Живопись финляндии художники картины. По залам музея Атенеум: наиболее известные и интересные экспонаты

Интерес к искусству в развитых странах сохраняет свою актуальность во все времена!
В Финляндии современное искусство продолжает развиваться и привлекает множество поклонников своей смелостью, самодостаточностью и конечно уникальными национальными приемами.
Сегодня, как и много лет назад, в современном искусстве Финляндии проглядывается особая связь финнов с природой. Скандинавский дизайн манит своей простатой и природными нотками. Тема взаимодействия человека и всего живого, что его окружает, в финском современном искусстве по-прежнему занимает ключевое место. Финские художники, фотографы, дизайнеры продолжают черпать вдохновение для своих работ в истинно живом и фундаментальном: человек, природа, красота, музыка.

Корреспондент культурно-информационного портала Finmaa встретился с известной, в кругах финской современной живописи, художницей Каариной Хелениус, и попытался узнать — чем и как живет современный художник в Финляндии.

Finmaa: — Что сегодня означает современное искусство в Финляндии?
— Я бы охарактеризовала современное искусство как работы, выполненные с помощью иных, новых технических приемов. Могут использоваться и старые приемы, но с новым взглядом на старые вещи.

Finmaa: — Насколько современное искусство востребовано, если говорить об интересе к нему со стороны реального покупателя? Можно ли занимаясь этим, зарабатывать на жизнь в Финляндии?
Современное искусство очень востребовано в Финляндии. Финны особенно интересуются работами молодых художников. Тем не менее в Финляндии не так много художников, которые зарабатывают на жизнь только искусством. Обычно, художник имеет профессиональное образование и выполняет параллельно другие виды работ. Я, например, являюсь графическим дизайнером. У меня свое рекламное агентство и днем я работаю в своем офисе. Я люблю заниматься и тем и другим, так что с удовольствием выполняю два вида работ.

Finmaa: — Ты живешь и работаешь в городе Хямеэнлинна. Как, по-твоему, в этом городе или вообще в Финляндии подходящая атмосфера для творчества?
— Хямеэнлинна — это небольшой город, который удобно расположен по отношению к другим культурным городам Финляндии. Отсюда легко добраться до Хельсинки или Тампере. Хямеэнлинна очень спокойный город, здесь безопасно жить и легко заниматься творчеством. Например, моя студия, где я рисую свои картины, находится на территории бывших казарм. Здесь очень тихая и спокойная атмосфера, красивая природа и отличное место для прогулок.

Finmaa: — Что тебя вдохновляет в твоей работе? Как рождаются образы твоих картин?
-Меня вдохновляет музыка, мода и природа. Все картины я создаю в своей голове, а когда начинаю рисовать, то уже знаю что должно получиться.

Finmaa: — Сколько времени занимает одна работа, тебе легко даются твои картины или это действительно сложный и кропотливый труд?
— На одну картину уходит примерно 2 — 4 недели. Я использую масленые краски, которые наношу мазками на материал. Все образы рисую сначала в голове, идей появляется очень много. Если в моей работе присутствуют человеческие образы, то приглашаю настоящих людей и делаю наброски с натуры, а затем, на основе эскиза, начинаю рисовать картину. Стараюсь как можно лучше рисовать эскиз, так как времени всегда ограниченно. Я работаю в своем ателье по вечерам после своей основной работы и на выходных.

Finmaa: — Ты рисуешь натуры, это направление более востребовано сегодня или это твое самовыражение?
— В своих работах я не пытаюсь создавать модные картины или делать акцент на обнаженных людях. Я всегда хочу показать чувства или события. Человек является лишь частью идеи.

Finmaa: — Как ты увлеклась рисованием? С чего ты начинала?
— У меня профессиональное художественное образование. Я училась в художественной школе в городе Хювинкяа. У меня также есть образование в сфере торговли и графического дизайна.
Я увлеклась рисованием случайно, в 18 лет. Мне понравилась это занятие, и я пошла учиться на профессионального художника. Чуть позже, я поняла, что это занятие мне по душе и я хочу серьезно работать в этой сфере. После художественной школы я обучалась графическому дизайну, который мне тоже очень нравился. В Финляндии трудно быть просто художником, несмотря на поддержку со стороны государства. Так началась моя карьера в сфере искусства. Позднее у меня появились свои выставки, которые проходили в разных городах Финляндии.

