лемнос в свою кузницу. Афродита, призвав Ареса, возлегла с ним на ложе любви. Предаваясь страсти, они поздно заметили, что попали в прочную сеть Гефеста Так они и лежали обнаженные, когда изобретательный муж вернулся, взяв в свидетели своего супружеского бесчестия богов Они вынуждены были - не без интереса к прелестям Афродиты - констатировать прелюбодеяние. Аполлон подтолкнул Гермеса и заметил с усмешкой: «Мне кажется, ты бы и сам не прочь оказаться на месте Ареса». Гермес не возражал, и оба рассмеялись.

Однако дело приняло нешуточный оборот. Гефест потребовал от приемного отца Афродиты, Зевса, возврата всех богатых свадебных даров. Однако Зевс рассердился и заявил, что Гефест сглупил, выставив напоказ неверность жены. И хотя семейный конфликт был улажен, у Афродиты появились новые страстные поклонники: Гермес и Посейдон. От первого у нее родился Гермафродит, в которого влюбилась нимфа Салмакида и, не добившись взаимности, упросила богов слить ее с прекрасным юношей; так появилось первое двуполое существо. От Посейдона же у Афродиты, по некоторым сведениям, было двое детей.

Вот слова А. А. Тахо-Годи: «Богиня сохраняет милый нрав даже в самые неприятные минуты, например, когда она застигнута мужем и другими богами на любовном свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда, когда, раненная Диомедом, она плачет, уткнувшись в колени своей милой матери Дионы. Поистине, как говорит Гера, богиня Афродита покоряет людей и богов силой любви и влекущей прелестью».

Любовные приключения Афродиты многочисленны, и детей у нее немало. Возможно, многие из них были «присочинены» сравнительно поздно, для того чтобы умалить авторитет этой богини. Дело в том, что ее почитали прежде всего на островах и в Малой Азии; не случайно в Троянской войне она вместе с Аполлоном, Аресом, Артемидой выступает против ахейцев на стороне троянцев.

Есть предположение, что сеть, в которую она угодила с Аресом, была в более древних мифах ее атрибутом как богини, связанной с морем. Ее позор, в таком случае, был своеобразной местью греков, снижением величия ее образа. Как отметил А. Ф. Лосев, Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей. Столь унизительное положение великий философ Платон определил «Афродите Пандемос» (Всенародной), доступной каждому, отличая «Афродиту Уранию» (Небесную), доступную немногим; именно она возвышает душу влюбленных, вдохновляет поэтов и мыслителей.

В римской мифологии Венера была сначала богиней садов и плодов. В связи с почитанием героя Энея, сына Анхиса и Афродиты, качества последней перешли к Венере. Ее культ достиг апогея около двух тысячелетий назад, когда ее считали богиней удачи и победы такие знаменитые римляне, как Сулла, Помпеи и Цезарь. С распространением в Римской империи восточных культов, Венеру стали отождествлять с богинями Исидой, Астартой. Мифологический круг замкнулся.

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора

Афродита Вначале Хаос был и облекал светила; Пространства и века без меры мчались в нем; Потом большой груди обильным молоком Земля, благая мать, титанов напоила. Титаны пали. Стикс их принял, как могила. И никогда весна под неумолчный гром Не зажигала солнц сияющим

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора Немировский Александр Иосифович

Афродита и Адонис Удивительна история любви богини к прекрасному смертному юноше Адонису . Греки считали его то сыном нимфы Алфесибеи от героя с финикийским именем Феникс, то производили от ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны, то от кипрского царя Кинира и его

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.17.3. Красавица Кримхильда и Афродита, богиня красоты В отличие от суровой Брюнхильды, королева Кримхильда (и её «двойник» Флоригунда, см. выше) характеризуется германо-скандинавским эпосом как исключительная красавица, без каких-либо воинственных, боевых черт.

