Заповедники охраняемые природные объекты. Особо охраняемые природные территории россии

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон

12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 14 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

В соответствии с законом Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” к этой категории относятся “участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны”. Все особо охраняемые природные территории призваны выполнять важнейшие природоохранные функции, такие как сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, генофонда растений и животных, обеспечение оптимальных условий для воспроизводства природных ресурсов, и прежде всего биологических, изучение протекающих в естественных процессов и др. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики РФ, в связи с чем особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В соответствии с преобладающими природоохранными задачами, особенностями режима и структурой организации различают следующие категории ООПТ:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. Территория полностью изымается из хозяйственного использования. Это ООПТ с наиболее строгой формой охраны природы. В заповедниках разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность. Первые заповедники были организованы в начале века: (1915 г., в 1919 г. был упразднен), Баргузинский (1916 г.), “Кедровая падь” (1916 г.) и др., среди которых официально государственным был утвержден только Баргузинский. По состоянию на 1 января 1995 г. в Российской Федерации насчитывается 88 государственных природных заповедников общей площадью 28854,1 тыс. га, в том числе 24144,1 тыс. га (1,4 % площади земель Российской Федерации) территорий с внутренними водоемами. До 2005 года на территории РФ планируется создание около 70 государственных природных заповедников. Особо среди государственных природных заповедников выделяют государственные природные биосферные заповедники, основная цель которых — проведение комплексного фонового мониторинга природной среды. В настоящее время на территории РФ насчитывается 17 биосферных заповедников, входящих в международную сеть биосферных резерватов .

Заказники — это территории (акватории), предназначенные для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. При этом, как правило, осуществляется сохранение одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. Заказники могут быть федерального или регионального подчинения. Здесь запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности, которые могут привести к нарушению природной среды. Выделяют различные виды заказников: комплексные (ландшафтные), гидрологические ( , речные и др.) биологические (ботанические и зоологические), и др. В настоящее время в РФ насчитывается более 1,5 тыс. заказников, занимающих более 3% территории.

Национальные парки (НП) являются “природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.” В настоящее время национальные парки — одна из наиболее перспективных форм охраняемых природных территорий. Их отличает сложная внутренняя структура, выражающаяся в выделении зон с разным природоохранным режимом, например, таких, как заповедные зоны, зоны для регулируемого туризма и отдыха (рекреационные зоны), территории других землепользователей, отведенные под традиционные формы хозяйственной деятельности. При этом учитывается и бережно сохраняется историческое наследие (историко-культурные объекты). Национальные парки в России начали создаваться только с 1983 года, первыми из которых были: Сочинский национальный парк и Национальный парк “Лосиный Остров”. В последующие годы количество НП неуклонно возрастало и в настоящее время в Российской Федерации насчитывает 31 национальный парк, причем 2/3 из них создано за последние пять лет. Общая площадь НП насчитывает 6,6 млн. га, что составляет 0,38% территории России. В дальнейшем планируется создание еще около 40 парков общей площадью приблизительно 10 млн. га.

Природные парки (ПП) являются природоохранными рекреационными учреждениями, которые используются в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Они включают природные комплексы и объекты значительной экологической и эстетической ценности. В отличие от национальных парков природные парки находятся в ведении субъектов РФ и основная цель их создания — обеспечение комфортного отдыха для населения. В связи с этим природоохранные мероприятия направлены преимущественно на сохранение рекреационных ресурсов и поддержание природной среды в функциональном состоянии. Большое внимание уделяется в том числе наличию достопримечательных культурно-исторических объектов. Так же как и национальные парки, природные парки представляют сочетание территорий с различными режимами охраны и использования (природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и другие функциональные зоны).

Памятники природы включают природные объекты естественного или искусственного происхождения, а также природные комплексы, небольшие по территории, которые имеют научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Часто памятники природы связаны с определенными историческими событиями (например, дубы в усадьбе Коломенское, сохранившиеся со времен Ивана Грозного) и представлены уникальными природными объектами: отдельные примечательные деревья, пещеры и т.д. Памятники природы используются преимущественно в научных, эколого-просветительских, природоохранных целях.

Существующая сеть особо охраняемых природных территорий в Калининградской области включает Национальный парк “Куршская коса“, 7 государственных природных заказников и 61 памятник природы. В перспективе на территории Калининградской области планируется создание заповедника “Правдинский”, включающего болотный природный комплекс Прибалтийской озерной площадью 2,4 тыс. га (“Целау”). В настоящее время сеть ООПТ в Калининградской области не является достаточной для сохранения природного разнообразия, выполнения средообразующих и средоформирующих функций.