Finmaa: — С какими трудностями сталкивается в своей работе художник или дизайнер в Финляндии?
— В Финляндии, художники могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства, но этого не достаточно для нормальной жизни. Также на продажу картин влияет экономическая ситуация в стране.

Finmaa: — Над чем ты работаешь сейчас?
— Сейчас я рисую картины для моей следующей выставки, которая пройдет в России, в городе Санкт — Петербург, в мае 2016 года. Также я планирую несколько выставок в Финляндии на 2016 и 2017 года.

Finmaa: — Чем еще любишь заниматься в свободное время? Есть ли у тебя хобби?
— Свободного времени у меня почти нет, но я люблю заниматься бегом и хожу иногда в спортзал.

Finmaa: — Любишь ли ты путешествовать? Удалось ли побывать в России и в каком городе? Что понравилось и запомнилось?
— Первый раз мне удалось побывать в России в марте 2015 года. Тогда я жила в Доме-Финляндии на Большой Конюшенной улице. Мне очень понравился этот город и я приехала второй раз, уже в сентябре. Мне очень нравится русская национальная кухня. Люди в Санкт — Петербурге тоже очень дружелюбные и приветливые. Меня очень интересует современное творчество и дизайн молодых российских художников. В Санкт — Петербурге много дизайнерских центров, выставочных галерей и модных магазинов. Я не говорю по-русски, только несколько слов знаю, но мне хотелось бы выучить этот язык. В других городах России я еще не была, но в Санкт — Петербург готова приезжать снова и снова!

Finmaa: — Если у тебя мечта?
— Я очень хочу продолжать заниматься любимым делом и создавать новые проекты. Недавно я работала над дизайном линейки серебряных украшений для одной финской компании. Проект оказался очень успешным и я надеюсь на дальнейшую работу в этой сфере.

Finmaa, 2016.
Хямеэнлинна, Финляндия

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (1854 –1905)

Альберт Эдельфельт родился в 1854 году в Финляндии вблизи Порво. Его отец был архитектором. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию. Однако мать была самым близким человеком для будущего художника. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери.

Портрет матери художника. 1883

Первые уроки живописи мальчик получил в школе Финского художественного общества в Хельсинки. Решив посвятить себя живописи, он поступает в Академию художеств в Антверпене, но через год переезжает в Париж, где берёт уроки у Л. Жерома.

Представитель реалистического направления. Испытал влияние импрессионизма. Автор исторических полотен, картин из народной жизни, пейзажей, портретов, отмеченных свободой и выразительностью художественной формы, тонкой передачей свето-воздушной среды, праздничной яркостью колорита.

Уже в двадцатитрёхлетнем возрасте Эдельфельт стал наиболее заметной фигурой финской живописи и возглавил борьбу молодого поколения художников за реализм и работу с натуры. Первоначально Альберт намеревался стать историческим художником. От него ждали патриотических полотен. Наиболее известной картиной этого плана стало "Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга"(1878). Этот сюжет освещает борьбу за власть в Финляндии, развернувшуюся в конце ХVI века.

Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга. 1878

Чудесной игрой красок и свежестью молодости притягивает картина "Королева Бланка с ребёнком" (1877).

Но постепенно живая жизнь родной земли привлекает его больше и больше. Следующие работы живописца были созданы уже в стиле реалистического изображения народного быта. На родине Альберт не раз выезжал с рыбаками в открытое море, а затем в студии в Хайко специально поставил распиленную рыбацкую лодку для точного выполнения деталей. Успех картины "Похороны ребёнка" (1879), а также настоящая удача картины "На море" (1883) сделали Эдельфельта признанным на родине мастером.

Похороны ребёнка. 1879

На море. 1883

Весомее всего подтвердили репутацию А.Эдельфельта как национального художника его картины из жизни простых людей Финляндии: "Мальчики у воды" (1884), "Девушка с граблями" (1886), "Бабы из Руохолахти" (1887).

Русский критик В.В. Стасов писал: "Лучше всех их финляндцев, конечно, Эдельфельт, а у него замечательнее всего картина "Прачки" (1889), полная здорового, свежего реализма и жизни". Эта картина осталась в России, а с 1930 г она - в Эрмитаже.