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4.4.8. Венера в основном гороскопе рис.4.39Изображения Венеры в основном гороскопе на различных зодиаках представлены на рис.4.39. Каждая из клеток рисунка соответствует одному зодиаку, условное обозначение которого проставлено в кружке. Если кружок закрашен серым, то Венера

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

2. Венера В первую очередь необходимо упомянуть истинную богиню любви, по крайней мере согласно популярным представлениям, то есть Венеру – богиню, которая приобрела большую известность после того, как Вергилий написал «Энеиду», включив в этот национальный эпос многие

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Богиня любви: скифская Лакшми - Лада - Афродита Имя скифской Афродиты Урании (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень «арт», «артем» - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но… Артемида ведь не Афродита?

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

5.15. Венера во Льве Далее в Апокалипсисе сказано: «КТО ПОБЕЖДАЕТ… ДАМ ЕМУ ЗВЕЗДУ УТРЕННЮЮ» (Ап.2:26–28). Утренней звездой, как хорошо известно, в средние века называли ВЕНЕРУ. А из зодиакальных созвездий «самым побеждающим» является, конечно, созвездие ЛЬВА. То, что

Из книги Загадка Фестского диска и змеепоклонники автора Кучиньский Мачей

ВЕНЕРА Этот цикл длится 584 дня. В течение 236 дней Венера является людям как Утренняя Звезда, потом исчезает на 90 дней; снова возникает на 250 дней, но уже как Звезда Вечерняя, а затем в течение 8 дней вообще не видна на небе. Эти «исчезновения» планеты древние объясняли ее

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Венера Книдская и Венера Милосская Когда мы произносим имя «Афродита-Венера», перед нами сразу же встает воспетый в древнегреческих мифах образ «прекрасновенчанной» богини, «улыбколюбивой» девы с «ресницами гнутыми»… Вот она, рожденная из морской пены, выходит на

Из книги Клеопатра. Последняя царица Египта автора Вейгалл Артур

Глава 10 Афродита Можно почти не сомневаться в том, что в сложившейся ситуации Антоний очень хотел заключить прочный союз с Клеопатрой, потому что ему для осуществления его замыслов был нужен как раз такой союзник. Отношения Антония с Октавианом были напряженные, а

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5.2.2. ВЕНЕРА Но если обнаженный мужчина – Солнце, то какую планету изображает стоящая рядом обнаженная женщина, обращенная к нему? Ответ в общем-то ясен. Скорее всего, это Венера. Женщина обнажена, причесывается, прихорашивается, см. рис. 1.75. Венера, она же Афродита, является

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

ГЛАВА III ВЕНЕРА Венера Продолжительность года была точно известна во втором и третьем тысячелетии, сознательное пренебрежение четвертью дня каждый год, что составляло потерю двадцати пяти дней за столетне, было скорее всего намеренным отклонением от точности,

Из книги Религия эллинизма автора Зелинский Фаддей Францевич

Глава V. Адонис и Афродита § 20 В предыдущих главах мы изучили вклады Анатолии и Египта в религию эллинизма. Переходя теперь к третьей греко-восточной области, к Сирии, мы должны прежде всего заметить, что ее роль, как оплодотворительницы античной религии, почти вся еще

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

6. Мадонна и Венера. (Параллели) Одна дама на парижском конгрессе феминисток разразилась следующей живописной фразой: «Мать! мать! - говорят нам, и ставят перед нами как идеал рафаэлевский образ мадонны с младенцем на руках, но для меня ничуть не ниже Венера Милосская,

Из книги Древние зодиаки Египта и Европы. Датировки 2003–2004 годов [Новая хронология Египта, часть 2] автора Носовский Глеб Владимирович

4.2.6.2. Венера Но если обнаженный мужчина – это Солнце, то какую планету изображает стоящая обнаженная женщина, обращенная к нему и находящаяся рядом с ним? Ответ ясен. Скорее всего, это – Венера. Женщина обнажена, причесывается, прихорашивается, рис. 4.81. Венера, она же

Излюбленными изображениями в III-I в.в. до н.э. становятся изображения резвящихся нимф, сатиров, амуров и богини любви - Афродиты. И в Лувре, и в Эрмитаже, и в других музеях мира можно найти множество подобных произведений. Но ни одно из них не сравнится по своей известности с Афродитой Милосской (II век до н.э.).
Когда посетители входят в , то они обычно задают два вопроса: как пройти к Венере Милосской (этим римским именем называют еще греческую богиню) и где находится ?