Наступающий 2017 - Год особо охраняемых природных территорий. Соответствующий Указ был подписан 1.08.2016 Президентом. Особо охраняемые природные территории и объекты являются общенациональным достоянием. Они представлены в виде участков, поверхности воды и воздушного пространства над ними. В их пределах располагаются комплексы, имеющие культурную, научную, рекреационную, эстетическую, оздоровительную ценность. Действующий в стране ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" содержит их перечень и характеристики, устанавливает правила по их использованию.

Категории

В особо охраняемые природные территории России включены:

  1. Заповедные лесные участки.
  2. Заказники.
  3. Заповедники.
  4. Национальные парки.
  5. Курортные и оздоровительные зоны.
  6. Ботанические сады.
  7. Дендрологические парки.

Нормативными региональными или муниципальными актами могут предусматриваться и другие виды особо охраняемых природных территорий .

Ценность

Основное значение особо охраняемых природных территорий - сохранение ценных ботанических, геологических, гидрологических, ландшафтных, зоологических комплексов. По данным международных организаций, на конец 90-х гг. прошлого века во всем мире насчитывалось порядка 10 тыс. крупных ценных участков. Общее количество национальных парков составляло около 2 тыс., а биосферных заповедников - 350. Значение особо охраняемых природных территорий определяется их уникальностью. Они представляют большую ценность для туризма познавательной направленности. Это позволяет рассматривать как рекреационные ресурсы, эксплуатация которых должна строго регламентироваться.

Характеристика

Каждая особо охраняемая природная территория наделяется собственными функциями. В ее пределах предусматриваются специфические правила пребывания, а также порядок использования ресурсов. В иерархической структуре каждая особо охраняемая природная территория обладает способностью предотвратить разрушение и серьезное изменение комплекса либо отдельных его компонентов. Для их защиты от негативных антропогенных факторов на прилегающих участках могут формироваться зоны или округа. В них действует специальный режим особо охраняемых природных территорий.

Заповедники

Они выступают в качестве научно-исследовательских, природоохранных, эколого-просветительских учреждений. Их цель состоит в сохранении и исследовании естественного течения процессов и явлений, уникальных и типичных экосистем, генофонда растительного мира. Заповедники рассматриваются как наиболее распространенные и типичные особо охраняемые природные территории. Животные, растения, экосистемы, недра, расположенные в них, полностью изымаются из оборота и хозяйственного использования.

Предписания

Имущество заповедников относится к категории федеральной собственности. Растения, животные, недра, вода предоставляются во владение учреждений на особых правах. Сооружения, историко-культурные и иные элементы передаются заповедникам в оперативное управление. " не допускает изъятия либо другое прекращения прав на участки и иные ресурсы, находящиеся в их пределах. Положение, определяющее статус конкретного заповедника, утверждается Правительством.

Допустимые мероприятия

Их предусматривает Закон "Об особо охраняемых природных территориях ". В пределах заповедника допускаются деятельность и мероприятия, направленные на:

  1. Обеспечение сохранения в естественном состоянии комплексов, восстановления и предотвращения изменения в них и их элементах под влиянием антропогенных факторов.
  2. Поддержание условий санитарной и противопожарной безопасности.
  3. Предупреждение факторов, способных вызвать бедствия, создающие угрозу жизни населения и местности, где оно проживает.
  4. Выполнение экологического мониторинга.
  5. Реализацию научно-исследовательских задач.
  6. Исполнение контрольно-надзорных функций.

Охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с Положением. Запрещена любая деятельность, не согласующаяся с задачами заповедника, противоречащая установленным правилам. Не допускается интродукция (переселение) живых организмов для акклиматизации.

Зоны

Особо охраняемая природная территория заповедника, в отличие от национального парка, имеет достаточно ограниченное рекреационное использование. Преимущественно, она служит в просветительских целях. Это положение отражается в функциональном зонировании заповедников. В частности, в их границах выделяют 4 территории:

  1. Заповедного режима. В них представители флоры и фауны развиваются без участия человека.
  2. Научного мониторинга. В этой зоне исследователи осуществляют наблюдения за развитием и состоянием природных объектов.
  3. Экологического просвещения. В этой зоне, как правило, размещают музей. Здесь прокладывают регламентированные тропы, по которым ведут туристические группы для ознакомления с особенностями комплекса.
  4. Хозяйственно-административная зона.