Прачки. 1889

Внимание зрителей всегда притягивает проникнутая истинно "парижским духом" картина "В Люксембургском саду" (1887). В пленэрных работах этих лет А.Эдельфельт уделяет много внимания проблемам света и красок.

В Люксембургском саду. 1887

Совершив поездку по Европе, Эдельфельт надолго остановился в Петербурге. Впервые он приехал в Санкт-Петербург в 1881 году. Российские художники и общество с восторгом встретили А.Эдельфельта, В 1881 г молодой финский живописец представил свои работы на суд Санкт-Петербургской Академии. Он имел большой успех: ему было присвоено звание академика и организована персональная выставка в Царском селе. Эдельфельт был представлен царской фамилии. По желанию государя Александра III он выполнил копию картины "На море", и сделал ряд заказных работ. В этот же период художник создаёт несколько жанровых портретов, из которых самым популярным стал портрет сестры художника Берты с собачкой на даче в Хайко.

Добрые друзья. 1881

Под названием "Добрые друзья" (1881), повторы этой картины хранятся в Атенеуме и в Гётеборге. Близкая по характеру картина "В детской" (1885) была куплена Александром III для Гатчинского дворца. В Атениуме выставлен также созданный в эти годы портрет Софи Манзей.

Портрет Софи Манзей.

Благодаря популярности и авторитету А. Эдельфельта, искусство Финляндии получило признание в России. В Петербурге Эдельфельт познакомился с молодыми деятелями нового русского искусства Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа: "Мы буквально висели на Эдельфельте, в наших глазах его голова была окружена ореолом парижского признания", - писал позже Бенуа. Близость финских и русских художников ознаменовалась несколькими совместными выставками. Крупнейшая из них была в 1898 году в музее при училище барона Штиглица. Там были представлены работы в то время молодых художников: Серова, Репина, Врубеля - из российских; и М. Энкеля, Галлен-Каллела, Ярнефельда - с финской стороны. Выставка возбудила большой интерес к финской культуре и самой Финляндии среди русской публики.

Но главной формой творчества для А. Эдельфельта в зрелые годы была портретная живопись. Эдельфельт много и успешно работал в жанре портрета. П о заказу правительства Франции он написал п ортрет Луи Пастера (1885). В 1880 и 1890х гг Эдельфельт много работал по заказам русского царского двора. Но кроме официальных портретов он создавал прекрасные творения: "Портрет матери", "Сказительница Ларин Параске", портреты великих финских актрис Айне Акте и Иды Аалберг.

Пейзаж занимает сравнительно немного места в творчестве Эдельфельта. Однако, в Эрмитаже есть его работы: "Вид на Порво", акварель "Вид на озеро в Каукола", офорт "Сосна в снегу". В Эрмитаже представлен также ряд рисунков и иллюстраций замечательного финского мастера.

Очерк творчества Эдельфельта будет неполным, если не упомянуть об его последней работе: В 1900-1904 гг художник был занят созданием монументального панно в актовом зале Хельсинкского университета на тему: "Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г". Композиция была выполнена в виде парадного шествия в костюмах ХVII века.

Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г. 1902 (Кликабельно)

Альберт Эдельфельт скончался скоропостижно на даче вблизи Порво в августе 1905 года. Это был удар для финского искусства. Но его картины также интересны и понятны нам, как были близки его современникам.

Владимир Лосев

Молодая женщина в будуаре. 1879

На Елисейских полях. 1886

Портрет сестры художника Берты Эдельфельт. 1884

Портрет матери художника. 1902

Женщина под зонтиком. 1886

Дети царя Александра III

Парижская модель. 1885

Мария Магдалина. 1891

Горе. 1894

Финские рыбаки. 1898

Христос и Мария Магдалина. 1890

Портрет Луи Пастера. 1885

Мальчики, играющие на берегу. 1884

Маленькая лодочка. 1884

Женщина в лодке. 1886

Соседки, сидящие у церкви после обедни. 1887

Карельские женщины. 1887

Девочка, вяжущая носок. 1886

Земляника.

Задумчивая женщина у церкви. 1893

Сольвейг

Богослужение на архипелаге Уусимаа.

Возвращение с крестин.

Портрет молодой женщины. 1891

Читающая парижанка. 1880

Портрет мадам Валери-Радо. 1888

Hugo Simberg
Haavoittunut enkeli - Раненый ангел
(1903)
Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».

2.