Фигура богини любви лишена рук, покрыта щербинами, но однажды увидев ее уже никогда не забудешь ее красоты и гордого образа. Легкий наклон небольшой головы на стройной шее, одно плечо чуть приподнято, второе немного опущено, гибкий, изогнутый стан. Нежность и мягкость кожи оттенена соскользнувшей на бедра накидкой. И невозможно оторвать взгяд от пронизанной женственностью и лиризмом скульптуры, ни на минуту не сомневаясь, что перед глазами совершенство - богиня любви.

Афродиту Милосскую долго относили к периоду поздней классики. Величавость осанки, плавность контуров, спокойствие лица делают ее близкой произведениям IV века до н.э.. Вместе с тем, удлиненные пропорции, изображение волос, складок накидки, приемы обработки мрамора говорят о более позднем, где-то на два столетия, изображении Венеры. Возможно автора просто вдохновляли более ранние произведения.

Статуя Афродиты Милосской окружена легендами. Одна из них повествует о французских матросах, котрые, увозя статую, вступают в вооруженное столкновение с греками, не желавшими расставаться с прекрасной богиней. Возможно, это лишь легенда, но найденная крестьянином на острове Мелос в 1820 году статуя, действительно отправляется в Париж как подарок французского посла маркиза де Ривьер королю.

Русские художники и писатели искренне восхищались этой античной красавицей. Глеб Успенский, например, писал:"Художник создал вам образчик такого человеческого существа, которое вы, считающий себя человеком и живущий в теперешнем человеческом обществе, решительно не можете себе представить способным принять малейшее участие в том порядке жизни, до которого вы дожили... Желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека... для светлого будущего радостно возникает в душе". В этих словах отражена мечта русского писателя о гармоничном, совершенном человеке, которого он не мог найти в современном ему мире.

Статуя Афродиты стоит посредине небольшого зала. Перед ней расстилается целая вереница комнат, но ни один из экпонатов них не выдвинут в центр. Поэтому, войдя античный отдел, сразу же видишь Афродиту, имеешь возможность рассмотреть ее в различных ракурсах, сделать фотографии на память. Следует отметить, что в Лувре вобщем умеют показывать щедевры. В нескончаемом лабиринте залов, галерей, лестниц, можно без труда отыскать наиболее знаменитые вещи.