Национальный парк

Эта особо охраняемая природная территория обладает исторической, культурной, экологической, эстетической ценностью. Национальный парк используется в просветительских, научных целях, а также для регулируемого туризма. Объекты, которые находятся в пределах территории, передаются в пользование в соответствии с действующими нормами. Историко-культурные комплексы, находящиеся под государственной защитой, передаются национальным паркам по согласованию с уполномоченными органами.

Нюансы

В пределах некоторых зон национального парка могут располагаться участки сторонних пользователей и собственников. Администрация охраняемых территорий обладает исключительным правом на приобретение земель за счет федеральных средств или иных источников, не запрещенных нормативными актами. Национальные парки являются государственной собственностью. Сооружения, здания, историко-культурные и прочие комплексы передаются администрации в оперативное управление. Конкретный парк осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением. Оно утверждается органом, к ведению которого относят территорию, по согласованию с уполномоченной структурой, действующей в сфере охраны природы.

Задачи национального парка

Наряду с природоохранной деятельностью, на территории создаются условия для регулируемого отдыха и туризма. В пределах национального парка устанавливаются специальные зоны:


Заказники

Эти особо охраняемые природные территории России представлены в большом количестве. Заказники действуют почти во всех регионах страны. Отнесение территории к данной категории осуществляется с изъятием участков у пользователей, собственников, владельцев или без него. Заказники могут относиться к федеральному или региональному ведению. Эти территории имеют особое значение для восстановления или сохранения естественных комплексов либо их компонентов, а также для обеспечения экологического баланса. Заказники могут иметь различные цели. Ландшафтные предназначены для восстановления и сохранения комплексов, биологические - для исчезающих и редких представителей фауны и флоры, палеонтологические - для ископаемых объектов, гидрологические - для водных экосистем, геологические - для элементов неживой среды.

Ботанические сады и дендрологические парки

Эти природоохранные учреждения выполняют различные функции. В их числе, в частности, создание коллекций видов растений для обогащения флоры и сохранения ее разнообразия. В ботанических садах и дендрологических парках ведется просветительская, научная и учебная деятельность. Территории, на которых располагаются эти учреждения, предназначены для реализации их прямых задач. Участки передаются в постоянное пользование паркам, образовательным или научно-исследовательским организациям, находящимся в их ведении. Эти учреждения осуществляют введение растений в естественную среду, изучают их экологию в стационарных условиях. Парки и сады разрабатывают научную основу для декоративного садоводства, озеленения, ландшафтной архитектуры, приемы и методы селекции и так далее. Эти учреждения могут относиться к федеральному или региональному ведению. Их создание находится в ведении исполнительных структур власти.

Памятники природы

Эти комплексы считаются самыми распространенными в стране. Памятники природы представляют собой невосполнимые, уникальные, ценные в научном, экологическом, эстетическом и культурном отношении объекты. Они могут быть искусственного или естественного происхождения. В качестве памятников природы могут объявляться участки водного пространства и суши, одиночные элементы. К последним, в числе прочего, относят:

  1. Зоны живописной местности.
  2. Эталонные территории нетронутой природы.
  3. Участки, на которых преобладает культурный ландшафт. Ими, например, являются аллеи, старинные парки, древние копи, каналы и пр.
  4. Места обитания и произрастания реликтовых, ценных, редких, малочисленных и исчезающих животных и растений.
  5. Лесные массивы и их отдельные участки, представляющие ценность по своим характеристикам. Например, на них могут произрастать растения с уникальным породным составом, генетическими качествами, продуктивностью и пр.
  6. Образцы достижений лесохозяйственной практики и науки.
  7. Комплексы, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима.
  8. Уникальные рельефные формы, ландшафты, связанные с ними. К ним, например, относят горы, ущелья, группы скал и пещер, каньоны, моренно-валунные гряды, ледниковые цирки, барханы и дюны, гидролакколиты, гигантские наледи и пр.
  9. Геологические обнажения, обладающие уникальными свойствами и имеющие научную ценность. В их числе, в частности, стратотипы, опорные разрезы, выходы редких пород, ископаемых, минералов.
  10. Геолого-географические полигоны, классические участки, на которых присутствуют особо выразительные следы сейсмических явлений, обнажения складчатых и разрывных нарушений залегания пород.
  11. Участки, на которых располагаются особо ценные либо редкие палеонтологические объекты.
  12. Гидроминеральные естественные комплексы, минеральные и термальные источники, месторождения грязей.
  13. Участки озер, рек, водно-болотных комплексов, морских акваторий, пруды, небольшие речные потоки с поймами.
  14. Береговые объекты. К ним относят косы, острова и полуострова, перешейки, бухты, лагуны.
  15. Отдельные объекты неживой и живой природы. К этой категории относят места гнездования пернатых, растения, имеющие причудливые формы, деревья-долгожители, а также обладающие историко-мемориальной ценностью и пр.