Albert Edelfelt
Pariisin Luxembourgin puistossa - В Люксембургском саду Парижа.
(1887)

3.

Akseli Gallen-Kallela
Akka ja kissa - Бабка и кошка
(1885)
У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.
Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.
Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.
Слово akka я всегда с трудом перевожу - и «баба», и «бабка».

4.

Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck - по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.
Есть и более известные картины финских авторов, но уж больно они иногда мрачные.
А здесь именно лучик света и тепла.
Картина 1882 года, Tanssiaiskengät - Танцевальные туфельки.

Fanny (Maria) Churberg родилась в Финляндии 12 декабря 1845г. в г. Вааса. Финская художница-пейзажистка, одна из величайших мастеров своего времени.Её отец Матиас (Matias Churberg) происходил из фермерской семьи,но по профессии был врачом, а мать Мария была дочерью священника.Фанни был третьим ребенком в семье из семи детей. Четверо ее братьев и сестер умерли в раннем детстве, и поэтому Фанни росла с двумя старшими братьями Вальдемаром и Торстеном.Когда Фанни было двенадцать лет ее мать умерла, и ей пришлось взять большую часть ответственности за ведение домашнего хозяйства. Позже её отправили в школу для девочек в Порвоо, она вернулась в Ваасу, когда ей исполнилось 18 лет. В 20 лет умер её отец. Фанни ухаживала за ним день и ночь в последние месяцы его жизни. После смерти отца она и ее братья переехали в Хельсинки, где они жили с тетей.Тяга к рисованию у Фанни была с детства и вот в 1865 году она наконец-таки начала свою художественную подготовку в Хельсинки с частных уроков у Александра Фростеруса-Зальтина, Эммы Гюльден и Адольфа Берндта Линдхольма ( Alexandra Frosterus-Såltin , Emma Gyldén and Berndt Adolf Lindholm ). Продолжая учебу в Дюссельдорфе в Германия, она всегда возвращалась на лето в Финляндию и много рисовала. Она была одной из первых финских художников, побывавших в творческих поездках во Франции в Париже. Хотя творчество Фанни осталось в значительной степени в стиле школы дюссельдорфской пейзажной живописи, она открыто выразила энтузиазм в изображении прежде всего сельской местности с её драматическими ситуациями, опираясь, на технику быстрого мазка и скромность цвета. Её работы резко отличались от работ своих современников, это зависело от её сообственных ощущений субъектов, например, напряженной атмосферы перед грозой на открытой местности или глубокой, болотистой сердцевины леса.Она воспринимала всё это по-своему, по-фински...Надо сказать, что выставочные работы Фанни в её бытность были подвержены сильной критике, что, конечно же, подрывало её силу духа, вызывало сомнения, она иногда теряла веру в свой талант, но продолжала писать для себя.

В лесу.

Старая Вааса, родина Фанни .Рисунок 1840г. Johan Knutsson .Вааса - морской город, расположенный на западе Финляндии на берегу Ботнического залива. Город является административным центром провинции Остроботния, именно в этой провинци у отца Фанни была старинная усадьба, вести хозяйство в которой, вырастив, планировала в детстве Фанни с братьями...Но судьба распорядилась иначе...

Пейзаж с видом на реку. На картине, вероятно изображена заготовка и сушка на валунах тростника

Местечко на Рейне Картина написана в бытность учебы Фанни в Дюссельдорфе, когда развилось мощное течение в художественных кругах Германии писать с натуры, когда природу стали считать своим учителем.Художники обычно отправлялись партиями на южный Рейн....

Пейзаж со скирдами.

Озимая рожь в скирдах.


Весеннй пейзаж.

Водопад.


Обветренные скалы, поросшие лесом.


Лунный пейзаж.

Лес (эскиз).

Лес (эскиз).

Старое дерево (эскиз).

Летняя зелень.

Август.

Осенний пейзаж.

Вечер.

Зимний вечер.

Зимний пейзаж.

Зимний пейзаж после захода солнца.

Зимний пейзаж.

Уусимаа.Пейзаж.

Сумерки в лесу.


Пейзаж.

Озеро в Альпах.

Березы у воды.

Сосна.