"Венера Милосская (Мелоская)" - знаменитая древнегреческая статуя периода позднего эллинизма (мраморный оригинал, а не копия, как считалось ранее; ок. 100 или 130 до н. э.). Изображает полуобнаженную богиню Афродиту . Статуя найдена в 1820 г. крестьянином на своем поле разбитой на две части. Это произошло на острове Милос (в древности Мелос) в Эгейском море, на юго-западной оконечности Кикладского архипелага. Этот остров в архаическую эпоху был заселен дорийцами, выходцами из Спарты (см. мелийские рельефы). Руки статуи так и не были обнаружены, предполагают, что в левой руке богиня держала яблоко, эмблему острова Мелос. Высота статуи 202 см. На цоколе есть частично сохранившаяся сигнатура мастера Александра из Антиохии, города в Малой Азии. Мастер выполнил статую, вероятно, в подражание более древним, классическим образцам. Это выдающееся произведение было приобретено французским послом и в 1821 г. подарено королю Людовику XVIII. Так оно оказалось в Париже, в Лувре. Холодное, бесстрастное лицо Венеры выражает отвлеченную, идеальную гармонию. Стилистически статуя относится к течению эллинистического искусства, отражавшему возврат к греческой классике века Перикла (см. античный классицизм; "Перикла век"). Именно это обстоятельство ввело в заблуждение французского историка искусства С. Рейнака. На попытки датировать статую поздним временем Рейнак отвечал: "Я лично убежден, что она по меньшей мере тремя веками древнее". Французский историк считал ее изображением богини морей Амфитриты с утраченным позднее трезубцем в вытянутой левой руке, статуей школы Фидия , времени строительства Парфенона (середина V в. до н. э.). Доказательство: "Она сильна и спокойна. Ее красота состоит в благородной простоте" . Однако тема полураздетой фигуры, чувственная, натуралистическая лепка торса и неустойчивость позы, нарушение равновесия, заметное при взгляде в фас и особенно в профиль, с правой стороны, свидетельствуют о более позднем происхождении. Искусство II в. до н. э., когда создавалась "Венера Милосская", отмечено кризисными тенденциями, утратой чувства целостности. Тот факт, что статуя составлена из двух кусков мрамора с атектоничным (не связанным с формой) прохождением шва, а также прием отдельно прикрепленных на штифтах рук (что послужило главной причиной их утраты), резкий контраст фактуры обнаженной и задрапированной частей - все это отражает тенденцию к дробности и натуралистичности искусства позднего эллинизма. Характерны необработанность статуи со спины и нарушение пропорций (слишком большая стопа и маленькая голова). Тем не менее из-за натуралистичности и чувственности именно это произведение стало со временем самым известным, любимым, общепризнанным символом красоты античного искусства.

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

Статуя Афродиты (Венера Таврическая) (Л.И. Гаталина) .

Мрамор. Высота 1.67 м. III в. до н.э. Поступила в 1850 г.

[ Открыть фотографию в новом окне. ]

Венера Таврическая - одна из лучших статуй Отдела Античного мира, которою справедливо гордится Государственный Эрмитаж. Богиня любви и красоты изображена в образе юной обнажённой женщины. Кажется, что она только что сбросила с себя одежды, чтобы войти в воду. Её поза свободна и непринуждённа. Она стоит, опираясь на левую ногу, пальцами правой слегка касаясь почвы. Верхняя часть торса наклонена вперёд, плечи опущены, руками она, вероятно, прикрывала свою наготу. Пропорции тела удлинённы, стройные упругие ноги легко несут подтянутое хрупкое тело. Маленькая головка с правильными чертами лица гордо посажена на тонкой шее. Мягкие, волнистые, как бы рассыпающиеся пряди волос, обрамляя лоб и виски, связаны на затылке узлом и сдерживаются повязкой; длинные локоны падают на плечи. Голова богини резко повёрнута к левому плечу, слегка выступающему вперёд, движение плеча уравновешивается выдвинутым вперёд правым коленом.

Ваятель чётко очерчивает контур фигуры и с помощью плавно скользящей линии передает мягкую округлость бёдер, живота, плеч, груди. Здесь нет разработки мелких деталей; художник действовал скупыми средствами - все формы тела обобщены и плавно переходят одна в другую.

Перед нами совершенное произведение античной скульптуры, создавшей в конце III в. до н.э. глубоко очеловеченный образ прекрасной богини.

На смену величественным, равнодушным богам классической Греции V в. пришли наделённые людскими страстями образы искусства IV в.

В основе типа нашего произведения лежит статуя богини любви и красоты, созданная знаменитым в древности ваятелем IV в. до н.э. Праксителем и известная под именем Афродиты Книдской. Творчество Праксителя было направлено на создание образов богов идеально прекрасных, но, вместе с тем, глубоко очеловеченных. В своих произведениях этот художник передавал настроения лиричности, мечтательности, нежности, но не опускался до выражения мелочного. Афродиту Книдскую он изобразил обнажённой, избегнув низменной чувственности, и создал образ гордой своей красотой богини. Эта статуя была культовой и стояла в храме на острове Книде. В эпоху эллинизма эти образы не являются уже неотъемлемой частью храмов, но украшают собою дворцы и парки новых столиц античного мира.