Природные памятники могут обладать региональным, федеральным или местным значением в зависимости от их природоохранной, культурной, эстетической и другой ценности.

В системе природоохранных мероприятий важнейшим направлением является изъятие из хозяйственного использования определенных территорий и акваторий или ограничение на них хозяйственной деятельности. Эти меры призваны способствовать сохранению экосистем и видов биоты в состоянии, наиболее близком к природному, сохранению генофонда растений и животных, а также ландшафтов – как эталонов природы, в научных и образовательных целях.

Такое направление охраны природы реализуется на основе существующей, законодательно закрепленной, сети охраняемых природных территорий (ОПТ). Она содержит ряд категорий ОПТ неодинаковой природоохранной значимости. Число этих категорий увеличивается в результате развития форм сочетания хозяйственной и природоохранной деятельности человека, а также из-за появления новых негативных последствий нерациональной эксплуатации природных ресурсов и крупных техногенных катастроф (например, установление особого восстановительного режима в Полесском радиационно-экологическом заповеднике в Белоруссии и на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа).

Важнейшим признаком различия ОПТ является степень исключения резервируемых участков из хозяйственного оборота. Выделяются категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ), обладающие наибольшей пространственно-временной стабильностью и поэтому имеющие наибольшее значение для сохранения отдельных участков .

В России основным законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, является Федеральный закон » Об особо охраняемых природных территориях», действующий с марта 1995 года.

В соответствии с этим Законом особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий, на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Все ООПТ учитываются при разработке территориальных комплексных схем охраны природы, схем землеустройства и районной планировки, проектов хозяйственного освоения территорий.

Российская система основных ООПТ довольно близка к международной классификации охраняемых территорий, предложенной Международным Союзом охраны природы в 1992 году. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений выделяются следующие категории ООПТ:

  1. государственные природные заповедники (в том числе и биосферные);
  2. национальные парки;
  3. природные парки;
  4. государственные природные заказники;
  5. памятники природы;
  6. дендрологические парки и ботанические сады;
  7. лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По действующему законодательству Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (например, зеленые зоны населенных пунктов, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и другие). ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть как федерального, так и местного значения.

В России приоритетное значение для сохранения природного наследия и биологического разнообразия имеют государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы. Эти категории получили наибольшее распространение и традиционно составляют основу государственной сети особо охраняемых природных территорий.

Сбалансированность ОПТ с интенсивно эксплуатируемыми природными угодьями возможна лишь при соответствующей доле ООПТ разных категорий в общей площади, достаточной для компенсации потери природных участков в результате нерационального использования природных ресурсов. Эта доля должна быть значительно большей, чем в настоящее время. Чем значительнее трансформированы природные ландшафты страны (региона, местности), тем большим должен быть удельный вес ООПТ. Доля охраняемых экосистем (экстенсивно эксплуатируемых площадей и ООПТ) должна быть наибольшей в полярных пустынях, тундрах и полупустынях, а также в областях с высотной поясностью. Зарубежные исследователи рекомендуют отводить под ОПТ 20-30%, а под ООПТ – 3-5% общей площади. Для России признается оптимальной величина в 5-6%.

Уникальность и высокая степень сохранности природных комплексов российских ООПТ делают их бесценным достоянием всего человечества. Подтверждением этому является то, что ряд ООПТ разного уровня включены в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Государственные природные заповедники

Заповедники (по международной классификации — строгие природные резерваты) — навечно изъятые из сферы хозяйственного использования зонально-репрезентативные участки биосферы, обладающие свойствами природного эталона и отвечающие задачам биосферного мониторинга.

На территориях государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие особое природоохранное, научное и эколого-просветительское значение.

В соответствии с Законом государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственные природные заповедники, входящие в международную систему биосферных резерватов для осуществления глобального экологического мониторинга, имеют статус биосферных заповедников.