В жизни она была так же одинока, как вот эта её сосна...Фанни, несмотря на плодотворные в смысле карьеры художницы годы после учебы - она оставила за это время 300 работ, все же прожила довольно короткую и грустную жизнь.После смерти родителей на ней остался дом и, несмотря на то, что старшие, братья.Именно им, двум старшим братьям она посвятила свою жизнь и заработок художницы, не столь великий, шел на их содержание.Старинная усадьба, некогда приносившая доход, ушла за долги. Фанни сильно привязалась к братьям, но когда ей исполнилось уже 32 года, женится и уезжает один из братьев, а когда Фанни уже 37 - умирает от длительно текущего туберкулеза второй. Рисовала она до 35лет, а потом уже не было желания рисовать, но она оставалась в курсе художественной жизни.В 37 лет после смерти брата у Фанни, и так не блиставшей здоровьем, не осталось ни желания, ни силы воли к жизни, и тихим холодным октябрьским утром 1882г. она из неё ушла...

Лунный пейзаж.

Утреннее настроение.

Летний пейзаж.


Пейзаж.

Пейзаж в Лапландии.

Натюрморт с овощами и копченой сельдью.


Натюрморт

Долгие годы считалось, что написанный Альбертом Эдельфельтом портрет племянников Александра III, был утерян или уничтожен. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Финский искусствовед случайно обнаружила считавшееся утраченным произведение Альберта Эдельфельта в собраниях российского регионального музея. Исследовательница хотела бы привезти картину на выставку в Финляндию.

Полотно известного финского живописца Альберта Эдельфельта (1854-1905), долгие годы считавшееся утраченным, было найдено в России в Рыбинском музее. Финский искусствовед Сани Контула-Вебб нашла написанную в 1881 году картину при помощи интернет-поисковика.

– Работу я увидела случайно, но я её идентифицировала, поскольку ранее тщательно изучала эту тему.

Выпускница Петербургской академии художеств Контула-Вебб видела эскизы этого произведения в хельсинкском художественном музее Атенеум. С помощью эскизов удалось установить и личность изображённых на портрете детей: это племянники российского царя Александра III. На одном из эскизов Эдельфельт указал их имена.


Искусствовед Сани Контула-Вебб. Фото: David Webb

Длинноволосые мальчики на картине одеты в платья согласно моде конца 19 века. В Рыбинском музее полагали, что на ней изображены девочки. Музейные работники были рады новой информации о картине.

– Мы считали, что это девочки, а выяснилось, что изображены сыновья великого князя Владимира Борис и Кирилл, – рассказывает заместитель директора Сергей Овсянников.

Картина рассказывает о контактах Эдельфельта с царской семьёй

Произведение попало в собрание Рыбинского музея после революции. Согласно подписи на обратной стороне картины, ранее она находилась во Владимирском дворце Санкт-Петербурга.


Красная площадь, Рыбинск. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Дополнительное значение находке придаёт то, что картина указывает на тесные контакты финского художника с городом на Неве и царской семьёй.

– Вероятно, именно этот портрет был решающим с точки зрения блестящего развития карьеры Эдельфельта при царском дворе, – отмечает Контула-Вебб.

Впоследствии Эдельфельт написал портрет детей Александра III Михаила и Ксении, а также несколько портретов последнего русского царя Николая II.

Связи финских художников с Россией пока мало исследованы

В своё время Эдельфельт пользовался популярностью в России. Его работы хранятся в собраниях как петербургского Эрмитажа, так и московского Пушкинского музея.

Сегодня же Эдельфельт как, впрочем, и другие художники Золотого периода финской живописи российскому зрителю практически неизвестны. Также в финских искусствоведческих исследованиях внимание особо не акцентируется на связях финских художников с Россией.

Контула-Вебб сейчас готовит диссертацию о связях Петербургской академии художеств с финской художественной жизнью.

– Надеюсь, благодаря этой находке Эдельфельта вновь обретут в России, и в Финляндии вспомнят о важных связях финских художников с Россией.


Заместитель директора Рыбинского музея Сергей Овсянников. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Контула-Вебб поинтересовалась у сотрудников Рыбинского музея о возможности привезти считавшуюся утраченной картину на выставку в Финляндию. Заместитель директора Сергей Овсянников отнёсся к идее положительно.

– Если Финляндия хочет получить картину на выставку, то мы сделаем всё зависящее от нас для того, чтобы проект удался.

Всё же, по словам Овсянникова, для потенциальной поездки в Финляндию картину нужно отреставрировать.