Образ прекрасной богини, воплощённый в известной статуе Афродиты Медичи (Флоренция, Уффици) из мастерской сыновей Праксителя, носит характер значительно более чувственный, изображая капризную и кокетливую женщину.

Эрмитажная статуя по своему внутреннему содержанию ближе к статуе Праксителя. Отличаясь от нее более вытянутыми пропорциями, она сохраняет характер известной строгости и величавой простоты, сочетаемой с исключительно мягкою передачею форм.

Такое произведение искусства безусловно могло быть украшением интимного уголка дворцового парка эллинистических монархов.

Появление её в России в начале XVIII в. представляет немалый интерес.

Статую, откопанную в 1718 г. в Риме, приобрёл за 196 ефимков (талеров) Юрий Кологривов, посланный Петром I в Рим для наблюдения за обучением русских художников в Италии. Скульптор Легри, которому Кологривов отдал

статую для восстановления утраченных рук, уверял, что она стоит 10000 ефимков, что продавец не понимал ценности этой статуи, которая «не разнит ничем противу Флоренской славной, но ещё лучшей тем, что сия целая, а Флоренская изломана во многих местах». 1 [сноска: 1 Имеется в виду знаменитая статуя Венеры Медичи.]

Кологривов, донося о покупке царю, писал: «Как могу хоронюся от известного охотника», имея в виду кардинала Оттобони, всячески мешавшего иностранцам приобретать и вывозить из Рима произведения древних мастеров.

И действительно, как только в Риме стало известно об этой находке, не уступающей «никакому в Риме украшению и, чаятельно, по всей Европе не найдётся другой статуи, ей подобной», губернатор Фальконьери отдал приказ об аресте «мраморного Венуса», а Легри заточил в тюрьму.

«Пусть я лучше умру, чем моими трудами им владеть», - писал в Петербург занемогший с горя Кологривов.

Выехавший по приказу Петра в Рим русский дипломат Савва Рагузинский предложил, в обмен на языческую богиню, мощи святой Бригитты. Римский папа оказался в крайне затруднительном положении: отказаться от этой прекрасной статуи не хотелось, но предпочесть языческую богиню любви мощам христианской святой он тоже не мог.

Венера была преподнесена Петру, который требовал особенно бережного отношения к ней при доставке в Петербург. По указанию Петра статую из Ливорно до Инсбрука везли на мулах, оттуда по Дунаю до Вены, где был сделан специальный каретный станок на пружинах для перевозки её до Кракова, откуда снова водою доставили в Петербург.

Наконец, в 1720 г., после долгого путешествия, статуя Венеры украсила собою только что созданный на берегу Невы Летний Сад, где она пробыла до 70-х годов XVIII в. Именно в это время был построен Таврический дворец для завоевателя Крыма Потёмкина Таврического, украшенный лучшими произведениями искусства, в числе которых оказалась и статуя

Венеры, почему за нею и утвердилось название «Венера Таврическая».

В середине XIX в., после окончания архитектором В.П. Стасовым постройки специального музейного здания - «Нового Эрмитажа», Венера Таврическая вошла в состав коллекций музея и стала одним из лучших его экспонатов.