Основы современной сети государственных природных заповедников были заложены в конце XIX–XX веков идеями выдающихся ученых-естествоиспытателей: В.В.Докучаева, И.П.Бородина, Г.Ф.Морозова, Г.А.Кожевникова, В.П.Семенова-Тян-Шанского и многих других. Создание заповедников общенационального значения началось еще в тогдашней Российской Империи. В 1916 году установлен и организационно оформлен режим особой охраны урочища Кедровая падь в – нынешней территории одноименного заповедника. В том же году был создан первый общегосударственный заповедник – Баргузинский, на берегу , успешно функционирующий и в настоящее время.

Сеть государственных природных заповедников постоянно расширяется. Начиная с 1992 года создано 20 новых заповедников, расширены территории 11 и общая площадь заповедников России увеличилась более чем на треть.

На 1 января 2003 года в Российской Федерации насчитывалось 100 государственных природных заповедников общей площадью 33, 231 млн га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) – 27,046 млн га, что составляет 1,58% всей территории России. Основная часть (95) государственных природных заповедников находятся в ведении Министерства природных ресурсов, 4 – в системе Российской Академии наук, 1 – в системе Минобразования России. Заповедники расположены в 66 субъектах Российской Федерации.

Система российских государственных природных заповедников имеет широкое международное признание. 21 заповедник (особо выделены на карте) имеют международный статус биосферных резерватов (они имеют соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), (Печоро-Илычский, Кроноцкий, Байкальский, Баргузинский, Байкало-Ленский) находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 8 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 2 (Окский и Тебердинский) имеют дипломы Совета Европы.

В соответствии с природоохранным законодательством государственные природные заповедники призваны решать следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды, и т. д.

На территориях государственных природных заповедников запрещается любая деятельность, противоречащая перечисленным задачам и режиму их особой охраны, т.е. нарушающая естественное развитие природных процессов и угрожающая состоянию природных комплексов и объектов. Запрещается также передача в аренду земель, вод и других природных ресурсов территорий заповедников.

Вместе с тем на территориях заповедников допускается проведение мероприятий, направленных на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений их компонентов в результате антропогенных воздействий.

К территориям государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории так называемых биосферных полигонов для проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих природную среду и не истощающих биологические ресурсы. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников осуществляется специальной государственной инспекцией.

Национальные парки

Национальные парки (НП) — следующая по рангу категория ООПТ — являются особой территориальной формой охраны природы федерального уровня. Они рассматриваются как природоохранные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. Поэтому они используются, наряду с природоохранными, в рекреационных, научно-просветительских и культурных целях.

Все мировое разнообразие национальных парков соответствует единому международному стандарту, закрепленному в решении Генеральной Ассамблеи Международного союза охраны природы (МСОП) в 1969 г.: «Национальный парк – это сравнительно большая территория: 1) где одна или несколько экосистем существенно не изменяются в результате эксплуатации и использования человеком, где виды животных и растений, геоморфологические участки и места обитания представляют собой научный, просветительский и рекреационный интерес или на которых находятся ландшафты удивительной красоты; 2) на которой высочайшие и компетентные органы власти страны предприняли шаги к предотвращению или исключению всякой эксплуатации и использованию всей его территории и обеспечению эффективного соблюдения правил в отношении экологических, и эстетических особенностей, которые привели к его образованию; 3) куда посетителям разрешается входить по специальному разрешению для вдохновения или просветительских, культурных и рекреационных целей».

Старейшим национальным парком мира является Йеллоустонский (США), созданный в 1872 г., т.е. почти 130 лет назад. С того времени число НП на Земле выросло до 3300.

В России первые НП — Лосиный остров и Сочинский — были образованы лишь в 1983 г.. За сравнительно короткое время количество российских НП достигло 35, что составляет почти одну треть от числа заповедников, система которых формировалась на протяжении 80 лет.

К национальным паркам относят участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах объектами, которые изымаются из хозяйственной эксплуатации и передаются в пользование национальному парку (сюда могут быть включены земли и акватории других землепользователей).

Определение НП закреплено в упоминавшемся выше Федеральном законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.). Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Национальные парки России подчинены единому органу управления – Министерству природных ресурсов (за исключением Лосиного острова, который находится в подчинении органов власти субъекта Российской Федерации).

Все НП России имеют единый перечень основных задач: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, и т. д.

Кроме основных, общих для всех НП задач, каждый парк, в силу специфики своего местоположения, природных условий и истории развития территории, выполняет еще и ряд дополнительных функций. Например, НП вблизи крупных городских агломераций и/или в популярных туристско-рекреационных районах призваны сохранить относительно слабо измененную природную среду и историко-культурные объекты от воздействия промышленности, лесного и/или сельского хозяйства, а также не допустить деградации экосистем под влиянием массового отдыха и туризма. Такие задачи решают Лосиный остров, Нижняя Кама, Русский Север, и ряд других национальных парков.

Карта «Особо охраняемые природные территории» показывает, что в ряде случаев территории НП и государственных заповедников соприкасаются. Такие НП в определенной степени отвлекают на себя часть посетителей, желающих попасть на территорию заповедника с чисто рекреационными целями. В национальных парках они могут найти необходимые условия отдыха и удовлетворять свои познавательные потребности.

Для более успешного выполнения национальным парком множества задач, которые иногда могут противоречить друг другу, на его территории устанавливается дифференцированный режим охраны в зависимости от природных, исторических и иных условий. Для этого проводится функциональное зонирование всей территории национального парка. В соответствии с Федеральным Законом в национальном парке может быть выделено до 7 функциональных зон. Одни из них являются основными, характерными для всех без исключения НП. К таким зонам относятся:

  • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка. Иногда эта зона объединяется с рекреационной зоной, предназначенной для отдыха;
  • обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей. Часто она совмещается с зоной хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национальных парков.

Наряду с этими основными, во многих НП выделяется особо охраняемая зона, отличающаяся от заповедной тем, что здесь допускается строго регулируемое посещение. В некоторых НП особо выделяется зона охраны историко-культурных объектов, если они расположены компактно.

Наряду с тем, что каждая функциональная зона имеет свой режим охраны и использования природных ресурсов, есть виды хозяйственной деятельности, запрещенные на всей территории НП. Это разведка и разработка ; строительство магистральных дорог, трубопроводов, высоковольтных линий и других коммуникаций; строительство хозяйственных и жилых объектов, не связанных с деятельностью НП; выделение садоводческих и дачных участков. Кроме того, запрещаются рубки главного пользования и проходные рубки. Запрещается вывоз с территории парков предметов, имеющих историко-культурную ценность.

Если НП находится в районе проживания коренного населения, допускается выделение специальных участков, где разрешено традиционное экстенсивное природопользование, кустарные и . Связанные с этим виды использования природных ресурсов согласовываются с администрацией парка.

Как уже отмечалось, при организации НП вся территория или ее часть изымаются из прежнего хозяйственного использования и предоставляется в ведение парка.

В каждом НП в соответствии с возложенными на него задачами проводятся научные исследования. Тематика их весьма разнообразна: от инвентаризации флоры и фауны и экологического мониторинга до специфических проблем биоэнергетики, популяционной экологии и др.

Благодаря высокой степени сохранности природных комплексов и их особой ценности, а также серьезным научным исследованиям российские НП получили международное признание. Так НП Югыд Ва включен ЮНЕСКО в Список Всемирного природного и культурного наследия, Водлозерский – в Список биосферных резерватов планеты.

Посещение НП осуществляется в виде так называемого экологического туризма. От обычного он отличается системой взаимосвязанных задач, решаемых в процессе посещения охраняемой территории: экологическое образование, повышение культуры взаимоотношения человека с природой, воспитание чувства личной ответственности каждого за судьбу природы.

Как показывает карта, НП по территории России распределены крайне неравномерно. Больше половины НП сосредоточено в Европейской части страны. В районах Крайнего Севера и Дальнего Востока пока не создано ни одного НП. На обширной территории Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера требуется создание новых НП и работа по их проектированию ведется очень активно.

Государственные природные заказники и памятники природы

Заказники первоначально были лишь формой охраны и их обитателей. Они создавались на определенный срок, необходимый для восстановления истощенных охотничьих ресурсов. К настоящему времени диапазон их деятельности значительно расширен.

По Федеральному Закону государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В зависимости от конкретных задач охраны природной среды и природных ресурсов государственные природные заказники могут быть ландшафтными (комплексными), биологическими (ботаническими или зоологическими), гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), палеонтологическими и геологическими.