>> Венера-Афродита

Венера-Афродита

Среди двенадцати великих богов Древней Греции, правящих Землей с высоты Олимпа, первой красавицей всегда считалась Афродита. Греки почитали ее как Богиню любви и красоты, покровительницу браков и рождения детей, “детопитательницу”, богиню женского начала и плодородия, вечной жизни и бесконечной весны. Сопротивляться Афродите в ее желании все подчинить срасти и любви не могли не боги, не люди, только лишь другие покровительницы женщин, Афина-Паллада, целомудренная Артемида и богиня семейного очага Гестия, могли игнорировать чары Афродиты и безмолвно завидовать ее абсолютной власти, поскольку истинная любовь не знает границ. Несмотря на нежность и кажущуюся хрупкость, Афродита не терпит тех, кто посмел отвергнуть ее любовь и безжалостно будет преследовать врагов, победой над которыми провозглашая торжество величайшего чувства, единственного, которое может подарить новую жизнь. Расформировавшись под влиянием восточных культов, особенно богини Астарт, родом из завоеванной греками Финикии, Афродита становится вечной покровительницей и богиней красоты, любви, радости, смеха, брака. В переводе с древнегреческого Афродита значит “рожденная из пены”. Прекрасен и сам миф, рассказывающий о появлении Афродиты на свет: она вышла обнаженной из белоснежной воздушной морской пены и добралась к берегу в жемчужной раковине. Есть несколько пикантное продолжение мифа, может быть, морская пена не была такой уж обычной: великий Крон, отец всех олимпийских богов, оскопил своего отца Урана, и бросил гениталии в море, и из его семени появилась богиня Афродита, а из крови - не знающие пощады эринии (фурии) и гиганты. Ученые-историки говорят о том, что появлении Афродиты на греческих берегах со стороны моря лишний раз доказывает ее якобы “заморское” рождение. Есть и богини и другое имя - Киприда, от названия острова, первый шаг по которому она сделала на Земле, на Кипре Афродиту почитали и почитают до сих пор как богиню-покровительницу острова.

Если следовать логике греческих мифов, то Афродита входит в число древнейших богов Олимпа, она старше самого Зевса. Как только в еще только рождающемся мире появилась Афродита, она подарила ему любовь и красоту. В более поздней трактовке, Афродита - дочь Зевса и океаниды Дионы, но эта версия противоречит сама себе, как может дитя любви появиться раньше самого понятия любви?

Специалисты в мифологии утверждают, что образ и все атрибуты Афродиты греки позаимствовали у нескольких восточных богинь, куда более древних и грозных, чем юная пенорожденная Афродита: у финикийской Астарт, египетской Исиды и ассирийской Иштар. В подобных утверждениях нет ничего удивительного, все перечисленные божественные дамы прежде всего символизируют женское начало и способность женщины дарить новую жизнь. Воинственной греческой цивилизации, ее тесные связи со всеми культурами Малой Азии вполне могли способствовать рождению тождества между богинями. Раз уж дело коснулось заимствований из Азии, то и великолепную Европу Зевс украл из Малой Азии. Почитание любви и ее животворящего начала послужило зарождению греческого культа Афродиты, богини прекрасной, немного ветреной и любвеобильной.

В растительном мире Афродите были отданы во власть и вечное распоряжение митр, роза, яблоко, мак, нарциссы, анемоны, фиалки и лилии. Символом плодородия, связанного с культом Афродиты, были воробьи и голуби. Дельфин являлся символом ее появления из морских глубин. Чаще всего Афродиту изображают обнаженной, на ее талии дорогой золотой пояс, а в руках золотой сосуд с колдовским вином, только пригубив которое человек получает бессмертие и вечную молодость. Афродиту постоянно сопровождает Эрот, олицетворяющий влечение мужчины и женщины; три богини-Хариты, несущие в мир веселье, изящество и привлекательность; богини-Оры, дочери Зевса, следящие за сменой времен года и плодородными качествами растений; легкомысленные нимфы, олицетворения всех сил природы. Для сравнения, Матерь Богов Иштар всегда сопровождали Страсть и Красота. Афродиту могли сопровождать дикие звери, которых она укротила и которым даровала способность к вечному размножению, в этом тоже можно найти аналогии с Иштар и Кибелой.