Комплексные (ландшафтные) заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов) в целом. Биологические (ботанические и зоологические) создаются для сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов (подвидов, популяций) растений и животных, а также ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении. Для сохранения мест находок и скоплений останков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение, создаются палеонтологические заказники. Гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) заказники предназначены для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем. Для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта) создаются геологические заказники.

Территории (акватории) могут быть объявлены государственными природными заказниками как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников этих участков.

На территориях государственных природных заказников и их отдельных участков постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказников или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам. На территориях заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту среды обитания и сохранение их традиционного образа жизни.

Существуют государственные природные заказники федерального и регионального (местного) значения. Заказники федерального значения отличаются более строгим режимом охраны, комплексностью, неограниченным сроком действия. Они выполняют функции сохранения, восстановления и воспроизводства природных ресурсов, поддержания общего экологического баланса.

В Российской Федерации имеется около 3000 государственных природных заказников общей площадью свыше 60 млн га. На 1 января 2002 имелось 68 заказников федерального значения общей площадью 13,2 млн га. К их числу относится самый большой государственный природный заказник — Земля Франца- Иосифа (в пределах одноименного архипелага) общей площадью около 4,2 млн га.

Хотя государственные природные заказники являются категорией ООПТ более низкого уровня, чем заповедники и национальные парки, их роль в охране природы очень велика, что подтверждается приданием им статуса международных природоохранных организаций (19 государственных природных заказников федерального и регионального уровня находятся под юрисдикцией Рамсарской конвенции).

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. В зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение.

На карте особо выделены объекты всемирного природного наследия. По состоянию на 1 января 2002 г. в Список объектов природного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации включено 6 природных объектов, общей площадью 17 млн га: Девственные леса Коми, Озеро Байкал, Вулканы , Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, Центральный Сихотэ-Алинь.

Девственные леса Коми , объект включает территории национального парка Югыд Ва, Печоро-Илычского заповедника и буферную зону между ними, представляет собой самый крупный массив первичных лесов, площадью 3,3 млн га, из оставшихся в Европе.

Озеро Байкал , представляет собой огромный ареал, площадью 3,15 млн га, что делает этот объект одним из самых крупных во всем Списке ЮНЕСКО. Этот ареал включает само уникальное озеро с оостровом и меньшими по величине островами, а также всё естественное ближайшее окружение Байкала в границах 1-го водосбора, имеющее статус «прибрежной защитной полосы». Около половины всей площади этой полосы занимают ООПТ Байкальского региона (Баргузинский, Байкальский и Байкало-Ленский заповедники, Прибайкальский, Забайкальский и частично Тункинский национальные парки, Фролихинский и Кабанский заказники).

Вулканы Камчатки – объект так называемого кластерного типа, состоящий из 5 отдельных территорий общей площадью 3,9 млн га. В него включены территории Кроноцкого заповедника; Быстринского, Налычевского и Южно-Камчатского природных парков; Юго-западного тундрового и Южно-Камчатского заказников. Это единственный в мире регион, где на относительно небольшой территории сконцентрировано такое количество действующих и потухших вулканов, фумарол (дымящихся трещин вулканов), гейзеров, термальных и минеральных источников, грязевых вулканов и котлов, горячих озер и лавовых потоков.

В состав региона Золотые горы Алтая вошли Алтайский заповедник; трехкилометровая охранная полоса вокруг ; Катунский заповедник; природный парк Белуха, зона покоя Укок с режимом фаунистического заказника. Общая площадь территории объекта – более 1,6 млн га. Он расположен на стыке двух крупных физико-географических регионов: Центральной Азии и Сибири и характеризуется уникально высоким биоразнообразием и контрастностью ландшафтов от степей до нивально-гляциального пояса. Регион имеет ключевое значение в сохранении многих эндемиков, а также находящихся под угрозой исчезновения представителей животного мира и, в первую очередь, снежного леопарда.

Западный Кавказ представляет собой территорию (общая площадь около 300 тыс. га), уникальную как по богатству природными объектами и биоразнообразию, так и по красоте. Среди географов, биологов и экологов всего мира она славится, прежде всего, своими горными лесами с большим участием реликтовой и эндемичной флоры, а также богатством и разнообразием фауны.

Центральный Сихотэ-Алинь – в него входят Сихотэ-Алинский заповедник и горалий заказник. Ряд соседних с ними территорий других ОПТ, возможно, в перспективе также войдет в состав данного объекта.

В Список Всемирного наследия включен национальный парк Куршская коса . Это узкая песчаная полоса, отделяющая Куршский залив от его открытой акватории. Несмотря на высокую ландшафтную ценность данного объекта с научной, экологической и эстетической точек зрения, в 2000 г. он был принят в Список в качестве объекта не природного, а культурного наследия.

Согласно Федеральному Закону "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 100 государственных природных заповедников федерального значения общей площадью более 31 млн. га, в том числе сухопутной (со внутренними водоемами) - более 26 млн. га, что составляет около 1,53% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 4 краев, 35 областей, 6 автономных округов. Подавляющее большинство государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, 1 - в системе Минобразования, 4 - в ведении Российской академии наук, 1 - в ведении Рослесхоза.

Государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся около 5 тыс. штатных работников. История создания общегосударственных заповедников насчитывает 80 лет, первый такой заповедник был создан еще в конце 1916 г. - это знаменитый Баргузинский заповедник на Байкале, функционирующий и в наши дни.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

Экологическое просвещение;

Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

б) национальные парки;

Национальные парки в Российской Федерации стали создаваться с 1983 г., на сегодняшний день в России имеется 32 национальных парка (0,6% всей территории России). Практически все национальные парки находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и только два ("Переславский" и "Лосиный остров") находятся в ведении соответственно администрации Ярославской области и правительства Москвы.

Неповторимость системы заповедников и национальных парков России, их роль в сохранении природного наследия и биологического разнообразия признаны во всем мире. 18 российских заповедников имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 5 заповедников и 4 национальных парка находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 8 заповедников и 1 национальный парк подпадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 2 заповедника имеют дипломы Совета Европы.

Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

Сохранение историко-культурных объектов;

Экологическое просвещение населения;

Создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

Осуществление экологического мониторинга;

Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

в) природные парки;

Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

Сохранение природной среды, природных ландшафтов;

Создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

Разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

г) государственные природные заказники;

Это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

Комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

Биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

Палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

Гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

Геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласуется с собственниками, владельцами и пользователями участков земли и акватории, на которых они расположены. На территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

д) памятники природы;

Это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

е) дендрологические парки и ботанические сады;

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную.

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Хотя в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" зеленые зоны городов и других поселений не выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых природных территорий, по существу, они являются таковыми. В Законе об охране окружающей среды этот вид включен в главу "Природные объекты, находящиеся под особой охраной". Такие зоны выполняют средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции. К природным объектам особой охраны относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия.

Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. Окружающую среду можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (не загрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

С учетом особой значимости особо охраняемых природных территорий законодательством установлены специфические требования в отношении них. Так, Закон об охране окружающей среды запрещает изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Регулируется режим особо охраняемых природных территорий Федеральными законами "Об охране окружающей среды" (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ) и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), Земельным кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами.

Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы:

1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях -- для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.

2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.

3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

По критерию организационной структуры выделяют следующие группы особо охраняемых природных территорий.

1. Особо охраняемые природные территории, управление и охрану которых обеспечивают одноименные природоохранные учреждения (то есть некоммерческие юридические лица). В качестве примера можно привести государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.

2. Особо охраняемые природные территории, для управления которыми юридические лица не создаются. К их числу относятся памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.

И так, подводя итог данной главы, можно сделать вывод, что система законодательства об особо охраняемых природных территориях -- достаточно многоуровневая система. Правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в РФ являются:

а) Международные правовые акты. Например Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972 г. и т.д.;

б) Конституция Российской Федерации;

в) Федеральные закон "Об охране окружающей среды";

г) Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

д) Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

е) Постановления Правительства. Например Постановления Правительства Российской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. №1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий";

ж) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, принят отдельный закон - закон Республики Башкортостан "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" (в ред. от 28.02.08 № 537-з).

Не смотря на достаточно широки перечень нормативных правовых актов, с уверенностью можно сказать, что основным законодательным актом в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации является Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". В законе даются основные понятия особо охраняемых природных территорий. Также закон определяет категории и виды особо охраняемых природных территорий. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

Государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

Национальные парки;

Природные парки;

Государственные природные заказники;

Памятники природы;

Дендрологические парки и ботанические сады;

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Но проанализировав специальную литературу, можно увидеть, что основания для классификации особо охраняемых природных территорий достаточно разнообразны. Например классифицировать на три группы по признаку заповедности:

Абсолютное заповедование;

Относительное заповедование;

Смешанный режим.

Или например по критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.