Уже в античные времена великие философы и мыслители спорили о истинном происхождении Афродиты. Гесиод в “Теогонии” утверждал, что Афродита рождена из семени Урана, попавшего в морскую пучину и родившего удивительную пену, из которой появилась богиня у берегов острова Кифера, но остров по каким-то причинам не понравился Афродите и она попросила ветер отнести раковину, служившую ей плотом, к Кипру, где и коснулась ее изящная ножка поверхности Земли первый раз. На берегу пенорожденную Афродиту ждали Оры, увенчанные золотыми диадемами. Оры преподнесли в дар юной Афродите золотой венец, ожерелье и серьги, олимпийские же боги сразу были покорены ее красотой и развязали вечный спор о том, кто возьмет в жены прекрасную Афродиту.

Эпинемид заявлял, что Афродита дочь титана Кроноса. В учении школы орфиков верной считается теория, что Афродита рождена из пены, но пена эта образовалась от страстного влечения Зевса к богине дождя и влаги Дионе. Выростил Афродиту в этом случае мудрый старец Нерей, покровитель моряков.

Гера, царственная супруга Зевса, испытывала ревность к Афродите, поэтому она выступила инициатором брака между Афродитой и Гефестом, самым некрасивым богом Олимпа. Гефест - бог огня, самый искусный мастер из всех кузнецов, постоянно трудился в небесной кузнице, а Афродита принимала развлекалась, принимая в гостях Афину и Геру. Гефест подарил ей дивный золотой гребень, чтобы длинные струящиеся волосы Афродиты затмевали блеском даже Солнце.

Такова уж натура Афродиты, дарить любовь и чувство страсти, поэтому от ее чар не спаслись олимпийские боги, а Гефест часто испытывал на себе клеймо мужа неверной супруги. Среди побед Афродиты Посейдон, Арес, Гермес. Обладая волшебным золотым поясом, который мог влюбить в его обладательницу любого смертного или бессметного, Афродита была воистину безоговорочной повелительницей любви. Гера часто в тайне от Зевса просила этот пояс у Афродиты, чтобы обуздать страсть своего супруга-Громовержца и немного освободиться из-под его власти.


Легендарное место рождения Афродиты в Пафосе(Кипр).

Зевс часто испытывал страстное желание к Афродите не без помощи ее колдовского пояса, поэтому часто пытался отомстить. К слову, Зевс и Афродита никогда не делили ложа, игривая богиня и ставила целью соблазнить повелителя Олимпа, лишь позлить его своей властью. Зевс задумал унизить богиню, разбудив в ней горячую страсть к просто смертному юноше Анхису, результат союза Афродиты и Анхиса - Эней. Анхис возгордился любовью богини и стал хвалиться этим, в наказание то ли сама Афродита, то ли разгневанный неуважением Зевс наслали на него расстройство всех членов. Однажды Афродита спасла от сирен аргонавта Бута и подарила храброму путешественнику несколько незабываемых ночей на маленьком необитаемом острове посреди бушующего моря, злые языки утверждают, что сделала она это только ради того, чтобы вызвать ревность Адониса. Знаменитый спор, затеянный богиней ссор и распрей Эридой, о том, кто красивее - Афина, Гера или Афродита, выиграла последняя, именно Афродите троянский царевич Парис отдал золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. В благодарность Афродита подарила Парису любовь Елены Прекрасной и помогла похитить ее у сурового Агамемнона. Во время Троянской войны Афродита поддерживала сторону троянцев, даже участвовала в бою на их стороне, спасая своего сына Энея от Диомеда, который осмелился поднять руку на богиню и ранить ее. Также существует легенда, что именно Афродита не дала погибнуть Парису во время смертельного поединка с братом Агамемнона Менелаем.

У Афродиты есть лишь одна вечная обязанность - дарить любовь всем живым существам. Есть удивительная легенда о том, как Афина застала Афродиту за рукоделием, вечная соперница так обиделась на Афродиту, что пообещала бросить покровительство над ткачихами и прочими мастерицами по шитью, поскольку это входило в обязанности Афины. Афродита извинилась и поклялась никогда более не прикасаться ни к одному ремеслу или работе. Другая же легенда говорить, что Афина и Афродита все-таки устроили соревнование в ткаческом искусстве.